Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Исаева Людмила Георгиевна

Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества
<
Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исаева Людмила Георгиевна. Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Уфа, 2005 148 с. РГБ ОД, 61:06-9/157

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философские основания исследования средств массовой информации в структуре духовной жизни общества 12

1. Средства массовой информации как элемент духовной культуры общества 12

2. Свобода средств массовой информации как фактор духовной демократизации общества ...27

3. Трансформация современных средств массовой информации и формирование медиаструктуры в постсоветской России 54

Глава 2. Влияние средств массовой информации на формирование духовной культуры современного российского общества 74

1. Манипуляция общественным сознанием в период духовной трансформации в России 74

2. Российская система духовных ценностей и специфика ее воспроизведения в СМИ ...85

3. Роль средств массовой информации в формировании нравственного потенциала личности 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

Библиографический список 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена потребностью в социально-философском осмыслении влияния средств массовой информации на духовную культуру формирующегося гражданского общества в России.

Духовная культура общества представляет собой совокупность идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем богатстве.

Тотальная информатизация - всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в информационном обществе становится всё более актуальным. В эпоху глобализации победы и поражения свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и крат-ковременными целями. В данной ситуации роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации - важная часть духовного производства. Это комплекс институтов и учреждений общества, которые порождают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.

С отменой цензуры в стране слово «свобода» стало одним из самых употребляемых в философском лексиконе. Все демократические конституции мира закрепляют понятие свободы, видя в нем основу свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства.

Недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуля
ция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения
культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и
духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Для того, что-

бы восстановить гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо пере-

{ъ местить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего

на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства.

Духовный мир человека, если его не защищать, легко уязвим. Нередко с помощью средств массовой информации подрываются духовное здоровье и безопасность общества, внедряется бездуховность, господство материальных интересов, которое ещё Платон называл основой пороков человека общества и государства.

По убеждению Канта, нравственность как таковая не зависит от времени, от реальной истории, хотя кодексы нравственности всегда несут отпечаток конкретных исторических условий.

Сейчас в России складывается обстановка, когда духовность всё более настойчиво сопрягают только с религией, именно с ней связывают надежды на духовное возрождение России.

Но многообразие мировоззренческих понятий, культурных ценностей,
идеалы гуманизма - то, что и составляет духовную культуру, существует и вне
религиозного сознания.
<4' Сегодня, когда в нашем обществе кризис духовности и нравственности

достиг угрожающих размеров, недооценка иностранного вмешательства не без помощи средств массовой информации является одной из глобальных ошибок. Экономически и политически слабое государство — всегда объект идеологической, политической и экономической экспансии.

Вступление человечества в новую информационную эпоху порождает объек-
'* тивную необходимость в философском осмыслении происходящих социальных про-

цессов. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» становится всё более
актуальным. Как считает известный американский ученый О. Тоффлер, к исходу XX
столетия знания и информация стали важнейшим ресурсом власти: они позволяют
достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их
личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников.
!' Можно сказать, что в этих условиях все победы и поражения свершаются на невиди-

мом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникатив-

ные технологии с долговременными и кратковременными целями, а единое информационное пространство признается обязательным компонентом государственности.

В этих условиях роль средств массовой информации в манипуляции общественным сознанием значительно возрастает. Средства массовой информации создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения.

В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и сферы духовной, что во многом обусловлено деятельностью средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы по западному образцу.

Свершившиеся перемены значительно изменили облик российского общества. Отмена цензуры и свобода печати, свободные выборы и независимость граждан (и политическая и интеллектуальная), возможность свободно выражать свое мнение - это заслуга и средств массовой информации, формирующих в России основы гражданского общества. Однако эти перемены имели своей оборотной стороной негативные последствия влияния «четвертой власти» - разгул пропаганды насилия, вторжение в личную жизнь человека, возвышение таких антиобщественных явлений, как порнография и преступность.

Степень научной разработанности проблемы. Новое понимание задач средств массовой информации в формировании духовной культуры общества и в информационной политике Российского государства сформировалось под влиянием публичных выступлений политиков и реформаторов демократического блока, а также событий 1985-1997 гг., особенно тех, которые были связаны

непосредственно с изменением сознания российских граждан под влиянием гласности и перестройки.

Среди зарубежных авторов, которые внесли значительный вклад в изучение данной проблематики, можно назвать такие имена, как М. Вебер, Д. Грабер, Д. Мак-Куэл, Б. И. Пэйдж, Р. Шапиро, Э. Мицкевич и некоторые другие.

Группу источников составляют труды классиков русской философии, отражающие достаточно неоднозначные (а порой и разнополярные) позиции в толковании российской духовности, общественных идеалов, путей развития России -Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, К. Н. Леонтьева, Н. О. Лосского, Д. С. Мережковского, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка и др.

Несмотря на негативные последствия марксистско-ленинской методологии нельзя отбрасывать и рациональное в теоретических положениях и выводах исследований советского периода1. Работы Н. П. Ващекина, В.А.Виноградова, Д. И. Дубровского, Б. Ф. Поршнева, М. П. Хрестакиева, Ю. И. Черняка в некоторой степени определяют и раскрывают пути повышения эффективности СМИ, их оперативности, показывают потребительские запросы аудитории.

Можно сказать, что пророческие идеи русской философии помогают понять мозаичную картину духовной жизни современной России, показать первопричины ее узловых проблем. Эти аспекты получили отражение в работах современных исследователей - А. С. Ахиезера, В. С. Барулина, В. В. Ильина, В. А. Кобылянского, Н. Г. Козина, В. В. Крамника, В. И. Мильдона, А. С. Панарина, Ю. В. Олейникова,

Виноградов В. А. Информация как глобальная проблема современности // Марксистско-ленинская концепция глобальной проблематики. М., 1985; Ващекин Н. П. Философские аспекты информации общества // Философские науки. 1988. № 8; Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М, 1980; Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы па-леопсихологии). М., 1974; Хрестакиев М. П. Печать как институт социального контроля. Возрастание роли средств массовой информации и пропаганды в жизни социалистического общества. М., 1987; Черняк Ю. И. Информация и управление. М.,1974; Агошкова Т.А., Ря-жев А. С, Горелик О. М. Информационная культура как адаптационный механизм личности в развивающемся социуме. Проблемы гуманизации вузовского образования. Тольятти, 1977. Вып. 3,4, 9; Валитов О. К. Информация в жизни общества. Уфа, 1996; Правовое регулирование свободы средств массовой информации. Уфа, 1999; Зуев К. Л. Информационная ответственность и перспективы открытого общества в России. На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998.

Г. В. Осипова, М. М. Решетникова, П. А. Рачкова, В. Н. Сагатовского, П. И. Смирнова, В. А. Тонких, Е. С. Троицкого, А. И. Яковлева, Ю. Л. Ярецкого и др.

Шире поставлена проблема в трудах Н. Н. Богомолова, Г. В. Грачева, Ю. М Ермакова, И. А. Ильина, А. П. Назаретяна, Л. К. Мельника, Ю. Я. Шеркови-на. В них средства массовой информации рассматриваются как формы социально-информационного бытия политической культуры в процессе создания «индустрии производства информации» и становления информационной цивилизации1.

В работах Р. Ф. Абдеева, Р. Г. Апресяна, Е. Ч. Андруласа, А. М. Гусейнова, 3. А. Гучетля, А. В. Лукьянова, Г. А. Тульчинского, В. А. Энтина анализируются процессы общества и СМИ как условных форм коммуникативной деятельно-сти . Но с учетом специфики изменений в современной России возникает острая необходимость в более глубоком и целостном социальном анализе деятельности средств массовой информации.

В выработке методологических принципов исследования большую помощь автору оказали философские труды отечественных авторов Р. Ф. Абдеева, В. Г. Афанасьева, О. К. Валитова, В. А. Виноградова А. А. Гусейнова, Я. Н. Засурского, А. И. Селиванова, В. М. Сухарева, Л. Н. Федотовой и других исследователей, посвященных исследованию коммуникативных аспектов становления и развития средств массовой информации, проблеме свободы СМИ в демократическом обществе и воздействия средств массовой информации на духовную культуру личности и общества в целом.

1 Богомолов Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991; Грачев Г. В.,
Мельних Л. К. Приемы и техника манипулятивных воздействий в массовых информацион
ных процессах// Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996; Ерма
ков Ю. М. Манипуляция личностью: смысл, прием, последствия. Екатеринбург, 1995; Ильин И. А.
Путь духовного обновления. Гл. 1. О Вере // Путь к очевидности. М., 1993; Назаретян А. П.
Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика исторического про
гресса). М, 1995.

2 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Апресян Р. Г., Гусейнов

A. А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 6; Андрулас Б. Ч. Инфор
мационная элита: Корпорация и рынок новостей. Изд. МГУ, 1991; Гучетль 3. А. Законода
тельство о печати //Журналистика. Изд. МГУ. Тезисы. Ч. III. 1994; Лукьянов А. В. Как пере
строить сознание людей? // «Общественная мысль: исследования и публикации». Вып. 4. М.,
1993; Тульчинский Г. А. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. 1997. № 3. Энтин

B. А. Основные принципы регулирования деятельности региональной прессы // Вестник МГУ.
Сер. Журналистика. 1992. № 2.

Актуальные вопросы управления социальной информацией и проблемы информационного взаимодействия рассматривали ученые А. Н. Аверин, В. Н. Бондаренко, Б. С. Галимов, Б. А. Глинский, Н. Д. Данилин, Ю. Н. Дорожкин, А. Б. Кур-лов, В. К. Петров, В. С. Хазиев, И. В. Васильева, В. Л. Мерцалов, В. М. Березин и др.

Еще одна группа источников социально-философского и социально-психологического характера, затрагивающая проблемы массовых информационных процессов, всестороннего и глубокого воздействия СМИ на сознание людей, -это работы Б. А. Грушина, Ю. П. Буданцева, В. В. Ворошилова, И. Дзялошин-ского, Л. Г. Кайда, С. Г. Корконосенко, В. И. Кузина, Г. М. Мануйлова, Е. И. Пронина, Е. П. Прохорова, С. К. Рощина, М. И. Скуленко, П. Таранова, А. А. Тер-тычныго, А. К. Уледова, А. В. Шустова.

Следует также выделить исследователей проблемы духовности -представителей Республики Башкортостан - Д. М. Азаматова, А. М. Багаутдинова, 3. Р. Ва-лееву, А. В. Лобанова, А. В. Лукьянова, С. М. Поздяеву, 3. Я. Рахматуллину, А. Я. Фат-куллину, Ф. С. Файзуллина, И. И. Шайхисламова и других.

Актуальность темы, ее недостаточная разработанность и дискуссионность подходов и методов изучения влияния средств массовой информации на личность и общество с учетом специфики изменений в современной России выявили потребность в ещё более углубленном социально-философском анализе аспектов исследования средств массовой информации.

Объект исследования - современные средства массовой информации в России.

Предмет исследования - влияние средств массовой информации на духовную культуру общества.

Целью диссертационной работы является осмысление роли средств массовой информации как фактора формирования духовной культуры современного российского общества.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих взаимосвязанных задач:

- определить теоретические традиции исследования духовной культуры;

проанализировать понятие свободы средств массовой информации как фактора духовной демократизации общества;

рассмотреть трансформацию средств массовой информации в условиях формирования медиаструктуры в постсоветской России;

раскрыть особенности формирования российской системы духовных ценностей, неразрывно связанных с актуальными вопросами модернизации современного российского общества, и специфику ее воспроизведения в средствах массовой информации;

выявить роль средств массовой информации в формировании нравственного совершенствования личности.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический подход к рассмотрению социальных явлений, а также элементы информационного и системного подходов. Кроме того, использовались принципы объективности, научности, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического.

Теоретической базой диссертационной работы являются исследования зарубежных и отечественных авторов, непосредственно связанных с темой диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

доказано - социальная информация должна стать насущной потребностью общества, поскольку она оказывает воздействие не только на материальные, но и на духовные составляющие общественной жизнедеятельности;

обосновано, что свобода средств массовой информации является частным случаем проявления принципа свободы слова человека в условиях становления гражданского общества в России;

доказано, что свобода средств массовой информации - неотъемлемая черта современного демократического общества в России, однако она должна реали-зовываться позитивным образом, не допуская злоупотребления правом и свобо-

дой (публичность, гласность, общественное мнение - современная концепция роли средств массовой информации в обществе);

доказано, что общественное мнение формируется, с одной стороны, как отражение объективно происходящих процессов демократизации общественной жизни, с другой - является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через различные коммуникационные каналы, в первую очередь - через средства массовой информации;

обосновано, что данный механизм формирования общественного мнения позволяет с помощью целенаправленного влияния моделировать общественное мнение для достижения необходимого результата;

обоснована необходимость управления процессами влияния средств массовой информации как одного из главных каналов управления общественным мнением в целях оптимизации его функционирования и развития, а также обеспечения безопасности.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Теоретическое значение работы заключается в возможности использования ее результатов для дальнейшей разработки социально-философских представлений о средствах массовой информации как объекте и средстве социального управления. Основные положения диссертации и представленный спектр многочисленных проблем могли бы стать основой для последующих исследований информационного воздействия на духовную сферу человека. Итоги данного диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении социально-философских представлений о средствах массовой информации как объекте и средстве социального управления, связанных с развитием духовной культуры личности в структуре духовной жизни развивающегося демократического общества России, а также в возможности разработки научных подходов к управлению информационным пространством в условиях становления демократического общества.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и положения диссертации могут быть использованы в преподавании курсов социальной фи-

лософии, социологии, культурологии, этики и бизнес-этикета, связей с общественностью, в разработке специальных программ по проблемам духовного воспитания молодого поколения.

Апробация диссертационной работы. Основные положения, выводы и научные результаты исследования были апробированы автором на республиканских научно-практических конференциях, в том числе: общественно-политических чтениях, посвященных 12-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан «Вертикаль власти: оптимизация взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России» (Уфа, 2002); «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Башкортостан: приоритеты, механизмы и этапы осуществления» (Уфа, 2003), «Политические трансформации: общероссийский контекст и региональная специфика» (Уфа, 2003), «Конституционный строй Российской Федерации: закономерности и принципы развития» (Уфа, 2003), «Реформирование российского общества и государства: региональный аспект» (Уфа, 2004), «Конституционно-правовое развитие Республики Башкортостан в условиях реформы политической системы Российской Федерации» (Уфа, 2005), «Роль и место субъекта Российской Федерации в политической, экономической и социальной модернизации страны» (Уфа, 2005).

Основные положения и идеи диссертационного исследования нашли отражение ВІЗ публикациях автора общим объемом 34,7 п. л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 223 наименования. Общий объем диссертации - 148 страниц.

Средства массовой информации как элемент духовной культуры общества

Средства массовой информации представляют собой реальный социальный феномен на современном этапе развития общественного сознания. Социально-философский анализ содержания деятельности средств массовой информации, с одной стороны, предполагает соотношение с системой норм, регулирующих общественное устройство, с другой - соотношение с иерархией ценностных ориентации и личных интересов индивидов и социальных групп. Формирование ценностных ориентации и мировоззрения отдельного члена общества происходит через непосредственную и косвенную деятельность средств массовой информации.

В эпоху социальных перемен разрушается равновесие между общественными нормами и идеалами отдельного члена социума. Следовательно, содержание и функции средств массовой информации как фактора социально-политических изменений определенным образом трансформируются, и специфика преобразований детерминируется - прежде всего наличием определенного типа общественного устройства.

В тоталитарном обществе происходит подчинение индивиуально-праг-матического (личностного) начала нормативно-значимому (общественному). Целое превалирует над частным, и деятельность средств массовой информации определяется именно таким императивом.

В отличие от тоталитарного, в демократическом обществе происходит согласование индивидуально-прагматического (личностного) и нормативно-значимого (общественного) начал согласно принципу социального партнерства индивида и общества. В такой ситуации средства массовой информации ориентированы на приоритет соблюдения прав и свобод гражданина государством.

Исследуя проблему духовной жизни общества, обратимся прежде к определению духовности.

Духовность - «специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступные ни животному, ни моделирующим действия человека машинам. Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений»1.

В этическом аспекте она «обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценно-стей, в приближении к идеалу» .

Что касается понятия духовной жизни общества, здесь необходимо отметить, что «духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и т. д.»3.

Поскольку объектом социальной философии как учения об обществе являются социальная жизнь и социальные процессы, функции средств массовой информации и содержание деятельности определяются реальными социально-политическими и экономическими процессами общества. Они сводятся к наличию следующих оснований для функционирования средств массовой информации:

- средства массовой информации как отражение исторического типа общественного устройства;

- отношения между институтами власти;

- отношения между политическими институтами и личностями;

- средства массовой информации как условие межличностного взаимодействия;

- отношения между политическими объединениями.

Являясь феноменом социального бытия, средства массовой информации определяются данным обществом, но в периоды социально-политических трансформаций субъективная роль средств массовой информации усиливается. Средства массовой информации начинают формировать и определять критерии общественного сознания и прогресса.

Социально-информационное развитие российского общества тесно связано с вхождением в информационное пространство. Народ, не востребованный как элемент информационного пространства, в конечном итоге оказывается отлученным от тенденций эволюции мировой цивилизации.

Проблема информации в современной науке представляется комплексной, системной. Изначально понятие «информация» было связано только с коммуникативной деятельностью человека. Слово «информация» впервые появилось в латинском языке; в древнерусском языке его не было. До начала XX века понятие «информация» не встречается ни в одном толковом словаре, а появляется лишь в 1935 г. в Толковом словаре русского языка и определяется как действие по глаголу «информировать» или как «сообщение, осведомление о положении дел или чьей-либо деятельности, как сведения о чем-либо».

Свобода средств массовой информации как фактор духовной демократизации общества

Сущность средств массовой информации определяет понятие «массовая коммуникация», так как данное понятие в наиболее полной мере отражает специфику средств массовой информации как социально-политического явления. Коммуникация и информация необходимы для функционирования политической системы и представляют ее очень важный элемент - информационно-коммуникативную подсистему. Как известно, политическая коммуникация есть процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Имеет место непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидами и общностями на всех уровнях.

В политической коммуникации особое место занимает обмен информацией между правителями и управляемыми с целью добиться взаимного согласия. В своей практической деятельности любой правитель стремится добиться согласия с его решениями, а каждый управляемый старается выразить свои нужды и добиться, чтобы их узнали и удовлетворили. Согласие же между этими двумя сторонами может создаваться только с помощью коммуникации, обмена мнениями и действиями.

С каких бы позиций мы ни рассматривали историю общественного развития, она всегда была ареной борьбы за власть, ее распределение, удержание и использование. Власть - неотъемлемый, организующий и регулирующий компонент любой коллективной жизни и всякой цивилизации, меняющийся вместе с изменением общественных отношений. Наблюдающееся на рубеже и в начале XXI века вступление экономически развитых стран в информационную стадию развития и глобализация мировых коммуникаций привели к кардинальным изменениям соотношения ветвей власти в обществе, резкому повышению политического влияния информационной власти и прежде всего ее главных носителей - средств массовой информации. Такое положение вещей стимулировало появление большого числа различных концепций, государственных и международных законодательных актов, обосновывающих приоритетную значимость средств массовой информации в жизни общества1. Определить новые возможности политического влияния информационной власти можно, лишь обозначив в концептуальном смысле ее сущность и место в информационном пространстве.

Средства массовой информации как один из важнейших институтов современного общества выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, экономику, образование, религию и т. п. Посредством СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Они играют важную роль и в формировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и субъективная интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мировом сообществе в целом, осуществляются через и с помощью средств массовой информации.

Эти факторы приобретают непреходящее значение и актуальность на фоне всё возрастающего и открытого проникновения средств массовой информации в политическую сферу, их превращения в один из действенных инструментов реализации политического процесса.

В любом государстве средства массовой информации определяются чрезвычайной важностью и многогранностью. Неслучайно в современной политологии средства массовой информации зачастую определяются такими метафоричными терминами, как «четвертая ветвь власти», «великий арбитр» и т. п.1. Вера во всемогущество, например телевидения, стала настолько реальной, что иные политические деятели искренне полагают: тот, кто контролирует телевидение, тот контролирует государство. Автор исследования согласен, что в данном утверждении имеется здравое зерно. Особенностью СМИ является то, что они обладают способностью напрямую обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты, как семья, школа, церковь, политические партии и различные общественные движения. Эта специфика средств массовой информации используется политическими деятелями, политическими партиями, группами интересов и т. д. Средства массовой информации выступают крайне активным субъектом политической жизни.

Манипуляция общественным сознанием в период духовной трансформации в России

Средства массовой информации поставляют на информационный рынок ог-ромное количество различных технологий воздействия на людей, которое, превращая их в материал для манипуляций со стороны СМИ, нередко лишает человека последних ценностных ориентации.

Модель манипуляции интегрирует ее культурологическое существование, качество социального управления. Осознание манипуляционной подоплеки крайне актуально для современной России.

Происходит смена общественной жизни, меняются нравственные ориентиры людей, духовные потребности, и неизбежен поиск новых духовных ориентиров, ведущих к смене мировоззренческих установок. Реальная судьба конкретного общественного строя обусловлена его идеологией. Господствующий класс всегда стремится не только монополизировать социальные воззрения, но и с помощью средств массовой информации, манипуляции навязать свои доктрины, свою идеологию, которая определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов.

Назначение идеологии заключается в выработке систем ценностей. К. Маркс и Ф. Энгельс, исследуя генезис и социальные функции идеологии, особенности ее распространения внутри общества, отмечали, что «мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями»1.

Социальные функции идеологии проявляются в пропагандистском процессе («пропаганда» - идейное воздействие на широкие массы, которое имеет полити ческую окраску). Обладая реальной властью, господствующий класс всегда стремится внедрить в сознание людей свои идеологические функции.

Коммуникация как «информационное взаимодействие между объектами, в котором различают источник информации, генерирующий сообщение для передачи»1, а в философском понимании - понятие, обозначающее общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом, рассматривается исследователями как вид речевой деятельности. Массовая коммуникация - процесс социально обусловленный, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.

Изучение массовой коммуникации как социального явления и процесса возникло в 20-е годы прошлого столетия, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало исследований массовой коммуникации и обоснование проблемных вопросов связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума, а также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы .

Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:

- наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражиро-ванность массовой коммуникации;

- социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации.

Похожие диссертации на Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества