Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи Абреч, Светлана Инверовна

Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи
<
Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абреч, Светлана Инверовна. Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Абреч Светлана Инверовна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Майкоп, 2010.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/111

Введение к работе

Актуальность темы. Современный период развития российского общества характеризуется сложными и драматичными трансформациями, которые дестабилизируют социально-экономическую ситуацию в стране и оказывают негативное влияние на духовную жизнь народа. В период глобального экономического спада особенно рельефно проявляются тенденции антропокультурного кризиса, который в большей степени касается молодого поколения, чье эмоциональное восприятие происходящих негативных процессов в стране является более острым, экзистенционально переживаемым.

Известно, что общественное бытие определяет общественное сознание, несмотря на то, что последнее носит активный, творческий и относительно самостоятельный характер. Социальная нестабильность, внутренние социальные, экономические и духовные конфликты, рост антисоциальных действий и уровня безработицы, отразилась в девиантном поведении, суициде, снижении интеллектуальной, творческой активности личности, деградации нравственной культуры и общественного самосознания.

Особую обеспокоенность вызывает кризис молодежной субкультуры, цинизм и трансформация жизненных ценностей этой социальной группы, стремление к конформизму и развлекательному досугу в ущерб творческой самостоятельности. Стало характерным явлением рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, распространение в их среде алкоголизма, наркомании, нарушение общественного порядка, хулиганства, вандализма. Отсутствие достаточных рабочих мест, как в городе, так и в сельской местности вселяет в молодых людей чувство потерянности, ненужности обществу, стране, подрывается доверие к старшему поколению, к государственной власти, утрачивается социальный оптимизм.

На духовных потенциал российской молодежи огромное влияние оказывают процессы глобализации и информатизации культуры, в результате

которых резко изменяется система ценностей. По-существу духовная культура России подвергается вестернизации. Традиционные ценности, хранившиеся в ментальном мире российского народа, на современном этапе утрачивают свое значение. В частности ценность труда перестает быть таковой. Труд становится работой, приносящей экономический доход; для молодежи он утрачивает свое духовно-нравственное значение, а следовательно, теряется та творческая основа, на которой формируется в целом бытие человека. Основополагающие моральные принципы отечественной культуры - «кто не работаег, тот не ест», «трудом славен человек», «от каждого по способности, каждому по труду» молодым поколением воспринимаются с иронией. Формирование и распространение в стране новой либеральной идеологии изменяет и нравственные, и правовые основы предметно-практической деятельности человека. Включение всех сфер общественной жизни в новые для нашей культуры рыночные отношения изменили условия творческой активности и труда, но при этом произошла инверсия духовных ценностей.

Все это повлекло за собой снижение духовного потенциала молодых людей - резерва, которым общество должно дорожить как основой своего будущего развития. Таким образом, современное состояние духовного потенциала молодежи можно оценить как одну из острейших социальных проблем российского общества. Ее возможное решение видится на основе вовлеченности молодежи в созидательную жизнь, усиления творческой активности посредством привития молодым людям трудовой культуры и возрождении ценности труда.

Степень научной разработанности проблемы. Формирование трудовой культуры молодого человека сложный и длительный процесс, связанный с историческими, социокультурными, экономическими, политическими обстоятельствами. На него влияют социальное окружение человека, системы образования и воспитания, динамика культурных норм и ценностей, господствующие идеологические системы. Проблема изучения

трудовой культуры носит междисциплинарный характер и является предметом изучения ряда наук: теоретической экономики, социологии, культурологии, психологии. Актуальность этой проблемы предопределила формирование новых научных направлений, таких как социология труда, психология труда, социология экономики, эстетика труда, деонтология трудовой (профессиональной) деятельности.

Актуальность изучения проблемы формирования трудовой культуры, развития духовного и творческого потенциала молодежи, а также управления трудовым процессом и трудовым поведением фаждан привели разработке теории трудовой культуры. Ее основы заложили работы B.C. Барулина, И.А. Бутенко, Ю.Г. Волкова, А.А. Гусейнова, В.Е. Давидовича, Е.Н. Даниловой, В.Д. Диденко, А.Л. Доброхотова, Т.И. Заславской, В.И. Ильина, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, В.А. Коваленко, И.Ф. Коваль, А.И. Кравченко, А.Н. Леонтьева, Д. Марковича, В.М. Межуева, К.Х. Момджяна, И.В. Мостовой, В.Н. Поруса, Г.И. Рузавина, П.С. Самыгина, B.C. Степина, А.Л. Темницкого, И.И. Чанги, О.И. Шкаратана, Э.Г. Юдина и др.

В советской науке общепринятым было рассматривать труд без учета его творческой и духовной составляющей, как производство товаров и услуг, несмотря на то, что многими отечественными философами, социологами и экономистами указывалось, что труд связан с внутренними нравственными основаниями человеческой психики. Эти вопросы были затронуты в трудах Н.А. Бердяева, А.А. Богданова, С.Н. Булгакова, В.Я.Железнова, B.C. Соловьева, П. Сорокина, С.Г. Струмилина и др.

Среди зарубежных работ можно выделить исследования С. Борнарда,

М. Вебера, Е. Мэйо, Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, Г. Эмерсона,

которые являются достаточно актуальными методологически необходимыми

в плане изучения социальных и экономических аспектов труда, в частности,

разделения труда, личной ответственности за труд, трудовой иерархии,

дисциплины. В этих работах проводится мысль о том, что право на труд

является нравственным принципом и показателем высокой общественной культуры.

На основе работ отечественных и зарубежных исследователей возникли новые подходы (антропный, экзистенциальный, аксиологический), позволяющие изучать труд как условие человеческого бытия, включающее в себя и внешнее, и внутреннее состояние человеческого мира.

В последние годы этой теме стали активно уделять большое внимание в связи с формированием «общества массового потребления», превращающее человека в потребителя-игрока, в «массового человека», модель жизни которого - игровая повседневность. В этом плане следует отметить работы Э. Агацци, Ж. Бодрийяра, Б.В. Маркова, А. Тоффлера, Э. Финка, Э. Фромма, ІО. Хабермаса.

В философии труда и философии профессии, а также культурологии активно изучается типологизация трудовой культуры, которая основывается на результатах сравнительного анализа различных культур и субкультур, в зависимости от степени ориентации людей на участие в трудовой жизни, в обеспечении функционирования социальной системы.

Трудовая культура определяется через понятия «деятельность», «труд», «профессия». Поэтому в своем исследовании мы обращались к работам, где непосредственно анализируются эти проблемы. Это труды Р.Н. Абрамова, B.C. Барулина, А.А. Баталова, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, В.Е. Давидовича, В.В. Ермолина, А.Н. Ефремовой, 10.Г. Жданова, II.Н. Зарубиной, О.П. Зубец, М.С. Кагана, Т.А. Ковелиной, А.Н. Леонтьева, К.Н. Любутина, В.Ф. Сержантова, М.Н. Руткевича.

В трудовой культуре наиболее полно и рельефно отражается неразрывная связь практических действий личности с поиском ею идеалов и ценностей, в силу чего трудовая культура становится основой поведения, своеобразным внутренним кодексом человеческих поступков и действий, превращаясь в стиль самой жизни личности.

Трудовая культура молодежи формируется на основе деятельности и через усвоение и поддержание трудовых норм, образцов и стандартов поведения, трудовых традиций. В труде человек усваивает и осваивает требования своего статусного и ролевого поведении. Труд - сфера инкультурации и социализации личности, в которой он не только приобщается к культурным ценностям и ориентируется в них, но и формирует собственные ценности и идеалы, устремляющие его в будущее. Это создает объективные предпосылки для развития собственного духовного потенциала и позволяет молодому человеку без противоречий и конфликтов (внутренних и внешних), вступить в систему социального разделения труда и отношений, взаимодействовать со всеми социальными институтами.

В широком смысле трудовую культуру рассматривают как компонент общественной жизни, проникающий во вес сферы жизнедеятельности человека. В социологии, исходя из структурно-функционального подхода, трудовую культуру можно рассматривать как социальную систему общества, обладающую собственными институциональными основаниями.

В плане нашего исследования научный интерес вызывают работы Э. Эриксона и Э. Фромма, которые уделяли внимание исследованию бессознательных мотивов трудовой деятельности. А также работы, которых анализируется творческая составляющая труда. Среди них следует отметить монографию Ю.Р. Хайруллиной «Творческий компонент труда как императив культуры современности», в которой автор раскрывает проблему взаимосвязи и взаимообусловленности культуры и человека как субъекта творчества и труда. Опираясь на изученные труды по данной проблеме, автор диссертации приходит к выводу о 'Необходимости социально-философского осмысления проблем трудовой культуры и духовного потенциала молодежи на данном этапе развития российского общества.

В последние годы активизировались исследования различных проблем

современной молодежи. Их диапазон достаточно широк. Но все они

основаны на отечественной (советской) традиции, которую заложили работы

П. Березина, П. Боброва, B.C. Барулина, С.Л. Рубинштейна, М. Руткевича, В.А. Ядова, изучать молодежь как социокультурую общность. Проблемы жизни городской молодежи, в частности, образование, профессиональная карьера, социальный статус, мобильность, семейное положение и тендерные отношения, динамика ценностей и социальная активность и другие, были и остаются в центре внимания обществоведов и философов. Среди многочисленных работ отметим исследования Г.И. Осадчей, которая пришла к выводу о наличии стилевого разнообразия жизни молодежи.

В исследовании Ю.А. Зубок социальная интеграция молодежи анализируется через анализ общественного воспроизводства, с учетом интеграционных процессов в молодежной среде и социокультурных изменений в современном российском обществе.

Проблемам духовного и нравственного развития молодежи Посвящена работа В.А. Лукова, в которой автор подчеркивает сложность исследований молодежной тематики, обусловленной резкими субкультурными различиями молодежной среды.

Анализу трудовых ориентации молодежи посвящены исследования 10.Г. Волкова, В.В. Касьянова, Э.П. Мариненко, С. Пилюгиной, Е.И. Полищук, Г.Г. Руденко, А.Р. Савелова, Г.Н. Соколовой, С. Суркова, Филимонова В.А. и др. Выявлено, что трудовые ориентации молодых людей носят тенденции конструктивного и деструктивного развития, которые касаются основных сфер общественной жизни молодежи России. Молодежь современной России демонстрирует массовое включение в освоение ценностей и отношений реформаторства, специфически отражая недостатки, перегибы общественной жизни. При этом массовое распространение либерально-демократических ориентации молодежи России сопровождается ее социально-этической деградацией, грозящей основам духовного развития будущего поколения россиян.

Б.А. Ручкин также отмечает, что, осмысливая роль и значение

молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что

молодежь - не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. В его исследованиях на одно из первых мест молодежь ставит увеличение разрыва между обществом и властью, отмечает бессилие политической власти как фактор, представляющий опасность для России, всеобщую коррумпированность, воровство.

В работе по изучению динамики социальных изменений молодежи как социальной группы, В.Т. Лисовский отмечает, что важно «зафиксировать и понять ценности молодых людей, поскольку они во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь подрастающих поколений».

В работах Е.А Ануфриева, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Лавриненко, В.Н. Петрова и других анализируются трудовые интересы молодежи, их динамика, на которую влияют потребности молодых людей в профессии, в профессиональных знаниях и умениях, интерес к ней, а также к способам осуществления профессиональной деятельности и материальному стимулированию. Изучение литературы по молодежной проблеме и вопросам ее духовного развития показало, что в современных исследованиях недостаточно раскрыты понятия «духовный потенциал молодежи» и «трудовая культура молодежи», не определено место трудовой культуры в системе факторов формирования и развития духовного потенциала молодежи, не выявлены механизмы влияния трудовой культуры ее на духовный потенциал.

Социально-философское исследование молодежи как определенной социокультурной общности требует выявления особенностей социального действия и определения социокультурных признаков этой группы населения страны. Основным критерием в данном случае является человеческая деятельность - этот тот методологический принцип социально-философского анализа, который позволяет объяснить основные социальные и культурные признаки молодежи как социальной общности. Деятельностный подход

позволяет также понять связь труда и духовности, трудовой культуры и

духовного потенциала личности молодого человека. Аксиологическая значимость социально-философского анализа духовного потенциала молодежи и её трудовой культуры состоит в том, что он направлен на выявление и полноту всех социальных связей и отношений этой общности. Исходя из анализа социальных связей и отношений, детерминированных различными факторами, как объективного, так и субъективного порядка, нам представляется возможным выявить и исследовать механизмы влияния трудовой культуры на формирование духовного потенциала молодежи.

Учитывая, что трансформация общественной жизни будет продолжаться, усугубляя антропокультурный кризис и трансформацию жизненных ценностей, первостепенную теоретическую и практическую значимость приобретают знания о современном состоянии молодежи как особой социальной общности людей, чьи цели и ценности уже сегодня определяют будущее развитие общества и культуры.

Цель диссертационного исследования - определить особенности влияния трудовой культуры на формирование духовного потенциала молодежи и обозначить механизмы совершенствования ее духовного потенциала посредством трудовой культуры.

В соответствии с указанной целью ставятся следующие исследовательские задачи:

- обозначить теоретико-методологическую базу исследования духовного
потенциала молодежи и ее трудовой культуры;

определить место трудовой культуры в системе факторов развития духовного потенциала современной российской молодёжи;

выявить условия и особенности влияния трудовых знаний на духовный потенциал современной молодежи;

- установить степень воздействия трудовых ценностей и трудового поведения на формирование и развития духовного потенциала молодежи;

- наметить основные пути развития и влияния трудовой культуры на

формирование духовного потенциала современной молодежи.

Объектом диссертационного исследования является духовный потенциал молодежи.

Предмет исследования - трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала молодежи.

Гипотеза исследования заключается в следующем: в настоящее время в России наблюдается процесс трансформации ценностных ориентации, идеалов и субкультурных практик молодого поколения, что существенным образом оказывает влияние на уровень духовности этой социальной общности. Развитие и совершенствование духовного потенциала молодежи в современных условиях возможно на основе формирования ценностей труда и трудовой культуры.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Данное диссертационное исследование базируется на основополагающем тезисе о том, что социальная философия претендует па выявление закономерностей духовной жизни посредством изучения культуры как процесса, движимого активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев как носителей и творцов культуры. При этом автор руководствовалась требованиями основополагающих гносеологических принципов - системности, целостности, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному. Значимость социально-философского анализа заключается в его всеобщности и целостности, что позволяет применить в данном исследовании деятелыюстный, антропный и аксиологический подходы. В работе использовались методы социально-философского исследования: феноменологический метод применялся для исследования трудовой культуры как особого социокультурного явления в рамках современной российской действительности; диалектические методы использовались для исследования взаимосвязей и взаимозависимостей трудовой культуры и духовного потенциала; метод конкретно-исторического

исследования; типологический метод. В качестве иллюстраций были

использованы данные статистики, результаты различных социологических исследований, проводимых в России, Краснодарском крае, республике Адыгея.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- систематизированы существующие теоретические и методологические
подходы к изучению духовного потенциала и трудовой культуры молодежи;

определено место трудовой культуры современной молодежи в системе факторов развития ее духовного потенциала. Показано, что трудовая культура - главное условие формирования и развития всех элементов духовного потенциала молодежи;

раскрыта роль трудовых знаний в системе трудовой культуры современной молодежи и в развития се духовного потенциала; доказано, что трудовые знания -основная детерминанта трудовой культуры;

установлена степень воздействия трудовых ценностей и трудового поведения на формирование и развития духовного потенциала молодежи;

- определены основные направления и даны практические
рекомендации по совершенствованию влияния трудовой культуры на
формирование и развитие духовного потенциала молодежи.

На защиту выносится следующие положения:

1. В социальной философии духовный потенциал молодежи целесообразно изучать в двух аспектах. Во-первых, через исследование молодежи как социальной общности, т.е. социального носителя и творца определенной субкультуры. Во-вторых, через анализ состояния субкультуры молодежи, которая активно изменяется под влиянием внешних и внутренних условий, объективных и субъективных факторов. Структура духовного потенциала состоит из элементов, характеризующих возможности и потенциал общества в целом: творческий, социальный, интеллектуальный. Однако смысл духовного потенциала конкретной социальной общности

требует и конкретного анализа взаимодействия всех его элементов. Развитие

духовного потенциала современной молодежи определяется объективными условиями и субъективными факторами. К объективным следует отнести социально-экономические и политические условия жизни и организацию общества, а также социально-культурные факторы. К субъективным - те факторы, которые связаны с ценностным сознанием личности, ее духовным опытом, отношением к жизни и труду, а также те факторы, которые содерзкат психологические и экзистенциальные компоненты.

2. Трудовая культура понимается как интегральное, социокультурное
явление, бытие и функционирование которого осуществляется в системе
связей всех общественных явлений жизни социума, в единстве прошлого,
настоящее и будущего человечества. Трудовая культура - структурное
образование, се иманнентными характеристиками являются:

а) форма и степень участия личности в созидательной жизни
общества;

б) форма и уровень взаимодействия с социальными субъектами,
институтами, отношение объекту труда (противоречия, конфликт,
сотрудничество, социальная пассивность или равнодушие);

в) форма и уровень взаимодействия с институтами гражданского
общества, в частности с правом (трудовое право).

Существование (онтология) трудовой культуры осуществляется в формах материальной предметности - телесность, вещь, организация; в формах духовной предметности - знания, ценностное сознание, идеалы, а также в форме художественного обрат, что особенно ярко представлено в фольклоре -трудовых песнях, пословицах, поговорках. Сущность трудовой культуры проявляется в том, что она является важнейшей установкой жизнедеятельности человека, аккумулирующей в себе исторический опыт всего человечества, который транслируется от поколения к поколению в виде норм, предписаний традиций, образов, мировоззренческих установок.

3. Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала

молодежи проявляется через знания, ценностное сознание и трудовое

поведение, которые представляют собой механизм воздействия на духовный потенциал личности, формируя такие его составляющие как нормы, ценности, систему коммуникативных связей, особенности психологического склада и ментальные модусы.

4. Трудовая культура является условием социальной и гражданской
активности человека. Аккумулируя опыт прошлого поколения, трудовая
культура формирует новые рациональные и оптимальные модели
взаимодействия человека с миром, идеалы и ценности, которые устремлены в
будущее. Объективная необходимость включения молодежи в общественную
жизнь делает трудовую культуру основой связи духовного потенциал
молодежи и социальной действительности, закрепления в жизни молодого
человека ценности и идеалы, которые, в свою очередь, устремляют его к
творению своего будущего.

5. Важным условием совершенствования духовного потенциала
современной молодежи на современном этапе развития общества является
потребность в труде. Главный путь оптимизации формирования трудовой
культуры современной молодежи и влияния ее на духовный потенциал лежит
через модернизацию таких систем общества, которые направлены на защиту
прав и моральных ценностей молодых людей, создание условий для
реализации программы работы с молодежью.

Научная и практическая значимость работы состоит в приращении полученных знаний по актуальным проблемам социальной философии -духовной жизни молодежи, развитию её духовного потенциала, расширению теоретической базы и практических данных по формированию трудовой культуры современной молодежи. Выводы и результаты могут быть использованы при разработке социальной стратегии работы с молодежью в рамках функционирующих молодежных программ субъектов РФ, программ по воспитанию, духовному развитию молодежи. Теоретические и практические рекомендации использованы при разработке курса лекций по философии

духовной жизни молодежи, трудовой и профессиональной культуре молодежи.

Апробации результатов исследования - основные положения диссертации были представлены в выступлениях на научных конференциях, проводимых кафедрой философии, социологии и педагогики МГТУ, а также на IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные социально-экономические и правовые проблемы развития российского общества» (Краснодар, 2008) и на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы управления здоровьем населения» (Нижний Новгород), 2009 и отражены в 5-ти научных статьях и 1 монографии. Общий объем публикаций -4, 7 п.л.

Объем її структура работы - диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, 161 библиографического источника, из которых 8 на иностранном языке.

Похожие диссертации на Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи