Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества Куприянова Ольга Викторовна

Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества
<
Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куприянова Ольга Викторовна. Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Куприянова Ольга Викторовна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Чита, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/343

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-философский анализ образа женщины в истории российского общества

1.1. Роль образа женщины-матери в российском национальном сознании и традиционной культуре 14

1.2. Философия женственности в работах русских мыслителей как квинтэссенция ценностного идеала русской женщины 31

1.3. «Женский вопрос» и тендерные отношения в России 46

Глава 2. Проблема трансформации образа женщины в современных средствах массовой информации

2.1. Образ женщины в современном медиа-пространстве как отражение социального кризиса 64

2.2. Современные СМИ как фактор социальной деструктивности 86

2.3. Проблема идентификации женщины в современном обществе и тендерные стереотипы в СМИ 110

Глава 3 Возможности тендерной журналистики в аспекте гармонизации современного российского общества

3.1. Возрастание роли женщины в социальной и семейной сферах как необходимое условие гармонизации общественной жизни 128

3.2. Социальная ответственность журналиста в формировании позитивного образа женщины и духовном возрождении общества 146

Заключение 157

Библиография 160

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В

XXI в. все мировое сообщество переживает грандиозные перемены во многих сферах жизнедеятельности, обусловленные сменой политического, экономического и социального строя, масштабную трансформацию традиционных ценностных систем и этических идеалов. Процессы глобализации и массовой информатизации, характерные для современной цивилизации, определили становление постиндустриального типа общества, для которого свойственно внедрение новейших информационных и коммуникативных технологий во все сферы общественной жизни и, соответственно, изменение ценностных приоритетов и мировоззренческих основ человека.

Произошедшая трансформация оказала огромное влияние на профессиональные, морально-психологические, эстетические, семейные взаимоотношения мужчин и женщин, а также в целом на состояние института семьи. Наполняются совершенно новым содержанием представления о женственности и женщине, ее роли и положении в современном обществе, приобретает особую актуальность проблема репрезентации женщины в средствах массовой информации. В современном информационном пространстве происходит переход к аудиовизуальной форме коммуникации, вследствие чего в визуально-смысловом значении становится все очевиднее и масштабнее трансформация сложившегося в российской культуре, литературе и философской мысли традиционного образа женщины.

Роль женщины в российском обществе всегда была достаточно определенной - она выступала своего рода хранительницей традиционной культуры и ценностей, а представления о женской святости и женском начале, воплощающем моральный и духовно-нравственный идеал, всегда были характерны для русского народа. Образ женщины и, в большей степени, женщины-матери в общественном сознании занимал особое место, что обусловлено, в первую очередь, историческими, духовно-нравственными и культурными предпосылками развития нашей страны. Он оказал огромное влияние на формирование системы ценностей, присущей российскому обществу, определил специфику и дальнейшее развитие отечественной культуры и философской мысли, а также сыграл важную роль в процессе формирования национального самосознания.

Активность информационных процессов в обществе сегодня настолько высока, что подчиняет себе традиционные элементы и ценности высокой культуры, которые не только теряют свой авторитет, но и значительно трансформируются под воздействием и повсеместным распространением массовой культуры. Необходимо отметить, что именно традиции, являясь элементами культурного наследия, обеспечивают «устойчивость», стабильность культуры и являются основой развития общества. Снижение значимости духовной культуры, замена ее новыми псевдоценностями эпохи массмедиа способны привести к духовной катастрофе. Воспроизводство и распространение массовой культуры - продукта глобального информационного пространства - происходит во многом с помощью средств массовой информации.

Современные средства массовой информации — институт, занимающий важное положение в системе формирования и обеспечения жизнедеятельности современного человеческого сообщества, - существенно изменили в последние годы жизнь каждого человека. СМИ сегодня охватывают все сферы общества, обладают широкими возможностями воздействия на сознание людей, играют основополагающую роль в процессе формирования общественного мнения, задают массам определенные стандарты и образцы жизни и поведения. Трансформация образа женщины в массовой культуре оказала огромное влияние на кризис идентификации женщины как один из аспектов глобального кризиса идентичности личности, имеющий серьезные последствия для гармоничного развития человека и всего общества. Отображение женского образа в СМИ, его трансляция по коммуникативным каналам зачастую внедряют в массовое сознание отрицательные тендерные стереотипы, изменяют тендерную и сексуальную культуру людей, навязывают искаженное восприятие роли и места женщины в обществе. Вызывает тревогу демонстрация сцен жестокости и насилия, нивелирование традиционных духовно-нравственных ценностей, культивирование материальных ценностей и потребительских стереотипов, сексуализация современной рекламы, широкое распространение порнографических и эротических материалов.

Необходимо подчеркнуть, что гармоничная жизнедеятельность каждого человека, формирующая в своей совокупности гармоничное общество, осуществляется и основывается именно на духовно-нравственных ценностях, идеалах, традиционных элементах, культурных универсалиях и социальных установках, а также гармонич-

5 ном образе жизни, который способствует созиданию в социуме здоровых взаимоотношений. В связи с этим исследование образа женщины в современных условиях, а также социально-философское осмысление деятельности средств массовой информации в духовно-нравственном контексте приобретают особую актуальность.

Состояние и степень научной разработки темы. С глубокой древности и до сегодняшнего дня философы, писатели, религиозные деятели, антропологи, психологи, социологи пытаются осмыслить природу пола, сущность и предназначение мужчин и женщин, характер их взаимоотношений.

Одной из ведущих эта тема стала в работах таких русских философов и писателей, как Д.Л. Андреев, А. Белый, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Д.С. Мережковский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, которые в той или иной степени оказали влияние на разработку понятия «женственность» и его осмысление в русской философской традиции. Русскую религиозную «философию пола» представляют такие философы, как В.В. Розанов, B.C. Соловьев, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Так называемый «женский вопрос» нашел свое отражение в русской публицистике XIX в. в работах Н.Н. Страхова, Н.Г. Чернышевского. Большое внимание проблеме эмансипации женщин позднее уделяли А. Бебель, В.Г. Белинский, A.M. Коллонтай, В.И. Ленин, К. Маркс, В.М. Хвостов, К. Цеткин, Ф. Энгельс и другие.

В последние годы увеличивается количество работ, посвященных взаимоотношению полов, роли и статусу женщины в обществе, анализу образа женщины, представленного в современном информационном пространстве, в различных областях науки: общей и социальной философии, психологии, социологии, культурологии, политологии, журналистике, становятся все более популярными тендерные исследования. Междисциплинарность поставленной проблемы предполагает разделение используемых источников на несколько групп.

Во-первых, это литература общефилософского и социально-философского характера, позволяющая раскрыть такие основополагающие понятия, как духовность, культура, система ценностей, национальное самосознание, общественный идеал, менталитет, идентичность, образ, трансформация и гармонизация. Данные понятия рассматривают в своих работах В.Н. Брюшинкин, Е.Г. Брындин, В.К. Вышеславцев, Т.Д. Гачев, В.А. Кобылянский, С.Э. Крапивен-

ский, О.В. Дедовская, Б.В. Марков, К.С. Пигров, Н.П. Полежаева, В.Н. Порус, В.К. Трофимов, З.А. Хубиева и др. Среди современных отечественных философов, изучающих феномен женственности и образ русской женщины, следует выделить О.В. Брюханову, Д.К. Григорьеву. Особое внимание стоит обратить на монографии О.В. Рябова, который с позиций тендерного подхода провел глубокий анализ русской философии женственности с XI до XX в. Изучением проблемы пола и роли женщины в современном обществе также занимаются Н.М. Ершова, СМ. Климова, Н.Я. Никишина, СА. Орлянский, Н.П. Романова, Т.Б. Рябова, В.Ф. Шаповалов. Проблемы современной семьи и семейные ценности в обществе изучают СИ. Голод, А.Ф. Калинин, Б.Ф. Кваша, Н.Х. Орлова. Проблема идентификации женщины и кризис идентичности находят свое отражение в исследованиях таких философов, как Е.В. Барабанова, Э.М. Дымова, З.А. Жаде, B.C. Малахова, Г.Н. Левченко, О.Н. Чер-ноштан. Проблемы массовых информационных процессов, всестороннего и глубокого воздействия средств массовой информации на общественное сознание, а также аксиологические аспекты деятельности СМИ рассматривают В.В. Ворошилов, И.В. Ерофеева, И.М. Дзялошинский, Л.Г. Исаева, С.Г. Корконосенко, В.И. Кузин, М.В. Малошик, В.В. Миронов, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохоров. Еще одна группа источников включает в себя исследования в таких областях науки, как психология, социология, политология, история и журналистика.

Так, стереотипному образу женщины в средствах массовой информации и рекламе посвящены работы Н.И. Ажгихиной, А.А. Альчук, О.А. Ворониной, А.А. Дударевой, Д.В. Захарова, Н.В. Захаровой, А. Ильиной, Е.Ю. Кольцовой, И.В. Кона, М.В. Мед-ковой, Г.С Мельник, И.В. Проневской, О.В. Туркиной.

В особую группу следует выделить современные тендерные исследования. Вопросы гендерологии, феминологии, тендерной политики, тендерной социологии и тендерной психологии изучают Т.В. Бендас, Р.И. Ерусланова, Е.М. Зуйкова, И.В. Костикова, Р.Г. Петрова, И.Н. Тартаковская, А.А. Чекалина и некоторые другие исследователи. Однако следует отметить небольшое количество социально-философских исследований, посвященных тендерной проблематике, что отражается на недостаточно высоком уровне раскрытия ряда социально-значимых проблем и понятий в данной области науки.

В качестве объекта исследования выступает образ женщины в традиционной российской культуре, философской мысли и современных средствах массовой информации в контексте гармонизации современных общественных отношений.

Предметом исследования являются процессы трансформации традиционного образа женщины, а также тендерных ролей и семейных ценностей в современном российском обществе и средствах массовой информации.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении причин и последствий негативной трансформации в современных средствах массовой информации традиционного образа женщины и нахождении путей преодоления антропологического кризиса и кризиса идентичности. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Выявить наиболее существенные черты ценностного идеала русской женщины в российской традиционной культуре и философской мысли.

  2. Раскрыть содержание и значение понятия «женственность», особенности его понимания в работах отечественных философов.

  3. Установить основные причины произошедшей трансформации традиционного образа женщины в современной массовой культуре и выявить наиболее распространенные образы, представленные в современных СМИ, в том числе в рекламе.

  1. Определить особенности деструктивного воздействия средств массовой информации на общественное сознание, проанализировать взаимосвязь между процессом трансформации, кризисом идентичности и гармонизацией современного российского общества.

  2. Выявить причины кризиса идентификации женщины как одного из аспектов глобального кризиса идентичности личности, возникшего при непосредственном участии средств массовой информации, и определить роль тендерных стереотипов в процессе социализации и формирования идентичности.

  3. Определить варианты решения духовно-нравственных проблем современного общества, связанных с деятельностью средств массовой информации, выявить роль женщины в социальной и семейной сферах в контексте задач гармонизации общественной жизни и поиска новых форм культурной идентификации.

7. Дать определение понятию «гендерная журналистика» и
установить ее роль в процессе развития духовной культуры

8 современного российского общества.

Гипотеза. Тендерная журналистика может способствовать поиску новых форм культурной идентификации и тем самым снимать остроту антропологического кризиса и кризиса идентичности, обусловленных трансформацией традиционного образа женщины и духовно-нравственных ценностей России в современных средствах массовой информации.

Методологические и теоретические основы исследования. Основными методологическими принципами работы являются: принципы объективности, системности и историзма. Использован также тендерный подход, который позволяет рассмотреть социокультурную характеристику пола, является одной из основных линий исследования и опирается на работы таких российских теоретиков, как Н.И. Абубикирова, Т.В. Бендас, О.А. Воронина, Д.К. Григорьева, Р.И. Ерусланова, Е.М. Зуйкова, И.В. Костикова, Р.Г. Петрова, И.Н. Тартаковская, А.А. Чекалина. Учитывая многоуровневое содержание поставленной проблемы, социально-философское исследование основывается на междисциплинарном подходе, объединяющем знания различных областей науки (социальная философия, социальная психология, философия, культурология, социология, гендерология, феминология, журналистика), что позволило проанализировать проблему во всем ее многообразии и противоречивости. В данном исследовании используется диалектический метод, а также методы научного анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, сравнения и обобщения. В основе исследования лежит сравнительный анализ традиционного образа женщины, представленного в российской культуре и философской мысли, и образа женщины в современных средствах массовой информации.

Теоретической основой исследования стали социально-философские концепции, теоретические положения отечественных и зарубежных философов и представителей ряда других наук. Диссертант опирался на труды классиков отечественной философии и работы современных отечественных философов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

  1. Выявлены наиболее характерные черты ценностного идеала русской женщины в традиционной культуре и философской мысли.

  2. Раскрыто содержание понятия «женственность» в работах отечественных философов, определено его значение в процессе

9 формирования ценностного идеала русской женщины, а также причины трансформации этого понятия в современной массовой культуре.

3. Представлены наиболее распространенные в современных
средствах массовой информации женские образы, а также опреде
лены последствия их негативной трансформации для духовно-
нравственного развития личности и взаимоотношения полов.

4. Определены особенности деструктивного воздействия средств
массовой информации на общественное сознание и традиционные
ценности, установлена непосредственная взаимосвязь между про
цессом трансформации, кризисом идентичности и гармонизацией
современного российского общества.

5. Выявлены причины кризиса идентификации женщины как
одного из аспектов глобального кризиса идентичности личности,
определена степень влияния тендерных стереотипов на процесс со
циализации молодежи и формирование идентичности личности.

6. Предлагаются пути выхода из сложившегося духовно-
нравственного кризиса современного российского общества, свя
занного в том числе с деятельностью средств массовой информа
ции, и определяется роль женщины в социальной и семейной сфе
рах в контексте задач гармонизации общественной жизни и поиска
новых форм культурной идентификации.

7. Дается авторское определение понятию «тендерная журнали
стика», определяются ее цели, задачи и роль в процессе развития
духовной культуры современного российского общества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образ женщины-матери, которая является в России
хранительницей традиционной культуры, а совокупность ее
характерных черт представляет определенный ценностный идеал,
оказал значительное влияние на формирование системы ценностей,
присущей российскому обществу, определил специфику и развитие
отечественной культуры и философской мысли, сыграл важную роль в
процессе формирования национального самосознания и основных
форм культурной идентификации.

2. Женственность понимается философами, с одной стороны, как
некое метафизическое начало, женский принцип мироздания,
изначальное природное качество мира, таинственное и в то же время
соотнесенное с абсолютным и идеальным. С другой стороны, глубоким
является религиозное понимание понятия «женственность», которое
интерпретируется как софийность, церковь, Душа мира. Еще одно

10 представление о женственности связано с идеей андрогинности, подразумевающей единство мужского и женского начал. Понятие «женственность», которое является символом национального своеобразия и определяет самобытность духовной культуры России, переживает трансформацию в современных средствах массовой информации: от «женственности» к «сексуальности» и от «женственности» к «мужественности».

3. Новые образы «женщины - сексуального объекта» и «деловой
женщины» в СМИ выполняют гедонистическую функцию и
используются в коммерческих целях, способствуют нивелированию
семейных и духовно-нравственных ценностей, утрате ценностных
ориентиров и идеологии, а также дезориентации в культурном
пространстве.

  1. В XXI в. с женской идентичностью стала соотноситься сексуальность и эротичность, чему способствуют тендерные и сексист-ские стереотипы, широко распространенные в средствах массовой информации. Они формируют в сознании людей модели поведения женщин и их образы, которые нередко предстают в искаженном и вульгарном виде, усиливают кризис идентичности и оказывают негативное воздействие на процесс гармонизации современного российского общества.

  2. Деятельность средств массовой информации должна быть ориентирована на продуманную систему сохранения традиционных культурных ценностей России и способствовать поиску новых гармоничных форм культурной идентификации. На соразмерное, гармоничное развитие всех социальных институтов значительное влияние оказывает активное участие женщин в политической, экономической, социальной, духовной и других сферах жизнедеятельности. Женщина в современном мире способна вносить огромный вклад в решение духовно-нравственных проблем общества.

  3. Тендерная журналистика как самостоятельный раздел журналистики способна оказывать содействие в выравнивании тендерной асимметрии, распространении в СМИ гендерно-нейтральных сообщений и повышении тендерной культуры и социальной ответственности журналистов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выявление причин и последствий трансформации в СМИ традиционного образа женщины, поиск новых форм культурной идентичности с целью более гармоничного развития современного российско-

го общества являются теоретически значимыми не только для тендерных и «женских» исследований, но и в целом для социально-гуманитарного знания. Основные положения, результаты диссертации и представленный спектр многочисленных проблем в теоретическом и методологическом плане могут стать основой для последующих исследований в таких областях науки, как социальная философия, культурология, психология личности, социальная психология, социология, журналистика.

Выводы и материалы диссертационного исследования могут способствовать созданию благоприятного образа женщины в средствах массовой информации, а также способствовать росту общей и тендерной культуры людей. Кроме этого, итоги диссертационного исследования возможно использовать для подготовки специализированных и общетеоретических курсов по тендерным исследованиям, а также разработки специальных программ по проблемам семьи и духовного воспитания молодого поколения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, выносимые на защиту, теоретические разработки, выводы и предложения обсуждались на ежегодных региональных научно-практических конференциях «Иннокентьевские чтения» (Чита, 2004, 2005, 2006 гг.), на первой областной научно-практической конференции «Женщина, меняющая мир» (Чита, 2005), на V Международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в.» (Улан-Удэ, 2005), на X Международной молодежной научной конференции «Молодежь Забайкалья: культура здоровья - здоровое общество» (Чита, 2006), на региональной конференции «Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе» (Чита, 2006). На основе диссертационного материала был разработан и прочитан элективный курс «Гендерные различия в журналистике» (34 часа) для студентов отделения журналистики и связей с общественностью ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 8 научных статей общим объемом 2 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка литературы.

Роль образа женщины-матери в российском национальном сознании и традиционной культуре

Для каждой культуры и эпохи характерны свои воззрения на взаимоотношения между мужчиной и женщиной, на статус женщины в обществе, ее место и предназначение. Политическая, экономическая, социальная, духовная и нравственная история России существенно отличается от европейской истории, о чем пишут великие русские философы, писатели, исследователи, расставляющие совершенно иные культурно-символические акценты. То, что в европейской философской традиции обычно ассоциируется с мужским началом (божественное, духовное, рациональное, истинное), в России ассоциируется через категорию любви - с женским1. По выражению немецкого мыслителя В. Шубарта («Европа и душа Востока», 1938), разные народы дали разные образцы человеческих идеалов: «У китайцев — это мудрец, у индусов — аскет, у римлян - властитель. У англичан и испанцев - аристократ, у немцев -солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины»2. В нашей стране сложилось особое отношение к женщине, и, в частности, к матери, что, безусловно, сказалось на специфических чертах национального характера и нашло свое отражение в народных пословицах, былинах и сказках, православной культуре, а также в литературных и философских трудах разных периодов российской истории.

Национальное своеобразие русской культуры, представляющей собой по определению В. В. Миронова «совокупность результатов деятельности людей по созданию материальных и духовных ценностей» , раскрывается во многом именно в философских трактатах и произведениях классической литературы. Русскую культуру, которая, по мнению многих исследователей, имеет глубокую связь с православием, называют своего рода аккумулятором исторического опыта и видом социальной памяти, поскольку благодаря культурному наследию человек имеет возможность прикасаться к тому, что было- накоплено в процессе многовекового развития российского общества. «Устойчивость», стабильность культуры обеспечивают традиции (ценности, обряды, обычаи, особенности мировоззрения и т.д.). Являясь элементами культурного наследия, традиции сохраняются и передаются от поколения к поколению, обеспечивая тем самым преемственность духовного опыта, культурных универсалий и стабильное развитие общества.

Современный исследователь особенностей российского самосознания Е. С. Строев отмечает, что самым ценным и содержательным источником знаний и понимания того, что такое российское, и в частности, русское самосознание, является великая русская культура - философия и классическая литература, прежде всего . В. В. Миронов называет философию «душой культуры», концептуализирующей основополагающие культурные ценности страны . Выдающийся немецкий философ Г. Гегель определял философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) духовной жизни эпохи4. И. В. Кондаков в своем исследовании пишет о значительном влиянии литературы на общественное сознание в России5.

Так, философия и литература способствовали созданию системы ценностей и традиций, которые господствовали веками в нашей стране, в том числе и формированию в национальном сознании определенного культурного идеала или образа русской женщины. Отечественному философу П. А. Бакунину принадлежат такие слова: «И если мы, русские, чем и можем хвалиться в нашей убогой жизненной среде, то только образом русской женщины. Нигде никогда не было, да и нигде и не может быть женского образа чище, проще, задушевнее, величавее и прекраснее»1.

В философии образ — это мысленное отражение действительности человеком, особая субъективная картина реальности . Такова современная трактовка понятия, осмысление которого происходило на протяжении всей истории философской мысли, начиная с античности, а позднее и в других областях науки, и, в первую очередь, в психологии. Как утверждают многие ученые, житейская модель мира основывается именно на образном мышлении. Так, по Платону, «эйдос» (с греч. — вид, образ) понимается как образец (прообраз) для подражания, а, например, согласно учению Аристотеля, без образов невозможно мышление человека. Рассуждения и разнообразные трактовки понятия присутствуют в работах таких философов, как Гегель, Э. Гуссерль, Р. Декарт, И. Кант, В. Лейбниц, Плотин, Ж. П. Сартр и некоторых других.

В работах К. Г. Юнга образ соотносится с более глубоким по своему содержанию понятием - «архетип» ( с греч. - прообраз, первичная форма, структурный элемент так называемого коллективного бессознательного) . По К. Юнгу, архетип - это «образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется полностью творческое воображение. Следовательно, это по существу мифологический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они сформировались под воздействием многочисленного психологического опыта наших предков, то есть являются психическими остатками их опыта»4.

По мнению К. Юнга, архетипы обеспечивают устойчивость и социальный порядок в обществе.

Характерными признаками архетипов является их неосознанность и устойчивость. Так, архетипы, представляя собой глубинные культурные установки, согласно которым формируются образы, мысли и чувства людей, хранят коллективный исторический опыт и разнообразные формы постижения мира и с большим трудом поддаются изменениям.

В контексте данного исследования понятие «архетип» является не менее значимым, поскольку мы говорим не только об образе русской женщины, сформировавшемся в национальном сознании. В культуре нашей страны сложился и особый архетип женщины-матери, содержащий в себе определенные черты и смысловые составляющие, основанные на вековых традициях и ценностях русского народа.

Среди философов, которые- в разные периоды времени размышляли в своих работах об образе русской женщины, о феномене материнства и об особой роли матери в жизни нашей страны, особо выделим Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского1. Из большого количества исследователей данного вопроса в XX — начале XXI веков назовем таких философов, как Н.К. Бонецкую, Г.Д. Гачева, Д.К. Григорьеву, О.М. Здравомыслову, С.А. Орлянского, Н.Л. Пушкареву, Л.Г. Романову, О.В. Рябова, Т.Б. Рябову, С.Н. Трубецкого". Представляют интерес многие исследования и в таких областях науки, как психология, социология, история, гендерология и феминология, например, работы Д. В. Захарова, Е. М. Зуйковой, Р. И. Еруслановой, А. Ф. Калинина, И. С. Кона, Н. Л. Пушкаревой1.

Черты русских женщин отражены в житиях, летописях, философских трактатах и исторических повестях, начиная с XII века. Эпоху Древней Руси можно полноправно назвать основополагающей и определяющей в развитии отечественной государственности и культуры. Она является своего рода фундаментом всего нашего существования, подобно тому, как античность, по мнению ряда исследователей, является первоосновой европейской цивилизации.

В произведениях средневековых авторов женщина предстает в образе матери, хранительницы домашнего очага, верной и целомудренной жены или вдовы, свято хранящей память о муже, поражающей мудростью, силой и красотой духа. Для российского сознания свойственен приоритет духовных ценностей над материальными, соблюдение святых традиций, сложившихся веками духовных устоев. При этом огромное значение придавалось именно духовному, возвышенному содержанию женщины, ее нравственным характеристикам, а не внешней красоте. По мнению В. В. Розанова, для женской души характерны такие черты, как нежность, особая мягкость, податливость, уступчивость . В народе говорили: «Не красавицей дом держится, а умницей», «С лица воду не пить - умела бы в семье жить», «Жену выбирай не глазами, а ушами», «Не ищи красоты, а ищи доброты».

Образ женщины в современном медиа-пространстве как отражение социального кризиса

Сегодня человечество живет в эпоху глобальной информатизации общества, существование которого уже немыслимо без ежедневного обращения к средствам массовой информации, причем их роль давно вышла за пределы простого информирования. Тысячи газет, телевизионных каналов, радиостанций, компьютерная сеть Интернет не просто сообщают факты, просвещают и развлекают, но и формируют общественное сознание и мировоззрение каждой личности, оказывают глубокое воздействие на ценностные ориентации народа, задают определенные стандарты жизни, изменяют установки, модели поведения и восприятия человеком действительности. На смену индустриальному обществу В XX веке пришло общество информационное, в котором главным и наиболее рентабельным товаром и продуктом становится информация.

«Тотальная информатизация — всепроникающая черта современной цивилизации, - пишет в своем исследовании И. В. Ерофеева, - в информационном обществе именно СМИ формируют национальную картину мира, утверждают основные общественные, социальные и мировоззренческие категории, задают генеральное направление дальнейших рассуждений и интерпретаций»1. По мнению еще одного российского исследователя Д. В. Захарова, в идеале средства массовой информации сегодня можно назвать институтом, занимающим главенствующее положение в системе формирования и обеспечения жизнедеятельности современного человеческого сообщества .

Распространенным является также высказывание о СМИ, как о «четвертой власти», оказывающей непосредственное влияние не только на развитие государства и его демократических институтов, но и на формирование общественного мнения.

Термин «общественное мнение», по определению Б. А. Грушина, представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям или явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей1. Одной их составляющих общественного мнения является образ ситуации, процесса, группы людей или отдельного человека. Общественное мнение, по словам Н. Г. Игнатова и С. И. Моткова, может формироваться, как стихийно, так и преднамеренно, а главным «строительным материалом» для него является, информация . О том, что средства массовой информации выступают сегодня в качестве одного из основных социализирующих институтов, говорят и многие другие ученые3.

Активность информационных процессов в обществе сегодня настолько высока, что подчиняет себе традиционные элементы и ценности высокой культуры, которые не только теряют свой авторитет, но и значительно трансформируются под воздействием и повсеместным распространением культуры массовой. Как пишет В. В. Миронов, пропорция между высокой и низовой культурой нарушается, последняя становится массовой не только по количеству вовлеченных в нее субъектов, но и по упрощенному качеству потребляемого продукта . Напротив, А. В. Захаров полагает, что понятие «массовая культура» - не просто упрощенное или ухудшенное издание так называемой «высокой» культуры, а явление иного порядка, не культура в строгом смысле слова, а та форма, которую принимает культурное развитие в условиях массового индустриального общества2. По мнению еще одного исследователя Л. Е. Климовой, в обществе, которое вступило в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, превратившись под влиянием процессов глобализации в феномен общемирового масштаба. Она фрагментирует личность, лишая ее целостности и сужает ее ограниченным набором стереотипных проявлений3.

Массовая культура порождает массового человека или массы, людей, без особых достоинств, погруженных в рутинную повседневность, у которых ослаблены социальные и родственные связи, искажены традиционные духовные и- нравственные ценности4. -г

Современная массовая культура - это культура, в которой визуальные знаки и образы играют одну из важнейших ролей. Они не только воздействуют на людей, буквально погружая их в «мир зрелищ», но и нередко заменяют собой реальность во всех сферах жизни. Слово в XXI веке утратило свою силу, на смену ему пришли образ, изображение, «картинка». Медиаэкранные технологии, по мнению Н. В. Захаровой, формируют нужного обществу человека, в том числе, и в отношении того, что касается базовых, тендерных идентичностей5. Наиболее часто в современной массовой культуре, в том числе и в средствах массовой информации, которые обладают способностью создавать, распространять и внедрять в общественное сознание различные образы, происходит обращение именно к женским образам.

В социальной философии под образом понимается особая субъективная картина реальности, мысленное отражение действительности человеком, в сознании которого формируется четкое представление о каком-либо предмете, явлении или личности. Человек интерпретирует полученную информацию на основе уже сложившейся в его сознании определенной категориальной системы. Образ, по мнению Д. В. Захарова, - это своего рода отражение реальности, в котором зафиксированы представления человека об окружающем мире и о самом себе1. Как считает И. Имшинецкая, образ, обладая достоинством непосредственности, выступает как самоочевидность, поэтому не требует доказательств своей достоверности, отсюда его чрезвычайно высокая эффективность. Поток образов перерабатывается в сознании стремительно, практически без затрат времени на анализ и синтез информации, при стимулирующей активности воображения .

Женские образы в российских средствах массовой информации всегда занимали особое место, играли немаловажную роль, и даже, по мнению ряда ученых, в журналистике советского периода использовались как мощное пропагандистское средство. Так, по мнению К. С. Пигрова, советские средства массовой коммуникации базировали свое искусство на воспевании положительных сторон, которые, смыкаясь с повседневностью, хотя и были скучны, но стабилизировали общество3.

Но в последние десятилетия XX и в начале XXI веков проблема репрезентации женщины в средствах массовой информации приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что в визуально-смысловом значении претерпевает трансформацию сложившийся в российской культуре, литературе и философской мысли традиционный образ женщины, наполняются совершенно новым содержанием представления о женственности и женщине, ее роли и положении в современном обществе, а также о взаимоотношениях полов. Одно из важнейших изменений российского общества за последние десять — пятнадцать лет, по замечанию А. Альчук, - рост значимости в культуре именно визуального компонента1, этим исследовательница женского образа объясняет актуальность проблемы его трансформации.

«Трансформация - это процесс превращения одного в другое, преобразование объекта»". С точки зрения философского осмысления, «трансформация» - это наполнение объекта новым глубоким содержанием. Так, образ женщины в средствах массовой информации в последние годы приобретает новое содержание и новые черты. С одной стороны, этот образ соответствует духу времени и отражает сложившуюся социальную реальность, с другой, напротив, способствует внедрению в массовое сознание негативных представлений о роли женщины в обществе, ее предназначении и возможностях, зачастую становясь идеалом для массового подражания, то есть оказывает влияние на формирование картины действительности.

Проблема идентификации женщины в современном обществе и тендерные стереотипы в СМИ

Для современного общества характерен кризис идентификации женщины, как один из аспектов глобального кризиса идентичности личности. Его суть, как отмечает О. Н. Черноштан, заключается в массовой утрате людьми постоянных и устойчивых представлений о собственной социально-ролевой определенности, отказе от ранее распространенных женских архетипов и обращении к новым моделям поведения. Однако попытки совместить старые и новые модели поведения не всегда оказываются удачными, зачастую становясь причиной личностных и межличностных конфликтов2. Таким образом, проблема трансформации образа женщины непосредственно связана с проблемой ее идентификации в современном обществе, они взаимообусловлены, и решение одной проблемы невозможно без решения второй.

Проблема идентификации, которая, по мнению ученых, принадлежит к разряду социальных и-культурных проблем и становится особенно актуальной в переломные, кризисные периоды, стала одной из главных в общественной и философской мысли в конце XX — начале XXI веков. Ее изучением занимаются такие философы и социальные философы как Е. В. Барабанов, К. В. Барежев, Э. М. Дымов, Н. М. Ершова, 3. А. Жаде, В. С. Малахов, Б. В. Марков, Н. Я. Никишина, Г. Н. Певченко, Н. П. Полежаева, Е. О. Труфанова, О. Н. Черноштан и другие1.

Философский словарь определяет идентификацию (от лат. identificare — отождествлять, уподоблять) как глубинную, трудно удовлетворяемую потребность человека к уподоблению, к поиску объекта поклонения, желанию постоянно видеть перед собой какие-либо- персонифицированные образы и стремиться к отождествлению1 себя с неким признанным образцом .

Термин «идентификация» впервые был применен в психоаналитической концепции 3. Фрейда. Согласно его теории, ребенок бессознательно идентифицирует себя с образом взрослого человека, чаще отца, матери или другого лидера, копирует его поведение, тем самым, стараясь уменьшить чувство страха перед реальностью. Так, в психоанализе под идентификацией, как пишет К. С. Пигров, понимается процесс, посредством которого субъект начинает чувствовать свою неразделенность с другим индивидом, перенимает его особенности поведения и стиль отношений, ставит в своем воображении себя на его место1. К. Юнг в процессе идентификации также придает большое значение бессознательной сфере, добавляя к личному бессознательному -коллективное, проявляющееся в архетипах, которые оказывают влияние на формирование личности.

Н. П. Полежаева в своем исследовании пишет о том, что человек и личность становятся «человеком» и «личностью», достигая необходимого мировоззренческого уровня, который позволяет идентифицировать, то есть соотносить, разделять, отождествлять себя с другими людьми. Человек чаще интуитивно, чем сознательно осознает, кто он, идентифицируя себя в мире людей, профессий, наций. Не смотря на то, что процесс идентификации, по мнению исследователя, аксиологически нейтрален, остается принципиально важным объект - эталон, с которым идентифицирует себя человек2. Е. О. Труфанова понимает идентификацию как процесс определения индивидом самого себя, в ходе которого человек приписывает себе те или иные Я — образы .

Ведущая социализирующая роль в современном мире теперь принадлежит средствам массовой информации, создающим и распространяющим в обществе новые ценности и образы, тем самым оказывающим непосредственное влияние на процесс идентификации людей. Современная массовая культура предлагает широкий выбор готовых образцов, стилей поведения и моделей отношений. Как заметил А. В. Захаров, «люди выбирают на «символическом рынке» подходящие, по их мнению, образцы и пытаются имплантировать их в ткань повседневной жизни»4. Сложившаяся ситуация, носит критический характер, поскольку те образы женщин, которые распространены сегодня в массовой культуре и были подробно рассмотрены в предыдущих параграфах, и те модели взаимоотношения полов, которые «приняты» в современном обществе, способны оказывать лишь негативное влияние на личность, формировать новые стереотипы в СМИ и усиливать тем самым кризис идентичности.

В рекламной практике, а также в психологии рекламы идентификацией стали называть явление, когда потребитель мысленно ставит себя на место изображенного в рекламе персонажа и при этом хочет быть на него похожим. К примеру, образ ковбоя в рекламе сигарет «Мальборо» позволяет курящему их мужчине почувствовать себя героем прерий, а женщине, курящей сигареты «Вог», ощутить себя оригинальной личностью с безупречным вкусом. Сегодня не только мужчины хотят встречаться-и жить с красивыми женщинами, но и сами женщины, ощущая на себе постоянное воздействие непрерывно тиражируемого в средствах массовой, информации и рекламе физически идеального образа, стараются соответствовать строго установленным рамкам красоты. Средства массовой информации и реклама внушают мысль о том, что путь к счастью лежит через приобретение вещей, а не через духовное и умственное развитие. Рекламный подтекст «Купите такой-то шампунь, носите такие-то колготки и станете такими же привлекательными, как я» ежедневно заставляет тысячи женщин соблюдать диету, менять цвет волос, приобретать дорогую косметику, нижнее белье, модную одежду и т.д. Однако далеко не все женщины могут соответствовать образу «девушки с обложки», а это, по утверждению исследователей, может вносить в их жизнь чувство дискомфорта, неполноценности, неуверенности в себе, усложнять взаимоотношения с мужчинами, приводить к депрессии и другим тяжелым последствиям.

В настоящее время статус человека в обществе, уровень его личных достижений определяется не непосредственно, а в условиях многочисленных форм социальных сравнений. Одной из основных потребностей человека является потребность, которую условно можно назвать потребностью в престиже. Человек стремится к социальному одобрению своих поступков и себя как личности, поэтому он нуждается в тех вещах, которые окружающими оцениваются положительно, вызывают восхищение и даже зависть. Таким образом, в средствах массовой информации и рекламе, учитывая механизмы идентификации, намеренно создается ажиотаж вокруг престижных интересов, потребностей, образа жизни, отношений между полами и так далее. Процесс приобретения престижных благ становится целью и смыслом существования человека.

Идентифицируя себя с тем или иным образом, личностью, каждый человек, тем самым формирует свою идентичность. Как полагает Э. М. Дымов, результатом идентификации, как процесса, является идентичность — феномен, возникающий их диалектической взаимосвязи индивида и общества1.

Многие современные исследователи пишут о том, что следует четко. различать понятия «идентичность» и «идентификация». Так, Д. Степанович-Захариевская поясняет: «идентификация, как процесс адаптации к культурным нормам, вовсе не то же самое, что идентичность, а лишь первая фаза ее формирования. В процессе идентификации личность производит самооценку и формирует некоторые собственные характеристики, из которых потом моделируется идентичность» . Философский словарь дает такое определение понятию «идентичность»: - это категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» ценностей»3.

Термин «идентичность» прочно вошел в научный оборот в начале XX века после появления основных трудов Э. Эриксона4. Исследованием проблем идентификации и идентичности занимались и другие зарубежные ученые: А. Маслоу, Дж. Мид, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг. В отечественной научной мысли теория идентичности представлена работами М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Ю. М: Лотмана, О. В. Рябова и некоторых других.

Социальная ответственность журналиста в формировании позитивного образа женщины и духовном возрождении общества

Глобальная информатизация - характерная черта мирового сообщества в начале XXI века, для которого характерно стремительное развитие и распространение информационных технологий, превратившихся из технологического в культурное и социальное явление. Основной объем информации, а также все явления и события, происходящие в мире, воспринимаются и интерпретируются современными людьми с помощью средств массовой информации, одного из важнейших социальных институтов, который создает единое информационное пространство и консолидирует мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Сегодня СМИ стали частью системы социализации молодого поколения и взрослых, играют важную роль в формировании общественного сознания, задают массам определенные образцы, нормы жизни и поведения.

По убеждению Р. И. Еруслановой и Е. М. Зуйковой, пресса, радио, телевидение - мощный инструмент формирования общественного сознания о роли женщины в обществе , именно средства массовой информации могут сегодня способствовать улучшению социального статуса современной женщины в соответствии с новыми историческими условиями.

Другой современный философ, Л. Г. Исаева полагает, что, являясь феноменом социального бытия, средства массовой информации определяются данным обществом, но в периоды социально-политических трансформаций субъективная роль средств массовой информации усиливается. В таком случае, СМИ начинают формировать и определять критерии общественного сознания и прогресса1.

В кризисные периоды существенно возрастает роль СМИ как гарантов политической и социальной стабильности в обществе. Так, Н. Г. Игнатов и С. И. Мотков отмечают в своем исследовании, что средства массовой информации должны научиться эффективно формировать-общественное мнение различных слоев населения2.

«Роль СМИ в современном обществе чрезвычайно велика, но именно поэтому велика и их социальная ответственность», - полагает О. В. Воронина3. Однако, в последние годы современные российские средства массовой информации при всей своей значимости все чаще становятся, по мнению исследователя, М: В. Сашенко, «проводниками негативных тенденций»4, злоупотребляя свободой слова, они оказывают огромное влияние на формирование5 массового сознания и распространяют в обществе разрушительные «ценности». После отмены цензуры в стране слово «свобода» стало одним из самых употребляемых в философском лексиконе. Однако, оборотная сторона свободы — вседозволенность, уже дала о себе знать в современном обществе.

Современное общество - это общество, в котором преобладает идеология потребительства и наслаждений, в котором распространен культ насилия, жестокости, денег, власти, соперничества, где практически не осталось места традициям и духовно-нравственным ценностям, что сказывается на трансформации внутренней культуры человека. По мнению М. В. Сашенко, такая деятельность института журналистики в своей совокупности служит углублению социального кризиса в России, подчас обретающего черты надвигающейся национальной катастрофы1.

По мнению А. С. Богдадьева, насаждение с помощью СМИ потребительских стереотипов, использование сексуальных символов и тому подобного, разрушающего духовные основы общества и человека, является результатом деятельности финансовых групп, транснациональных корпораций, национальных корпораций, которым этим СМИ принадлежат, по созданию в России общества потребления .

Вызывает беспокойство отсутствие в современных средствах массовой информации единого концептуального понимания роли и места женщины в социальной и семейной сферах. Трансформировались под воздействием СМИ представления о женственности, широкое распространение получили негативные образы женщин, остро стоит проблема сексуализации рекламы. Особую опасность для российского общества сегодня представляет повсеместное распространение порнографических и эротических материалов, зачастую содержащих сцены насилия и жестокого обращения с женщинами и детьми. Актуальной становится проблема роста женской преступности, которая обусловлена тем, что она является, как пишет Ю. М. Антонян «показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям» . Исследования по вопросам женской преступности показывают, что в последние годы происходят ее количественные и качественные изменения. Например, возрастает насильственная преступность среди женщин, отмечается их агрессивное и жестокое поведение. Женщины чаще совершают «мужские» преступления: террористический акт, похищения человека, бандитизм, захват заложников, а также преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и другие.

Средства массовой информации могли бы служить мощным антикриминогенным фактором; противодействуя происходящей подмене российских ценностей образцами западной культуры с элементами жестокости и насилия, культивированием материальных ценностей, сексуализацией современной рекламы и демонстрацией в ней алкогольной продукции.

Недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Так, по мнению Л. Г. Исаевой; для того, чтобы восстановить гармонию необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего мира человека, на его высшие социальные и духовные чувства1. Духовный мир человека легко уязвим, поэтому с помощью- средств массовой информации нередко подрываются духовное здоровье и безопасность общества, внедряется бездуховность, господство материальных интересов; которые еще Платон называл основой пороков человека, общества и государства.

В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и духовной сферы, что во многом обусловлено деятельностью современных средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы.

В основе национального самосознания лежит глубинный пласт духовной культуры — традиционные ценности, которые сохраняются на протяжении истории, хотя и претерпевающие изменения. Исследователь Т. А. Рассадина так определяет понятие «традиционные ценности» - это разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический и социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре. Эти ценности и соответствующие структуры поведения воспроизводятся почти в идентичной форме на протяжении нескольких поколений или в- течение длительного времени в рамках одного общества или в пределах регионов, имеющих в определенной степени общую культуру. Традиционные ценности существуют как устойчивая основа социальной идентичности, национального характера и культуры!.

В 90-е годы в России общественная" трансформация- сопровождалась сменой традиционных для. страны духовно-нравственных ценностей, формировались, новые, так называемые презентационные ценности материального и прагматического характера. Как пишет Е. С. Строев, «тяжесть последствий непродуманных реформ, для сферы духовного5 сопряжена- с тем; что все эти годы разрушалась душа русского-народа. Обессмысливалось то, что накапливалось веками, рассматривалось как кладезь, человеческой и общественной добродетели - труд, правда, справедливость, семья, любовь к Родине, идея соборности и иные проявления духовности. Сегодня вновь пришло время обратиться к своим корням, к родникам духовности и культуры, нравственности и патриотизма»2.

Похожие диссертации на Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества