Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Время общества и развитие личности как объект социально-философского исследования 12
I. Проблема всестороннего развития, личности в историческом материализме 12
2. Социальное время - время человеческой деятельности 35
3. Сущность, структура и функции свободного времени 63
Глава II. Воздействие свободного времени на процесс формирования всесторонне развитой
личности 90
I. Использование свободного времени для формирования потребностей личности 90
2. Свободное время и развитие способностей человека 121
Заключение 145
Библиография 149
- Проблема всестороннего развития, личности в историческом материализме
- Социальное время - время человеческой деятельности
- Использование свободного времени для формирования потребностей личности
Введение к работе
Рост свободного времени, превращение его в условие реализации сущностных сил человека, повышение эффективности использования свидетельствуют о возрастании его социальной роли и актуальности дальнейшего теоретического осмысления. Особую значимость приобретает проблема свободного времени в связи с тем, что ее научное обоснование является одной из важных предпосылок всестороннего развития личности.
Провозглашенная партией задача воспитания нового человека определяется как реальное требование общественного прогресса и конкретная задача на ближайшую перспективу нашего общества. В связи с этим на ХХУІ съезде КПСС было подчеркнуто, что в "восьмидесятые годы Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей" .
Такая постановка вопроса требует выявления и изучения тех новых условий для формирования личности, которые сложились в зрелом социалистическом обществе, В связи с этим ХХУІ съезд КПСС по-
См.: Материалы ХХІУ съезда КПСС. М., 1974, с.83; Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976; Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.63.
Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.136. ставил перед обществоведами задачу более глубокого исследования проблемы "всестороннего и гармоничного развития человека" .
Научное рассмотрение закономерностей процесса формирования такой личности предполагает выявление и анализ соответствующих социальных факторов в их исторической конкретности. Один из таких факторов - время общества, составным элементом которого является свободное время.
Бремя общества, как это отмечали классики марксизма, является всеобщей мерой социальных процессов и выступает в качестве внутреннего регулятора всемирной истории и жизни каждой личности. В партийных документах, в материалах съездов и пленумов также большое внимание уделяется анализу современного процесса с учетом фактора времени. В частности, в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду отмечалось, что, вступая в 80-е годы, партия "уточнила и конкретизировала пути и сроки реализации наших программных целей, определила стратегию и тактику на длительный период"2. /Представляя собой сложную систему временных характеристик человеческой деятельности, социальное время тесно связано с формированием личности. Карп Маркс так сформулировал эту взаимосвязь: "Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности Завись сит от сбережения времени"0. Следовательно, чем эффективнее человек использует свое время, тем больше у него появляется возможностей для реализации своих сущностных сил.
Современный этап развития общества характеризуется ускорением темпов социального, научного и технического прогресса, что оказы-
Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.146.
Там же, с.77.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.І, с.117.
5 вает существенное влияние на все сферы жизни, вызывая глубокие изменения в многообразных процессах, в том числе способах и формах проведения свободного времени, в результате чего возникает необходимость соответствующего направления организации свободного времени, воспитания и утверждения таких форм досуга, которые способствовали бы совершенствованию личности. В связи с этим встает задача познания внутренне необходимых связей между элементами временной структуры свободного времени и ролью каждого из них в общем процессе жизнедеятельности. Без учета роста величины свободного времени невозможно дальнейшее повышение уровня жизни трудящихся, рост образования, социальных и культурных потребностей советских людей. Познание и сознательное использование его имеет большое значение для выявления источника и резервов производительности труда, повышения эффективности производства, сбереже^ ния социального времени в целом.
Сокращение рабочего и рост свободного времени в результате успешной реализации экономической политики нашей партии является объективной закономерностью социализма. Это достижение закрепле но в Конституции СССР, где указывается, что право советских лю дей на отдых "обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенной продолжитель ностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачи ваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных, и оздоровительных учреждений, раз витием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и дру гих условий рационального использования свободного времени" ./
I Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, статья 4-І.
Поэтому забота об увеличении свободного времени и улучшении его использования является одним из главных направлений социальной полигики КПСС и Советского государства. На ХХУІ съезде партии было выдвинуто требование "увеличивать свободное время трудящихся на основе развития сферы обслуживания, облегчения работы в домашнем хозяйстве, совершенствовать формы и организацию досуга, особенно молодежи" .
Актуальность данной проблемы обусловлена также и насущными потребностями идеологической борьбы. Буржуазные идеологи при помощи концепций "цивилизация досуга", "общество массового потребления" и других пытаются проводить идею о независимости досуга от общественного строя, а свободное время представить как внеисгорическую категорию, вытекающую из природы человека и его естественных потребностей. Отождествляя по существу внерабочее и свободное время, они создают миф об избытке свободного времени, которое, якобы, является всеобщим демократическим завоеванием, открывающим равные шансы для всех, и пытаются провозгласить "цивилизацию досуга" новым типом общества, функционирующим на основе определяющей роли свободного времени в жизни общества.
Таким образом, актуальность данной темы определяется: реальными запросами развитого социализма, состоянием теоретических исследований, которые, несмотря на значительные достижения, еще не дали ответа на многие вопросы влияния свободного времени на развитие личности, насущными потребностями идеологической борь> бы, где проблемы человека и его времени приобрели особую значи-
I Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.137. мость.
В советской философской литературе различные аспекты теории свободного времени всегда привлекали внимание ученых-обществоведов. Так, еще в 20-е годы появился ряд работ1, в которых были сделаны попытки отразить новые явления общественной жизни в области регуляции величин рабочего и свободного времени, активизации способов деятельности в свободное время. Но в результате того, что ряд элементов свободного времени в ту пору еще слабо был исследован, то эта недостаточность нашла отражение в определении самой категории, сущность которой понималась очень упрощенно - как время проведения отдыха.
Особый интерес к данному вопросу возник в начале 60-х годов, когда наша страна вступила в новую фазу своего развития и возникла необходимость дальнейшей разработки теории формирования нового человека, предполагающая выявление основных предпосылок и факторов воздействия на процесс развития всесторонней личности2.
В настоящее время проблема свободного времени и его воздействия на формирование личности активно разрабатывается многими философами, социологами, экономистами. Можно назвать ряд авторов, работы которых посвящены различным аспектам этого вопроса:
См.: Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 годах; Кабо Е.О. Очерки русского быта. М., 1928; Михеев В. Бюджет времени рабочих и служащих Москвы и Московской области. М., 1932 и др.
С 1958 года коллектив Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР под руководством Г.А.Пруденского начал интенсивные исследования функционирования социального времени в социалистическом обществе, в результате чего была предложена классификация вре-
8 В.А.Артемьева, В.Г.Байкову, В.И.Болгова, А.А.Глазычева, Л.А.Гордона, Б.А.Грушина, А.С.Дучала, А.А.Земцова, Г.Е.Зборовского, Э.В.Клопова, Г.И.Минца, А.В.Мялкина, А.В.Неценко, Г.П.Орлова, В.Д.Патрушева, В.Н.Пименову, Н.П.Пищулина, Г.А.Пруденского, Э.В. Соколова и других. В результате проделанной работы в рамках марксистской социальной науки сложился ряд методов, используемых для изучения свободного времени, накоплен большой эмпирический материал, сделаны значительные теоретические обобщения.
Вместе с тем, ряд вопросов, важных для понимания сущности свободного времени, механизма его влияния на процесс развития всесторонне развитой личности нуждается в дальнейшем исследовании. В большинстве работ делается попытка определить свободное время как простое обобщение тех видов деятельности, которые авторы считают нужным ввести в научный анализ, в результате чего сущность свободного времени вскрывается с количественной стороны. Поэтому в указанных работах лишь констатируются статьи расхода свободного времени и даются рекомендации по улучшению службы быта, культурно-просветительных учреждений и т.д., что конечно же необходимо. Однако социологический анализ свободного времени означает подход к нему как форме социального бытия, как целостной системе, имеющей свои функции, обусловленные характером ее элементов, социальной средой. Следовательно, возникает необходимость вычленить наряду с длительностью, ритмикой качественную основу свободного времени, что, в свою очередь, требует рассмотрения его как элемента социального времени.
В последние годы был систематизирован многочисленный мате- мени, согласно которой свободное время является частью внерабочего.
9 риал по использованию свободного времени различных социально-демографических групп населения, выявлены основные затраты по отдельным видам деятельности в будни и выходные дни. Этого, однако, недостаточно для выявления общественной ценности свободного времени и его роли как фактора развития в условиях развитого социализма. Современный этап требует создания и совершенствования новой модели структуры и характера исследования свободного времени, которая бы соответствовала программным задачам данного этапа функционирования нашего общества. В связи с этим важно не только знание того, как человек использует свое свободное время, но и как характер подобной деятельности влияет на его формирование.
Все это ставит перед общественными науками, в том числе и перед историческим материализмом, задачу дальнейшего теоретического осмысления проблемы свободного времени.
Анализ произведений классиков марксизма-ленинизма, посвященных данной тематике, а также рассмотрение современного состояния теоретических исследований в этой области социально-философского знания позволяют сформулировать цель диссертационного исследования, которая состоит в том, чтобы, используя последние данные науки, исследовать проблему свободного времени как фактора формирования всесторонне развитой личности, его механизма и условий осуществления.
Исходя из указанной цели, в диссертации решаются следующие задачи: / проанализировать основные условия формирования всесторонне развитой личности и раскрыть главные особенности и закономерности этого процесса; рассмотреть свободное время как элемент социального вре- мени и выявить его взаимосвязь с другими элементами; уточнить понимание сущности свободного времени, его структуры и функций; исследовать особенности использования свободного времени для формирования потребностей; выявить специфику воздействия свободного времени на развитие способностей человека.
Методологической и теоретической основой диссертационной работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы и решения съездов партии, Конституция (Основной Закон), работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
При написании диссертации автор опирался на работы советских ученых: К.А.Абульхановой-Славской, П.К.Анохина, Я.Ф.Аскина, Т.И.Артемьевой, В.Г.Афанасьева, Л.П.Буевой, Г.Н.Волкова, Г.Е.Гле-зермана, Г.С.Гудожника, А.Я.Гуревича, М.В.Демина, М.С.Кагана, В.А.Канке, А.Г.Ковалева, Л.Н.Когана, И.С.Кона, Ю.С.Кочкарева, Н.И.Красина, В.П.Кузьмина, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лойя, Н.Н.Михайлова, К.Х.Момджяна, А.М.Мостепаненко, А.Г.Мысливченко, Ю.К.Плотникова, С.Л.Рубинштейна, И.А.Сафронова, И.Н.Сиземской, Б.М.Теплова, В.А.Хотяковой, В.П.Яковлева, посвященных проблемам свободного времени, социального времени, теории личности.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе рассматриваются основные понятия диссертации, исследуются методологические принципы исследования влияния свободного времени на процесс формирования всесторонне развитой личности, анализируются точки зрения на содержание данных категорий.
Во второй главе анализируются особенности воздействия сво- бодного времени на стержневые характеристики личности - потребности и способности, выявляются объективные и субъективные предпосылки для наиболее рационального использования свободного времени.
В заключении формулируются выводы, вытекающие из настоящего диссертационного исследования^ перспективы дальнейшего изучения этой проблемы.
Автор данного диссертационного исследования не ставит задачу раскрытия и освещения всех аспектов проблемы свободного времени, а старался выделить лишь ведущие и слаборазрабоганные, делая при этом следующую оговорку: в социально-философской литературе встречаются термины "целостная личность", "всесторонне развитая личность", "гармоническая личность", "гармонически и всесторонне развитая личность". Не анализируя эти понятия подробно, заметим, что они не тождественны, хотя и близки друг другу. Во всей работе будет использоваться, в основном, понятие "всесторонне развитая личность".
Проблема всестороннего развития, личности в историческом материализме.
Одной из отличительных черт развитого социализма является все более глубокое и последовательное решение важнейших социальных вопросов, связанных со всесторонним развитием личности. Необходимость данного процесса вытекает из сущности дальнейшего общественного прогресса и собственной природы социалистических общественных: отношений, поскольку социальные и научно-технические возможности общества не могут быть реализованы в полной мере без творческого развития способностей каждого человека. Это еще раз свидетельствует о связи между высшими ценностями человеческой истории и задачами коммунистического строительства, выдвигающего одно из центральных программных требований - обеспечение оптимальных условий для развития нового человека-творца.
Предпосылки для формирования такого человека возникают лишь на определенном этапе развития общества, когда "впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций" . Это становится возможным лишь в процессе создания машин, которые ликвидируют зависимость производства от физических возможностей человека. Машины, по словам Маркса, "устраняют ремесленный тип труда как основной принцип общественного производства. Этим... устраняется техническая основа пожизненного прикрепления рабоче ІЗ го к данной частичной функции"1. Изучая развитие капитализма, он сформулировал закон перемены труда. Крупное машинное производство, по его мнению, уничтожает необходимость мануфактурно закреплять распределение групп рабочих между различными машинами, принудительно совершать одни и те же функции. Это происходит оттого, что движение производственного процесса в целом исходит уже не от рабочего, а от машины. Поэтому здесь может совершаться постоянная смена персонала, не вызывая перерывов процесса труда.
На основе проведенного анализа Маркс делает вывод: "... крупная промышленность своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены груда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеобщим законом общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны быть приспособлены отношения. Она, как вопрос жизни и смерти, ставит задачу: чудовищность несчастного резервного рабочего населения, которое держится про запас для изменяющихся потребностей капитала в эксплуатации, заменить абсолютной пригодностью человека для изменяющихся потребностей в труде; частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности" .
Одновременно с совершенствованием производства совершенствуется и человек, стоящий в центре его. Машинное производство потребовало основательного пересмотра в системе подготовки работников, требований, предъявляемых к ним. И как следствие - необходимость в людях грамотных, способных легко приспособиться к быстро
Социальное время - время человеческой деятельности
Привлечение категории "время" для выявления закономерностей формирования всесторонне развитой личности диктуется самой логикой рассмотрения проблемы личности. Ибо, как подчеркивает французский марксист Люсьен Сэв, "рассматривать базис личности как структуру деятельности - значит неизбежно рассматривать его как структуру» субстанцией которой является время, т.е. как временную структуру, так как только временная структура может соответствовать внутренней логике деятельности индивида, его воспроизводства и его развития"1.
"Время" - одно из фундаментальных понятий в философии понимаемое прежде всего как форма движения материи, независимая от ее отражения в человеческом сознании. Вместе с тем оно выступает одним из существеннейших факторов культуры. Как известно, Маркс широко применял данное понятие для, раскрытия закономерностей общественной жизни, выделив при этом основополагающее его свойство -объективность. Это имело значение для акцентирования внимания на факте объективности законов общественной жизни.
В современной философской литературе время как проблема социальной формы движения материи длительный период выпадало из сферы активного анализа обществоведов. На взгляд ряда авторов, понятие социального времени не имеет принципиального познавательного значения, поскольку социальные, биологические и т.п.процессы -это определенные случаи физических макропроцессов, протекающих в макро времени.
Такое ограничение времени только физическими свойствами приводило к односторонности в решении данной проблемы. В частности, совершенно ясно, что развитие социальных процессов в значительной степени зависит от природных условий, однако, по мере развития общества, эти процессы во времени не совпадают: человек создает искусственную среду, в которой изменения протекают в специфически социальной форме. К тому же, человек, как субъект, находится в сложной системе временных отношений с объектами материального мира. Выделяя из природы необходимые ему вещества и свойства, он воздействует на них посредством практической деятельности, представляющей собой определенную длительность, позволяющей фиксировать определенным образом разного рода социальные действия.
Поэтому возникла необходимость включения категории времени в понятийный аппарат общесоциологической теории и, как следствие, -идея о возможности существования особой социальной временной формы, которая "следует не только из особой сложности и специфичности социальных явлений, вступающих в сложнейшие взаимодействия и образующих быстро развивающие материальные системы - общества, но и из того, что многочисленные попытки понять специфику социальных явлений на основе простой классификации фактов, без введения адекватных пространства и времени не приводит к желаемому результату" .
Характерные для современной науки исследования структурных уровней материи привели, в первую очередь, к постановке вопроса зависимости свойств времени от уровней организации материи.
class2 Воздействие свободного времени на процесс формирования всесторонне развитой
личности class2
Использование свободного времени для формирования потребностей личности
Исходным моментом функционирования личности, в том числе и в процессе ее всестороннего развития, выступает потребность. Именно потребности являются глубинной побудительной силой активности человека, определяющие направленность его движения. Они лежат в основе материальной связи индивида с объективными условиями существования и выражают непосредственное отношение к объекту потребления. Характер и широта потребностей отражают в концентрированном виде содержание деятельности человека, жизненную позицию, ценностные ориентации. Это означает, что развитие личности и ее потребностей - два неразрывных процесса, в силу чего необходимо не только удовлетворять, но и активно формировать потребности людей. В связи с этим на ХХУІ съезде КПСС отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" .
Решающей предпосылкой возникновения и реализации потребностей является уровень развития производительных сил и характер общественного строя. В движении производства воспроизводится жизнь индивидов как их естественное существование. "Насущные жизненные потребности возобновляются ежедневно", - подчеркивал Маркс, отмечая, что их удовлетворение происходит посредством "жизненных средств11, определенное количество которых необходимо в течение одного дня и с помощью которого на следующий день рабочая сила продолжала бы свое существование, была бы воспроизве т дена как живая рабочая сила" .
Рассматривая акты производства и потребления в обществе, он отмечает, что производство представляет собой процесс расходования жизненных сил человеческого организма, потребления человеческих способностей. К.Маркс подчеркивает, что индивид в акте производства расходует свои способности, потребляет их. Поэтому все виды труда "по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д." Потребление, в свою очередь, является процессом восстановления запасов жизненных сил, в силу чего, "например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит свое собственное тело, -это ясно; но это же имеет силу и относительно всякого другого вида потребления, который с той или другой стороны, каждый в своем роде, производит человека" .
Таким образом, Маркс анализирует процесс производства с точки зрения непосредственного тождества, противоположности, взаимосвязи и взаимообусловленности его основных моментов - производства и потребления: потребление проникает в производство.