Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности Чижма, Владислав Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чижма, Владислав Сергеевич. Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Чижма Владислав Сергеевич; [Место защиты: Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского].- Омск, 2012.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/365

Введение к работе

кандидат философских наук, доцент К Кребель И.А.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие современного общества отображается в синтезе материальной и духовной культуры как результат социального и культурного взаимодействия людей. Развитие общества фиксируется в языковых системах, образах, символах и знаках, которые транслируются и распространяются в социокультурном пространстве с помощью средств массовой информации (СМИ), неограниченно расширяя коммуникативно-информационную среду индивида.

Массовые медиа исполняют роль посредника между социокультурной реальностью, которую целостно не может охватить индивид, и общественным сознанием, включающим национальные традиции, приоритетные для общества духовно-нравственные и в широком смысле культурные ценности. СМИ создают информационное пространство, аккумулирующее в разной степени достоверную информацию о жизни общества и глобального мира, а также ее комментарии и интерпретации происходящих событий в социальной жизни. Эта информационная мозаика и есть посредник между реальной жизнью индивида и общества, и ее идеальными формами в общественном сознании, этическими и эстетическими приоритетами социума. Тем самым СМИ выступают как самостоятельная коммуникативная подсистема социокультурной реальности, а потребитель информации одновременно является прямым или косвенным ее производителем.

С учетом нарастающей технико-технологической оснащенности современных СМИ, информационное пространство превращается сегодня в специфическую реальность, в которой между реальным событием, его отражением в СМИ и потребителем информации стоит человек, собравший информацию о событии и включивший ее в глобальное информационное пространство. Поэтому информация имеет двойственный характер. Во-первых, в выборе темы и в ее интерпретации она всегда имеет ценностно-мировоззренческий авторский отпечаток, то есть носит характер субъективности индивида или определенной социальной группы. Во-вторых, информация имеет относительно объективный характер, так как опирается на реальные персонифицированные имена, факты, события и социальные процессы. Это субъектно-объектное свойство информационного смыслообразования, включая ответную реакцию потребителя информации, позволяет говорить о СМИ как о своеобразной и самостоятельной подсистеме социокультурного бытия общества.

СМИ являются, во-первых, одной из подсистем социокультурной реальности, во-вторых, энергичным фактором развития общества. В-третьих, информация в СМИ позволяет выявить различные точки притяжения общественного сознания и прогнозировать социальные процессы и дальнейшее развитие системы общества и его социальных институтов.

Тиражируемая в массовых медиа информация позволяет обнаружить, как из множества различных мнений, проектов и предложений в обществе (по принципам сходства и аргументаций) формируются определенные направления, траектории решения различных социальных проблем. Подобные совместные социальные действия в различных сферах общества и есть самоорганизация социокультурной реальности, то есть процесс упорядочивания открытой системы общества за счет взаимодействия составляющих ее людей и сообществ для корректировки развития социальных институтов. При этом общественное мнение формируется и изменяется «не только в процессе непосредственного общения людей друг с другом, но и благодаря средствам массовой информации», которые «обладают собственной динамикой, тесно связанной с основными принципами синергетики».

Актуальность темы в том, что изучение СМИ в процессе самоорганизации социокультурной реальности осуществляется на примере воспроизводства и развития современного российского общества, в котором ярко выражена ситуация разветвления в общественном сознании.

Анализируя сюжеты СМИ, можно сделать вывод, что современное российское общество находится в точке бифуркации (на развилке) – общество разделено во мнениях, оценках, способах аргументации различных точек зрения на определенные сюжеты истории, социальную событийность и современную социокультурную реальность. В СМИ инициируется обсуждение проблем и «раскручивается» общественное сознание на их обсуждение, и последующие социальные действия.

Степень разработанности темы исследования. Исследования, так или иначе касающиеся роли СМИ в социальной реальности и культуре общества, можно разделить по нескольким направлениям.

Роль культурных коммуникаций в социогенезе на ранних этапах технического и исторического развития общества рассматривается в работах философов прошлого - Аристотеля, М. Вебера, Г. Гегеля, А. Ф. Лосева, Б. А. Рыбакова, П. А. Сорокина, Г. Спенсера, Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера, Й. Хейзинги, Ф. Энгельса и современных исследователей Г. А. Инниса, В. Е. Кемерова, В. В. Ученовой, С. Г. Фатыхова, Н. М. Чуринова, В. Л. Янина. Теоретические аспекты социальных и межкультурных коммуникаций в развитии общества анализируются в трудах Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана, Н. Лумана, М. Маклюэна, А. Тойнби. Развитие массовых медиа в современном обществе исследуется в работах Б. С. Гладарева, О. В. Головань, П. Г. Гуревича, Я. Н. Засурского, А. Ю. Зимина, Н. П. Киричека, Г. Г. Почепцова, А. И. Ракитова, В. С. Степина, А. Д. Урсула, И. А. Фалалеевой, Т. А. Шу.

Структура и информационно-коммуникативные функции СМИ рассматриваются в трудах как философов и культурологов Ж. Бодрийара, В. И. Вернадского, С. Г. Кара-Мурзы, Ю. М. Лотмана, М. Маклюэна, О. Ф. Русаковой, П. Т. де Шардена, так и специалистов в области журналистики Я. Н. Засурского, В. П. Коломиеца, Е. Г. Ним, Е. Д. Павловой, В. Д. Рузина. Социальные информационные процессы в целом рассматриваются в трудах З. Бжезинского, Д. Белла, М. Кастельса, И. Ф. Кефели, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ю. А. Шрейдера. Необходимо отметить, что новейшие информационно-коммуникативные технологии виртуализируют социокультурную реальность, в связи с чем привлекались некоторые новейшие работы современных исследователей по онтологии виртуальной реальности Н. А. Носова, С. И. Орехова, П. А. Степаненко, А. А. Шеремет и др. Виртуальное пространство культуры исследуется в работах К. С. Пигрова.

Манипулятивный аспект функционирования СМИ отражен в теоретических исследованиях П. Бурдье, У. Липпмана, Д. Рашкова, М. Фуко, Н. Хомского. Современные исследования манипуляционного аспекта массовых медиа представлены в работах А. Н. Городищевой, Г. Г. Почепцова, А. А. Даниловой, С. Г. Кара-Мурзы, О. Ф. Нескрябиной, Е. Г. Ним, Е. Д. Павловой, А. С. Панарина, А. Л. Панищева, М. Б. Щавелевой.

Исследование сложных систем (к числу которых относится общество) рассматривается в работах Л. А. Асланова, А. Н. Городищевой, Е. Н. Князевой, С. В. Костарева, С. П. Курдюмова, А. А. Мазенковой, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, И. Р. Пригожина, В.И. Разумова, Г. Хакена, Т. де Шардена, А.А. Штырбула.

Зависимость СМИ от внешней среды – интенсивности социально-экономических, политических и межкультурных коммуникаций и самой культуры общества в ее динамическом развитии вместе с ее подсистемами в целом – политикой, идеологией, религиозно-нравственными доминантами, художественной культурой, обусловливает разнообразие содержания и образных средств СМИ. Различные культурно-исторические и цивилизационные особенности и типы культуры, определяющие специфику, характер и художественно-образные приемы СМИ, исследуются в теоретических трудах Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева, П. А. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона, О. Шпенглера, В. Шубарта и в работах современных исследователей Л. М. Марцевой, Н. С. Розова, Г. И. Рузавина.

В рамках диахронического подхода и принципов преемственности к содержанию современных СМИ исследуется система СМИ СССР, что позволяет выявить преемственность современного социокультурного пространства России на основе противоборства социальных моделей и идейных концепций, а также диалектики отрицания отрицания. Развитие массовых медиа в контексте общей системы идеологии и социокультурной парадигмы советского общества рассматривается в работах отечественных исследователей В. С. Барулина, В. В. Егорова, И. И. Засурского, С. Г. Кара-Мурзы, Л. М. Марцевой, В. Р. Мединского, А. С. Панарина, Д. В. Поспеловского, З. В. Сикевич, Е. И. Сильновой, А. В. Фатеева, И. В. Чиндина, а также в трудах эмигрантов и зарубежных исследователей Н. А. Бердяева, М. Вебера, И. А. Ильина, П. А. Сорокина, А. Тойнби, В. Шубарта и их последователей.

Теоретические подходы к исследованию современного дискурса социокультурной реальности и ее отражения в СМИ описываются в работах Ж. Бодрийара, Е. Э. Дробышевой, Н. Н. Зарубиной, А. Ю. Зимина, Т. Д. Карденахлишвили, А. Л. Панищева, Л. А. Птушко, П. А. Сорокина, А. М. Хадыкина.

Средства массовой информации в процессе взаимодействия с внешней средой (в качестве которой выступают межкультурные коммуникации и глобальные тренды развития мировой цивилизации и ее отдельных регионов) исследуются зарубежными исследователями И. Валлерстайном, Г. Хакеном, С. Хантингтоном и отечественными учеными М. Ю. Бакшеевой, В. А. Барановым, О. В. Головань, Л. М. Дмитриевой, И. Г. Елинер, О. А. Жуковой, А. С. Запесоцким, А. А. Ивиным, С. Н. Иконниковой, С. Е. Кургиняном, В. Р. Мединским, В. М. Межуевым, С. Г. Пилецким, Н. Н. Плужниковой, В. С. Степиным.

Из обзора научной литературы по теме диссертации можно сделать вывод, что проблема взаимодействия СМИ и социокультурной реальности непосредственно или опосредованно изучается и затрагивается специалистами различных научных дисциплин и рассматривается с различных сторон. При этом социально-философских работ по осмыслению фактора СМИ в самоорганизации социокультурной реальности почти нет. Поэтому тема воздействия СМИ на самоорганизацию социокультурной реальности представляется актуальной и нуждается в самостоятельных исследованиях.

Объект исследования: СМИ в системе социокультурной реальности.

Предмет исследования: воздействие СМИ на самоорганизацию социокультурной реальности.

Цель исследования – провести социально-философский анализ особенностей влияния СМИ на процессы самоорганизации социокультурной реальности. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. показать генезис средств массовой информации как подсистемы социокультурного пространства;

2. раскрыть структуру и информационно-коммуникативные функции СМИ в социокультурной реальности;

3. проанализировать социально-смысловые особенности СМИ в советском обществе.

4. на основе аксиоматического метода провести анализ репрезентации позитивных и негативных очевидностей в дискурсе современного российского общества и их презентации в дискурсе СМИ;

5. Исследовать воздействие СМИ на процессы самоорганизации социокультурной реальности как открытой системы.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы научного познания на основе принципов диалектики всеобщего и особенного в развитии явлений, а также всеобщей связи явлений. Изучение поставленных проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, ценностного, информационного. Использованы также общенаучные методы: анализа и синтеза, формы и содержания, индукции и дедукции, исторического и логического, сравнительно-исторический метод. Кроме того, в основу исследования легли положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Выявлено, что генезис СМИ восходит к информационно-коммуникативным традициям древности, когда люди в материальных, вещных формах, знаках и символах стали запечатлевать информацию о своих верованиях, событиях и жизнедеятельности. Начиная от известной современному миру архаики, все обнаруженные к настоящему времени археологические находки представляют собой зафиксированную в материально-конструктивных формах информацию о жизнедеятельности людей в широких географических границах. Смыслы сохранившихся артефактов не всегда понятны, технологии их создания до конца не изучены, но именно они и есть информация о культурно-исторических процессах развития мировой цивилизации. В широком смысле все мировое культурное наследие – это информация о социогенезе. Следовательно, и культурогенез и социогенез – это информация о формировании социокультурной реальности и ее исторической динамике, а также информация о динамике самих информационных технологий, называемых в настоящее время СМИ.

  2. Обосновывается, что СМИ необходимо рассматривать как самостоятельную подсистему социокультурной реальности в ряду других ее развивающихся подсистем. Показано, что социальные функции и структура СМИ диалектически развивается в двух направлениях: 1) в материально-конструктивных формах, которые выражены в динамике информационных технологий: 2) в содержательно-смысловых формах, передающих этапы развития человека (индивида) и общества. Показано, что информационное пространство, создаваемое средствами массовой информации, делится на два содержательных пласта: ноосферу, которая создается интеллектуальной и духовной деятельностью человека и является носителем прошедших исторический отбор знаний и информации. Ноосфера содержит как идеальные формы представления об отношениях «мир-человек», так и гипотезы и теории, основанные на научных знаниях о законах развития природы и общества, накопленных за тысячелетия. И виртуальное пространство (реальность) – в котором присутствуют эмоционально-психологические реакции, потребности, интерпретации явлений и сюжетов из повседневной жизнедеятельности людей. Виртуальное пространство - носитель индивидуализированного восприятия отношений «мир-человек».

  3. Обосновано, что советские СМИ были единой материально-конструктивной, технико-технологической, содержательной и смыслообразовательной системой. Через СМИ осуществлялась пропаганда актуального для советского общества набора идеологем, политических установок и ценностей. При этом СМИ имели определенные идеологические цели и установки подачи информации - их содержание было направлено не только на выборочное отражение социокультурной реальности, но и на создание средствами культуры идеального образа нового человека и новых социальных отношений. В задачи СМИ входило формирование позитивных эмоционально-психологических реакций, утверждения советских поведенческих стандартов и нравственных идеалов в обществе. Высокие идеалы и идеальные образы входили в противоречие со скромными и ограниченными возможностями как жизни социума, так и техническими ресурсами СМИ. Это противоречие до конца 70-х годов ХХ в. не снимало идейного накала СМИ. Это же противоречие оказалось существенным на рубеже 70-80 гг. ХХ в., когда новые собственные и проникающие извне информационные потоки и технологии вступали в противоречие со старыми смыслами, образовывая уже иную социокультурную реальность, в которой презентовались западные стандарты жизни, принципы свободы и комфорта индивидуального бытия. В терминологии П.А.Сорокина - начался переход эпохи идеалистического типа культуры к новому чувственному типу культуры.

  4. Введены новые понятия: позитивные и негативные очевидности. Смысл понятий в том, что они выражают социокультурную реальность как контекст существования индивида и социума. Речь идет о фактах, событиях и персонифицированных индивидах (героях «нашего времени») в дискурсе социальной реальности. Дискомфорт, правовая незащищенность, хаотичность социума в связи с «вилкой» различий в доходах, являются очевидностями, отраженными статистикой, социсследованиями и признанные актуальными характеристиками российской социальной реальности, а также многих других стран. Позитивные и негативные очевидности позволяют систематизировать в содержании СМИ многообразие социокультурных процессов и выявить ценностные и культурные приоритеты общества. Коррелятивный анализ позитивных и негативных очевидностей устанавливает соотносимости (корреляты) очевидностей, различных смыслообразований социокультурных реалий и их отражений в СМИ.

  5. Показано, что конкуренция идеологий в виртуальном пространстве отражает существующий запрос общества на объективность СМИ. Потребительский спрос корректирует содержание массовых медиа, рейтинги СМИ выявляют массовую потребность в информации о тех или иных событиях, расшифровки сюжетов и символов, а также смыслового качества художественных произведений, статей, книг и фильмов, которые выражали бы доминирующие и востребованные в обществе ценности. Потребительские запросы к СМИ выражают динамику общественного сознания и тенденции самоорганизации социокультурного пространства, которую можно охарактеризовать как поиски позитивных смыслов и идеалов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Установлено, что СМИ функционируют по принципу диалектической взаимосвязи идеального, смыслового содержания информации и материально-конструктивных форм ее презентации, трансляции и хранения. Взаимосвязанные процессы усложнения как собственно социокультурного содержания, так и средств фиксации и передачи информации - материально-конструктивных форм информационного пространства есть репрезентация социальной жизнедеятельности, развития и организации людей в ретроспективе и перспективе.

  2. Показано, что влияние СМИ на социокультурную реальность существенно возрастает в результате роста технико-технологического оснащения СМИ. Соответственно, рост интенсивных межкультурных коммуникаций увеличивает потенциал воздействия на индивида и общество. Новая (внешняя по отношению к системе культуры конкретного общества) информация транслируется СМИ в массы, превращаясь в составную часть социокультурной реальности. Под воздействием этой внешней информации (художественно-образные средства, включая рекламный дискурс, потребительские стандарты, теории, идеологические концепты, новые поведенческие стереотипы) деформируются существующие ценностные и смысловые значения социального бытия, увеличивается количество флуктуаций во всей системе общества.

  3. На основе синтеза формационного и цивилизационного подходов генезис СМИ советского общества показан в виде динамики содержания и форм массовых медиа в зависимости от социокультурной динамики глобальных культурно-исторических типов обществ: идеационального, идеалистического и чувственного (в терминологии П.А.Сорокина). Обосновано, что советское общество отражено и сохранено СМИ для истории мировой культуры и является образцом идеалистического культурно-исторического типа общества, основанием которого являются идеи и идеалы социальных преобразований, нацеленных на совершенствование человека и общественных отношений на принципах социальной справедливости. Установлено, что современный дискурс социокультурной реальности в СМИ, насыщенный уже ценностями общества «потребления», необходимо рассматривать в контексте преемственности отечественной истории и культуры, включая советский негативный и позитивный опыт социального развития.

  4. Применение аксиоматического метода показало, что реальные события в обществе и культуре, детерменированные условиями жизни людей и социальными процессами в целом выступают аксиомой, не требующим доказательств социальным опытом индивидов, социально-профессиональных страт, и, следовательно, критерием достоверности реальной жизни на эмпирическом уровне. Возвращение к эмпиризму в виде очевидностей негативного и позитивного характера является объективной необходимостью для анализа качественного состояния социокультурной реальности и прогностики ее развития. Очевидностью являются, в том числе, противоречия между социокультурными реалиями и презентацией СМИ этих реалий в средствах, образах и комментариях «карнавальной культуры» (М. М. Бахтин), доминирующей в информационном пространстве. Это позволило ввести в оборот исследования понятия позитивные и негативные очевидности, провести коррелятивный анализ репрезентативности и соотносимости социокультурной реальности с информационным пространством и обосновать корреляционный потенциал СМИ как продуктивный фактор в самоорганизации социокультурного пространства. Различение очевидностей в СМИ возможно по критериям сравнения (личный и обозримый социальный опыт, историческое сознание, нравственные доминанты, понимание справедливости и т.д.), сопоставления и соотношения презентуемых СМИ картинок и художественно-образного ряда, комментариев и оценок событий.

  5. Показано, что современные СМИ вышли за пределы только информационных и интерпретационных функций идеологического и политического характера. Показано, что информация в СМИ позволяет выявить различные аттракторы общественного сознания и прогнозировать дальнейшее развитие социальной реальности и социальных процессов. Обосновано, что современное российское общество находится в точке бифуркации (на развилке) – общество разделено во мнениях, оценках, способах аргументации различных точек зрения на определенные сюжеты истории и современной социокультурной реальности. При этом СМИ инициируют обсуждение проблем и подталкивают общественное сознание на их обсуждение и последующие социальные действия.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований фактора СМИ в развитии социокультурной реальности. Материалы исследования могут быть использованы в специальных курсах по философским, политологическим, социологическим и культурологическим дисциплинам, а также при чтении лекций по специальностям связь с общественностью, журналистика и др.

Апробация работы. Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на международных и всероссийских научных конференциях: Всероссийской научной конференции «Молодежь и ценности российского общества» (Омск, 2005); II международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении» (Воронеж, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Человек: философская рефлексия» (Барнаул, 2006); I Всероссийской научной конференции «Философия и социальная динамика ХХI века: проблемы и перспективы» (Омск, 2006); на научной конференции «Проблема текста в гуманитарных исследованиях» (Москва, 2006); на научной конференции «Инновации для транспорта» (Омск, 2010). Несколько научных статей опубликовано в 2007-2009 гг.

Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на семинаре аспирантов кафедры «Связи с общественностью» ОмГУПС (Омск, 2010), на семинаре аспирантов кафедры философии ОмГУ (Омск, 2012).

Объем диссертации и ее структура. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка из 217 наименований. Общий объем работы – 168 страниц.

Похожие диссертации на Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности