Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Конкретно-исторический характер потребностей и интересов личности .
1.1 Потребности и интересы - важнейшие движущие силы деятельности человека 15
1.2 Особенности потребностей и интересов в условиях социализма и их влияние на формирование нового типа личности 48
Глава 2. Формирование нового чедовека в процессе развития общественных потребностей и интересов .
2.1 Самосовершенствование личности как фактор развития ее общественных потребностей и интересов 78
2.2 Проблема воспитания разумных потребностей и интересов как черт личности нового типа 96
2.3 Возвышение потребностей личности в процессе совершенствования развитого социализма 121
3 а к л ю ч е н и е 138
Список использованной литературы 146
- Потребности и интересы - важнейшие движущие силы деятельности человека
- Особенности потребностей и интересов в условиях социализма и их влияние на формирование нового типа личности
- Самосовершенствование личности как фактор развития ее общественных потребностей и интересов
- Возвышение потребностей личности в процессе совершенствования развитого социализма
Введение к работе
ХХУІ съезд КПСС, конкретизируя задачи формирования нового человека, вновь обратил внимание на то, что наше общество располагает большими возможностями для более полного, всестороннего развития личности. Поэтому актуальным становится вопрос о рациональном, эффективном использовании этих возможностей. "А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важнейших задач социальной политики". В своей речи на апрельском(1984г.) Пленуме КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко указывал на важность "не потерять из виду наш стратегический ориентир - формирование всесторонне развитой личности". А для этого необходима "более активная и целенаправленная работа по формированию разумных потребностей, интересов личности".
В советском обществоведении, марксистско-ленинской философии проблема личностных потребностей и интересов никогда не теряла своей актуальности, так как она бесчисленными нитями связана со всей практикой коммунистического строительства.
На этапе всестороннего совершенствования развитого социализма философское осмысление проблемы гармонического сочетания личных потребностей и интересов с общественными приобретает особую актуальность.
Во-первых, актуальность и важность специального изучения проблемы потребностей и интересов личности связаны с необходимостью дальнейшей разработки общей марксистско-ленинской теории личности, в которой она занимает заметное место. Использование этой теории призвано укрепить методологические основы управления экономическими и социальными процессами. Дальнейшая разработка проблемы формирования разумных потребностей и интересов личности имеет также большое теоретико-философское значение.
Во-вторых, разработка данной проблемы необходима в силу ее тесной связи с задачами практического совершенствования управления процессами социального развития. Социализм строится не стихийно, а на основе глубокого познания и сознательного использования закономерностей общественного развития. Особенность "механизма" действия этих закономерностей заключается в том, что они могут реализоваться только через деятельность людей. Значит, для обеспечения активности этого "механизма" нужны конкретные знания стимулов человеческой деятельности - интересов и потребностей, использование которых и позволит мобилизовать усилия масс на осуществление важнейших социально-экономических задач.
В-третьих, актуальность углубленного исследования проблемы потребностей и интересов обусловлена тем, что необходимые социалистическому типу личности разумные потребности и интересы не могут возникнуть автоматически, под воздействием только объективных условий. Их необходимо целенаправленно формировать воздействием всей системы воспитательной, идеологической работы партии, государства, общественных организаций, формировать постоянно и повсеместно, в процессе учебы и труда, на производстве и в быту. Активность субъективного фактора во многом зависит от того, насколько точно наука дает знание закономерностей формирования личности.
В-четвертых, на современном этапе планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, а значит, и дальнейшего продвижения к коммунизму", на знамени которого будет начертан лозунг "От каждого по способности, каждому по потребностям", все нетерпимее становятся факты извращенного понимания потребностей и интересов, встречающиеся у отдельных людей, которые стремятся поменьше дать, а побольше урвать от государства. "Именно на почве такой психологии и появляются эгоизм, мещанство, накопительство, равнодушие к заботам и делам народа". Философская наука призвана исследовать и выявлять причины, порождающие такую психологию, тем самым вооружать практику воспитательной работы эффективными средствами борьбы с антиподами коммунистической морали и способствовать выработке оптимальных способов формирования разумных потребностей, возвышению их, "обеспечению приоритета общенародных, государственных интересов".
В-пятых, на современном этапе проблема потребностей и интересов приобрела особую актуальность в связи с обострением идеологической борьбы между двумя мировыми системами. Буржуазная идеология пытается в борьбе с марксистско-ленинской концепцией общественно-личностных отношений решить две задачи. С одной стороны, приукрасить положение личности в мире капитализма, представить этот мир как мир "личной свободы", где ничто не сдерживает, не регламентирует действие индивида. С другой стороны, дискредитировать реальный социализм, представляющий личности подлинные, гарантированные права и свободы, зафиксированные в Конституции развитого социализма. При этом многие буржуазные идеологи видят главный шанс для апологетики капитализма не в простом противопоставлении его социализму, а в поисках "тождеств" и "аналогии" между этими системами и происходящими в них процессами, чтобы по возможности "заразить" молодежь стран социализма теми антиобщественными пороками, которые распространены в буржуазном обществе. Так, "спекулируя на интересе молодежи к моде, новинкам музыки, спорту и т.п., наши идейные противники пытаются использовать этот интерес для пропаганды своих политических взглядов, образцов буржуазной культуры и морали, для формирования мещанского культа вещей, индивидуалистического мировоззрения". Это говорит о том, что целенаправленное руководство процессами формирования, развития и возвышения потребностей и интересов личности имеет политическое значение, так как "все сферы нашей жизни долж 2 ны определяться коммунистическим нравственным содержанием".
Потребности и интересы - важнейшие движущие силы деятельности человека
Проблема движущих сил человеческого общества, законов и тенденций его развития составляет ядро всех общественных теорий, и в марксизме она занимает центральное место.
Общество, как "продукт взаимодействия людей", живет и развивается благодаря движению определенной системы общественных отношений, складывающихся в процессе борьбы народов за свои об"ективные обусловленные интересы, выражающие об"ективно необходимые потребности жизни и развития людей. "Первая предпосылка всякой человеческой истории, - писали основоположники научного коммунизма, - это, конечно, "существование живых человеческих индивидов", ибо общественная история людей есть всегда лишь ис-тория их индивидуального развития.
Отмечая определяющую роль общества в формировании человека, К.Маркс и Ф.Энгельс с такой же силой подчеркивали и роль человека в формировании общества. В первой гениальной формулировке нового мировоззрения - "Тезисах о Фейербахе" и "Немецкой идеологии" - они разрешили противоречие, из которого не находили выхода предшествовавшие мыслители, понимавшие, что человек является продуктом обстоятельств окружающей его среды, но в то же время забывавшие, что сами эти обстоятельства изменяются именно людьми. Изменяя свое общественное бытие в процессе практики, люди изменяют и самих себя, т.е. обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
Научное решение проблемы сущности человека, условий проявления его деятельности, которые обеспечивают общественное развитие, впервые было дано марксизмом. В период формирования своих диалектико-материалистических воззрений К.Маркс и Ф.Энгельс упорно шли к первопричине, определяющей социальную сущность индивида. "Предпосылки, с которых мы начинаем, - писали они, - не произвольны, они не догмы... Это действительно индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни".
В решении социальных проблем для К.Маркса и Ф.Энгельса "исходной точкой являются действительно деятельные люди". Поскольку история слагается из действия личностей, то важнейшая задача общественных наук состоит в том, чтобы об"яс 7 нить эти действия. Исследование действия и движущей причины это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще.
Основываясь на материалистическом понимании истории, К.Маркс и Ф.Энгельс установили, что в основе развития материального производства лежат потребности и интересы людей. "Без потребностей нет производства", - писал К.Маркс. Чтобы жить, человек должен удовлетворять свои потребности, а для этого он должен добыть во внешнем мире предметы, удовлетворяющие эти потребности. Однако, в одиночку человек не в состоянии это сделать. Его отношение к природе, как отмечали Маркс и Энгельс, существует только через отношение к другим людям. Такое отношение реализуется через производство, через трудовую деятельность.
В обществе "каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности, ...природное различие индивидов... образует мотив для об"единения этих индивидов, для установления общественного отношения между ними".
Взаимная зависимость индивидов, отмечают основоположники марксизма, проявляется в виде обмена деятельностью. А "взаимное действие индивидов друг на друга по своему содержанию есть лишь заинтересованность каждого индивида в удовлетворении своих пот-ребностей".
"Таким образом, - писал К.Маркс, - естественная необходимость, свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не выступали, интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества". Значит, понять человека, его действия можно лишь исходя из его потребностей и интересов. Исходный пункт деятельности людей, конечных причин всех общественных перемен и политических переворотов надо искать не в головах людей, а в изменениях способа производства и потребностях, интересах людей. Непосредственным, конкретным носителем обективных потребностей и интересов является определенный суб"ект, т.е. индивид, представляющий собой совокупность общественных отношений. Развитие и зрелость этих отношений определяют потребности и интересы, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Но диалектико-материалистический метод рассмотрения требует одновременно и генетического подхода к исследуемому явлению. Потребность присуща и органической, и социальной формам движения материи. Интерес же производен, он представляет собой явление чисто социальное в широком смысле этого слова. Он возник одновременно со становлением общества, стержнем которого явилось возникновение сугубо социальной, трудовой деятельности.
Особенности потребностей и интересов в условиях социализма и их влияние на формирование нового типа личности
Потребности и интересы - побудительные мотивы деятельности личности на всех ступенях общественного развития. Но их характер при разных общественных формациях не один и тот же, он изменяется в зависимости от конкретных исторических условий.
В действительности не существует идентичных об"ективных условий для всех формаций, условий, которые не отличались бы друг от друга, тем более "социальные организмы также глубоко разнятся друг от друга, как и организмы животных и растений.
Поскольку, в конечном счете, потребности, интересы и сам человек, общество в целом есть продукт общественных отношений, нас интересуют конкретные действительные взаимодействия, конкретные реальные потребности и интересы, ибо нет личности вообще, потребностей и интересов вообще. Мы должны знать, какова человеческая природа и как она модифицируется в каждую историческую эпоху.
Преодолевая суб"ективистские, метафизические воззрения на общество, К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривают потребности и интересы не как нечто абстрактно-всеобщее, а как потребности и интересы определенного общества, определенных классов и групп, и внутри их - определенного человека как социального существа. В центре внимания основоположников марксизма всегда был "определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни". Конкретно-исторический характер потребностей и интересов человека выступает как своеобразный "вектор", определяющий направление деятельности личности. Мы не поймем ни движущую силу развития социалистического общества, ни реальные условия формирования всесторонне развитой личности, если будем игнорировать конкретно-исторический характер потребностей и интересов, побуждающих людей к активному участию в строительстве коммунизма. последовательно, система потребностей и интересов в структуре личности всякий раз исторически конкретна, как конкретны типы исторических обществ.
Потребности и интересы личности каждого конкретно-исторического общества зависят от всей совокупности общественных условий и, прежде всего, от характера и уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений, от общественного и государственного строя, от духовной жизни общества, от состояния науки, техники, от системы ценностей, традиций, обычаев и т.д. В становлении потребностей и интересов решающую роль играет место данного суб"екта в производственных отношениях. Различие положений людей в исторически определенной системе общественного производства определяет различие их потребностей и интересов. В каждой общественно-экономической формации формируется свой исторический тип личности, наделенный качественно-своеобразными потребностями и интересами. В свою очередь, это своеобразие потребностей и интересов порождает специфические действия, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов данного человека. Причем, эти действия, в зависимости от того, насколько сходны интересы различных групп трудящихся и отдельных людей, в какой степени удовлетворяются потребности и каков характер их удовлетворения, могут осуществляться в разных направлениях: в направлении развития способностей, активности личности, чувства коллективизма, творческого сотрудничества и взаимопомощи, отзывчивости и правдивости, внимательности и верности, или, напротив, антагонизма, жестокости, безразличия и черствости, скупости и скрытности, презрения и зависти, мстительности и пассивности и т.д. Одним словом, действия могут быть узкоэгоис -51-тичными, если они концентрируются вокруг личных потребностей и интересов, и подлинно человеческими, если общественное благо связывается с благом всех членов общества. Исходя из этого, можно сказать, что потребность и интерес не могут быть поняты как застывшие и неизменные явления. Они более подвижны и непосредственно детерминированы изменениями социальных условий.
На определенных этапах общественного развития потребности и интересы теряют характер самоосуществления индивидов, противополагаются индивидам, как чуждая сила, порабощая их, лишая возможности всестороннего развития и проявления способностей. Классово-антагонистические общественные отношения порождали соответствующую им классово-антагонистическую природу потребностей и интересов. Во всех антагонистических формациях, особенно при капитализме, потребности и интересы трудящихся масс жестко ограничиваются и подавляются.
Самосовершенствование личности как фактор развития ее общественных потребностей и интересов
Историческое развитие потребностей влияет не только на формы трудовой активности человека, на его отношение к природе, но и на формирование отношений людей друг к другу, к самим себе, ведет к повышению сознательности и чувства человеческого достоинства. Повышение сознательности людей, творящих свою историю, а, следовательно, и самих себя, в свою очередь, играет решающую роль в формировании, развитии и удовлетворении потребностей. Развитие созидательной деятельности в реализации потребностей постепенно приобретает форму самодеятельности, потому что сами потребности начинают выступать формой и средством самореализации личности, критерием ее развития.
Более того, суб"ективный фактор вкупе с об"ективными условиями жизнедеятельности играет значительную роль в процессе совершенствования личности, ее потребностей и интересов. Об"ектив-ные и суб"ективные факторы, действуя в единстве, создают оптимальные условия для совершенствования человека. Это, с одной стороны, система общественных производственных отношений, трудовая и бытовая обстановка, оказывающие влияние на сознание человека, его правила, привычки и, в конечном счете, на его потребности и интересы. С другой стороны, это сознательная, организуемая деятельность самого индивида, практическим выражением которой является самовоспитание, самосовершенствование человека.
Задача создания нового человека была бы сравнительно легкой, если бы развитие личности зависело только от об"ективных социальных условий. В таком случае, цели социализма достигались бы без всяких усилий со стороны суб"екта, независимо от его знаний и труда. Часто пишут о процессе взаимодействия односторонне: все возникает извне, а не изнутри, не в самой личности. В данном случае, как справедливо отмечал М.В.Демин, игнорируется исходная зависимость формирования суб"екта и его способностей от предпосылок, лежащих в самом суб"екте деятельности. Получается, что ин-териоризация внешнего определяет все и будто бы лишь "заполняет внутреннюю пустоту".
Самые благоприятные условия, созданные обществом, государством, могут не осуществиться, если сам человек не проявляет активности. "Исправление, изменение общественных отношений, разумеется, возможно, - писал В.И.Ленин, - но возможно лишь тогда, когда исходит от самих членов этих исправляемых или изменяемых общественных отношений". Последние так или иначе определяют характер процесса формирования человека по своему образу, но человек не является лишь пассивным об"ектом внешнего воздействия и воспитания, он всегда является и суб"ектом воспитания.
Марксистская теория воспитания в полной мере учитывает влияние среды на человека, роль человека в изменении этой среды, в процессе которого человек создает и свою собственную личность.
Социальная среда, как определяющий фактор формирования личности, включает в себя такой важный элемент, как общественные отношения, образующие в каждой формации определенную систему.
Эти отношения устанавливаются людьми, хотя и далеко не всегда сознательно. Человек - участник и носитель общественных отношений. Это - отношения, в которые он вступает в своей практической деятельности, как производственной, так и всякой иной. Поэтому, говоря о влиянии среды на формирование личности, мы не рассматриваем ее как пассивный слепок среды. ЕЕ формирование происходит в процессе практики, т.е. взаимодействия окружающих условий и ее собственной деятельности.
Отсюда следует, что формирует людей не только социальная среда, но и активная практическая деятельность. Последняя проявляется прежде всего в том, что человек делает саму свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Очень актуальным является ленинское положение о том, что сознание не только отражает бытие, но и творит его. Сознание личности - это не просто знания, идея, но и ее отношение к миру, стремление, хотение, побуждающее ее к действию, к реализации суб"ективного в об"ективное.
Личность характеризуется прежде всего тем, как она осуществляет свои стремления, реализует свою целенаправленность, какими способностями, умением, волевыми качествами она вооружена, ибо она не только зависит от общественных отношений, но и создает их.
Возвышение потребностей личности в процессе совершенствования развитого социализма
Развитие личности всегда связано с развитием ее потребностей.
В процессе исторического развития человечества вместе с ростом производства развиваются и потребности людей. "С развитием человека, - писал К.Маркс, - расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности, но в то же время расширяются и производительные силы, которые слу т жат для их удовлетворения".
Система потребностей личности не есть нечто застывшее, статичное. Напротив, она находится в постоянном движении и развитии.
Глубоко анализируя процесс развития потребностей, В.И.Ле 2 нин обосновал "закон возвышения потребностей", который отражает становление и развитие социальной формы движения материи - общественной жизни. Характеризуя важнейшую особенность исторического развития общества, этот закон не распространяется на потребности животных видов, которые поэтому и не имеют истории.
Потребности животных определены средой и не выходят за ее пределы, потребности общественного индивида, определяясь уровнем развития общества, выражают вместе с тем "фактор будущего", условия создания которых необходимы для развития его сущности. Лица не приспосабливаются к среде, а приспосабливают, преобразуют ее применительно к своим потребностям. "Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменит его". Таким образом, причины развития потребностей как движущих сил истории классики марксизма-ленинизма усматривают в самой преобразующей деятельности. Необходимость удовлетворения тех или иных потребностей побуждает людей активно действовать. В свою очередь, активная трудовая деятельность человека ведет не только к удовлетворению существующих потребностей, но и к возникновению новых.
В историческом процессе связи человека с окружающей средой все больше и больше расширяются по мере развития практики, следовательно, содержание потребности не остается неизменным, оно обо -123-гащается, становится все более общим. Вся история человеческого общества свидетельствует о том, что потребности людей не только воспроизводятся, но и качественно развиваются, количественно обогащаются.
Трудно даже сопоставить узкий круг жизненно необходимых потребностей первобытного человека и потребности современного человека. Перед нами, таким образом, выступает закон возвышения потребностей, который действует на всех этапах общественного развития. Б каждую историческую эпоху этот закон проявляет себя своеобразно, ибо он всегда преломляется через конкретные общественные отношения данной формации, которые придают ему своеобразную специфику.
Классово-антагонистические общественные отношения порождали соответствующую им классово-антагонистическую природу процесса возвышения потребностей, который проявляется в дифференциации, поляризации их у различных групп, классов, что составляет об"ективную основу враждебности и антагонизма их интересов. Действие закона возвышения потребностей в условиях капитализма наталкивается на противодействие "хищнических тенденций капиталистических порядков", которые всячески ограничивают возможность удовлетворения потребностей трудящимися массами. При господстве капитала "...одни лица удовлетворяют свои потребности за счет других, и поэтому одни - меньшинство - получали монополию развития, другие - большинство - вследствие постоянной борьбы за удовлетворение необходимейших потребностей были...лишены возможности какого бы то ни было развития".
Капитализм, развивая, с одной стороны, производство, и следовательно, потребности, а с другой стороны, препятствуя удовлетворению этих потребностей, порождает тем самым силу, заинтересованную в его уничтожении, порождает отрицание самого себя. По общему закону материалистической диалектики, "где бы не происходило революционное потрясение, за ним всегда кроется известная общественная потребность, удовлетворению которой мешают отжившие учреждения. Ощущение этой потребности может быть еще не настолько сильным, не настолько всеобщим, чтобы обеспечить непосредственный успех, но всякая попытка насильственно подавить эту потребность лишь заставляет ее выступать с возрастающей силой до тех пор, пока, наконец, она не разобьет своих оков".
Подлинно свободная личность - личность с богатыми потребностями - будет следствием революционного переустройства общественных отношений.
Только социализм, провозгласив своей целью гармоническое развитие личности, дает полный простор развитию потребностей трудящихся. Общесоциологический закон возвышения потребностей впервые совпадает с действием основного экономического закона социализма, сущность которого состоит в "обеспечении полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества".2