Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Зайцева Анна Алексеевна

Формирование творческой активности личности (методологический аспект)
<
Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект) Формирование творческой активности личности (методологический аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зайцева Анна Алексеевна. Формирование творческой активности личности (методологический аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/219

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Природа творческой активности социального субъекта

1.1. Естественноисторические предпосылки социального творчества .

1.2. Сущность творческой активности и особенности ее детерминации на личностном уровне 41

Глава II. Пути формирования творческой активности личности при социализме 68

2.1. Социалистический образ жизни - интегратившй фактор развития творческой активности личности

2.2. Основные направления раз вития творческой активности личности при социализме 91

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность проблемы. Вопросы социального творчества ныне выходят далеко за пределы собственно научных исследований. Сама практика коммунистического строительства настоятельно требует,чтобы в каждой сфере общественной жизни полнее использовались творческие факторы. "Живое творчество масс, вдохновленных великими идеалами коммунизма, направляемых и организуемых партией - вот прочная гарантия того, что исторические решения ХХУТ съезда КПСС буцут успешно претворены в жизнь .

Строительство коммунизма, в отличие от всех прежних общественных формаций, осуществляется путем творческих сознательных действий людей. Уже в условиях развитого социализма человеку создаются все возможности для разносторонней созидательной деятельности. В процессе этой деятельности происходит постоянный рост политической и трудовой активности каждого человека, он становится подлинно творческой личностью.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена самим характером современной эпохи - эпохи революционного обновления мира. Поэтому центр тяжести современных разработок проблем творчества вполне оправданно перемещается в область исследования факторов сознательного переустройства общественных отношений, что, в конечном счете определит перспективы развертывания разнообразных творческих способностей личности.

Актуальность данной темы связана еще с задачами и средствами идеологической, политико-воспитательной работы, ибо последняя все больше требует от человека активной творческой позиции, гибкости мышления, развитой способности ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах» "Дело за тем, - отмечал Ю.В.Андропов, на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший уровень образованности и запросы советских людей. Едесь нам предстоит многому еще шучитьсяд главные наши противники на этом пути - формализм, шаблон, робость, а порой и леность мысли". Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда буржуазные идеологи питаются принизить творческую,созидательную сущность человека. В свете сказанного становится понятным, что исследование проблем творчества, творческой активности личности - огромная задача государственной важности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы творчества занимают достойное место в отечественной и зарубежной литературе. Весьма показательным является и то, что стержневым направлением этих разработок становится социология творчества, изучающая социальные проблемы творчества вообще, и технического, научного и художественного, в частности. Кроме того, социология творчества исследует закономерности творческой эволюции, формы ее связи со всей совокупностью общественных отношений, с проблемами развития личности.

Необходимым условием правильного решения проблем социального творчества является исследование ряда его методологических проблем, и прежде всего проблемы формирования творческой активности личности. Ш. значимость исследования последней указали решения съездов партии этапа зрелого социализма, Конституция СССР, Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (1979 г.) и материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. "Воспитание нового человека как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности, - отмечал М.А.Суслов, - это наша программная цель".

В конкретной постановке проблема творчества, творческой активности стала интенсивно исследоваться в нашей литературе. Сравнительно недавно - с конца 60-х - начала 70-х годов. Этот процесс представлен достаточно разветвленным анализом сущности и источников социального творчества, его типов и форм, особенностей формирования в условиях развитого социализма. При этом идет вовлечение новых научных сил в разработку данных проблем как в стране, так и в братских социалистических странах; проводится целый ряд научно-теоретических и практических конференций. Анализ литературы показывает, что исследования ведутся в основном по таким направлениям:

Перечисленные работы, ориентация многих авторов в исследуемой проблеме указывают на большой интерес и многоплановость разработки различных аспектов социального творчества. И если до недавнего времени исследование сущности творчества осуществлялось прежде всего психологами, социологами науки, искусствоведами, то в последние годы заметно усилился интерес к нему и со стороны философов, пытающихся сформировать либо единую концепцию методологии и теории социального творчества, либо дать социально-философскую интерпретацию отдельным видам творчества. Одни из них акцентируют внимание на индивиде как субъекте творчества, другие - на творчестве масс.

В связи с этим весьма актуальным ныне является вопрос о качествах личности как субъекта действия, ибо общество ныне требует от нее повышенной активности, целеустремленности, инициативности, новаторства. Здесь теория творчества должна занять достойное место, обратив свое внимание прежде всего на формирование творческой активности личности в новых социально-политических, экономических и духовно-нравственных условиях, предоставленных социализмом. Исследование творческой активности на личностном уровне позволит решить помимо этого и еще одну задачу - преодолеть некоторый абстрактный подход в анализе творчества личности, сложившийся в гносеологии, на что справедливо указывается в литературе.

Интегративнув функцию осмысления указанных вопросов должна выполнить марксистско-ленинская философия. Актуальность вышеназванных проблем, их недостаточная изученность и определили тему данного исследования, ее цель, задачи и структуру.

Цель и задачи диссертационного исследования определяются потребностями теоретической разработки проблемы, а также интересами социалистического общества в формировании всесторонне развитого, активного строителя коммунизма.

Научная новизна работы. В диссертации осуществляется попытка выявить и раскрыть сущность и содержание понятия творческой активности, его место и значение в системе категории исторического материализма.

Новизна диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что впервые в философской литературе рассматривается сам процесс формирования творческой активности в личностном аспекте, что имеет важное значение с возрастанием творческого и личностного фактора в условиях зрелого социалистического общества.

К числу новых моментов, составляющих определенный вклад диссертанта в разработку исследуемой проблемы и подлежащих защите, относятся:

- анализ в систематизированной форме естественноисторической детерминации социального творчества, творческой активности социально-экономическими, духовно-идеологическими, а также биологическими факторами; типология, особенности социально-творческой деятельности,новая классификация социально-исторического творчества;

- новое определент творческой активности; всесторонний и многоплановый анализ понятий "активность", "социальная активи ост "творческая активность"; анализ социально-психологической детерминации творческой активности личности; критерий творчески активной личности, условия становления такой личности;

- исследование творческой активности личности в структуре социалистического образа жизни; рассмотрен® системы необходимых и достаточных условий для развертывания творческой активности социального субъекта на личностном уровне в условиях зрелого социализма, а также сопоставление этих условий с возможностями творчества при капитализме; определенна особенностей взаимодействия экономической социально-политической, духовной и семейно-бытсвой сфер образа жизни в их влиянии на развитие творческой активности; выделенные новые, ранее не рассматриваемые в этом плане факторы детерминации творческой активности личности (демокритизм, быт, семья и др.);

- обоснование необходимости и применение комплексного подхода к исследованию формирования творческой активности личности при социализме; анализ основных путей и закономерностей развития творческой активности личности в коммунистической формации.

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы диссертации имеют и практическое значение, поскольку с проблемой творческой активности тесно связано решение программной задачи современного этапа строительства коммунизма - формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В раооте рассматривается один из важных аспектов формирования такой личности как творческое отношение к труду, когда последний все больше превращается в решающий фактор самовыражения индивида.

Исследование данной проблемы важно еще и потому, что она имеет прямой выход в сферу научного управяенж процессом формирования нового человека, практически задач коммунистического воспитания.

Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшей теоретической разработке данной проблемы, в совершенствовании некоторых форм и методов развития творческой активности личности.

Кроме того, результаты исследования рекомендуется использовать в учебном процессе как при изучении отдельных тем исторического материализма, так и при чтении спецкурсов по проблемам личности и творчества. Определенную помощь материалы исследования могут оказать в научно-исследовательской и лекционно-прошгандистской работе среди населения.

