Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи Барыкина Галина Александровна

Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи
<
Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барыкина Галина Александровна. Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Уфа, 2006 180 с. РГБ ОД, 61:06-9/371

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Бездуховность - глобальная проблема XXI века. Негативные явления, прочно укоренившиеся в современном мире, катастрофически разрушают как духовно-нравственную, так и культурно-телесную сферу бытия человека. В мире нарастает напряжённость, внутренний дискомфорт, результатом которого становится утрата способности откликаться на боль и несчастия других і людей, заметно утрачиваются чувствительность к природному миру, а также способность откликаться на многообразную красоту Вселенной.

Обладая большим нравственным потенциалом, российское общество находится в условиях не только социально-экономического, политического, демографического, но и духовного кризиса, связанного с разрушением ценностей, идеалов. В этих условиях одним из путей, способствующих качественному преобразованию российского общества, становится его духовное возрождение. Это предполагает, во-первых, коренной поворот в понимании эстетической культуры, рассмотрение ее как важнейшей части гуманитарной культуры общества, во-вторых, динамичное изменение ценностных ориентации; в-третьих, поиск духовных ориентиров в истории России. Эти направления должны стать главными в политике современного Российского государства. В период социально-экономической трансформации российского общества идёт динамичное смещение духовных ориентации, выработка новых ценностей и идеалов. Человек в современном техно-генно-информационном мире поставлен в такие условия, которые вынуждают его полагаться только на собственные нравственные позиции и инстанции в ситуации выбора. Одним из факторов, как единственно возможном радикальном пути качественного преобразования нашего общества, является принципиальное модифицирование духовной ситуации в модернизирующейся стране с ориентацией на духовно-эстетические основы жизни социума. В условиях всё нарастающего аксиологического духовного кризиса возникает актуальная необходимость коренного изменения понимания эстетической компетентности (в особенности профессиональной) каждой личности, формирования способности человека рассматривать эстетическую компоненту культуры как важнейшую часть гуманитарной культуры общества и личности в рамках системы духовных ценностей.

Что же касается студенческой среды, то здесь налицо усиление общекультурного ценностно-духовного вакуума - мировоззренческого, интеллектуального, нравственного и эстетического. В связи с этим третье тысячелетие должно выдвинуть на передний план общечеловеческие ценности. Духовный вакуум заполнила стихия - спонтанное влияние среды, новых ценностей и идеалов социокультурного бытия, а также хлынувший на мо-

'ОС. НАЦИОНАЛЬНА < БИБЛИОТЕКА СПстербу

лодежь мощный поток неконтролируемой информации, в частности средств массовой информации (СМИ) и Интернет. Эстетические стороны развития современного молодого поколения, наиболее чувствительной части нашего общества, испытывают глубокий регресс. В связи с этим эстетическая компонента культура как специфический ценностно-духовный феномен требует философского осмысления как в социальном, так и в лично-стно-индивидуальном плане, поскольку заключает в себе ценностно-духовное ядро, формирует эмоционально-чувственную культуру личности и социально-значимое отношение человека к человеку, ко всему миру, развивает интеллектуальную и духовную ориентации, выступает проявлением творческих потенций личности и общества, обусловливает развитие всей культуры в целом.

Эстетическая компонента культуры как специфический духовный феномен требует философского осмысления как в социальном, так и в лично-стно-индивидуальном плане, поскольку заключает в себе духовно-ценностное ядро, формирует эмоционально-чувственную культуру личности и социально-значимое отношение человека к человеку, ко всему миру, выступает проявлением творческих потенций личности и общества, обусловливает развитие всей культуры в целом. Эстетическое отношение человека к миру, выступающее составным элементом его эстетической культуры, повышает степень его жизнеустойчивости, уменьшает неизбежные страдания, и тем самым способствует достижению социальной стабильности. В современном мире, ориентированном на ценности прагматизма и утилитаризма, обращение к феномену эстетической компоненты культуры является более чем актуальным. Эстетическая культура - непременный способ человеческого существования, основанный на устремлённости и потребности личностного самосовершенствования, преобразования окружающего мира в соответствии с абсолютными идеалами Истины, Добра и Красоты, на ориентированности к высшим духовным ценностям. Поэтому весьма важные в социально-философском и теоретико-методологическом отношении вопросы формирования, развития и становления эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей, в особенности современного российского студенчества, получают в наше время глубоко жизненный, практический интерес, становясь эпохальными аспектами самого бытия современного социума.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема выявления направлений, осмысления и анализа эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи до настоящего времени не подвергалась глубокому разностороннему и специальному рассмотрению в области социальной философии. Однако тема поиска гармонии человека с собой и миром привлекала внимание

многих мыслителей. Почётное место занимала она в древней философии. Эстетическая культура как предмет философии культуры рассматривалась ещё в Античности (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, и другие), в средние века (Августин Блаженный, Сенека, Марк Аврелий, Фома Аквин-ский), а позднее - гуманистами эпохи Возрождения (Л. да Винчи, Данте, Л. Валла, М. Монтень и другие). В дальнейшем данный предмет обретает достаточно чёткие очертания у Ж.-Ж.Руссо, Ф.Вольтера и особенно И.-Г.Гердера, под влиянием которого он принимает контуры учения о положении и действии телесно-душевно-духовной целостности человека в мире природы и одновременно в исторически-духовном мире. В немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Л.Фейербах, Г.В.Ф.Гегель) большое внимание уделялось проблемам эстетики, роли искусства, выяснению категориального аппарата.

В отечественной философии различные аспекты проблемы эстетических
ценностей и их соотношения с духовной культурой личности разрабатыва
лись в работах русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв.
(В.С.Соловьёв, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Л.Шестов,
К.Н Леонтьев, П.А.Флоренский и другие); проблемы духовных, в том числе
эстетических ценностей рассматривались в фундаментальных трудах оте
чественных философов XX века (С.Ф.Анисимов, Л М Архангельский,
В.С.Библер, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Л.Н.Коган,
В.А.Лекторский, В.П.Тугаринов, Н.З.Чавчавадзе, А.А.Гусейнов,
Р.Г.Апресян и другие). Проблему ценностей специально исследовали не-
окатианцы (Виндельбант, В.Риккерт и другие). Значительный вклад в осно
вание теории ценностей внесли зарубежные учёные: Т Parsons, Y.W.Allport,
C.Kluchohn, M.Rokeach. Во второй половине XX века проблеме ценностей
и ценностных ориентации посвящен достаточно обширный пласт отечест
венных источников. Это труды P.P.Алтайской, В.С.Бакирова,
Л.И.Борониной, А.Н.Булкина, Х.С.Вильданова, О.Е.Зубова,

С.Н.Иконниковой, А.В.Кирьяковой, К.Н.Лапина, В.Т.Лисовского, Н.Д.Никандрова, В.Б.Ольшанского, И.М.Орешникова, З.Н.Присягиной, Л.П.Разбегаевой, Р.Л.Розенберга, Р.М.Тухватуллина, Ф.С.Файзуллина, В.Г.Федотовой, И.Н.Ханова, А.Г.Харчева и других.

Социально-исторические реалии современного мира во многом измени
ли кругозор видения различных ценностных аспектов: духовных, эстетиче
ских, этических и социальных в бытии российского общества. В трудах
Д.М.Азаматова, Е.В.Ардашовой, Г.С.Батищева, А.М.Багаутдинова,
Л.М.Баткина, Д.Ж.Валеева, Н.В.Гавриленко, Б.С.Галимова,

Б.С.Гершунского, С.Л.Григорьева, Г.Е.Зборовского, Э.В.Ильенкова, А.Я.Канапацкого, Н.И.Киященко, И.А.Коникова, О.В.Кормилициной, В.А.Кутырева, А.Б.Курлова, А.Ф.Кудряшёва, А.В.Лукьянова,

С.М.Поздяевой, З.Я.Рахматуллиной, Л.Н.Столович, Л.Н.Тарасовой, Ф.С.Файзуллина, З.В.Фоминой, В.Д.Шадрикова, Ч.А.Шакеевой, Л.А.Ширяева анализируются культурологический и социологический пласты эстетической и нравственной культуры, рассматриваются многие смысложизненные проблемы культуры - проблемы цели и смысла жизни человека, вечное и преходящее в культуре, антропо-социо-культурогенеза, пути движения от традиционной культуры к культуре креативной, реальное пространство выражения эстетической культуры личности, которое касается трудовой сферы и творческой деятельности.

В диссертации анализировались специальные работы, в которых понятие «эстетической культуры» предстаёт более выпукло. Это труды Ю.Б.Борева, П.Валери, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Б.ТЛихачёва, В.Н.Лип ского, Б.М.Неменского, Ф.Ф.Пошнагиди, Л.Н.Столович.

Однако, следует признать недостаточно изученными вопросы, прямо относящиеся к сущности, структуре и функциям эстетической культуры общества и личности, требующие своего ответа и, соответственно, необходимого социально-философского осмысления. В частности недостаточно исследованы социально-философские аспекты эстетической компоненты культуры в трансформирующемся российском обществе; остаётся не до конца прояснённым сам термин «эстетическая культура» и влияющие на нее социальные и духовные доминанты; проблема эстетической культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи также не подвергалась глубокому разностороннему и специальному рассмотрению. Это связано с тем, что современная эстетическая культура находится на стадии становления, а её основные проблемы пока не обрели устойчивого и общепринятого решения.

Таким образом, уровень разработанности избранной темы не соответствует степени её актуальности и значимости в наше сложное кризисное время как в социально-философском, так и в общенаучном отношениях, что и явилось определяющим вектором проблемного поля исследования.

Объектом исследования выступает феномен эстетической культуры.

Предмет исследования - место эстетической культуры в системе рефлексии духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи.

Цель исследования - особенности формирования эстетической культуры современной российской студенческой молодёжи.

В соответствии с целью в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

обосновать формирование эстетической культуры современной российской студенческой молодёжи как значимую социально-философскую проблему;

выявить антропологические основания понятий «духовность», «духовная культура», «духовные ценности» и «эстетическая культура»;

доказать необходимость эстетического познания в духовном совершенствовании студенчества;

раскрыть, что эстетическая культура есть ценностная компонента духовного развития и самосовершенствования внутреннего мира человека, в частности студенческой молодёжи;

определить основные тенденции, пути и средства формирования и развития эстетической культуры студенчества.

Методологическая основа исследования. Диссертант прежде всего исходит из диалектического и философско-антропологического понимания развития общественных отношений, а значит и эстетического феномена, получившего своё выражение в трудах учёных. Основополагающими и определяющими в исследовании эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей являются социокультурный подход и системный анализ поставленной проблемы, также использованы элементы диалектического метода, в частности принципов историзма и единства логического и исторического. В данном исследовании диссертант опирается на понимание эстетической культуры личности как непременного способа человеческого существования, основанного на устремлённости к высшим духовным человеческим ценностям, на потребности личностного совершенствования, творческого созидания как своей жизни, так и преобразования окружающего мира в соответствии с идеалами Истины, Добра (Блага), Любви, которые не могут существовать без Красоты.

Методы исследования. В соответствии с методологическим принципом взаимосвязи исторического и логического способов познания социальных явлений были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: теоретические методы - теоретический анализ философской, социологической и общенаучной литературы по избранной теме, а также СМИ и ресурса Интернет; компоративный (сравнительно-сопоставительный анализ), методы научного обобщения; эмпирические методы: диагностические - наблюдение, интервьюирование, беседы, анкетирование, тестирование; специфические (экскурсии в театры, музеи, изучение и посещение культурно-исторических памятников Республики Башкортостан и т.д.).

Научная новизна диссертации состоит в социально-философском исследовании эстетической компоненты культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи и заключается в следующих положениях:

обосновано, что в условиях динамично трансформирующегося российского общества эстетическая культура обретает свойство специфиче-

ского духовного ресурса, способного повысить жизнеустойчивость социального субъекта и поднять его сопротивляемость бездуховности;

выявлено, что мера способности отдельной личности к эстетическому самосознанию раскрывается в её эстетической культуре, которая в значительной степени определяет и характеризует индивидуальные особенности её развития;

раскрыта специфика эстетической культуры современного российского студенчества, которая обнаруживается в его низком духовно-эстетическом потенциале (низкий уровень эстетических потребностей, эстетического вкуса, отношения к эстетическим ценностям и.т.д.);

доказано, что узкопрофессиональное обучение, недооценивающее духовно-эстетическую сторону содержания образования молодёжи, влечёт за собой кризис профессиональной идентичности;

обосновано положение о том, что эстетическая культура является важнейшей частью гуманитарной культуры личности, в значительной мере определяет её духовность, интеллигентность, культурность и воспитанность;

доказано, что эстетизация учебного процесса является существенным фактором гуманизации и гуманитаризации образования студенческой молодёжи.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что концептуальные идеи и выводы диссертации в определённой мере расширяют представление об эстетической компоненте культуры современной российской студенческой молодёжи и могут быть использованы в дальнейших социально-философских исследованиях этого вида культуры, а также в том, что эстетическая компонента культуры должна стать неотъемлемой составной частью в системе духовных ценностей молодёжи и, соответственно, должна непрерывно пополняться фундаментальным объёмом теоретических и практических эстетических знаний.

Практическое значение диссертации состоит в том, что идеи, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в работе с молодёжью и при разработке специальных программ по формированию у неё эстетической культуры; материалы диссертационной работы могут быть применимы в процессе преподавания курсов эстетики, социальной философии, мировой культуры и искусства, а также спецкурсов, посвященных молодёжной проблематике, проблемам «человек - общество - культура -образование»; в возможности использования результатов работы для дальнейших социально-философских, общенаучных исследований эстетической компоненты культуры молодёжи; на основе изучения и обобщения анали-тико-теоретических научных материалов, результатов проведённых эмпи-

рических исследований диссертантом разработаны научно-методические рекомендации по курсу «Эстетика».

Апробация диссертации. Основные положения и выводы получили апробацию на конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных), в том числе международных: первом международном научном конгрессе «Спорт и здоровье» (Санкт-Петербург, 2003); «Управление физкультурно-спортивным движением: состояние, проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2002), «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» (Уфа, 2002), научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» (Уфа, 2002), всероссийских: научно-практическая конференция «Перспективные технологии и методики в спорте, физической культуре и туризме» (Чайковский, 2002), научно-методическая конференция «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии» (Чайковский, 2004), научно-практическая конференция «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2004), научно-практическая конференция «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» (Кемерово, 2004); региональные: научно-практическая конференция «В.А. Сухомлин-ский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003), научно-методическая конференция «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития» (Уфа, 2003); межрегиональная научно-практическая конференция «Этнорелигиозное образование и духовно-нравственное воспитание молодёжи» (Уфа, 2003), XII научно-методическая конференция «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2002), XVII Всеуральская олимпийская научная сессия «Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и Олимпийского движения» (Уфа, 2005) первая межвузовская итоговая научно-практическая конференция студентов и молодых учёных «Физическая культура, спорт, здоровье» (Уфа, 2004).

Основные положения диссертации апробированы при чтении таких дисциплин, как: эстетика, социальная философия, мировая культура и искусство, культурология, религия народов мира и других, читаемых в Башкирском институте физической культуры (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Уральского государственного университета физической культуры (в дальнейшем - БашИФК (филиал) ФГОУ ВПО УралГУФК); в Башкирском институте развития образования.

Выводы и положения диссертации отражены в 22 публикациях автора, в том числе учебно-методическом пособии «Духовное развитие студентов в

процессе обучения гуманитарной дисциплине «Эстетика». Общий объём публикаций составляет 38,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырёх параграфов, заключения, списка литературы, включающего 300 наименований, приложений. Общий объём диссертации 180с.

Похожие диссертации на Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи