Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Пошнагиди Фотини Федоровна

Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи
<
Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пошнагиди Фотини Федоровна. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ставрополь, 2001.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/456-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Духовно-парадигматические основания эстетического познания и деятельности 14

1.1. Системность и полифункциональность эстетического познания 14

1.2. Эстетическая деятельность и художественное творчество 43

1.3. Взаимосвязь эстетического сознания и духовно-нравственного воспитания молодежи 60

ГЛАВА 2. Эстетическая культура как доминантный фактор духовно-нравственной социализации личности 79

2.1. Духовно-практическая направленность эстетического воспитания молодежи 79

2.2. Эстетическая социализация личности в современных условиях 95

2-3. Тенденции и з перспективы развития эстетической культуры как фактора повышения эффективности нравственного воспитания молодежи 107

Заключение 125

Примечания.. .130

Библиография

Введение к работе

Актуальность тещы исследования. В РОССИИ на современном этапе ее развития идет процесс становления новой социальной системы, качественно отличающейся от прежней. Поэтому А Я&ЇЇВДСЇЄГСЯ №) &&№№ кркшс во всех сферах общественной жнзнн страны- На переломном этапе развития российского общества наблюдается дезинтеграция общественных групп и институтов, распадается прежняя ценностная картина мира, нет еще утвердившейся новой системы духовно-нравственных ценностей. Особенно неопределенными, неустойчивыми являются ценностные ориентации и духовные позиции современной молодежи.

Сегодня все более укореняется мысль, что основополагающим средством преодоления сложившегося кризиса является совершенствование духоаного мира человека, а сама идея духовно-нравственного воспитания, эстетического одухотворения человека приобретает новый смысл.

В поисках механизмов повышения эффективности духовно-нравственного воспитания через совершенствование эстетической культуры молодежи мы собираемся проанализировать системность и полифункциональность эстетического познания и художественного творчества, выявить неразрывную взаимосвязь эстетического сознания и нравственного воспитания молодежи, определить основные тенденции и перспективы развития эстетической культуры как фактора повышения .эффективное J я нравственного воспитания молодежи.

Социально-экономические, историко-культурные и политико-правовые перемены в современной России заключаются в коренной ломке общественных отношений, глубоких изменениях во всех сферах жизни it деятельности люден, которые, в свою очередь, неизбежно вызывают изменений в массовом и индивидуальном сознании и самосознании ;гюдей и их духовно-нравственной ориентации. Тем самым, актуальность и значимость темы данного диссертационного исследования обусловлена в первую очередь своеобразием этапа развития российского общества, Возрастание роли человеческого фактора в осуществлении социальных преобразований в существенной мере определяется не просто сознательной, по и эстетически окрашенной духовно-нравственной деятельностью людей. Отсюда осознание объективной потребности демократизации жизни современного общества гесно граничит с поисками силы, способной ее осуществить в условиях становления гражданского общества. Такой силой, которая самой логикой исторического процесса выдвигается на ведущие позиции социальных изменений, созидания всего нового и прогрессивною. сгановится молодежь.

Весь смысл эстетической деятельности заключен в универсальной человеческой способности осваивать и преобразовывать мир но законам красоты. Любой вид человеческой деятельности, где присутствует эстетическое чувство, где есщ гармония и красота - и в побуждениях, и в действиях, и в результатах, - может быть назван видом эстетической деятельности. Эстетические отношения сложились исторически, и они были присущи человеку уже в самых ранних формах труда. Труд я ЛИЛСЯ сам ло себе .важнейшей основой эстетического освоения действительности, потому что человек здесь: в огличис от животного, производит всесторонне, универсально, а следовательно, и но законам красоты. Эстетические отношения выражены в таких категориях, как прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, которые складывались тысячелетиями. Но как усложнились формы их проявления от далеких первобытных времен и до нашего космического века; от примитивных форм общения - до сложнейших социальных систем с их противоречиями и конфликтами; от элементарных форм и первых каменных орудий - до электронно-вычислительной техники, сложных информационных систем!

Однако как бы ни усложнялись формы человеческих отношений, как бы ни нагромождался на них весь арсенал современных социальных и технических средств, природа эстетических чувств и нравственных переживаний человека остается неизменной в своей духовной сущности. В самом деле, страдание и наслаждение, горе и радость, восхищение и отвращение, любовь и ненависть, восторг и печаль - все эти истинно человеческие чувства и поныне составляют вечно живую сущность ищущего, страдающего и мятежного человеческого духа. По-прежнему человек, его эстетическая основа в единстве с духовно-нравственной сущностью, есть первая и конечная причина всякого историко-культурного развития и всякого социального прогресса.

Степень разработанности проблемы. Следует прежде всего отметить, что существует немалое количество литературы, посвященной общим проблемам эстетического и духовно-нравственного воспитания и социализации молодежи. В их числе необходимо отметить работы таких авторов, как Аверинцев С.С, Айдемиров Н.Г\, Анохин П.К.., Лнисимов С-Ф., Барулин B.C., Батенин С.С, Бахтин М.М., Батищев Г.С., Выготский Л.С., Выжленпов Г.П., Горшков В.А., Горский Д.П., Грузкова В.Н, Гусейнов А.А., Гуцаленко Л.А., Давидович В.Е., Демин М.В., Дробницкий О.Г., Зинченко В.П., Журавлев Г.Т., Каган М.С., Кемеров В.Е., Кон И.С.,

fi

Леонтьев А.Н., Лившиц Р.Л,, Лукин В,А., Мамардашвили М.К. Медведев Н.П., Межуев Б.М., Михайлов Ф.Т.Т Москвичей Л.Н., Митрохин Л.Н., Немировский В.Г,, Орлов В.Н., Перов Ю.В., Прибытков Г,И., Райляну А.К., Романов Ю.И,, Рубинштейн С,Л., Рябов В.Ф., Спиркин А.Г, Степин В,С, Тощенко Ж.Т. Тугаринов В.П., Уледов А.К., Устюговой Е.Н., Федотова В.Г., Филиппов ГД ., Фомин А.В,, Фролов И,Т., Харчев А.Г,, Холостова Т.В., Шаповалова Е.А., Шкляр Л.Е., Яковлев Е.Г. и некоторых других.

Значительное влияние на исследование данной проблематики оказала философская литература зарубежья. Среди ее авторов следует назвать такие имена, как: Бергсон А., Гароди Р., Гуссерль 3., Гессе Г., Джемс У., Дюфрен М„ Ингарден Р,, Жияьсон Э., Маритен Ж.: Киркегор С, Камю А., Ницше Ф., Сартр Ж.-П-, Тейар де Шарден П., Уайтхед А,, Фромм Э,, Шелер М, Хайдеггер М., Шопенгауэр А., Шпенглер О., Ясперс К. и другие.

Неотъемлемой частью исследований все чаще становятся труды российских мыслителей. В их ряду достойное место занимают Антонович М.А., Бердяев Н.А., Булгаков СИ., Гумилев Л.Н., Данилевский Н.Я., Ильин И.А., Зеньковский В,В., Кропоткин П.А., Леонтьев КЛЇ., Лосев А,Ф., Лосский И.О., Лотман Ю.М., Мережковский Д.А., Розанов В.В., Соловьев B.C., Трубецкой С.Н,, Федоров Н.Ф., Франк С.Л., Флоренский П,А,, Шестов Л.И.. Юркевич Н.Ф. и др. Огромный вклад в обогащение духовности национальной жизни России и ее народа внесли Ф.М Достоевский, Л,Н. Толстой, чьи творческие искания обогатили мир пониманием высокого духовного смысла жизни, любви и гуманизма.

