Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Рындина Ирина Николаевна

Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе
<
Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рындина Ирина Николаевна. Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ставрополь, 2002 205 с. РГБ ОД, 61:03-9/194-X

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕЛИГИОЗНОГО
САМОСОЗНАНИЯ 16

ЫСпецифика религиозного самосознания в современном мире:

методология анализа 16

1.2,Традиции формирования религиозного самосознания в

дореволюционной России 38

1 ^Трансформация религиозного самосознания в

СССР 72

ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ
РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 88

2Л Особенности социального самосознания современной
российской элиты 88

2.2 Ценностные основания формирования современного
религиозного самосознания элиты 106

2.3 Влияние региональной элиты на религиозную ситуацию в
Северо-Кавказском регионе 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

ПРИМЕЧАНИЯ 160

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI века Россия вновь оказалась в фазе смены мировоззренческих и смысло-жизненных парадигм. Промежуточная цивилизация, построенная в России, характеризуется острейшим конфликтом традиционных и либеральных ценностей. Такая традиционная ценность как религия в СССР была изгнана из публичной сферы, но, благодаря тенденции к построению гражданского общества, где демократия является одной из важнейших либеральных ценностей, публичный престиж религии значительно вырос в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Отход от атеистического государства предопределил трансформацию религиозного самосознания в постсоветском российском обществе.

Особенности общественно-политической ситуации и стабильность в нашем обществе зависят от адекватности трансформационных процессов, от оптимальности соотношения между преемственностью и модификацией. В поисках путей выхода из кризисного состояния в мире и конкретно в России ученые, государственные и политические деятели, педагоги все чаще обращаются к традиционным институтам, существовавшим на протяжении веков и, в первую очередь, институтам религии и церкви, причем одни рассматривают религию в качестве необходимого компонента политической деятельности, другие считают любое вмешательство религии в общественную жизнь опасным явлением.

В настоящее время актуальность изучения эволюции религиозного самосознания в постсоветском российском обществе диктуется необходимостью прогнозирования места религиозного самосознания в мировоззренческой парадигме постсоветской России.

Социокультурный кризис разрушил не только господствующую в обществе систему ценностей и норм, но и сложившуюся в нем систему традиционных символов и стереотипов. Именно поэтому в кризисный для общества период в религиозном самосознании активизируются архаические

4 элементы, растет значимость фундаменталистских ценностей и установок. Религиозное и национальное самосознание тесно связаны, представители российской элиты являются наиболее яркими выразителями всех трансформаций, произошедших в национальном, а значит и в религиозном самосознании. Автору представляется актуальным проанализировать реальную, а не декларируемую систему ценностных ориентации в постсоветском российском обществе, так как именно проблема ценностей, организующих человеческую жизнь, становится ключевой в подходах к решению социальных проблем.

Актуальность предпринятого исследования также обусловлена тем фактом, что проблемы общего кризиса ценностной системы российского общества дополняются проблемами подобного кризиса его регионов, которым, как и всей российской цивилизации, свойственны разновременные культурные напластования, наличие групп, имеющих отличные от других интересы, отсутствие ориентиров на путях интеграции. Конфессиональный фактор всегда латентно присутствует в большинстве конфликтов в Северо-Кавказском регионе. Современная религиозная ситуация в этом регионе характеризуется активизацией различных религиозных движений, партий, организаций, что подчеркивает значимость и важность исследования религиозного самосознания в постсоветском российском обществе, особенно в условиях массированной экспансии нетрадиционных культов в российские регионы.

Степень разработанности проблемы. Философский анализ религиозного самосознания определенной группы современного российского общества является новой формой постановки вопроса, призванного найти свое решение в рамках религиоведческого исследования. Отдельные аспекты заявленной темы, как и методологические подходы, были исследованы в работах философско-религиоведческого характера. Проблема религиозности сознания рассматривается в философском дискурсе, начиная с Платона.1

Применительно к средневековой ментальности можно говорить только об одной подлинной ценности - Боге, так как для религиозного сознания все

5 другие ценности - нравственные, эстетические, политические, даже сама истина - являлись лишь эманациями Божества, манифестациями потустороннего мира. По утверждению И. Экхарта ,человек способен познавать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворенная "искорка", единосущная Богу, и человеческая душа - орудие вечного порождения Богом самого себя.2

В эпоху Возрождения сложилось представление о земной, а не мистической природе нравственного, эстетического, правового, политического сознания, все ценности специфичны и не зависят от религии (Л. Валла, Л. Б, Альберти, Н. Макиавелли). По М. Монтеню, этический идеал жизни конструируется согласно с велениями матери-природы. Не отрицая бытия Бога, Монтень утверждал бессилие разума в объяснении сверхъестественного: "люди ни во что не верят столь твердо, как в то, о чем они меньше всего знают".4

В XVH-XVIII вв. познание природы становится доминантой познания, частично вытесняя религиозную веру. Господствует убеждение о решающей роли разума и науки, Спиноза сделал центром своей онтологии тождество Бога и природы и рекомендовал введение в государстве "всеобщей религии".5 В познании "естественного порядка" Д.Юм от критики духовной субстанции переходит к критике религиозной веры, которой он противопоставил привычку обыденного сознания и "естественную религию". По Д.Юму, религиозная вера произошла от страха людей за свое "земное будущее"6. П.Гольбах критически оценивал религиозную нравственность и критиковал "религию в пределах только разума" , Ш. Монтескье указывал на функциональную роль религии как средства поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.8

И. Кант призывал к ограничению компетенции разума, так как при этом теряет познание, но выигрывает вера. Религия по Канту становится предметом веры, а не научной или теоретической философии. Вера в Бога необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.9

В противоположность мнению, которого придерживался И. Кант, Г. Гегель считал, что религия не может быть редуцирована к проблеме

6 "нравственности". Г. Гегель представлял религию некой формой, предваряющей философию, которая сама в то же время понималась как действительность, развертывающая себя в истории. В религии всеобъемлющее самосознание идентичного с миром Абсолюта находит свое выражение пока еще в образах и символах, а не в понятиях, как в философии. Гегель сближает понятие идеи с понятием Бога. Идея саморазвивается, обретает сознание только в человеке.

По утверждениям К. Маркса и Ф. Энгельса, религия - это суеверие которое возникло постольку, поскольку человеку никогда не удавалось адекватно понять обстоятельства своей жизни и подчинить их себе. Противниками рационального объяснения религиозных чувств индивидуума выступали вслед за Б. Паскалем ("доводы сердца", отличные от "доводов разума") и Д. Юмом Ф. Шеллинг и Ф. Шлейермахер (основа религии - личное внутреннее переживание, "созерцание универсума", "чувство зависимости от бесконечного") . Романтизм противопоставил рационализму Просвещения эмоциональную активность духовной жизни человека. Л. Фейербах в духе антропологического материализма показывает, что религиозный объект - это объективированное человеческое "Я". Объективируясь, "Я" перестает быть внутренней сутью человека, противопоставляется ему, становится "идолом", надындивидуальным существом.

На рубеже веков возникает интерес к религиозной психологии (В. Вундт и другие), не спадавший на протяжении всего XX века. Религия, как одна из первых обобщающих попыток человеческого ума (В. И. Вернадский),15 свое религиозное обобщение получает в почувствующей интенции (К. Юнг).16 В соответствии с концепцией "воли к вере" У. Джеймса, человек при отсутствии рациональных оснований имеет право верить в то, что в наибольшей степени отвечает его эмоциональной природе и обеспечивает душевный комфорт. По У. Джеймсу, религиозное переживание подобно всякому другому опыту, а религиозная вера, поскольку ее можно считать полезной, прагматически

7 оправдана,,7С точки зрения 3. Фрейда, религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости.

Анализ религиозного самосознания с социологических позиций осуществляли М. Вебер и Э. Дюркгейм. Центральная проблема у М. Вебера -связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания.19 По Э. ДюркгеЙму, объектом всех религиозных культов является общество, главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие.20

Практически все русские религиозные философы XIX - XX вв. анализировали религиозное сознание и самосознание. Согласно А. С.Хомякову, в своем динамичном существовании человек наделен способностью устремляться к бытию, к Богу, но единственным условием сохранения этой целеустремленности является особое состояние человека, " истинная вера", когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность, вера - это одновременно "познание и жизнь", "живознание". Учение А. С. Хомякова о начале соборности легло в основу концепции всеединства и личности в русской религиозной философии. "Положительное всеединство" Вл. Соловьева - свободное объединение в абсолюте всех оживотворенных элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Вл. Соловьев стоял у истоков "нового религиозного сознания", устремленного к установлению "царства Божия на земле" ("богоискательство" Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, религиозная философия С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка).22 В православном богословии анализ человека выступал как поиск обоснования бытия Бога, связи между самосознанием человека и идеей высшего существа (Ф. А. Голубинский, П. Д. Юркевич, В, Д. Кудрявцев-Платонов, В. И. Несмелов)23. И. А. Ильин обращался к феноменологии религиозного опыта, в центре которой стоит понятие "религиозного акта" как "личного духовного состояния" человека.24

В советском религиоведении религиозное сознание как правило анализировалось с рациональных позиций как превратное, рудиментарное, иллюзорное (Н.П. Андрианов, С.Ф. Анисимов, Ю. Ф. Борунков, А. И. Демьянов, Н.С.Капустин, Б.А.Лобовик, Р. А. Лопаткин, К. И. Никонов, В. В. Павлюк, М. Г. Письманик, Д.М.Угринович,).25Контекстуально проблема религиозного сознания рассматривалась в последнее десятилетие XX века в публикациях М.А.Абрамовой, А. Агаджаняна, А.Г.Балагушкина, О. С. Борисова, Л. С. Васильева, А.С. Ваторопина, Э.Ф.Володина, А. А. Ворошиловой, Г.П.Выжлецова,. Н. К. Гавркшшна, В.И.Гараджи, Н.С.Гордиенко, И.Н.Ионова, К.Касьяновой, Г.С.Киселева, А.Н.Красникова, А.К.Кырлежева, В.Е.Ладоренко, А.Н.Лазаревой, Ю.А.Левады, Т. Б. Любимовой, Л.Н.Митрохина, Н. Н. Моисеева, В. Г. Пивоварова, Е.П.Пьяных, А. А. Радугина, Е. Б. Рашковского, Е.Д.Руткевич, Е. А. Торчинова, Э. Г. Филимонова, Д.Е.Фурмана, Е.С.Элбакаян, И.Н.Яблокова. б Данная проблематика затрагивается и в работах богословов протоирея Александра Меня, диакона Андрея Кураєва, игумена Вениамина, митрополита Иоанна.

Особый интерес для диссертанта представляли работы, так или иначе относящиеся к отдельным сторонам объекта исследования. В частности, религия и церковь как социальные институты, взаимоотношения государства и религии (Р. Н. Белла, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ч. Колсон, Т.Парсонс, Г. Спенсер, Д. Функе ,С.Хантингтон и др.).28 В отечественной философии и социологии эта проблема стала предметом анализа в работах А.Бессмертного- Анзимирова, В. И. Гараджи, В.И. Добренькова, С.И.Иваненко, А. Игнатова, К. Н. Костюка, А.Красикова, В.Легойды, С.В.Лезова, Н.Н.Моисеева, В.Мосса, М. П. Мчедлова, Н.Никанорова, М.И.Одинцова, В.С.Полосина,

Д.В.Поспеловского, Е.И.Степанова, Л.А.Тихомирова, С.Яхиева и других.29

Исследование религиозного самосознания определенной группы российского общества делает необходимым обращение к работам по элитологии зарубежных ученых (Дж. Бернхем, К. Манхейм, Р. Миллс, Р. Михельс, Г.Моска, М.Нарта, В. Парето)30 и отечественных авторов (Г. К. Ашин,

9 Л. В. Бабаева, Ю. Бурмин, О.В.Гаман-Голутвина О.Н.Гундарь, И. Е. Дискин, Н. С. Ершова, В.Г.Игнатов, П.Л.Карабущенко, О.В.Крыштановская, Н.Лапина, М.П.Мчедлов,К.И.Микульский,О.С.Новикова,А--В.Понеделков,А.М.Старостин,

А.Чирикова.)/

Большой вклад в исследование истории христианства и ислама, а также духовной культуры Северного Кавказа внесли такие ученые как А. В. Авксентьев, Л. X, Авшалумова, Н. Г, Айдемиров, В. X. Акаев, М. Р. Гасанов, Г. М.Курбанов, МР.Курбанов, А.А.Магомедов, С.И.Муртузалиев, В.Ш.Нахушев, В. В. Сапроненко, К. М. Ханбабаев, Ф. Р. Шихсадов.32

Особенности современной религиозной ситуации поликонфессионального Северо-Кавказского региона рассматриваются в работах В. А. Авксентьева, Ю. Д. Анчабадзе, М.А.Аствацатуровой, Э.А. Баграмова, А.В.Баранова, Л.А. Башарова, В.И. Бушкова, Г.П. Герейханова, Н. В. Жданова, И.А.Задворнова, А.А. Игнатенко, Ю.М.Кобищанова, А.Ю. Коркмазова, А. В. Малашенко, А.А. Нуруллаева, В.И. Рагузина, В.А. Тишкова, Г.М. Шайдаевой.

Методологической и теоретической основой диссертации является междисциплинарный синтез исследовательских подходов, представленных в работах по философии, культурологии, социологии, истории, политологии и методологии науки, поскольку религиоведение, будучи комплексной дисциплиной, использует большое число разнообразных методов познания. Принцип диалектической связи индивидуального развития религиозного самосознания с его историческим воспроизводством позволил глубже раскрыть трансформацию религиозного самосознания в постсоветской России. Анализ рассматриваемых в диссертационном исследовании теоретических проблем осуществляется посредством системного и деятельного подходов, общенаучного метода единства исторического и логического. Каузальный анализ изучает причинно-следственные отношения, выявляя причины трансформации религиозного самосознания. Сравнительно-историческое исследование помогает сопоставить различные этапы развития религиозного

10 самосознания в различные моменты времени, а также религиозное самосознание представителей групп общества, существующих в ту или иную эпоху. Использовались элементы феноменально-герменевтического метода современного религиоведения, основное положение которого требует понимать религию из нее самой. Аксиологический метод позволил обосновать роль и место религиозных ценностей в системе ценностей современного российского общества. Использование данных методов определило возможность изучить объект, следуя логике его собственного развития. Широта теоретического спектра объясняется определенными трудностями в исследовании религиозного самосознания, его сложностью и межпредметным статусом объекта исследования.

Объектом данного исследования выступает религиозное самосознание российского общества.

Предметом исследования является эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе.

Основной целью исследования диссертационной работы является комплексный философский анализ проблемы эволюции религиозного самосознания в постсоветском российском обществе. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть многогранность и одновременно когнитивно-эмотивную целостность религиозного самосознания; выявить методологическую базу исследования эволюции религиозного самосознания в постсоветском российском обществе; уточнить особенности религиозного самосознания в дореволюционной России и СССР; проанализировать преемственность и избирательность религиозного самосознания на ментальном и идеологическом уровнях в постсоветском российском обществе; исследовать ценностные основания современного религиозного самосознания в постсоветском российском обществе; изучить особенности влияния региональной элиты на современную религиозную ситуацию в Северо- Кавказском регионе; показать значимость диалогического религиоведения для адекватной деятельности региональной элиты в целях обеспечения и упрочения права на свободу совести каждого гражданина, преодоления межконфессиональной напряженности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в постановке и формулировке проблемы исследования. В содержательном аспекте научная новизна диссертации заключается в следующем: использованы различные стороны конструктивного методологического подхода, соединяющего в себе с одной стороны, аналитический аспект исследования, рассматривающий религию как упорядоченную совокупность мировоззренческих, деятельностных, эмоциональных и институциональных элементов, и системный аспект, рассматривающий религиозное самосознание как отражение религиозной действительности; разведены определения «самосознания», «религиозного сознания», «религиозного самосознания» и в связи с этим выявлено место и значение категории «религиозное самосознание» для отечественного религиоведения; проанализированы традиции формирования религиозного самосознания в дореволюционной России и причины трансформации религиозного самосознания в СССР, тем самым конкретизирована взаимосвязь между религиозным самосознанием и менталитетом нации; реализован специфический ракурс исследования элиты: через соотношение декларируемых и реализуемых подходов к вероисповедной политике; выявлена ориентированность политической элиты на поддержание баланса между различными конфессиями, с одной стороны, и на пропаганду и постоянное воспроизводство православной этико-политической модели в массовом сознании, с другой стороны; исследованы основные предпосылки процесса ценностной мобилизации религиозного самосознания в условиях отчуждения (ситуация аксиологического плюрализма), а также результаты воздействия системы ценностных параметров социальной организации, распределяющих ранги статусов и престижа различных институтов церкви; раскрыты особенности обновления современного российского общества, порождающие относительно новые способы существования религиозного самосознания: религиозный рационализм и религиозный фундаментализм, которые избирательно влияют на традиционные способы поведения, способствуют обособлению представителей различных конфессий Северо-Кавказского региона в некоторых сферах общественного бытия; уточнены особенности формирования религиозной ситуации в Северо-Кавказском регионе и доказано, что приоритет национальных целей и однобокое выпячивание национальных интересов региональной религиозной элитой негативно сказывается на обновлении национально-культурного пространства и может привести к межконфессиональной напряженности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Особенности религиозного самосознания в постсоветском российском обществе в значительной мере обусловлены не типом государства, а ментальностью, проявляющейся в установках и ценностных ориентациях;

2.Религиозность в постсоветском российском обществе поверхностна как на обыденном, так и на концептуальном уровнях, носит показной, карнавальный, а не истинный характер. Посещение церкви и соблюдение необременительных обрядов связано с престижем религии в современном обществе и стремлением представителей элиты идентифицировать себя публично как людей верующих. Для них религиозность - символ национально-консервативных политических ориентации.

3.Иерархия отношения элиты к различным религиям остается практически неизменной на протяжении всей российской истории: это

13 идеология сохранения приоритета «титульной» религии - православия, что абсолютно недопустимо в поликонфессиональном государстве.

4.Сочетание в современном обществе различных форм институционализации религии - от личностных, индивидуальных, мистически ориентированных форм религиозности, тоталитарных культов с харизматическим лидером во главе до классических церковных институтов -ставит перед элитой задачу формирования вероисповедной компетенции, отсутствие которой на современном этапе зачастую приводит к конфликтным ситуациям.

5 .Религиозная ситуация на Северном Кавказе характеризуется усилением институционального фактора и деноминационализмом, но увеличение количества культовых зданий и религиозное образование не дают заметного прогресса в оздоровлении нравственной атмосферы общества. Религия не оправдала возлагаемой на нее надежды по консолидации общества, усилились противоречия между конфессиями и внутри конфессий (раскол мусульманской уммы Северного Кавказа на сторонников традиционного «народного» ислама и ваххабитов).

6. Нравственные основания бытия граждан России, специфически определяемые в науке и религии, должны учитываться при разработке государственной политики в сферах образования, культуры и правопорядка. Пути выхода из современного кризиса российского общества заключаются не в противопоставлении религиозного и научного миропонимания, а в их постоянном конструктивном взаимодействии.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке недостаточно изученной темы в отечественном религиоведении, а также в углублении и расширении существующих в научной литературе представлений о религиозности в постсоветском российском обществе.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при формировании стратегии региональных органов государственной власти, а также для выработки конкретных мер по решению

14 вероисповедных проблем, возникающих в российском обществе, методического обеспечения в сфере государственно-конфессиональных отношений, что поможет перейти от реактивного подхода к проактивному, к упреждающему решению проблем.

Ряд положений и выводов диссертации может быть использован преподавателями школ и вузов в целях формирования культуры социального и индивидуального самосознания, воспитания религиозной толерантности. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в рамках учебных курсов «Основы религиоведения», «Основы региональной элитологии», в разработке спецкурсов в рамках регионального компонента образовательных стандартов.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Основные положения диссертации изложены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: 45-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (20-21 апреля 2000г., Ставрополь); региональной научной конференции «Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации» (22-24 сентября 2000г.? Ставрополь); 46-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (20-24 апреля 2001г., Ставрополь); межрегиональной научно-практической конференции «Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России» (15-18 ноября 2001г., Ставрополь); 47-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (24-25 апреля 2002г., Ставрополь); 3-ей межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука и проблемы региона: из настоящего в будущее» (16-19 мая 2002г., Кисловодск).

С отдельными положениями диссертации автор выступал на заседаниях межкафедрального семинара аспирантов Ставропольского государственного университета,

Часть работ по диссертации выполнена в рамках научной программы «Университеты России - фундаментальные исследования», проект №990561 «Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе» (2000-2002г.г.).

Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 публикациях, общим объемом 2,4 печатных листа.

Похожие диссертации на Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе