Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Чмиль Анна Павловна

Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект)
<
Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чмиль Анна Павловна. Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/185

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы формирования потребности в труде.

1 . Деятельноотная сущность человека как методологический принцип социально-философского исследования потребностей . 11 - 49

2. Социально-историческая детерминация формирования потребности в труде в структуре потребностей личности . 50— 79

3. Гуманистический смысл формирования потребности в труде в условиях коммунистической общественно-экономической формации. 80 - 104

Глава вторая. Особенности взаимодействия труда и морали в структуре социалистического образа жизни .

I. Противоречивый характер проявления потребности в труде в содержании нравственных основ социалистического образа жизни. 105 - 131

2. Совершенствование нравственной струк туры личности в процессе обогащения труда творческим содержанием . 132 - 155

3. Преодоление антиобщественного отношения к труду как одно из важнейших средств нравственного воспитания личности. 156 - 178

Заключение 178 - 182

Список основной использованной литературы 183 - 208

Приложение 209 - 220

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется выдвинутой ХКУІ съездом КПСС задачей углубленного исследования проблем труда в условиях развитого социалистического общества для дальнейшего осуществления коммунистических преобразований во всех сферах общественных отношений. В современных условиях развитого социализма особую значимость приобретает всесторонний анализ процесса превращения труда в первую жизненную потребность людей как одной из важнейших закономерностей станов-

ления высшей фазы коммунизма.

Раскрывая процесс превращения "марксовой теории в живую шють"в условиях реального социализма в статье "Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР", Ю.В. Андропов подчеркивает: "Маркс видел историческое предназначение формации, приходящей на смену капитализму, в том, чтобы превратить труд из мучительной, подневольной обязанности в

р первую жизненную потребность личности". Созидательной деятельностью партии и народа к начальному этапу развитого социализма в этом направлении "решающий рубеж уже взят", однако еще "много надо сделать на долгом пути к осуществлению этой идеи во всей ее полноте".

Превращение труда в первую жизненную потребность в условиях социализма представляет двуединый процесс: с одной стороны, социалистическая форма собственности на средства производ-

  1. См.: Материалы ШТ съезда КПСС. - М., 1981, с.57, 145-146.

  2. Андропов Ю.В. Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - М., 1983, с.13.

  3. Там же.

ства составляет основу разрешения противоречия функционирования труда в первой фазе коммунизма через формирование сознательного отношения к нему работников как к источнику благосостояния и как к фактору, влияющему на осуществление высшей цели общественного производстава; с другой стороны, высоко сознательное, заинтересованное отношение к труду представляется результатом и мерилом развития идейно-нравственной культуры личности, ; ^взаимообусловленное всем богатством социалистического образа жизни.

Следует отметить, что в силу специфики законов общественного развития само сознательное отношение людей к труду формируется не автоматически, не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности КПСС и Советского государства. "Важнейшей задачей при этом партия считает воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо", - отмечено на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС.

Б этой связи социально-философская разработка проблемы формирования потребности в труде как фактора совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни имеет важное значение для практики коммунистического воспитания, что обусловлено рядом причин: во-первых, при современном уровне развития материально-экономических ресурсов дальнейшее повышение благосостояния советского народа невозможно без значительного роста производительности труда, одним из факторов достижения которого является укрепление трудовой дисциплины.

I. Материалы Пленума ЦК КПСС / 14-15 июня 1983 г./. - М., 1983, с.35.

Во-вторых, дефицит трудовых ресурсов, связанная с ним необходшлость их рационального использования, вовлечение в народное хозяйство нового поколения работников требует повышения чувства морально-политической ответственности трудящихся за то, чтобы хозяйственный потенциал страны использовался с полной отдачей на уровне требований достижений современного научно-технического прогресса с учетом внутренней и внешней обстановки. А это зависит, в определенной степени, от уровня нравственно-политической зрелости человека, его жизненной позиции и мировоззренческой ориентации.'

В-третьих, современная научно-техническая революция, коренным образом изменяя положение человека в системе производства, предъявляет повышенные требования к уровню его образования, квалификации и ответственности. Однако ее дальнейшее развитие как адекватного базиса коммунизма связано с совершенствованием нравственных основ социалистического образа жизни, так как глубокое осознание ее гуманистических последствий способствует развитию творческого отношения трудящихся к делу.

В-четвертых, рост материального благосостояния советских людей требует повышения общей нравственной культуры, глубокого понимания человеком своей самооценки, выраженной в труде. Без должной воспитательной работы сам коммунистический принцип: "Все во имя человека, для блага человека", может проявляться, как отмечается в документах партии, в сознании отдельных людей в иждивенческом, потребительском отношении к обществу, в рецидивах мещанской психологии, в которой за вещизмом

I. См.: Программа Коммунистической партии СССР. - М.,1976,с.6.

утрачивается подлинно человечесшій смысл бытия. Все это выступает определенным тормозом в практической реализации наменянных партией целей.

Кроме того, необходимость теоретического освещения процесса формирования потребности в труде в условиях социализма шлеет большое значение для борьбы с буржуазной идеологией, фальсифицирующей учение классиков марксизма-ленинизма о роли труда в условиях коммунистической общественно-зкономіческой формации и его значимости в системе развития потребностей личности.

Практическая валено с ть проблемы обусловила значительный теоретический интерес обществоведов к исследованию вопросов становления коммунистического труда, формирования к нему коммунистического отношения, анализу превращения труда в первую жизненную потребность.

В плане данного диссертационного исследования представляют значительный интерес работы видных советских ученых П.Н. Федосеева, СМ. Ковалева, Г.Е. Глезермана, В.Т. Афанасьева, Г.С Батищева, Л.П. Буевой, Э.С Маркаряна, М.С Кагана, Э.Т. Юдина, А.И. Яценко и многих других, в которых раскрыва-

I. См.подр.: Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М., 1980; Научно-техническая революция, управление, образование. - М., 1972; Батищев Г.С Деятельностная сущность человека как философский принцип. - В кн.: Проблема человека в современной философии. - М., 1969; Буєва Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978; Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. - М., 1982; Ковалев СМ. 0 человеке, его порабощении и освобождении. - М., 1970; Маркарян Э.С 0 генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван, 1973; ІСдин Э.Т. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. - М.., 1978; Яценко А.И. Целепо-лагание и идеалы.. - Киев, 1977 и другие.

ется философско-мировоззренческая сущность труда как основной категории марксистской философии, даются основные характеристики содержания и связи с другими категориями исторического материализма.

Особая заслуга в исследовании теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма в определении всеобщих и конкретно-исторических форм проявления труда, выявлению общесоциологической тенденции становления потребности в труде принадлежит фундаментальным работам И.И. Чангли, Р.И. Косолапова, В.И. Шинкарука, Н.М. Блинова, С.С. Батенина, Ю.Н. Давыдова, А.Ф. Разжигаева и многих других.

Проблемам формирования коммунистического отношения к труду в условиях социалистического образа жизни, влияния труда на развитие нравственности посвящены работы таких авторов как Алексеева Н.И., Буслинского В.А., Кайдалова Д.П., Нестерова В.Т., Стогния И.П., Сиземской И.Н., Смолькова В.Т. и многих

других,!

I» См.подр.: Батенин С.С. Человек в его истории. - Л., 1976; Блинов Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. - М., 1979; Давыдов Ю.Н. Труд и свобода, - М,, 1962; Косолапов Р.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. - М., 1968, его же: Социализм: к вопросам теории. - М., 1979; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность человека. - Ккн.Уральск, 1973; Чангли И.И. Совдолопшеские-; аспекты теории и методологии исследования. - М„, 1973; Шин-карук В.И. Исторические формы труда и проблемы всестороннего развития личности. - В кн.: Доклады и сообщения УШ ВСК,-Киев, 1974 и другие.

2. См.подр.: Алексеев Н.И. Диалектика труда при социализме. -М., 1979; Буслинский В.А. Обогащение содержания труда и всестороннее развитие личности.1 - В кн.: Труд как основная

Проблемам происхождения морали, ее классового характера, исследованию сущности коммунистической морали как высшей ступени нравственного прогресса человечества посвящены работы С.А. Анисимова, Л.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Т. Дроб-ницкого, М.Т. Журавкова, Л.В» Сохань, А.И. Титарешю, И.Ф. На-дольного, О.П. Целиковой, АЖ Шишкина и других.

Можно сказать, что практически все работы, связанные с коммунистическим воспитанием личности, проблемами формирования потребностей, общими проблемами развития социализма и исследования зшюномерностеи переростання его в коммунизм в различных

форма жизнедеятельности социалистического общества, - Киев, 1981, его же: Своеобразие перерастания социалистического труда в коммунистический. - В кн.: Диалектика становления коммунистического труда, - Киев, 1978; Кайдалов Д.П, Закон перемены труда и всестороннее развитие личности, - М., 1968; Нестеров В.Т. Труд и мораль в советском обществе, - М.,1969; Стогний И.Щ Труд и нравственное развитие личности, - Киев, 1982 и другие. I, См.подр.: Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М., 1979; Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М., 1974; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности.' - М., 1974; Дробницкий О.Т. Проблемы нравственности,-М., 1977; Крутова О.Н. Человек и мораль. Методологические проблемы ленинского анализа нравственности. - М., 1970; На-дольный И.Ф. Людина I мораль. Соціологічні проблеми формування І утвердження комуністичної моралі. - Киев, 1972; Сохань Л.В, Духовный прогресе личности и коммунизм. - Киев, 1966; Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. Опыт

этико-философского исследования.-М., 1974; Шишкин А»Ф. Человеческая природа и нравственность. - М., 1979 и другие.

соотношениях в той или иной степени касаются вопросов формирования потребности в труде и ее влияния на совершенствование нравственных основ социалистического образа жизни.

Накопленный богатый эмпирический и теоретический материал, который под разным углом зрения в соответствии со спецификой отдельных наук и задач исследования освещает многоплановость и многоаспектность труда как создателя всей человеческой культуры, каждый раз с необходимостью требует его философского обобщения, центральным моментом которого является логико-историческое исследование процесса превращения труда в первую жизненную потребность как специфическую форму самоутверждения, самореализации человека в общественно-исторической практике. Более того, углубленное исследование данной проблемы, если ее представить в систематизированном виде, наталкивается на ряд дискуссионных точек зрения, иногда обнаруживает их логическую ; и концептуальную незавершенность, представленную в некоторых работах в фрагментарном и схематическом виде.

Поэтому на основе накопленного научного материала в настоящей работе предпринимается попытка исследовать философско-со-циологическое содержание потребности в труде, противоречивый процесс ее становления в первую жизненную потребность в условиях развитого социализма, а также показать, как этот процесс, с одной стороны, влияет на совершенствование нравственных основ социалистического образа жизни, а с другой стороны, как в нем самом проявляется достигнутый уровень нравственной культуры общества.

Для реализации основной цели поставлены 'следующие задачи:

- целостно и системно представить методологические принципы,

положенные классиками марксизма-ленинизма в основу анализа исторической тенденции становления потребности в труде, определения ее сущности через деятельно с тную родовую сущность человека как-активного творческого общественного существа;

исследовать превращение труда из подневольной необходимости в первую жизненную потребность как общесоциологическую тенденцию и реальный сложный процесс ее проявления в условиях развитого социализма;

показать влияние данного процесса на совершенствование нравственного облика личности, ее мироощущение, поведение, отношение к труду и, наоборот, - как неудовлетворенность процессом самоутверждения личности в труде способствует формированию ложных форм самоутверждения, потребительского отношения к обществу, антиобщественного отношения к труду;

исследовать взаимосвязь формирования материальных предпосылок в повышении творческого содержания труда, увеличения свободного времени и становление всесторонней гармонически развитой личности, для которой способом выражения ее индивидуальной неповторимости является труд как творчество. Показать противоречивый процесс этой тенденции в условиях социалистического образа жизни;

обосновать необходимость, раскрыть формы и методы тесного взаимодействия процесса создания объективных социальных условий, способствующих превращению труда в творческий процесс и совершенствования самой личности через целенаправленную воспитательную работу в социалистических трудовых коллективах.

Методологическую и идейно-теоретическую основу диссертационного исследования составили теоретические положения, сформированные в трудах К. Маркса, . Энгельса, В.И. Ленина, в Программе КПСС, решениях съездов, конференций и пленумов, постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства, ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР,

При подготовке диссертации также широко использовались материалы съездов профсоюзов, комсомола, анализировались статистические данные, результаты социологических исследований, проведенных учеными Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, института Международного рабочего движения АН СССР,

С этой же целью изучались и обобщались материалы по данным проблемам на ряде предприятий и школ г. Киева, что включало: анализ архивных материалов райкомов партии, горкома комсомола, партийных комитетов и комитетов комсомола предприятий, анкетный опрос среди молодых рабочих на головных предприятиях киевских объединений: авиационного, "Большевик", "Киев", станков-автоматов, "Трактородеталь", "Химволокно", "Электрон", Дарницкого вагоноремонтного и мотоциклетного заводов, фабрики "Киянка",

В результате проведенного исследования сформулированы основные положения, выносимые на защиту:

- формирование потребности в труде является общесоциологической тенденцией, имеющей конкретно-исторические формы проявления и обусловливается уровнем развития производительных

Г,-В ходе исследования было опрошено около 2 тыс, рабочих разного возраста, с различным уровнем образования, квалификации, стажем работы и т.п. /см. таблицы приложения/.

сил и производственных отношений. Труд постепенно превращается в первую жизненную потребность в результате уничтожения эксплуатации человека человеком, в процессе создания социально-экономических, культурных, политических и технологических условий для целостностного развития человека в свободной коммунистической ассоциации людей;

превращение потребности в труде в первую жизненную потребность происходит по мере становления объективных и субъективных условий социалистического образа жизни и по-разному проявляется на индивидуально-личностном и общественном уровнях. Цельность коммунистического бытия снимает противоречивость в отношении к труду на индивидуальном, личностном и общественном уровнях, существующих в прежних общественно-исторических формациях;

в развитом социалистическом обществе с присущим ему образом жизни проявляются неоднозначные тенденции в плане самореализации, самоутверждения личности в труде из-за наличия различий в его содержании и характере. Б значительной степени в этих условиях труд остается еще средством жизни, а не ее целью, что и обусловливает различное отношение к нему со стороны людей. В диссертации на фактическом материале показана противоречивость этого процесса;

социалистический образ жизни в своей сути представляется как трудовой образ жизни и, следовательно, его регулятивные функции направлены на формирование нравственно цельной, трудолюбив; вой личности, реализующей свои индивидуально неповторимые качества в определенной сфере деятельности. Разрыв между социальными установками и индивидуальными устремлениями личности отрицательно сказываются на ее отношении к труду. Поэтому в воспита-

тельной работе необходимо усилить акцент на то обстоятельство, что социализм является не только обществом доступных равных возможностей, но и постепенно разрешает объективные, унаследованные от прошлого, реальные противоречия разделенного труда, в котром не все его составные обладают привлекательностью. Эти противоречия разрешаются с победой социализма не автоматически, а в результате целенаправленного воспитания осознанности людьми своей созидающей роли в создании объективных условий для творческого труда.

Научная новизна исследования в значительной мере отражена в положениях, выносимых на защиту, а также в самом социально-философском аспекте освещения проблемы:

на основе принципа социально-деятельностной сущности человека предложена социально-философская интерпретация таких понятий как "потребность", "потребность в труде", "отношение к труду", "превращение труда в первую жизненную потребность"; .

исследовано проявление исторических тенденций самоутверждения человека в своей деятельности как активного социально-творческого существа на индщвидуально^личностном и общественном уровнях в различных конкретно-исторических условиях общественно-экономических формаций;

на основе марксистско-ленинского анализа соотношения творчества, труда и свободного времени показано, что превращение труда в первую жизненную потребность, в самодеятельность и смысл жизни личности постепенно зарождается в условиях социализма и окончательно завершается в вышей фазе коммунизма по мере создания соответствующих объективных и субъективных условий;

в научный оборот включается анализ конкретно-социологиче-

ских данных противоречивого процесса самоутверждения личности в труде в условиях социалистического образа жизни на примере деятельности отдельных трудовых коллективов г. Киева. При этом отмечается как ведущая тенденция - возрастание богатства и всесторонности потребностей трудящихся, повышение их нравственно-осознанного отношения к труду.

Научная апробация работы и ее практическая значимость.

Наиболее существенные положения диссертации нашли отражение в трех статьях, а также в выступлениях на городской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов "Актуальные вопросы идейно-политического воспитания молодежи" /Киев, 1981/, тематических и научно-практических конференциях в Киевском государственном педагогическом институте им. A.M. Горького.

Ряд практических рекомендаций, вытекающих из исследовав ния, сформулирован автором в докладных записках Днепровскому райкому Компартии Украины г. Киева, Киевскому горкому ЖСМ Украины и были использованы при разработке комплексных программ идеологической работы.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы дана библиография и приложение, состоящее из таблиц по материалам социологических исследований.

В первой главе раскрываются теоретические и методологические аспекты исследования проблемы формирования потребности в труде, дается анализ деятельностной сущности человека как методологического принципа социально-философского исследования потребностей, анализируется социально-историческая детерминация становления потребности в труде, гутланистический смысл ее формирования в условиях коммунистической общественно-экономической формации.

Во второй главе анализируется противоречивое положение труда в условиях развитого социализма, его влияние на нравственные основы социалистического образа жизни, а также влияние самоутверждения личности в труде на ее мироощущение, нравственное становление, исследуются пути и формы преодоления антиобщественного отношения к труду.

Б настоящей работе, безусловно, не ставится задача дать исчерпывающее освещение всего богатства сторон взаимосвязи труда и нравственности. Вместе с тем, в ней предпринята попытка концептуально проанализировать данную взаимообусловленность через призму самоутверждения личности в труде как одного из факторов совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни.

. Деятельноотная сущность человека как методологический принцип социально-философского исследования потребностей

Методологическую и идейно-теоретическую основу диссертационного исследования составили теоретические положения, сформированные в трудах К. Маркса, . Энгельса, В.И. Ленина, в Программе КПСС, решениях съездов, конференций и пленумов, постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства, ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР,

При подготовке диссертации также широко использовались материалы съездов профсоюзов, комсомола, анализировались статистические данные, результаты социологических исследований, проведенных учеными Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, института Международного рабочего движения АН СССР,

С этой же целью изучались и обобщались материалы по данным проблемам на ряде предприятий и школ г. Киева, что включало: анализ архивных материалов райкомов партии, горкома комсомола, партийных комитетов и комитетов комсомола предприятий, анкетный опрос среди молодых рабочих на головных предприятиях киевских объединений: авиационного, "Большевик", "Киев", станков-автоматов, "Трактородеталь", "Химволокно", "Электрон", Дарницкого вагоноремонтного и мотоциклетного заводов, фабрики "Киянка",

В результате проведенного исследования сформулированы основные положения, выносимые на защиту:

- формирование потребности в труде является общесоциологической тенденцией, имеющей конкретно-исторические формы проявления и обусловливается уровнем развития производительных

Г,-В ходе исследования было опрошено около 2 тыс, рабочих разного возраста, с различным уровнем образования, квалификации, стажем работы и т.п. /см. таблицы приложения сил и производственных отношений. Труд постепенно превращается в первую жизненную потребность в результате уничтожения эксплуатации человека человеком, в процессе создания социально-экономических, культурных, политических и технологических условий для целостностного развития человека в свободной коммунистической ассоциации людей;

- превращение потребности в труде в первую жизненную потребность происходит по мере становления объективных и субъективных условий социалистического образа жизни и по-разному проявляется на индивидуально-личностном и общественном уровнях. Цельность коммунистического бытия снимает противоречивость в отношении к труду на индивидуальном, личностном и общественном уровнях, существующих в прежних общественно-исторических формациях;

- в развитом социалистическом обществе с присущим ему образом жизни проявляются неоднозначные тенденции в плане самореализации, самоутверждения личности в труде из-за наличия различий в его содержании и характере. Б значительной степени в этих условиях труд остается еще средством жизни, а не ее целью, что и обусловливает различное отношение к нему со стороны людей. В диссертации на фактическом материале показана противоречивость этого процесса;

- социалистический образ жизни в своей сути представляется как трудовой образ жизни и, следовательно, его регулятивные функции направлены на формирование нравственно цельной, трудолюбив; вой личности, реализующей свои индивидуально неповторимые качества в определенной сфере деятельности. Разрыв между социальными установками и индивидуальными устремлениями личности отрицательно сказываются на ее отношении к труду. Поэтому в воспитательной работе необходимо усилить акцент на то обстоятельство, что социализм является не только обществом доступных равных возможностей, но и постепенно разрешает объективные, унаследованные от прошлого, реальные противоречия разделенного труда, в котром не все его составные обладают привлекательностью. Эти противоречия разрешаются с победой социализма не автоматически, а в результате целенаправленного воспитания осознанности людьми своей созидающей роли в создании объективных условий для творческого труда.

Научная новизна исследования в значительной мере отражена в положениях, выносимых на защиту, а также в самом социально-философском аспекте освещения проблемы:

- на основе принципа социально-деятельностной сущности человека предложена социально-философская интерпретация таких понятий как "потребность", "потребность в труде", "отношение к труду", "превращение труда в первую жизненную потребность"; .

- исследовано проявление исторических тенденций самоутверждения человека в своей деятельности как активного социально-творческого существа на индщвидуально личностном и общественном уровнях в различных конкретно-исторических условиях общественно-экономических формаций;

- на основе марксистско-ленинского анализа соотношения творчества, труда и свободного времени показано, что превращение труда в первую жизненную потребность, в самодеятельность и смысл жизни личности постепенно зарождается в условиях социализма и окончательно завершается в вышей фазе коммунизма по мере создания соответствующих объективных и субъективных условий;

Социально-историческая детерминация формирования потребности в труде в структуре потребностей личности

Понимание потребностей через деятельностную сущность человека наиболее полно раскрывается в труде как основе общественно-исторического развития. Общественная сущность труда в ее кон кретно-исторических формах проявления позволяет раскрыть структуру потребности личности как определенного отражения в ней уровня развития социума.

В этой связи представляется необходимым выявить место труда в структуре потребностей человека на индивидуальном и личностном уровнях, а также соотнести это с общественной значимостью труда.

Подходя к анализу труда как специфического объекта человеческой потребности необходимо учесть, что для выяснения того, "... почему труд,не всегда был тем, чем он должен быть, и почему он должен стать таковым теперь или же почему он должен стать чем-то, чем он не стал по необходимости до сих пор , следует проанализировать соотношение абстрактно-всеобщей сущности труда и конкретно-исторические формы, труда в плане социаль-но-философского подхода.

Ранее была выяснена роль предметной деятельности в характеристике структуры потребностей личности через обмен продуктами деятельности индивидов, создающий и воссоздающий общественные отношения, как процесс выхода индивидуумов "за пределы своей собственной особой потребности".

Особая потребность и"выход за ее пределы" основывается на труде как специфической форме жизнедеятельности человека, в которой он всяклії раз творит свой искусственно окружающий мир, себя и себе подобных путем целесообразного воздействия на внешнюю природу, преобразования данного в ней в форму, пригодную для удовлетворения своих потребностей. И в этом смысле труд является первейшим и необходимейшим условием всякого человеческого существования, основной естественной связью человека с окружающей природой. К. Маркс, характеризуя сущность "всеобщего труда" в "Капитале" писал: "... труд как созидатель потребительских стоимостей, как полезный труд есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь"."

В -абстрактно-всеобщей форме определение труда и деятельности совпадает, так как являются способом существования и развития человека и общества путем преобразования окружающей реальности, как той, которая дана непосредственно, так и той, которая создается коллективной деятельностью преследующего свои цели человека. Поэтому в ряде существенных моментов она совпадает, замечает Л.П. Буева, с определением труда как целесообразной деятельности, в результате которой создаются материальные и духовные ценности и условия, необходимые для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

В данном смысле труд характеризует наиболее существенные черты человеческой деятельности. Однако не всякая деятельность является трудом, хотя и может выступать им в потенции. Для превращения данной возможности в реальность необходимо, чтобы деятельность человека была включена в систему общественного труда, чтобы она была целесообразной и результативной как для общества, так и для отдельного человека и чтобы существовала специализация общественного труда, порождающая необходимые связи между людьми.

Различие в определении деятельности и труда состоит не только в том, что деятельность можно рассматривать предпосылкой труда в качестве психических процессов, проистекающих в человеке в виде мышления, внимания и т.д., являющихся при этом внутренними моментами предметной деятельности, но и в том, что труд, как специфическая форма деятельности человека раскрывает основу общественно-исторического развития, его логическую канву, как бы "сцепляя" воедино индивидуальную и общественную деятельность.

Противоречивый характер проявления потребности в труде в содержании нравственных основ социалистического образа жизни.

Углубление процесса познания, основанного на предпринятом анализе теоретических и методологических аспектов исследования проблемы формирования потребности в труде в предыдущей главе, предполагает изучение ее во взашлосвязи с непосредственной формой жизнедеятельности индивидов, с их конкретным образом жизни, их поведением в реальных условиях своего бытия.

Не вдаваясь в подробный анализ всех существующих точек зрения относительно сущности образа жизни отметим, что в обществоведческой литературе определилось несколько подходов к ее решению.

В частности, одни авторы при определении сущности образа жизни разграничивают условия жизни и собственно образ жизни как конкретную жизнедеятельность человека. При этом определяющим детерминантом в становлении образа жизни признаются условия жизни.

Другие авторы рассматривают образ жизни как широкое по своему содержанию понятие, вішочающее не только объективные условия жизнедеятельности людей, но и способ производства в целом.

Выступив против данного отождествления, академик П.И. Федосеев писал: "При таком подходе снимается по существу сама проблема активного формирования социалистического образа жизни, если она совпадает с условиями существования человека. Это ве т дет к описанию экономических и политических отношений".

Третьи авторы несколько суживают понятие образа жизни, определяя его как систему повседневного поведения людей, обусловленного социальными нормами и духовными ценностями конкретного общественного строя.

По нашему мнению наиболее приемлемый подход к определению сущности образа жизни наметился в работах видных советских обществоведов: А.И. Арнольдова, И.В. Бестужева-Лады, Г.Е. Глезер-мана, М.П. Мчедлова, М.Н. Руткевича, Э.В. Струкова, В.И. Толстых, группы ученых института философии АН УССР и других.

При данном подходе преодолевается не только односторонность предыдущих точек зрения, но и в диалектическом взаимодействии рассматриваются условия человеческой деятельности и конкретная совокупность ее форм, то есть сами условия жизнедеятельности выступают не только детерминантом деятельности чело века, а и ее продуктом.

Данный подход дает возможность рассмотреть взаимосвязь содержания образа жизни не только на уровне родового содержания человека, а и на уровне конкретно-исторического содержания образа жизни, в котором наиболее всеобъемлююще. проявляется социально формирующая функция образа жизни в отношении человека.

Следовательно, на этом уровне наиболее полно раскрываются особенности образов жизни людей в конкретных социально-исторических условиях, которые представляют собой особенности формирования, развития и утверждения социально-исторических типов личности, а также раскрывается взаимосвязь как личности и общества, так и то, как конкретный образ жизни включает человека в социальную жизнь, на какие ценности нацеливает и ориентирует и какие способы практических действий утверкдает, то есть показывает, как, в каких условиях и посредством чего осуществляется социологизапия личности на каждом конкретно историческом этапе развития человеческого общества,

К, Маркс и Ф. Энгельс рассматривали образ жизни как определенный способ жизнедеятельности, определенный вид жизнедеятельности, опосредованный в первую очередь господствующим в данном обществе, на данной ступени его развития способом производства: "способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов, В еще большей степени это - определенны] вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят.

Совершенствование нравственной струк туры личности в процессе обогащения труда творческим содержанием

Первым шагом на пути преобразования материально-производственной деятельности личности при социализме явилась ликвидация эксплуатации человека человеком, полошівшая начало превращению трудовой деятельности в свободное творческое утверждение человека как активного творческого и общественного существа. Особое развитие данный процесс получает в условиях развитого социализма, кагда главным фактором, обеспечивающим его развертывание становятся конкретные изменения в характере и содержании труда, вызываемые внедрением в материально-производственную деятельность достижений научно-технического прогресса. Эти внедрения существенно изменяют как структуру труда, так и трудовой процесс в целом.

Когда речь идет об изменениях в содержании и характере труда при построении материально-технической базы коммунизма, то шлеются в виду прежде всего изменения собственно: процесса труда, производящего потребительные стоимости. Это важно потому, что отношение человека к труду опосредуется именно отношением к конкретному виду труда на той или иной ступени его развития. А качественная характеристика конкретного вида труда зависит от ряда причин, и прежде всего от его характера и содержания.

Говоря о характере и содержании труда, следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по существу данных категорий.

Иногда под характером труда понимают его социально-экономическую природу, а содержание труда сводят к его конкретным проявлениям. Правильно отмечая, что социально-экономическая природа труда и его конкретных свойства взаимосвязаны, некоторые авторы пришли к выводу, что характер труда включает в себя и содержание.

Нагл.представляется, что характер и содержание труда - это две взаимообусловленные категории одного и того же процесса, но не тождественные между собой.

Содержание труда характеризуется со стороны производительных сил и непосредственно связано, с "вещественной характеристикой труда", с теми свойствами, которые присущи ему именно как конкретному виду труда. К. Маркс отмечал, что рассмотрение труда с материально-вещественной стороны как процесса создания материальных благ - это характеристика со стороны его содержания или его результатов. То есть, содержание труда выражает состав трудовых функций и операций, их характер со стороны профессиональной направленности, а соответственно, места и роли человека в процессе воздействия на предают труда, его организационно-трудовыми отношениями с другими людьми в процессе производства. Поэтому в зависимости от содержания и определяется то, каким является труд: творческим или монотонным, умственным или физическим простым или сложным, тяжелым или легкшл и т.д. Иначе говоря, содержание труда определяет уровень материальной культуры общества, господство человека над природой.

Характер труда определяется со стороны общественных отношений, в условиях которых совершается труд. Он обнаруживает себя как средство связи между личностью и обществом, средство взаимоотношений между людьми по участию"их в общественном труде". Изменения в характере труда происходят как с переходом общества от одной общественно-экономической формации к другой, так и в процессе развития способа производства внутри той или иной формации. В условиях социализма эти изменения происходят по мере становления коммунистических общественных отношений.

Материальной основой изменений в содержании труда явлш тся изменения в материально-техническом базисе производства, главным образом в связи с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса. Это создает условия для изменения не только самой техники, предметов и средств труда, самих условий производства, но и характера и структуры трудовых операций, трудовых функций, затрат умственного и физического труда в той или иной трудовой операции, проявления в ней творчества. А это, в свою очередь, предъявляет новые требования и к культурно-техническому уровню работников производства, к их нравственным качествам, таким как ответственность, дисциплинированность, чувство долга, взашлопомощь, взаимовнручіса. Поэтому содержание труда особое влияние оказывает на формирование отношения к труду как потребности и на развитие работника как многосторонне развитой личности.

Похожие диссертации на Формирование потребности в труде как фактор совершенствования нравственных основ социалистического образа жизни (социально-философский аспект)