Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей Александров Руслан Юрьевич

Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей
<
Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Александров Руслан Юрьевич. Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Александров Руслан Юрьевич; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Армавир, 2009.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/66

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социокультурная динамика связана с трансляцией стилей и норм поведения, обычаев, опирающихся на традицию, которая важна во всех устойчивых обществах, хотя механизмы ее передачи могут быть весьма различны Трансляция культурного опыта в рамках традиционных форм - это проблема институциональных условий его воспроизводства и передачи, это проблема средств, с помощью которых эти условия конструируются, это проблема иерархии ценностей конкретной культуры, это проблема согласованности, скоррелированности, когерентности способов наследования данного опыта Современное общество в своем развитии сталкивается с тенденциями усиления физических и культурных зависимостей человека, начинающих играть доминирующую роль в различных субкультурах. Репродукция культурных зависимостей, являющаяся следствием нарушения традиционного функционирования социокультурных механизмов передачи базисных ценностей от одного поколения к другому, составляет существенную черту социокультурной динамики в настоящее время, выступает атрибутом глобализирующегося мира, что актуализирует потребность в изучении факторов формирования ад-диктивного поведения в современной культуре

Исследование проблемы культурной зависимости предполагает Использование такой модели социокультурной динамики, которая подразумевала бы системное изучение основных социокультурных характеристик общества, отражающих его современное социально-психологическое и духовно-нравственное состояние В связи с этим важнейшей характеристикой духовной культуры человека является когерентность, согласованная транспортировка пакетов значимых для культурной активности данных. Анализ понятия культурной когерентности дает возможность увидеть за распределением формальных особенностей глубинные структуры современной социокультурной динамики и - еще глубже - процессы зарождения, эволюции и смены культурных форм, представить культуру как системно передаваемый от поколения к поколению социально значимый опыт

Развитие культурных зависимостей, доминирование слабых, неэффективных форм социальной адаптации индивида связано как с конкретными условиями протекания процесса социализации, так и (на более широком уровне) с характером воспроизводства социальных норм В современной высокодинамичной социокультурной среде создание, распределение, распространение, использование, интеграция и манипулирование информацией является существенной экономической, политической и культурной деятельностью Появление все более сложных аудиовизуальных способов трансляции социально-

го опыта, требует теоретического осмысления взаимного влияния личности и социума в более широком диапазоне по сравнению с традиционными исследованиями и выработки специализированного методологического аппарата, адекватного современному состоянию общества. В частности, подлежит теоретическому осмыслению проблема влияния когерентности духовной культуры человека как понятия, определяющего архитектуру современных культурных коммуникаций, на формирование культурных зависимостей

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета

Степень научной разработанности проблемы. Когерентность, скоррелиро-ванность, согласованность, взаимосвязанностъ функционирования культурных форм является одной из наиболее значимых проблем исследования общественных и гуманитарных наук, логически она составляет элемент несущей конструкции понимания духовной культуры человека в целом, жестко закрепленный в ряду вопросов антропо- и культурогенеза, традиций, новаторства и преемственности в культуре и обществе, культурного взаимодействия и культурных коммуникаций, культуры повседневности и т д Проблема когерентности духовной культуры носит комплексный, многоаспектный характер, поскольку она непосредственным образом соприкасается с целым рядом смежных и пересекающихся проблем философии культуры и других наук

Теоретическую основу для исследований в данном направлении составляют работы И Г Гамана, В фон Гумбольдта, И. Канта, Г Э Лессинга, Г Гегеля, В Виндельбанда, Г. Риккерта, В Дильтея, Г Зиммеля, О Шпенглера, Э Кассирера,Х Ортега-и-Гассета, М Шелера и других, заложивших основы понимания духовной культуры в целом и разработавших терминологический аппарат для анализа форм общественного сознания и их воплощения в человеческой деятельности В отечественной науке существенный вклад в разработку теории духовной культуры внесли такие авторы, как А Г Ахиезер, В М Дианова, ГИ. Зверева, А С Кармин, Л К. Круглова, Б В Марков, С Т Мах-лина, В М Межуев, Л.М Мосолова, А.Н Огарков, Ю Н Солонин, Е С Сурова, АЛ Флиер и др, в трудах которых духовная культура исследуется как система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству

Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации и диалога культур проводились такими учеными, как М М Бахтин, С Н Иконникова, Л Г. Ионин, М С Каган, Л Н Коган, И С Кон, Д А Леонтьев, Н М Лебедева, ЮМ Лотман, АП Садохин и другими.

В современной российской науке преобладают исследования, в которых когерентность духовной культуры человека рассматривается в связи с изучени-

ем отдельных сфер и сторон духовной жизни общества и личности В частности, понимание культурной когерентности непосредственно опирается на широкий спектр проблем трансформаций жизненного мира, социального и духовного опыта, социализации и адаптации, освоения и трансляции культурного наследия, которые исследовались в работах В О. Елхина, О В Зарубкиной, Е В Корякиной, Е.А. Лукиной, Н Ю Миловановой, ЕЛ Мищенко, Н В Помо-галовой, И Б Пржиленской, О А Прочаковской, Е В. Обуховой, Ю Г Рольник, Е М. Николаевой, С М. Цыганковой, А В Чистякова, И В Ющенко и др

В литературе представлен достаточно значительный массив исследований проблемы социальных зависимостей, отдельные аспекты которой (специфика алкогольной, наркотической, лекарственной, игровой и других зависимостей) рассматриваются в работах Е С Балабановой, А К Бровченко, О Ж Бу-зика, С А Галича, И А Гуськова, В А Лоскутовой, О П Макушиной, Е А Назарова, Ю В Соловьевой, Ю В Шепеля и др Больппшство подобных исследований носит социологический или психологический характер

Важное значение для прояснения проблемы когерентности духовной культуры человека имеют работы, посвященные современной молодежной культуре В частности, следует назвать таких авторов, как К С Афанасьев, В Т Лисовский, А В Луков, О А Мизко, Л А Радзиховский, В К Сергеев, И Ю Сундиев, СП Цаплина, Ю В Юхлин и др, исследовавших вопросы молодежной преступности, символики молодежных субкультур и т д

В целом следует отметить, что как проблема когерентности духовной культуры человека, так и проблема культурных зависимостей разработаны весьма незначительно и фрагментарно и еще не становились объектом специального исследования Как правило, они анализируются через смежные проблемы социальных зависимостей, социализации, трансляции культурного опыта и другие. Из специальных работ можно выделить только труды В В Михайлова, посвященные проблемам сущности и системы социальных ограничений, и А В Хомзе, рассматривающего когерентность культуры в контексте познавательных стратегий.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы

Объектом диссертационного исследования является духовная культура человека

Предметом исследования служит когерентность как фактор формирования культурных зависимостей.

Цель диссертационного исследования раскрыть значение когерентности духовной культуры человека при формировании аддиктивного поведения

Задачи исследования

  1. дать определение понятия когерентности духовной культуры человека,

  2. показать взаимосвязь понятий культурной когерентности и культурных зависимостей,

3),выявить позитивные аспекты культурных зависимостей на примере религиозной культуры,

  1. определить доминанты культурных зависимостей в культуре постмодерна,

  2. раскрыть значение когерентности абсолютных ценностей в современной молодежной культуре.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертации выступает метод системного анализа культуры, разрабатывавшийся в трудах таких исследователей, как ЛУайт, Б Малиновский, П-Сорокин, Т Парсонс и др В отечественной философской мысли разработку общей теории систем и методологии системных исследований проводили И В Елауберг, В Н Садовский, Э Г Юдин, А.И Уемов и другие. Применение системного подхода позволяет рассматривать культуру не просто как совокупность элементов, но как такое их единство, которое характеризуется внутренними связями и отношениями, определяющими согласованность, скоррелирован-ность, когерентность их функционирования как совокупности.

В основу построения концепции диссертации положены концепция «генетического структурализма» Л Гольдмана и теории «позитивной зависимости» У Глассера и «тормозной доминанты» Б Ф Поршнева.

Концепция генетического структурализма Л Гольдмана используется при анализе понятия когерентности духовной культуры как скоррелированности, согласованности культурных реакций, поскольку позволяет рассматривать любой человеческий акт как «значимый ответ» на ту или иную конкретную ситуацию, имеющий целью создать «равновесие» между субъектом действия и окружающим миром.

Теория «позитивной зависимости» У Глассера позволяет раскрыть амбивалентность понятия зависимости как коммуникационного канала системы субъект - среда

Теория «тормозной доминанты» Б Ф Поршнева используется при объяснении механизмов формирования иррелевантных коммуникаций в субъект-объектных отношениях, приводящих к формированию культурных зависимостей

Научная новизна исследования состоит в следующем:

показано, что культурная когерентность представляет собой скоррелиро-ванность мотивационных процессов, связанную с инспирацией или подавлением культурной активности личности,

выявлено, что фактором формирования культурных зависимостей выступает когерентность духовной культуры,

установлено, что позитивные культурные зависимости блокируют негативные патологические потребности и что к блокерам негативных зависимостей относится такой элемент религиозной культуры как вера,

определено, что в культуре постмодерна в связи с перепроизводством информации доминируют негативные зависимости;

показано, что альтернативой негативным зависимостям в молодежной культуре могут выступать абсолютные ценности как форма манифестации позитивной зависимости

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Когерентность духовной культуры человека представляет собой согласованность мотивов культурной активности личности, инспирирующую одни формы активности (позитивные) и подавляющую другие (негативные) Процесс организации культурной деятельности связан с необходимостью отбора значимой информации и блокирования информации избыточной. Когерируя между собой, центры селекции и элиминации побуждающей информации конструируют социокультурные структуры, обладающие специальной принудительной силой традиции, обычаи, культы, ритуалы, церемонии, стереотипы и т п

  2. Понятие зависимости имеет не только психологический, но и культурный смысл, поскольку культурная активность представляет собой реализацию связности противоречивых аффектов человеческого сознания Культурные зависимости развиваются в результате согласованного, когерентного действия центров приема и отбраковки информации, которые подавляют иррелевант-ные, не идущие к делу культурные реакции и активируют реакции адекватные Таким образом, когерентность духовной культуры выступает в качестве фактора формирования культурных зависимостей.

  3. Культурная зависимость как компульсивное побуждение к определенной деятельности является позитивной, если реализует потребности личности на основе гармоничного информационного взаимообмена между личностью, материальной и социокультурной средой ее существования Формойпозитив-ной зависимости в религиозной культуре выступает вера как механизм, позволяющий отбрасывать любые элементы низших форм социокультурного воздействия и, тем самым, реализующий свободу человека.

  4. Культура эпохи постмодерна со свойственным для нее перепроизводством смыслов характеризуется доминацией негативных зависимостей, поскольку негативная зависимость представляет собой переключение регистров отбора и блокирования избыточной суггестивной информации В этом случае снимается дискриминация и подавление первосигнальной информации, импульсы которой формируют негативные зависимости

5 Абсолютные ценности (истина, добро, красота) выступают в качестве альтернативы негативным зависимостям как таковым, поскольку выражают зависимость личности не от внешней действительности, но от самой себя Когерентность как культурная связанность субъекта абсолютными ценностями и смыслами являет собой долгосрочную тенденцию, в рамках которой происходит наследование духовного опыта и которая подчиняет своей мотивации цели, нормы и идеалы, возникающие в интервале ее действия Формирование позитивной зависимости от культурной традиции способно элиминировать из современной молодежной культуры эффекты патологической потребности в доминирующих объектах зависимости (психотропные вещества, девиантные поведенческие паттерны и т д )

- Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблемы когерентности духовной культуры человека, а также понятия культурной зависимости, в разработке теоретико-методологических основ религиоведения, философской антропологии и философии культуры

Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться в преподавании курса «Философия культуры», могут быть положены в основу спецкурса «Религиозные искания молодежи», содержание которого может быть интересно для студентов самых различных специальностей.

Материалы диссертации могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами культуры, духовности, формирования общественного мнения

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института и была рекомендована к публичной защите по специальности 09 00 13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Материалы диссертации излагались и обсуждались на семинарах школы культурной антропологии факультета дополнительных педагогических профессий Армавирского государственного педагогического университета Результаты исследований по теме диссертации в течение 2006—2008 гг представлялись в докладах и сообщениях на различных международных, региональных, межвузовских и вузовских конференциях. Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный потенциал России прошлое, настоящее, будущее» (г Армавир, 2007), Международная научно-практическая конференция «Россия — Запад прошлое, настоящее, перспективы развития» (г Армавир, 2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и будущая

Россия» (г Москва, 2008), межрегиональная научная конференция «Концепт будущего России в XX веке идеология, полигика, практика» (г Армавир, 2007), научно-практическая конференция «Россия в поисках эффективных моделей демократии, правовой системы и гражданского общества политические, правовые и социальные проблемы современности» (г Ставрополь, 2008)

Основные положения и выводы диссертации отражены в десяти публикациях общим объемом 2,5 пл, в том числе одна статья опубликована в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 381 наименования Общий объем диссертации 150 страниц машинописного текста

Похожие диссертации на Когерентность духовной культуры человека как фактор формирования культурных зависимостей