Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в России происходят фундаментальные экономические и социально-политические преобразования, затронувшие буквально все сферы жизни нашего общества. Перемены в российском обществе, которые приняли лавинообразный характер, тяжело отразились на жизнедеятельности основной массы населения страны. По сути, люди оказались предоставленными самим себе, лишившись основных социальных гарантий и основ своей жизнедеятельности, которыми прежде обеспечивало их государство. Взамен были существенно расширены границы свободы человека, что при сложившихся условиях духовной и материальной неподготовленности гражданина к реализации этой свободы привело к ряду негативных, порой трагических последствий.
Проблема свободы, с которой столкнулись лицом к лицу граждане современной России, всегда привлекала к себе внимание выдающихся представителей общественных и гуманитарных наук. А в наши дни эта проблема приобретает особую актуальность как важный компонент мировоззрения современного российского гражданина, как одна из основных задач воспитания личности, как аспект идеологии либерально-демократического преобразования Российской Федерации.
Современное развитие всей системы общественного, гуманитарного, а также общеметодологического знания все с большей очевидностью показывает, что исторически сложившийся традиционный подход к исследованию проблемы свободы связан преимущественно с абстрактно-умозрительными способами мышления. В раьжах традиции свобода, по существу, рассматривается как нечто, наделенное самостоятельным бытием; ее связь с реальной жизнедеятельностью человека устанавливается по отдельным сторонам или признакам. Рассматривая процессы общественной жизни, исследователи берут за основу ту или иную особенность феномена свободы и
по ней пытаются конструировать абстрактную теоретическую модель.
Как показывает опыт, это приводит к формированию умозрительного обобщенного представления о свободе, в то время как все настойчивее назревает необходимость в новом осмыслении феномена свободы, способном удовлетворять запросы современной социальной практики. В свете вышесказанного представляется весьма актуальным исследование проблемы свободы личности, как основы человеческого бытия в условиях социальной практики современного российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы свободы продолжается не одно тысячелетие. За это время наукой накоплен богатейший теоретический и практический материал, касающийся понимания феномена свободы. В истории научного знания процесс формирования представлений о свободе человека носил противоречивый и неоднозначный характер; он, по существу, являлся отражением актуальной социальной практики и достигнутого уровня социального познания.
Так, в ранней Античности, проблема свободы как онтологическая не ставилась и не решалась. Однако, в данном контексте имеют определенную ценность представления о взаимодействии человека с окружающим его миром Гераклита, Аристотеля, Сократа, Платона. Представляют большой интерес взгляды этих мыслителей на познавательную, этическую, политическую стороны жизни человека, обусловленность этой жизни непреодолимыми природными факторами, роком, судьбой.
Свобода как проблема начинает рассматриваться в философии эпикуреизма, призванной дать человеку моральную опору в борьбе с жизненными трудностями и невзгодами. В этой связи примечательны труды Эпикура, Панеция Родосского, Посидония, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.
В религиозный контекст была помещена проблема свободы мыслителями Средневековья. Связь свободы человека с
его праведной жизнью была характерна взглядам Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Бернара Клервосского.
Мыслители эпохи Возрождения, понимая свободу как беспрепятственное всестороннее развитие человека, возвели ее в ранг высших человеческих ценностей. Наиболее отчетливо эта мысль выражена в трудах Дж. Бруно, Пико делла Мирандолы, М. Монтеня.
Эпоха Нового времени «превратила» свободу в атрибутивный признак объективного мира, наиболее выраженный в человеке. Усилиями Т. Гоббса, Б. Спинозы, П. Гольбаха, Д. Дидро, Дж. Вико, А. Коллинза свобода становится «естественным правом человека».
На принципиально новую высоту проблему свободы подняли основоположники немецкой классической философии И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, И.Г. Фихте, В. И. Шеллинг, которые рассматривали данную проблему с позиций онтологического, этического, социально-психологического подходов.
Рассмотрение проблемы свободы в рамках диалектического материализма было продолжено Ф. Энгельсом. В дальнейшем ценный материал по исследованию проблемы свободы был представлен в трудах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера.
Особо стоит отметить воззрения на проблему свободы русских философов А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, И.К. Михайловского, A.M. Бекарева, И. Левина.
В последнее время в русле социально-философского течения проблема свободы разрабатывается в трудах Дж. Кемпбелла, Г.И. Ойзермана, B.C. Гусева, В.А. Ядова, Э.В. Ильенкова, Ю.М. Каграманова, Ю.А. Шрейдера, К.Н. Новикова, А.Е. Шабалдаса, А.Г.Алексеева, А.К. Асмолова, Г.К. Ашина. Л.П. Бусвой, Л.М. Зелининой, О.Е. Лебедева, В.В. Миронова, Ф.Т. Михайлова, А.В. Мудрик, В.М. Розина, С.А. Смирнова, К.И. Сулимы. В контексте современной социальной динамики
исследуются отдельные аспекты свободы Э.М. Андреевым, Л.Н. Москвичевым, Л.Н. Митрохиным.
В отдельном ряду стоят ученые Северо-Кавказского Государственного технического университета А.А. Агамов, Н.В. Порублева, Ф.С. Бахитова, Э.С. Клевцова, Т.Б. Сергеева, А.В. Антюхина, Л.С. Катчиева и др.
Рассматривать проблему свободы с позиций системного подхода позволяют работы Л. фон Берталанфи, Р.А. Акофа, А.Д. Хола, Э.Г. Юдина, И.В. Блауберга, К. Боулдинга, В.Н. Садовского, Б.М. Синельникова, В.П. Свечникова, В.А. Горшкова, Ю.Н. Соколова и др.
Анализ состояния и степени разработанности проблемы показывает, что современная социальная философия и социология предлагают наиболее разнородную и противоречивую гамму суждений и подходов в теоретическом осмыслении самой сути свободы как самобытийственного феномена. Эти суждения колеблются от сопоставления свободы с социальными детерминантами бытия субъекта, до расширенного понимания свободы как имманентного атрибута объективной физической реальности.
В данной ситуации возникает потребность в социально-философском исследовании проблемы свободы с учетом достижений современной фундаментальной науки и социальной практики. Таким образом, проблемой настоящего исследования становится проявление свободы личности в процессе трансформации российского общества.
Объектом исследования является свобода в контексте исторического развития России.
Предметом исследования являются сущность и особенности проявления свободы личности в эволюции российского общества.
Цель диссертационного исследования: выявить сущность и проанализировать тенденции развития свободы личности в условиях российской действительности.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
обобщить достижения современной философии в изучении природы свободы,
осуществить системный анализ взаимодействия личности и общества;
выявить характер взаимодействия личности и общества, а также особенности движения противоречия в этом взаимодействии;
определить роль и значение свободы в развитии личности и общества;
раскрыть особенности российского человека и российского общества как взаимодействующих субъектов;
выявить особенности проявления свободы личности российского человека во взаимодействии с российским обществом разных политических режимов;
- осветить специфику реализации свободы личности в
трансформирующемся российском обществе.
Теоретико-методологическую основу диссертации
составляют труды классиков мировой и отечественной
философии, освещающие проблему свободы человека,
диалектические принципы всеобщей взаимосвязи явлений,
исторического развития, единства и борьбы
противоположностей, принципы системного подхода, а также основные положения общей теории цикла.
При решении поставленных задач автор опирался также на труды современных отечественных и зарубежных ученых, на материалы и документы научных и научно-практических конференций международного, российского и регионального уровней.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
осуществлен системный анализ взаимодействия личности и общества в их диалектической взаимосвязи;
на основе общей теории цикла выявлен универсальный механизм движения противоречия во взаимодействии личности и общества;
феномен свободы рассмотрен с новых методологических позиций как результат борьбы диалектических противоположностей в социальном взаимодействии;
свобода личности представлена важнейшим фактором развития, как личности, так и системы общественных отношений;
рассмотрены особенности взаимодействия личности в российском обществе в условиях разных политических режимов;
проведен социально-философский анализ динамики свободы личности применительно к конкретному российскому обществу в определенный исторический период;
представлен авторский подход к проблеме взаимодействия личности и общества, а так же к проблеме свободы личности в обществе.
Исходя из указанных выше пунктов, на защиту выносятся следующие основные положения:
-
Анализ научных представлений о свободе, которые дает история мировой философии, а также синтез тенденций в понимании рассматриваемого феномена и общественных процессов с учетом особенностей современной социальной практики позволяют определить свободу личности как способ существования человека в окружающей среде, основанный на осознанном выборе жизненной позиции, отражающей его внутреннюю индивидуальную человеческую сущность и выражающийся в максимальном самораскрытии и самореализации. Реализация свободы личности возможна только во взаимодействии с обществом.
-
Взаимодействуя как системы, личность и общество соотносятся друг с другом как внутреннее и внешнее. Личность выступает как элемент общественной системы, занимающий по отношению к ней внутреннюю позицию и, который принимает прямое, активное и непосредственное участие в формировании системообразующих свойств общества; общество же, в свою очередь, является средой существования личности и является внешней частью ее бытия. Общество влияет на формирование
интегративных свойств, качеств личности опосредованно, путем воздействия определенных своих частей и создания определенных условий.
3. Центральным противоречием во взаимодействии
личности и общества является диалектическая взаимосвязь, в
которой общество, воспитывая, формируя личность «для себя»,
с целью своего воспроизводства и продолжения, создает
условия для своего собственного перерастания, преобразования,
превращает личность в источник собственного отрицания. В
диалектическом движении этого противоречия заключаются
истоки развития личности и общества, основания свободы
личности и ее ограничений.
-
Движение противоречия во взаимодействии личности и общества представляет собой последовательность взаимосвязанных циклов, обусловленных взаимодействием противоположно направленных и взаимообусловленных сил личности и общества. Эти силы характеризуются двумя основными параметрами: направлением и геометрией. Направление силы личности представлено ее духовностью, фундаментально-основополагающим качеством человека; геометрия силы личности представлена всем спектром ее активности и результатами этой активности. Направление силы общества отражает общественная идеология, геометрией силы общества является культура, как совокупность всех материальных и духовных достижений человечества. Колебание противоречия между направлением и геометрией и составляет основу взаимодействия личности и общества,
-
Человек не только продукт общественных отношений, но и источник развития общества, его творец, ответственный за состояние общественной жизни. В обществе с тоталитарной государственной структурой человек в большей степени представляет собой продукт общества, призванный поддерживать и укреплять общественную систему и, в силу этого, по сути, оказывается несвободен. В демократически организованном обществе человек является, прежде всего, творцом общества, которое функционирует в целях развития
самого человека и, в этой связи, обладает большими возможностями и основаниями для расширения и реализации собственной свободы.
6. Эволюция российского общества позволяет наблюдать относительно завершенный цикл исторического развития. Суть этого цикла в смене тоталитарного государственного устройства в обществе на противоположное - демократическое. В результате этой инверсии личность перешла на более высокую ступень своего развития: человек приобрел большую возможность воздействовать на общественные процессы, влиять на окружающую действительность, другими словами, приобрел большую свободу.
Теоретическая и практическая значимость
исследования. Диссертация предлагает новый
методологический подход, базирующийся на диалектическом, системном и циклическом методах научного исследования. Это позволяет по-новому подойти к исследованию проблемы взаимодействия личности и общества. Этот подход, так же дает возможность с новых позиций рассматривать и анализировать феномен свободы, как в общем, онтологическом плане, так и в социальном - как свободу личности.
Результаты и материалы данного диссертационного исследования могу быть использованы в разработке и преподавании учебных и факультативных курсов по философии, социологии, этике. В то же время материалы и выводы диссертации могут служить основанием для дальнейшей разработки актуальных проблем социальной философии.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 6 опубликованных научных работах, общим объемом 5,4 п.л. По различным аспектам исследуемой проблемы автор выступал на международных, региональных краевых научных и научно - практических конференциях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, примечаний и списка литературы, включающего 298 наименований. Объем текста диссертации - 121 машинописная страница, общий объем работы 151 страница.