Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Щипанов Игорь Петрович

Соотношение потребностей и способностей в формировании личности
<
Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Соотношение потребностей и способностей в формировании личности Соотношение потребностей и способностей в формировании личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щипанов Игорь Петрович. Соотношение потребностей и способностей в формировании личности : ил РГБ ОД 61:85-9/174

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Потребности и способности как важнейшие характеристики личности

1. Потребность как особое, противоречивое состояние субъекта

2. Деятельностная сущность способностей личности ... 55

Выводы 77

Глава II. Проблемы соотношения потребностей и способностей в развитии личности : 80

1. Взаимодействие потребностей и способностей личности -

2. Качество удовлетворения потребности как движущая сила в развитии личности 101

3. Раскрытие потребностей и способностей в творческой деятельности' 120

Заключе ние 132

Список использованной литературы 138

Введение к работе

Научное понимание и решение проблем формирования и развития личности в условиях развитого социализма является необхо -димым звеном в цепи задач на пути постепенного перехода к высшему бесклассовому обществу. В программе Коммунистической партии Советского Союза наряду с такими важнейшими задачами, как создание материально-технической базы коммунизма и становление коммунистических общественных отношений, определена задача всестороннего гармонического развития личности .

В условиях развитого социализма возросла необходимость теоретической разработки проблемы формирования и развития лич -ности в различных аспектах познания - от философского до пси -хологического. Как показывает практика, эти сферы исследования взаимосвязаны, и поэтому в марксистско-ленинской науке все бо -лее утверждается комплексный подход к разработке проблем лич -ности, в котором философский аспект имеет определяющее методологическое значение.

По мере социального прогресса неизмеримо возрастает зна -чение индивидуальных характеристик личности, ибо процесс раз -вития прежде всего предполагает применение всего богатства творческих индивидуальностей как безграничного резерва общественного развития. Прогресс общества невозможен без богатого многообразия индивидуальностей, талантов.

Эпоха развитого социализма характеризуется дальнейшим воз -вышением потребностей и развитием способностей людей, в основе которых лежит рост производительных сил, обусловленный научно -

I. См.:Программа Коммунистической партии Советского Сою -за: Принята ХХП съездом КПСС. - М.:Политиздат, 1976, с.120,121.

технической революцией, развитием социалистических производственных отношений. Совершенствование разделения труда все в большей степени обеспечивает возможности каждой личности избирать для себя те виды деятельности, которые наиболее полно отвечают её способностям, удовлетворяя важнейшую потребность человека в творческом труде. "Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более про -изводительным, но и содержательным, интересным, творческим" . Развитие культуры, науки создали необходимые условия для все -стороннего, гармонического совершенствования потребностей и способностей. В силу этого первостепенное значение приобретает , наряду с использованием всего богатства человеческих сущностных сил, целенаправленное формирование потребностей и способностей личности. На ХХУІ съезде КПСС подчеркивалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем,чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это,в конечном счете, зависит от того, каковы интере -сы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важнейших задач

социальной политики" .

Задача целенаправленного формирования потребностей и способностей не может быть успешно решена без выявления закономерностей взаимодействия последних. Потребности и способности лежат в основе материальной связи человека с объективными условиями его существования. Выявление законог'ерностеи их взаимодействия раскрывает основу механизма человеческой активности, его

  1. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.:Политиздат, 1981,с.57.

  2. Там же, с.63.

деятельности, позволяет через деятельность рассмотреть форми-рование и развитие личности.

Изучение диалектики потребностей и способностей позволяет понять изг/енение роли личности как субъекта деятельности в историческом творчестве, механизм превращения труда в первую жизненную потребность. Принцип социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" означает, что труд при социализме выступает для человека в форме необходимости, формой удовлетворения сложившихся потребностей, благодаря которым он является содержательным. Его содержание есть применение и условие развития способностей - необходимое условие для превращения труда в первую жизненную потребность каждого человека. В силу этого раскрытие закономерностей соотношения потребностей и способностей выступает необходимым звеном претворения в жизнь лозунга,начертанного на знамени коммунизма - "от каждого по способностям, каждому по потребностям", как главного условия, обеспечивающего всестороннее, гармоническое развитие личности.

Необходимость разработки проблемы соотношения потребностей и способностей диктуется и тем обстоятельством, что проблема человека находится в центре современной идеологической борьбы . Буржуазные теории "общества массового потребления", "единого индустрріального общества", "постиндустриального общества", "конвергенции" двух систем , в основе которых лежит концепция"техно-логического детерминизма", утверждают потребительскую направленность буржуазной идеологии. Потребительская психология, привносимая в сознание масс средствами буржуазной информации, становится опасным оружием антикоммунизма в современных условиях.

Различные мелкобуржуазные и псевдомарксистские теории противопоставляют идеям марксизма - ленинизма проекты будущего общества с идеалом паразитического потребления, ведущего к дегра-

нации человека.Они рисуют человека как потребителя с однобокими примитивными способностями, лишенного потребности в духовной культуре, образовании. Ведущее место в структуре его потребностей они отводят потребностям в вещных благах, предметах комфорта, моды, престижа. Потребительская психология в сущности лишает человека стремления к развитию. Все это актуализирует в марксистской науке задачу дальнейшей разработки проблемы соотношения потребностей и способностей в развитии личности с позиций марксистской диалектики.

В советской философской литературе в настоящее время проблема соотношения потребностей и способностей начинает выделяться в отдельную область' исследования. М.Н.Перфильев в книге "Общественные отношения" (1974), анализируя потребности и способности в связи с проявлением через них биологических и общественных программ, определяет взаимосвязь потребностей и способностей, как внутренний источник развития человека, общества, различных явле'ний общественной жизни. Потребности и способности, как содержание и форму сущностных сил человека, рассматривает Е.Г.Ку-делин в книге "Диалектика производства и потребностей"(1977 ), определяя потребности как ведущее начало, в развитии системы потребности - способности. Взаимосвязанные и взаимообусловленные в своем развитии потребности и способности исследуются Л.П.Буевой в книге "Человек: деятельность и общение" (1978). В диалектике потребностей и способностей автор видит один из истоков развития личности.

Во многих монографиях, статьях, особенно выше шлих за последние 15 лет, так; или иначе затрагивается проблема соотношения потребностей и способностей, но не специально, а лишь в связи с исследованием других проблем. В силу' этого, авторы ограничиваются либо простой постановкой проблемы, либо самым общим подходом к

ней, либо выявляют лишь отдельные её стороны. Все это и побуждает к дальнейшей разработке проблемы соотношения потребностей и способностей. Эта проблема представляет собой один из важнейших аспектов изучения человека как социально-деятельного существа, она неразрывно связана с вопросом о его сущности и суще -стЕовании.

В современной философской литературе потребности рассмат -риваются как связующее звено между производством и субъектом , как глубинная основа поведения людей, первопричина и вместе с тем результат человеческой деятельности, как выражение отношения человека к среде . В последние годы появился ряд специальных работ, существенно обогативших понимание духовных аспектов проб-лемы потребностей . Научное понимание потребностей наталкивается на одну из главных трудностей, которая проявляется как из -вестный разрыв между общетеоретическим содержанртем данного понятия и его конкретными, эмпирическими значениями. Причина этого разрыва коренится в недостаточной исследованности тех переход -ных звеньев, которые связывают общефилософскую истину с много -

1. См.гКикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание.!
/Под ред.и при участии В.Г.Афанасьева.-М.:1968; Резанов В.Д.

К вопросу о категории "потребность".-Вестник Ле ни нгр.. ун-та , серия экономики, Философии, права, выпуск З, 1971, №17; Чуди- ! нова И.М. Сущность, содержание и определение понятия "потребности личности". - В сб.'.Социологические проблемы лич нос ти. /Ответ. ред.В.Н.Лавриненко, Красноярск, 1973; Купелин Е.Г. Диалектика производства и потребностей.-М.Политиздат, 1977.

2. См.-.Шаров Ю.В. О сущности, специфике и классификации
духовных потребностей.-Советская педагогика, 1970, МО; Джи-
дарьян И.А. Эстетическая потребность.-М.:Наука, 1976 ;
Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности.-Фи -
лософские науки, 1976, J5I; Тарасов Г.С. Проблема духовной пот
ребности: (На материале муз.восприятия).-М.: Наука, 1979;
Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности.-М.:3нание, 1981.

образной действительностью, явление с сущностью. Недостаточ -ность использования философских категорий "явление и сущность", "форма и содержание", "необходимость и случайность" в исследо -Еании потребностей отмечает И.М.Чудинова. Общим недостатком в определении советскими учеными потребностей является недооценка значения их важнейшего момента - удовлетворения.

Все в большей степени становятся объектом научно-философского рассмотрения способности личности. На социологическом уровне их рассматривает Л.П.Буева. В связи с диалектикой обществен -ного производства и потребностей на уровне философского анализа способности рассматривает Е.Г.Куделин. Довольно детальную раз -работку данная проблема получила в советской психологии. Следует подчеркнуть , что понимание способностей советскими философами ограничивается содержательными чертами, выявленными на уровне психологии, они характеризуют способности только как средство деятельности личности. В этой сеязи встает задача их сущностного определения. На необходимость сущностного понимания способностей указывает С.Л.Рубинштейн .

Цель настоящего исследования заключается в том,чтобы,руководствуясь марксистско-ленинской методологией и опираясь на достижения советских и зарубежных исслецователей-марксистоЕ , выявить закономерности взаимодействия различных видов потреб -ностей ( социальных, биологических, потребностей общности) со способностями в периоды формирования и развития личности и в свете этих закономерностей рассмотреть становление важнейшей человеческой потребности к труду. Соотношение потребности как самой глубокой побудительной силы с определенными способностями

I. См.: Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. - Вопросы психологии, I960, JS3.

непосредственно подводит к проблеме выявления качества удов -летворения потребности как движущей силы в становлении и развитии личности. Приоритет субъективного фактора в творческой деятельности ставит вопрос о рассмотрении особенностей взаимо -действия потребностей и способностей в творческой деятельности. В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи.

В первой главе :

  1. Определение противоречивой сущности человеческих потребностей, условий их формирования и развития. Выявление места потребностей в сфере мотивации, мотивов деятельности как механизма удовлетворения потребностей личности.

  2. Выделение философского аспекта и определение деятель -ностной сущности способностей личности.

Во второй главе:

  1. Раскрытие диалектического взаимодействия различных ви -дов потребностей со способностями личности.

  2. Выделение качества удовлетворения потребности как дви -кущей силы в становлении и развитии личности.

  3. Рассмотрение особенностей взаимодействия потребностей и способностей в творческой деятельности.

Задачи, решаемые в диссертации, увязываются с проблемой общения как общесоциологического вида человеческой деятельности, всеобщего условия формирования и развития личности.

Все эти Еопросы решались, опираясь на работы классиков

марксизма-ленинизма, документы и материалы КПСС и советского государства. Определенную роль в исследовании сыграли работы советских и зарубежных ученых в области экономики, физиологии ,

психологии

I. Работы К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева,Т.И.Артемьевой, В.Г.Асеева, Т.Бауэра» Л.И.'Боеоеич, А.Валлон,Л.С.Выготского, А. Г. Ковалева, Б.М.Левина, Н.С.Лейтеса, В.Н.Мясищева,

А.Н.Леонтьева, К.Об.уховского, И.П.Павлова, В.В.Радаева,С.Л.Рубинштейна , В.И.Селиванова, Б.М.Теплова и пр.

Потребность как особое, противоречивое состояние субъекта

Основной формой активности субъекта, творящего социальную действительность, выступает практическая деятельность. Кажтшй исторический этап в развитии человеческого общества предстает такиг, каким создали его люди своей деятельностью. В созидании нового люди прежде всего опираются на достижения материальной и духовной культуры предшествующих поколений. В этом смысле человеческое общество есть продукт деятельности людей. Люди не только выступают творцами истории, они сами - её продукт и результат.

Человек преобразует окружающую действительность под влиянием объективных и субъективных причин. Анализ исторического процесса выявляет тот факт, что люди действуют в соответствии с сознательными намерениями.Ф.Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" отмечает : "...В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти..."1. Не считая идейные побуждения конечной причиной, детерминирующей деятельность людей,марксизм поставил вопрос об объективной основе этих побуждений.Какие движущие силы скрываются за этими побуждениями? "Исследовать движущие причины, которые ясно или неясно, непосредственно или в идеологической... форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих гласе и их вождей... - это единст венный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории..."

Общепринятой точкой зрения считается признание потребностей основными факторами, лежащими в основе деятельности различных социальных групп и личностей. Потребность позволяет раскрыть процесс превращения действия объективных исторических законов в субъективную активность личности. Открытое К.Марксом материалистическое понимание истории позволило раскрыть материальную основу активности субъекта, обусловленную в конечном счете материальными, производственными отношениями, в которые включен субъект независимо от его воли и желания. Однако,производственные отношения не могут стать факторами, непосредственно детерминирующими активность личности. Они выступают таковыми лишь в качестве определяющего начального звена в сложной цепи обстоятельств, от которых будет зависеть активность субъекта. В силу этого, представление о роли производственных отношений необходимо дополнить анализом места субъекта, социальной характеристикой общества.

Социальная характеристика выделяет классы, как основные субъекты истории и раскрывает их объективную роль в исторической практике, что позволяет выяснить существование необходимости для субъекта. Анализ экономической структуры общества выделяет историческую необходимость, не связывая её с конкретным субъектом, тогда как в реальной жизни необходимость осуществляется через конкретную деятельность людей, в основе которой лежат потребности. Историческая необходимость, выражаясь через потребности социальных групп, будет выступать для личности как возможность, превращая которую в действительность, она развивается. В этом смысле превращение возможностей в действительность выступает как исток развития личности.

Потребности охватывают довольно широкий круг отношений между субъектом и объективным миром, в основе которых лежит свойство потребности побуждать субъект к деятельности .направленной на объективный мир, причем потребности общностей реализуются через сферу потребностей конкретных личностей. В структуре личности потребности играют ведущую роль, поскольку выступают главной побудительной силой её поведения, источником её социальной активности. Потребности являются своеобразными центрами, вокруг которых "выкристаллизовываются" основные личностные качества. Они определяют направленность человека, его стремления, цели, идеалы, во имя которых он и действует.

Потребности , помимо побудительной, выполняют и регулирующую функцию человеческой деятельности, привлекая для её реализации соответствующие способности личности. Потребности объе -; диняют в себе наиболее существенные внутренние качества лич -ности в их отношении к окружающему миру. Потребности лежат в основе определенных интересов, ценностных ориентации, установок, определяют мир значимости личности. Потребности определяют силу влечений и страстей человека, выступают своеобразным "сплавом" его разума и чувств. Без учета круга потребностей, сознания личности, её духовного мира не может быть верно понята и сама личность, а, значит, и невозможно выбрать средства и определить пути её формирования и развития.

Деятельностная сущность способностей личности

С переходом к развитому социалистическому обществу центр тяжести в понимании содержания общественного богатства переме -щается от материальных продуктов, вещей на человека, развитие его сущностных сил, способностей. Отбрасывая ограниченную буржуазную форму понимания общественного богатства, К.Маркс писал о способностях как об общественном богатстве .

Буржуазные идеологи, пытаясь создать свою теорию общественного развития, стремятся доказать, что в развитых капиталистических странах возникают якобы принципиально новые экономические и социальные структуры, которые ведут к трансформации капиталистического общества, в результате чего капитализм путем реформ может избавиться от присущих ему антагонистических противоречий.

Классический тип предпринимателя, по мнению Гэлбрейта,отличительными чертами которого были воображение, частная инициатива, способность принимать ответственные решения и готовность рис-ковать деньгами во имя личной выгоды, исчезает . На его место , в силу смены индивидуального капитала корпоративным,встает "совокупность людей, обладающих разнообразными техническими знаниями, опытом и способностями, в которых нуждается современная промышленная технология и планирование. Она охватывает многочисленный круг лиц - от руководителей современного промышленного предприятия почти до основной массы рабочей силы - и включает в себя тех,кто обладает необходимыми способностями и знаниями"

Б итоге вовлечение в техноструктуру знаний выступает решающим фактором производства и, в силу этого, "сословие педагогов и ученых, коллективы университетов и колледжей" играют в обществе решающую роль .

В пропагандируемом буржуазными идеологами "индустриальном обществе", "обществе массового потребления" потребление является целью всякого производства и, в силу этого, результатом и условием деятельности техноструктуры выступает управление потреби-тельским спросом и формированием человека - потребителя. Эти теории выступают односторонними идеальными моделями буржуазного общества, в котором деньги являются главным мерилом личности , ЯЕЛЯЮТСЯ основой для возникновения однобоких"моделей" человека "технического", "экономического", "человека - специалиста" и т.д., с ограниченными способностями.

Суть вопроса даже не в том,что идеальные модели общества буржуазных теоретиков не соответствуют в целом капиталистической действительности, а фиксируют лишь отдельные противоречивые тенденции развития экономики. Весь вопрос в том,может ли вообще "потребительское сознание" быть мерилом человеческой сущности, а его формирование - главной целью развития человека.

Что будет за стадией "массового потребления" , когда потребление потеряет свою привлекательность? Такой вопрос ставят буржуазные идеологи, однако серьезного ответа они на него не дают. Концепция , в основе которой лежит метафизический разрыв между созидательными силами человека, способностями и его потребительскими потребностями, если не творчество, а потребление объявляется главной "человеческой общественной ценностью",не в состоянии решить проблему .движущих сил развития общества и человека.

Ряд буржуазных социологов и экономистов (Д.Белл, Г.Канн , А.Винер и др.) отстаивают идею о том,что на смену "индустриальному обществу" идет "постиндустриальное (послеиндустриальное),технотронное общество". Буржуазными идеологами делается, по существу, попытка прогнозирования будущего с позиций "технологического детерминизма". Это общество, по их мнению, характеризуется , в первую очередь, вытеснением человека и его труда из производства сверхмощной техникой, "интеллектуальной технологией", направляющей ролью в обществе и государстве научно-технической интеллигенции, точнее, её верхушки (элиты), тотальным контролем за поведением человека. Лишь интеллектуальная верхушка будет иметь право на образование и труд, большинство же людей будут жить в праздности и наслаждении, потребляя результаты автоматизированного и кибернетического производства. Развитие техники и науки даст возможность рассчитать "индекс настроения" отдельных групп и оказывать на него влияние с помощью химических веществ, вызывающих нужное психологическое состояние. Некоторые физиологи и психологи пишут о том,что с помощью химического воздействия на человека в начальный период его развития можно формировать определенные способности, "формировать группы с развитым или отсталым умом" для использования их на наиболее неприятных работах и таким образом с помощью психофизиологических средств добиваться состояния удовлетворенности данным образом жизни.

Взаимодействие потребностей и способностей личности

Не обходимость развертывания диалектико-материалистических исследований проблемы человека, куда потребности и способности входят как важнейшие характеристики личности, вызывается развитием современной науки и практіши. Эти исследования послужат делу дальнейшей теоретической разработки закономерностей целенаправленного формирования нового человека, основ руководства социальными процессами развития социалистического общества.

Эпоха развитого социализма характеризуется дальнейшим развитием сущностных сил человека, его потребностей и способностей. Потребности и способности лежат в основе материальной связи человека с объективными- условиями его сушествования.Выявление закономерностей взаимодействия потребностей и способностей раскрывает основу механизма человеческой активности, его деятельности и позволяет через деятельность рассмотреть формирование и развитие личности. Активная деятельность людей по преобразованию материального мира постоянно находилась в центре внимания классиков марксизма - ленинизма.

Диалектическое взаимодействие потребностей и способностей развертывается в рамках диалектики сущности и существования человека. Анализируя единство сущности и существования человека,

А.Г.Мнсливченко пишет: "... Сущность - это основа определений единично существующего, закономерно обусловливающая все изменения данного сущего ... внутренняя основа изменения. ...Путь к познанию сущности человека лежит через познание форм его существования. ...Понятие существование обозначает наличное бытие. ...Единство сущности и существования, как установил ещё Гегель, образует действительность" . Раскрытие диалектического взаимо -действия потребностей и способностей в существовании личности есть в то же время и раскрытие механизма формирования и проявления её социально-деятельной сущности.

Применяя категории "форма" и "содержание", Е.Г.Куделин рассматривает соотношение потребностей и способностей. Он определяет потребности " в качестве содержания сущностных сил человека, так как именно потребности в обмене веществ с окружающим миром обусловливают собой деятельность, которую осуществляет человек в процессе своей жизни. Соответственно способности людей к такому обмену и, следовательно, способы удовлетворения потребностей есть форма, в которой проявляется содержание сущ ностных сил" . Следует заметить, что такой анализ исходит из поншлания способностей как средства удовлетворения потребностей, в котором способность с самого начала ставится в подчиненное положение по отношению к потребностям. Потребности входят в содержание сущностных сил человека как побудительные силы.Способности не являются непосредственными побудительными силами человека и входят в его сущностное определение.Строго говоря, способность выступает формой проявления, средством удовлетво-ния содержания сущностной силы человека - потребности только в конкретной деятельности, его существовании.

Понимание автором способности только как средства удовлетворения потребности и приводит его к заключению, что нет "нуж ды доказывать, какое огромное влияние оказывают способности человека на развитие его потребностей, но ведущим началом в сис т теме "потребности - способности" выступают все же потребности" . И как следствие абсолютизации ведущего начала потребностей по отношению к способностям далее Е.Г.Куделин пишет: "Потребности являются ведущими уже потому,что не может развиваться и существовать никакая способность к удовлетворению потребности ... без наличия этой самой потребности....И это относится как к потребностям, унаследованным человеком от природы и преобразованным ( очеловеченным) историей, так и к потребностям, рожденным об ществеиным развитием" .

Качество удовлетворения потребности как движущая сила в развитии личности

Идея активности субъекта, как важнейшее завоевание историко-философской мысли, получила последовательную научную разработку лишь на почве .диалектического материализма. В теоретической разработке проблемы активности К.Маркс опирался на достижения немецкой идеалистической философии в лице Канта, Фихте, Гегеля. В их трудах разрабатывается вопрос активно - творческого отношения субъекта к объекту, которые предстают как .диалектически связанные и взаимопроникающие противоположности. Особенно велика в этом отношении заслуга Гегеля, который показал, что субъект как самосознание "является ... деятельным: снимает инобытие предметов и отождествляет их с собой... отчуждает самое себя и тем сообщает себе предалетность и наличное бнтие. И то и другое представляет собой одну и ту же деятельность" . Гегель вплотную подошел к пониманию практики как основы, на которой возникает духовная жизнь человека. Однако, труд по Гегелю предстает в абстрактно-духовной форме и активность субъекта рассматривается как результат саморазвивающегося знания. ;

К.Маркс развивал идею активно - действенного отношения человека к миру, в основе которого лежит не познавательная, а чувственно - практическая деятельность, труд. Труд как подлинная сфера творческой активности человека, материальное производство направлены на преобразование природы, он и предстает прежде всего как предметная, материальная деятельность. Маркс рассматри -вает человека в неразрывном единстве с природой. "Человек является непосредственно природным существом"1. Его предметно-практическая деятельность направлена на добывание необходимых предметов. "Голод , - пишет К.Маркс, - есть естественная, природная потребность; поэтому для своего удовлетворения ... он нуждается в природе вне его, в предаете вне его ... А не предав твое существо, это - недействительное, нечувствеиное, только мыслимое,т.е. только воображаемое существо, продукт абстракции" . Подвергая критике Гегеля, Маркс подчеркивает предметный характер человека и его деятельности, что позволило ему раскрыть земную основу человеческой активности. Источник активности человека заключен не в развивающемся самосознании, а в том,что он, как предметное существо, обладает потребвостями в предмете, которые могут быть удовлетворены только в результате предметной, практической деятельности.

Дальнейшую разработку проблема активности получила в работах В.И.Ленина ("Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др.). Ленин развил многие важнейшие вопросы гносео -логии, существенно обогатил понимание единства теорий и практики новыми теоретическими выводами. Особенно это касается раскрытия вопросов о соотношении объективных законов природы и общества и целеполагающей деятельности людей, объективной основы практической деятельности субъекта и др.

Деятельность личности на индивидуальном уровне начинается тогда, когда человек включается в общественно-необходимый труд, общественно-политическую деятельность. Если на уровне социально-философского анализа активность личности обусловлена способом организации совокупного субъекта, то под реальной деятельностью личности понимается та, которую она осуществляет в составе конкретной общности. Потребности лежат в основе материальной связи человека с объективными условиями существования и определяют круг его основных жизненных отношений.

Таким образом, люди в процессе производства создают обще -ственные отношения, и в то же время сами создаются ими. "...Как само общество производит человека как человека, так и он произ -водит общество", - писал К.Маркс. Развернутый анализ этого важнейшего положения марксистской теории предполагает выяснение причин и источника активности субъекта. "На первый взгляд, -отмечает Г.С.Арефьева, - задача не такая уж сложная. Люди, наделенные сознанием и волей, ставят определенные цели и, реализуя их, творят историю. Сами же цели в конечном счете определяются их общественным бытием. Однако при таком подходе мы не продвинемся ни на шаг вперед, так как дадим лишь иную формулировку того же самого положения: человек - продукт общественных отношений, и он же - их творец. Это положение, несомненно правильное само по себе, ещё не объясняет динамику исторического процесса. Почему удовлетворенная потребность рождает новую? ... Ни свойства человеческой природа,ни свойства духа не могут выявить источник активности субъекта... Остается только констатировать: такова природа человека (способность к саморазвитию, любозна -тельность) или: таковы свойства абсолюта" .

Похожие диссертации на Соотношение потребностей и способностей в формировании личности