Методология и источники. Методологическую основу диссертационного исследования составляют труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина; программные документы КПСС; материалы съездов КПСС;.Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР; Конституция СССР; выступления и труды руководителей нашзй партии и правительства.

Источниковедческую базу исследования составляют современная советская и зарубежная философская, социологическая, социально-экономическая и другая специальная литература. В диссертации использовались материалы научно-теоретических и научно-практических конференций по проблемам личности и творчества, совместные издания ученых социалистических стран, справочная литература, материалы социологических исследований.

Апробация работы. Некоторые результаты диссертационного исследования излагались автором на Октябрьских чтениях в Московском государственном университете (1979 г.), а также на юбилейных Ломоносовских чтениях, посвященных 225-летию МГУ (1980 г.); на аспирантском методологическом семинаре кафедры философии естественных факультетов МГУ; на научной конференции "Марксизм и творчество" в Московском технологическом институте (февраль 1984 г.). 

Материалы диссертации использовались автором в процессе преподавания марксистско-ленинской философии на естественных факультетах МГУ, в Московском технологическом институте, в чтении лекций по линии общества "Знание".

Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии естественных факультетов МГУ, получила положительную оценку и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Структура определена конкретными задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии. 

Естественноисторические предпосылки социального творчества

Происхождение и развитие социального творчества - одна из центральных проблем познания, преобразования общественного бытия. Чем полнее она будет раскрыта и исследована, тем эффективнее можно будет использовать огромные творческие возможности общества и личности.

Исходным пунктом исследования естеетвеняоисторических предпосылок социального творчества является выяснение взаимодействия природной и социальной действительности, ибо "природа и история, как отмечал Ф.Энгельс, - это два составных элемента той среды, в которой мы живем, движемся и проявляем себя". Поэтому марксизм всегда рассматривал человека диалектически: в процессе исторического развития, во взаимосвязи с внешним миром - природой и социальной средой, на изменение которой обращена творчески преобразующая деятельность людей. "Только в обществе природа является для человека звеном, связыващим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизшнным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как ос-нова его собственного человеческого бытия".

Главное, что отличает марксистское решение проблемы человека, в отличие от многих натуралистических, идеалистических концепций, -это конкретно-историческое и материалистическое понимание сущности человека как совокупности общественных отношений, в основе которых лежат труд человека, общественно историческая практика.

На фоне развития естественнонаучных исследований человека наблюдается порой смещение акцентов в трактовке его сущности: либо абсолютизируется "совокупность общественных отяошзний", либо, наоборот, абсолютизируется значение биологического в человеческой сущности. Можно встретить утверждения и о биосоциальной сущности человека. Так, например, Беляев Д.К. утверждает, что "признание биосоциальной сущности человека исходит из диалектической нерасторжимости биологических и социальных детерминант его личностного выражения . Налицо две ошибки: смешение понятий "сущность" и "существо" и признание дуализма сущности. А ведь еще К.Маркс писал, что "действительного дуализма сущности не бывает". Это подтверждается и современными научныш исследованиями. Известный советский генетик, академик Н.П.Дубиния, в частности, отмечает: "Человек представляет собой многоуровневую систему. Уровень биологического в нем - это уровень жизни, свойственный всем живым существам, но у человека он характеризуется существенными особенностями. Биологическое составляет устойчивый компонент в человеке,, развивается по специфическим законам и требует адекватных методов познания. У человека нет и не южет быть двух сущностей; выйдя из недр животного мира он обрел единственную - социальную сущность. Биологическая подструктура, диалектически в зашло действуя с социальной, состав-ляет низшую форму движения материи".

Анализ взаимодействия биологического и социального в человеке является важным моментом в понимании природы социального творчества, и хотя последнее в своей основе детерминируется социальной сущностью человека, природное, эмоционально-чувственное начало,би ологическая индивидуальность откладывают определенный отпечаток на социальное, то есть естественная детерминация творческой деятельности осуществляется путем воздействия как внешних природных условий, определяющих внутреннее био-физиологическое состояние и свойства человеческого организма, так ж социальной среды.

Важнейшей естественноисторической предпосылкой становления социального творчества выступала целенаправленная коллективная предметная деятельность людей и, прежде всего, производство орудий труда. Поэтому последняя явилась не только началом человеческой истории, но и фактором возникновения и развития социального творчества,

В течение многих тысячелетий человек живет общественной жизнью: в условиях доклассового, патршрхально-родового и племенного строя, в условиях антагонистических общественных формаций, в социалистическом обществе. Более миллиона лет складывались естественные (физиологические, нейродинамаческие и психологические) качества человека, его социальная сущность, включающая в себя в снятом виде природное, биологическое, "...Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху .

Сущность творческой активности и особенности ее детерминации на личностном уровне

Понять творческую активность невозможно без уяснения природы и сущности социальной актпшоотд » являющейся родовой по отношению к первой. Марксизм рассматривает активность как существенное социальное качество индивидов, обретаемое в их деятельном отношении к окружающей среде. Методологическое решзние вопроса о личностном уровне социальной активности дано Марксом, который говорил, что в изучении указанного явления необходимо "исходить именно из действительного субъекта и делать предметом своего рассмотрения его объективирование". Поэтому социальная активность возможна там, где есть человеческая деятельность, где взаимосвязаны объективное и субъективное, материальное и идеальное. Именно благодаря деятельности человек приобрел такое сущностное качество,как активность.

Человеческая деятельность носит прежде всего сознательный характер, который выражается в способности ставить цели деятельности, в саморефлексии человека.

"Животное, - писал К.Шркс, - непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает саше, о свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания".

Активность человека, в отличие от активности других живых форм,направлена не на пассивное приспособление к окружающей среде, а на созидание, творческое преобразование условий бытия, формирование "мира человека",

"В этом - вторая существенная черта человеческой деятельности - ее преобразоватедьяый характер. Человек производит материальные блага не только для того, чтобы существовать, как и не только существует для того,чтобы их производить. Отрешение к целям, выходящим за рамки собственно производительной деятельности,раскрывает сущность человека .который "действительно утверждает себя как родовое существо".

Однако активность человека определяется не только его деятельным отношением к природе, но и его отношением к друг игл людям.

Следовательно, человеческая деятельность имеет и третий важнейший признак - социальность.

Выявление черт человеческой деятельности является важнейшей методологической предпосылкой исследования социальной активности, средством, с помощью которого можно преодолеть крайности в рассмотрении последней то как "состояния", то как "отношения".

Каково соотношение деятельности и активности в социологическом плане? В литературе мы обнаруживаем различные точки зрения на этот счет. Э.С.Маркарян дает широкое определение деятельности как "информационно направленной активности живых систем". Здесь деятельность, а вместе с ней и активность, рассматривается в качестве атрибута любых: биологических объектов. А.В.Маргулис рассматривает деятельность лишь применительно к социальной форме движения материи, причем активность выступает родовым, более широким понятием по отношению к деятельности: "Деятельность есть высший тип активности, определенный способ существования социальной действительности. М.С.Каган рассматривает активность как способ овладения субъекта объекты или установления коммуникативного взаимодействия с другими объектами. Деятельность рассматривается им наиболее общим понятием и включает в себя в качестве элементов субъект, объект и активность Социальная активность определяется еще и как общественное качество людей, в их способности взаимодействовать со средой..

Социалистический образ жизни - интегратившй фактор развития творческой активности личности

Возникновение коммунистической общественнс-акономической формации обусловило преодоление отчуждения творчества во всех сферах жизнедеятельности людей. Этот процесс не только вызвал к жизни новые, ранее невиданные формы творчества, предоставив максимум свободы для их развития, но и превратил само социальное творчество в источник общественного прогресса, форму самореализации личности.Иначе говоря, только при социализме творчество превращается из продукта истории в ее субъект.

Становление качественно нового типа социального творчества было детерминировано широкой демократизацией и гуманизацией общественных отношений, обусловленных в свою очередь революцией в экономическом базисе, политической системе, социально-классовой структуре и сознании человека.

Естественно, что в рамках капиталистического общества, даже в самых "демократических" буржуазных государствах без революционной ложи всей системы общественных отношений не возможен переход к подлинному творчеству, ибо антагонизм, социальное неравенство, дух отчужденности и разобщенности исключают не только коллективные формы творчества, но и обедняют индивидуальное творчество, отрывая его от общественных интересов и общественной практики.

Буржуазное общество экономически, идеологически и психологически стимулирует лишь культ материального потребления, подавляя т творческую активность личности, тордозя ее духовночіравственное развитие. Все это возникает потому, что при капитализме отношения между людьми носят вещный характер, и только через этот характер каждый человек определяет свое отношение к другим людям. Образно выражаясь, "свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане". Здесь свобода творчества, личная независимость определяется прежде всего утилитарно-практическими,товаро-денежными отношениями. Такое положение не только не сближает экономическое производство с духовным, но еще больше их отдаляет друг от друга, препятствует их гармонии. Одшко это не озшчает, что духовное производство, творчество не испытывают ш себе воздействие экономики капиталистического общества. Это воздействие обнаруживается постоянно, но оно носит уродливый, односторонний, т.е. прежде всего потребительский характер, проявляясь широким спектром антагонистических противоречий.

Такой характер взаимодействия материального и духовного произ л;. всдетва преодолевается установлением при социализме общественной собственности на средства производства. Помимо этого и наряду с этим в коммунистической формации начинают действовать законы, диктующие каждому члену общества необходимость творческого отношения к социальной среде, к своему труду, к собственному самосовершенствованию. Иначе говоря, законы развития истории в определенном смысле становятся законами творческой деятельности, обусловливая переход от нетворческой деятельности к творческому труду. Одшко было бы неверно упрощенно понимать этот переход. Ведь и при капитализме существует творческая деятельность, обусловленная материально-технической базой, развитием науки, потребностями самого человека. И все же не следует преувеличивать материально-технический, научный фактор в развитии социального творчества, ибо на последнее влияют не столько возможности материально-производственной деятельности как таковой, сколько та социальная форма, в которой она осуществляется. Каким бы ни было совершенным по своему научно-техническому, материальному содержанию современное капиталистическое производство, человек в нем остается одним из его технологических звеньев, его вещным фактором. Поэтому сознательное творчество личности обеспечивается при социализме преобразованием всех условий жизни и деятельности человека: труда, социальных отношений, политической организации, духовной жизні

В этой связи наиболее целесообразной и актуальной представляется попытка анализа творческой активности личности в рамках такого важного детерминанта, каковым является социалистический образ жизни, данное направление исследования позволяет не только выявить творческие способности развития личности, но и оптимально соотнести последние с потребностями, нормами и интересами общества. Иначе говоря, социалистический образ жизни - это система оптимальных условий формирования творческой активности, обладающая внутренним органическим единством. Социалистический образ жизни - это явление, в котором только и может быть воплощен широкий комплекс видов жизнедеятельности людей. Он формируется под воздействием социально-экономических условий нашего строя, целью которого является всестороннее развитие личности, удовлетворение постоянно растущих потребностей людей. В Отчетном докладе ЦК КПСС НУТ съезду партии сказано: "...нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего того, что мешает формированию нового человека. Это - одна из неотъемлемых составных частей социальной политики партии/цель которой - благо и счастье советских людей.

Основные направления раз вития творческой активности личности при социализме

В предыдущих разделах настоящей работы было выяснено, что сама система социалистических общественных отношений адекватна природе творчества как процесса целостного развития каждого человека.Были раскрыты пути преобразования условий существования человека, создания необходимых материальных и духовных предпосылок развертывания творческой активности личности. Цель настоящего раздела - определить, в каких направлениях вышеназванный процесс осуществляется.

В принципе, любой вид целенаправленной человеческой деятельности, имемций прогрессивное значение, при условии превращения последней в самодеятельность, т.е. деятельность свободную от внешнего принуждения, может стать фактором развития творческой активности личности. Иначе говоря, творческая активность субъекта предполагает его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способности к самоизмеяению. Применительно к социалистическому образу ШЇЗНИ, последнее выступает в качестве потребностей к новаторству, самообразованию, инициативе, самокритике, самовоспитанию и т.п. Эти свойства личности с наибольшей силой формируются в основных сферах человеческой деятельности: материальной и духовной. Данные сферы, в свою очередь, могут стать объективным критерием выделения основных направлений формирования творческой активности личности при социализме. К ним следует отнести: формирование научного мировоззрения, творческого отношения к труду и формирование нравственной культуры личности в творчестве.

Детерминация творческой активности личности - многогранный процесс, в котором тесно взаимосвязаны мыслительные, психические, конкретно-научные, мировоззренческие, нравственные и другие его компоненты.

В системе формирования творческой активности личности специфическое место занимает мировоззренческая детерминация» Социальная значимость последней в самом общем виде определяется тем, что творческий процесс, в каких формах и направлениях он бы не осуществлялся, невозможен без учета обобщенных представлений о мире в целом: о законах развития природы, общества и познания; о месте человека в этом мире.

Мотивы деятельности человека в той или иной сфере общественной жизни подчас скрыто коренятся в культурно-мировоззренческих "пластах", ибо личность исследователя, труженика, общественного деятеля живет в конкретной социальной обстановке, в исторически определенное время, что, естественно, фиксирует в сознании личности черты эпохи, направленность общественного прогресса и т.п. Иначе говоря, человек, включаясь в систему жизнедеятельности общества, застает готовым не только материальный (очеловеченный) глир, мир природы, общественные отношения, но и сложившуюся систему мировоззрения, как санкционированную обществом систему духовных ценностей.

Мировоззрение личности характеризуется не только тем, насколько она правильно и глубоко отражает объективный мир (когнитивная сторона), но и тем, в каком направлении оно ориентирует человека, его творческую деятельность (аксиологическая сторона). В зависимости от этого мировоззрение может быть либо прогрессивным, либо реакционным; активно творческим или пассивно созерцательным.

Мировоззрение включает в себя в том или ином объеме: знания, чувства, понятия, стиль мышления и др. В этом плане личность мож но рассматривать как "единичное воплощение культуры". Являясь специфической формой отражения мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение выполняет регулятивно-творческую -роль, т.е. выступает в качестве методологии построения общей картины мира. Иначе говоря, мировоззрение позволяет личности осознавать свою жизнь не как совокупность случайных событии, а как целостный процесс, имеющий определенную направленность, т.е. мировоззрение должно рассматриваться в качестве духовного стимула творческой активности.

Применительно к задачам коммунистического строительства следует сказать, что последние требуют все большего мировоззренческого "обеспечения", ибо, во-первых, совершенствование и развитие социализма - целенаправленный процесс, во-вторых, в условиях зрелого социализма, как закономерность, осуществляется постепенное замещение обыденного мировоззрения теоретическим. Б рамках этого процесса происходит повышение уровня теоретического осмысления широкими массами трудящихся природной и социальной действительности, на основе повышения каждым, членом социалистического общества своего общеобразовательного уровня, включая всестороннюю марксистско-ленинскую подготовку. "Марксизм-ленинизм, - говорилось на ХХУ съезде КПСС, -дает нам понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях". Однако мировоззрение позволяет человеку не только верно ориентироваться в окружающем мире, оно есть средство преобразования этого мира.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности личности (методологический аспект)