Однако, несмотря на фундаментальность проработок отдельных вопросов эстетического и нравственного воспитания, следует признать, что целостное, исчерпывающее, удовлетворяющее требованиям современности концептуальное исследование единства эстетического восприятия реальности с формами и методами духовно-нравственного воспитания молодежи в кризисных, лереходных сое гояниях российского социума все же пока отсутствует. С другой стороны, в очевидном упорядочении и осмыслении нуждаются уже имеющиеся наработки.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют прежде всего общефилософские принципы и методы исследования, то есть принцип системности, всесторонности, историка, конкретности исследования, а также такие социально-философские методы, как конкретно-исторический, сравнительно-исторический. историко-ретроспективный, историко-генетическии и историко-тинологлческяй методы. В работе также обоснована необходимость применения традиционного логико-философского анализа, общей теории ценностей, а также использован системный подход, позволяющий представить опыт эстетического и духовно-нравственного воспитания как систему, состоящую из структурированных в соответствии с функциями элементов, обладающую ыадсуммарньши качествами; исследовать содержание, форму, место и ролЬн а также функции отдельных элементов,

Объектом исследования является эстетическое сознание молодежи в современном российском обществе на переломном этапе его развития, рассматриваемое с позиций социально-философского анализа,

Предметом исследования выступают эстетические нормы и ценности, их место и значимость в духовно-нравственном воспитании личности.

Цель исследования. Основной целью исследования в диссертационной работе является комплексный социально философский анализ проблем духовно-нравственного воспитания современной молодежи, выявляющий механизм и специфику этого процесса на основе использования норм и ценностей эстетического восприятия окружающей действительности. Задачи исследования:

- выявить специфику и механизмы эстетического восприятия современной молодежью окружающей социальной действительности на основе системного анализа полиморфности и полифункциональности искусства;

- определить дучовно-нраветвенное содержание традиционных и иекласснческих форм в эстетическом познании и освоении социальной реальности;

показать педагогическую направленность эстетической культуры и эстетического сознания;

проанализировать пути эстетического и духовно-нравственного воспитания личности в трудах зарубежных и отечественных мыслителей ХЇХ-ХХ веков;

- раскрыть сущность и содержание эстетической культуры

молодежи, определить ее место и роль в практическом освоении

действительности;

- выявить и показать значение идеи целостности и единства в системе взаимоотношений смыслосодержащих категорий эстетики и морали;

- определить образовательные и воспитательные возможности, содержащиеся в практическом опыте эстетического воспитания молодежи;

- соотнести традиции и новации в эстетическом и духовно-нравственном воспитании с актуальными социальными задачами современного российского общества, действительности на основе единства и неразрывной взаимосвязи эстетической культуры с общей направленностью духовно-нравственного обновления личности.

2. Весь смысл эстетической деятельности заключен в универсальной человеческой способности осваивать и преобразовывать мир по законам красоты, гармонии и целесообразности. Любой вид человеческой леятельности, где присутствует эстетическое чувство, где есть гармония и красота - и в побуждениях, и в действиях, и в результатах, - может быть назван видом эстетической деятельности. Тем самым наша эстетическая способность проявляется буквально во всех видах социально обусловленной деятельности. Нет такой сферы жизни и общественных отношений, где бы это универсальное свойство личности не выражалось и не окрашивало собой ее действия и поступки. 

3. Полифупкциональпость и лолиморфность искусства обусловливают его многообразные социальные задачи, свойства и функции в процессах духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях урбанизации и технизации общественной жизни. Тем самым мы утверждаем, что эстетическая основа личности з единстве с ее духовно-нравственной сущностью, есть первая и конечная причина всякого историко-культурного развития и всякого социального прогресса.

4. В современной эстетической теории весьма остро стоит о множества фактов и явлений, состоящего из элементов, но не сводимого к простой их сумме. Эстетика в данном смысле понимается нами как философская система законов и категорий, теоретически мир в его богатстве и ценности для и человечества, освоение этого мира и творчество по законам красоты, сущность искусства, особенности процесса его развития, специфику художественного творчества, восприятия и социального функционирования художественной культуры.

5 Воспринимая предмете эстетическое начало, мы схватываем его самую широкую обществеяно-пракгическую значимость, его духовно-нравственную ценность для человечества в целом. Отсюда следует, что духовно-нравственная ценность эстетического восприятия и творчества ее для всего человечества выстукает как некий социокультурный интеграл - бесконечная сумма бесконечно малых возможных утилитарных значений, - представляя в снятом виде нечто приятное: желанное, вызывающее чувство радости, удовольствия, духовного подъема. Способность эстетических предметов быть носителями социальных и культурных значений и составляет основу их духовії о-нравствен ной ценности.

6. Принцип индивидуализации занимает наиболее важное место и системе эстетическою воспитания, выступая как один из методов формирования гармонической личности. В езязн с этим научная разработка индивидуального подхода как метода эстетизации социальной среды составляет одну из актуальных задач современной социальной философии. Методологическим принципом эстетического воспитания индивидуальный подход становится тогда, когда он тесно связан с основными целями воспитания, с определением путей развития человека, с выбором средств и приемов формирования личности. Его .роль здесь состоит в том, что он требует, во-первых, исходить из индивидуальности как главкой цели воспитания; во-пторых, учитывать уже сложившуюся индивидуальность человека, его индивидуальную реакцию на то или иное воспитательное и социализирующее воздействие. Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором ы обсуждались па ряде межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Материалы работы послужили теоретической основой социологических исследований по линии НИИ Социально-гуманитарных проблем СсвКавПУ. Тсксг диссертации докладывался и обсужлался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке спецкурса "Социально-философские аспекты эстетического воспитания молодежи",

По теме исследования автором опубликовано 5 научных работ, общим объемом 7,5 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. Общий объем работы - 142 страниц.

В конце работы помещен список использованной научной литературы, включающий в себя 135 источников, в том числе 13 на иностранных языках. 

Системность и полифункциональность эстетического познания

Нередко к изучению эстетики и сегодня многие относятся с пренебрежением, как к занятию, недостойному серьезного человека, имеющего практические цели. А в самом деле, кому и зачем нужна эстетика? На первый взгляд, она не нужна лаже художнику, Как мольеровский Журден, однажды проснувшись, узнал, что он всю ЖИЗНЬ разговаривал прозой, так и поэт исжет внезапно обнаружить, что он всю жизнь творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значні ли это, что эстетика - наука бесполезная для обычного человека?

Отнюдь нет. Конечно, эстетика нужна прежде всего художнику. Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников, Однако такое постижение, не подкрепленное теоретическим обобщением результатов художественной практики, не даст возможности глубоко и безошибочно решать творческие проблемы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей или хочет оценить собственную деятельность, или задается новыми проблемами, или пытается найти выход из творческого кризиса,- он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания в области эстетики.

Как отличается классическое произведение от своего еще не отделанного первоначального варианта! Порой испытываешь даже недоумение: неужели это писал один и тот же автор? Почему же пе всем удается довести набросок до высот искусства? Начнем с того, что не каждьгй может много лет упорно работать над произведением, как А.Иванов работал над картиной "Явление Христа народу", и десятки раз переписывать страницы романа, как Л. Толстой переписывал страницы "Войны и мира", писать полотна даже тогда, когда высохла рука, как, например, И.Репин, А Л,Бетховен.., Даже потеряв слух, он не перестал заниматься любимым творчеством. Создание шедевра - титаническая работа. Воистину, художественный "гений - это терпение".

Нет истинного творчества бе мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который, по выражению М.Горького, "на девять десятых есть работоспособность". Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетических принципов, претворяемых в образы. Мировоззрение художника не есть простая сумма вычитанных им философских истин. Оно рождается в самой жизни - из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Мировоззрение личности не только руководит талантом и мастерством, но и само формируется под их воздействием в процессе художественного творчества. Своеобразие видения мира, отбор жизненного материала определяются и регулируются мировоззрением. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуемой в образах, Как правило, художественное творчество и теоретическое осмысление его законов идут рука об руку. Гомер, Аристофан, Вергилий. Гораций. Овидий, Леонардо да Винчи, Шекспир, Мольер. Гете, Шиллер, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой, Достоевский не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн.

Значение теории для художника неоднократно обсуждалось л истории эстетической мысли. Еще в античные времена поэт Пшгдар противопоставлял ученому стихотворцу поэта истинного, милостью божьей". Более гибко и глубоко ставил эту проблему философ Платон, который считал необходимым сочетание природных: способности с тренировкой и изучением теории искусства. ІІсевдо-Лонгин в трактате "О возвышенном" подчеркивал, что достоинства художника обусловлены не только знанием правил, сколько силой дарования. Однако высокое искусство невозможно без теории, так как без постоянного совершенствования талані хиреет. Наука, по мнению Псевдо-Лонгина, оплачивает и направляет гения, помогает избежать ошибок.

Конечно, у эстетики нет прямого утилитарного назначения. Выучить основные положения этой философской іеории - еще не значит научиться творить по законам красоты и гармонии, равно как и наоборот. Мы мыслим логично, часто не зная законов логики.

Взаимосвязь эстетического сознания и духовно-нравственного воспитания молодежи

Каждая историческая эпоха неизбежно возвращается к рассмотрению проблем, которые обычно называются "вечными". Актуальность их анализа возникает потому, что эти старые проблемы остаются и вечно новыми. За внешней, казалось бы, привычной и традиционной формой они таят в себе новое и неповторимое содержание, рожденное новыми условиями жизни. Особенно остро опн встают, когда речь идет не только о социальных процессах, о проблемах развития цивилизации, но и самого человека - одного из "самых сложных, самых радужных, многоцветных из последовательных пластов жизни" (18, С\ 179), который вместе с этим, обладает невиданной ранее силой над собственной судьбой и судьбой всей планеты. Это вполне понятно, ибо интерес к данным проблемам всякий раз порождается новыми социальными условиями, в которых живет человек и в которых протекает его деятельность,

С каждым исторически конкретным обществом органически связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки. Современные процессы в стране подтверждают как очевидное: любые реформы могут быть успешными, если в их центре стоит человек с его реальными проблемами; он одновременно является объектом и управляющим субъектом при решении всего комплекса сложных, не терпящих отлагательства задач. Он одновременно есть и цель н средство преобразований во sctx сферах общества. Кроме того, проблема чсяовека в условиях радикальных социальных преобразований является проблемой его личностного самоопределения, самоосознания и духовно-нравственного обновления. А это уже вопросы мировоззрения, идеологии, ценностных ориентации, выработки адекватных концепций видения жизни, создания целостной системы воспитания, которая бы отвечала современному этапу общественного развития,

В данном случае, одной из таких проблем, которая на протяжении всей истории философской мысли не переставала быть в центре внимания философов различных направлений, является проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение. Особенно актуальна она для сегодняшней ситуации, когда нашему обществу предстоит найти свой путь в будущее, преодолеть глубокие духовные травмы, нанесенные предыдущими режимами, нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Повышенный интерес к осмыслению собственно духовности и проблем ее реализации обусловливается совокупностью объективных и субъективных причин.

Во-первых в XXI век человечество вступает с многочисленными пороками, которые накапливались на протяжении многих десятилетий века предшествующего. Эта эпоха, говоря словами С. Л. Франка, была эпохой ",,.глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности" {19, С. 17). Сегодня системным кризисом охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Одной из его фундаментальных причин является вступление человеческого сообщества на опасный путь игнорирования духовно-нравственной сущности культуры. Это привело к роковому: ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная, в результате между ними было нарушено определенное равновесие, а "цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе". (20, С. 289-290).

Характер проявления причинно-следственных взаимосвязей и взаимозависимостей в диалектике материального и духовного чрезвычайно многопланов и неоднозначен для объяснения. Но общая ситуация здесь обязывает своевременно обобщать и углублять представления о сути изменений в каждой из сторон, характер их взаимодействия в динамике и статике реальной жизнедеятельности общества и личности и на этой основе обосновывать идеи, направления и "технологии" воспроизводства и развития духовных основ во всех формах бытия человека. В свою очередь, когда в изменяющихся условиях общественного развития критерии духовности все более властно заявляют о себе, рассмотрение духовного и проблем его реализации требует также переосмысления методологических, прикладных, теоретико-методических вопросов, непосредственно связанных с решением средствами духовного конкретных задач, стоящих перед обществом.

Духовно-практическая направленность эстетического воспитания молодежи

Нет на земле такого человека который не хотел бы стать счастливым. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно. С чем связываем мы обычно понятие счастья? С трудом, любовью, материальным достатком и, конечно, с богатством духовного мира человека. От чего же зависит это богатство? В значительной, мере от того, что усваивает человек из духовных ценностей, накопленных обществом, и чем он их сам пополняет. Чем больше событий окружающего мира имеют значение для человека, тем богаче становится его внутренний мир. Немалую роль в этом играет приобщение к миру прекрасного - к красоте человеческого труда, природы, высоким ценностям искусства,

Таким образом, эстетическая культура личности входит в обязательные условия человеческого счастья. Прежде чем приступить к раскрытию особенностей эстетической культуры личности, следует сказать несколько слов о культуре вообще. Многогранен мир культуры, В него входят материальные и духовные ценности, традиции, обычаи, нормы общения, то есть к культуре относится все то, что. будучи создано людьми и сконцентрировано в их жизненном опыте, в свою очередь, выступает в качестве фактора, формирующего само человеческое поведение. Эстетическая культура - одна из сторон общей культуры общества. Эстетическая культура человека способствует возникновению своеобразного, истинно человеческого отношения к действительности и искусству, которое мы называем эстетическим отношением. Одной из важнейших особенностей его является бескорыстность - бескорыстность любования красотой, ее познания, создания.

Иными словами, для каждого конкретного индивидуума ценность эстетического переживания в самом переживании, и лишь с точки зрения социально-философской оно оказьтвается средством достижения более общих целей - целостного развития человека и всего общества.

В современных условиях актуальность проблемы приобрела еще более выраженную значимость, Это определяется сложностью процессов и явлений, происходящих в духовной сфере жизни общества, отсутствием научно обоснованных разработок и рекомендаций отражающих специфику переживаемого момента, переходных состояний общества в целом. Кроме того, речь идет об управлении духовными процессами, что имеет самое непосредственное отношение к управлению личностью. Но что значит управлять личностью и правомерно ли вообще так ставить вопрос? В некотором смысле можно даже поставить и такой вопрос: возможно ли вообще управление личностью? Если да, то в какой степени это допустимо? Взглядов на проблему больше чем достаточно. Есть и такие, которые в принципе отвергают возможность и необходимость управления человеком. Наиболее характерно это выражено в экзистенциальной философии, где сама идея управления называется не иначе, как абсурдной. В основе данной логики находится несоответствие между абсурдом жизни, жизни как гаковой, и возможностями ее объективного развития, то есть между тем как человек может жить, думать и как он живет, мыслит, поступает в той или иной ситуации. Причем эта логика проявляется не на всеобщем уровне (здесь ее просто не существует), а на индивидуальном, на уровне духовного существования личности.

Датский философ СКьеркегор считал, что человек является синтезом души и тела - синтезом, который основан на духе и поддерживается им. Дух - это экзистенция как сознательный ноток психических переживаний человека. Тело человека является аккумулятором его энергии, которая выливается в эмоциональные побуждения. Эмоциональная сфера трансформируется в субъективные переживания и образует тот самый дух, который обусловливает синтез души и тела. Итак, по его мнению, экзистенция или дух есть непрерывный поток осознанных эмоций, который по своей природе энергетичен, а знания структурированы. Отношение веры и знания — это не что иное, как отношение между энергетикой и структурностью внутричеловеческого. Энергетика, по выражению философа, трансцендентна, а структурность является имманентной. Ее трансцендентность заключается в вечности, динамичности, алогичности и личностности, а структурность -преходяща, статична, логична и безлика.

Похожие диссертации на Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи