Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I Гражданственность личности .. 19 - 105
1. Гражданственность как социальное качество личности 20 - 42
2. Исторические типы и конкретно-исторические формы гражданственности личности 42 - 85
3. Понятие гражданственности личности 5 - 105
ГЛАВА И Гражданственность личности как предмет частно-научных исследований . Г06-Г52
I. Правовой аспект исследования гражданственности личности І06-І2Г
2. Политический аспект исследования гражданственности личности 122-139
3. Этический аспект исследования гражданственности личности ; 139-152
Заключение о 153-156
Библиография 157-177
- Исторические типы и конкретно-исторические формы гражданственности личности
- Понятие гражданственности личности
- Правовой аспект исследования гражданственности личности
- Этический аспект исследования гражданственности личности
Исторические типы и конкретно-исторические формы гражданственности личности
Построение концептуальной схемы исследования гражданственности личности как целостного развивающегося качества предполагает выделение в рамках социально-философского исследования историко-генетического направления, связанного с последовательной реализацией принципа историзма, с рассмотрением гражданственности в "контексте" исторического процесса.
В.И.Ленин, обращая внимание на важность принципа историзма, отмечал, что "самое надёжное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык правильно подходить к этому вопросу с точки зрения научной, это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". В письме к И.Ф.Арманд эта мысль выражена более категорично:" Весь дух марксизма, - пишет В.И.Ленин, - вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь /а/ исторически; /в/ лишь в связи с другими; /г/ лишь в связи с конкретным опытом истории". При исследовании социальных явлений особенно важно найти "закон изменения и развития этих явлений, перехода их из одной формы в другую, из одного порядка общест-венных отношений в другой".
Руководствуясь этими положениями, заметим, что гражданственность личности - продукт системы общественных отношений, выражающей особенности определённой общественно-экономической формации, её конкретного этапа развития. Поэтому философ-марксист, исследуя гражданственность, исходит из того, что она является конкретно-историческим феноменом, диалектически развивающимся.
Принцип историзма выступает основополагающим в исследовании гражданственности личности. Его последовательная реализация предполагает, во-первых, вскрытие генезиса гражданственности для объяснения её сущности и конкретно-исторических форм существования; во-вторых, рассмотрение гражданственности в развитии, с меняющимися признаками, свойствами,структурой; в-третьих, предвидение тенденций развития гражданственности в будущем.
Остановимся на рассмотрении указанных аспектов. Социально-исторической основой гражданственности, как было отмечено в предыдущем параграфе, выступает социальное отношение "гражданин - государство". Возникновение государства, классов обусловливает генезис гражданственности личности. В первобытно-общинной формации формируются определённые предпосылки для "рождения" гражданственности.
Исторически первоначальной формой общественного бытия людей выступает род, который является определённым носителем социального опыта. Отношение индивида к роду является основой "рождения" его социального качества. В этот период социальное качество начинает формироваться через отношение личности к племени, роду и их учреждениям, через отношение личности к некоему общественному целому. Ф.Энгельс писал в связи с этим:"...племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчинённой в своих чувствах, мыслях и поступках".
Каждый индивид был социально равным со всеми другими индивидами данного рода, и каждый из них находился в социально одинаковом отношении к общественному /родовому/ целому. Интересы рода выступали интересами каждого члена. Особые социальные отношения первобытного общества находили своё непо-.средственное выражение в особом типе личности этого общества, особенность которого заключалась в том, "что в нём, в его чертах и свойствах сливалось воедино индивидуальное и общественное содержание жизни человека и его общественная сущность ещё не была наполнена раздирающими личность противоречиями между его частной, интимной жизнью и её "публич-ной", или "общественной жизнью".
Социальное качество личности первобытного общества ещё не может проявляться в форме гражданственности. Переход от первобытной социальности к гражданственности сопровождался большими изменениями в экономической, социальной жизни общества, так как для её возникновения необходимы определённые условия как объективного, так и субъективного характера. Основными объективными условиями являются: I/ возникновение новой социальной организации /государства и различных политических институтов/; 2/ возникновение классов и первых социально-классовых конфликтов. Эти важные процессы сопровождались усложнением трудовой деятельности, отделением умственного труда от физического.
Для проявления социального качества в форме гражданственности необходим и определённый уровень развития самой личности. Личность должна стать более автономной. Выходя за пределы рода в мир разноплеменных государств, она обособляется и появляется возможность осознания ею существующих различий между гражданскими добродетелями и человеческими, обязанностями "публичной" и "частной" жизни, личность должна понять, что обычаи и нормы общины, а затем и госудкарства далеко не всегда дают ей верную ориентацию. Прежде всего это необходимо личности тех классов и слоев, которая объективно имеет основание быть неудовлетворённой своим настоящим положением. Формирование гражданственности связано с формированием высших социальных потребностей личности.
Понятие гражданственности личности
В научной литературе сегодня можно встретить различные определения понятия гражданственности личности, часто его содержание раскрывается на основе абсолютизации одного из аспектов. В настоящем параграфе, проводя операцию экспликации, мы стремимся уточнить содержание указанного понятия, учитывая его многоаспектность, целостность гражданственности как социального качества личности.
Необходимость постановки вышеобозначеных вопросов диктуется целью диссертационного исследования - построением концептуальной схемы исследования гражданственности как целостного развивающегося качества личности. Эта схема включает в качестве одного из аспектов определение понятия гражданственности личности.
Решая указанные вопросы, прежде всего, остановимся на выяснении терминов "гражданин", "гражданский", "гражданство", "гражданственность". В словаре русского языка С.И.Ожегова указывается, что термин "гражданин" употребляется в двух основных смысловых значениях: во-первых, он обозначает лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей; во-вторых, он обозначает взрослого человека, а также форму обращения к нему. Два значения и у термина "гражданский": I/ гражданский - значит относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями; 2/ гражданский - значит свойственный гражданину как сознательному члену общества. "Гражданство" характеризует правовое положение гражданина, состояние в числе граждан государства. В словаре не раскрывается значение термина "гражданственность", но приведённые смысловые значения родственных терминов позволяют составить представление и о "гражданственности". "Гражданственность" обозначает качество гражданина как сознательного члена общества, проявляющееся в его отношениях с государством, к которому он принадлежит и которое наделяет его определёнными правами и обязанностями.
Мы не случайно рассмотрели значение указанных терминов, дело в том, что некоторые учёные содержание понятия гражданственности личности иногда сводят к смысловому значению терминов "гражданин", "гражданский", "гражданство". Обращая внимание на связь термина и понятия, родственного с ним, в то же время считаем неоправданным их отождествление. Установка на их несводимость будет иметь место в нашем исследовании.
Итак, гражданственность личности выступает как сложное по своей структуре и дифференциации социальное явление. В связи с этим, понятие, в котором оно отражается, также должно быть рассмотрено как многоаспектное, что и определяет сложность его изучения. Основными аспектами понятия гражданственности личности выступают правовой, политический, нравственный. Их неразрывная связь, органическое единство характеризует суть "гражданственности".
В ходе исследования проблемы гражданственности важно поставить такую цель: отразить в определении общесоциологической категории гражданственности личности единство её аспектов, гражданственность как целостное развивающееся качество личности. Посмотрим, на сколько реализуется эта цель в современных исследованиях интересующей нас проблемы, для этого произведём операцию экспликации основных определений понятия "гражданственность личности". Экспликация предполагает выработку точного научного понятия, со строго фиксированным смыслом и значением, которое замещало бы имеющиеся нестрогие представления. Выработать точное понятие необходимо для преодоления многообразия толкований о содержании и сущности понятия гражданственности личности. Итак, выделим основные экспликандумы указанного понятия и проанализируем их.
Правовой аспект исследования гражданственности личности
Проблема гражданственности личности является комплексной, интегрирующей различные аспекты взаимоотношений гражданина с государством. Социальное отношение "гражданин -государство", выступая социально-исторической основой гражданственности, органически включает правовой аспект, на рассмотрение которого и нацелены правовые исследования.
В самом общем виде правовой аспект выражает отношение гражданина как носителя определённых прав и обязанностей к государству как субъекту правотворческой деятельности. Особенности правовых исследований и определены спецификой рассматриваемого аспекта, которая заключается, прежде всего, в том, что гражданственность как правовое качество личности представляет собой целостность правосознания, правовой активности, правовой ответственности личности, включённой в правовое взаимодействие с государством. Личность в рамках правоотношения рассматривается как носитель прав и обязанностей, предоставленных государством.
В связи с этим основными задачами правового исследования гражданственности личности являются следующие: I/ рассмотрение гражданства личности как объективной основы гражданственности; 2/ исследование взаимосвязи правосознания и гражданского сознания личности; 3/ рассмотрение правовой активности как формы гражданской активности личности; 4/ исследование взаимосвязи правовой ответственности и гражданской ответственности личности. Формулировка задач ориентирует учёных на разработку таких понятий, без осмысления которых невозможно построить концептуальную схему исследования гражданственности как целостного развивающегося качества личности. К ним относятся понятия правового сознания, правовой активности, правовой ответственности личности. Остановимся на их рассмотрении.
Правосознание в гносеологическом плане отражает общественные отношения, урегулированные нормами права или требующими такого регулирования, а также сам механизм правового регулирования. Оно проявляется в поведении индивида, его действиях и поступках, даваемых им оценках, в его представлениях и стремлениях.
Как отмечает В.А.Щегорцов, правосознание личности включает знание I/ о существовании в обществе определённых правовых отношений; 2/ о том, как регулируются социальные отношения правом, что запрещается и что поощряется законодателем; 3/ о том, какими правами и обязанностями обладает субъект правовых отношений и конкретно данная личность; 4/ о социально-классовой структуре общества и важном орудии государства -праве, его принципах и идеях; 5/ о том, как личность может участвовать в определении своих прав и обязанностей, в реализации своего политического и правового статуса, каким образом может влиять на принятие тех или иных законодательных актов.
Таким образом, правосознание личности включает в себя знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.
Связь права и правосознания имеет очень сложный характер. Если в праве отражаются и фиксируются интересы класса, господствующего в обществе, то в правосознании отражаются интересы противоположных классов, их различные представления о справедливости определённого общественного порядка.
В антагонистическом обществе одна правовая система, но противоположные правосознания. Условия жизни, развитие социально-экономических и политических противоречий получает выражение в сознании, приводит к тому, что эксплуатируемые массы проникаются сознанием собственных интересов, юридическим нормам господствующего класса они противопоставляют собственное правосознание. Да и правосознание внутри самого господствующего класса тоже не лишено противоречивости, это находит своё яркое выражение в борьбе фракций и их идеологов. Таким образом, правосознание связано не только с осознанием личностью себя членом государства, гражданином, носителем определённых прав и обязанностей, но и с осознанием классовых интересов. Иными словами, правосознание теснейшим образом связано с политическим сознанием личности, но не сводится к нему.
Этический аспект исследования гражданственности личности
Познавательная схема, условно отражающая сам процесс исследования проблемы гражданственности личности, предполагает выделение в рамках частно-научных исследований как относительно самостоятельное - этическое направление. Оно ориентировано на рассмотрение этического аспекта гражданственности, т.е. частного, специального аспекта. Он находит выражение в исследовании а/ гражданственности как нравственного качества; б/ личности с ярко выраженной гражданской позицией как нравственного идеала; в/ гражданского долга как специфического регулятора взаимоотношений личности и государства; г/ взаимосвязи нравственного сознания и гражданского сознания личности; д/ взаимосвязи нравственной и гражданской активности личности; е/ взаимосвязи нравственной и гражданской ответственности личности.
Проблема гражданственности личности органически вписывается в предметно-исследовательскую область этики, которая описывая качественные границы нравственности, в гражданской деятельности выделяет собственно нравственный аспект, вычленяет нравственное в гражданском сознании и гражданском пове - 140 дении людей.
Заметим, что уже в ранних этических теориях указывалось на необходимость рассмотрения нравственной стороны гражданственности как своеобразной добродетели гражданина государства, которая выступает нравственным качеством. Целью этики, как считал Аристотель, и является формирование добродетелей гражданина государства.
Рассматривая гражданственность как нравственное качество, в единстве морального сознания, нравственной активности и нравственной ответственности, необходимо принимать во внимание, что в социальное отношение "гражданин - государство" личность вступает не только как представитель класса, член государства, но и как нравственный субъект. Характеристики личности как члена государства, носителя классовых интересов и нравственного субъекта взаимосвязаны, так как мораль несёт печать классовости, она освещает особые интересы класса в общей системе социальных связей. Каждый класс выполняет роль относительно самостоятельной нормоустанавливающей группы. В его недрах кристаллизуются моральные нормы и оценки. Общий интерес людей, составляющих класс, предопределяет в конечном счёте и их общие нравственные позиции.
Обратимся к рассмотрению нравственного сознания личности, включённой в социальное отношение "гражданин - государство". Этика выступает как теория морали, делающая нравственное сознание объектом изучения. О.П.Целикова отмечает, что "...целостное гармоническое нравственное сознание представляет собой синтез моральных знаний, взглядов, нравственных чувств, убеждений и моральных побуждений - мотивов и стиму - 141 лов, отражённых в жизни и деятельности людей". Основными структурными элементами нравственного сознания личности выступают моральные взгляды и знания, нравственные чувства, убеждения, мотивы и стимулы,Нравственное сознание под определённым углом зрения отражает нравственные отношения. Оно неразрывно связано с общественной практикой, с урегулированием поведения людей. Наиболее комплексным элементом его структуры является убеждение. Оно интегрирует моральные взгляды и потребности, моральные интересы и мотивы, рациональное и эмоциональное/ О.П.Целикова замечает, что "нравственные убеждения характеризуются устойчивым, твёрдым, последовательным принятием людьми требований должного, побуждающим следовать определённым нормам морали".
Не случайно, убеждённость рассматривают как стержень нравственно-целостной личности. Н.Н.Крутов справедливо подчёркивает, что нравственные убеждения и потребности - "важнейшая психологическая "составляющая" морально мотивированного поведения, субъектом которого является конкретный индивид".3
В системе морального сознания личности необходимо особо выделить мотивы. "Без анализа процесса мотивации мы не в силах проследить этапы формирования человека как нравственного субъекта, определить степень зрелости его морального сознания и направленность его нравственных исканий".