Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Ерофеева Ирина Викторовна

Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности
<
Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ерофеева Ирина Викторовна. Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Чита, 2003.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/439-6

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические вопросы исследования проблемы трансформации российской духовности в виртуальном пространстве СМИ

1. Виртуальность российской журналистики: от объективности к артефактам ирреального мира 13-22

2. Виртуальное пространство СМИ в постмодернистской парадигме 23-37

3. Ритуал в контексте современного дискурса средств массовой информации 38-63

4. Особенности аксиологии массового человека 64-74

2. Трансформация российской системы ценностей в современных СМИ и поиск «новых» духовных приоритетов

1. Российская духовная система ценностей:понятие, содержание и специфика воспроизведения в СМИ 75-88

2. Трансформация концептуальных основ российской аксиологии в пространстве современных СМИ 89-125

3. Причины духовной трансформации и роль современных СМИ в деле Возрождения России. 126-137

Заключение 138-141

Список использованной литературы 142-156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тотальная информатизация - всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в информационном обществе становится все более актуальным. В эпоху глобализации победы и поражения свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В данной ситуации роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации - важная часть духовного производства. Это «комплекс институтов и учреждений общества, которые порождают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение»1.

Достаточно разнообразное функциональное поле журналистики, аккумулируется вокруг двух основных задач: социально-организующей роли и ценностно-ориентирующей функции. СМИ не просто сообщают факты, а оказывают глубокое воздействие на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на национальное самосознание людей, их идеалы и стремления. Данный процесс имеет свои объективные основания. Журналистика - необходимый компонент индивидуального бытия. Печатное и устное слово, телевизионное изображение обладают всепроникающей силой и способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. В информационном диалоге последнее слово всегда остается за СМИ. Необходимо также отметить, что информация -соединение рациональных, эмоциональных, психологических начал, и это, чаще всего, принуждающее средство аргументации какой-либо идеи. Иными словами, воздействие - результат любого информирования. Поэтому вопрос о влиянии СМИ на массовое сознание вечен. Проблема в том: каким оно должно быть и ради чего. В

1 Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. - Екатеринбург: Банк культ. Информации, 1998. - С. 98.

4 контексте сказанного очевидна необходимость социально-философского осмысления деятельности СМИ как одного из наиболее существенных факторов (среди других общественных институтов: церковь, школа) формирования современного российского сознания.

В условиях перехода к новому типу общественных отношений остро стоит проблема трансформации духовной (ценностно-смысловой) сферы жизни российского общества, во многом обусловленная и деятельностью средств информации. Логика подобных изменений отчасти оправдана динамикой человеческого развития. Но очевидным является и то, что преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии создают особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование российской духовной системы ценностей. И это дает возможность утверждать, что сфера указанной проблемы представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Состояние и степень научной разработки темы. В целом исследованию деятельности СМИ по воздействию на сознание людей посвящено множество работ в различных сферах науки: общей и социальной философии, социологии, политологии, психологии. Акцентируя внимание на богатом спектре проблем, вызванных широкими возможностями СМИ, ученые однозначно говорят о необходимости изучения механизмов функционирования средств информации, их развития и эффективности влияния. Учитывая междисциплинарность поставленной проблемы, перечень источников условно можно разделить группы.

Во-первых - это литература преимущественно социально-философского характера, концентрирующая внимание на понятиях духовность, российская духовная система ценностей, национальное самосознание, менталитет нации. Особенно актуальными для российского информационного пространства становятся идеи, преобладающие сегодня в сфере социальной философии и политики, подчеркивающие необходимость выявить начала, сплачивающие все российское общество, найти ценности, аккумулирующиеся в общественный дух России, объединяющие людей одной державы, но различных вероисповеданий,

5 этнических воззрений и политических установок. Данные позиции, достаточно неоднозначные (а, порой, и разнополярные) в толковании общественного идеала, российской духовности, дальнейших путей развития России явились основополагающими для работ современных исследователей А.С. Ахиезера, B.C. Барулина,В.В.Ильина,В.А.Кобылянского, Н.Г. Козина,ВВ.Крамника,ВИ. Мильдона, АС. Панарина,Ю.В. Олейникова,Г.В. Осипова,ММ.Решетникова, П.А. Рачкова,В.Н. Сагатовского, П.И. Смирнова, В.А. Тонких, ЕС. Троицкого, А.И. Яковлева, ЮЛ. Ярецкого, а также классиков философии НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, Г.В. Флоровского, СЛ.Франка и др. Пророческие идеи русской философии помогают воспроизвести картину духовной жизни современной России, во многом обусловленную информационной политикой СМИ, показать первопричину узловых вопросов современного общества.

Наиболее перспективным в понимании ментальных особенностей является ценностный подход. Этого утверждения придерживаются А.О. Бороноев, П.И. Смирнов, Т.П. Выжлецов и др. Ценностным основаниям духовной жизни общества, а также проблемам социокультурной мобильности посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, Н. Гартмана, М.С. Кагана, ХМ. Казанова, В.В. Кортавы,B.C. Костелова, В.В. Крамника,Н.И. Лапина, А.Н. Максимова, Н.П. Медведева, Ю.И. Мирошникова, СВ. Моложановой, Н.С. Розова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова, Ю.А. Шрейдера и др. В современных исследованиях категория «духовность» осмысляется на религиозном и светском уровнях. Объединяющим моментом становится восприятие духовности как возможности выйти за пределы узкоэгоистического бытия в служении общему благу (О.Н.Козлова, В.А.Кутырев, Г.П.Меньчиков, Б.П.Шулындин и др.). Стоит отметить преобладающую тенденцию утверждения духовных ценностей как неотъемлемой части менталитета нации. «Высокая нравственная духовность, - отмечает С.Ф. Анисимов, - является главным необ-

6 ходимым условием длительного благополучного существования этноса, государства, империи, цивилизации».'

Определить ценностные приоритеты в деятельности СМИ невозможно без учета феномена виртуального мира, разработка которого представлена в работах А.И. Воронова, С.Э. Ермакова, М.Б. Игнатьевой, И.Г. Корсунцева, С.Д. Лобанова, НА. Носова, М.Ю. Опенкова, В.И. Фалько, Г.П. Меньчикова, СВ. Моложановой, Е.А. Шаповаловой, В.И. Шапиро, С.С. Хоружего и др. Трактовка виртуальности осуществлялась в онтологическом и культурологическом аспектах, через призму философии, психологизма и даже мистицизма. Сама же виртуалистика, по мнению исследователей, не является наукой. Это подход (который может быть использован в любой научной дисциплине), он основан на признании полионтичности реальности (существование нескольких реальностей, не сводимых к друг другу). В современных условиях нарастающих темпов умножения информации и представления ее через посредников утверждение виртуальной реальности как доминанты коммуникативной сферы резко ослабляет контакт с подлинной реальностью, ибо утрачиваются критерии различения реального от нереального, ценности от ее суррогата.

Еще одна группа источников - литература общефилософского, социально-философского и социально-психологического характера, затрагивающая проблемы массовых информационных процессов, всестороннего и глубокого воздействия СМИ на сознание людей. Это исследования Ю.П. Буданцева, В.В. Ворошилова, И. Дзялошинского, Л.Г. Кайда, С.Г. Корконосенко, В.И. Кузина, Г.М. Мануйлова, Б.В. Потятыных, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, С.К. Рощи-на, МИ. Скуленко, П. Таранова, А.А. Тертычныго, А.К. Уледова, А.В. Шустова и др. Работы данных авторов опровергают распространенный миф о широких возможностях личного выбора человека в демократическом государстве. В информационном обществе массовый человек как никогда зависим от искусных в технологии воздействия на массовое сознание средств информации.

Анисимов С.Ф. О первоцениосга морали в структуое человеческой духовности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2001. -№ 1, - С. 3.

Проблемы сущности, закономерности и последствий такой формы духовного насилия как манипулирование находят свое отражение в отечественных и зарубежных монографиях В.М. Бехтерева, Л. Войтасика, Г. Грачева, П.С. Гу-ревича, Е.Л. Доценко, Ю.А. Ермакова, Г.С. Мельника, Р. Харриса, Г. Шиллера, Э. Шострома и др. Манипуляция определяется как вид психологического воздействия, изменяющий духовный мир, национальное сознание человека, ведущий к скрытому возбуждению намерений, не совпадающих с актуально существующими желаниями.' Иными словами, объект манипулирования считает, что действует на основе свободного решения, но это иллюзия. Вирус информационно-психологической войны заставляет идти против своих, в том числе национальных, интересов. Вопросы информационных и информационно-психологических войн стали объектом рассмотрения в трудах А. Грешневико-ва, С.Г. Кара-Мурзы, В.Г. Крысью, В.А Лисичкина и Л.А. Шелепина, И.А. Михальченко, Г.Г. Почепцова, СП. Расторгуева. Однако, на сегодняшний день почти нет работ, в которых были бы указаны все известные технологии «захвата аудитории», в отдельных монографиях содержится перечень тех или иных приемов.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых отражены проблемы психологии толпы, вопросы формирования массового сознания и массового человека (Г. Блуммер, Г.Г. Дилигенский, Э. Канетти, С.А. Маничев, Г. Маркузе, Н.К. Михайловский, С. Московичи, Г. Лебон, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет,ПА. Сергиенко,Г. Тард, 3. Фрейд,М.А. Хевелли,К.Г. Юнг и др.). В работах отечественных авторов (Б.А. Грушин, Д.В. Ольшанский, А.К. Уледов, Б.А. Чагин и др.) внимание уделяется рассмотрению таких проявлений массового сознания, как общественное мнение, массовые настроения, действия масс. Данные исследования позволяют реализовать одну из задач данной

Об этом подробнее см.: Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, фоомы. способы v технология инфогшашіонно-исттхолопгческого воздействия. - М: ИФРАН, 1999. - С.56; Доценко Е.Д. Психология манипуляции. -М.: МГУ, 2000.-С.51-59; Ермаков Ю. А Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995.-С.16-17; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М: Алгоритм, 2000. - С.55; Лимнатяс Н.Г. Манипулирование сознанием как этшю-фидософская проблема: Автореф. дне. канд. философ, наук- М.. 1995. - С. 17.

8 диссертации: сформулировать аксиологические особенности современной «массовой души», воспитанной институтом российских СМИ.

Названные исследования изучают либо кратковременные эффекты воздействия СМИ на сознание людей, не затрагивая в должной мере сферу духовной трансформации, ограничиваясь социальными и политическими изменениями, либо не структурируют данную тематику, не очерчивают содержательный и формальный спектр вопросов, оставляя проблему целостного воздействия журналистики на менталитет нации открытой.

В качестве объекта исследования выступает деятельность современных средств массовой информации.

Предметом исследовании является процесс трансформации российской духовности, обусловленный деятельностью СМИ.

Цель исследования заключается в социально-философском осмыслении роли современных СМИ в трансформации российской духовности. Реализация поставленной цели возможна при разрешении следующих задач:

- выработать основные подходы к исследованию проблемы трансформации
российской духовности в СМИ;

- осуществить комплексный анализ виртуального пространства СМИ как сред
ства формирования массового человека;

- установить основные закономерности структурно-содержательного поля
трансформации в виртуальной сфере СМИ;

произвести категориальный анализ основополагающих концептов России, представленных в средствах массовой информации;

определить роль общественного идеала в разрешении проблемы гуманизации СМИ;

установить причины сознательной или объективной трансформации российской духовности;

наметить и раскрыть возможные пути разрешения духовно-нравственных проблем СМИ, неразрывно связанных с актуальными вопросами модернизации современного российского общества.

9 Гипотеза. В рамках виртуального пространства современных российских СМИ осуществляется комплексный процесс трансформации традиционных ценностей России.

Методологические и теоретические основы исследования: Учитывая многоуровневое содержание поставленной проблемы, исследование, будучи социально-философским по сути, базируется на междисциплинарном подходе и системно-интегративном мышлении, синтезирующем знания различных наук (социальная философия, социальная психология, филология, этика, журналистика). Методологической основой исследования является дискурсивный метод, направленный на философское осмысление контекстов коммуникации СМИ. При изучении виртуальной аксиологической системы средств информации, определении ее жанровых и содержательных компонентов использовался функциональный и структурный анализ. Исследование ценностных составляющих российского сознания осуществлялось с позиций герменевтического подхода и концептного анализа, нацеленного на выявление базовых когнитивных, смысловых схем (концептов) информационного пространства. В целом, при работе над диссертацией использовался диалектический метод и общенаучные принципы познания: объективности, системности, восхождения от абстрактному к конкретному.

Теоретической основой исследования стали социально-философские концепции, теоретические положения отечественных и зарубежных философов, представителей других наук, деятелей культуры и политики. Диссертант опирался на труды классиков мировой науки и философии: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, И.О. Лосского, Д.С. Мережковского, X. Ортега-и-Гассета, П. Сорокина, С.Л. Франка, Э.Фромма, Й. Хейзинга, К. Юнга и др..

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации: 1) на основании системного подхода к проблеме представлена общая картина неоднозначного воздействия СМИ на менталитет российской аудитории;

  1. предлагается аксиологическая характеристика массового человека, воспитанного институтом средств информации;

  2. выявлены структурные (мифо-ритуальные) и жанровые (постмодерные) компоненты процесса трансформации;

  3. дается авторское определение понятию «ценностное пространство средств массовой информации»;

  4. осуществлен анализ причин трансформации российской духовности;

  5. предлагается возможная программа выхода из сложившихся духовно-нравственных коллизий современного общества, обусловленных деятельностью СМИ.

Основные положения, выносимые на зашиту:

  1. Современные СМИ создают благоприятные условия для формирования массовой (вненациональной) души. Данный процесс имеет свою предысторию, причины появления и закономерности существования.

  2. Виртуальное пространство СМИ, сконструированное по законам постмодерна, функционирует как эффективное средство привнесения в духовную жизнь России того, что не характерно внутренней природе российского менталитета.

  3. Мифоритуальный характер современных средств массовой информации прерывает историческую традицию, провоцирует духовную и национальную дезориентацию российского человека.

  4. На виртуальной территории СМИ осуществляется процесс трансформации российской духовной системы ценностей, разрушается основа, на которой выстроены культурные структуры нации, ее представления о концептуальных основах человеческого бытия.

  1. Причинами трансформации ценностных оснований российской духовности являются: объективный процесс глобализации, корпоративные интересы рыночной журналистики, проблема формализации современной культуры.

  2. Духовное производство СМИ должно быть ориентировано на продуманную систему защиты национальных святынь и базовых ценностей России.

и Обращение журналистов к общественному идеалу, к созидающим ресурсам российской аксиологии - важный шаг в деле Возрождения страны.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения диссертации и представленный спектр многочисленных проблем виртуального мира могли бы стать основой для последующих исследований информационного воздействия на духовную сферу человека. Итоги данного диссертационного исследования возможно использовать для подготовки специализированных и общетеоретических курсов по социальной философии; социологи; теории и психологии журналистики, они могут быть также интересными и востребованными в рамках актуального на сегодняшний день обсуждения единой национальной информационной политики России.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре кафедры философии и на заседаниях кафедры журналистики ЗабГПУ (Чита). Результаты исследования были апробированы на международной конференции «Социальный кризис и социальная катастрофа» (Санкт-Петербург, 2000г.), на общероссийской научно-практической конференции «СМИ в современном мире» (Санкт-Петербург, 2000г.), на второй региональной научно-практической конференции «Сибирь - Америка: этносы и культуры в полиэтнических регионах» (Чита, 2000г.), на ежегодной региональной конференции «Славянская культура: традиции и современность» (Чита, 1999г., 2000г., 2001г.), на ежегодной научно-теоретической конференции «Ин-нокентьевские чтения» (Чита, 1999г., 2000 г., 2001г., 2002г.). Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

  1. Духовно-нравственные аспекты журналистики // Роль интеллигенции в духовном развитии общества / Чита, 1999. - С. 88-92.

  2. Мифы и реальность на страницах забайкальской прессы // Славянская культура: традиции и современность / Материалы 5 региональной научно-практической конференции. - Чита, 2000. - С. 85-89.

  1. Православное сознание А.С.Пушкина как источник «смысловой сферы» журналиста // Третьи Иннокентьевские чтения. - Чита, 2000. - С. 137-143.

  2. «Ревизор» Н.В.Гоголя и современные СМИ: структурно-содержательные совпадения // Славянская культура: традиции и современность / Материалы 6 региональной научно-практической конференции. - Чита, 2001. - С. 18-24.

  3. Грех как элемент игры в виртуальной реальности СМИ // Четвертые Иннокентьевские чтения. - Чита, 2001. - С. 151-157.

  4. Журналистика как разновидность виртуальной драматургии // Средства массовой информации в современном мире / Тезисы научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2001, 4.1. - С. 137-139.

  5. Разрушение русской системы ценностей в журналистике // Православие на рубеже тысячелетий / Сборник статей. - Чита: Поиск, 2001. - С. 81-93.

  6. Ментально-мировоззренческая структура смысловой сферы журналиста в творческом сознании А.С.Пушкина // А.С.Пушкин на рубеже тысячелетий/ Материалы региональной научно-практической конференции. - Чита, 2002. - С. 113-118.

  7. Ритуал в пространстве современных СМИ II Пятые Иннокентьевские чтения. - Чита, 2002. - С. 176-181.

10) Философия постмодерна в контексте современных СМИ // Славянская
культура: традиции и современность / Материалы 7 региональной научно-
практической конференции. - Чита, 2002. - С. 30-35.

На основе диссертационного материала был разработан и прочитан элективный курс (12 ч.).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка литературы.

Виртуальность российской журналистики: от объективности к артефактам ирреального мира

Слово «виртуальность» достаточно прочно вошло в словарный запас и интеллектуалов и обывателей. Мы называем этим термином практически все, что искусственно создаем, и, специфику функционирования чего, порой, не в силах обнаружить. Но идея виртуальности давно разрабатывалась в философии - античной, восточной, византийской, схоластической - иногда в неявном виде, иногда в явном. В схоластике категория виртуальности необходима была для разрешения ключевых проблем схоластической философии, в том числе: возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых, энергетического обеспечения акта действия, соотношения потенциального и актуального.

Наиболее интересной в рамках данного исследования является диссертационная работа Воронова А.И. «Философский анализ понятия «виртуальная реальность» (26). Автор заостряет внимание на исторической эволюции понятия. Неизменным остается лишь нереальное или нематериальное наполнение сферы виртуального. Цицерон, Н.Кузанский («О видении бога»), Ф.Аквинский видели в ней особый «энергийный смысл..., сокрытую силу, программу устроения вещей, ... способную выводить благодатную чистоту из божественной энергии» (26, С. 13-14). Для древних и средневековых философов это было таинственное соединение чистоты и истины.

Данная трактовка стала этимологической основой для появления определений «виртуозный», «виртуозно» - умение понимать и отображать тонкости настоящего искусства, плода божественного вдохновения. А в литературоведческой науке древние толкования заложили фундамент для рождения термина «витализм» (26, С. 132) - движение к духовному, необъяснимому, уход писателя в дополнительный мир с целью объяснения тайны человеческого бытия (яркая иллюстрация - ирреальный «фантастический реализм» Ф.М.Достоевского). Еели попытаться аккумулировать рассуждения Воронова А.И., то с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что основная функция создания или просто естественного существования виртуальной реальности - это потенциальная возможность познать глубины духовного мира. Подобное толкование оправдано и этимологией слова: с латинского «virtus» - доблесть, добродетель, энергия, сила, также мнимый, воображаемый; «realis» - вещественный, действительный, существующий .

Во второй половине XX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга и почти одновременно в нескольких сферах науки и технике. Понятие рассматривается как в культурологическом так и в онтологическом аспектах. Появляется огромное множество разновидностей виртуальной реальности: игровая, манипулируемая, трансперсональная - лечебная, позитивная и т.д. Как специальный философский и научный термин «виртуальная реальность» появился в 80-х гг. XX в., когда в постклассической науке понятие объекта исследований было дополнено понятием реальности существования объектов, предполагающей, что существует много типов разнородных объектов, принадлежащих одной и той же реальности. Идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними: порожденное и интерактивности - объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные. Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности и образуют виртуальную реальность. Философская сущность виртуальной проблемы состоит в том, что объединяются в органическое целое разноприродные реальности или состояния и образуется искусственное явление (конструкт), которое существует только актуально, только «здесь и теперь». В основном вопросе философии постепенно наметился переход от соотношения материи и духа на уровень соотношения бытия и небытия,

1 Постмодернизм: Энциклопедия. -Мн., 2001. -С. 1040. где материя и дух уже не противостоят, являются различными видами бытия, противостоит небытие.

Меньчиков Г.П. определяет виртуальную реальность как «разновидность сложного современного конструкта» (сконструированная реальность) . Это образ искусственного, сконструированного, реально-иллюзорного мира. Но тот, кто создает ее, рассчитывает на обратную связь со стороны участников виртуального действа. Для создателя и реципиента - это реальный мир. Необходимо отметить, что стремление к виртуализации - древняя потребность человека, стремящегося не только отражать, но и творить мир. По определению Носова Н.А. виртуальная реальность «устанавливает связь между высшей и низшей реальностью"2. Это та реальность, в рамках которой происходит осмысление действительности, постижение бытия.

Виртуальное пространство XXI века - объект игры сугубо человеческих возможностей. Основной объем производства «виртуального (искусственного) сырья» осуществляется средствами массовой информации. Виртуальность СМИ - есть сосуществование нескольких реальностей (визуального, вербального, акустического текстов). Благодаря профессиональным усилиям журналистов мы явно ощущаем отсутствие деления этой реальности на истинную и иллюзорную. Но это не мешает утверждать работникам СМИ, что основная их задача - все-таки отражать объективную действительность. Данный тезис, несмотря на сомнительность своего содержания, - своеобразный штамп современной журналистики.

Ритуал в контексте современного дискурса средств массовой информации

Данная выше постмодерная картина виртуального пространства СМИ позволяет говорить о постмодернизме не только как о преобладающем жанре, а как о «специфическом способе мировосприятия и мироощущения» (176, С.206). Объективные и оправданные стремления постмодерна освободиться от стереотипов сознания и клише, с одной стороны, обогатили идейно-тематическое и технологическое поле современной журналистики. С другой стороны, игровой характер виртуального пространства, воплощающего новую глобальную мен-тальность постмодерна, трансформировал ценностную картину российской духовности. Увлечение иллюзиями разрушает внутренний, духовный мир человека, уничтожает саму жизнь, отдавая ее простор искусственному миру, где нет места живому человеческому дыханию.

Но избавиться от виртуальной реальности СМИ невозможно, сама постановка данного вопроса алогична. Проблема не в средстве, а в морали программистов виртуальной реальности. Значение постмодернизма - в создании предпосылок главной постановки проблемы свободы и ответственности современного журналиста. «Дело журналистов - осваивать хаос», - констатировал И.Дзялошинский. (39, С.82). Осваивать же хаос без строгой иерархии нравственных принципов и духовных законов невозможно. В противном случае, мы обречены вечно метаться в игровых лабиринтах виртуального постмодерного пространства, которое, в свою очередь, успешно структурируется ресурсами ритуального искусства. На тесную взаимосвязь ритуала и игры обратил внимание Й.Хейзинг (188, С. 30-38). Игра, по утверждению исследователя, перемещает участников в другой обособленный, необыденный, ритуальный мир, на особенностях которого мы остановимся в следующем параграфе диссертации. Может быть, именно поэтому процесс отрицания старого мира и выбора новой жизни в России превращается в зрелищный, одновременно глубоко интимный и общественный магический обряд, требующий от его участников серьезного религиозного решения, связывающего человека на всю жизнь. Это решение в рамках дихотомического российского сознания есть (чаще всего) отречение от привычных традиционных ценностей и принятие прямо противоположных им новых. Меняя социально-экономическую формацию, мы увлекаемся свержением памятников «старых богов», согласно ритуалу отречения, сжигаем партбилеты и приносим жертвоприношения, решая вечный вопрос: «Кто виноват?».

Четвертая власть в России в лице средств массовой информации поддерживает свое существование согласно этим же ритуальным законам мифологического мира. Идея «обрядовости» СМИ не нова. Еще в застойный период 1981 года вышла книга Османовой A.M. «Пропаганда новой обрядности», где автор, рассказывая о введении новых общесоветских традиций взамен религиозных, подчеркивает: «Роль СМИ в пропаганде новой обрядовости, является составной частью структуры советского образа жизни и важным фактором коммунистического воспитания» (123, С.2). В 2001 году в Санкт-Петербурге прошел международный форум «Ритуальное пространство культуры», где частично поднимались проблемы ритуала и в системе массовых коммуникаций (147).

Итак, пространство СМИ, создающих новую культуру, явно ритуализи-рованно. Если попытаться суммировать все наши представления о ритуалах (языческих, христианских и др.), то дефиниция будет выглядеть следующим образом. Ритуал - сложившаяся кодифицированная система обрядовых действий, соответствующих какому-либо акту (религ., гражд., дипл), имеющая отчетливое внешнее оформление. Это «регулярно воспроизводимое символическое действие, которое характеризуют повтор, продление» (147, С.371), стремление к объединению для выражения определенных социально-культурных

В определении использован материал БСЭ, философского словаря, «Толкового словаря» Ожегова СИ. и Шведовой Н.Ю., «Словаря современных понятий и терминов». взаимоотношений (признание системы ценностей, организующей во всех аспектах жизнь человека, поддержание авторитетов, социально-нормативной системы). Учитывая вышесказанное, обрядовая сущность современных СМИ отражается в следующих компонентах.

Ритуал всегда связан с суышостными потребностями человека. СМИ поглощены поисками «камня мудрости» и «эликсира бессмертия». У них свое, и как мы уже успели заметить, чаще плотское представление о надежде, любви, добре и зле, жизненных силах, здоровье и т.д., особенно гипертрофированно представленных в рекламе. Профессиональные и любительские, порой откровенно неграмотные советы продления человеческой жизни, даются в многочисленных «оздоровительных программах» в электронных СМИ, а также в таких печатных изданиях как «Исцеление», «Целебник» и др. Ведущие (начиная с передачи «Доброе утро») и аналитики виртуально решают любые проблемы, советуют, как лучше провести день или справиться с плохим настроением.

Необходимое ритуальное объединение проходит под лозунгами известных мифологем: «все страны должны пройти шоковую терапию», «в переходный период необходимо потерпеть, затянуть пояса, перенести неизбежные тяготы сообща». В подобных контекстах эффективность сказанного напрямую зависит от количества употребляемого местоимения «Мы», подчеркивающего общность решения. Так название газеты «Голос народа», «Ваша реклама» -своеобразная интерпретация все того же слова. Данная технология, получившая образное название «фургон с оркестром», эксплуатирует первобытный страх людей остаться в одиночестве. Человек - существо массовое, в большинстве своем предпочитающее «плыть по течению» со всеми, нежели пойти против толпы.

Необходимо отметить, что страх шире всего эксплуатируется именно в СМИ. Более того, объединение читателей, слушателей, зрителей осуществляется, в основном, через культивирование страха. Это подсознательный и достаточно быстрый способ захвата аудитории. Как ни странно, но темы насилия, угроз, террористических актов, СПИДа, рака, сибирской язвы, голода, репрессий, поставленные на конвейер журналистского производства, стимулируют процесс единения, но на основах древней, темной стороны человеческой натуры.

Страх - абстрактная категория виртуального пространства СМИ. В современном газетном бизнесе преобладают эпатажные заголовки: «Медсестра профессионально разделывала убитых» (МК, 17 февраля, 2001), «Дачник утоп с грузом на шее», «Бомж сгорел в подстанции» (Эффект, 28 августа, 2002), «Убийцы оценили жизнь двух женщин в 300 рублей» (Эффект, 4 сентября, № 35,2002). Обязательными аксессуарами подобных материалов становятся фотографии мертвых тел, костей и черепов. Ярко оформленные бульварные журналы «Криминальный курьер», «Вне закона», «Криминал» и др. в огромном количестве публикуют сцены насилия и убийств.

Правда, визуальная сфера страха эффективнее пополняется российским телевидением, регулярно транслирующим триллеры и фильмы ужаса. Криминальная хроника стала неотъемлемой частью всех без исключения телевизионных каналов. Сознание реципиента вынужденно изучать и впитывать тонкости зоны и милицейских будней. Страх подпитывается многочисленными, порой вызывающими элементарный человеческий ужас, передачами: «Дежурная часть» (РТР), «Состав преступлений» (ТВС), «Преступление и наказание», «Криминал», «Фактор страха» (НТВ) и т.д. Жанру боевика отведено первое место в рейтинге популярности. Согласно данным опроса, проведенного ВНИИ МВД России в апреле 2000 г., наиболее часто в СМИ освещаются сведения о криминальных происшествиях (за сутки- 81,2%) (15, С.76).

Российская духовная система ценностей:понятие, содержание и специфика воспроизведения в СМИ

Обращение в данном исследование именно к российским ценностям не случайно. Для информационного пространства СМИ особенно актуальными становятся взгляды, культивируемые в сфере современной политики и философии, и подчеркивающие необходимость выявить начала, сплачивающие все российское общество. Правда, мнения отечественных исследователей по данному вопросу неоднозначны. Идея о преобладании сугубо русских православных ценностей свойственна философии К.НЛеонтьева, С .Л.Франка, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, С.НБулгакова и др. Концепцию «соборности как единства многообразия», идеи общероссийского патриотизма, охраняющего самобытность и культурные традиции народов России, равенство граждан, независимо от их этнического происхождения и религиозных взглядов, отстаивают современные исследователи А.С. Панарин, Е.С. Троицкий, Н.Н.Моисеев, В.А.Кобылянский, А.И.Владимиров, В.С.Барулин, В.В.Ильин. «Спасение России не в уничтожении наций и народностей, не в «денационализации национальной идеи», а в создании условий для расцвета ВСЕХ наций и народностей, но не в ущерб другим и не за счет других», - отмечает В.А.Кобылянский (76, С.109).

Специфика функционирования СМИ во многом определяется характеристикой потенциальной аудитории. Большинство средств информации в своей деятельности апеллируют к обширной публике, многообразной в возрастном, образовательном и этническом аспектах. Говорить в таких условиях об утверждении только русских или сугубо православных ценностей в СМИ не корректно. Свобода выбора, впрочем, как и свобода слова, остаются сегодня доминирующими константами. Воплощая идею сильного единого государства, конструктивнее актуализировать проблему государственно-национального менталитета подавляющего большинства россиян. Но на одно противоречие или, точнее, на объективную данность стоит обратить внимание. Преобладающее население в России - русские, доминирующая религия - православие. Все это не могло не отразиться на общей системе российских ценностей. Но данная постановка вопроса явно не усугубляет межэтническую напряженность. На Руси, которую не удивишь, по замечанию И.А.Ильина, «бременем народности» (63, С.13) испокон веков царствует идея «соборности» и духовного братства.

Россия - особое, самобытное, сверхнациональное образование. Она никогда не принадлежала ни к скандинавскому Северу, ни к мусульманскому Югу, это неповторимый остров человеческой цивилизации, именуемый Евразией. Россия не лучше и не хуже, она другая. Это самобытная цивилизация между Востоком и Западом, особость, нуждающаяся в понимании. В современной социальной философии достаточно популярны диллемы: к кому мы ближе - интровертной Азии или экстравертной Европе. Но поиски духовной исключительности не исчерпывается проблемами географического припадания. «Вопрос о самобытной духовной культуре сводится к тому, куда именно надо всем шарахнуться, - говорил И.А.Илыш, - Но почему же нельзя без припадания? Разве самобытность не в том, чтобы быть перед лицом Божьим - самим собой, а не чужим отражением и искажением?» (24, С.57).

Пытаясь определить российскую систему ценностей, нельзя не заострить внимание на причинах национального объединения, заложивших основы духовной аксиологии в России. Анализ истоков народности и государства представлен в работах В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, О.Н.Трубачева, И.А. Ильина, НА. Бердяева, прп. Иустина (Поповича), Л. Гумилева, Т.И.Алексеева, А.В.Назаренко, Б.А. Рыбакова, А.Г. Здравомыслова, В.А. Тонких, ЮЛ. Ярецкого, историка В.Шамбарова. Объединяя многочисленные подходы к теории наций (об этом подробнее см.: 54, С.98-99), можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что нация - это объединение на основе общности языка, культурного, политического и географического пространства, национального характера, религиозного опыта и исторической па 77 мята (об этом подробнее см.: 54 // 90, С. 140// 85, С. 17// 103, С. 294-295). Л.Гумилев особое внимание уделял природно-географическому фактору. Г.Гачев, апеллирующий к термину сверхнациональное образование, - гносеологии, национальной логике, складу мышления (31, С.5-8). Но любовь к родине не исчерпывается этими содержаниями (территория, климат, язык), она глубже и больше. Нация - прототип духовной нити, ей присущ неповторимый духовный облик. Это «осознание общности судьбы», - писал Н.Бердяев (12, С.95-96). На преобладающие особенности национального духа обращал внимание И.А.Ильин (64, С.220-222).

Каждый тип цивилизации порождает вполне определенный тип личности со свойственной данному типу внутренней духовной структурой - менталитетом. Авторы работы «Российская цивилизация: общество и личность» Тонких В.А, Ярецкий Ю.Л. трактуют менталитет как «совокупность осознаваемых и бессознательных факторов» (173, С.67-68). Более точно, на наш взгляд, сущность ментальности определил Крамник В.В.: «совокупность традиционных, основополагающих установок людей: структура интеллекта, шкала ценностей, алгоритм духа, категорический императив граждан» (85, С.16). Менталитет непосредственно связан с национальным характером, архетипами и коллективным бессознательным.

Эти позиции являются основными в исследовательской литературе по данному вопросу. Лишь названия для духовных генов России, без относительно к содержанию, варьируются. Философ И.АИльин называет это «особливым, своеобразным духовным актом» (62, С.297). О.Платонов - «узлами национальной памяти, национальными стереотипами» (131, С.200), И.Р.Шафаревич тяготеет к терминам «сверхинтеллект», «сверхдуша», объединяющие разные индивидуальности в одну нацию (198, С.227). Исследователь этнической психологии Г.Г.Шпет вводит понятие «дух народа», который символизирует смысл и идею нации (201, С.93).

Трансформация концептуальных основ российской аксиологии в пространстве современных СМИ

Традиционно в русском языке понятие «трансформация» (согласно толковым словарям) воспринимается как процесс превращения из одного в другое, преобразование объекта. С точки зрения философского категориального осмысления «трансформация» - это наполнение осмысляемого максимально глубоким новым содержанием (114, C.4I). В нашем контексте это специфическая переоценка ценностей, которая, по утверждению Н.П.Медведева, сопровождается ломкой традиционных устоев и ориентации (106, С.24).

В дальнейших рассуждениях о проблемах трансформации духовной системы ценностей мы будем также опираться на достаточно популярный в современной российской науке термин «концепт». В данной работе он станет отражением общих представлений относительно основополагающих понятий российской ментальности. Идеальные духовные ценности или обобщенные представления людей легче всего представить, как совокупность образов, воссоздающих национально-образную картину мира. Каждый образ (концепт) аккумулирует устойчивые представления о важных категориях человеческого бытия (родина, семья, государство и т.д.).

В данном контексте концепты - есть своеобразные смысловые схемы. По утверждению С.А.Аскольдова, это комплекс, сочетание устойчивых понятий, представлений, чувств, эмоций (163, С.25). Будучи «смысловыми ячейками» (168, С.10) в ментальном мире российского человека, они находят свое выражение в реальной жизни (в слове, образе, чувстве, действии). Через концепты национальная культура входит в ментальный мир человека, посредством концептов человек сам приобщается к культуре1. Известно, что концепты обладают достаточно сложной структурой, включающей вопросы содержания, метода, эволюции. Учитывая целевые установки диссертационного исследования, логично остановиться на проблеме традиционного содержания концепта и на аспектах его реального существования в ценностном пектах его реального существования в ценностном пространстве СМИ1. Так как в данной работе мы опираемся на устойчивые, постоянные концепты, являющиеся частью коллективного бессознательного, то все указанные категории российской духовности являются также константами. Ориентируясь на данную дефиницию, можно перейти к вопросам явной трансформации в информационном пространстве концептуальных основ российской аксиологии.

Общий процесс трансформации традиционных ценностей проходит в журналистике три этапа.2 Первый этап - провокация или пробный запуск псевдоценностей, осторожная апробация своевольно сформированных законов. Второй этап - дискредитация- предполагает уничтожение структуры традиционных ценностей. Используются, прежде всего, различные эмоционально-психологические средства воздействия на массовое сознание, которые разрушают, наиболее уязвимый, символический уровень восприятия жизни человеком. Георгий Почепцов называет данный этап - предварительным в «разрушительной войне» (140, С.147-148). Здесь важно умело сконструировать отрицательный образ традиционного, который, наверняка, будет осужден и осмеян. Это процесс накопления негативности, его мы наиболее успешно прошли в по-слеперестроичный период.

Третий этап - это «замещение традиционных ценностей новыми». У исследователя Почепцова Г. данный этап получил название «активный», предлагающий обычно массовому сознанию два полярных постулата: у них все хорошо, у нас все плохо. Вывод логично формулируется: давайте сделаем так, как у них, и будет у нас также хорошо. Но так как пустое отрицание традиционного и культивирование антимира не есть сформулированная идеология, то обозначенный автором «Информационных войн» «закрепляющий этап» так и не реализован до сих пор. Эйфория разрушения в России сменилась унынием и тоской. Стала ясно осознаваема потребность в общественном идеале. На третьем же этапе начинается формирование общественных стереотипов - системы штампов, привычных понятий, устойчивой совокупности представлений (об этом подробнее см.: 72, С. 124//107, С.89-90//163, С. 66). Чаще всего навязываемые стереотипы явно не соответствуют архитипическим константам - постоянным и устойчивым ментальным представлениям о смысловых категориях российского бытия.

Необходимо отметить, что в традиционном смешении западнических и славянофильских тенденций в интерпретации концептов предпочтение отдается почвенническим воззрениям. Учитывая вышесказанное, логично приступить к непосредственной характеристике аксиосферы СМИ, аккумулирующей систему констант. Концепт «ДУЖОВНОСТЬ» «Не так живи, как хочется, а так, как Бог велит» (нар. пословица).

Духовные формы существования пронизывают всю историю жизни России. Понятия Добра и Зла, представления о том, что хорошо и что плохо составляли жизненный кодекс российского человека. Д.С.Мережковский называл Европу Мартой, олицетворяющей работу мира, но Россия, убеждал писатель и философ, - Мария, душа мира (24, С.185). Для российского сознания очевиден приоритет духовных ценностей над материальными. Отрицание меркантилизма и вещизма - лейтмотив богатой на противоречие истории России, стремящейся к внутреннему самовозвышению.

М.М.Решетников, исследователь современной российской ментальности, утверждает: в отличие от американской российская мечта - нематериальна. «Материальное благополучие на Руси никогда не оказывалось эквивалентом счастья» (146, С. З, С.17). О том, что душа России стремиться к абсолюту, пренебрегая реальностью и бытием, писали Н.Лосский, Ф.Достоевский (43, С.63), Н. Бердяев, И.йльин, К.Леонтьев, В.Соловьев.

Наша страна — религиозный объект, преимущественно христианский, ее история пишется на грани с художественным, поэтическим или библейским текстом. Может быть, именно поэтому Русь бесконечно почитает святых и свя 92 тость, в которых видит высшее состояние жизни. Она сгорает в пламенном искании абсолютной правды, смысла жизни и истины. Лишь на огромных просторах России мог появиться уникальный духопровидец Ф.М.Достоевский, аналогу творчества которого нет в мире. Проблема совести, драма вины, культ страдания - есть «главный нерв» российской души. Даже наши технологические победы имели мощнейшие духовные основания. Президент США Дуайт Эйзенхауэр, пытаясь понять, почему российский космонавт оказался в космосе первым, печально констатировал: немецкие и американские ученые просто хотели научиться забрасывать предметы на большие расстояния, а Россия в лице Федорова, Циолковского, Вернадского мечтала о ноосфере, о космическом единении, о духовном братстве (47, С 55).Обращение в данном исследование именно к российским ценностям не случайно. Для информационного пространства СМИ особенно актуальными становятся взгляды, культивируемые в сфере современной политики и философии, и подчеркивающие необходимость выявить начала, сплачивающие все российское общество. Правда, мнения отечественных исследователей по данному вопросу неоднозначны. Идея о преобладании сугубо русских православных ценностей свойственна философии К.НЛеонтьева, С .Л.Франка, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, С.НБулгакова и др. Концепцию «соборности как единства многообразия», идеи общероссийского патриотизма, охраняющего самобытность и культурные традиции народов России, равенство граждан, независимо от их этнического происхождения и религиозных взглядов, отстаивают современные исследователи А.С. Панарин, Е.С. Троицкий, Н.Н.Моисеев, В.А.Кобылянский, А.И.Владимиров, В.С.Барулин, В.В.Ильин. «Спасение России не в уничтожении наций и народностей, не в «денационализации национальной идеи», а в создании условий для расцвета ВСЕХ наций и народностей, но не в ущерб другим и не за счет других», - отмечает В.А.Кобылянский (76, С.109).

Специфика функционирования СМИ во многом определяется характеристикой потенциальной аудитории. Большинство средств информации в своей деятельности апеллируют к обширной публике, многообразной в возрастном, образовательном и этническом аспектах. Говорить в таких условиях об утверждении только русских или сугубо православных ценностей в СМИ не корректно. Свобода выбора, впрочем, как и свобода слова, остаются сегодня доминирующими константами. Воплощая идею сильного единого государства, конструктивнее актуализировать проблему государственно-национального менталитета подавляющего большинства россиян. Но на одно противоречие или, точнее, на объективную данность стоит обратить внимание. Преобладающее население в России - русские, доминирующая религия - православие. Все это не могло не отразиться на общей системе российских ценностей. Но данная постановка вопроса явно не усугубляет межэтническую напряженность. На Руси, которую не удивишь, по замечанию И.А.Ильина, «бременем народности» (63, С.13) испокон веков царствует идея «соборности» и духовного братства.

Россия - особое, самобытное, сверхнациональное образование. Она никогда не принадлежала ни к скандинавскому Северу, ни к мусульманскому Югу, это неповторимый остров человеческой цивилизации, именуемый Евразией. Россия не лучше и не хуже, она другая. Это самобытная цивилизация между Востоком и Западом, особость, нуждающаяся в понимании. В современной социальной философии достаточно популярны диллемы: к кому мы ближе - интровертной Азии или экстравертной Европе. Но поиски духовной исключительности не исчерпывается проблемами географического припадания. «Вопрос о самобытной духовной культуре сводится к тому, куда именно надо всем шарахнуться, - говорил И.А.Илыш, - Но почему же нельзя без припадания? Разве самобытность не в том, чтобы быть перед лицом Божьим - самим собой, а не чужим отражением и искажением?» (24, С.57).

Пытаясь определить российскую систему ценностей, нельзя не заострить внимание на причинах национального объединения, заложивших основы духовной аксиологии в России. Анализ истоков народности и государства представлен в работах В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, О.Н.Трубачева, И.А. Ильина, НА. Бердяева, прп. Иустина (Поповича), Л. Гумилева, Т.И.Алексеева, А.В.Назаренко, Б.А. Рыбакова, А.Г. Здравомыслова, В.А. Тонких, ЮЛ. Ярецкого, историка В.Шамбарова. Объединяя многочисленные подходы к теории наций (об этом подробнее см.: 54, С.98-99), можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что нация - это объединение на основе общности языка, культурного, политического и географического пространства, национального характера, религиозного опыта и исторической па 77 мята (об этом подробнее см.: 54 // 90, С. 140// 85, С. 17// 103, С. 294-295). Л.Гумилев особое внимание уделял природно-географическому фактору. Г.Гачев, апеллирующий к термину сверхнациональное образование, - гносеологии, национальной логике, складу мышления (31, С.5-8). Но любовь к родине не исчерпывается этими содержаниями (территория, климат, язык), она глубже и больше. Нация - прототип духовной нити, ей присущ неповторимый духовный облик. Это «осознание общности судьбы», - писал Н.Бердяев (12, С.95-96). На преобладающие особенности национального духа обращал внимание И.А.Ильин (64, С.220-222).

Каждый тип цивилизации порождает вполне определенный тип личности со свойственной данному типу внутренней духовной структурой - менталитетом. Авторы работы «Российская цивилизация: общество и личность» Тонких В.А, Ярецкий Ю.Л. трактуют менталитет как «совокупность осознаваемых и бессознательных факторов» (173, С.67-68). Более точно, на наш взгляд, сущность ментальности определил Крамник В.В.: «совокупность традиционных, основополагающих установок людей: структура интеллекта, шкала ценностей, алгоритм духа, категорический императив граждан» (85, С.16). Менталитет непосредственно связан с национальным характером, архетипами и коллективным бессознательным.

Эти позиции являются основными в исследовательской литературе по данному вопросу. Лишь названия для духовных генов России, без относительно к содержанию, варьируются. Философ И.АИльин называет это «особливым, своеобразным духовным актом» (62, С.297). О.Платонов - «узлами национальной памяти, национальными стереотипами» (131, С.200), И.Р.Шафаревич тяготеет к терминам «сверхинтеллект», «сверхдуша», объединяющие разные индивидуальности в одну нацию (198, С.227). Исследователь этнической психологии Г.Г.Шпет вводит понятие «дух народа», который символизирует смысл и идею нации (201, С.93).

Похожие диссертации на Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности