Содержание к диссертации
Введение
Глава первая Культура быта, как социальный феномен 13
Глава вторая Культура быта - источник предметного формирования сознания 60
Глава третья Культура быта - фактор воспитания 106
Заключение 141
Использованная литература 142
- Культура быта, как социальный феномен
- Культура быта - источник предметного формирования сознания
- Культура быта - фактор воспитания
Введение к работе
ХХУІ съезд Коммунистической партии Советского Союза выдвинул на передний план важнейшие задачи дальнейшего совершенствования социалистического образа жизни советского народа, общественной и политической активности широких масс, повыше -ния сознательности, просвещения, культуры, формирования нового человека. Съезд еще раз подчеркнул актуальность тех соци -альных проблем, которые последовательно отражались в материалах и документах ХХІУ и ХХУ съездов КПСС. Невозможно дать исчерпывающую характеристику социалистического образа жизни -одной из важнейших проблем современности - без предварительного изучения теоретических и практических вопросов произ -водственной, общественно-политической, бытовой деятельности людей. Вместе с тем следует отметить и то, что до последнего времени по целому ряду объективных и субъективных причин не уделялось должного внимания социальному, практическому изу -чению и теоретическому обобщению бытовых проблем. Это имело свое историческое оправдание.
На первом этапе социалистического строительства мате -риальные и духовные ресурсы советского общества были окон -центрированы на решении главнейшей задачи - строительства материально-технической базы социализма; в то же время не -обходимо было преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость страны. "В годы индустриализации и послевоенного восстановления хозяйства двигаться вперед, развивать эконо- мику мы могли только мобилизовав все силы и средства".
В последующий период ситуация коренным образом изменилась. Сейчас "мы можем и должны решать одновременно более широкий круг задач... Мы уже не можем, вырываясь вперед на тех или иных участках - пусть даже весьма важных, допускать р длительное отставание других".
Одним из значительных моментов данного курса ХХІУ, ХХУ и ХХУІ съездов КПСС на ликвидацию диспропорции было и остается преодоление относительного отставания быта. В этом направлении немало было сделано за годы восьмой, девятой и десятой пятилеток. Однако еще более отчетливо проблема быта предстала в одиннадцатой пятилетке, когда ученые с особым вниманием отнеслись к изучению ее философской и социологической сторон.
В настоящее время в сфере быта как в городах, так и на селе происходят прогрессивные качественные, существенные изменения. В структуре повседневной, непроизводственной дея -тельности людей все большее значение приобретает деятель -ность, направленная на выявление и повышение культурного потенциала трудящихся масс, развитие личности социалистического общества. Создаются благоприятные условия для улучшения воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем нельзя не заметить и наличие в бытовой сфере некоторых нерешенных воп-
Материалы ХХІУ съезда КПСС. М., 1971, с.42-43. Материалы ХХІУ съезда КПСС. М., 1971, с.39. росов, препятствующих осуществлению намеченной партией программы общественного развития, тем более что именно бытовая сфера является одним из серьезных источников порождения антиобщественных явлений. Неправильно также думать, будто проблемы могут решаться сами по себе, в то время как постепенно повышается материальное благосостояние людей, уровень их информации, когда ширится круг их интересов и содержа -тельней становится видеопросветительная функция телевиде -ния, а материально-технические средства, предназначенные обслуживать человека, вызывают слишком быстрые изменения в его психике, когда преобразуется старый быт и возрастает уровень приобщения к духовной культуре. Такая постановка вопроса может показаться парадоксальной, но именно в этих условиях особо необходимо управлять порожденными бытом новыми процессами, их воздействием на личность. Б противном случае, невмешательство и самоуспокоение могут вызвать возникновение на новой почве антиобщественных явлений: приспособленчества, вещизма, мещанства, потребленческой психоло -гии.
В соответствии с развитием экономики следует достиг -нуть такого уровня общественного прогресса, при котором общество само осуществляло бы это управление, способствуя тем самым превращению быта в мощный фактор истинного воспитания индивида, коммунистического становления личности.
В бытовой сфере имеются неограниченные возможности для этого; именно здесь формируются материальные и духовные потребности людей и происходит интериоризация принци- пов социалистического образа жизни.
Как видно, постановка задачи весьма ясна и принципиальна: с одной стороны полное и свободное раскрытие возможное -тей творческих сил человека подразумевает неуклонное повышение материальных условий жизни; с другой стороны необходимо, чтобы этому подъему материальных возможностей постоянно со -ответствовал идейно-нравственный и культурный уровень людей; в противном случае могут вновь возникнуть рецидивы мещане -кой, мелкобуржуазной психологии. В этом отношении сфера быта, можно сказать, особенно опасна, так как коммзгнистическое воспитание трудящихся чем дальше, тем более зависит от ха -рактера и темпов, от степени его совершенствования, развития социалистического быта. Вот почему данной стороне жизни трудящихся Коммунистическая партия Советского Союза уделяет так много внимания.
Не следует забывать: быт - специфическая сфера человеческой деятельности, что определяет и специфику его трудностей. Одна группа трудностей обусловлена тем, что достижение успехов в повышении благосостояния людей требует вложения все более значительных материальных средств в развитие материально-технической базы быта с учетом непрерывного повышения вкуса и потребностей населения; вторая группа трудное -тей связана с самой природой быта, с его существенной неоднородностью, что, в свою очередь, обусловлено, во-первых, многообразием непроизводственной деятельности людей, иногда противоположностью их функций и, во-вторых, "неоднородной связью" повседневного бытового поведения с внешними факторами.
Неформализуемость бытовой функции служит условием осуществления непроизводственной деятельности людей, являясь в то же время источником трудностей, встречающихся в быто -вой сфере. В связи с этим большое значение придается научному анализу процессов, происходящих в сфере быта. Подобное изучение быта выявит множество проблем и кроме того, наметит возможные пути и методы воздействия на повседневную бытовую деятельность людей.
В материалах и документах ХХУІ съезда КПСС и последующих Пленумов принципиально ставится вопрос согласованного действия науки, теории и практики в деле решения задач со -циалистического быта советского народа и совершенствования всего образа жизни. В них указаны также пути развития неп -производственной сферы, совершенствования условий быта, дальнейшего повышения жизненного уровня людей.
В условиях развитого социализма практическое значение совершенствования быта, естественно, еще более повышает роль научных исследований в этой области. Как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, изучение социалистического быта и социа -листической культуры относятся к ряду тех проблем, глубокий анализ которых представляет собой важнейший способ выявле -
Гордон А., Клопов Э., Оников Л. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977, с.7. ния тенденции развития нашего общества. Изучение быта составляет одну из предпосылок марксистско-ленинского анализа современной действительности. Практически, политическая направленность этого исследования требует не только изучения текущих явлений быта, но также анализа перспективы последующего его развития, что в свою очередь обуславливает диалектическое познание бытовых явлений в их целост -ности.
Теория научного коммунизма дает нам возможность сделать выводы о связи социалистического и коммунистического строительства с закономерностями быта.
На сегодняшний день изучение функционирования социального механизма творческой непроизводственной бытовой дея -тельности народных масс в развитом социалистическом обществе главным образом опирается на статистический анализ, од -новременное исследование, на моментальное фотографирование действительности. Каждый из этих факторов, взятый в отдельности, несомненно, имеет большое значение; однако они не могут дать обобщенной картины динамики быта, хотя этот же материал необходим для изучения и предусмотрения факторов социального движения и исторического развития бытовых сторон жизни.
За последний период собран и изучен значительный фактический материал о развитии непроизводственной деятель -
Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.90-98. ности людей, что дало возможность ученым предусмотреть общетеоретические вопросы быта и его отдельных периодов в их связи с единым процессом исторического развития. Преобла -дающая часть этих исследований послужит основой дальнейшего, более углубленного исследования. В этих работах рассматриваются обычно вопросы городского быта, жизни рабочего класса, проблемы свободного времени, семьи, нерабочего времени. Несомненно, рабочий класс образует большую часть со -ветского населения и поэтоглу изучение основных тенденций его быта дает существенную характеристику социалистического об -раза жизни вообще, определяет надежность и направление исследования данной сферы; тем не менее, только этого недостаточно. Необходимо, чтобы в подобном социологическом исследова -нии было уделено место и социалистической деревне, тем более что за последние годы в ее бытовой и культурной жизни прои -зошли значительные сдвиги. Это особо касается сельского хо -зяйства Грузинской ССР, в котором успешно осуществлен эксперимент по кооперированию, по созданию сельскохозяйственных, агропромышленных объединений. Бесспорно, в социальном отно -шении этот новый экономический фактор найдет положительное, своеобразное отражение в индивидуальных, личных, семейных, общественных отношениях, даст нам возможность с большей конкретностью подойти к изучению проблемных вопросов развития личности, формирования сознания. Проникновение в сущ -ность новшеств, происходящих в экономическом развитии, служит верной гарантией точного предусмотрения силы возденет -вия субъективных факторов на развитие быта, наиболее полно- го выявления субъективных моментов.
Изучение нового быта людей является сегодня одним из актуальнейших вопросов. Литературы достаточно, но, к сожалению, до сих пор нет единого, законченного, систематизированного взгляда на быт, на эту столь важную сферу социальной жизни. Более того, не установлены и не уточнены многие нуж -ные термины, не определено также, объектом какой науки является сам быт. Причина тому - наиболее частое идентифицированное употребление сферы бытового обслуживания и культуры быта, что вульгаризирует научное представление о быте. Следуя по -добным взглядам, можно прийти к выводу, что если, например, в культуре быта существуют какие-либо недостатки, то испра -вить их можно за счет изменения укоренившегося способа обе -луживания. На деле же - это явление общественного развития, едва ли подчиняющееся официальным постановлениям, требующее довольно длительного времени для своего преобразования.
Это, однако, не означает, что соответствующий санкцион-ный метод воздействия на быт вовсе исключен. Мы имеем в ви -ду лишь тот случай, когда, какой-либо допустимый момент, предназначенный для санкции быта, является, в сущности, простейшим действием, уродливость которого не поддается сомнению.
В действительности быт имеет свои закономерности, которые, подобно любым другим закономерностям, не лежат на по -верхности, и поиски его параметров нередко требуют не только учета уровня развития производительных сил и производственных отношений, но и изучения характера развития эпохи.
Дело осложняется и тем, что быт как общественное явление, созданное непроизводственными отношениями, якобы ничего общего не должен иметь с явлениями подобного экономического рода и каждый отдельный его момент обособлен. Но это толь -ко на поверхности. По своему существу это такая сфера, ко -торую можно объяснить в первую очередь посредством экономики.
Определению сущности быта иногда мешает упрощенное отношение вообще к проблематике быта, т.е. представление в том виде, которое подходило бы заранее изготовленной простой формуле. Так, например, мы не вправе говорить будто в социалистическом быту, бытовой жизни, культуре быта нет никаких проблем, так как человек, личность у нас свободны от эксплуатащш и поэтому все вопросы, в том числе и сложнейшие, якобы урегулируются сами собой, естественным путем, без посторонних усилий. Мы также не вправе думать, будто несоциалистический быт основан только на насилии и волчьей морали и "там" никто не заботится об организации быта людей, его использовании для развития личности.
Необходимо подробно, объективно изучить отношение человека к им же созданной действительности и уже на базе этого научно установить те подлинные факторы воздействия на сознание людей, которые служат основой становления личности. Все это не только не исключает, но, напротив, подразумевает ос -новательную критику всякой неприемлемой для нас концепции и решительную защиту нашей классовой позиции.
В настоящее время быт, бытовая шізнь, культура быта изучаются во многих аспектах, например, социологами, этнографами, демографами, экономистами, педагогами, юристатли, но почти нигде быт, бытовая жизнь, культура быта не рассматриваются как существенный фактор формирования личности, ста -новления его мировоззрения. Такая постановка вопроса требует изучения диалектики внутренней закономерности, взаимос -вязи и изменчивости быта.
Мы не собираемся утверждать, что настоящим трудом исчерпывается изучение быта как определяющего фактора формирования личности; наоборот, быт здесь расчленен, и в данном случае мы коснемся лишь влияния культуры быта на сознание человека, в частности одного из конкретных его проявлений.
Культура быта, как социальный феномен
Быт, как важная форма общественных отношений, представляет собой социологическую категорию, выражает сущность процесса общественно-исторического развития и по своему значению действительно является философской проблемой , однако в грузинской философской литературе быт и культура быта в подобном аспекте изучены недостаточно. До сих пор не установлено и не уточнено содержание терминов "быт", "бытовая жизнь", "культура быта".
За последнее время в русской периодической прессе, в отдельных научно-популярных брошюрах, некоторых книгах высказывались различные мнения по поводу быта, но, как уже отмечалось, вопросы общих и специфических закономерностей диалектических отношений между старым бытом и новым, взаи -модействий производства, труда и быта и др. остались в них почти не изученными.
Даже в самом толковании понятия "быт" нет единства мнений и общего взгляда. По мнению одних, быт является условием удовлетворения человеческих потребностей. Так охарактеризован быт в первом томе философской энциклопедии. Б пос -леднем издании философского словаря быт определен так:
"Быт - одна из важнейших сфер жизни общества, непосредственно связанная с воспроизводством самого человека; мате -риальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т.д. Характер бытовых условий, средства и формы удовлетворения бытовых условий, средства и формы удовлетворения бытовых потребностей в конечном счете определяются способом производства, зависят от изменений в нем. На быт накладывают глубокий отпечаток также обычаи, нравы, традиции народов, классовые различия, различие между го -родом и деревней, положение женщины в обществе, националыше различия, идеология общества и его культура..."
Здесь же следует заметить, что подобным перечислением нельзя определить понятие быта, тем более что этот послед -ний не существует обособленно и на него не "накладывают глубокий отпечаток обычаи, нравы, традиции народов..."; напро -тив, быт сам состоит из созданных людьми традиций, обычаев, нравов и др. Следующая фраза, согласно которой жилищно-бытовая услуга при социализме превратится в крупную механизированную отрасль народного хозяйства, также не дополняет ни -чем новым данного определения понятия "быт". Примерно такая же точка зрения на быт встречается, например, в ранних трудах А.Луначарского, Е.Ярославского, в трудах А.Спиркина и др. По существу, это определение не изменилось и в фило -софском энциклопедическом словаре. (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с.69). Согласно другому взгляду, быт признается материаль -ной, культурной и моральной средой, в которой протекает повседневная жизнь людей, исключая производственную и об р щественно-политическую деятельность. Подобное определение быта и вправду ограничено, так как среда для отдельных индивидов - это общество, коллектив, семья , которые, в свою очередь, если не охватывают су -щественных сторон быта, то, во всяком случае, являются его основной составной частью.
Почти все известные формулировки понятия "быт" собраны в словаре научного коммунизма, изданного в 1980 году: "Быт - сфера непроизводственной жизнедеятельности людей, служащей для удовлетворения их текущих материальных и духовных потребностей. Он связан с ведением домашнего хо -зяйства, семейными отношениями, с организацией досуга, с различными формами повседневной культурной жизни. Для бы -товой сферы характерно формирование обычаев, обрядов, традиций, привычек, норм общежития. В бытовой жизнедеятельности людей проявляются особенности сложившегося в том или ином обществе образа жизни, на нее накладывает отпечаток весь строй социально-экономических отношений".
Культура быта - источник предметного формирования сознания
Поскольку в природе и обществе все подчинено изменчивости, являющейся основным признаком существования вселенной, то и человек - дитя природы - свыкся с этой изменчи -востью, более того, изменчивость стала определяющим и закономерным явлением его природы. Поэтому человеку приедается, хотя и привычная, но одна и та же среда, одежда, развлече -ние и др. Так как мы рассматриваем требование изменчивости как основную движущую силу развития общества, то естественно, должна существовать и возможность бесконечного прогрессивного обновления окружающей человека среды. В противном случае, человек, общество либо гибнут, либо разрушают и преображают эту связывающую и препятствующую развитию силу, и в первую очередь с помощью идей.
Необходимо указать и на то, что далеко не один гений стал предметом насмешек современников потому, что он, благодаря своей гениальной интуиции, опережал время, в кото -ром жил. Может ли такой гений повлиять на развитие общественного вкуса, дать начало какому-либо модному направлению, если он не признан? Конечно, нет! Ибо всякое воздействие зависит от среды. Вопрос модности решается тем, скольких и каких последователей имеет начатое дело. Что касается гениев, то они больше проявляют себя на интеллектуальном, литературном или политическом поприщах. Если подобные новые направления мы признаем модой, то не всякое воздействие будет сопровождаться положительным исходом, так как данная "материаль -ная сила" может оказаться носителем отрицательной характе -ристики в прогрессивном общественном развитии.
В истории развития человечества такие случаи, к счастью, являются лишь исключением. Гении опережают время, несмотря на свое несоответствие бытовой среде, осуществляя, благодаря интуиции, необходимые для общественного прогресса идеалы. Так что, в конечном итоге, их действия вовсе не находятся в разрыве с общественной потребностью будто нефактологическая действительность превращается в фактическую. Такие личности возглавляют великие явления в истории человечества и представляют собой "духовное око человеческого развития" ; такие феноменальные личности, демонстрируя собой нравственную твердость и обширный человеческий интеллект, дарят большую радость последующим поколениям. В борьбе за утверждение подлинного гуманизма и прогресса многие выдающиеся личности являли собой образец самоотверженности и истинного героизма. Действительность таких людей служит могучим импульсом для ускоренного развития человеческой культуры. Такие единицы не могут быть просто выведены из нравов той эпохи. Такова благоприятная будоражащая сила "исключительных" действий, которые, говоря словами В.И.Ленина, служат "началом переворота" в сознании человеческих масс, так как отдельные мо -ральные действия личности играют позитивную роль для всех остальных. далеко не каждый индивид, заключенный в рамки человеческой бытовой среды, стремится к этой возвышенной истине и вершинам человеческой природы. К сожалению, некоторые всю жизнь избегают этого ради земного благополучия, накопления "личного" материального богатства. Такое действие далеко не безвредно вследствие той неотвратимой закономерности быто -вой среды, согласно которой невозможна идеализация конкретного материального явления в духовном отражении. В резуль -тате в быту создаются потребительский жизненный стиль, со -ответствующее поведение, привычки и традиции, уродуется духовный облик поколений.
Основой основ развития является все же то, что именно в бытовой среде рождаются защищающие или отрицающие ее эстетические идеалы народной деятельности; чсно, что развитие конкретно взятых вкуса и моды никогда не будет отвлеченным явлением. Так как познание человека движется от простого к сложному, от конкретного к общему, надо полагать, что конкретное, например, в данном случае правило одеваться, пере -местилось в более общие стороны быта. Так, в Азии загнутые вверх края палатки первобытного кочевника послужили поводом создания своеобразных загнутых крыш и в последующем, так как сложный процесс становления фенотипа первобытного человека ("воспитание воспитателя") начался именно с палатки, сделанной из кожи животного, а не с построения капитального сооружения. Приведем пример обратного действия: в Западной Европе необычайная форма обуви, носок которой достигал 60 см, считается следствием господствующего некогда готического стиля.
Вообще, очень трудно установить границу взаимовлияния, нельзя с уверенностью определить, что было первоначально: человек оделся, а потом построил себе кров, или наоборот. Во всяком случае, этот процесс взаимообусловлен;человек сам создает свою бытовую среду, которая впоследствии отражается в его труде и предмете, созданном им же, а они, в свою очередь, воздействуют на человека.
Каждая эпоха, с точки зрения изменения моды, быта, бытовой жизни, культуры быта представляет собой большой цикл развития народной деятельности, в течение которого меняются не только вкусы, потребности и формы их удовлетворения, но и навыки, традиции народа, нации, большой группы людей или племени. С точки зрения времени, сравнительную "неподвиж -ность" можно ограничить 15-30 годами, когда не наблюдается особых сдвигов, а происходит лишь обновление вкуса, потребностей без нарушений характера одного и того же направления общественного развития.
Культура быта - фактор воспитания
С первых же дней Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин стал уделять огромное внимание решению проблемы культуры быта, так как вопрос развития массового вкуса и воспитания, народного творчества и эстетизации быта, культуры быта органически связан с формированием всесторонне развитой личности и имеет важнейший государственный резонанс. В этом отношении перед нами стоит множжтво задач, и "мы достигаем успеха в воспитании только тогда, когда создадим ему твер -дую основу социал-экономической политики".
Наш век не оригинален в борьбе за овладение человеческим духом. Каждая эпоха пытается обратить духовное развитие индивида в желаемую для себя форму. В этом - цель духовного формирования человека, средства же всегда различны. Эпохи насильственно подчиняют себе всегда устремленный к свободе дух народа. В рабовладельческом обществе рабовладнлец дрессировал его посредством кнута, феодал ввел еще более усложненные институты, капиталист применил для этого целый арсенал различных средств, а в двадцатом веке даже пустил в ход кибернетические машины и генетическую инженерию.
По-настоящему воспитать человеческий дух может только тот общественный институт, который освободит труд и поставит его на служение человеку. Социализм внес этим качест -венные изменения в бытовую среду. Говорить о всестороннем воспитании человека возможно лишь тогда, когда бытовая среда, в которой он формируется, и общественный идеал имеют однотипные истоки и почву. Воспитание всегда осуществляется в соответствии с определенной идеей и идеалом. Оно меняется, если бытовое окружение оказывает на сознание иное, чем требуется для общественного идеала, предметное воздействие. Эта закономерность соответствия четко проявляется в условиях социализма, поэтому мы говорим в основном о воспитании личности, а не о перевоспитании. Если учесть этот процесс, мы получим, что обусловленное освобожденной бытовой средой сознание нуждается в коррекции для достижения намеченной конечной цели с учетом некоторых объективных причин.
Что касается капиталистического общества, то бытовая среда здесь не только не соответствует идеалу народной деятельности, но даже находится в противоречии с ней. Вот по -чему В.И.Ленин указывал на существование двоякой культуры в капиталистической действительности. Так как развитие народной деятельности есть вечное стремление к свободе, то и бытовая среда создается согласно этому принципу, как резуль -тат негосударственной деятельности. Поэтому капиталистическое государство отдает предпочтение воспитанию (воспитан -ный в бытовой среде народной деятельностью требует перевоспитания), а не перевоспитанию, для чего оно усиленно использует все средства воздействия на сознание, манипуляции сознанием и его деформации, все достижения науки. Капитализм старается преодолеть это противоречие с помощью множества раз -личных теорий. Социалистической культуре быта он противопоставил теорию нивелирования массовой культуры. Но ясно, что "массовая культура" - это миф, так как в классовом обществе всякая культура дифференцирована.
На пути исторического развития встречаются явления, когда потребности общественного быта приближаются к идеалу общественного развития при выдвижении на передний план какого-либо признака (например, для национального развития, национальной свободы, для борьбы против общего врага и др.), который направит действия людей к единой деятельности. Такие явления оказывают большое влияние на духовное развитие человека, а иногда на целые столетия дают направления его буду -щему развитию. Главным и основным здесь является то, что хотя факторы формирования личности движутся от одного полюса к другому, но оно все не выходит за рамки сферы бытовой среды.
Лишь то общество может управлять факторами формирования личности, которое располагает возможностью воспитания и становления потребностей. Таковой является социалистическая система. В условиях капиталистического производства не исключена некоторая регламентация формирования потребностей, но это не может действовать как общий закон, поскольку капиталистическое хозяйствование вообще не подчинено планированию. В этом отношении преимущество социалистического образа жизни несомненно; главное, максимально использовать это преимущество.
Вот почему социалистическое воспитание, формирование личности Коммунистическая партия Советского Союза ставит на уровень требований политической экономии. Изучение проблем быта, бытовой жизни, культуры быта в связи с социалистическим воспитанием является неотложной задачей. Протекающие в этой сфере положительные процессы приближают конечную цель, а наслоения, которые могут накопиться здесь за короткое время, порой не удалить и за долгие годы.