Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Водопьянова Наталья Анатольевна

Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального
<
Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Водопьянова Наталья Анатольевна. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального : Дис. ...канд. филос. наук : 09.00.13 Ставрополь, 2001 143 с. РГБ ОД, 61:02-9/135-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования информационной культуры 14

1. Сущность и содержание информационной культуры 14

2. Основные этапы развития информационной культуры ...30

3. Информационное взаимодействие как основа формирования информационной культуры 42

Глава 2. Общественные и индивидуальные аспекты ин формационной культуры 57

1. Информационно-психологическая безопасность как фактор регламентации информационного пространства 57

2. Информационная культура личности и проблема человеческой индивидуальности 72

3. Ценность информации и «нравственно-этические нормы в системе информационных коммуникаций 90

Заключение 103

Примечания 107

Библиография 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется тем, что ни одна сфера бытия человека не может нормально функционировать и развиваться без своевременного и полного обеспечения необходимой информацией, умения её быстро, качественно и адекватно воспринимать, хранить, обрабатывать, использовать и передавать. Информация всегда оказывала влияние на формирование личности, её мировоззрение, стереотипы поведения, степень общественной активности и культурный облик как отдельных индивидов, различных групп, так и общества в целом. Возрастающие информационные потоки делают процессы восприятия, понимания и оценки информации всё более сложными. В сложившейся ситуации возникла необходимость в глубокой разработке понятия «информационная культура» и проблем, связанных с формированием информационного общества.

Имеющиеся публикации по проблеме информационной культуры констатируют наличие огромного эмпирического материала, актуальность и значимость этой проблемы, повышение её роли в системе управления общественными процессами. Между тем, само понятие «информационная культура окончательно не прояснено и истолковывается по-разному в силу наличия ряда методологических подходов. Эти проблемы пытаются разрешить как специалисты в области информатики, кибернетики, педагогики, психологии, так и в области философии.

Следует отметить, что актуальность изучения проблемы информационной культуры обусловлена следующими факторами.

Во-первых, эта проблема концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменения информационных процессов и, таким образом, прогнозировать её дальнейшее развитие. Это обусловливает актуальность мировоззренческих аспектов проблемы.

Во-вторых, исследование особенностей формирования и развития информационной культуры определяется практическими потребностями, так как способствует осмыслению качественных изменений общества, глубоких социальных перемен, особенно характерных для современного этапа развития цивилизации, показывая тем самым противоречивый характер исследуемого феномена. Это определяет актуальность социального аспекта проблемы диссертационного исследования.

В-третьих, важность философского осмысления проблемы информационной культуры определяется недостаточностью её исследования в рамках отдельных наук (педагогика, информатика и др.). Это обусловило необходимость глубокого анализа мировоззренческих, социальных и методологических аспектов проблемы информационной культуры.

Важно отметить недостаточную разработанность проблемы информационной культуры и в философском аспекте. Во многом это обусловлено многозначностью терминов «информация» и «культура», которые и составляют содержание понятия «информационная культура». Все выше перечисленные аспекты определяют необходимость философского осмысления информационной культуры, значение и роль которой возрастает в последнее время пропорционально увеличению объёма информации в обществе.

Внимание исследователей к проблеме информационной культуры обусловлено также тем, что современный мир вступил в фазу активного информационного развития, которая характеризуется глобальностью информационных процессов. Информационные угрозы всё больше оказывают негативное влияние на развитие, воспитание, образование, психику личности, здоровье, личностные характеристики, политические ориентации, идеологические установки, жизненные запросы разных слоев общества, а также влияют на процессы реализаций общегосударственных программ, оказывают то или иное воздействие на национальные интересы и социокультурные потребности людей. Информационные угрозы общественному сознанию выражаются в снижении общего уровня культуры населения, в утрате на-

циональных, духовных ценностей, в распространении антигуманных идей и, как следствие, в неадекватном поведении отдельных лиц, групп и масс в целом.

В связи с этим возникает понятие информационно-психологической безопасности, формирование которой становится одной из основных проблем и требует безотлагательного решения. Информационно-психологическая безопасность является важнейшей составляющей информационной культуры и выступает регламентирующим фактором информационного пространства. Это, несомненно, свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Философский аспект проблемы информации и информационной культуры в той или иной степени затрагивался специалистами в различных областях научного и философского знания. Начало исследованию этой проблемы было положено в середине XX века.

Впервые феномен информации как объект самостоятельного исследования был рассмотрен в работах К. Шеннона и Н. Винера (1), относящихся к сороковым годам XX века. В их теориях информация понималась, с одной стороны, как снимаемая, уменьшаемая неопределённость, а с другой — информация характеризовала теперь не только аспект человеческого общения, но и коммуникативные явления в технике и других процессах. Модель связи, предложенная К. Шенноном (источник — передатчик — канал передачи — приёмник — адресат — источник помех), легла в основу многих работ по современной теории коммуникации. Собственно, начиная с этого времени, можно говорить о появлении понятия «информационная культура» и самостоятельного анализа информационных процессов в культуре.

Большую значимость для данного исследования имеют работы канадского социолога М. Маклюэна (2), который связывал социокультурный процесс с особенностями получения, переработки и передачи информации. Еще в 60-х годах он выдвинул тезис, что смена эпох в истории человечества

6 определяется господствующими средствами коммуникации (язык, печать,

телевидение, компьютер и другими). Следует выделить также работы Е. Масуды, А. Тоффлера, Д. Белла и других (3), в которых понятие информационной культуры связывалось с формированием нового, постиндустриального или информационного общества, где главную роль играет не материальное производство, а обработка информации.

Из отечественных учёных следует выделить работы Г.Г. Воробьёва, А.А. Гречихина, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, В.М. Петрова, Л.В. Сквор-цова и других (4), в которых исследуются фундаментальные теоретико-методологические проблемы информационной культуры общества и личности, их философские основания. В их трудах отражены сущностные особенности информационной культуры, предприняты интересные попытки определения содержания этого понятия и раскрытия его структуры. Т.С. Илларионова, А.И. Ракитов и другие (5) рассматривают подходы к формированию современной информационной политики как важнейшей составляющей информационной культуры. Вопросами формирования информационной культуры в образовательном и воспитательном аспектах занимаются С.Г. Антонова, Л.С. Болотова, Ю.С. Брановский, М.Г. Вохрышева, В.А. Шаповалов и другие исследователи (6).

Н.П. Ващекин, В.З. Коган, М.С. Мириманова, А.Д. Урсул, Ю.А. Шрейдер и другие (7) рассматривают роль информации в контексте культуры, при этом в центре внимания оказывается проблема передачи, переработки и хранения информации, подчёркивается значение информации для жизнедеятельности и дальнейшего развития культуры.

Для анализа информационной культуры большое значение имеют труды отечественных исследователей С.С. Андреева, В.Г. Афанасьева, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, А.И. Ракитова, С.Н. Смирнова, А.П. Суханова и других (8).

Общетеоретические вопросы информационной культуры в целом исследуют Р.С. Гиляревский, Б.А. Глинский, Ю.М. Горский, А.Н. Ефимов,

А.И. Манкевич, А.И. Михайлов, Г.Л. Смолян, А.В. Соколов, А.И. Черный и некоторые другие учёные (9).

В 1990 году в г. Новосибирске вышел сборник научных трудов «Информатика и культура» (10), в котором впервые понятие «информационная культура» осознается и рассматривается как особое актуальное исследовательское направление. Авторы его ставили своей целью проанализировать закономерности информатизации современного общества как духовно-материального процесса и пути становления информационной культуры.

В 1993 году актуализировалась работа по данной проблематике. В рамках Международной Академии информатизации было создано отделение информационной культуры, объединившее учёных разного отраслевого профиля из разных стран.

В последнее время всё большее внимание привлекают проблемы информационно-психологической безопасности и информационных войн, которые рассматриваются как продукт информационной революции. Среди учёных, работающих в этом направлении, следует выделить Д.А. Ловцова, С.А. Комова, Г.Г. Почепцова, СЮ. Решетину и других (11).

Важно отметить, что в большом потоке литературы по интересующей нас проблематике наименее разработаны вопросы, связанные с информационным взаимодействием в качестве формирования информационной культуры, а также анализ информационной культуры как фактора взаимодействия общественного и индивидуального, что и определило формулировку объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования и его структуру.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является информационная культура как системный феномен.

Предметом исследования являются процесс взаимодействия между личностью и обществом под воздействием информационной культуры.

Цель и задачи исследования. Диссертант ставит своей целью рассмотреть феномен информационной культуры как фактор взаимодействия

общественного и индивидуального с позиции философии культуры. Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих задач:

рассмотреть теоретико-методологические основы формирования и развития информационной культуры, выявить её философскую сущность и содержание;

исследовать основные этапы развития информационной культуры;

проанализировать информационное взаимодействие как основу для формирования информационной культуры, выделить виды информационного взаимодействия;

выявить общественные и индивидуальные аспекты информационной культуры, установить их сочетание и взаимосвязь;

показать информационно-психологическую безопасность в качестве регламентирующего фактора информационного пространства;

рассмотреть нравственно-этические регламентирующие нормы в системе информационных коммуникаций как проявление информационной культуры во взаимодействии общественного и индивидуального.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, социокультурный и культурантропологический подход к проблеме информационной культуры, сравнительный анализ различных концепций, сложившихся в научной литературе, системный анализ социодинамики информационной культуры, аксиологический подход к оценке социальной динамики информации, а также культурно-типологический метод выявления характерных особенностей изучаемого феномена, его структуры.

Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, культурологов, в которых изложены исходные теоретические основы информационной культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

следующем:

впервые ставится вопрос об информационной культуре как факторе регламентации взаимоотношений между личностью и обществом, возникающей на основе информационных потребностей личности и общества;

в качестве форм регламентации взаимоотношений личности и общества рассматриваются информационная инфраструктура как система информационно-психологической безопасности общества и личности, а также индивидуальная информационная культура;

выделены типы информационной культуры, определяющие взаимодействие личности и общества, в частности массовая информационная культура, специализированная (профессиональная) информационная культура и индивидуальная информационная культура;

информационно-психологическая безопасность представлена как одна из составляющих информационной культуры в качестве регламентирующего фактора информационного пространства общества и информационного поля индивида.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Информационная культура — это общественное явление интегра-тивного характера, которое изучается с позиций различных наук: педагогики, информатики, философии и других. Её можно определить как процесс, эволюционирующий в обществе в поиске наиболее оптимальных форм регламентации взаимодействия, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование её индивидом.

  2. Информационная культура берёт начало своего существования от периода становления человечества. Интенсивность информационного обмена приводила к информационным кризисам, которые каждый раз выводили информационную культуру на новый уровень развития. Можно говорить об

информационной культуре Античности, Средневековья и так далее, но особый интерес в этом плане представляет рассмотрение современного этапа развития информационной культуры, который высветил её регламентирующий характер по отношению к индивиду, всей иерархии социальных общностей.

  1. Основой формирования массовой, специализированной и индивидуальной информационной культуры выступает информационное взаимодействие, под которым следует понимать информационные процессы, происходящие между его участниками по поводу производства, передачи и потребления информации. Основу информационного взаимодействия составляют информационные ресурсы, которые являются особо значимыми в плане формирования информационной культуры. Инструментом формирования информационных ресурсов являются информационные потоки — векторы передачи информации, слагаемыми которых являются информационные каналы. Степень развитости информационного взаимодействия характеризует уровень развития информационной культуры.

  2. Информационно-психологическая безопасность как одна из составляющих информационной культуры, выступает регламентирующим фактором информационного пространства. Защищённость от социальных сбоев любого рода, способность противостоять внешним угрозам, готовность к прогнозированию конфликтов и разрешению их на ранних стадиях — всё это составляет содержание информационных факторов, которые формируются в зависимости от соответствующего уровня информационной культуры. Уровень развития информационной культуры того или иного субъекта определяет его информационное пространство.

  3. Проблема человеческой индивидуальности определяется его потребностью в информации, которая является субстанциональным атрибутом человека, так как процесс его жизнедеятельности во многом зависит от способности воспринимать внешнюю информацию и моделировать в соответствии с ней своё отношение к окружающему миру и к самому себе. Она

11 проявляется как в индивидуальной информационной культуре, которая определяется совокупностью информационных потребностей, так и в специализированной информационной культуре, представляющей собой интегра-тивную качественную характеристику своеобразия процессов производства, преобразования, хранения, передачи и потребления профессиональной информации.

6. Современный этап характеризуется тем, что особо актуальным становится выработка нравственно-этических норм в системе информационных коммуникаций. Трудность в этом аспекте прослеживается в коммуникациях, связанных с функционированием информационной техники. Для стабильного положения человека в обществе следует подчеркнуть важность образования информационных связей, которые выступают как способ организации информационного пространства, информационного поля индивида. Эти аспекты способствуют формированию информационной культуры общества и индивидуальной информационной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблемам информационного общества и информационной культуры, в исследовании её конкретных типов, а также в разработке теоретико-методологических основ философии культуры, культурологии, социальной информатики, конфликтологии.

Теоретические обобщения и практические выводы широко используются в преподавании как базовых учебных дисциплин, таких как социальная философия, концепции современного естествознания, так и при разработке и проведении курсов по выбору «Социальная информатика», «Культура межнационального общения» и других. Практическая значимость диссертации заключается также в возможности разработки отдельного спецкурса «Информационная культура» для различных специальностей высших учебных заведений.

Материалы диссертации имеют большой потенциал для дальнейшего внедрения в учебный процесс в высшей школе, а также представляют интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

С отдельными положениями диссертации автор выступила на занятиях аспирантского семинара кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Некоторые разделы диссертации разрабатывались в рамках научных проектов «Университеты России — фундаментальные исследования», проект №990561 «Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе» (2000-2001гг.); проект №015.10.01.020 «Российская цивилизация на Северном Кавказе: синергетическая модель современного развития» (1999-2001 гг.).

Основные положения диссертации были изложены на научных и научно-практических конференциях: на 44-й научно-практической конференции «Университетская наука — региону» (секция «Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания»), Ставрополь, апрель 1999 г.; на научной конференции «Социально-экономическая и политическая сбалансированность в условиях развития местного самоуправления» (секция «Гармонизация межэтнических отношений»), Ставрополь, сентябрь 1999 г.; на 45-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (секция «Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации»), Ставрополь, апрель 2000 г.; на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы образования: опыт и перспективы», Ставрополь, октябрь 2000 г.

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объёмом 2,1 п.л.

Структура и объём исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, и заключения. Она изложена на 143 страницах. Список использованной литературы составляет 253 наименования.

Сущность и содержание информационной культуры

Понятие информационной культуры сформировалось в процессе активизации исследовательского внимания к механизмам информационного обмена в связи со значительным усилением роли информации в социокультурных процессах в середине - второй половине XX века, развитием математического моделирования процессов информационной обработки, появлением автоматизированных информационных систем и быстрым качественным изменением средств переработки и передачи информации. Сильными стимулирующими факторами, вызвавшими привлечение внимания к понятию информационной культуры со стороны различных наук, в том числе и философии, стали также интенсивно проводимые исследования в области массовой коммуникации и массовой культуры, где это понятие используется в качестве важного объяснительного принципа языково-коммуникативных актов.

Между тем само понятие «информационной культуры» не прояснено окончательно и истолковывается по-разному. Это связано с тем, что терминологически «культура» и «информация», которые составляют понятие «информационная культура», являются одними из наиболее абстрактных понятий. Существует множество определений понятий «культура» и «информация», по-разному их трактующих. В зависимости от этого в понятие «информационная культура» вкладывается различный смысл.

В научной литературе выделяются несколько подходов к изучению феномена информации. До середины XX века под «информацией» понимались только сведения и сообщения, передаваемые человеком с помощью знаковых средств; способность к передаче информации рассматривалась как отличительная характеристика человека — разумного вида, однако с развитием науки и техники термин «информация» стал применяться и для характеристики процессов обмена сигналами в живой природе (сигнальное поведение у животных и растений, генетическая передача данных в клетках и так далее), а также в среде автоматизированных средств.

Интерес к изучению информационных процессов, к количественной и качественной оценки информации, возникший в начале XX века, был обусловлен развитием логико-математических, логико-семантических и семиотических исследований, привлекших внимание к проблемам представленности знаков и значений, значительным увеличением объёмов передаваемой информации и развитием технических средств её передачи (телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение), происходившем в рамках модернизацион-ных процессов.

В первой трети XX века исследования информации преследовали прежде всего цели уточнения процессов её формализации и оптимизации условий её передачи. Однако уже к середине XX века появились первые теоретические исследования, сформировавшиеся в ряде теорий информации. Среди них следует выделить вероятно-статистическую теорию (подход К. Шеннона): информация — это сведения, которые уменьшают или снимают неопределённость после их получения, то есть производят отбор необходимых элементов из некоторой совокупности элементов (1). Степень неопределённости сообщений стали измерять величиной, получившей название «энтропия». Следовательно, информацию можно представить как уменьшение неопределённости в результате передачи сведений, данных, сообщений — в этом качестве информация противопоставляется энтропии.

На ряду с теорией К. Шеннона, существуют комбинаторный, топологический, алгебраический и другие подходы к определению понятия «информация».

Многочисленные подходы к осмыслению понятия информации привели к возникновению двух преобладающих концепций этого понятия — атрибутивной и функциональной. Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу её наличия в неживой природе. Первая рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи (А.И. Берг, В.М. Глушков, А.Д.

Урсул и другие), а вторая — как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизуемых систем (Л. Бриллюэн, Н.И. Жуков, Д.И. Дубровский и другие) (2).

В настоящее время изучение информации в социокультурных науках осуществляется по двум направлениям: 1) изучение информационных процессов различных культурных общностей (государств, этносов, цивилизаций и так далее); 2) исследование локальных информационных процессов в различных видах деятельности (политическая деятельность, социальное участие, реклама и так далее). Исследования такого рода, как правило, имеют прикладную направленность и наиболее широко привлекают достижения информатики и кибернетики. Такие исследования посвящены прежде всего современным проблемам информационного обмена. Глобализация информационных процессов на протяжении всего XX века определила признание исключительной важности информационных процессов для развития современного общества и сделала информацию предметом не только научного, но и философского рассмотрения.

В проводимом исследовании диссертант придерживается атрибутивной концепции информации.

Таким же многообразием определений характеризуется понятие «культура». Выделим три основных подхода, которые позволят рассмотреть информационную культуру в целостности.

Основные этапы развития информационной культуры

Информационная культура проходит целый ряд этапов в своём развитии. Она начиналась с общения, с обмена информацией с помощью языка, ставшего затем одним из важнейших элементов информационной культуры. Проблемы распространения информации в обществе начинают осознаваться ещё в древности. Информация, закреплённая как в материальных носителях, так и в устном творчестве, передавалась из поколения в поколение. Семья, учебные заведения, музеи, архивы, библиотеки и так далее — это исторически сформировавшиеся социальные институты информационной культуры. По мере эволюционного развития информационные связи и процессы усложняются как по форме, так и по содержанию. Их содержание становится богаче и разнообразнее, развитие протекает на всех стадиях, включая восприятие, переработку, хранение и передачу информации. С развитием общества происходит и развитие информационных средств общения, между людьми появляются новые виды коммуникации. Как верно отмечает Н.Б. Зиновьева: «Каждый исторический период имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет соответствующие ей средства фиксации во времени и трансляции в пространстве, степень и скорость распространения в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. В соответствующие промежутки времени создавались социальные институты, занимавшиеся производством, хранением и распространением информации, свои системы информационных коммуникаций» (34).

Обратимся к вехам информационной истории человечества и проследим, как происходило развитие информационной культуры на каждом этапе.

Итак, первым качественным скачком в переработке информации следует считать появление членораздельной речи, определившей появление разумного социального и биологического вида — человека, который уже мог хранить, передавать, совершенствовать, наращивать и трансформировать приобретённую информацию. Именно с этого времени берёт своё начало история человечества и его информационная культура. Также важным этапом в развитии коммуникации является использование для передачи информации различного рода вещей и предметов, как живых, так и неживых. Дальнейший шаг связан с изобразительным письмом. С помощью особых знаков передавались те или иные мысли, послания в пространстве и времени. Это могли быть наскальные рисунки, различного рода зарубки, указатели, росписи. В литературе такой способ передачи информации называется пиктографическим письмом (35). Этот шаг свидетельствовал о возникновении искусственно созданных человеком средств передачи информации, о новом этапе в их развитии. На его пути важными вехами отмечены различного рода приспособления для передачи сигналов с помощью звука и света. Человеческий язык как бы кодировался в определённые звуковые и световые системы знаков. В процессе расширения жизненного пространства увеличивался круг предметов и явлений, с которыми сталкивался человек. Рисунки постепенно становились всё более схематичными, упрощёнными, сходство между предметами и его изображением постепенно исчезало. Это требовало закрепить за каждым отдельным предметом или понятием специальный условный знак, что и стало основой следующей формы фиксации информации — идеографического письма. Идеограмма передаёт целиком слово, а не звуки, из которых оно состоит. «Изобретение языка позволило создать племенные объединения и союзы, т. е. сообщества, в которых циркулировало и использовалось примерно 109 бит информации. Этим определялся уровень технологических возможностей человечества и класс задач, которые оно могло решать, а также уровни внутри и межплеменного взаимодействия», — отмечает исследователь информационных революций А.И. Ракитов (36). В первобытном обществе постепенно формировался общий родовой информационный фонд, который составляли элементарные знания, традиции, навыки трудовой деятельности, социальный опыт. Все члены первобытной общины представляли собой единое информационное поле, так как одновременно являлись и источником, и потребителем информации. Между племенами существовали различные информационные связи. Но не всегда взаимодействие происходило мирным путём. Очень часто взаимопроникновение культур и информации было связано с завоеванием одного племени другим, а также с возникновением «института Учитель» как средства языковой передачи нравственного и профессионального опыта.

Древняя информационная среда отличалась невысокой динамикой, скоростью распространения информации. Она была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию, не вооружённому вспомогательными средствами фиксации, хранения и трансляции информации вне личностной памяти — природных коммуникативных каналов человека. Но быстрое накопление информации, которую нужно было передавать из поколения в поколение, привело к информационному кризису, так как нарушилась соразмерность массива накопленной информации среднему уровню человеческой памяти. Этот кризис стал одним из факторов, приведших к расслоению первобытного общества. Постепенно происходит ограничение информации и её концентрация в определённых руках. Информация становится достоянием избранных: старейшин, жрецов, знахарей.

Информационно-психологическая безопасность как фактор регламентации информационного пространства

Роль информации в развитии цивилизации огромна и неоспорима. Она активно используется для адаптации человека к жизни в условиях постоянно возрастающей интенсивности развития общества, обеспечения своевременного реагирования общества на постоянно возникающие новые вызовы. В современном мире человек постоянно сталкивается с чем-то новым, неожиданным. Исчезают прежние и появляются новые виды профессиональной деятельности. Институциональная структура общества изменяется на протяжении жизни одного поколения. На современном этапе всё более наглядно проявляется социальная необходимость информационного регулирования деятельности властных структур государства, его экономических, научных, производственных и культурных слагаемых. Информация несёт на себе определённый отпечаток уровня развития общества. К примеру, качественное своеобразие информационных механизмов и характер информационного взаимодействия могут служить критерием типологизации обществ и позволяет выделить: общество открытого информационного типа, информационно закрытое общество и переходное общество. Общество открытого информационного типа характеризуется свободной циркуляцией информации внутри социальной системы и многообразными обменными процессами с внешней средой. На социальном уровне это отражается в субъективном разнообразии и динамично развивающейся структуре социальных отношений. Информационно закрытое общество — это система, в котором большая часть информационных процессов контролируется управляющим субъектом в целях поддержания моносубъектности и максимальной устойчивости социальных отношений. Особенность переходного общества состоит во внутренней несбалансированности различных информационных потоков, в общем снижении качества информации, нарушения синхронных и диахронных информационных взаимодействий, в результате чего происходит маргинализация индивидов и социальных групп, социальные отношения приобретают неструктурированный, дисперсный характер.

Информационные процессы, происходящие в обществе, детерминируются системой общественных отношений. Информационное взаимодействие различных сфер общественной жизни, классов, социальных групп, индивидов — чрезвычайно важная, специфическая форма социального взаимодействия. От того, насколько эффективно и рационально организована эта форма, во многом зависит развитие производства, науки, техники, культуры, общества в целом.

Информационная культура — это неотъемлемая часть культуры в целом. Она входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество, приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Ещё одной особенностью информационной культуры является то, что она сегодня связана с современными средствами коммуникации, которые способны преодолевать пространство и время, выполняя тем самым интегративную функцию.

Международный информационный обмен пока не соответствует общим интересам, социальным и политическим реалиям, характеризуется серьёзными диспропорциями. Дисбалансы и противоречия в этой сфере в современных условиях не только не исчезают, но и усиливаются. Они отражают антагонизмы как между отдельными государствами или группами государств, так и между различными компонентами функционирующих информационных структур и отдельными индивидами. Можно отметить хотя бы следующие диспропорции в международном информационном обмене: между развитыми и развивающимися государствами, между различными развивающимися государствами, между информацией политической и той, которая касается социально-экономической и культурной жизни развивающихся государств.

Информационное пространство неоднородно, имеет различную плотность, опосредованную разной скоростью протекания информационных процессов, скоростью информационного взаимообмена. Плотность информационного пространства различается как по региональному признаку, так и по предметно-содержательному. Можно выделить следующие регионы — территориальные звенья информационного пространства с различной скоростью информационного обмена и предметные области, отрасли деятельности с разной скоростью сменяемости знаний.

Ряд специфических свойств среды, реалии региональной жизни накладывает свой отпечаток на информационные процессы. К факторам, влияющим на качественное состояние информационного пространства, следует отнести: - плотность населения региона; - его национальный состав и этнокультурные особенности; - уровень урбанизации; - исторически сложившуюся совокупность региональных информационных ресурсов и уровень развития сети коммуникаций; - наличие на территории региона наукоёмких производств, сети научных и учебных заведений; - наличие центров пересечения пассажиропотоков, транспортных развязок; - традиционный менталитет населения и уровень общей культуры (1).

Информационная культура личности и проблема человеческой индивидуальности

Современный мир вступил в фазу активного информационного развития, которая характеризуется глобальностью информационных процессов. Индивидуальная информационная культура является сквозной проблемой линии развития информационной цивилизации. Говоря о культуре личности и культуре социума, следует отметить, что они взаимосвязаны, неотделимы друг от друга. Индивидуальный уровень информационной культуры зависит от уровня культуры социума. Если человек владеет методами и средствами оперирования информацией, то это закладывает фундамент успешной жизнеспособности, реализации личностью своей индивидуальности, самовыражения и интеллектуального развития.

Имеется множество определений индивидуальной информационной культуры, но ни одно из них полностью не раскрывает сущность и содержание этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно Б.Д. Парыгину, такой тип культуры «представляет собой достаточно многообразное явление, которое включает в себя культуру восприятия и понимания, отношения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимовлияния друг на друга в процессе совместной деятельности» (9). Действительно, индивидуальная информационная культура является сложным образованием. Но это определение не подчёркивает специфику именно индивидуальной информационной культуры, так как те процессы, о которых речь шла выше, осуществляются при наличии любого типа информационной культуры.

Б.Ф. Поршнев рассматривает индивидуальную информационную культуру в историческом плане. Отмечает, что она есть продукт длительной языковой эволюции от первоначальной речи, которая «ничего не означала», представляя лишь «обобщённый закрепительный сигнал» до возможности выразить словом тончайшие оттенки переживаний человека (10). Недостаток такого понимания индивидуальной информационной культуры заключается в отсутствии указания на её главную цель — достижение понимания между людьми, находящимися в близких, неформальных отношениях.

На качественный уровень индивидуальной информационной культуры влияют темперамент, характер, интересы, потребности, способности и мотивы. Но поскольку в основе любого действия, любого поступка человека лежит инициирующая его потребность — путь к разрешению указанной задачи проходит через анализ сферы его потребностей. Потребности возникают уже на уровне биологической формы движения материи, точнее на уровне мира животных и выступают, таким образом, детерминантами поведения живого вообще.

Особое место в характеристике активности личности занимают информационные потребности. На их развитие в особенности оказывают влияние культурные традиции конкретно-исторических общностей людей, национальные, бытовые и другие условия. Потребность в информации является субстанциональным атрибутом человека, так как процесс его жизнедеятельности во многом зависит от индивидуальной способности воспринимать внешнюю информацию и в соответствии с ней строить своё отношение к самому себе и к окружающему миру. Учитывая тот факт, что человек представляет собой биосоциальное существо, следует отметить: потребность в информации проявляет себя как на биологическом (генетическом) уровне, так и на социальном уровне. Потребность в информации на биологическом уровне проявляется как «потребность связи с окружающим миром», «потребность избежать одиночества», «непереносимость изоляции» (11). Биологическая потребность в информации неоднородна. Она имеет внутреннюю структуру, наиболее важными элементами которой является потребность в контакте, ориентации и подражании (12).

Генетическая информация передаётся от поколения к поколению. Социальная информация построена на совершенно иных информационных основах. Здесь сформирована специфическая надиндивидуальная система информации, обеспечивающая накопление, хранение, передачу существенно важной, программирующей поведение индивидов, информации от поколению к поколению (вертикальный или диахронный обмен информацией), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный или синхронный обмен информацией). Кроме информации, полученной в результате социального наследования, определённая часть информационного запаса каждого конкретного человека составляет прижизненная информация, то есть знания, сведения, которые индивид получает сам в результате непосредственного контакта с окружающей его природой и социальной средой. Иначе говоря, эта информация, являющаяся результатом личного опыта человека, которая в совокупности с информацией, заимствованной из общечеловеческого информационного запаса, обусловливает индивидуальный характер мышления и поведения конкретного человека, индивидуальную его способность ориентироваться в окружающем мире, воздействовать на этот мир, то есть управлять собой и воздействовать на окружающие его обстоятельства. Запас (объём и содержание) генетической информации каждого человека уникален, что вызывает индивидуальный, специфический характер восприятия или воздействия социальной среды, формы, темпы и глубину ассимиляции социальной информации. Именно внутренние, определённые наследственные задатки, наследственная информация служат той почвой, на которой произрастают ростки социальной информации, формирующей из индивида человека, члена общества. «Прямым опытом доказано, — отмечает академик А.И. Берг, — что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — это начало безумия. Информационная, стимулирующая общение связь с внешним миром также необходима, как пища и тепло, мало того — как наличие энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете» (13).

Похожие диссертации на Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального