Введение к работе
Актуальность темы исследования. Российское общество рубежа XX-XXI веков переживает сложный переходный период в своей истории, характеризующийся глубокими и противоречивыми социокультурными трансформациями, одним из проявлений которых является изменение роли духовных традиций в жизни общества. Глобализационные процессы, ориентированные на создание единого культурного пространства, приводят к постепенному стиранию различий между базовыми элементами традиционных культур разных народов, формированию усредненного типа духовности как общества в целом, так и отдельных социальных групп. В этих условиях особый научньш интерес представляют проблемы сохранения и трансляции духовных традиций, поиска их истоков и выявления сущности.
Относительный духовный «вакуум» в российском обществе, дискредитация старых и отсутствие четко сложившихся новых духовных идеалов, ценностей осложнили решение задач, стоящих перед обществом, государством и армией в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. В этой ситуации увеличивается число сторонников идеи возвращения к дореволюционным традициям русской армии и передовым традициям Советской Армии, целенаправленного совершенствования духовной стороны деятельности военнослужащих. Также наблюдается обеспокоенность общества и, прежде всего, офицерского состава состоянием духовно-нравственной обстановки в армии, проникновением в армейскую среду негативных ценностей и ориентации. Этот комплекс сложнейших социокультурных проблем духовной жизни российского общества и армии диктует необходимость его философского осмысления.
Актуальность исследования проблем эволюции духовных традиций российского воина в современных условиях обусловлена и той ролью, которую они играют в системе военной безопасности государства. Практика обеспечения такой безопасности в современных условиях свидетельствует о повышении роли в ней духовной составляющей. Однако тенденция роста значимости духовной сферы, с одной стороны, и понижение общего уровня духовной культуры, с другой - создают противоречивую ситуацию, влияние которой на духовную жизнь армии непредсказуемо. Возникает потребность в культурфилософском анализе современной духовной ситуации в армии.
Основные направления развития современного российского общества, отраженные в «Концепции национальной безопасности» и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Феде-
рации на 2006-2010 гг.», актуализируют необходимость определения конкретных направлений воспитания у российских граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, что обусловливает значимость философского анализа роли духовных традиций в укреплении боеспособности современной Российской армии.
Таким образом, современная ситуация в духовной сфере Российской армии актуализирует изучение проблем эволюции духовных традиций российского воина, которое имеет научно-теоретическую и практическую значимость и определяет тему исследования.
Степень научной разработанности проблемы. На протяжении многих веков интерес к исследованию воинских духовных традиций неуклонно рос и в настоящее время приобрел особое значение. Многогранность и мно-гоаспектность исследуемой проблемы нашли отражение в ее изучении различными научными направлениями.
Впервые осмысление сущности традиции было предпринято в философских системах Древнего Востока (Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций) и Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель и др.). Теоцентричность средневековой философии обусловила формирование провиденциалистских взглядов на традицию (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.). В Новоевропейскую эпоху с развитием научных знаний в области этнографии, антропологии и археологии возникла потребность в сравнительном анализе традиций и обрядов различных народов и трактовке традиции как социально-психологического явления, под которым понимались коллективные, стереотипные действия, присущие конкретному сообществу людей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций и др.).
К началу ХГХ века в философии сложилось понимание универсальной исторической роли традиции, нашедшее отражение в работе И. Гердера «Идеи к философии истории человечества», в которой традиция выступала категорией философии истории и философии культуры.
Конец ХГХ — начало XX веков характеризовался возникновением неоклассических и неклассических философских школ и направлений, вызвавших к жизни множество взглядов на природу и сущность традиции (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, К. Поппер, М. Хайдеггер, К. Юнг и др.).
В отечественной философии сложилось несколько интерпретаций традиции. Так, одни ученые (А. Аксенова, В. Андреев, К. Ахметзянов, Ю. Давыдов, М. Кулажников, К. Сарингулян Ю. Сафронов и др.) традицию рассматривали как регулятивное явление, как закрепившиеся в обществе
нормы, установки, задающие конкретную программу поведения и пред-начертывающие определенный образец действий. Представители другой группы - В. Власова, Д. Володихин, А. Година, А. Лучанкин и др., - определяли традицию как способ специфических социальных связей индивидов и групп в обществе, реализующийся через групповые шаблоны деятельности. Третья группа исследователей: Л. Буева, Г. Салтыков, А. Сергеева,
A. Фирсова, Н. Юдина и др. — считали, что традиция выражает то, что в обще
стве характеризуется стабильностью, типичностью, повторяемостью. Иссле
дователи четвертой группы (И. Барсегян, Л. Данилова и др.) понимали тради
цию как особую форму фиксации социальной информации в культуре.
Изучение духовных традиций связано с именами В. Аверьянова,
B. Кемерова; В. Кутырева, В. Плахова, И. Суханова и др., которые интерпре
тировали традицию как порядок наследования, воспроизводящий в после
дующих поколениях социальный опыт, накопленный предшественниками.
Духовная традиция как феномен культуры, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека, исследовалась Б. Ерасовым, С. Иваненковым, Э. Маркаряном, С. Эйзенштадтом и др.
Анализ воинских духовных традиций представлен в теоретических исследованиях К. Аксакова, К. Базилевича,. А. Брычкова, С. Булгакова, М. Драгомирова, И. Ильина, С. Кесарева, А. Кривицкого, Г. Мазурова, В. Минера, А. Мусина, Р. Дрейлинга, В. Соловьева, С. Тюшкевича, А. Цветкова,
B. Эрна, Н. Яковлева и др.
Философское осмысление проблемы сущности и функций духовных традиций Российской армии содержится в исследованиях И. Грунтовского, М. Драгомирова, С. Корина, С. Соловьева, В. Стрельникова, А. Суворова, О. Сухомлинского, А. Яблонских и др.
К работам, в которых анализировались основные духовные традиции российского воинства, относятся труды Д. Волкогонова, К. Демидова,
C. Ивановой, И. Ильина, Б. Калинина, В. Лутовинова, И. Мельченю, С. Мозго
вого, Л. Рощина, П. Ольховского, О. Попова, В. Седых, В. Стрельникова и др.
Особое значение для исследования воинских духовных традиций представляют военно-теоретические разработки ученых Военного университета Министерства обороны РФ (И. Алехин, В. Гидиринский, В. Дудулин, П. Дроздонов, Б. Каверин, А. Крупник, П. Петрий, О. Рахимов, П. Чижик, В. Чугунов, О. Шевченко и др.).
Однако, несмотря на существующие в науке наработки по проблемам воинских духовных традиций, их эволюции, специальный культурфилрсоф-ский анализ данной проблематики в современных исследованиях не представлен в полной мере.
Таким образом, актуальность, степень научной разработанности определили содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.
Объект исследования - духовные традиции как социокультурное явление.
Предмет исследования — преемственность и развитие воинских духовных традиций в Российской армии.
Цель диссертационного исследования — выявление особенностей современных духовных традиций воинов Российской армии.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть эволюцию взглядов на духовную традицию в историко-философской ретроспективе;
раскрыть сущность воинских духовных традиций и провести их типо-логизацию;
проанализировать этапы становления и развития духовных традиций Российской армии;
определить основные духовные традиции современного российского воина;
раскрыть значение духовных традиций как фактора развития личнос
ти воина.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой и отечественной философии (И. Гердера, М. Хайдеггера, К. Юнга), а также современных ученых (А. Крупника, П. Петрия, О. Рахимова), занимающихся изучением проблем генезиса воинских духовных традиций, аспектов взаимодействия армии и общества, что позволило определить наиболее значимые для современной Российской армии духовные традиции.
Непосредственной теоретико-методологической основой исследования является культурфилософский анализ, применение которого дало возможность раскрыть обусловленность содержания воинских духовных традиций особенностями социокультурной реальности.
С помощью сравнительно-исторического подхода изучена эволюция базовых воинских духовных ценностей, характеризующих духовный мир Российской армии. Применение междисциплинарного подхода, общефилософских методов - анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному - позволило провести комплексное исследование особенностей духовных традиций российских воинов в современных условиях.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
предложена типологизация воинских духовных традиций, основанием
которой выступает специфика духовной составляющей воинской деятель-
ности, проявляющаяся в воинской культуре и реализуемая в функциях данной деятельности; выделены военно-профессиональные и общекультурные группы традиций;
на основе анализа национальных интересов, определяющих социокультурные особенности исторических периодов формирования российской армии, определены этапы становления и развития воинских духовных традиций в России: княжеский, царский, императорский, советский и современный;
обосновано, что на современном этапе реформирования российского общества и армии наиболее востребованными становятся такие военно-профессиональные традиции, как воинская честь и совершенствование профессионализма, и такие общекультурные - как патриотизм и верность воинскому долгу;
сделан вывод о том, что основными принципами возрождения базовых духовных традиций в современной Российской армии, способствующими возрастанию престижа воинской службы и формированию позитивного облика российского воина, являются: культуросообразноеть, преемственность, компетентность и гуманизм.
Положения, выносимые на защиту:
-
Военно-профессиональные воинские духовные традиции определяются реализацией духовной составляющей мобилизационно-побудитель-ной, консолидирующей, аккумулятивно-транслирующей функций воинской деятельности и проявляются в отечественной воинской культуре в качестве совершенствования профессионализма, воинской чести, верности присяге и боевому знамени, войскового товарищества, сознательной дисциплинированности, обучения на повышенном уровне трудностей. Обще-культурные - это такие воинские духовные традиции, которые обусловлены духовной составляющей нормативно-регулятивной, коммуникативной и интегрирующей функций воинской деятельности и представлены в воинской культуре патриотизмом, верностью воинскому долгу, национальной и религиозной терпимостью, демократизмом, благородством во взаимоотношениях. Профессионализм, патриотизм, воинский долг и воинская честь выступают базовыми духовными традициями воина, детерминирующими содержание и набор таких традиций в каждой из групп.
-
Для выделения и обоснования этапов развития воинских духовных традиций России особое значение имеют те национальные интересы российского общества, которые защищались воинами в конкретный исторический период. Наиболее значимыми вехами в военной истории России
были княжеский (древнерусский), царский (московский), императорский, советский и современный этапы. Генезис и эволюция воинских духовных традиций наиболее рельефно прослеживается через базовые традиции.
-
Патриотизм на княжеском этапе становления воинских духовных традиций формируется как верность присяге князю, княжескому знамени («За брата, отца, князя и за Отечество»). В эпоху Московского царства патриотизм ассоциируется с объединительной идеей: «Москва — Третий Рим». Императорский период характеризуется формированием государственного патриотизма: «За веру, Царя и Отечество». Советская эпоха обусловила развитие у воинов Красной Армии патриотизма как беззаветной преданности социалистической Отчизне: «За Ленина, за Родину, за партию». Современный этап характеризуется приоритетностью тех идей патриотизма, которые способствуют возрождению России и ее армии: «Жить для России и умереть за Россию».
-
Профессионализм на княжеском этапе ассоциировался с безупречным выполнением княжеской воли, что отразилось в лозунге «Где твоя, княже, голова ляжет, там и свои сложим». В царский период - воспринимается как коллективизм, товарищеская взаимозаменяемость и взаимопомощь: «Страдати всем и битись до смерти». В императорскую эпоху профессионализм приобретет институциональное оформление и проявляется: а) в сознательной дисциплинированности: «Дисциплина - мать победы», б) постоянной боеготовности и предельной организованности: «Побеждать не числом, а умением», в) войсковом товариществе: «Сам погибай - товарища выручай», г) в гуманном отношении к пленнику: «Победителю прилично великодушие», д) обучении на повышенном уровне трудностей: «Тяжело в учении - легко в бою». На советском этапе профессионализм воспринимается как духовная стойкость, самоотверженность, высокая боевая подготовка. Для современного периода значимы глубокое разделение воинского труда, усложнение его содержания, повышение требований к профессиональным качествам и специальной подготовке как выражения профессионализма.
-
Становление-воинского долга на княжеском этапе связано с восприятием его как способности к самопожертвованию, как символа чести и славы: «Лучше быть убитым, чем плененным», «Со щитом или на щите»; в царский период долг рассматривался в качестве общественно-государственной обязанности; на императорском этапе — как государственная воинская повинность; в советский период — как морально-политическая обязанность; на современном этапе воинский долг воспринимается как
социально-политическое право, предполагающее добровольный личностный выбор воинской службы, связанной с осознанной обязанностью преодолевать трудности и не отступать перед опасностью.
-
Воинская честь как духовная традиция зарождается на княжеском этапе и воспринимается как отождествление собственной чести с честью князя: «Ищущи себе чести, а князю славы». На царском этапе как этапе «собирания русских земель» воинская честь ассоциировалась с героической смертью: «Лучше честно умереть, нежели с бесчестием жити». В императорскую эпоху воинская честь понимается как то, что «не терпит и не выносит никакого пятна». Сущность воинской чести в советский период нашло отражение в понятии: «Честь - святыня воина». На современном этапе воинская честь основывается на внутреннем побуждении к благородным и мужественным поступкам: «Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость».
-
В условиях реформирования Российской армии, введения контрактной службы, использования новых видов боевой техники с особой остротой актуализируется востребованность базовых духовных традиций. Их возрождение обеспечивается принципами культуросообразности, гуманизма, преемственности и компетентности. Использование данных принципов способствует становлению особого типа личности воина как символа современной военной профессии, функционирующего на основе взаимопроникновения и взаимообусловленности общекультурных и военно-профессиональных духовных традиций.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут способствовать расширению предметного поля философии культуры и приращению нового знания о духовных традициях в целом и воинских духовных традициях, в частности.
Материалы диссертационного исследования могут быть применены в практической деятельности органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации при формировании положительного образа российского воина и в организации патриотического воспитания среди подрастающего поколения.
Отдельные положения и выводы работы могут использоваться в учебно-воспитательном процессе в военных вузах при разработке и чтении специальных курсов по философии, философии культуры, культурологии.
Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного
университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Основные результаты и выводы диссертационного исследования, представлены в выступлениях на ряде конференций, в частности: на II Международном культурологическом конгрессе «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.); VII и VIII межвузовских научно-практических конференциях «Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России» (г. Ставрополь, 2007 г., 2008 г.).
Основные теоретические положения диссертации апробированы при подготовке и проведении лекционных занятий по философии с курсантами Ставропольского военного института связи ракетных войск.
Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 публикациях общим объемом 2,9 п.л., в том числе в одной работе, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией. ,
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введе
ния, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического спис
ка использованной литературы, включающего 190 источников, в том чис
ле 3 - на иностранных, языках. Общий объем работы - 164 страницы ма
шинописного текста. ,