Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Самушенок Дмитрий Владимирович

Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов
<
Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самушенок Дмитрий Владимирович. Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Тверь, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:04-9/610

Содержание к диссертации

Введение

Глава №1. Особенности социально-политических ориентации молодёжи и характер её развития в СССР в 1960-е — 1980-е гг 12

1. Политическая культура молодёжи как объект социально-философского анализа 12

2. Изменения в советской политической реальности 1960-х - 1980-х гг. и динамика развития молодёжной политической культуры в этот период... 24

3. Этапы развития неофициальной песенно-музыкальной культуры в 1960-е - 1980-е гг. в СССР 49

Глава №2. Особенности неофициальной песенно-музыкальной культуры и её воздействие на социально-политические ориентации молодёжи, её политическую культуру в 1960-е — 1980-е гг 75

1. Бардовская песня и политическая культура молодёжи 1960-х — 1980-х гг. в СССР 75

2. Влияние рок-музыки на политическую культуру молодёжи 1960-х - 1980-х гг. в СССР 93

Заключение 113

Приложение 127

Список литературы 176

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется следующими основными обстоятельствами. Прежде всего политическая культура традиционно рассматривается как самостоятельный социальный феномен, детерминированный глубинными историческими традициями конкретного народа. При всей оправданности такого подхода часто из внимания исследователей выпадают на первый взгляд «случайные» обстоятельства, которые однако оказывают серьёзное влияние на процесс формирования социально-политических ориентации. К ним относятся: явления религии, искусства, научного стиля мышления и наконец мода. В 1960-х - 1980-х гг. в Советском Союзе сложилась уникальная ситуация, когда неофициальная музыкально-песенная культура выступила одним из главных факторов формирования политической культуры молодёжи. Она явилась стимулятором западнических и либеральных ориентации и оказала влияние на практически все области жизнедеятельности молодёжи: от стиля одежды до политического мировоззрения. Социально-философский анализ этого феномена, проведённый на интердисциплинарной основе, позволит глубже осознать его сущностные характеристики, выявить динамику и многообразие факторов, стимулировавшие конкретный облик социально-политических ориентации советской молодёжи, её политической культуры в этот период истории.

Степень разработанности проблемы.

Литературу, которая относится к проблематике диссертации мы

предполагаем разделить на шесть групп. Первая группа относится к

исследованиям по культуре вообще (к ним принадлежат работы

А.И.Кравченко, АЛ.Флиёр, Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко,

Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина и др.)1. Вторая группа относится к исследованиям по социально-политическим ориентациям и политической культуре вообще: от классических работ Г.Алмонда и С.Вербы до публицистики в советских средствах массовой информации (к ним принадлежат работы А.И.Шендрика, В.Н.Жука, В.П.Пугачёва, Э.Баталова, А.И.Демидова, А.А.Федосеева и др.) . Третья группа представляет собой исследования, связанные с субкультурой и контркультурой (к ним относятся работы Ю.Н.Давыдова, И.Б.Роднянской, П.С.Гуревича, И.Смирнова, а также J.Riordan, P.Easton, H.Pikington, R.Braungart, M.Braungart и др.)3.

Четвёртая группа сотоит из исследований о молодёжи как сугубо демографического элемента (среди них выделяются работы В.Н.Боряза,

Культура //Философский энциклопедический словарь. М., 1987.; Культура //Краткий словарь по социологии. М, 1988.; Культура//Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000.; История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М., 1998.; Флиёр А.Я. Культура //Культурология XX век: Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998.

Шендрик А.И. Социальная активность советской студенческой молодёжи. М., 1981.; Жук В.Н. Политическая культура и факторы её формирования //Социальное познание и политическая культура. Тверь.ТвГУ, 1990. С.64-71.; Политическая культура //Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.; Политология: Курс лекций. М., 1993.; Политология на российском фоне: Учеб. пособие. М. 1993.; Пугачёв В.П. Основы политической науки. Учеб. пособие для высших учебных заведений. Часть II. М., 1993.;. Баталов Э. Советская политическая культура //Общественные науки и современность. 1994. №6. С.32-42.; Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии: Учеб. пособие. М., 1995.; Политическая культура//Политологический словарь: Учеб. пособие. М., 1995.; Политология: Курс лекций. Минск, 1997.

3 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. [Критический анализ]. М, 1980.; Смирнов И. Как спрятать лист //Искусство-кино. 1989. №6. С. 106-109.; Социология молодёжи. СПб., 1996.; Субкультура //Социологический словарь. Казань, 1997.; Гуревич П.С. Субкультура //Культурология XX век: Энциклопедия. Т.2 СПб., 1998.; Контркультура //Российская социологическая энциклопедия. М, 1998.; Контркультура //Социологический энциклопедический словарь. На рус, анг., нем., фр. и чеш. языках. М., 1998.; Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, эволюция, бытование //Русская рок-поэзия: текст и контекст. ТверыТвГУ, 1998. С.5-33.; Riordan J. Soviet Youth Culture. Basingstoke, 1986.; Easton P. The rock music community. Soviet Youth Culture. London, 1989.; Braungart R., Braungart M. Youth Culture and Youth Movement //The Twentieth-Century Social Thought. London, 1994.; Williamoutwaite W., Bottomore T. The Twentieth-Century Social Thought. London, 1994.; Fomas J. Bolin G. Youth Culture in late Modernity. London, 1995.; Pikington H. Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. Lon-don; New York, 1996.

С.Н.Иконниковой, А.И.Ковалёвой, В.А.Лукова, В.Т.Лисовского, В.Т.Павловского и др.)1.

Пятая группа представляет собой исследования непосредственно советской молодёжной культуры (среди авторов назовём В.А.Житенева, А.А.Щегорцова, В.А.Щегорцова, Е.А.Блажнова, В.Ф.Левичеву, С.И.Плаксия, А.А.Королёва, Л.М.Алексееву, Т.Б.Щепанскую, М.В.Розина и др.) .

Боряз В.Н. Молодёжь: Методологические проблемы исследования. Л., 1973.; Иконникова С.Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.; Молодёжь //Советский энциклопедический словарь. М., 1986.; Социология молодёжи. СПб., 1996.; Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодёжи. Красноярск, 1997.; Ковалёва А.И., Луков В.А. Социология молодёжи: Теоретические вопросы. М., 1999.

2 Коваленко Г., Криворученко В., Чекрыжова Р. От съезда к съезду: Ленинский комсомол между XX и XXII съездами КПСС. М., 1961.; Житенев В.А., Макаревич Э.Ф. Комсомол в условиях развитого социализма. М., 1976.; Королёв A.M. Партия и комсомол: Некоторые вопросы партийного руководства комсомолом. М., 1976.; Криворученко В.К. Единство цели: Некоторые аспекты партийного руководства комсомолом в условиях развитого социализма. М., 1980.; Тяжельников Е.М. Союз молодых борцов. М, 1980.; Ильинский И.М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. М., 1981.; Блинов Н.М. Политическая культура и молодёжь. М., 1982.; Сулемов В.А. Союз молодых борцов: Теория, исторический опыт и современные проблемы комсомольского строительства. М., 1982.; Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса: 1964-1994 /Пер. с ит. Л.Я.Хаустовой. М., 1986.; Комаров Е.Г. Политическая культура молодёжи: Проблемы формирования и развития. М., 1986.; Куликов В.И. Гомо HOMO ждёт внимания //Молодой коммунист. 1986. №12. С.23-30.; Блажнов Е.А. Зрелость сознания: О формировании политической культуры молодёжи. М., 1987.; Алексеева Л.М. Общественные объединения в СССР //СССР: внутренние противоречия, вып. 21. New York, 1988. С.37-126.; Неформальные объединения молодёжи вчера, сегодня...А завтра? Сб. ст. М., 1988.; Плаксий СИ. «Неформалы» - сыновья или пасынки? //Политическое образование. 1988. №7. С.83-89.; Розин М.В. Психология московских хиппи //Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединений. М., 1988. С44-69.; Файн А.Г. Специфика неформальных подростковых объединений в крупных городах //Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединений. М., 1988. С.23-44.; Щегорцов А.А. Политическое сознание советской молодёжи: философско-социологические аспекты /Дисс. ... канд. философ, наук. М., 1988.; Левичева В.Ф. Молодёжный Вавилон: Размышления о неформальном движении. М., 1989.; Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк. М., 1989.; Щегорцов А.А. Политическое сознание молодёжи: состояние, тенденции развития //Общественное сознание и молодёжь. М., 1989. С.4-14.; Щегорцов А., Пихтовников Г. Массовое сознание молодёжи в реалиях перестройки. М., 1989.; Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М., 1990.; Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.; Сикевич З.В. Молодёжная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л., 1990.; Тополов М. К проблеме новых форм социальной и культурной активности молодёжи //Молодёжь и проблемы современной художественной культуры. Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 13-28.; Щегорцов В.А. Советская молодёжь: эволюция

В зависимости от исследовательского фокуса концепции молодёжной политической культуры изучаемого периода можно разделить на три группы.

Работы, относящиеся к первой группе делают, упор на партийное руководство комсомолом как особой общественно-политической организацией.

Первая группа концепций представлена работами А.М.Королёва, В.К.Криворученко, Г.Коваленко, В.А.Житенева, Е.М.Тяжельникова, И.М.Ильинского, В.А.Сулемова.

Работы, относящиеся ко второй группе, делают акцент на необходимости более самостоятельного характера формирования политической культуры самой молодёжью, считая недостаточным исключительно командные методы руководства комсомолом.

политических взглядов. М., 1990.; Верт Н. История советского государства, 1900-1991: [Пер. с фр. Н.В.Бутмана и др.]. - 2-е изд., испр. М., 1998.; Заярная О.Г. Металлисты //По неписанным законам улицы. С.203-218.; Левичева В.Ф. Самодеятельное движение молодёжи в русле гражданского диалога //По неписанным законам улицы...:[0 неформ, молодёж. об-ниях: Сборник]. М., 1991. С.29-45.; Мазурова А.И. Панк: альтернатива внутри альтернативы //По неписанным законам улицы. С.218-238.; Мазурова А.И., Розин М.В. Развитие, структура и сущность хиппизма //По неписанным законам улицы. С.99-118.; Наше Отечество: Опыт политической истории: [В 2т.]. Т.2. М., 1991.; Попов В.А., Жарков Г.А. «Избранная» личность в компании одиноких //По неписанным законам улицы. С.56-66.; Сундиев И.Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика) //По неписанным законам улицы. С.45-56.; Сундиев И.Ю., Радзиховский Л.А. Из истории неформальных молодёжных объединений //По неписанным законам улицы. С.66-78.; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. Москва-Вильнюс, 1992.; Буковский В. «Я вдруг расцвёл в удивительно сжатые сроки» //Независимая газета. 1992. 31 января. С.7.; Лебедева А. Правозащитники считают друг друга //Независимая газета. 1992. 28 августа. С.2.; Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: Опыт этнографического исследования Системы, 1986-1989 гг. СПб., 1993.; Груздева Л.Н. Диссидентское движение в России: истоки и генезис. Воронеж, 1994.; Прищепа А.И. Из истории уральских диссидентов //Тоталитаризм и сопротивление: Тез.докл. межд. науч.-практ. конф.. Пермь, 12-14 июля 1993 г. Пермь, 1994. С.20-21.; Власть и оппозиция: Рос. полит, процесс XX столетия. М., 1995.; Королёв А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ //Социальные реформы в России: теория и практика. Сб. ст. вып. 2. М., 1996. С.83-103.; Даниэль А.Д. Диссидентство: культура, ускользающая от определений //РОССИЯ/RUSSIA. вып.1.[9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры. Москва-Венеция, 1998. СП 1-124.; Королёв А.А. Диссидентство как общественно-политический феномен //Проблемы политики и экономической истории России. Сб. статей. М., 1998. С.219-232.

Вторая группа концепций представлена работами Н.М.Блинова, Е.Г.Комарова, Е.А.Блажнова.

Наконец, работы, входящие в третью группу, изучают политическую культуру конкретных исторических периодов. Третью группу концепций составляют работы А.А.Щегорцова, в которых отмечаются тенденции молодёжного политического сознания, называются черты, формирующие массовое молодёжное сознание в условиях перестройки, каналы получения политической информации молодёжью. Автор указывает факторы, влияющие на формирование политической культуры молодёжи.

Шестая группа исследований освещает специфику и динамику развития советской неофициальной песенно-музыкальной культуры (бардовская и рок-культура). К ней относятся работы И.А.Соколовой, С.П.Распутиной, М.В.Каманкиной, С.С.Бирюковой, Ю.В.Даманского, М.Шидера, А.В.Снегирёва, А.К.Троицкого, И.Смирнова, Н.Д.Саркитовы и ДР.'

Авторская песня единая и неделимая. Дискуссия на страницах газеты «Неделя». //Неделя. 1966. №1. С.20-21.; Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за круглым столом редакции «Социологические исследования») //Социологические исследования. 1987. №6. С.29-51.; Саркитов Н.Д. Социальные функции рок-музыки и её место в молодёжной субкультуре /Критика буржуазных социологических концепций рок-музыки /Автореф. дисс. ... канд. философ, наук. М., 1987.; Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра) /Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1989.; Корзун Н.Б. Рок, игры, мода и реклама. Л., 1989.; Легенды русского рока. История отечественной рок-музыки. М., 1989.; Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: сущность, история, проблемы. (Краткий очерк социальной истории рок-музыки). М., 1989.; Бирюкова С.С. Б.Окуджава, В.Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде /Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1990.; Добротворский С. Рок-поэзия: текст и контекст //Молодёжь и проблемы современной художественной культуры. Сб. науч. тр. Л., 1990. С.70-83.; Забродин Г.В., Александров Б.А. Рок: искусство или болезнь? М., 1990.; Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии. М. 1990.; Сикевич З.В. Молодёжная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л., 1990.; Городницкий А. Родом из поющих шестидесятых //Музыкальная жизнь. 1992. №2. С.8-9.; Кушнер А. Рискуя вызвать негодование //ЛГ-Досье. 1992. №11. С.З.; Набок И.Л. Рок-культура как эстетический феномен /Дисс.... доктора философ, наук. М., 1993.; Новиков Н.А. Рок-н-ролл: (Опыт метафизической реконструкции философии) /Дисс.... канд. философ, наук. Томск, 1994.; Смирнов И. Время колокольчиков или Жизнь и смерть русского рока. М., 1994.; Назаренко И.А. Место рок-лексикона в электронно-музыкальном словаре. Краснодар, 1995.; Достай С. А. Рок-текст как средство перевыражения национального менталитета //Понимание как усмотрение и построение

смыслов: Сб. науч. тр. Часть 1. ТверыТвГУ, 1996. С.71-77.; Майк: Право на рок. Тверь, 1996.; Смирнов И. Прекрасаный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России. М., 1996.; Летов Е. ...Одиночки опаснее для социума, чем целое движение... //Летов Е. Я не верю в анархию. Сб. ст. М., 1997. С.5-8.; Логачёва Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-1990-х гг. в социокультурном контексте /Автореф. дисс. ... канд. филолог, наук. М., 1997.; Смирнов И. «Первый в России рокер» //Мир Высоцкого. Исследования и материалы. М., 1997. С.402-414.; Гнедовский М. Майк, или Секретная лаборатория российского рока //РОССИЯ/RUSSIA. вып.1.[9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры. Москва-Венеция, 1998. С.179-196.; Каманкина М.В. Владимир Высоцкий и авторская песня: родство и различия //Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. II. М., 1998. С.258-266.; Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, эволюция, бытование //Русская рок-поэзия: текст и контекст. ТверыТвГУ, 1998. С.5-33.; Курленя К.М. Заклинание Диониса: Заметки о новосибирском рок-н-ролле 80-х гг. Новосибирск, 1998.; Рок-музыка //Музыка: Большой энциклопедический словарь. - 2-е (репринт.) изд. М., 1998.; Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке» /Автореф. дисс. ... доктора искусствоведения. М., 1998.; Цапко М.С. Рок как социокультурный феномен /Дисс. ... канд. культуролог, наук. М., 1998.; Чижова И.А. Рок-музыка как культурно-исторический феномен /Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1998.; Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа /Автореф. дисс. ... канд. культуролог, наук. Челябинск, 1999.; Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа /Дисс. ... канд. социолог, наук. Челябинск, 1999.; Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии //Русская рок-поэзия: текст и контекст, вып. 2. Тверь: ТвГУ, 1999. С.21-26.; Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр поэзии советской эпохи (60-70-е гг.) /Автореф. дисс. ...канд. филолог, наук. М., 1999.; Савицкая Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х гг.) /Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1999.; Серебрякова И.В. Авторская песня в средствах массовой информации (на материале творчества В.Высоцкого) /Автореф. дисс. ...канд. филолог, наук. М., 1999.; Снигирёва Т.А., Снигирёв А.В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена //Русская рок-поэзия: текст и контекст, вып. 2. ТверыТвГУ, 1999. С.42-46.; Глинчиков B.C. Феномен авторской песни в школе //Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. IV. М., 2000. С.345-357.; Давыдов Д.М. Рок или шансон: пограничные явления //Русская рок-поэзия: текст и контекст, вып. 3. ТверыТвГУ, 2000. С.135-141.; Доманский Ю.В. О культурном статусе русского рока //Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. ТверыТвГУ, 2000. С.215-225.; Распутина СП. Социальная мотивация советского бардовского движения. Философско-социологический аспект. //Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. III. Т. 2. М., 2000. С.375-379.; Соколова И.А. Авторская песня: определения и термины. Вып. IV. М., 2000. С.429-450.; Шидер М. Язык русского рока //Русская рок-поэзия: текст и контекст, вып. 4. Тверь, 2000. С.102-108.; Власова Г.Б. Рок-культура - феномен XX века /Дисс. ... канд. философ, наук. Ростов-н-Дону, 2001.; Шидер М. Владимир Высоцкий и Юрий Шевчук: советская авторская песня и русский рок как выражение субкультуры (языковые черты) //Владимир Высоцкий и русский рок. ТверыТвГУ, 2001. С.94-97.; Клявина И.И. Авторская песня как феномен молодёжной субкультуры в России 1950-1960-х гг. /Автореф. дисс. ... канд. культурологии. Кемерово, 2002.; Рок-музыка //Королёв O.K. Краткий энциклопедический словарь джаза, поп- и рок-музыки: Термины и понятия. М., 2002.С.107-108.

Однако при всём многообразии и обилии литературы по данной проблематике не удаётся обнаружить исследований, непосредственно связывающих музыкально-песенную культуру и социально-политические ориентации молодёжи, её политическую культуру 1960-х -1980-х гг.

В этой связи объектом настоящего исследования выступают социально-политические ориентации молодёжи, её политическая и песенно-музыкальная культуры указанного периода.

Предметом исследования является влияние музыкально-песенной культуры молодёжи на её политическую культуру в 1960-е -1980-е годы.

Цели и задачи исследования. Целью исследования выступает анализ корреляционных связей между неофициальной музыкально-песенной культурой 1960-х -1980-х гг. и социально-политическими ориентациями молодёжи этого периода.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

описать динамику развития неофициальной музыкально-песенной культуры 1960-х -1980-х гг.;

проследить характер изменения идеологического климата в Советском Союзе указанного периода;

определить специфику бардовской и рок-культуры как неофициальных музыкально-песенных культур указанного периода;

установить характер влияния бардовской и рок-культуры на социально-политические ориентации советской молодёжи, её политическую культуру 1960-х-1980-х гг.

Хронологические рамки диссертационного исследования датируются 1960-1991 гг. С 1960-х гг. авторская песня оформляется и развивается как самостоятельное направление неформальной музыкальной культуры. 1991 г. - распад СССР как политической империи, а следовательно прекращение существования советского рока, переход его

окончательно на коммерческую основу и слияние с нарождающимся шоу-бизнесом, смена социально-критической тематики текстов песен и обращение музыкантов к внутреннему миру человека.

Эмпирическую базу исследования составляют тексты советских бардов и рок-музыкантов; официальные документы руководящих органов КПСС и ВЛКСМ. Сравнительный анализ этих источников позволяет чётко отграничить официальную политическую культуру от реальной.

Методологические основы исследования составляют системный и структурный анализ, сравнительно-историческое сопоставление, анализ документов, контент-анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в отечественной литературе проведен социально-философский
анализ влияния неофициальной музыкально-песенной культуры
формирование социально-политических ориентации советской молодежи
1960-х-1980-х гг.;

выявлен категориальный аппарат, необходимый для интердисциплинарного изучения влияния неофициальной музыкально-песенной культуры на становление социально-политических ориентации, политической культуры советской молодежи этого периода;

рассмотрены основные периоды формирования молодежной политической культуры в эту эпоху, главные факторы, детерминировавшие становление ее социально-политических ориентации;

- предложена периодизация развития неофициальной музыкально-
песенной культуры, изучен механизм ее влияния на формирование
социально-политических ориентации советской молодежи, ее политической
культуры;

- прослеживается социокультурная обусловленность появления и развития
бардовской песни, влияния таких ее разновидностей как лирическая и
диссидентская песня на политическую культуру советской молодежи этого

периода;

- проанализированы во временной динамике социокультурные факторы влияния на политическую культуру советской молодежи этого периода зарубежной рок-музыки и русского рока.

Практическая значимость исследования заключается прежде всего в попытке обогащения методологии исследования политической культуры учётом «случайных» факторов воздействия на неё, в частности неофициальной музыкальной культуры. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в классических курсах философии, политологии, культурологии, а также для разработки специальных курсов для студентов обществоведческих специальностей.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, которыми и определяются основные положения новизны выводов диссертации.

Апробация результатов исследования. Диссертация Самушенок Д.В. была рекомендована к защите на заседании кафедры социологии и политологии Тверского государственного университета 29.01.04. Её основные результаты были изложены на следующих конференциях: Всероссийский политологический съезд. Москва. 27-28 апреля 2003 г.; Постоянно действующий региональный политологический семинар в ТвГУ. «Кризис современного идеологического дискурса». Тверь, 10 июня 2003 г.; Региональная конференция «Геополитика и христианская община». Тверь, 20 сентября 2003 г.; Региональный постоянно действующий политологический семинар «Актуальные проблемы политической коммуникации в современном мире». Тверь. 30.10.03.; Региональный Круглый стол «Философия и власть». Тверь, 20 ноября 2003 г.; Региональный постоянно действующий политологический семинар «Терроризм: социально-философский, политический, герменевтический, информационный аспекты». Тверь, 16 февраля 2004.

Политическая культура молодёжи как объект социально-философского анализа

Мы считаем необходимым оговорить наше понимание тех терминов, на которые будем опираться в настоящем исследовании.

Вопрос о сущности самой культуры занимает человеческие умы уже несколько столетий, выдвигаются различные её концепции, возникают и гибнут разные её парадигмы. В зарубежной и отечественной культурологии существует более тысячи определений культуры. Но единого мнения по этому вопросу среди учёных нет.1 Мы придерживаемся определения, согласно которому культура это «исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» , т.к. неофициальная музыкальная культура была духовным продуктом её создателей (песни), выражалась в организации жизни (неформальные группы) и составляла часть общей культуры.

Подобно культуре в целом, политическая культура как её часть также пока не находит (если это вообще возможно) единого лапидарного толкования. В современной литературе насчитывается около сорока определений политической культуры, которые отличаются друг от друга по целому ряду параметров.3 Мы присоединяемся к определению, трактующему политическую культуру как составную часть духовной культуры общества, уровень, характер и содержание политических знаний, оценок, навыков и действий граждан, содержание и качество социально-политических ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения, а также политическое поведение граждан, их участие в общественно-политической жизни, систему демократии и политического информирования граждан в данном историческом конкретном обществе".1 На наш взгляд, сюда следует отнести совокупность политических институтов, групп и их взаимодействие. Но трудно согласиться с автором по вопросу о жёсткой привязке политической культуры к «системе демократии». Во-первых, любое общество - это продукт истории, и система демократии существует далеко не в каждом конкретном историческом обществе. Во-вторых, система демократии не связана с политическим информированием, ибо последнее существует в совершенно любом обществе.

Следующей вводимой категорией является субкультура. Наиболее удобным представляется определение термина «субкультура», где она понимается как особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».

Другой важнейшей категорией, -используемой в настоящей работе, является контркультура.1 Мы присоединяемся к точке зрения, определяющей контркультуру как форму борьбы определённых групп за признание обществом их права жить, отрицая его нормативы и требования, отрицая фундирующую их культуру.

Принципиальным представляется следующее сходство и различие контркультуры и субкультуры. С одной стороны и контркультура и субкультура существуют в рамках единого государственного пространства, внутри господствующей культуры, характеризующейся собственными нормами и ценностями. Но с другой стороны, субкультура не ставит целью изменение господствующей культуры в отличие от контркультуры, которая деструктирует её.

В отечественной и зарубежной науке имеются различные концепции молодёжи, но среди учёных отсутствует единый подход к самой категории молодёжи как социально-возрастной и демографической группе.3 В данной работе мы будем понимать под молодёжью социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, характером системы воспитания в данном обществе. Современные возрастные рамки молодёжи -от 14-16 до 25-30 лет. Не соглашаясь с мнением автора по вопросу возрастных границ, мы в целом разделяем данную точку зрения. На наш взгляд, нижнюю границу следует определять восемнадцатью годами (получение полного среднего или среднего профессионального образования), а верхнюю тридцатью годами (с этого возраста начинается социальная зрелость индивида). В целом вопрос о возрастных рамках такой социальной группы как молодёжь является дискуссионным. Например, достаточно полное определение молодёжи дал В.Н.Боряз. Автор подчёркивает возрастной характер молодёжи, биологическая и социальная сущность которой зависит от исторических условий данного общества. Также данным автором определены законы социального развития, свойственные этой группе (воспроизводство, скачкообразность, стадии развития: детство, подростковый возраст, юность, молодость). Однако и в этой работе чёткие возрастные границы молодёжи отсутствуют.1

Более плодотворным представляется подход В.В.Павловского, который конкретизирует стадии политического развития личности, называя их экообщественным возрастом молодёжи. Говоря непосредственно о молодёжи, автор выделяет три периода данного возраста:

- период гражданского становления - от 17-18 до 20-21 года. Граждане такого возраста, как правило, признаются обществом уже взрослыми и в биологическом и в экообщественном плане. Общество видит в них субъектов экопроизводственной, экополитической и экосоциальной деятельности, оценивает результаты их действий по «взрослым стандартам». Получение образования в этот период рассматривается как особый вид деятельности.

Этапы развития неофициальной песенно-музыкальной культуры в 1960-е - 1980-е гг. в СССР

Музыка всегда оказывала огромное влияние на направление, а главное степень активности, напряжённости человеческой деятельности. Вызывая резкий эмоциональный подъем, она порой действует на людей сильнее любой самой зажигательной и совершенной в смысле ораторского искусства речи. Особое влияние музыка оказывает на молодёжь. Тем более, если речь идёт о музыке новаторской, нетрадиционной. В подобных случаях, когда музыка положена на текст, смысл и содержание его прочно входят в сознание молодёжной аудитории, оказывая сильнейшее влияние на её ценностные ориентации. Примерами такой музыки могли служить авторская песня и рок-музыка. Оба эти направления составляли неофициальную музыкальную культуру советского общества.

Авторская песня как вид неформальной музыкальной культуры представляет собой такой вид песни, в которой авторство текстов, музыки и исполнительство сочетается в одном лице. Однако по вопросу о ряде значимых компонентов авторской песни нет единого мнения ни среди поэтов, ни среди учёных1. В настоящей работе мы придерживаемся определения И.А.Соколовой, согласно которому авторская песня «это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов; в этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора, где доминантой выступает стихотворный текст, которому подчинены и музыкальная сторона и манера исполнения» .

В настоящее время авторская песня понимается как одна из форм поэзии, т.е. стихи, исполняемые обычно под гитару, либо рождённые вместе с мелодией, либо чуть позже положенные на музыку.

Следует различать авторскую песню и самодеятельную песню. Для первой важна личность барда, его манера исполнения, а для второй — совместное восприятие. По мнению М.В.Каманкиной, самодеятельной песне присущи следующие черты: исповедальность, социальная отзывчивость, исполнительская интонация, «театральность», массовое тиражирование.

Начало возникновения авторской песни приходится на середину 50-х гг. XX века. Этот вид неофициальной музыкальной культуры появился в студенческой среде как своеобразная форма фольклора городской интеллигенции. Песни, возникшие в студенческой среде, становились её цементирующим звеном, служили паролем для «своих». Именно тогда за авторской песней закрепляется понятие «студенческая». Однако формирование её как музыкального направления пришлось на первую половину 60-х гг., в эпоху т.н. «оттепели», когда поэтическое творчество приняло массовой характер. На этом этапе исторического развития молодёжь планировала занять надлежащее ей место, но осуществить задуманное не смогла по причине того, что данная эпоха вскоре завершилась. В состоянии некой эйфории молодежь и интеллигенция романтизировали результаты такого духовного и социального освобождения, которое имело место после XX съезда.

Как следствие романтизации происходило возникновение, развитие и стремительное возрастание популярности самодеятельной песни, которая пришла на смену студенческой, где ключевой фигурой становится Ю.Визбор. Самодеятельная песня объединяла студенческую, научную и творческую молодёжь, она была полна романтики туристических походов и романтики будней. В это время появляются клубы самодеятельной песни (КСП), постепенно складывается движение самодеятельной песни. Члены КСП принимали участие в фестивалях, за участие в которых к ним применяли административные меры воздействия вплоть до отчисления из вузов. По мнению В.Марочкина, проблемы, которые поднимали первые барды в своих песнях были глубоко философскими: любовь, жизнь, смерть, добро, зло, справедливость. Авторская песня в эти годы не носила социально-политического характера.

Однако к середине 60-х гг. положение постепенно меняется. В недрах общества уже начались процессы, которые буквально через несколько лет приведут к «эпохе застоя». Первой общественной группой в нашей стране, которая начала ощущать некоторую «социальную скованность», была молодежь. Обострение ее «социального чутья» способствовало еще и то, что начались трудности социализации у молодых людей. Это незамедлительно привело к возникновению противоречия между стремлением молодежи к социальной активности, связанной с новаторством и риском, и усилением консервативной охранительной тенденции, которая становилась все более явной в деятельности управленческого аппарата всех уровней. Всё углубляясь, противоречие повергло молодежь в растерянность. Начался поиск таких форм и зон социальной активности, которые обеспечивали более простые и беспрепятственные способы социализации. Другими словами, романтическая молодежь находила себе такие общественно-важные дела, которые не были предметом конкурентной борьбы между социальными группами и поколениями. Быстрее всего растерянность охватила молодую интеллигенцию, и проявилась она прежде всего в расслоении единой авторской песни. В бардовской традиции довольно чётко выделялись два направления: ангажированное (ангажированность бардовской лирики была связана с атмосферой хрущевской оттепели, с социальными надеждами и политизированностью интеллигенции - А. Галич, Ю. Ким, определенный пласт творчества В.Высоцкого) и лирическое (стремление к созданию «альтернативного» мира, не соприкасающегося с реальностью - Татьяна и Сергей Никитины, В.Егоров, Ю.Визбор, Н.Матвеева и др.).1 Авторская песня была спровоцирована ужесточением цензуры в сфере художественной культуры и являлась одним из ярких проявлений инакомыслия в музыке.2 Для поколения «шестидесятников» оно стало отдушиной, реальной возможностью откровенно говорить на любые «запретные темы». Во многом это произошло под влиянием творчества В.Высоцкого и Б.Окуджавы.

Бардовская песня и политическая культура молодёжи 1960-х — 1980-х гг. в СССР

Бардовская музыкальная культура в нашей стране начала зарождаться в послевоенное время. Собственно говоря, самого термина «бардовская» тогда, конечно, не существовало. Это была скорее неофициальная, самодеятельная музыкальная культура, которая не воспринималась всерьёз государственными структурами, управляющими культурой. Музыкальный официоз считал её уровень чрезвычайно низким как в музыкальном, так и в стихотворном смысле. Кроме того, поддерживая «народную самодеятельную культуру» в связи с поворотом государственной послевоенной политики в сторону отечественных вековых традиций (русская народная песня, частушки и т.д.), управленческие структуры не находили в нарождающейся принципиально новой музыкальной самодеятельной культуре ничего народного.

Между тем не было и никаких оснований для жёсткой позиции, поскольку первоначально бардовские (авторские) песни были посвящены главным образом недавней войне, в которых воспевалось мужество советских воинов, героика тяжелейших лет. В этом смысле наиболее ярко выглядит творчество участника войны М.Анчарова, которого и можно назвать первым советским бардом. Так, В.Высоцкий прямо утверждал: «Все мы вышли из Анчарова». Ни о каком диссидентстве в начальный период развития нового музыкально-песенного явления не могло быть и речи. И хотя в нём не было и намёка на идеологическую составляющую великой победы, негласно требуемую от всех видов искусства того времени, властные структуры, и прежде всего управляющие культурой, были к нему совершенно равнодушны.

Высоцкий как наиболее последовательный продолжатель линии Анчарова в бардовской песне также никогда не мог считаться диссидентом в строгом понимании этого слова, поскольку героическая тематика подвига советского солдата выступала одним из наиболее сильных сторон его творчества.

Политическая «оттепель», связанная со временами правления Хрущёва, дала мощный толчок развитию бардовской (авторской) песни. В этот период она начинает приобретать остро политический характер и становится способной оказывать мощное влияние на политическое сознание своей основной аудитории - молодёжи того времени. С конца 1950-х гг., особенно после Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, советские молодые люди, и прежде всего студенчество, «заражаются» бардовской песней. В песенно-музыкальном смысле это объясняется их усталостью от навязываемой официальной, классической музыкальной культуры, которую они плохо понимают в связи с чрезвычайно слабым музыкальным образованием и воспитанием в стране. В более общем плане это объясняется тем, что господствующим состоянием молодёжного сознания того времени становится дух радикального новаторства, стремление отстраниться от прошлого (жёсткой регламентации всех областей жизни и творчества, производственной, учебной и бытовой дисциплины, подавления любых проявлений индивидуальности в противовес устоявшемуся общественному мнению). Молодёжь иронизирует над всем «устаревшим» и приветствует всё новое, необычное, раздражающее старшее поколение. Это проявляет себя и в стиле одежды, и манере поведения, и в песенно-музыкальных пристрастиях. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что молодёжь начинает понемногу открывать для себя совершенно неизвестный ранее мир - мир Запада, столь же необычный и радикально новый, как и бардовская песня. Бездарные усилия отечественной контрпропаганды, использующей прежде всего запретительные методы, только усиливают интерес молодёжи к новым, «необычным», противостоящим унылому официозу явлениям.

В формировании политического сознания молодёжи времён «оттепели» бардовская музыкально-песенная культура сыграла свою роль прежде всего через антисталинизм. Между тем антисталинизм того времени опять-таки нельзя было считать инакомыслием, диссиденством, поскольку инициатором разоблачения культа личности выступила сама власть. Другое дело, что самодеятельные авторы разоблачали его гораздо более остро, чем это делали партийные документы. Антисталинизм того времени, в том числе и в самодеятельном творчестве, ни в коем случае не выливался в антисоциализм вообще. Напротив, речь шла об очищении социалистических идеалов от сталинских тоталитарных искажений, о возвращении к «ленинскому стилю руководства», к «первоначальной послереволюционной партийной демократии» и т.д. Ленинский период развития общества всячески идеализировался и романтизировался. В отношении бардовской песни это отчётливо проявило себя в творчестве законодателя моды в данном жанре -

Похожие диссертации на Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов