Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико - методологические вопросы изучения места и роли женщин в развитии общества 12
1.1. Определение понятийного аппарата развития общества .12
1.2. Социально-философские, социологические и социально-психологические теории развития общества, личности и женщин 30
1.3. Функциональный подход к изучению общества и его развития
ГЛАВА II. Процесс развития личности женщин в исламской культуре .81
2.1. Процесс влияния ислама на социально - экономическое, политическое и культурное развитие женщин .81
2.2. Развитие личности женщин в Иране в области обучения, занятости и политической деятельности 102
2.3. Сравнение достижений Ирана с развитыми государствами на основе индекса человеческого развития 115
Заключение 135
Список использованной литературы
- Социально-философские, социологические и социально-психологические теории развития общества, личности и женщин
- Функциональный подход к изучению общества и его развития
- Развитие личности женщин в Иране в области обучения, занятости и политической деятельности
- Сравнение достижений Ирана с развитыми государствами на основе индекса человеческого развития
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном мире женщины активно участвуют в экономической, социальной, политической, культурной и семейной жизни общества. Во многих странах третьего мира реализуются стратегии по уменьшению ограничений для развития женщин. Согласно таким стратегиям они должны всесторонне участвовать в выполнении программ и планов по развитию. Исламская идеология не подталкивает мужчину и женщину на конкуренцию и выяснение отношений, зачастую вызываемых эгоистическими стремлениями показать превосходства в гендерном плане. Вместо этого ислам развивает в представителей обоих полов чувство ответственности и альтруизм, дабы обеспечить тем самым счастливую жизнь всем членам семьи. Существование гендерного неравенства непосредственно связано с ограничениями и противоречиями в мусульманском обществе. Эти ограничения создают противоречия между положением женщин в Исламе и существующей ситуацией в мусульманском обществе.
На протяжение истории мнения простого народа смешивались с традициями и легендами относительно роли и место женщин в Исламе. Поэтому следует отделить мнения простого народа о религии от религиозных текстов. Ислам, как религия, упорядочивающая все стороны жизни человека, принимает во внимание морально-физические характеристики обоих полов и, исходя из этого, распределяет общественные функции. Иначе говоря, институту семьи, как инфраструктуре и фундаментальной ячейке человеческого сообщества оказывается пристальное внимание. В этой связи в деле упорядочения отношений между мужчиной и женщиной в семье, ислам главную роль отводит не мужчине или женщине, а семье в целом. Правовые установления ислама, касающиеся прав и обязанностей мужчин и женщин в рамках семьи или общества, как правило, направлены на укрепление основ института семьи.
В данной диссертации рассматривается социальное положение и развитие личности женщин в пространстве Ислама и их вклад в развитии исламского общества. В Иране произошли коренные изменения в социальной жизни общества, в том числе в социальном положении женщин, способствующие повышению её авторитета и роли во всех сферах жизни общества. Исходя из этого, особую актуальность приобретает проблема исследования места и роли женщин в победе исламской революции, в происходящих изменениях в политической, социальной и культурной жизни иранского общества.
Во многих исследованиях, проведенных в прошлом или на современном этапе, основное внимание обращено на роли и место различных социальных слоев и групп в происходящих социальных событиях и процессах. Но, к большому сожалению, в социальном и культурном отношении роль женщин в происходящих процессах часто остается вне поля зрения исследователей. Во многом к исследованию социальной роли женщины подходят как к социальной группе, интересы которой отличаются от интересов мужчин. Очень часто роль и интересы женщин, как социальной группы, рассматриваются в зависимости от общих классовых, социальных, этнических, религиозных и групповых интересов. Все это в совокупности обусловливает актуальность темы диссертационной работы.
Степень научной разработанности темы. Исследователи различных областей обществоведения – историки, философы, социологи политологи, психологи и т.д. в своих исследованиях недостаточно раскрывают вопросы социально-экономического и социально - политического положения женщин Исламской Республики Иран. В труды ученых Ирана, России, Таджикистана и стран Запада анализируются трансформационные процессыя в странах Востока, в том числе место и роль женщины в политической жизни Исламской Республики Иран.
К числу работ общетеоретического характера можно отнести работы С.Л. Агаева, А.З. Арабаджаняна, М.С. Иванова, Н.М. Мамедовой, Л.Е. Склярова и др. авторов, в которых исследована политическая история Ирана в ХХ веке, особенности экономического развития Ирана в 50-70-е годы, предшествующие победе исламской революции, ход развития революционных процессов во второй половине 70-х годов ХХ века и победа исламской революции в Иране.
Вопросы развития политических процессов в Иране после победы исламской революции, социально-экономического развития страны в последних десятилетиях ХХ и в начале ХХI вв. нашли свое отражение в трудах Д. М. Анаркуловой, С. Зибакалам, Ф. Раджаби, З. Ибрахими, Х. Баширия и др. исследователей.
Особую актуальность в понимании политологических истоков проблем, связанных с осмыслением таких понятий и определений как «политическое участие», «права женщин», «политическая активность», отношения лидеров ИРИ к проблемам женщин, участия женщин в проводимых мероприятиях исламского правительства приобретают работы лидеров исламской революции- Аятолла Рухулла Хомейни и Сайида Хаменеи и других, которые определяют основные направления политического курса исламского правительства.
Проблема прав и места женщин в исламе, имеющая теоретический и практический характер, всегда занимала особое место в работах религиозных деятелей и в исследованиях ученых теологов. Этот вопрос исследован в трудах М. Мутаххари, С.М. Хаменеи, Ш.М. Мехди, Аятолла Джавади Амули, Г. Инсафпур и др.
Несмотря на наличие работ, посвященных отдельным периодам развития женского движения, участия иранских женщин в различных сферах жизни общества – экономики, социальной жизни (образование, здравоохранение), политики, культуры и т.д., в Исламской Республике Иран и других странах Востока, вопросы участия женщин в социальной жизни не стали предметом отдельного исследования.
Абут Волос американский исследователь относительно теорий и подходов к участию женщин в социальной жизни пишет, что дискуссия об участии женщин в социальной жизни общества и способов ее осуществления продолжается во всем мире уже в течение столетий. Взгляды, идеи и подходы по этому вопросу прошли долгий путь эволюции. В современном мире, в том числе в мусульманских странах наблюдается три теоретических подходов к проблеме социального участия женщин: радикальный, традиционный и так называемый сбалансированный». Нигохдори - иранский исследователь считает, что все мусульманские учёные уделили особое внимание необходимости участия женщин в развитии экономических, политических, социальных и культурных сфер.
Вопросы участия женщин в политической жизни Исламской Республики Иран становились предметом острых дискуссий, не только внутри страны, но и за ее пределами. В этом отношении можно упомянуть работу З. Аятоллахи, в которой рассмотрены вопросы политического участия женщин с точки зрения ислама и официальной доктрины ИРИ. Н. Мусафа в своем исследовании анализировала различные аспекты политического участия женщин в Исламской Республике Иран на трех уровнях: на уровне местных органов государственной власти, участия женщин в деятельности высшей законодательной и исполнительной власти, а также вопросы участия женщин в деятельности НПО.
Большую помощь в исследовании вопросов, связанных с борьбой иранских женщин за достижение своих политических прав в течение ХХ в. оказала работа М. Кар, принадлежащая к числу самых успешных исследований по проблемам женщин в Иране.
Вопросам участия иранских женщин в социально-политической жизни страны была посвящена Международная научная конференция в работе которой приняли участие российские и иранские ученые.
Несмотря на наличие работ, посвященных отдельным периодам развития женского движения, участия иранских женщин в различных сферах социально-политической жизни общества – экономики, социальной жизни (образование, здравоохранение) в Исламской Республике Иран и других странах, вопросы участия женщин в социально-политической жизни страны не стали предметом отдельного диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является определение роли исламской культуры в развитии личности женщин.Данная цель предполагает решение следующих задач:
- определить влияние социального развития исламского государства на повышение роли женщин;
- определить влияние культурного развития исламского общества на получение образования женщинами;
- выявить влияние политического развития исламского государства на участие женщин в политической жизни общества;
- выявить влияние экономического развития исламского общества на участие женщин в развитии науки, технологии и повышение уровня занятости;
- определить положение женщин в исламском обществе, исходя из индекса человеческого развития.
Объектом диссертационного исследования является развитие личности женщин в Исламской Республике Иран.
Предметом диссертационного исследования является изучение роли исламской культуры в развитии личности женщин.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.
Работа основа на теоретические положения классических и современных подходов и концепций изучения роли и места женщин в социальной и политической жизни общества, в том числе исламской доктрины женского вопроса. В диссертации были использованы методы системного, сравнительно-исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа событий и явлений. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило определить ключевые понятия исследования, проанализировать социокультурные механизмы данного процесса.
Цель и задачи исследования обусловили необходимость использования междисцилинарного подхода, спомощью которого возможно изучение проблемы в комплексе и обусловливает использование методов, применяемых в социальной философии, социологии и психологии.
Информационной базой исследования послужили религиозные тексты, труды ученых, посвященных женскому движению, гендерному равенству, публикации книг, журналов государственных, международных и общественных организаций, положения и выводы, содержащиеся в стратегических и программных документах, выступления и заявлений руководителей Исламской Республики Иран, статистические данные.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном социально-философском анализе проблемы места и роли женщин в современной Исламской Республике Иран, определения особенностей обеспечения прав и свобод женщин в системе исламского правления, участия женщин в социальной, политической и культурной жизни страны.
Отдельными элементами научной новизны исследования являются следующие:
- впервые анализированы основные этапы развития женского движения в Иране, участия женщин в проводимых реформах в период проведения политики модернизации, которые составили основное содержание политики иранского правительства в 50-60-е годы, предшествующие исламской революции;
- предпринята попытка исследовать и определить основные положения исламской доктрины женского вопроса, отношения лидеров исламской революции и руководителей Исламской Республики Иран к женской проблеме, их видения места и роли женщин в системе исламского правления;
- всестороннее исследованы вопросы исламского понимания гендерного равноправия, основные принципы и нормы исламского понимания социально-политического участия, анализированы основные этапы становления политического участия женщин в ИРИ;
- анализированы основные положения закона ИРИ «О женщинах», в котором определены основные принципы и подходы государственной политики по отношению женщин, поддержки и поощрения женского движения;
- всесторонне обосновано положение о том, что в современном Иране без широкого и активного участия женщин в социальной, политической и культурной жизни общества невозможно достижение устойчивого развития страны;
- проведен сравнительный анализ современного Ирана в индексах развития ЮНЕСКО с развивающими странами.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней исследуются малоизученные аспекты роли женщин в Исламе, особенно в Исламской Республике Иран. Полученные результаты могут содействовать решению проблем, связанных с равноправным участием женщин во всех сферах общественной жизни, послужат концептуально-методологическим основанием для дальнейших научных исследований в этом направлении. Проведенное исследование расширяет теоретические основы и рамки изучения женского вопроса в Исламской Республике Иран.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке государственной политики в области защиты прав и свобод женщин, более активного их вовлечения в решении задач, стоящих перед иранским обществом. Теоретические обобщения и материалы диссертации могут применяться в процессе преподавания социологических дисциплин, написании спецкурсов по современной истории Ирана и т.д.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях отдела социологии и отдела социальной философии Института философии, политологии и права им. А.Баховаддинова АН РТ.
Основное содержание диссертации отражено в 2 монографиях и 4 научных статьях, опубликованных в рецензируемых изданиях. Главные положения и выводы были изложены на международных и региональных научно-теоретических конференциях
Социально-философские, социологические и социально-психологические теории развития общества, личности и женщин
Объективность и систематичность процесса изучения человеческого поведения и общества произошло только в конце 18-го в. Само становление научного подхода для понимания мира коренным образом изменило мировоззрение ученых и интерпретацию данных исследований. Не всегда удачные попытки делались с позиций рационализма и критицизма устранить основанное на традиции и религии объяснение то в одной, то в другой области знаний.
Как часть этого важного интеллектуального процесса(как и физики, химии, биологии, других наук) интерпретировали появления социологии. И важно отметить, что оно происходило на фоне радикальных перемен, которые произвели в Европе две великие революции 18-го и 19-го веков. А неоспоримым остается тот факт, что под воздействием упомянутых преобразований необратимо изменился образ жизни людей, имеющий тысячелетнюю историю. Две революции, первая французская 1789 г. ознаменовала собой торжество над традиционным общественным порядком таких светских идей и ценностей, как свобода и равенство. Эта мощная и динамичной сила, со временем распространялась по всей планете и стала основой современного мира. А вторая революция, начавшаяся в Англии в конце 18-го века, была по сути промышленной революцией, так как способствовала решению целому ряду социальных и экономических преобразований, происходивших наряду с разработкой таких технических новшеств, как энергия пара и машины. Увеличение количества промышленных предприятий привел к огромной миграции крестьян на фабрики и переходу к индустриальному труду, что вызвало быстрый рост городских районов и стало предвестием новых форм общественных отношений.
Считается, что наука об обществе, о которой мечтали представители критического утопического социализма, во многом возникла благодаря учению французского философа Огюста Конта (1798—1857). По Конту, общество –целостная функциональная система, элементы и подразделения которой тесно взаимосвязаны между собой. И оно основано на разделение труда. О.Конт первый из всех философов и социологов, кто видел в разделении труда нечто иное, чем чисто экономическое явление. Разделение труда, считал он, «самое существенное условие общественной жизни», если рассматривать его «во всем его рациональном объеме, т.е. видеть его в совокупности всех наших разнообразных действий, вместо того, чтобы ограничить его – как зачастую принято – одними материальными отношениями». С этой точки зрения, констатирует он, «оно приводит непосредственно к тому, чтобы увидеть не только индивиды и классы, но также во многих отношениях и различные народы, участвующие своим особым способом и в определенной степени в необъятном общем деле теперешних сотрудничающих между собой работников с их предшественниками и даже с их разнообразными преемниками. Итак, именно непрерывное распределение различных человеческих работ составляет главным образом общественную солидарность и становится элементарной причиной возрастающей сложности и объема социального организма» . Основные идеи Конта относительно разделения труда — это идеи дифференциации деятельности и кооперации людей, или, говоря иначе, разделение обязанностей и комбинаций усилий.
Общество постоянно находится под властью сил количества и богатства, или того и другого. И это состояние общества, полагал О. Конт , является вполне нормальным. А государство — это высокоразвитая политическая форма, которая необходима для объединения специализированных частей, составляющих общество. В обществе вместе с властью мирской, утверждал Конт, существует и власть духовная. Политика, несомненно, может быть разумной и неразумной. «Разумная политика, — писал О. Конт, — не может задаваться целью заставить развиваться человечество, которое приводится в движение собственными импульсами согласно закону, столь же неотвратимому, как закон гравитации. Но она задается целью облегчить развитие человечества, просвещая его».
Закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества сформулирован О.Кантом. Суть которого в том, что «весь общественный механизм покоится, в конечном счете, на мнениях, на идеях». Именно смена идей, полагал он, обусловливает переход общества от одного состояния к другому. Огюст Конт выделяет теологическую, метафизическую и позитивную стадии, через которые проходят действия людей. Однако решающая роль в этом движении принадлежит прогрессивному развитию человеческого разума, и связанных с этим способом мыслительной интерпретации мира. От господствующих способов мышления произведены все социальные институты, формы социальной организации, способы и образы социальной жизни. Люди на теологической стадии обращаются к сверхестестственным, божественным силам, чтобы объяснить окружающие их факты и события. А на метафизической стадии они уже освобождаются от богов, но обращаются к определенным общим понятиям (таковы, например, понятия «всемирного эфира», «инстинктов», «человеческой природы»). Лишь на позитивной стадии они предпринимают научные исследования, обращаются к эмпирическим фактам, выявляют путем наблюдения зависимости между этими фактами. Только общество, жизнь которого проникнута наукой, является высшей, самой совершенной ипостасью общественного организма, как бы венцом его творений и дел .
Трактовка фазы развития в виде дихотомии – как противопоставление более раннего, «военного» общества современному, «промышленному» принадлежит Герберт Спенсеру. На войну, завоевание и оборону, ориентировано первое, которое сильно централизованно, самодостаточно в экономическом отношении, настроено на коллективизм, на подчинение блага и интересов отдельного человека общим интересам, применяет насилие и репрессии, ценит лояльность, послушание и дисциплину. «Промышленное» общество ориентировано на развитие производства и торговли, имеет децентрализованный характер, связано экономически с другими обществами, индивидуализировано, блага отдельного человека считает высшей ценностью, регулирует социальную жизнь системой добровольных контрактов, ценит инициативу, новаторство, независимость. А переход от военного к промышленному обществу является результатом общего «закона эволюции», тенденции к дифференциации структур и функций в общественном организме (появление все новых и новых групп, институтов, организаций; углубляющейся специализации в действиях членов общества) .
Р.Е.Парк и другие американские теоретики считают, что величайшим вкладом Г.Спенсера, вероятно, являлась его теория функциональной дифференциации, организации и интеграции. Из неё следует, что общество по существу, является экономической системой, в которой люди совместно живут и работают, потому что они приносят пользу друг другу. Основным общественным процессом является соревнование, из-за которого возникает социальный порядок. Он характеризуется ростом структуры, большей сложностью взаимосвязанных функций и большей степенью интеграции, по мере того как процесс соревнования охватывает все большее и большее количество людей. А стабильность системы обеспечивается благодаря переплетению эгоистических интересов и привычек, заключающихся в этих интересех .
Другой известный представитель эволюционизма Льюис Г. Морган – американский антрополог, идеи которого оказали сильное влияние и на социологию, отходит от дихотомического представления и снова возвращается к многозвенной модели. Его концепция состоит из трех эпох: дикость, варварство и цивилизация,каждая из которых делится на еще меньшие фазы. А границы между ними, как и границы внутренних фаз, определяются крупными научными открытиями и изобретениями. Так, в эпоху дикости это умение добывать огонь, изобретение лука, гончарного круга, в эпоху варварства – начало скотоводства, земледелия, обработка железа, в эпоху цивилизации – изобретение алфавита и письменности. И все изменения в характере институтов, в формах организации общества, в идеологии следует представлять как производное от этого главного развития-развития техники .
Вильфредо Парето в своем Трактате по общей социологии» (1916 г.) создал первую теорию исторических циклов в социологии. Социальная система, согласно его представлениям, находится в непрерывном движении, представляет собой процесс перехода от равновесия через дестабилизацию к нарушению равновесия. Состояние системы в каждой фазе определяется характером господствующих элит, прежде всего правящих, то есть тех, чьи решения являются обязательными для других и в чьих руках находится власть. В условиях, когда мера соотношения между способными и неспособными к управлению переходит определенный предел, прежнее общество разрушается, старую элиту сменяет новая. Так, это и есть путь революции. Постепенное обновление правящей элиты, в состав которой всегда попадают люди, не отвечающие критериям, которыми должен обладать правящий слой,является лучшим способом сохранения стабильности
Функциональный подход к изучению общества и его развития
Подходя к обществу как постоянному процессу «становления», проявляющемуся в динамических отношениях и взаимной деятельности людей, другой социолог, немец Зиммель поместил сущность всех социальных явлений в социации (охватывающей как ассоциацию, так и диссоциацию), а также в контакте и взаимном влиянии чувствующих существ. Так, он поставил перед социологами задачу определения классификации и анализа различных социативных типов или форм, используемых людьми для построения и поддержания существования общества. Он в своих очерках уделяет внимание более мелким полуинституированным формам социации. Немецкий исследователь пытался показать важную функцию, выполняемую более тонкими отношениями в обществе, которые обычно игнорировались при исследовании институтов, а также отношениями между людьми, легче подающимися классификации.
Исследования таких мелких форм социации, как сочувствие, благодарность, зависть, общительность и секретность считаются особым вкладом Зиммеля в социологический анализ . Его заслуга также в том, что вскрыл важные аспекты социации в относительно малых группах: влияние числа; дифференциация; иерархия и разделение труда; централизация; стойкость и сплоченность группы; степень, в какой члены группы знают друг друга; вступление в группу и степень индивидуального .
Несмотря на то, что Зиммель проводит различие между формами социации и ее содержанием (желания, ценности, интересы), формы социации абстрагировались от соответствующего содержания, для того чтобы получить концептуально достаточно стабильные опорные пункты. Их нельзя просто характеризовать как нереальные, неэмпирические, ибо они возникли из анализа эмпирических явлений и их полезность может всегда быть проверена тем, насколько они полагают разъяснить и упорядочить теоретически важные аспекты различных социальных явлений.
Бронислав Малиновский, много изучавший жизнь дописьменных сообществ,также внес вклад в разработку структурно-функционального метода. Построить логически стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры было целью ученого. Но его стремление строго и однозначно определить понятия "социальной системы", "культуры", "сообщества", "основных потребностей", "функций", "функциональности" и "дисфункциональности", вскрыло серьезные языковые и логические трудности, с которыми сталкивается структурно-функциональный метод.
Согласно концепции Малиновского, не так важно, что думает человек по поводу своего поступка, но важно, чтобы он поступал так, как предписывается общественными нормами. И ,также, не имеет значения, как он понимают те или иные обряды, церемонии и символы. Однако важно другое, являются ли они функциональными, отвечают ли какой-либо потребности общества. Любой человек мыслит в соответствии с уровнем своего развития и не все одинаково осознают потребности общества. Однако нужно иметь такие символы, установки, верования, которые обеспечивают практическое взаимодействие, реальное выполнение обязанностей и норм.
Ученый придерживался схемы функциональной интеграции, прослеживая функцию компонентов культуры вплоть до той роли, которую они играли в удовлетворении индивидуальных потребностей. Бронислав Малиновский смотрел на культуру как на обширную инструментальную реальность, которая существует и функционирует как реакция на основные или второстепенные потребности. И, по Малиновскому,упомянутые потребности определяют скорее функцию единиц структур, чем существование целого. Культура функциональна и состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребности человека.
Бронислав Малиновский показывает, что функциональные элементы культуры - действия, идеи, вещи - могут иметь символический характер. Символы нужны потому, как исходит из его трудов,что многие важные для общества цели и нормы не имеют большой силы для индивидуального сознания. Обычно индивид действует исходя из собственной выгоды и своего расчета. Однако обществу важно другое, чтобы и в повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы, поддерживались бы "стратегические" цели и интересы. Вот почему нужны символы, святыни. Традиционно национальных героев вспоминают не часто. А когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущественной силой.
Словом, функционализм, начиная с утверждения практической, утилитарной ценности культуры, приводит к пониманию символов культуры, приводит к пониманию символов как функции особого рода .
Теория Рэдклифф-Брауна о социальной структуре вполне может рассматриваться как своеобразная теория культуры. Однако, необходимо оговориться, что по его собственному мнению “изучение культуры возможно не автономно, а лишь в контексте характеристики социальной системы, и поэтому следует говорить не о культуре, а о социальных системах ” .
Рэдклифф-Браун рассматривал культурные и социальные структуры общества как практически тождественные понятия, или, во всяком случае, непосредственно связанные друг с другом, продолжающие одно другое. Этот взгляд, писал он, “дает нам фундаментальную аксиому науки об обществе. Возможна ли наука о культуре? Боас считал, что нет. Я с ним согласен. Вы не можете иметь особой науке о культуре. Вы можете только изучать культуру в качестве характеристики социальной системы. Поэтому, если вы стремитесь создать науку, то это будет наука о социальных системах” .
Рэдклифф-Браун считал, что “если говорить о выработке концепции функционалистского подхода, то следует использовать аналогию между социальной и органической жизнью... Жизнь организма — это функционирование его структуры... Если перейти от органической жизни к социальной, если изучать общинную жизнь, например, африканских или австралийских племен, мы получим информацию о функционировании социальной структуры. Индивиды, посредством системы социальных отношений, связаны в единое целое. Непрерывность, целостность социальной структуры, подобно органической структуре, не разрушается, если в каких-то ее клеточках происходят изменения.... Эта непрерывность проистекает из процесса социальной жизни, которая состоит из действий и взаимодействий индивидов и организованных групп, в которые эти индивиды объединяются. Социальная жизнь общины может быть, таким образом, определена как функционирование социальной структуры.” .
В общем, Рэдклифф-Браун использует аналогию между социальной и органической жизнью. “Система отношений, которая связывает социальное, подобна органической структуре. Человеческие индивиды связаны в единый интегрированный организм определенной системой социальных отношений. Социальная жизнь — это функционирование социальной структуры. Каждая структурная социальная система есть самодостаточное, гомеостатическое, гармоничное единство. Каждый фрагмент культуры изучается как часть, являющейся функцией по отношению к целому. Взаимоотношения и функциональная взаимозависимость являются ключевыми понятиями анализа культуры в рамках структурного функционализма. Этот анализ предполагает также изучение эволюции структурных изменений — не радикальных и революционных, но постепенных и медленных — трансформаций одних форм в другие”.
Из нашего анализа следует, что между подходами Малиновского и Радклифф-Брауна имеется немало принципиальных расхождений. С точки зрения исторической этнологии оба эти подхода можно рассматривать как вариации одного и того же функционалистского взгляда на культуру и общество. В этом контексте идеи Радклифф-Брауна могут быть рассмотрены в качестве одного из источников историко-этнологической культурологии. Однако нельзя забывать, что что историческая этнология, принимая функционализм в принципе, отказывается от взгляда, который был присущ и Рэдклифф-Брауну, и Малиновскому на культуру как на гармоничную (и фактически, гомеостатическую целостность), а вместо этого использует в построении своих теоретических подходов идею функционального внутрикультурного конфликта. Ведь для исторической этнологии важно,что функциональность культурной системы осуществляется не в статике, как это предполагали Малиновский и Редклифф-Браун, а в динамике, в ходе реализации определенных моделей деятельности, или в данном контексте можно было бы сказать, “драматизированных”, имеющих конфликт в качестве движущей пружины, алгоритмов деятельности, где различные группы индивидов внутри той или иной культуры взаимодействуют друг с другом; функциональность культуры проявляется именно в специфике взаимодействия этих внутрикультурных групп .
Развитие личности женщин в Иране в области обучения, занятости и политической деятельности
Имам Хомейни свято верил в возвышенность сана женщины и всем своим существом старался дать возможность женщине воплотить себя в реальной жизни. Он говорил: «Женщина - это символ осуществления надежд человечества; женщина - дает миру почтенных женщин и мужчин. Мужчина восходит к высотам благодаря женщине».
В идеях Имама женщина предстает символом созидательности и основой общества; материнство - признается первейшей, самой важной функцией женщины в общественной жизни. Имам Хомейни нравственный упадок современного общества объясняет отдалением матери от ребенка со всеми вытекающими отсюда проблемами. Второй по важности функцией женщины, согласно Имаму Хомейни является ее активное участие во всех социальных сферах и гражданских институтах. Имам говорит: «Ислам дает женщине такое же право, как и мужчине, осуществлять свою деятельность во всех сферах социальной жизни. Иранский народ должен прилагать все усилия ради благоустройства этого пустыря, доставшегося нам. Женщины должны принимать участие во всех важных делах государства». Роль женщины в процессе экономического развития: «. . . Мужчина получает выгоду от того, что заработал, а женщина получает выгоду от того, что приобрела. . . . » (32. Сураи Нисо, 71 ). В Исламе мужчина обязан создать благоприяные условия для жизни, обеспечить домом, имуществом и домашним инвентарём. Женщина не обязана работать и обеспечить жизнь. Но в помощь мужчине, женщина помогает по дому и если позволяет возможность работает вне дома, чтобы пополнить бюджет семьи.
«Женщина с точки зрения работы и деятельности полностью свободна и мужчина не имеет право относиться к женщине как к рабыньи. Ислам даёт женщине полную экономическую независимость и все экономические вопросы содержания жены и детей возлагает на мужчин. В случае развода, женщине остаются все её вещи, привезённые с собой, и мужчина не имеет прав отнять их у женщины. За последние 30 лет в Иране произошли коренные изменения в подходах к оценке участия женщин в социальных процессах, в том числе их роли в подготовке и победе исламской революции. Новые подходы позволили исследователям и ученым по новому взглянуть на проблему участия женщин в революционных событиях конца 70-х годов ХХ века. Только обеспечение справедливости может способствовать утверждению достойного социального положения женщины, как свободной и равноправной личности наравне с мужчинами во всех сферах жизни общества. В этом отношении после победы исламской революции, принимая во внимание их заслуги в деле утверждения новых ценностей и новой системы, Исламская Республика Иран законодательно обеспечила соблюдение прав и свобод женщины. Сегодня женщины с трудом пробивают дорогу к участию в социально- политической жизни общества, особенно в политической жизни - в деятельности государственных органов и политических партий. По этой дороге будут идти следующие поколения иранских женщин, поскольку участие женщин в управлении государством, научной и культурной жизни общества способствует упрочению социальных опор политической системы, укреплению легитимности исламского правления, повышению его авторитета на международной арене.
Многие женщины, принимавшие активное участие в революционных событиях конца 1978 года и начало 1979 года, по мнению М. Хафизиян, были уверены в том, что политическая активность женщин была результатом осознания той реальности и нежеланием ограничиваться семейной жизнью, выходя на демонстрации, женщины исполняли свой гражданский и религиозный долг. Другими словами усиление сопротивления правящему режиму способствовало политической активности женщин, долгие годы, находящиеся в бесправном положении и накапливающие свою ненависть против тирании монархического режима, препятствующего продвижению страны по пути прогресса и развития. Движение женщин в поддержку противников правящего режима Пехлеви уходило своими корнями в историю Ирана, отражавшая на своих страницах героическую борьбу женщин в период движения конституционалистов, в годы революции 1905-1911 гг., в 50-е годы, когда была национализирована нефтяная промышленность Ирана и подпольной борьбы против режима в 60-70-е годы.
Многие иностранные исследователи, находящиеся в те годы в Иране отмечали героизм и самоотверженность иранской женщины, которые проявляли примеры мужества и самопожертвования в дни революционных событий, поддержали Имама Хомейни в его борьбе против шахского режима .
В целом, исследуя социальное положение иранских женщин, активно участвовавших в революционных событиях 1979 года, западные исследователи отмечали, что поскольку в период правления шаха существовала одна проправительственная женская организация, неспособная удовлетворить социальные потребности женщин, иранские женщины не поддерживали деятельность этой организации. Может в этом необходимо искать мотивы ожесточенного сопротивления женщин шахскому режиму. Многие женщины Ирана осознавали ту истину, что участие в борьбе против шахского режима и его свержение будет способствовать удовлетворению их социальных ожиданий и потребностей, другими словами они не требовали предоставление политических и социальных прав только для женщин. С другой стороны, необходимо понимать ту реальность, существовавшая в Иране в период шахского режима – не все женщины осознавали свое бесправное положение и необходимость борьбы за достижение этих прав. В революционных событиях, в митингах и уличных шествиях принимали участие не только те женщины, которые были заняты в определенной сфере социальной жизни общества, но и женщины незанятые работой, но осознавшие, что шахский режим уже неспособен обеспечить им и их детям безопасность и благополучие.
Участие женщин в социальных движениях и их стойкость в борьбе против монархического режима, жертвами которой стали их мужья, братья и дети, было следствием преданной веры в победу исламской революции, возглавляемой духовенством, о которых Мусавати писал: «Женщины играли важную роль в исламской революции, в большинстве моментов эта роль имела социальное значение. В демонстрациях и шествиях тысячи женщин шли во главе демонстрантов, что само по себе представляло большую опасность и угрозу для их жизни, но этим они спасали жизнь других, идущих за ними» .
Сравнение достижений Ирана с развитыми государствами на основе индекса человеческого развития
Концепция человеческого развития фокусируется на последствия, а не на средства развития и прогресса. Реальная цель развития должна заключаться в создании благоприятных условий для людей, чтобы наслаждаться долгой, здоровой и творческой жизнью. Развитие человека обозначает процесс расширения выбора для людей и улучшения их благосостояния. Наиболее важными аспектами развития человеческого потенциала являются: долгая и здоровая жизнь, знания и достойный уровень жизни. Дополнительные проблемы включают в себя социальные и политические свободы. Концепция различает две стороны человеческого развития. Одним из них является формирование человеческих возможностей, таких как улучшение здоровья и знаний. Другой, реализация этих формирующихся возможностей в работе или на отдыхе. Развитие человека понимают неправильно и путают со следующими понятиями и подходами к развитию. Экономический рост является средством, а не целью развития. Кроме того, высокие темпы роста ВВП не обязательно приводят к прогрессу в развитии человека. Теории формирования человеческого капитала и развитие человеческих ресурсов рассматривают человека как средство увеличения доходов и богатства, а не как цель. Эти теории рассматривают человека как вклад в увеличение производства. Человеческий подход благосостояния рассматривает человека как бенефициара, а не участника процесса развития.Основной подход концентрируется на потребностях набора товаров и услуг, которые необходимы обездоленным группам населения - еда, жилье, одежда, медицинское обслуживание и вода. Он фокусируется на предоставлении этих товаров и услуг, а не на последствий для человеческого выбора. Таким образом, концепция человеческого развития является целостным и ставит человека в центр всех аспектов процесса развития. Общеизвестно, что женщины сыграли активную роль в победе исламской революции. Они продемонстрировали свою силу и способность в достижении победы, в оказании помощи фронту и в восстановлении страны. Безусловно, одним из направлений повышения социальной активности народа являются общественные организации и всемерное расширение сфер их деятельности. Современные теории развития считают, что гарантом устойчивого развития общества являются разработка и утверждение законодательных норм и положений, принятых демократическим путем. Законы и положения могут гарантировать результативность социальных действий, особенно, участие людей в социальной жизни.
Возникает уместный вопрос: насколько Основной закон ИРИ признает права женщин и какую роль Конституция играет в обеспечении их социальных и политических прав? Другими словами, существуют ли конституционные гарантии участия женщин в социально-политической жизни современного Ирана?
Для получения ответа на этот вопрос обратимся к положениям Основного закона. В преамбуле Основного закона ИРИ говорится: «Поскольку женщины находились под сильным гнетом сатанинского и тиранического режима, они должны обрести свободу и больше прав». Иранский исследователь Сайид Мухаммад Риза Алавиян отмечает: «ввиду того, что дискриминация не запрещена и сохраняется, принятие законов будет в пользу тех, кто находятся под гнетом и нуждается в особой защите. В их числе находятся женщины. Большинство женщин страдают от различных дискриминационных мер. Поэтому, они должны быть под защитой закона». Основной закон признает равные права женщины в семье, гарантирует ее участие во всех сферах деятельности: «Семья это основная ячейка общества и очаг развития и возвышения человека. Необходимо достичь согласия во взглядах и духовных идеалах при создании семьи, достижение которой является одной из задач исламского правления. При таком подходе к семье, женщина уже не рассматривается как «вещь» или «инструмент» на службе эксплуатации и потребительской идеологии. Она заново обретает почетную Надежда на жизнь во время рождения (в Ассоциации государств на 2007- 2008гг.) звание Название стран Процент (%) звание Название стран Процент (%) обязанность - материнства. Она воспитывает детей в религиозном духе вместе с мужем и принимает активное участие в социальной жизни. Таким образом, она обретает более серьезную миссию и ответственность, обладающую наивысшей ценностью и благодатью с точки зрения ислама».
Очевидно, что Конституция страны осуждает отношение к женщине, как к объекту эксплуатации, и констатирует, что женщина наряду с мужчиной может принимать участие во всех сферах жизни общества. Нет никаких ограничений для женщин ни в одной сфере общественной жизни. Более того, Основной закон акцентирует внимание на восстановлении прав женщин. Конечно, в Конституции семья упоминается как основной очаг развития и подчеркивается важность воспитательной роли женщины в семье. В ст.2 Конституции говорится, что исламская республика – это система правления, основанная на вере в единого Бога, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле; что божественное откровение играет основополагающую роль в толковании законов; что благородство и высшую ценность человека, его свободы и ответственность перед Богом обеспечивают равенство, справедливость, политическую, экономическую, социальную и культурную независимость.
Ст. 3 определяет задачи правительства, которое призвано использовать все возможности для достижения вышеперечисленных целей путем создания благоприятной атмосферы для дальнейшего развития моральных качеств личности, основанных на вере, богобоязненности и борьбе против всяких аморальных поступков и проявлений; повышения уровня сознательности народа во всех сферах, путём эффективного использования прессы и других средств массовой информации; обеспечения бесплатного образования и физического воспитания для всех и на всех уровнях, а также доступности высшего образования; обеспечения политических и социальных свобод граждан в рамках закона; обеспечения участия всего народа в политической, экономической, социальной и культурной жизни; создания эффективной экономической системы на основе исламских норм, устранение бедности, улучшение жилищных условий, условий труда и здравоохранения; обеспечение всесторонних прав граждан, независимо от пола, обеспечение безопасности путем создания системы правосудия для всех и равенства всех перед законом и т.д.
Что касается прав женщин, то религиозные авторитеты, вдохновители и руководители исламской революции, уделяли серьезное внимание вопросу их участия в социальной жизни. Но отношение государства к женщине было законодательно закреплено в Основном законе страны. Четырнадцатый пункт ст. 3 Конституции определяет задачи государства по обеспечению всесторонних прав граждан во всех сферах жизни общества.
Ст.19 Основного закона отмечает, что граждане Ирана обладают равными правами независимо от социального положения, статуса и происхождения. Все иранцы, независимо от пола одинаково пользуются покровительством закона и обладают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами. Ст. 20 особо подчеркивает необходимость соблюдения прав женщин во всех сферах жизни общества.
Конституция подчеркивает, что правительство обязано с учетом исламских норм гарантировать соблюдение прав женщин во всех сферах, создавать благоприятные условия для развития личности женщины и возрождения ее материальных и духовных прав; поддерживать женщину-мать, особенно в период беременности и кормления ребенка, а также брать на себя покровительство над беспризорными детьми; организовывать льготное страхование вдов и престарелых, одиноких женщин; в случае отсутствия законного кормильца, поручать опеку над детьми достойным матерям для обеспечения их счастливого будущего.