Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Гончаров, Валерий Петрович

Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ
<
Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончаров, Валерий Петрович. Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Гончаров Валерий Петрович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 117 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/184

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-теоретический анализ символической и коммуникативной сущности культуры

1.1 .Теоретический анализ феномена культуры; основные направления 11

1.2. Сущность и типы коммуникации в культуре 29

1.3. Эволюция средств коммуникации как фактор культурных изменений 40

Глава 2. Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации

2.1. Специфика Интернета как средства коммуникации; воздействие Интернета на культуру 70

2.2. Влияние Интернет-коммуникации на язык

2.3. Новые формы самореализации и самопрезентации личности в Интернет-коммуникации 92

Заключение 106

Библиография 111

Введение к работе

Актуальность темы исследования

На исходе ХХ столетия человечество вступило в новую эпоху своего существования – эпоху информационного общества. Развитие информационных технологий затронуло все сферы человеческого существования, радикально меняя формы привычной человеческой деятельности.

Феномен информационного общества стал предметом исследования представителей многих общественных и гуманитарных наук. Последствия распространения информационных технологий изучали и анализировали ведущие теоретики современности. Достаточно назвать лишь такие известные имена, как Д. Белл, О. Тоффлер, М. Кастельс. Однако чаще всего в фокусе анализа оказывались социальные, экономические или даже политические последствия распространения новых технологий. Влияние же информационных технологий на культуру констатировалось, но изучалось в меньшей степени. Потому актуальной представляется задача именно философского исследования и осмысления тех изменений в культуре, которые несут новые информационные технологии.

Одной из наиболее значимых в культурном плане новых информационных технологий является Интернет. Возникнув в недрах военного ведомства США, Интернет за последние десятилетия получил широчайшее распространение, стал повседневной реальностью наиболее развитых обществ, глубоко повлияв на привычный уклад жизни.

Именно Интернет – в качестве нового средства коммуникации - стал стержневым элементом структуры информационного общества. Современная экономика – как национальная, так и глобальная приобрели, во многом, информационный характер, и использование интернета всеми экономическими субъектами превратилось в необходимость.

Интернет изменил привычные формы труда и породил новые, способствовал модификации организационных структур, поставил новые проблемы перед управлением и расширил его возможности. Но Интернет открывает и новые культурные возможности и горизонты.

Как принципиально новое средство коммуникации, Интернет качественно изменил сам процесс производства и потребления культурной информации, предоставив человеку широкий спектр новых возможностей для её поиска, использования и производства. Интернет способствует формированию новых способов и форм самореализации личности, и эта проблема также нуждается в философском анализе.

Культурное воздействие Интернета отрицать невозможно. Но в чем именно заключается это воздействие, как нам представляется, еще не осмыслено с должной глубиной и всесторонностью. Потому тема данного диссертационного исследования представляется достаточно актуальной.

Степень разработанности темы

Анализ избранной темы опирается на достаточно широкий фундамент исследований культуры и коммуникации, предпринятый как в рамках философии, так и ряда других научных дисциплин.

Для данного диссертационного исследования особую значимость представляли те концепции культуры, которые подчеркивают её символическую, знаковую природу. Следует назвать таких исследователей, как Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, У. Матурана, Ю.М. Лотман, М. Бахтин, Л.Коган, В. Библер, К. Гирц, Э. Лич, П. Бергер и Т. Лукман, Н. Луман, У. Эко, Ю. Хабермас и др. Работая в рамках различных теоретических направлений и разных областей знания, перечисленные исследователи изучали смысловое строение культурных и социальных феноменов, подчеркивали фундаментальное значение коммуникации в формировании и развитии культуры.

Для данной работы большую значимость представляли исследования влияния средств коммуникации на социокультурную динамику и формы мышления. Это, прежде всего, исследования Г. Маклюэна и Н. Постмана, а также комплекс исследований, связанных с изучением специфики массовой коммуникации вообще. Это исследования В.Беньямина, Т.Адорно и М.Хоркхаймера, Ж. Бодрийяра, Н. Лумана, Ю. Хабермаса.

Большое значение для данного диссертационного исследования имели работы, посвященные анализу феномена информационного общества – работы Д. Белла, О. Тоффлера, Ф. Уэбстера, М. Кастельса. Исследование М. Кастельса особенно значимо, поскольку в нем уделяется много внимания развитию и влиянию Интернета. В связи с анализом Интернета следует также сослаться на исследование А. Барда и Я. Зодерквиста, посвященное новым конфигурациям власти и неравенства, обусловленным распространением Интернета.

Исследований, специально посвященных анализу заявленной в заглавии диссертации темы, практически нет. Однако есть отдельные публикации, затрагивающие различные аспекты этой темы. Среди отечественных авторов подобных публикаций можно назвать, например, М. Кронгауза, Ю.Чепель, изучающих влияние сетевой коммуникации на язык и формы вербальной самопрезентации личности, М.Соколова, исследующего концепцию виртуальной идентичности, В. Емелина и С. Сметанину, изучающих интернет как постмодернистский феномен, Ю.Зайцеву, анализирующую роль сетевых коммуникаций в развитии индивидуальности.

В целом же, тема, вынесенная в заголовок диссертационного исследования, еще не является изученной в достаточной мере и открывает широкие возможности для исследовательской деятельности и философского анализа.

Объектом диссертационного исследования является процесс культурной трансформации, обусловленный развитием средств коммуникации.

Предметом исследования выступает влияние Интернета как принципиально нового средства коммуникации на культуру современного общества и формы самореализации личности в нем

Цели и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является философский анализ влияния Интернета как принципиально нового средства коммуникации на культуру современного общества и формы самореализации личности.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- изучить существующие философские подходы к анализу культуры и коммуникации;

- рассмотреть сущность и роль коммуникации в культуре;

- проанализировать роль трансформации средств коммуникации в культурных изменениях;

- выявить специфику Интернета как принципиально нового средства коммуникации;

- выявить основные направления культурной трансформации, обусловленной распространением Интернета;

- показать, как под воздействием Интернета формируются новые формы самореализации личности

Методологические и теоретические основания исследования

В качестве теоретической основы данного диссертационного исследования предстает коммуникативный подход к анализу культуры. Однако данный подход существует в нескольких вариантах. Данное диссертационное исследование опирается, главным образом, на ответвление данного подхода, видящее в динамике средств коммуникации один из основных факторов культурной трансформации. Наиболее крупными представителями данного подхода можно считать Г. Маклюэна и Н. Постмана.

Данный подход избран нами, как наиболее подходящий для анализа культурной трансформации современных информационных обществ, в функционировании которых именно технические средства коммуникации играют огромную роль.

Однако в данной работе используются и элементы других версий коммуникативного подхода, в частности, семиотической.

В качестве методологической базы диссертационного исследования используются общенаучные методы теоретических исследований: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и типология, элементы системного метода.

Также диссертационное исследование предполагало использование комплексного методологического подхода, включающего диахронический и синхронистический методы, компаративистский метод, элементы семиотического метода.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- обоснована роль Интернета как фактора трансформации культуры современных информационных обществ;

- выявлена специфика Интернета как принципиально нового средства коммуникации;

- показаны основные направления трансформирующего воздействия Интернета на культуру современных обществ;

- выявлено и проанализировано воздействие сетевой коммуникации на язык;

- выявлены новые формы самореализации личности, обусловленные распространением Интернета как нового средства коммуникации;

- обоснован тезис об усилении субъектности личности - как результате новых возможностей, предоставляемых Интернетом как средством коммуникации

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Для создания и существования культуры фундаментальное значение имеет процесс коммуникации. Эволюция средств коммуникации оказывает глубокое воздействие на культуру. Интернет представляет собой принципиально новое средство коммуникации, меняющее культуру современных информационных обществ и способствующее появлению новых форм самореализации и самопрезентации личности.

2. Специфика Интернета как средства коммуникации состоит в следующем:

- как средство коммуникации, Интернет имеет комплексный характер, объединяет в себе все известные типы коммуникации и фактически все каналы воздействия на восприятие (за исключением тактильного);

- от других средств массовой коммуникации Интернет отличается не только комплексностью, но и интерактивностью, преодолевая такие черты средств массовой коммуникации как однонаправленность информационного воздействия, отсутствие обратной связи;

- Интернет создает пространство, где возможно не только восприятие информации, но и конструирование социальных связей, и в то же время служит каналом для этой связи. Сетевое пространство можно рассматривать как цифровой аналог социального пространства, где тоже завязываются связи и складываются возможности для коммуникации

3. Интернет оказывает глубокое влияние на культуры информационных обществ, размывая базовые принципы структурирования культуры. Это выражается в разрушении привычных культурных маркеров, которые ранее позволяли человеку ориентироваться в смысловом пространстве – иерархию культурных содержаний, авторитет культурных экспертов, авторство.

Интернет формирует новый тип глобальной семиосферы, для которой не значим феномен смысловой границы с другими семиосферами. Единственной значимой границей остается граница между семиотическим и внесемиотическим пространством.

4. Интернет-коммуникация оказывает существенное влияние на язык – фундамент культуры, размывая границу между устной и письменной речью, формируя некий новый, синтетический тип речи, объединяющий их признаки. Сетевая коммуникация размывает языковые нормы, редуцирует различия между «правильным» и «неправильным» языком. Интернет порождает новый феномен – гипертекст, который по своим структурным характеристикам принципиально отличается от привычного печатного или рукописного авторского текста.

5. Специфика сетевой коммуникации способствует возникновению новых каналов и типов самореализации личности. Помимо расширения возможностей для личного творчества и общения, Интернет способствует формированию нового типа личности, ориентированного на постоянное пребывание в коммуникации с другими, нуждающегося в том, чтобы постоянно оповещать других о своем существовании, быть в фокусе внимания, в центре собственной коммуникационной паутины. Появляется новая форма самореализации личности - самореализации через виртуальную самопрезентацию. Можно говорить о «виртуальной личности» как о виртуальном конструкте, создаваемом реальной личностью, что является новой культурной формой творчества самого себя. «Виртуальная личность» не противостоит реальной, не подменяет её (это возможно лишь в случаях патологических, связанных с новыми видами болезненной зависимости от интернета), а является новой формой построения собственного Я.

6. Интернет-коммуникации способствуют формированию новой причастности индивида миру, укреплению индивидуальной субъектности, расширению возможностей индивида не только в обретении новой информации, но и оказании влияния на реальные события через организацию коллективных действий.

Практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования позволяют углубить существующие представления о воздействии эволюции форм коммуникации на процесс культурных и антропологических трансформаций и могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в преподавании философских и культурологических дисциплин.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были представлены в научных публикациях автора, выступлениях на конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры _________________________

Структура диссертационного исследования

Структура диссертации обусловлена её целями и задачами. Диссертация включает две главы, шесть параграфов, введение, заключение, а также список литературы (123 наименования). Объем диссертации - 120 страниц.

Сущность и типы коммуникации в культуре

Научные исследования культуры в XX веке покажут иллюзорность представлений о естественной природе человека в таком смысле, как её понимали просветители, установят, что не существует универсального человека, на которого «надеваются» разные культурные одежды. Человек формируется под определяющим воздействием культуры. При этом граница между «естественным» и «культурным» в самом человеке фактически отсутствует, «культурное» является продолжением биологической специфики человека. Суммируя результаты антропологических исследований, Гирц пишет: «...не существует природы человека, независимой от его культуры. Люди без культуры были бы вовсе не умными дикарями..., не были бы они и «благородными естественными людьми» в духе примитивизма эпохи Просвещения, они даже не были бы чрезвычайно одаренными обезьянами... Они были бы недееспособными чудовищами, обладающими очень незначительным числом полезных инстинктов и еще меньшим числом чувств при полном отсутствии интеллекта: умственными инвалидами.

По мере того, как развивалась нервная система - особенно ...кора головного мозга, - в значительной степени во взаимодействии с культурой, она утратила способность направлять наше поведение и организовывать наш опыт в отсутствии руководства со стороны систем означающих символов.

В ледниковую эпоху с нами случилось то, что мы вынуждены были отказаться от регулярности и точности детального генетического контроля над нашим поведением в пользу гибкости и больших адаптивных способностей... Чтобы обеспечить себя дополнительной информацией для руководства к действию, мы были вынуждены ... в большей степени полагаться на культурные источники - аккумулированную сумму означающих символов. Таким образом, эти символы - не просто выражения, инструменты или корреляты нашего психологического, социального и культурного бытия; они его предпосылки. Без людей не было бы культуры, это точно; но что более примечательно, без культуры не было бы людей» .

Сегодня можно считать установленным факт влияния культуры на биологическую эволюцию человека. Предки человека стали практиковать культурные виды деятельности еще до того, как завершилось формирование человека современного типа. Однако однозначного ответа на вопрос о соотношении естественного и искусственного (биологического и культурного, социального) в человеческом поведении нет и сегодня. Представители гуманитарных наук в большей степени склоняются к убеждению об отсутствии «естественной природы» человека, к конструктивистскому видению социально-культурной реальности.

Представители естественных наук, изучающие поведение и генетику человека, не так категоричны в своих выводах, и полагают, что можно говорить о биологической обусловленности многих важных аспектов человеческого существования. Однако и они отмечают тесную взаимозависимость биологического и культурного, невозможность тотального биологического редукционизма.

Однако нас интересует здесь не столько проблема соотношения естественного и искусственного в человеке, сколько проблема специфики самого культурного существования. Что представляет собой мир культуры сущностно? В приведенной выще цитате Гирца уже содержится ответ на этот вопрос. Однако к этому заключению, сделанному в середине XX века, еще надо было придти.

Вернемся вновь к философии культуры Нового времени. Огромную роль в осознании сущности и специфики культуры сыграл немецкий мыслитель Иоганн Гердер. Характеризуя его вклад в познание культуры, Т. А. Акиндинова пишет: «Философия истории и культуры у Гердера завершает его общефилософскую теорию динамического бытия природы, обосновывавшую единство и целостность всеобщего развития природы как восхождения от низшего к высшему. Согласно Гердеру, человек есть высшее и последнее звено природы, он замкнул цепь земных созданий. Именно культура отличает человека от животных и составляет его специфическую сущность, а потому философская антропология у Гердера оказывается культурологией. Отмечая, что нет ничего менее определенного, чем понятие культуры, Гердер конструирует многомерное представление о ней. Во-первых, культура не является изначально данным отличием человека от животных, она порождение человека в историческом процессе и результат этого процесса. Культура надстраивается над организменной природой человека и в этом смысле сверх-природна. Во-вторых, по своему содержанию культура есть не столько разум и мышление, сколько совокупность человеческих умений: «человек с головы до пят воплощенная искусность, орудие, ставшее живым телом». В-третьих, именно культура формирует в человеке человека. Даже самый одаренный человек не в состоянии сам из себя произвести свои умения и навыки. Вопреки мнению не только Декарта, но и многих современников, Гердер подчеркивал, что человек всему научается от других людей.

Эволюция средств коммуникации как фактор культурных изменений

Одну из очередных коммуникативных революции человеческое общество пережило совсем недавно, когда утвердившиеся средства массовой коммуникации (печать, радио и телевидение) обогатились новым -компьютерной информационной сетью. Мы не будем останавливаться на истории создания и распространения Интернета, поскольку эта тема подробно изложена в многочисленных публикациях. В данной главе мы постараемся проанализировать те культурные последствия, которые новое средство коммуникации повлекло за собой.

Начать следует с того, что Интернет представляет собой принципиально новое средство массовой коммуникации. Новизна эта заключается в двух моментах: комплексности и интерактивности. Эти специфические, базовые черты порождают и другие его особенности.

Маклюэн, характеризуя телевидение, отмечал, что оно объединяет в себе и разнообразные виды деятельности, и разнообразные способы воздействия на восприятия (визуальный, аудиальный, текстовый). На основе этой комплексности формируется некая новая чувственность, обозначенная Маклюэном термином «тактильность», соединяющая в себе едва ли не все типы восприятия. Однако Интернет далеко превосходит телевидение по комплексности.

Интернет вбирает в себя все средства массовой коммуникации - в сеть перемещается телевидение, радио, печать и журналы. Помимо этого, сеть является гигантской библиотекой - она хранит огромные запасы текстовой информации, вполне доступной для самой широкой аудитории. В сети доступны также музыка и фильмы, произведения живописи. В сети представлены многие современные музей и галереи. Сеть способна выполнять образовательные функции. В ней не только заложена информация, но и представлены разнообразные образовательные материалы самого разного типа. Не говоря уже о том, что Интернет дает блестящие возможности для дистанционного образования.

Фактически все культурное наследие человечества потенциально способно быть вмещенным в виртуальное пространство и оказаться доступным любому желающему. Такого гигантского, постоянно обновляющегося культурного запаса, человечество не имело в своем распоряжении никогда. Само возникновение подобного цифрового хранилища - двойника «ноосферы» - если подразумевать под этим словом всю накопленную человечеством совокупность смыслов, является поворотным моментом в развитии культуры.

Но комплексность Интернета как средства массовой коммуникации выражается не только в том, что он вмещает в себя неисчерпаемый запас информации и является мультимедийным. Это практически первое средство массовой коммуникации, которое позволяет не только усваивать информацию, но и действовать. Восприятие информации сливается с действием в одном и том. же «пространстве». Ни телевидение, ни радио, ни печатные СМИ не давали человеку такой возможности. Интернет - это средство коммуникации, являющееся в то же время средством для осуществления разных видов деятельности.

Интернет как средство массовой коммуникации предполагает новую роль человекТ. Традиционным СМИ человек был «внеположен». Традиционные СМИ выступали по отношению к человеку как элементы внешнего социального окружения, которые могли оказывать на него влияние - в большей или меньшей степени, он же оставался пассивным реципиентом, объектом информационного воздействия. Интернет позволяет человеку активно включиться в процесс коммуникации., здесь нет односторонней принудительной связи. Не только интерактивность - возможность диалога и прямой реакции на ту или другую информацию, не только огромная свобода выбора информации, но и собственное созидательное (или разрушительное) участие в создании информации и осуществлении разного рода действий, связанных с использованием информации доступны человеку, имеющему доступ в сеть. Человек получает новую возможность - возможность виртуальной самореализации, самореализации через Интернет. Хорошо это или плохо - трудно судить с определенностью. Не все практики виртуальной самореализации способны вызвать одобрение. К этому вопросу мы вернемся подробнее в следующем параграфе. Пока же вернемся к преображению благодаря Интернету других видов деятельности.

Сегодня в виртуальное пространство перемещаются уже имевшиеся формы деятельности (при этом они обретают новые черты). Но формируются и новые виды культурной деятельности. Распространение Интернета изменило формы деятельности и структуру формальных организаций всех типов - от коммерческих и правительственных до учреждений культуры и религиозных организаций.

Интернет позволяет значительно сократить дистанцию между организациями и гражданским обществом, наладить фактически прямой диалог между ними.

Внедрение информационных технологий требует новых навыков - не только в плане технических умений работать с теми или иными программными продуктами и т.д., но и новых способов работы с информацией: умения её искать, отбирать и создавать. Трудовая деятельность всё более сопряжена с разными типами работы с постоянно меняющейся и обновляющейся информацией. Значимость накопления информации сменяется значимостью её поиска и эффективного применения. С этим, в частности, связано постепенно происходящее изменение стратегии образования.

Влияние Интернет-коммуникации на язык

Любой текст, созданный в форме гипертекста, представляет собой открытую дверь в бесконечную библиотек, приобретает бесчисленное множество смысловых коннотаций. Обычный текст не имеет подобного эффекта, он ограничен, зафиксирован в одном и том же объеме.

Гипертекст превращает чтение в увлекательное путешествие: человек не просто усваивает информацию, заложенную в единственном варианте текста, но ему доступна любая сопутствующая этому тексту информация.

Технический феномен гипертекста неожиданно оказался весьма созвучен понятию интертекстуальности, введенному одним из наиболее влиятельных постмодернистских мыслителей современности Юлией Кристевой.

«В узком смыеле интертекстуальноеть означает включение одного текста в другой, но в практике постмодернизма этот термин получил более пространное толкование. Интертекстуальность, понимаемая в широком смысле, означает размывание границ текста, в результате которого он лишается законченности и закрытости, становится внутренне неоднородным и множественным. Примечательно, что нигде данный феномен не находит столь исчерпывающего воплощения, как в гипертекстах сети Internet. Интернет с полным правом можно назвать великим интертекстом эпохи постмодерна. Какие бы мы не взяли признаки интертекстуальности -цитатность, децентрированность, безграничность, деперсонализация автора -все они являются неотъемлемыми характеристиками текстовых нарративов сети. Очевидно, что цитатный подход заложен в саму основу языка html -ссылки есть не что иное как указатели на смежные тексты, высказывания, источники и Т.П., одним словом - цитаты в той или иной ипостаси. Также не вызывает сомнения, что гипертекст децентрирован по своей природе стержневая идея неизбежно рассеивается в бесконечности кросс-референтных ссылок. Что касается безграничности гипертекста, то масштабы виртуального пространства глобальной сети говорят сами за себя -электронный космос не знает никаких границ и барьеров»28.

Гипертекст также способствует такой тенденции, свойственной Интернету, как потеря значения авторства. В данном случае это проявляется в специфической авторской деперсонализации.

Авторский текст оказывается лишь одним из элементов бесконечной смысловой мозаики, одним из звеньев бесконечной цепи смысловых ассоциаций. Гипертекст осуществляет беспрецедентную полифонию авторских голосов, при этом кому конкретно принадлежит каждый отдельный голос, уже не имеет особого значения. По своим характеристикам гипертекст - не продолжение, а некая противоположность традиционному тексту. Можно описать их соотношение, перечислив некоторые базовые оппозиции: авторский текст - деперсонализация текста, законченность -принципиальная незавершенность; линейность - сеть, паутина значений, «сад расходящихся тропок», если вспомнить Борхеса. Таким образом, Интернет не возвращает нас в эпоху Гутенберга, но выводит в некое новое смысловое и культурное пространство, где человек, подобно кочевнику, путешествует по безграничному миру информации.

Метафора кочевника, номада довольно часто упоминается при описании специфики человеческого существования в эпоху постсовременности.

Этот термин был введен Ж.Делезом и Р.Гваттари в «Капитализме и шизофрении» - наряду с другим базовым для постмодернистского дискурса термином «ризома» - бесконечной поверхности без глубины, зато наполненной бесконечным количеством складок и разветвлений. Ризома -метафора постмодернистского сознания и культуры. Но Интернет, породивший гипертекст, привел к реальному воплощению этой метафоры. Информационное пространство Интернета образует бесконечную ризому, по которой кочует тоже не метафоричный, а вполне реальный «номад» - в поисках новой информации и новых впечатлений. И это странствие - одна из новых культурных практик, один из способов событийного наполнения времени личной биографии, порожденное Интернетом как новым средством коммуникации.

Смысловое пространство Интернета многие современные авторы сравнивают с хаосом. Однако, если это и хаос, то в принципиально новом, недавнем понимании этого термина - как структуры, несущей в себе скрытый порядок. Информация в Интернете не беспорядочна - она структурирована и соединена в единое целое - но не на основе принципов линейности, иерархии и централизации, а, наоборот, в соответствии с принципами многомерности, деирархичности и отсутствия смыслового центра или ядра. Смысловой центр может находиться где угодно. Исходной точкой является индивид, пользователь, имеющий возможность двигаться в любом направлении и строить собственный смысловой мир на основе личного выбора.

Таким образом, Интернет (точнее, его информационное наполнение) еще и воплощает новую модель порядка, отличную от механистической и иерархической, созданной рационалистическим мышлением эпохи модерна, в формирование которого такой большой вклад внес печатный типографский текст.

Новые формы самореализации и самопрезентации личности в Интернет-коммуникации

Однако мы не стали бы вслед за Соколовым говорить, что Интернет вообще не привносит ничего нового в плане форм реализации личности. Выше мы перечислили довольно много действительно новых моментов, расширяющих традиционные представления о возможных способах самореализации и самопрезентации.

На наш взгляд, Интернет существенно обогащает палитру человеческих возможностей именно в этом направлении. И отмеченный нами выше факт возрастания значимости для современного человека такого феномена, как представленность в сети коммуникаций, - это, на наш взгляд, новая форма реализации личности, не идентичная традиционным - самореализации через профессию или увлечения. Через сеть индивид преподносит себя миру в единстве всех своих характеристик, желает быть видимым другим как уникальная личность. Частная жизнь на виду, рефлексия, ориентированная на публику - эти новые формы существования личности в современной информациональной культуре, культуре реальной виртуальности, как обозначил её Кастельс. Для человека важно и престижно быть представленным в сети.

Неслучайно постоянные пользователи так ревностно относятся к числу «Френдов», разнообразным рейтингам популярности и посещаемости - всё это показатели их «засвеченности», свидетельства успешности или, наоборот, неуспешности виртуальной репрезентации собственной личности.

Мы не рассматриваем упомянутое выше понятие «виртуальной личности» как обозначение некой самостоятельной, отчужденной сущности, живущей в социальных сетях. Мы определяем таким образом виртуальный конструкт, над которым работает личность реальная - вовсе не для того, что мистифицировать и обмануть окружающих, создать некую «маску», а потому, что это является новой культурной формой творчества самого себя. И эта виртуальная личность не противостоит реальной, не подменяет её (это возможно лишь в случаях патологических, связанных с новыми видами болезненной зависимости от Интернета), а является новой формой построения собственного Я.

Благодаря Интернету, теперь в создание личностного «Я-проекта» входит создание его виртуальной ипостаси, через которую личность также связана с миром, как и через привычное социальное взаимодействие. Только паутина её виртуальных связей может быть гораздо более обширной, чем паутина связей реальных.

Виртуальная личность позволяет реальной личности ощутить новую форму причастности миру. Традиционные СМИ давали возможность зрителю быть всего лишь пассивным наблюдателем происходящих в мире событий. Интернет дает возможность не только наблюдать (причем эти возможности шире, чем предоставляемые телевидением, - человек сам может искать информацию о тех событиях, которые его интересуют, подключиться к множеству различных сетевых источников информации), но и активно участвовать в них - не только обсуждая с другими пользователями и высказывая свою позицию, но и организуя коллективные действия.

В сети возможна быстрая мобилизация для оказания благотворительной помощи, компании противодействия или пропагандистской компании, даже политической мобилизации. На недавнем примере революционных событий на Ближнем Востоке (уже получивших прозвище «твиттер-революций» - по названию популярного сервиса, связывавшего протестующих) можно наглядно увидеть возможности, предоставляемые Интернетом для организации совместной протестной деятельности.

Благодаря Интернету, человеку теперь может быть дело до самых разных событий в самых разных областях обитаемого человеком пространства. И это не только интерес наблюдателя, но и возможность принять участие, пусть и небольшое.

Таким образом, Интернет служит платформой для новых форм проявления человеком своей субъектности, способности к активному действию. В современном глобализирующемся мире социальные процессы приобретают такой масштаб и размах, что человек ощущает себя лишь щепкой в волнах, утрачивает ощущение, что он способен контролировать собственную жизнь. Интернет дает возможность отчасти преодолеть это ощущение бессилия, вернуть хотя бы частично уверенность в возможности контроля. Это весьма важно для укрепления и поддержания собственной идентичности.

Развитие новых средств коммуникации всегда открывало перед человечеством новые горизонты. Нынешний переворот в технических средствах коммуникации - лишь звено в цепи подобных изменений. Начавшись совсем недавно, он уже затронул и изменил самые разные стороны человеческого существования. Оценка этих изменений различна. Однако сам факт глубоких культурных трансформаций невозможно подвергнуть сомнению.

Похожие диссертации на Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