Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Усова Майя Таймуразовна

Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России
<
Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Усова Майя Таймуразовна. Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Новосибирск, 2004 139 c. РГБ ОД, 61:05-9/329

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музыкальная культура и ментальность студенческой молодежи России. Методологический анализ 15

1.1. Особенности ментальности современной российской молодежи 15

1.2. Философия музыки и музыкальная культура 36

Глава 2. Трансформация музыкальной культуры в ментальности студенческой молодежи России 72

2.1. Причины и следствия трансформации музыкальной культуры в ментальности студенческой молодежи России 72

2.2, Онтология трансляции музыкальной культуры 93

Заключение. 126

Библиографический список использованной литературы 132

Введение к работе

Глобальный кризис всех существующих ранее моделей социализации, с особой остротой проявившийся в постперестроечный период развития российского общества, отозвался изменениями в социальной среде, кризисом ценностных ориентации в сфере духовной культуры. «Молодежь и культура» - одна из важнейших проблем современности - сегодня, в свете решения политико-экономических задач российского общества, считающихся традиционно первоочередными, оказалась потесненной на периферию. На фоне деградации духовной жизни российского общества, падения культурного уровня населения тема исследования звучит особенно актуально. Отдаляясь от проблем старших поколений, молодежь сегодня вынуждена искать новые пути, формы и стили жизни, вырабатывать новые методы самоутверждения, модели поведения, которые в последующем институируются культурой. Данный процесс приводит к возникновению молодежных сообществ, называемых субкультурами, которые зачастую носят ярко выраженный нонкомформистский характер и поэтому могут быть зачислены в разряд контркультур.

Обособление молодежи можно расценить двояко. С одной стороны, оно характеризует молодежь как субъекта деятельности, строителя собственной жизни по новым образцам. Обособление молодежи продиктовано особенностями ее ментальности, а ее поведенческая активность связана со стремлением молодежи к преодолению определенного общественного стереотипа, определенных социокультурных установок. С другой стороны, . объединение молодежи в контрофициозные группы чревато потерей связей с традиционной культурой, ее ценностным ядром, что, в свою очередь, ведет к нарушению процесса преемственности поколений и к нарастанию в общественном развитии префигуративной тенденции [19, с. 20]. В связи со сложившейся ситуацией ученые, деятели культуры, воспитатели молодежи поставлены перед фактом, заставляющим пересматривать мировоззренческие j установки в духовной сфере российского общества, взгляды на молодежь в целом. ' Музыкальная культура как составляющая духовной культуры общества, в свою очередь, тоже переживает сегодня сложный период, попадая под влияние усиливающейся с каждым днем коммерциализации, период, обусловленный переходом российского общества на новые социально-экономические условия. Так, оперные театры и филармонические организации поставлены перед фактом переориентации значительной части их аудиторий, в том числе и студенческой, на «аудиовизуальное» (радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и т.п.) формы восприятия музыки, на популярные массовые музыкальные жанры. Однако сегодня, объективно оценивая музыкальную жизнь российского общества, мы не можем не сознавать, что центр и специфику ее составляют культурные события -различные формы театральной, художественной, музыкально-концертной деятельности [31].

Музыка в ряду других искусств обладает исключительной силой воздействия на человека, особенно молодого. Молодежь особенно восприимчива к музыке потому, что это именно та сфера деятельности, которая менее всего подвластна социальному контролю, сфера, которая предполагает больший простор интерпретаций, плюрализм мнений, содержит большие возможности для творческой самореализации. В свете данного утверждения нам видится актуальность темы исследования в рассмотрении возможных путей положительного влияния музыкальной культуры на ментальность российской студенческой молодежи с целью ее корректирования, «оздоровления» и «обогащения». Метод трансляции музыкальной культуры в ментальность российской студенческой молодежи, исследуемый в данной работе, выступает своего рода гарантом преемственности поколений, сохранением ценностного ядра культуры.

Поскольку ментальность является глубинным основанием культуры, то изучение в рамках данного исследования особенностей ментальности современной российской студенческой молодежи - потенциальной силы общества будущего - и музыкальной культуры в их взаимосвязи кажется особенно перспективным.

Несмотря на то, что молодежные проблемы на протяжении нескольких десятилетий активно изучаются как западными, так и отечественными философами, культурологами, социологами, музыковедами, в современной науке до сих пор не разработана концепция комплексного воспитания молодежи, до сих пор отсутствует единство между теорией и практикой изучения ментальности молодежи и проявления этой ментальности в культуре, в том числе музыкальной. Острой критике с нашей стороны подвергаются взгляды представителей западной «философии истории», которые фактически игнорируют вопрос о реализации субъективности подрастающего поколения (Г. Плесснер, Э. Ротхакер, М. Ландман), а также взгляды некоторых представителей западной «философии воспитания», которые провозглашают необходимость ориентации воспитательного процесса на формирование консервативного мироощущения и в то же время культивируют идею юношеского изоляционизма (П. Наторп, О. Больнов). В противовес данным концепциям выступает точка зрения М. Мид на проблему преемственности поколений, которая позволяет рассматривать кофигуративные тенденции, проявляющиеся в современной социокультурной ситуации как неизбежный и реальный факт, характеризующий новый этап развития современной цивилизации и культуры.

В определении молодежи как социально-демографической группы российского общества мы опирались на такие авторитеты в отечественной науке, как. С. Иконникова, В. Лисовский, И. Копылов, В. Оссовский, Т. Ойзерман, М. Топалов, И. Суханов и др. Нисколько не умаляя заслуги этих авторов в разработке понятия молодежи, мы все же не можем не отметить .Некоторую обобщенность большинства подходов к определению понятия молодежи, отсутствия целостной системы дифференциации молодежи по тем или иным признакам, наблюдавшееся у перечисленных авторов. ; При исследовании проблемы ментальности мы ссылались на наиболее фундаментальные работы отечественных ученых В. Грушина, В. Бичева, В. Оссовского, А. Гуревича, И. Кондакова, В. Кантора, американского социолога Ф. Ол л порта. Особый интерес в этой связи представляет работа В. Шкурина, исследующая влияние средств массовой информации на формирование ментальности и ценностных ориентации молодежи [109]. При рассмотрении феномена музыки как искусства с социально философских позиций были привлечены произведения западных философов второй половины XIX века: Э. Ганс лика, Э. Гуссерля, Т. Адорно; русских ученых первой половины XX века: Б. Асафьева, А. Лосева, Е. Казайкинского; современных отечественных авторов: М. Уварова, Р. Тельчаровой. Проблемы современной музыкальной культуры, нашедшие отражение в ряде исследований философов Е. Дукова, Л. Гольдина, Р. Тельчаровой, социологов музыки А. Сохора, Е. Назайкишского, А. Цукера и др. и используемые для анализа в диссертации, так или иначе затрагивают проблему эстетического воспитания молодежи. В диссертации анализируется также ряд методик современных отечественных и западных философов (А. Моля, Л. Кадцына, Ю. Осокина), которые, могли бы быть использованы в качестве теоретического обоснования нашей авторской концепции трансляции музыкальной культуры в ментальность российской студенческой молодежи. Однако ни одна из анализируемых нами теорий не является вполне состоятельной, поскольку либо не учитывает особенности ментальности студенческой молодежи, либо не основана на глубоких профессиональных знаниях в области музыки. В исследованиях студенческой аудитории мы опирались главным образом на тот немногочисленный теоретический материал последних десятилетий, который представлен научно- теоретическими разработками отечественных авторов 3. Сикевич, 3. Фаустовой, Е.Дукова, В.Цуккермана и более разнообразный и . основательный эмпирический материал, представляющий основу социологических исследований групп студенческой молодежи. Социологические исследования студенческих групп молодежи с целью выявления ценностных музыкально-эстетических приоритетов, уровня эстетической культуры и образования представлены достаточно широко и всесторонне в работах авторитетных социологов музыки А. Сохора и В. Медушевского, а также более молодых авторов - Ю. Капустина* В. Шкурина, В. Першуткина. и др. Данные исследования частично восполняют пробел в области теории изучения музыкальных приоритетов в молодежной среде и могут служить яркой иллюстрацией процесса поляризации ценностных ориентации, который имеет место в среде российской студенческой молодежи.

В связи с тем, что процесс влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России не является' вполне исследованным в современной науке, актуальность темы нашей работы возрастает, и это обусловливает основные цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы выполнить социальнофилософский анализ процесса влияния музыкальной культуры на ментальность современной студенческой молодежи России.

На пути достижения этой цели мы ставим перед собой ряд задач: выявить особенности ментальности студенческой молодежи России в социально-исторических условиях современности; дать философское обоснование феномена музыки; концептуализировать понятие современной музыкальной культуры; выявить процесс трансформации ценностей музыкальной культуры, имеющий место в ментальности студенческой молодежи России;

5) разработать методику трансляции ценностей музыкальной культуры в ментальность студенческой молодежи России с целью ее оздоровления и обогащения.

Объектом исследования является ментальность студенческой молодежи современной России. Студенческая молодежь как социально-демографическая группа, имеющая четкие возрастные и социально-психологические характеристики, рассматривается в работе с двух позиций. Во-первых, студенческая молодежь выступает как объект социального воздействия (концепции западных философов Г. Плесснера, Э. Ротхакера, М. Ландмана, П. Наторпа, О. Больнова). Во-вторых, молодежь выступает в качестве субъекта общественных отношений (концепции М. Мид, Ф. Коэна, М. Брэйка, Д. Хейдиджа, отечественных авторов С. Иконниковой, В. Оссовского, В. Лисовского, И. Копылова, М. Топалова). Первая из указанных позиций подвергается в нашем исследовании резкой критике, поскольку не только снимает проблему поколенческих изменений, но и ставит под сомнение саму идею общественного прогресса. Вторая из указанных выше позиций акцентирует внимание на роли молодежи как субъекта общественных отношений, на ее дееспособности и поэтому кажется нам наиболее перспективной. Социально-философский анализ особенностей ментальное студенческой молодежи России, проведенный в исследовании, стал ключевым звеном в понимании данной позиции. Ментальность студенческой молодежи России как предмет исследования понимается нами как синоним общественного мнения. В работе неоднократно подчеркивается близость данного понятия к сфере обыденного сознания, его духовно-практическая сущность. Акцентируется внимание на таком свойстве ментальносте, как способность к изменению, трансформации под влиянием различных социо-культурных условий.

Предметом исследования является процесс влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России. В работе феноменологически исследуется предмет музыки как искусство, концептуализируется понятие музыкальной культуры как системы ценностей, включающей процессы музыкального творчества, исполнения и восприятия.

Анализируются структурные составляющие музыкальной культуры: музыкальное сознание и музыкальная деятельность, процессуальная сторона которых рассматривается в тесной взаимосвязи со становлением и развитием ментальности студенческой молодежи России.

Социальнофилософский анализ современного состояния музыкальной культуры в целом и отечественной музыкальной культуры в частности, проведенный в работе, дал ряд существенных результатов.

Во-первых, исследование предмета музыки, изучение процессов, имеющих место в истории музыки, музыкальном образовании и воспитании, музыкознании в целом, осуществляющихся в тесной связи с формированием и развитием философского знания выявило взаимообособленность тенденций, характер их проявления соответственно как в музыкальной, так и в философской науке.

Во-вторых, данная взаимообусловленность тенденций и процессов не случайна, поскольку имеет социальную природу и напрямую связана с этапами общественного развития.

В-третьих, и это наиболее важный результат исследования, музыкальная культура является не только следствием формирования и развития ментальности студенческой молодежи России. Ценности музыкальной культуры, ее духовный потенциал должны стать необходимым условием и средой для развития, обогащения и оздоровления данной ментальности. Таким образом, взаимообусловленность таких понятий, как ментальность студенческой молодежи России и музыкальная культура, становится очевидной, так же, как очевидна взаимообусловленность объекта и предмета данного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Первое. В работе последовательно проводится мысль о том, что проблема человека и музыкальной культуры имеет философский аспекты. Основным критерием оценки данной проблемы в работе выступает категория ценностей эстетических, нравственных, интеллектуальных, политических и т.п., которые рассматриваются в системном взаимодействии через проявление ментальносте студенческой молодежи современной России.

Взаимоотношения человека и музыки формируются и реализуются в широчайшей системе: общество - микросреда (референтная группа) -личность - культура в целом - субкультура - музыкальная культура, ее направления и инфраструктура. Изучение процесса трансформации ценностей музыкальной культуры, которая имеет место в ментальности студенческой молодежи, позволило выявить взаимообусловленность и диалектическое единство категорий ментальности и музыкальной культуры, усилить социальнофилософский аспект проблемы.

Второе. Междисциплинарный характер исследования, предполагающий сочетание методов социальной философии, культурологии, музыкальной социологии и музыковедения, предполагает системный подход к проблеме. Воедино связываются представления о месте человека в окружающем мире; понимание своего личностного предназначения посредством музыкального освоения действительности для студенчества, как для потенциальной силы российского общества, приобретает эвристическую функцию.

Третье. Концепция трансляции ценностей музыкальной культуры в ментальность студенческой молодежи России интегрирует несколько ранее утвердившихся в философии и теории музыкального воспитания тенденций, однако она обладает новизной и оригинальностью.

Первая составляющая концепции - опора на качество, профессионализм и эстетическую ценность каждого транслируемого музыкального произведения, это новая трактовка основ теории музыкального воспитания России второй половины XIX века. :' Вторая составляющая концепции трансляции музыкальных произведений — своеобразное преломление феноменологии Э. Гуссерля — ' рассматривает музыку как процесс, сочетание непрерывности и дискретности, а стадиальность в пределах конкретного музыкального произведения связывает со стадиальностью в пределах жизненного цикла.

Наконец, третья составляющая концепции трансляции музыкальных произведений в ментальность студенческой молодежи основан на методах теории информации К. Шеннона, их преломлении применимо к области эстетического восприятия А. Молем. Однако метод, основанный на равновесном сочетании в транслируемом музыкальном произведении — объекте семантической и _ эстетической информации, предлагаемый А. Молем, существенно модифицирован в данном исследовании. Речь идет о сочетании в пределах музыкального объекта новаций и инноваций, что означает поиск компромисса в сфере ментальных установок студенчества, в сфере процесса музыкального восприятия с целью его активизации.

Четвертое. Основным методом идентификации общественного мнения студенческой молодежи в исследовании становится социологический опрос. Результаты социологических исследований, проведенных в 2000-2002 гг. среди студенчества Новосибирского государственного технического университета показали достаточно стабильную картину эстетических предпочтений, вкусов, мнений респондентов, причем при сравнении результатов социологических исследований, проводимых в других вузах, картина проявилась аналогичная.

Пятое. В заключении исследования приводится ряд конкретных предложений по изменению культурной политики внутри вуза, главным образом речь идет о расширении сферы эстетического образования. При условии выполнения изложенных предложений можно было бы радикально изменить ситуацию в духовной сфере применимо к студенческой молодежи, российскому обществу в целом.

Основные положения диссертации, которые мы считаем целесообразными для представления к защите, следующие.

Проблема влияния музыкальной культуры на человека есть проблема философская. Только определив предмет музыки феноменологически (Э. Гуссерль, А. Лосев, Б. Асафьев), исследовав ее специфические особенности как вида искусства, можно понять, почему именно к ней так восприимчива молодежь.

Трактовка студенческой молодежи России как субъекта деятельности обусловлена явлением трансформации в ее ментальности ценностей музыкальной культуры. Процесс трансформации музыкальной культуры в ментальности современной студенческой молодежи России является отражением противоречий данной ментальности, заложенной в ее особенностях.

Ретроспективный взгляд на историю развития музыкальной культуры, исследования ее современного состояния, сравнительный анализ методов музыкального воспитания на Западе и в России позволяет сделать вывод о том, что музыкальная культура обладает способностью влиять' на ментальность современной молодежи, формировать и корректировать ее.

Для усиления эффективности влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России с целью ее оздоровления и обогащения необходимо качественно изменить подход к проблеме трансляции ценностей музыкальной культуры. Основополагающим принципом трансляции музыкальной культуры в ментальность молодежи должен стать метод, основанный на сочетании художественно-эстетической ценности, качества и профессионализма транслируемых музыкальных произведений.

Социальнофилософский смысл данного процесса трансляции предполагает осознание современной студенческой молодежью России места музыкальной культуры, которое она занимает в системе знаний и представлений о мире, как цельного компонента мировоззрения, отражающего гармонию этого мира, его реалии, а не иллюзорную" абстракцию сознания.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют: социальнофилософский анализ ментальности студенческой молодежи России; философское исследование предмета музыки и музыкальной культуры; сравнительно-исторический анализ теорий музыкального воспитания и образования; структурно-функциональный анализ концепций трансляции музыкальной культуры.

Междисциплинарный характер исследования, предполагающий сочетание методов философии, культурологии, музыкальной социологии и эстетики, содержит системный подход к проблеме. Воедино связываются представления о месте человека в окружающем его мире; понимание своего личностного предназначения посредством музыкального освоения действительности для студенчества как для потенциальной силы российского общества, приобретает эвристическую функцию.

Эмпирический материал, который послужил практической основой диссертации, служит не только яркой иллюстрацией к теоретическим положениям работы, но и подтверждением и обоснованием ряда гипотез, выдвигаемых автором, позволяющим спрогнозировать ситуацию в молодежной студенческой среде на много лет вперед. Общественное мнение с трудом поддается изучению и анализу, поскольку на него оказывают влияние различные факторы: социально-бытовые и психологические условия его появления и функционирования, влияние средств массовой информации и т.п. Одним из основных методов идентификации общественного мнения до сих пор остается социологический опрос [7, с. 21]. Путем социологического опроса, наблюдения за студенческой аудиторией в данной работе обобщаются и излагаются взгляды молодежи на музыкальную культуру в целом, отдельные ее направления, ценностные приоритеты в молодежной . студенческой среде. Этот эмпирический материал, по нашему мнению, оказывается иной раз более ценным, чем умозрительные теоретические изыскания в этой области.

Эмпирический материал диссертации представлен главным образом социологическими опросами, проводимыми в среде студенчества гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Новосибирска. Большая часть приводимых в работе результатов социологических опросов собрано автором и получено в студенческой среде Новосибирского государственного технического университета за период с 1999 по 2002 гг. Полученные результаты исследования могут быть использованы: а) в разработке документов, регулирующих содержание культурной политики, проводимой в отношении к молодежи и другим социальным группам населения; б) в разработке документов вузовской системы образования; в) в подготовке и разработке специальных учебных курсов и других эстетических дисциплин; г) в качестве теоретической основы для методологических исследований в области молодежной политики, образования и культуры.

Основное содержание работы нашло отражение в публикациях автора, в том числе в двух статьях.

Основные положения диссертации докладывались на международной конференции в НГТУ по проблемам гуманитарного образования в 2000 г., обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии НГТУ. По теме исследования был прочитан специальный курс для студентов технических и гуманитарных специальностей НГТУ.

Особенности ментальности современной российской молодежи

«Ментальность» - понятие достаточно новое для социальной философии. Появившись в последнее десятилетие в современном словаре иностранных слов, философском энциклопедическом словаре, статьях историков культуры, публикуемых в журнале «Одиссей», оно заменило привычное и принятое в философии понятие «общественное мнбние». Сам термин употреблялся в разговорном и литературном языке Европы еще в XIX веке.

Так, mens, mentis в переводе с латыни обозначал ум, мышление, рассудок, образ мыслей, die Mentalitat в переводе с немецкого языка означал склад ума. Наиболее расширенное определение менталитета дают французские ученые: mentalite - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психология [72, с. 30]. Ссылаясь на данные определения можно заключить, что ментальность есть одно из проявлений, свойств сознания человека, группы, включающее как психические, так и мыслительные процессы. При этом, если при помощи мышления и сознания человек познаёт окружающий его мир, то при помощи ментальности он его понимает. Менталитет - это не только совокупность впечатлений, представлений и образов, это и манера мыслить, определяющая своеобразие человека как личность.

В России ментальность понимается как нечто свойственное той или иной нации, как «своеобразная память народа о прошлом» [72, с. 30]. Российский менталитет» как утверждают ученые, обусловлен православием и поэтому заключает в себе ряд противоречий. С одной стороны - открытость и доверчивость, бескорыстие и доброта, с другой стороны - пассивность и пбкорность, отказ от роскоши и стремление к шаблону.

Традиционные ментальные ценности русского человека - православие, самодержавие и народность, которые впоследствии" трансформировались соответственно в мифологизированное и догматизированное коммунистическое вероучение, диктатуру, идею пролетарской морали, всегда были и остаются отражением идеи коллективизма и единения, отражением его социальной принадлежности.

У нас в России известно фундаментальное исследование В.А. Грушина, в котором автор трактует «общественное мнение» как проявление (состояние) общественного сознания, в котором отражается прежде всего оценка разными социальными группами (классами, содружеством классов), народом в целом явлений, представляющих общественный интерес на основе существующих общественных отношений [15, с. 16]. В результате данного определения, систематизирующим признаком общественного мнения, который связывает воедино всю совокупность его элементов (эмоциональных, рациональных, действенных или волевых), является социальная оценка. Точку зрения Грушина на определение понятия «общественное мнение» поддержал позднее В. Бичев, подчеркнув, что «...обязательный элемент любого коллективного суждения, которое претендует называться общественным мнением, — наличие положительной или отрицательной оценки данного явления» [7, с. 283]. Как уже упоминалось ранее, в последние годы термин «ментальность» все чаще стал появляться в трудах историков культуры, которые подчеркивают, что ее (культуры) изучение невозможно без исследования ментальностей, понимая под этим «... весь тот комплекс основных представлений о мире, при посредстве которых человеческое сознание в каждую конкретную эпоху перерабатывает в упорядоченную картину мира «хаотичный и разнородный поток восприятий и впечатлений» (А.С. Гуревич) [16]. Автор данного определения делает акцент, главным образом, не на социальном характере данного явления, а на его субъективной сущности, трудно поддающейся анализу. Ментальности в понимании А.С. Гуревича существуют в виде не оформленных четко и практически не осознаваемых субъектом манер мыслить, которые часто лишены той логики умственных образов, которая присуща данной эпохе или определенной социальной группе. Однако тот же А.С. Гуревич в другой своей работе пишет, что «...историки ментальностей, интеллектуальной жизни, систем .ценностей, воображения оказались стоящими перед необходимостью связать культуру с социальной структурой, понять их в единстве как проявления активности, жизнедеятельности общественного человека» [16, с. 87].

По нашему убеждению, ментальность, безусловно, включает базовые понятия о человеке и его месте в природе и обществе, но они вовсе не подвергнуты логической систематизации. Эти понятия связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием, поскольку регулируют поведение индивидуума, а не его мысль. Иными словами, изучение феномена ментальности дает возможность перейти от психологии сознания индивидуума, группы, общества в целом, к психологии поведения; и возможность эта позволяет предельно приблизить данный феномен к сфере обыденного сознания.

Сфера обыденного сознания предполагает непосредственное взаимодействие индивидуумов на почве насущных интересов, бытовых потребностей, семейных, дружеских связей. Следовательно, обыденное сознание есть отражение повседневной жизни, материальных условий на эмпирическом уровне. Его составляющие достаточно многочисленны: фольклор, советы и рекомендации на основе житейских правил, традиций, житейские суждения и представления, сложившиеся вновь традиции и нормы поведения, содержащие общечеловеческие требования и т.п., и являются основой формирования и развития ментальности. Однако, ошибкой было бы ограничивать трактовку понятия ментальности только сферой обыденного сознания. Вышеперечисленные компоненты обыденного сознания являются лишь платформой, над которой выстраивается весь содержательный спектр , ментальности, представленный в различных формах. Формы проявления ментальносте аналогичны формам общественного сознания, которые можно условно подразделить на две группы. Первая группа форм связана с регулированием общественных отношений и включает, соответственно, политическое сознание и нравственное сознание. Вторая группа форм общественного сознания и ментальности связана с духовным и духовно-практическим освоением социальной действительности и включает, соответственно, эстетическое сознание, научное сознание, философию и религиозное сознание.

Историческая практика убедительно доказывает, что все перечисленные формы общественного сознания, формы проявления ментальности, к какой бы из двух групп они ни принадлежали, всегда находились во взаимодействии и взаимодополняли друг друга. Более того, под влиянием того или иного культурно-исторического события или явления на ментальность индивидуума, группы, общества в целом, проявление их приобретало не обособленный, а комплексный характер. В контексте данного исследования музыкальная культура оказывает влияние на ментальность студенческой российской молодежи во всех формах и проявлениях последней, включая эстетические, нравственные, интеллектуальные, философские и даже правовые, политические и религиозные установки ее сознания.

Философия музыки и музыкальная культура

Рассмотрение феномена музыкальной культуры в рамках данной главы обусловлено ролью, которую она занимает в формировании ментальности современной молодежи.

Сам предмет исследования — музыкальная культура личности — требует от ученого глубокого вхождения в круг философских проблем человека и круг философских проблем культуры. Взгляд на музыкальное искусство как на одну из форм практически-духовного освоения мира позволяет в этом эстетическом способе бытия человека увидеть связь музыкальной культуры с духовно-практическим изменением действительности, изменением самой личности.

Поскольку взаимосвязь музыки и человека есть философская проблема, целесообразно исследовать пути и способы «обретения» музыки человеком и человека в музыке.

Что есть музыка? В чем ее отличие от других видов искусств? Почему именно музыка оказывает наиболее сильное воздействие на человека? Эти .вопросы требуют феноменологического рассмотрения предмета музыки.

Как отмечает Р. Тельчарова [91, с. 19], «... положение об общественном характере музыки, ее связи с гражданским этосом и катарсическим воздействием определяют главные категории античной философий музыки в системах Платона и Аристотеля...» Так или иначе, эти системы связывают природу музыки и природу человека феноменологически, поскольку тезис, высказанный Протагором: «Человек есть мера всех вещей» отражает пафос гуманистически-антропологической парадигмы эпохи.

Однако принципиально новые стороны антропологического понимания музыки выявляются в работах немецкого философа XIX в. Иммануила Канта. Наибольший интерес в этой связи представляет концепция «ноуменов» и «вещей в себе», изложенная в «Критике чистого разума» [28]. Воздействие музыки Кант понимает не как набор аффектов, но как восприятие главного аффекта, который, в свою очередь, напрямую связан с определенной темой в музыкальном произведении. Поскольку тема как семантическая единица музыкального произведения является его формообразующим элементом, то сама музыка в оценке Канта по одной лишь форме поднимается на вершину «чистой красоты». Развивая «теорию аффектов» античной эстетики, Кант, таким образом, отказывается от нее на деле, все более склоняясь к музыкальному форматизму, теория которого в последующем закрепляется в работах последователей Канта-Т. Адорно и Э. Ганслика [1, 10]. , Феноменологический метод исследования, являющийся актуальным в данной работе, наиболее детально разрабатывался в трудах немецкого философа, последователя И.Канта Э.Гуссерля [119]. Э.Гуссерль полагал, что исходным пунктом рефлексии философа являются интенциональные переживания мира в актах сознания и проявлениях человеческого духа, выраженные в значениях языка. Отсюда и его интерес к анализу сущности предмета, погружению в его смысл, который может быть зафиксирован в устойчивых понятиях.

Музыкальная инверсия идей Э. Гуссерля может быть представлена следующим образом. В отличие от теоретического интереса музыкознания, направленного на конкретные музыкальные произведения, музыкальная феноменология изучает имманентный смысл «мыслимого» музыкального содержания, то есть те процессы музыкального мышления, которые конституируют художественный смысл. Выявление логики и связей музыкального языка может оказать помощь в раскрытии имманентного смысла музыкального произведения.

Однако не сами средства музыкальной выразительности - мелодия, гармония, ритм, фактура — привлекают феноменолога музыки, а те духовные значения и реалии, которые выражены в них. Важнейшее правило феноменологического метода состоит в том, что знакомство с музыкой начинается с самой музыки, а не с рациональных установок или обучения категориям. Таким образом, первоисточником всех смысловых образований является познающая субъективность музыкального сознания, а поиски «ключей» к музыкальному произведению включают моменты интенциональности или «индивидуальной заданности» этого сознания.

Процессы усложнения музыкального сознания в XX веке так же, как и процессы усложнения философской мысли, способствовали развитию феноменологических исследований музыки. Русский философ XX века А.Ф. Лосев совершил, на наш взгляд, подлинный переворот в философской науке, заявив, что под феноменологией, следует понимать описание явленной сущности предмета, то есть именно диалектику, которая является основой, исходным пунктом всякого философствования [45].

Проблема феноменологии музыки по Лосеву состоит в универсальном противостоянии алогического хаоса и эйдетической изваянности, части и целого, общего и особенного, что и составляет сущность музыкальной диалектики. Критикуя феноменологические установки Э. Гуссерля, Лосев отказывает им в наличии диалектического подхода, который, по мнению русского философа, ощущался уже у древних, в частности у Платона. Тем не менее, как утверждает Лосев, «именно музыкальное бытие как раз не есть эйдос с логическим смыслом, а есть лишь диалектический момент в общей структуре эйдоса». Еще в своих ранних работах («Строение художественного ощущения», неоконченная рукопись 1915-1916 гг.) [45] Лосев пытался выявить специфическое место музыки в сфере художественного. Если искусство вообще понимается как непрерывная творческая текучесть, неоформленное качество и смысл, что и составляет «первичное бытие», то музыка в наибольшей степени сохраняет «чистое качество» этого «первичного бытия». Если музыка есть часть мироздания, а именно его хаотическая, бесформенная и бессловесная основа, то сила, дающая форму, есть другая ее часть — слово, но не музыка. «Музыкальное бытие, по сути своей бесформенное, проходя различные стадии оформления (эпическую, драматическую, лирическую), в конце этого процесса «напрягается до слова, до логоса» [45].

Причины и следствия трансформации музыкальной культуры в ментальности студенческой молодежи России

Методологический анализ особенностей ментальности российской молодежи, проведенный в начале нашего исследования, убеждает в том, что ментальность современной молодежи существенно трансформировалась под влиянием социальных перемен. Трансформация как процесс присуща практически всем явлениям окружающей действительности. Трансформация (лат. transformatio - преобразование, превращение) буквально означает «такое преобразование слов или сочетаний слов, когда получается новая конструкция предложения; например, пассивная форма... трансформирована в активную...» [35, с. 616]. Таким образом, трансформация означает изменение старого и появление нового. Каждое новое в определенной степени есть отрицание старого, либо его преобразование.

Анализируя состояние современной музыкальной культуры, мы также убеждаемся, что она сильно трансформировалась с течением времени. Отмечая, что трансформация музыкальной культуры имеет место и в ментальности современной российской молодежи, в том числе и студенческой, попытаемся высветить аксиологический аспект данной проблемы.

Трансформация ценностей - политических, экономических, нравственных, эстетических - у молодежи наиболее радикальна, потому что реалии, с которыми сталкивается молодежь, сами по себе очень изменчивы. Вследствие данной трансформации происходит отторжение молодого поколения от культурно-исторических ценностей предыдущих поколений, что в свою очередь приводит к нарушению преемственности в передаче социокультурного опыта [83].

В данном контексте речь пойдет о трансформации музыкальных ценностей в ментальности современной студенческой молодежи. Говоря о ценностях музыкальной культуры мы, прежде всего, имеем в виду музыкальные произведения и их авторов, то есть все то, что составляет содержание музыкального творчества. Неотъемлемыми компонентами музыкального творчества являются также музыкальные направления и стили различных эпох, композиторов, жанры и выразительные средства музыкальных произведений. Кроме того, к разряду музыкальных ценностей следует отнести и феномен музыкального исполнительства, который выполняет функцию пропаганды и популяризации музыкального наследия. Научно-исследовательская и научно-методиченская деятельность в музыкальной области приводит к созданию еще одной группы ценностей, содержанием которой являются музыкальные теории, концепции, методики и т.п. И, наконец, не менее важными в структуре и содержании музыкальных ценностей являются ценности музыкального образования и воспитания, институируемые разнообразными центрами музыкальной культуры.

Аксиологический подход к проблеме трансформации наряду с иными подходами естественно предполагает выявление причин данной трансформации. Исходя из установки, что ценности являются элементами сознания человека, можно выстраивать концепцию взаимосвязи причин трансформации музыкальной культуры в ментальности молодежи и особенностей данной ментальности, перечисленных в первой главе.

Молодежи от природы присуща жизненная активность, отсюда ее непреодолимое стремление к новому, отвержение традиций и создание своей, отличной от официальной, культуры. Так музыкальная классика в ментальности молодежи трансформируется в поп- или рок-культуру. . Содержательный аспект данной трансформации указывает на смену приоритетов в сторону того или иного музыкально-стилистического . направления.

Трезво оценивая свой социальный статус в обществе как достаточной низкий, молодежь замыкается в собственном мире и создает свою культуру, в том числе и музыкальную. Неформальные молодежные объединения, которые часто проявляют себя и через музыкальные приоритеты, значительно локализуют себя от общества. Данная локализация вполне согласуется с общественным мнением молодежи, ее ментальностью, поскольку открывает новые горизонты для самоутверждения без участия общества, для творчества, в том числе и музыкального. Возникает парадокс: общество со своей стороны отводит молодому поколению роль пассивного потребителя, тогда как внутри молодежной среды происходит активный поиск новых форм существования, самореализации, творчества! Не случаен интерес российской молодежи к рок-музыке, который возник в 80-е гг. XX столетия под влиянием движения хиппи в 60-е гг. на Западе и имел целью выразить социальный протест молодежи.

Низкая оценка социальной роли молодежи официальными кругами российского общества опасна негативными последствиями для формирования ценностного ядра культуры самой молодежи. Считая молодежь «пассивной. единицей», российское общество тем самым возлагает на себя полномочия в деле воспитания ее в соответствии со своими традиционными взглядами и установками, проецируя их, в том числе, и на современную музыкальную культуру. Следствия этой своеобразной «опеки» - навязывание стереотипов западной масскультуры, мифологизация музыкального сознания - видны сегодня невооруженным взглядом.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России