Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Структурные компоненты личности и доминантные факторы ее формирования в современных, условиях 18
1.1. Биологические и психофизиологические компоненты формирования личности молодого человека 18
1.2. Место и роль физической культуры в формировании целостной личности 37
1.3. Социальная диагностика, социальное проектирование и психокоррекция подрастающего поколения через средства физической культуры 58
ГЛАВА ВТОРАЯ. Физическая культура как фактор социальной адаптации молодежи 74
2.1. Физическая культура как внутренний атрибут общей культуры личности 74
2.2. Пути и способы преодоления социальной апатии и аномии через совершенствование физической культуры молодежи 90
2.3. Физическая культура как фактор активизации профессионально-волевых качеств молодого специалиста 111
Заключение 130
Примечания 136
Библиография 138
- Биологические и психофизиологические компоненты формирования личности молодого человека
- Социальная диагностика, социальное проектирование и психокоррекция подрастающего поколения через средства физической культуры
- Физическая культура как внутренний атрибут общей культуры личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Настоящая диссертационная работа ставит перед собой актуальную и сложную задачу целостного и комплексного исследования весьма острых и насущно назревших в современном российском обществе проблем сохранения и укрепления здоровья подростков и молодежи средствами физического воспитания и способами совершенствования физической культуры личности. Данная постановка вопроса о формах и способах влияния физической культуры на формирование личности молодого специалиста в контексте социально-философского анализа закономерно включает в себя также проблемы социальной адаптации, профессиональной ориентации, образования, воспитания и социализации личности детей и подростков в кризисных, переходных состояниях современного российского общества.
В этой связи необходимо прежде всего отметить тот факт, что для физической культуры до сих пор не нашлось четкого и определенного места ни в одной из областей социально-гуманитарного знания. Философия, культурология и другие гуманитарные дисциплины по сей день практически не рассматривают ее как составную часть духовного потенциала личности, внутреннее условие формирования социально-нравственных качеств индивида, его активной жизненной позиции в предельно динамичном и изменчивом социальном окружении.
Отсюда само определение физической культуры зачастую никоим образом не связывается с философским понятием "культуры" как та-
ковой, культуры как способа формирования, совершенствования, "культивирования" человеческой личности средствами и методами физического воспитания и физической подготовки к активной и сознательной социальной и профессиональной деятельности. В нашей отечественной литературе физическая культура рассматривается исключительно как сфера забот об атлетизме тела, о совершенствовании физической силы, ловкости и выносливости, которая должна находить свое применение преимущественно в области профессионального или любительского спорта и разного рода спортивных состязаний. Отсюда не случайным является и тот факт, что определение термина "физическая культура" отсутствует в современных словарях и учебниках по философии, социологии и культурологии. Это понятие фигурирует преимущественно в книгах и словарях по медицине, анатомии и физиологии, справочниках и буклетах по спорту и спортивным состязаниям.
В то же время совершенно упускается из виду тот весьма существенный момент, что в самом понимании физической культуры заложен глубинный социально-философский смысл, который раскрывается в изначальных природных факторах "культивирования" личностных качеств человека как биосоциального существа, живущего и действующего в гармонии с окружающей его природой, материально-чувственным макрокосмом, в котором он - микрокосм, выступает как неразрывное единство природного и социального начал. Данная трактовка физической культуры находит свое выражение не только в ранней античной и эллинистической натурфилософской традиции, но и в еще более древней индийской и китайской философской антропологии и метафизике человеческого организма, в которой физическое совершенство и здоровье индивида рассматривалось как неотъемле-
мый атрибут духовно-нравственного совершенства личности, форм и способов его жизнедеятельности и коммуникации в природном и социальном окружении.
С этих позиций физическую культуру следует рассматривать как предпосылку и внутренний атрибут общей культуры личности. Сам смысл понятия культуры социума - это давно уже не возделывание растений, а возделывание и совершенствование человеческого счастья и духовно-нравственных основ человеческой личности. Физическая культура направлена прежде всего на сохранение и укрепление здоровья человека - как физического, так и духовного, а не просто на проведение спортивных состязаний и мероприятий спор-тивно-развлекательного характера. Сегодня мы уже не можем отрицать тот факт, что природно-биологические процессы играют огромную роль в социальной жизнедеятельности человека. Человек - это биопсихосоциальное существо и данное комплексное понимание сущности человеческой личности подводит нас к выводу о том, что эмоционально-волевые качества индивида в значительной степени детерминируются не только социальными установками, но и физической подготовкой, физической культурой в самом широком смысле этого понятия, включающего в себя прежде всего здоровье личности и здоровый образ жизни современного молодого человека - как физиологический, так и эмоционально-психологический и нравственно-духовный, и ни один компонент человеческой культуры, здоровья и индивидуального совершенства не может существовать и функционировать изолированно и в отрыве друг от друга. Это и подводит нас к новому социально-философскому смыслу и пониманию физической культуры личности как дополнительного способа и важнейшего средства достижения человеческой идентичности и гармонии с окру-
жающей его природой и социумом.
В настоящее время в качестве одного из важнейших критериев оценки важности физического совершенства выдвигается прогресс науки, техники и культуры. Через этот "магический кристалл" высвечиваются перспективы всестороннего развития человека и реальное будущее человечества. Сегодня научно-технический прогресс и будущее человечества в психофизиологическом аспекте неразрывно соединяются в нашем сознании как два фактора существования социума и цивилизации. При этом научный прогресс рассматривается не только как благо, но порой и как серьезная угроза для динамического равновесия природного и социального начал в сущности человеческой личности. Многие футурологические прогнозы обращают внимание на лавинообразный характер воздействия научно-технического прогресса на естественную эволюцию природы и природно-био-логическую сущность человека. Возникает реальная угроза подрыва естественных основ существования природной среды, человека и человечества в целом в связи с тем, что влияние на них техносферы становится необратимым и неуправляемым. Недооценка роли физической культуры уже сегодня сказывается в том, что под угрозу ставится само существование человека как биологического вида, нарастают необратимые негативные изменения в генофонде нации, биологические и физиологические мутации становятся обычным явлением, так же как и беспрецедентный рост наследственный заболеваний и врожденных патологий. Физически здоровый человек становится исключением, а больной и физически недоразвитый индивид статистически превращается в норму.
Как известно, в современных дискуссиях, касающихся проблемы человека и его физического совершенства, чрезвычайно много вни-
мания уделяется вопросу о том, что в ходе развертывания научно-технической революции и все более расширяющегося потребления обществом результатов НТП необычайно увеличивается количество факторов, которые способствуют биологической дезадаптации человека, угрожающей его будущему, и не только биологическому и психологическому, но и социальному. Здесь имеются в виду не только физические, но и психологические факторы, связанные с загрязнением среды обитания человека, увеличением нервно-психических нагрузок в процессе общения и деятельности людей, пагубные темпы нарастания глобальных экологических проблем, неравномерности и неустойчивости в усложнении социальной структуры их существования и ускорение социальной динамики развития общества и человека, все чаще приводят личность к стрессовым состояниям и целому ряду так называемых "болезней цивилизации".
Никогда еще ранее технический базис производственной деятельности не предъявлял таких высоких психологических и физиологических требований к человеку и не влиял так существенно на сферу его социальной жизнедеятельности. Зачастую современная наука, обращаясь к биологической природе человека и его психофизиологическим особенностям, ищет эффективные пути, помогающие приспособить природные возможности человека применительно к развитию техники. Этот процесс в ряде случаев приводит к обезличиванию человека, к превращению его в технический придаток индустриального производства, выполняющего лишь какую-то определенную функцию. Урбанизация и технизация жизни человеческой личности обрушивает на него тяжкий груз социальной напряженности и психической неполноценности. Человек перестает ощущать себя личностью, неповторимой индивидуальностью, превращаясь в стандарт-
ную производственную единицу. Автоматизация и кибернетизация производства существенно влияет на биологическую адаптацию человеческого организма к новым производственным условиям, связанную, в первую очередь, с существенным изменением самого характера его физической деятельности.
Проблема выживания человека в условиях угрозы ядерной войны и глобальной экологической катастрофы тревожит сегодня уже не отдельные умы, а целые социальные общности. Но не менее тревожно заявляет о себе и другая проблема, которая пока еще так широко не осознается,- это угроза тотального разрушения человеческой личности, приобретающая сегодня глобальный характер. Быстрое изменение социального бытия, общественной ситуации, крах старых ценностей и идеалов, потеря нравственных ориентиров, рост национализма, преступности, коррупции, стрессы, психологические перегрузки, - все это проблемы, связанные в первую очередь с бытием человека как одновременно природно-биологического и социализированного существа, и именно поэтому рассмотрение сущности' физической культуры личности, ее "культивирования" средствами и методами физического воспитания подростков и молодежи все более устойчиво закрепляется как специфическая социально-философская проблема.
В этой ситуации и становится очевидной насущная потребность в разработке новых теоретических подходов и методологических программ, рассматривающих проблему человека и факторы совершенствования его физической культуры в качестве определяющего направления развития гуманитарных наук и философии, а также вырабатывающих устойчивые критерии оценки ее социальных и гуманистических параметров в формах и методах совершенствования физичес-
кой культуры личности в условиях современного информационного и технотронного общества.
Степень научной разработанности проблемы.
Прежде всего следует отметить, что исследуемая нами проблема относится к числу пограничных для различных отраслей науки: социальной философии, социологии, культурологии, возрастной и социальной психологии, педагогики и теории воспитания, психофизиологии, психодиагностики, валеологии и др. Это во многом определяет сущность и специфику различных подходов к подбору и анализу не только самой проблематики, но и ее источниковедческой базы.
Среди наиболее известных работ в области психологии и физиологии человеческого организма следует отметить прежде всего труды И.Сеченова, И.Павлова, П.Анохина, В. Бехтерева, П. Лесгафта, К.Тимирязева, Л.Науре, И.Шмальгаузена и некоторых других представителей естественнонаучного направления Х1Х-го и начала ХХ-го века.
Среди современных отечественных исследователей данной проблемы необходимо указать работы таких авторов, как Н.М.Амосова, Я. А.Бендета, Г.П.Богданова, И. А.Баднина, В.И.Вернадского. Н.П.Дубинина, В.И.Дубровского, Я.И.Гилинского, К.М.Завадского. П. И. Загрядского, В.Ф.Зеленина, М. С. Кагана, А.Н.Леонтьева, Б.А.Никитюка, К.С.Петровского, Н.А.Розе, А.М.Свядоща и некоторых других.
Валеологическое направление в исследовании сущности и социальной направленности физической культуры представлено такими учеными как В.М.Баранов, Э.Г.Булич, П.А.Виноградов, Н.Д.Граевс-кая, В.И.Жолдак, В.Г.Жбанков, С.Н.Исаева, А.В.Коробков, И.В.Му-
равов, В.В.Матов, Н.А.Нельга, Л.Н.Никофонтова, М.В.Протасова, Л.Ф.Сорокина, М. П. Сотникова, Л.П.Трофимова, Г.А.Шевченко, 3. А.Федоренко и др.
В области философской антропологии и социально-философского осмысления здоровья личности в современной ситуации следует назвать работы В.П.Алексеева, Б.Г.Ананьева, Н. В. Андреенковой, В.Г.Афанасьева, А.Л.Белых, Л.П.Буевой, В.И.Верховина, В.А.Горшкова, Я.И.Гилинского, К.М.Гуревича, Н.Н.Дьяченко, А.А.Зворыкина, В. А.Кан-Калика, И. С.Кона, О.Н.Козловой, Т.В.Карсаевской, Б.Ф.Курдюкова, И.Я.Лернера, С.П.Никандрова, В.И. Переведенцева, М.Н.Руткевич, В.П.Потапова, В.В.Новикова, Э.Н.Фетисовой и многих других.
В зарубежной науке отдельные аспекты данной проблематики в их связи с социальной стратификацией и появлением тенденцией индивидуализма, эгоцентризма и аномии рассматривались такими исследователями как П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, В.Парето, М.Вебер, Г.Моски, Р.Михельс, Р.Миллс, Л. фон Визе, Р.Арон, Н. Смелзер, С.Фишер, Д.Гелбрейт, С.М.Липсет, П.М.Блау, В.Брайс, Р.Бейлз, А.Маслоу, К.Манхейм, В. Триплет, В. Меде, Ф. Оллпорт, В. A. May и др.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют прежде всего общефилософские и социально-философские принципы и методы исследования, то есть принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, а также некоторые методы современной социальной психологии и педагогической аксиологии. На основе синтеза конфликтологического и функциона-листского подходов в социально-философском познании намечена попытка целостного рассмотрения проблемы физического воспитания в
современном социальном контексте, разработаны основы синтеза понятий "физическая культура личности" в философии, социологии, педагогике и психологии.
В диссертации также использованы и обобщены результаты исследований в социальной философии, философской антропологии, социологии и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогической аксиологии и культурологии, а также психофизиологии и психодиагностики личности, что открывает новые возможности исследования на путях методологического интеракцио-низма, позволяет по-новому верифицировать сущность, специфику и социальную детерминированность современных проблем физического воспитания и формирования физической культуры современных подростков и молодежи в рамках комплексного социально-философского исследования.
Объектом настоящего комплексного исследования выступает физическая культура как внутренний компонент и атрибут общей культуры личности.
Предметом диссертационного исследования является оптимизация форм и методов воспитательного и социализирующего влияния физической культуры на формирование духовно-нравственных основ личности молодого специалиста.
Цель исследования - рассмотреть сущность феномена физической культуры в рамках социально-философского и философско-антро-пологического анализа.
Задачи исследования:
- выявить специфику, механизм и функции физической культуры как внутреннего атрибута общей культуры личности и способа "культивирования" индивида в современном обществе с гуманиста-
ческих позиций;
раскрыть социальные функции физической культуры и их ценностно-мировоззренческое наполнение с точки зрения культурологического подхода;
показать роль и значение социальной диагностики, социального проектирования и психокоррекции подрастающего поколения средствами и методами физической культуры и физического воспитания;
обозначить факторы оптимизации интеллектуальных и духовно-нравственных основ и аксиологических функций физической культуры;
выявить наиболее действенные пути и способы преодоления негативных и депривирующих факторов в отношении детей и подростков, сглаживания негативных последствий социальной апатии и аномии через совершенствование физической культуры современной молодежи;
обосновать роль и значение физической культуры как доминантного фактора активизации профессионально-волевых качеств молодого специалиста, реализовать наиболее эффективные формы и способы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации на основе совершенствования методов физического воспитания.
Научная новизна диссертации состоит в следующих аспектах и положениях:
- в диссертации предложено новое понимание смысла и сущнос
ти физической культуры личности с точки зрения социального и ак
сиологического содержания данного культурного и общецивилизаци-
онного феномена;
в работе дано социально-философское определение понятия "физическая культура", учитывающее неразрывное единство биологического и социального в сущности личности;
доказано положение о том, что физическая культура имеет прежде всего социально-гуманитарный, духовно-нравственный и аксиологический смысл, не ограничиваясь узкими рамками медико-биологического подхода;
с этих позиций преодолено узко-прагматическое и примити-визированное понимание смысла и сущности физической культуры как комплекса чисто спортивных мероприятий, либо же как одной из дополнительных и вторичных отраслей медицины, биологии и физиологии организма;
отсюда нами выдвинуто социально-гуманитарное и аксиологическое понимание сущности физической культуры и физического воспитания как сложного социокультурного феномена, изначальная задача и цель которого - совершенствование и "культивирование" духовно-нравственных основ человеческой личности в единстве с укреплением ее телесной организации, сохранением жизни и здоровья личности.
На защиту выносятся следующие положения:
В условиях радикального социально-экономического преобразования современного общества и нарастания глобального экологического кризиса следует по-новому поставить вопрос о сущности физической культуры как доминирующего фактора сохранения и укрепления человеческого здоровья и ведущей формы реализации здорового образа жизни.
Ситуация в современном естествознании и научных дисциплинах социально-гуманитарного блока настоятельно требует выра-
ботки новых критериев оценки сущности и содержания физической культуры, а также более четкой ее верификации в системе научных дисциплин.
С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни следует рассматривать как непрерывный процесс индивидуальной и социальной адаптации к внешней среде, к изменчивым условиям общественной и профессиональной жизнедеятельности. И особенно важно то, что данный процесс в современных условиях информационного и технотронного общества диктует примат социальных факторов адаптации над природно-биологическими компонентами человеческой личности.
Обозначая социально-гуманитарный подход к проблеме физического воспитания молодежи в новых антропоэкологических и социальных условиях, следует отказаться от привычного упования на медицину, которая лишь "выправляет" отдельные физические аномалии и то не всегда достаточно успешно, и перейти на интегратив-ные социальные программы в области охраны здоровья. А для этого необходимо анализировать сущность, содержание, средства и методы влияния физической культуры на личность именно с позиций современной культурологии, педагогической аксиологии, философской антропологии и социальной философии.
В силу этого, необходимо поднять социальный, нравственно-эстетический и психоэмоциональный статус физической культуры как у основной массы российского населения в целом, так и особенно у подростков, чьи социальные и нравственные ориентации во многом могут быть видоизменены с помощью возврата к аксиологическим, ценностным основаниям физической культуры как ведущего фактора формирования здоровой, творческой и социально активной
личности.
Повышение роли и значимости физической культуры в ее расширенном понимании вместе с достижением наибольшей эффективности физического воспитания и просвещения поможет преодолеть явления социальной апатии и аномии среди молодежи, а также в значительной степени снизит воздействие негативных и депривирую-щих факторов в отношении современных детей и подростков, что создаст условия для более оптимальной их подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Отсюда наличное состояние здоровья детей и подростков в современных весьма динамичных и даже кризисных условиях зависит от многих факторов и не только от генетической обусловленности организма и экологии, но и от целого комплекса социальных мероприятий общества по сохранению и поддержанию здоровья подрастающего поколения, от уровня и степени "культивирования" обществом и его основными социальными институтами здорового образа жизни, а также повышения роли и статуса физической культуры в общегуманитарном аспекте.
Теоретической основой формирования данной программы социальной значимости физической культуры в кризисных и нестабильных состояниях общественной системы должны стать новые научно обоснованные технологии гуманизации, дифференциации и индивидуализации учебно-педагогического процесса в школах, техникумах и вузах в соединении с медицинскими средствами восстановления физического и психического здоровья детей и подростков, с новыми методами воспитательного, психоэмоционального и культурно-эстетического воздействия на подростка в ходе непрерывного образовательного процесса.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования предполагают новое понимание самого феномена физической культуры как внутреннего атрибута общей культуры личности и имманентной основы формирования социальных и духовно-нравственных основ активной социальной и профессионально-производственной деятельности человека в условиях складывания новых рыночных отношений, безработицы и конкуренции, в' ситуации обострения глобальных экологических проблем и ухудшения общей динамики детской и подростковой заболеваемости. Настоящая работа может использоваться при решении вопросов формирования личности, ее физического и нравственного воспитания и социализации в условиях социально-экономической нестабильности и экологического кризиса, а также стать базой для разработки специальных и факультативных учебных курсов в технических и медицинских вузах. Исследование представляет также конкретный научный интерес для антропологов, социологов, педагогов и методистов, психологов и социальных работников, работников сферы здравоохранения, лечебно-оздоровительных и спортивных организаций. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров по линии здравоохранения и культурно-просветительской работы институтов охраны жизни и здоровья, в системе массового просвещения, при разработке спецкурсов по линии городских, краевых и региональных обществ "Знание", в усовершенствовании краевых и региональных программ Северо-Кавказского региона, в том числе программы "Здоровый город - здоровые дети".
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертацион-
ного исследования докладывались автором и обсуждались на международной конференции "Циклы", на ряде межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке спецкурса "Физическая культура как фактор формирования личности молодого специалиста". На основе результатов диссертационного исследования разработана концепция и программа воспитательной и профориентационной работы со студентами в технических вузах.
По теме исследования автором опубликовано 6 научных работ, общим объемом 8,8 п. л.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. Общий объем работы - 148 страниц.
В конце работы помещен список использованной литературы, включающий в себя 152 источника, в том числе 7 на иностранных языках.
Биологические и психофизиологические компоненты формирования личности молодого человека
Здоровье наших детей и подростков на современном этапе общественного развития зависит не только от медицины и учреждений здравоохранения, но в значительно большей степени от всего комплекса природно-экологических и социально-экономических условий жизни и деятельности. Одно только упование на медицину и преувеличение роли клинической диагностики сегодня в значительной степени препятствует широкомасштабным социальным мероприятиям в области наиболее раннего формирования здоровой личности - как в физическом, так и в духовно-нравственном отношении,- а также снижает эффективность педагогической, воспитательной и профори-ентационной деятельности.
На современного человека постоянно воздействуют три потока информации: сенсорная, воспринимаемая органами чувств через первую сигнальную систему, вербальная - передающаяся через абстрактные символы, устное и письменное слово,- и, наконец, структурно-функциональная, поступающая через органы обеспечения физиологической жизнедеятельности человеческого организма. В этом едином взаимосвязанном процессе наиболее существенным является то, что, как показали исследования последнего десятилетия в данной области, наибольший прогресс в сфере сохранения и укрепления здоровья подростков и молодежи достигается не путем прямого физиологического и медицинского воздействия, а преимущественно в опосредованной социальной форме, благодаря улучшению условий жизни и труда, повышению эффективности физического воспитания и образования молодежи.
С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни следует рассматривать как непрерывный процесс индивидуальной и социальной адаптации к внешней среде, к условиям общественной и профессиональной жизнедеятельности. И особенно важно то, что данный процесс в современных условиях информационного и технотронного общества диктует примат социальных факторов адаптации над при-родно-биологическими компонентами человеческой личности. Последние исследования показывают, что для успешной адаптации и сохранения здоровья детей и подростков социально-психологические факторы оказываются значительно более важными, чем природно-биоло-гические и экологические.
В последние три-четыре десятилетия общее состояние здоровья людей значительно ухудшилось, особенно в городах - крупных индустриальных и административных центрах. Это связано как с экологией и нарастанием генетических мутаций, так и в еще большей степени с социально-экономическими и политико-правовыми факторами. Урбанизация и технизация жизни, резкое повышение уровня механизации, автоматизации и кибернетизации производственно-трудовых и образовательных процессов приводит к уменьшению физической и психической сбалансированности труда и обострению стрессовых ситуаций.
В этих условиях возникает серьезная угроза для физического и психического здоровья детей и подростков, стрессовые реакции молодого организма оказываются значительно выше оптимального предела, физические нагрузки и гиподинамия приводят к ослаблению функциональных параметров организма, невротические и астенические состояния вызывают внутренний дисбаланс подрастающего поколения, что приводит к различного рода функциональных расстройств, эустрессовым и дистрессовым состояниям, увеличению числа социально детерминированных заболеваний - алкоголизм, наркомания, токсикомания, а также рост аномии и асоциальных форм поведения.
Поэтому наличное состояние здоровья детей и подростков в современных весьма динамичных и даже кризисных условиях зависит от многих факторов и не только от генетической обусловленности организма и экологии, но и от целого комплекса социальных мероприятий общества по сохранению и поддержанию здоровья подрастающего поколения, от уровня и степени "культивирования" обществом и его основными социальными институтами здорового образа жизни, а также повышения роли и статуса физической культуры в общегуманитарном аспекте.
Социальная диагностика, социальное проектирование и психокоррекция подрастающего поколения через средства физической культуры
Сегодня в нашей стране наличествует целый ряд острейших социально-экономических, социально-психологических и экологических проблем, требующих незамедлительного решения. В этих условиях социальная диагностика реального состояния здоровья и физического воспитания детей и подростков приобретает доминантное значение в области экспликации и типологической классификации, наиболее серьезных проблем и деструктивных тенденций в современном российском обществе.
Диагностика социальных проблем здоровья и здорового образа жизни представляет собой целый комплекс прикладных социально-философских, философско-антропологических и социологических исследований состояния и доминирующих тенденций в развитии социального организма с целью выявления различного рода отклонений и причин нарушений его нормального функционирования и развития. Диагностика включает, в себя анализ конкретной социальной ситуации, выявление наличного состояния социальных проблем, их типологиза-цию и социальную детерминацию, определение возможных тенденций и перспектив социального развития.
Социально-философский анализ конкретной общественной ситуации должен опираться прежде всего на объективные закономерности общекультурного развития и связанные с ними важнейшие характеристики социальных процессов: общие пропорции жизнедеятельности общества, основные тенденции, характер и темпы социального развития. При-этом особое внимание следует обратить на такие факторы и тенденции, как сдвиги в социальной структуре и темпы социально-экономической стратификации, повышение удельного веса инвалидов и нетрудоспособных, резкое увеличение числа лиц, живущих на грани нищеты, люмпенизация и маргинализации населения, рост заболеваемости, в особенности детской и подростковой, ослабление мер со стороны институтов здравоохранения, усиление национально-этнических конфликтов, увеличение количества наследственных заболеваний и изменение их структуры, направленности и мотивации, повышение темпов алкоголизации и наркотизации среди подростков и молодежи.
Тем самым социальная диагностика позволяет научно обосновать истоки и детерминанты социальных проблем, ранжировать их по степени настоятельности и значимости, определять пути и последовательность их решения. Она дает возможность наиболее эффективно использовать ресурсы, предназначенные для поддержания и развития социальной сферы. Социальная диагностика также весьма важна и для социального целеполагания, социального проектирования и прогнозирования социальных процессов. С ее помощью можно достаточно адекватно оценить обоснованность идей и гипотез, а также выявить наиболее существенные проблемы, которые возникают в ходе их решения. С этой точки зрения социальная диагностика может служить своего рода мониторингом, свидетельствующим о том, как существующие органы власти и управления решают жизненно важные социальные проблемы и обеспечивают достижение поставленных обществом целей.
Несомненным достоинством социально-философского подхода к определению культурологической проблематики является тот момент, что данный подход прежде всего выделяет ее объективное содержание - наличие социальных противоречий во всем многообразии их конкретных проявлений. При непосредственно управленческом подходе в сфере охраны жизни и здоровья детей и подростков основной акцент делается на том, каким именно образом данное противоречие воспринимается лицами, принимающими ответственные решения, иначе говоря, на необходимости самого социального действия. В то же время и с точки зрения социологического, и с точки зрения управленческого подходов особо подчеркивается объективно-субъективная природа самой проблемы. Это означает, что осознание противоречия или проблемы порождает его оценку и ответное действие со стороны различных социальных слоев и групп, а также со стороны социальных институтов.
Физическая культура как внутренний атрибут общей культуры личности
Многоаспектность содержания физической культуры и ее неразрывная взаимосвязь с общим культурным развитием личности в системе общественных отношений является предметом специального изучения как философов и культурологов, так и психологов, педагогов и ученых естественнонаучного профиля. В этой связи совершенно правомерно отмечалось, что необходимо ставить вопрос "не об индифферентности средств физической культуры по отношению к решению воспитательных задач в обществе... а о том, как использовать специфические и общепедагогические средства, методы физической культуры и спорта, решая в едином процессе задачи физического совершенствования и обязательного духовного развития личности человека". (16, С. 11).
Следует отметить, что в широком смысле слова, весь путь социально-исторического развития человека и общества можно условно рассматривать как путь расширения и усложнения системы своего существования, а также усовершенствования структурной организации своего бытия, называемого общим понятием "культура". Этот путь усовершенствования своей культуры ведет к достижению все большей свободы и уменьшению прямой зависимости от естественной среды своего физического обитания - природы. Однако достижение человеком все большей степени автономности в социальной деятельности увеличивает и отчуждение человека от природы, а свобода эта неразрывно связана с культурой. Именно поэтому в переломные, кризисные моменты своего существования люди зачастую начинают осознавать культуру как главную причину этого все нарастающего отчуждения. Иногда это объективное противоречие социального прогресса трансформируется в подсознательное стремление личности к отречению от культуры вообще, к разрушению социальных и духовных основ физической культуры в частности, поскольку именно они воспринимаются в сознании субъекта как препятствие на пути к его самореализации, как условия, ограничивающие и сковывающие его деятельность.
В силу этого, З.Фрейд, к примеру, не без основания считал, что современная культура является, по сути дела, продуктом подавления бессознательных влечений человека, и с этой точки зрения между культурой и человеком, как ее творчески-созидающим субъектом, со временем неизбежным является возникновение и нарастание внутреннего конфликта. В противовес его биологизаторс-кой позиции, известный философ-гуманист М.Шелер развертывает определение конфликта между человеческой свободой и всеми существующими формами социальной организации, чтобы раскрыть и объяснить основные закономерности развития культуры в специфических формах ее взаимодействия с сознательно творящим ее субъектом -человеком, имеющим свои личностные потребности, в том числе физиологически обусловленные желания, влечения и устремления, находящие свое реальное и активное выражение в волеизъявлении и деятельности.
Единство духовных, физических и социальных компонентов культурного бытия личности обусловлено, как мы уже отмечали ранее, именно деятельностнои сущностью человека, в которой бытие любой ценности определяется прежде всего ее социальными функциями, а сами эти функции, в частности физической культуры, реализуются "главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей". (17, С. 149). Данное единство культуры и деятельности подтверждается еще и тем, что в качестве основополагающего принципа при определении понятий "ценность", "функция" и "деятельность" выступает категория "потребность", которая еще не заняла подобающего ей важного места в реальном осмыслении феномена физической культуры.
Вместе с тем, несмотря на объективно проявляемое единство функционального, ценностного и деятельностного аспектов в содержании и формах социальной актуализации физической культуры, все еще явственно заметна обособленность их теоретического раскрытия в дисциплинах социально-гуманитарного блока. Это в значительной степени затрудняет концептуальное понимание внутреннего механизма освоения человеком социальных ценностей физической культуры, формирования духовно-нравственных основ его сознания в этом процессе.