Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа вопроса о современных информационных технологиях 14
1.1. Влияние новых информационных технологий на изменение содержания социальности современных обществ 14
1.2. Социальные и культурные последствия расширения сферы информационных технологий в современном таджикистанском обществе 26
1.3. Место современных информационных технологий в трансформации межкультурных коммуникаций 45
ГЛАВА 2. Современные информационные технологии в процессе глобализации и взаимодействия современных культур 53
2.1. Роль и место современных информационных технологий в процессе глобализации культуры 53
2.2. Коммуникативная функция новых информационных технологий в общественной жизни Таджикистана 81
2.3. Роль средств массовой коммуникации в диалоге цивилизаций 97
Заключение 118
Список использованной литературы 1
- Социальные и культурные последствия расширения сферы информационных технологий в современном таджикистанском обществе
- Место современных информационных технологий в трансформации межкультурных коммуникаций
- Коммуникативная функция новых информационных технологий в общественной жизни Таджикистана
- Роль средств массовой коммуникации в диалоге цивилизаций
Введение к работе
Актуальность темы. В настоящее время взаимодействие различных обществ на основе новых информационных технологий становится все более тесным и интенсивным, что накладывает свой отпечаток и на природу социально-коммуникативного взаимодействия людей. Новые информационные технологии позволяют людям беспрепятственно преодолевать географические, политические и социальные барьеры в целях налаживания социального взаимодействия в довольно короткий промежуток времени. В данном процессе интенсивно образуются и трансформируются социальные реальности, построенные на разнообразных дискурсивных практиках людей. Примечательно, что в данный процесс вовлечено не только население развитых стран, но и жители даже самых удалённых уголков мира, что даёт некоторым исследователям основание оперировать для обозначения данного явления термином «расширение границ социальности человека». Динамизм и неопределённость этих процессов, таким образом, становятся неотъемлемыми чертами многих современных обществ. Если для одних обществ эти процессы приносят выгоды, то для других они становятся факторами проявления нестабильности и потери ориентиров развития. Поэтому общества, своевременно ощущающие эти факторы, стремятся к конструированию разнообразных типов социальной реальности, чтобы иметь возможность эффективно повлиять на данные процессы и извлечь из них максимальную пользу для обеспечения своего устойчивого развития.
Формирование всеохватывающего процесса информатизации общества, на современном этапе развития, приводит к созданию глобальной информационной среды обитания людей и информационного уклада жизни человечества и его профессиональной деятельности. Мы можем наблюдать интенсивное вовлечение в орбиту такого социального взаимодействия и таджикистанского общества, особенно в последние годы, с проникновением новых приёмов и средств, используемых при сборе, хранении, обработке и распространении данных, которые во многом начинают изменять существующие социальные связи и отношения в обществе. На это наряду с другими факторами повлияла также и распространённость коммуникативных элементов и механизмов конституирования социальности нашего общества в силу активизировавшейся в годы независимости пространственной мобильности населения, в первую очередь миграции. Высокая активность населения в данном направлении, повышение его мобильности привело к необходимости освоения новых видов коммуникационных технологий для поддержания постоянной связи и отношений между собой, что охватило даже самые удалённые населённые пункты страны. В результате такого интенсивного внедрения в каждодневную жизнь людей новых видов информационных технологий трансформируются информационные ориентиры людей, стремящихся быть в курсе событий, происходящих в различных географических пространствах и установить коммуникацию по мере необходимости с заинтересованными лицами. Это вызывает к жизни активность субъектов в построении социальности и повышенный интерес человека к социальной реальности других обществ, определению в ней своего места и роли. В результате часто понимание происходящих в своём обществе процессов ставится в зависимость от процессов, происходящих в других обществах. Поэтому авторы коммуникативных процессов стремятся находиться больше в орбите информационных потоков ведущих игроков социально-политической жизни мира, нежели своей страны. Следовательно, потому с проникновение новых технологий, как информационных, так и технических, наряду с положительных моментов, есть возможности сталкивается и с отрицательным влиянием в долгосрочной перспективе на сохранение идентичности социума и сохранение традиционных форм общественных связей и отношений. Исходя из этого, для нашего общества приобретает актуальность осмысление проблем, связанных с проникновением новых форм информационных технологий и использованием этих технологий для расширения границ проявления созидательной активности его членов.
Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с появлением новых информационных технологий и их местом в трансформации природы межкультурных коммуникаций, стали объектом анализа социальных наук начиная с ХХ века. Это прежде всего имело место в работах мыслителей, посвятивших свои работы явлениям, связанным с глобализационными процессами, и основам трансформации современных общественных систем. К ним относятся труды таких видных мыслителей, как К. Ясперс, Л. Мэмфорд, М. Маклюэн, Э.Тоффлер, З. Бжезинский, Д. Белл и др.
Анализ информационного общества представлен в работах по теории массовых коммуникаций. Разработкой проблематики коммуникаций занимались К. Шеннон, Д. Лассуэл, а также русские учёные С. Бориснев, И.П. Яковлев, А.В. Назарчук, Д.П.Гавра и др.
Такими авторами, как А.И.Арнольдов, П.С.Гуревич, А.С.Ахиезер, Л.Г.Ионин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, и др., вопросы, связанные со становлением глобальной культуры и новейшие информационные технологии, изучались в глобальном масштабе.
В российской социальной науке проблемы, связанные с природой современных информационных технологий и формирующимися на их основе межкультурными коммуникациями, широко начали исследоваться в трудах многих учёных. К примеру, социокультурное измерение «информации» и «коммуникации» исследовано в работах таких авторов, как В.Г.Афанасьев, Н.Ю. Борев, Н.П. Ващекин, Б.А.Грушин, Е.Н.Дубровский, А.В. Коваленко, В.З. Коган, К.К.Колин, Н.С.Луман, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин и мн. др.
А в нашей отечественной таджикской социальной науке данная проблема только начинает привлекать исследовательский интерес учёных. Это проявляется в работах тех учёных, которые исследуют проблемы, связанные с трансформацией таджикистанского общества на современном этапе его развития, влияние глобализационных процессов на социальную жизнь Республики Таджикистан, особенности расширения межкультурных коммуникаций и т.д. К ним можно отнести труды Х.Д. Додихудоева, Х.У. Идиева, Р. Хайдарова.
Анализ существующей литературы показывает, что роль современных информационных технологий в межкультурных коммуникациях в нашей отечественной социально-философской науке пока не исследована разносторонне с точки зрения их влияния на изменение природы социальности, соотношения человека и общества, общего вектора социокультурных изменений в современном таджикистанском обществе, проблематизации социального проекта его реформирования и т.д.
Исходя из этого, нами в данной работе предпринята попытка восполнить некоторые пробелы в исследовании роли современных информационных технологий в процессе формирования качественно новых граней межкультурных коммуникаций в общественной жизни РТ.
Объектом диссертационного исследования является информационно-социальное развитие таджикистанского общества на этапе глобализации.
Предмет диссертационного исследования – современные информационные технологии как способ достижения развития общества в условиях глобализации в Таджикистане.
Цель диссертационного исследования – социально-философский анализ роли современных приёмов и средств, используемых при сборе, хранении, обработке и распространении данных, то есть информационных технологий в жизни современного общества, их влияния на культуру и на массовое сознание в глобализирующемся мире.
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения в диссертационном исследовании следующих задач:
- рассмотреть различные теоретические подходы к исследованию роли информационных технологий в процессе формирования качественно новых граней межкультурных коммуникаций в общественной жизни, механизмов формирования социальных и личностных систем в русле развития межкультурных коммуникаций посредством информационных технологий;
- изучить специфику информационных технологий современного общества в условиях глобализации и нарастающего системного кризиса как особый объект управления, теоретико-методологические подходы к исследованию информационных процессов;
- выявить предпосылки исследования активного внедрения и использования современных информационных технологий в контексте их позитивного и субъективного фактора в процессе развития общества, а также обосновать возможности управления социальным развитием на их основе;
- проанализировать особенности функционирования информации в мировом и, в частности, таджикистанском социальном контекстах и выявить основные характеристики информационных технологий через призму развития культуры в таджикистанском социальном пространстве;
- раскрыть позитивные и негативные результаты широкого внедрения информационных технологий в нынешнюю культурно-информационную сферу.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В костяк диссертационного исследования был положен социально-философский подход, разрешающий подвергать анализу изучаемое социальное явление в целом в его диалектической согласованности и взаимозависимости с другими социально-общественными явлениями. При проведение исследования использовались также системный, исторический и структурно-функциональный подходы, метод компаративного анализа, что разрешило всесторонне проанализировать формирование и развитие качественно новых аспектов межкультурных коммуникаций в социальной жизни современного таджикистанского общества.
Информационную базу исследования составляют как классические источники, создавшие основу для социально-философских теорий, так и известные теперешние научные труды зарубежных и отечественных учёных в области социальной философии, социологии и политологии.
Научная новизна заключается в исследовании современных информационных технологий в контексте глобализационных процессов современности как мощного инструмента управления массовым сознанием, в выявлении социокультурных механизмов и последствий их воздействия на культуру на основе анализа современной реальности Таджикистана. Эта новизна в концептуальном отношении заключается в следующих результатах:
- выяснено, что современные информационные технологии формируют новые виды взаимосвязей и взаимодействий людей независимо от учёта их номинальных характеристик, поэтому между субъектами социального действия, вовлечёнными в коммуникативное взаимодействие, социальные связи и отношения заранее не заданы, а устанавливаются непосредственно в процессе обмена информацией;
- показано, что формируемому нынешними информационными технологиями диалоговому пространству присущи определённые характеристики демократического общества, предоставляющие людям возможность осуществления свободного социального взаимодействия. Новые формы информационных технологий особенно усилили межкультурные коммуникации по горизонтали, то есть по линии непосредственного взаимодействия между их участниками независимо от их социальной роли и положения;
- обосновано, что активизировавшаяся в годы независимости пространственная мобильность населения, особенно миграция, обусловила необходимость освоения субъектами общения новых видов коммуникационных технологий для поддержания постоянной связи и отношений между собой, что охватило даже самые удалённые населённые пункты страны. В результате наблюдается не только постоянное вовлечение в жизнь людей новых видов коммуникационных технологий, но и трансформация их информационных ориентиров, формирование стремления быть в курсе событий в странах, где находятся в миграции члены семьи. Это вызывает к жизни активность субъектов в построении социальности и преобладающий интерес человека к социальной реальности других обществ, определению в ней своего места и роли;
- показано, что в современном таджикистанском обществе интернетизированное коммуникативное взаимодействие в последние годы все более активно начинает влиять на природу общественно-социальных связей и культурных ценностей людей. Интернетизированное коммуникативное взаимодействие делает общения более удобным по сравнению с другими способами коммуникативного взаимодействия, так как оно не предполагает обязательной взаимности и других ограничений.
Основные положения, выносимые на защиту:
Концептуализация культурно-информационной парадигмы модернизации общества опирается на историко-социологический анализ традиций, современного состояния общества и перспективы научного осмысления проблем общества, мировых глобализационных и информатизационных процессов, определение их влияния на общество, в частности таджикистанское. В современных условиях глобализации зарождается возможность оперировать всеми допустимыми видами информации в единой структуре запас знаний. Освобождая постепенно все сферы жизни и области деятельности человека, глобальная информация активизирует взаимодействие между всеми заинтересованными и нуждающимися слоями общества в области культуры.
Представление нового объекта исследования – информационные технологии как культура и информационное общество, развитие новых общественных коммуникативно-информационных отношений в процессе глобализации культуры определили логику исследования. Информационные технологии породили новую потребность – исследование процесса модернизации культуры в контексте глобализации общества и обеспечения информационной безопасности. Необходима подготовка управляющих систем, обеспечивающих общество современными информационными технологиями. Подобным образом, в рамках социологии должно активно образовываться и развиваться новое направление науки – информациология управления, поскольку всякое управление, по сути, есть информационное управление, что особенно важно для общества Таджикистана.
Современная коммуникационная информационно-технологическая революция отнесена к одной из тенденций мирового развития, связанных с процессами информатизации общества в мире в общем и в Таджикистане в частности, которая обеспечивает существенное развитие общества. На почве такого развития в обществе актуализируется единство культурного детерминизма, что в конечном итоге с помощью быстроразвивающиеся информационной технологии в управлении процессами модернизационных изменений в обществе, создаст новые условии. Таким образом, институциональная логика изменение в обществе. в соответствии с современными требованиями, видится в следующем: формулирование нового качественного теоретического или практического вопроса, требующий разрешения и подлежащая исследованию, его разработка и обоснование, которого можно называть концепцию модернизации; определение основных практических направлений этой модернизации; организовать информационной политики, позволяющей оказывать существенное влияние на сознание масс, участвующих в модернизационных процессах; формирование мотивов поведения.
Актуализированы теории С. Хантингтона о столкновении цивилизаций и реконструкции мирового порядка, реакция на неё иранского лидера Сайида Мухаммада Хатами о диалоге цивилизаций в фокусе социологического анализа роли и места современных информационных технологий в процессе глобализации культуры.
Обосновано соответствие между уровнем духовного, интеллектуального развития людей и особенностями их мотиваций при потреблении информационных продуктов, что неразрывно связано с духовной атмосферой общества в целом.
Раскрыта унифицированность потребления информационных продуктов наряду с наличием информационной и социальной дифференцированности населения и описана многомерность и противоречивость влияния информационных процессов на таджикское общество.
Практическая значимость работы. Основные выводы исследования представляют определённую практическую значимость. Конечные итоги исследования важны для анализа процессов межкультурных коммуникаций, а также для выявления условий их зарождения и становления в современном таджикистанском обществе. Кроме этого, исследуемые проблемы является значимым для анализа социально-политических процессов формирования и устойчивого развития современного Таджикистана. Излагаемое и разрабатываемое в работе проблема, выводы из диссертации могут быть использованы при изучении социальной философии, политологии, социологии, а также смежных гуманитарных дисциплин.
Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования получили апробацию на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми являются: международный симпозиум «Абу Ханифа и его значение в диалоге культуры» (Душанбе, октябрь 2009), международная конференция на тему «Вода для жизни» (Душанбе, июнь 2010) и международная конференция на тему «Рудаки и мировая культура» (Душанбе, сентябрь 2008). Основные идеи исследования нашли своё отражение также в публикациях автора (статьи, сообщения, тезисы докладов).
Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по философии, социологии и культурологи в Таджикском государственном педагогическом университете им. Садриддина Айни и Таджикском аграрном университете им. Шириншо Шотемура.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела…… (дата).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Социальные и культурные последствия расширения сферы информационных технологий в современном таджикистанском обществе
Поэтому многие учёные марксистского направления критикуют постмодернистский подход за такой односторонний взгляд на природу социальности. Это мы можем заметить в работе И.А.Габозова, посвящённой именно анализу данной проблемы с точки зрения социально-философской науки: «Общество не есть просто самоорганизующаяся система. Общество есть исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей. Деятельность людей носит целерациональный характер. Иначе говоря, каждый человек сознательно ставит перед собой определённые цели и стремится к их реализации. Но совместная деятельность людей немыслима без управления… А управление предполагает наличие субъектов и объектов управления. Стабильность общества во многом определяется эффективностью управления, компетентностью и ответственностью субъектов управления. Поэтому наивно думать, что в обществе все само собой образуется, все самоорганизуется». Питер Бергер данную проблему рассматривает в контексте способов конструирования социальной реальности, где анализ согласованности коммуникативных практик и социальной жизни общества занимает особо важное место. Здесь выявляется тот момент, что между субъектами социального действия, вовлечёнными в коммуникативное взаимодействие, социальные связи и отношения заранее не заданы, а устанавливаются непосредственно в процессе обмена информацией. Эти потенциалы средств массовой информации, приобретённые ими благодаря возможности своего выражения через новые формы технологических достижений человечества, имеют разноуровневое воздействие на обеспечение стабильного развития современных обществ. То есть они не только имеют положительное воздействие на обеспечение стабильности общественной жизни, но иногда могут использоваться для ее дестабилизации. Это, в свою очередь, существенно изменило облик социального взаимодействия людей, содержание, назначение самой информации как самостоятельного социального явления. Таким образом, увидеть участие современных коммуникационных технологий в становлении и формировании социальности человека и общества в целом не представляет большой трудности. Анализируя проявления данного явления в экономической сфере жизнедеятельности общества, российские учёные отмечают, что «с изобретением компьютера и Интернета и введением их в экономику все операции невероятно ускорились и изменились качественно, а не только количественно. Возникла открытость технической информации. В Интернете можно найти технические и технологические инновации, ноу-хау. В перспективе патентные службы могут оказаться лишними, и технический шанс появляется у всех, кто способен им воспользоваться» .
Если иметь в виду, что экономическая сфера жизнедеятельности общества имеет решающее значение для становления и формирования социальности индивида и общества, то изменения, привносимые в нее нынешними информационными технологиями, волей-неволей накладывают свой отпечаток на их социальность. Эти влияния мы можем обнаружить в складывании социальных связей членов общества и формы проявления их активности, динамике протекания социальных процессов и т.д. Как отмечает А.В.Катунин, «в наши дни жизнь уже немыслима без Интернета и связанных с ним технологий. Электронная почта, чаты, блоги, online-дневники и социальные сети, становящиеся основной площадкой виртуальной коммуникации, с каждым днём охватывают все большее количество пользователей. Виртуальное общение уже в достаточной мере отвоевало себе место и время у общения реального. В виртуальной среде отсутствует дефицит коммуникации с необходимыми людьми, ибо Всемирная паутина в любое время, по мере необходимости, коммуникационно соединяет всех со всеми при условии их включенности в эту паутину: кто с помощью социальных сетей не находил потерянных друзей или давних знакомых? Виртуальное общение, подобно реальному, требует мгновенного восприятия информации, мгновенной реакции – на редактирование сообщений просто не остаётся времени. Скорость, с которой происходит общение в Сети, а также тот факт, что виртуальная коммуникация носит текстовый характер, создаёт свой язык общения, свою культуру, которые функционируют по своим законам» . Таким образом, если социальность понимать, как совокупность характеристик, выделяющих человека из лона природы, то несложно проследить исторический путь изменения этих характеристик под влиянием формирования информационных технологий. Невозможно представить себе облик социальности человека без отпечатка информационных технологий его эпохи. Для более адекватного понимания данной проблемы нам следует обратить внимание на содержание таких понятий, как «информация», «коммуникация» и «технологии». Если обратить внимание с этой точки зрения на содержание этих понятий, то можно отметить, что информация с этимологической точки зрения представляет собой разъяснение, изложение и осведомлённость. Исторически первым носителем человеческой информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее – пиктограммы бронзового века, иероглифическое письмо и письмо «обычное» – с конкатенацией букв алфавита в слоги («слоговое письмо») и т.д. Для передачи и хранения этих форм информации человечество по мере своего развития всегда изобретало разные формы технологий. Поэтому понятие «информационные технологии» обозначает процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения сообщению нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, то есть информационного продукта. Информационная технология является процессом, состоящим из чётко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Следует отметить, что попытка дать чёткое определение данного понятия предпринималась в последнее время и со стороны такой солидной международной организации, как ЮНЕСКО, которая нам кажется более чётким и объёмным. Данное определение указывает на то, что это комплекс взаимосвязанных между собой научных, технологических, инженерных дисциплин, осваивающих методы результативной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; оно также включает и вычислительную технику, методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также объединённые со всем этим социальные, экономические и культурные вопросы.
Место современных информационных технологий в трансформации межкультурных коммуникаций
В настоящее время, когда глобализационные процессы, независимо от наших желаний, влияют на судьбу всех культур и человечества в целом, всякий раз такие культурные феномены, как виды питания, одежды, музыка, литература и даже какой-то стиль деятельности и поведения человека, воспринимаются другими культурами. Иными словами, они представляются на потребу «массового спроса» и получают мировое распространение, новую жизнь и превращаются в мировую культуру. Распространение культурных явлений национального, локального или мирового уровня называют глобализацией культуры. Таким образом, никакое общество или культура не может сохранить себя изолированным от подобной культурной эволюции и культурной аккумуляции.
Действительно, ассимиляция культур на мировом уровне происходит даже в самых отдаленных точках земного шара и действует, невзирая на культурные, политические различия и независимость стран. В наше время крупные компании и синдикаты поддерживают этот процесс с целью мирового господства. Нынешние мировые лидеры находятся на относительно небольших, ограниченных территориях, но пользуются неограниченными возможностями, которых история не помнит. По мнению дипломата Лумунада, хотя эти гегемоны действуют в трех уголках мира – в Америке, Европе и Японии, на самом деле половина из них проживает в Америке. Эта маленькая, по сравнению с остальным населением мира, группа, используя прогрессирующие технологии, ради политических целей, которые в итоге завершаются их экономическими выгодами, под ширмой ассимиляции культур и глобализации стремятся к поглощению всех умов.
Сегодня, как известно, к авторитаризму и господству идут не путем милитаризации и непосредственных атак, а через завоевание поддержки и доверия людей во всем мире. Кажется, что в максимально удобной форме мировая культура даже после ее формирования и разработки не может быть монолитным и единым феноменом, а является многокультурной системой, или, если использовать политический термин, репродуктивно ориентированной и федеральнообразной системой. Таким образом, мировая культура, которая ограничивается принципом множества «учтенных ценностей», другие ценности относит ко «всему остальному» и оставляет их под своим влиянием, отводя им место в нижнем слое системы. До той поры, пока ценности, связанные с моралью и индивидуальной идентичностью, находятся в распоряжении нижнего слоя, меньшего общества и локальной культуры, будет создаваться неизбежно сложная, разноуровневая система, которая в плане материальной культуры движется в сторону единения, а в плане духовной культуры – к разнообразию.
В этом случае, с учетом требований времени и места, можно говорить о том, что многое в едином и единое во многом и определяют мировую культуру. Таким образом, исследование мировой культуры приводит к выводу, что единая «мировая культура» сокрыта в множественности различных культур. Необходимо заметить, что мировая культура связана с другим явлением, которое на мировом рынке получило название культурного товара, или товара культуры. В этом смысле категории культуры превращаются в товары мировой культуры и представляются на мировом уровне. Здесь конечной целью культуры является доступ к мировым рынкам промышленных товаров, достижение экономической выгоды. Поэтому в процессе глобализации, действительно, страны не разделяются, а сближаются, овладевая рынками, и результат этого определяется только в реакции потребления.
Надо отметить, что в создании ассимилированной и глобализированной культуры определяющую роль играет массмедиа, в частности Интернет, как часть системы мировой культуры. Несмотря на то, что в целом культура опирается на исторически сформировавшиеся традиции и ценности определенной нации и этноса, однако сегодня с развитием средств коммуникации и появлением новейших технологий мы находимся перед лицом новых культурных достижений и развития мировой культуры. Пропаганда и интенсивное внедрение элементов западной культуры в ткань различных локальных культур мира в итоге может привести к их кризису, к размыванию культурной и национальной самоидентификации индивидов.
В модернизированном мире «идентичность» достигается там, где обеспечивается товар культуры и где индивид также добывает свой культурный товар. В этой связи С. Хантингтон отмечает следующее: «Идентичности определяются «самостью», являясь при этом результатом взаимодействия конкретного человека или группы с другими людьми или группами. Восприятие другими оказывает существенное влияние на самоидентификацию человека или группы. Если при попадании в новый социальный контекст человек оказывается в положении чужака, изгоя, он, по всей вероятности, начнет сам себя считать чужаком… Внешние источники идентичности могут находиться в ближайшем окружении, в социальном контексте страны или в политическом строе». Сказанное как обзор статуса идентичности в мировой системе разъясняет нам две картины: первое, с тенденцией внутренней гегемонии культуры разных обществ мы сталкиваемся с происхождением модерна, где имеются многие полезные и эффективные (коммуникационные) механизмы для этой тенденции. Следовательно, нет иного выхода, кроме как воспринимать особенности этой культуры, ибо рано или поздно этот процесс настигает всех. Тенденция гегемонии в происхождении модернизма и данной культуры способствует тому, что культурная глобализация не означает взаимообмен культур и не осуществляется в форме организации совместной группы различных культур. Поэтому идентичность практически не формируется в рациональном понимании разных культур, наоборот, идентичность всего населения Земли берет начало из единого источника и фактически понимается как развитие культуры Запада для всех обществ.
Коммуникативная функция новых информационных технологий в общественной жизни Таджикистана
В последние годы сложились разные концепции трактовки современных средств массовой информации: а) ролевая концепция (role): хотя «роль» в русском языке является аналогом английского слова role, но в данном случае «роль» используется в обозначении данной концепций как синоним понятий «обязанность», «функция». Так, средства массовой коммуникации в реализации идеи диалога культур, какую роль могут играть? Какие задачи они могут решать? б) инструменталистская концепция, где средства массовой информации (Mass Media) относятся к средствам, которые: 1) имеют широкую и многопрофильную аудиторию; их аудитория неограниченна и может включать людей, даже не знакомых друг с другом; 2) для передачи сообщения они нуждаются в комплексной организации; 3) их сообщения доходят до аудитории без серьезных затрат. Печатные издания, радио, телевидение, кино и Интернет причисляются к средствам массовой информации. в) диалоговая концепция – это метод для понимания и решения вопросов через диалог двух сторон. Диалог должен быть представлен как беседами (сonversation), которые проводятся в повседневной жизни простых людей, так и дебатами (discourse), которые организуются при научных разговорах и дискуссиях. В диалоге могут участвовать как мыслители и ученые, так и представители институтов гражданского общества, в частности неправительственных организаций (НПО). Обычно основоположником метода диалоговых дискуссий считают Сократа – известного древнегреческого философа, который еще в IV веке до н.э. говорил, что средством достижения истины является диалог. Каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех людей одна. Только в беседе (споре) можно придти к общему пониманию проблемы и, как следствие, к ее решению. Посредством диалога в форме обмена вопросами и ответами, он обнаруживал противоречия в речах собеседника и старался привести эти противоречивые рассуждения к единому знаменателю – истине.
В центре философских размышлений Юргена Хабермаса – современного философа критической школы – заложена концепция коммуникативного разума и действия, основанного на понимании, которые соответствуют идее диалога, взаимопонимания и общения. Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию речевых актов. г) цивилизационная концепция. Как известно, понятие «цивилизация» (сivilization) в арабском языке имеет свой аналог – «тамаддун», образованный от слова «мадина», что подразумевает сотрудничество членов одного общества в вопросах экономики, культуры, религии и политики. В антропологических и социологических текстах в основном говорится об объективных, осязаемых и измеримых аспектах социальной жизни, таких как технология, экономическая и социальная система общества, что является уравнением материального аспекта культуры, т.е. они совокупно обобщены под значением понятия культуры. Однако здесь понятие «цивилизация» более общее, чем понятие «культура». Цивилизация – это самый высокий и широкий уровень развития культуры, с которой люди имеют дело. Поэтому основную часть истории составляют истории культур. Цивилизации – это существование, способное воспринимать, цивилизации – динамичны, т.е. возникают, исчезают, расщепляются и погребаются в долине времени. Истинные элементы великих цивилизаций – это объединенные мировоззренческие направления, история, традиции и опыт, и, как правило, основным определяющим признаком цивилизации наиболее часто является общность религии. Хантингтон в современном мире выделяет следующие цивилизации:
Конечно же, определение цивилизации Хантингтоном, по сути, близко к антропологическому определению: «Цивилизация включает в себя знания, профессии, искусство, поведения и привычки, социальные организации и институты, которые развивались и совершенствовались на фоне новшеств, изобретений и человеческих сообществ в течение жизни многих поколений. Они имеют связь между собой во всех частях одного или нескольких обществ, на примере цивилизаций Египта, Греции, которые обладают своими особенностями, и которые, в свою очередь, связаны с географическими, историческими и технологическими факторами» .
Именно в рамках данной концепции сложилось учение Хантингтона о столкновении цивилизаций (The Clash of Civilization), согласно которому в мире после холодной войны на основе общности культуры происходит образование и распад блоков, и они на самом широком своем уровне остаются цивилизационными сущностями. Век идеологических столкновений закончился с распадом Советского Союза. Экономические конкуренции с учетом многонационального и разностороннего характера мировых условий капиталовложений также не угрожают существующему миру. Мировые конфликты в следующем веке возникнут на почве противоречий между двумя цивилизациями – исламской и западной. Возрастающее развитие фундаменталистских движений на севере Африки, существование мусульман как меньшинств на юге Европы неизбежно бросают вызов спокойствию и безопасности всей европейской цивилизации и неизбежно приведут к столкновению цивилизаций, особенно западной и мусульманской. Это столкновение будет проходить на политической, экономической, военной и, особенно, культурной аренах.
Роль средств массовой коммуникации в диалоге цивилизаций
Диалог цивилизаций фактически является диалогом между мыслителями – представителями разных культур. Чем более высоким положением будут обладать мыслящие люди той или иной цивилизации и чем больше будет в ней мыслящих людей, тем выше возможность достижения успеха в диалоге цивилизаций. Средства массовой коммуникации, обращаясь к своей аудитории для создания социального фундамента для работников культуры и интеллигенции, могут сыграть очень эффективную роль. Представим, что часть средств массовой коммуникации какой-либо страны или цивилизации занимается оскорблением, унижением и порицанием свободомыслящих, образованных артистов, ученых, духовенства своего общества, клеймя их как вестернизированных атеистов, противников революции или системы, насильников, властолюбителей, противников республики и т.п. Как можно в этом случае ожидать, чтобы представители других цивилизаций доверительно относились к мнениям и взглядам членов того общества?
Важные виды средств массовой коммуникации, имеющих в настоящее время многочисленную аудиторию, следующие: телевидение, радио и пресса. Радио и телевидение в Таджикистане управляются под наблюдением различных правительственных институтов. Часть прессы же распространяется через правительственные институты, другая часть – посредством партий, политических организаций, третья – через частный сектор. Если печатные издания вступает друг с другом в письменную полемику, либо жалуются друг на друга в прокуратуру, если пресса, радио и телевидение обвиняют и унижают друг друга, а между средствами массовой коммуникации одной страны будет царить неприятие и негативное отношение, то такие средства массовой коммуникации способствуют ослаблению диалога цивилизаций. Если же между элементами средств массовой коммуникации одной страны или одного округа цивилизации установлена совершенная двухсторонняя связь (Complementarity), то эта страна или округ цивилизаций может эффективней участвовать в диалоге цивилизаций. Насколько более рационально, научно и гибко средства массовой коммуникации будут заниматься пропагандой достижений, продукций, потенциальных возможностей и способностей своего округа цивилизации, широко оповещая других людей об их существовании, – здесь имеется в виду и политическая пропаганда (Propaganda), и экономическая (Adevertising), – настолько больший успех будут иметь в диалоге цивилизаций и большую лепту внесут в эффективность этого диалога. Средства массовой коммуникации пропагандой потенциальных возможностей и способностей могут привлечь туристов. Многие западные туристы, посещающие Таджикистан, замечают, что социально-культурная атмосфера Таджикистана во многом отлична от того, что описывается в средствах массовой коммуникации Запада.
Средства массовой коммуникации, особенно телевидение и кино со своими развлекательными задачами, также выполняют важную роль по заполнению свободного времени граждан современного общества. Освещение диалога цивилизаций, что практически является освещением проблем мира, справедливости, правды, красоты, защиты окружающей среды, оказания помощи своему роду и т.д., могут в большей степени передаваться через развлекательные программы средств массовой коммуникации; телесериалы, радиопрограммы, краткая информация или поэтическое произведение в прессе во время выполнения развлекательной задачи может эффективно использоваться для создания основы и осуществления различных целей диалога цивилизаций.
Средства массовой коммуникации как совесть, пробуждающая общество, и как представитель общественного мнения может заниматься критикой деятельности и поведения ответственных лиц государства и граждан и по ходу изложения позитивных моментов их деятельности, они также излагают их слабые стороны очень уважительно, но решительно и смело. Ведение критики посредством средств массовой коммуникации повышает мощь критичности в обществе, так же как повышает и толерантность и уровень способности восприятия критики идей, программ и деятельности для создания основы диалога цивилизаций. Средства массовой коммуникации, информируя членов общества об общем историческом наследии и настоящей культурной идентичности, повышают и уровень социальной солидарности всех групп и слоев общества, а также всего общества на национальном уровне. В диалоге цивилизаций важно сохранение культурной, этнической и языковой колоритности, отражающей принадлежность к национальной структуре, и повышение социальной солидарности. Насколько готовы социальные группы к созданию общества на основе эрудиции, объединенности и чувства ответственности, настолько увеличивается возможность продолжения этой связи. Диалог цивилизаций также включает диалог культур и мультикультур на национальном и региональном уровнях. Поэтому подъем социальной солидарности на основе культурного разнообразия, которому могут способствовать средства массовой коммуникации, исходит из целей диалога цивилизаций. Средства массовой коммуникации, выполняя стоящие перед ними задачи, готовы подготовить репортаж и дать информацию о происходящих событиях и тем самым держать в курсе дела свою аудиторию. Поэтому ответственные лица государства и граждане постоянно следят за тем, чтобы сюжеты попали в средства массовой коммуникации и требуют соблюдения уважительного и толерантного отношения к мнению других. Это уважительное поведение СМИ может закрепить культуру уважения личности индивидов и социальных групп. Уважение к личности, другим культурам и мультикультурам обеспечивает устойчивость диалога между цивилизациями.