Содержание к диссертации
Введение
I глава.
1.1.
1.2.
II глава
2.1
2.2
III глава.
стр. 3
Философско-методологическая экспликация концепта 20 телесности человека
Понятие «телесности» и «тела» в истории философии 20 и науки
Эволюция телесности человека
Проблема трансформаций телесности человека в 58 современной науке, философии и прикладных практиках
Трансформационные факторы изменения телесности 58 человека
Современные направления и типы изменений 85 телесности человека
Современные междисциплинарные представления о 104 видах телесности человека
3.1
3.2.
3.3
3.4
Заключение
«Техногенно-прагматические» концепты телесности «Духовно-прагматические» концепты телесности «Компьютерно-творческие» концепты телесности «Духовно-самотворческие» концепты телесности
Литература
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Конец XX и начало XXI века - новый этап кардинальных перемен и трансформации' мира, общества, человека. Процессы изменения планеты, человеческого общества и сознания человечества закономерно побуждают людей перестраивать свои отношения с Миром в самом широком понимании, выводят на новый этап сущностного переосмысления, в том числе темы телесности. Причины обостренного обращения к теме природы человека и его телесности именно в начале XXI века ученые объясняют по-разному. Например, И.Валерстайн на вопрос «Куда же идет мир?» отвечает, что «Миросистема зашла в тупик, из которого будет очень трудно выбраться... практически обессмыслены какие-либо краткосрочные прогнозы -как экономические, так и политические», что «период системного кризиса -арена, на которой ведется борьба за выбор новой системы», но «вопрос в том, что придет на смену этой системе, какой порядок вырастет из окружающего нас хаоса»2. А Б.Г. Юдин (д.ф.н., проф., чл.-кор. РАН) определяет грядущими перспективами «воздействий на человека, которые способны вызвать в нем глубокие и радикальные изменения». Нынешнюю ситуацию трактовки человечества он характеризует как «очередной этап противостояния, конкуренции двух программ — биологической и социальной»3.
Многовариантность представлений о телесности человека обуславливается многочисленностью философских гипотез и суждений о теле и телесности,
1 Тема кардинальных перемен и трансформации, в том числе геополитических, социальных структур общества,
общественных, рыночных, тендерных и пр. разрабатывается рядом ученых. Например: СИ. Лунев Трансформа
ция мировой системы и крупнейшие страны Евразии / СИ. Лунев, Г.К. Широков, 2001; Ю.И. Игрицкий. Россия
в меняющемся мире: геополитические последствия системной трансформации. — М.: ИНИОН, 2000; Т.И. За
славская. Социетальная трансформация российского общества, - М.: Дело, 2002; М.К. Горшков. Российское об
щество в условиях трансформации: мифы и реальность. - М.: РОССПЭН, 2003; Социальные трансформации в
России: теории, практики, сравнительный анализ / Под. Ред. В.А. Ядова. — М.:Флинта: МПСИ, 2005 и др.
2 Валерстайн И. Динамика глобального кризиса: ридцать лет спустя. Доклад на Международной конференции
«Современное государство и глобальная безопасность» (пер Н.Эдельмана) // Эксперт, 2009, № 35, с. 52, 53, 54,
56.
3 Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии, 2004, №2, с. 17, 25
4 их взаимодействии со многими аспектами человеческого существования: душой, духом, социумом, пространством, информацией, о ее возможностях, качествах, функционировании и развитии, о внутренних и внешних состояниях и пр.
Значимость темы телесности человека выросла в условиях балансирования на грани существования планеты и человечества (экологические проблемы). Необходимо осмысление человечеством своего места в общей системе мироздания, определение своей позиции (восстановление в несколько видоизмененной форме прежнего порядка или осмысленное формирование нового) в отношениях с планетой, осознание степени ответственности за свое существование и осознанное сотворчество мира вокруг и внутри нас.
Тема эволюции концептов телесности важна не только для абстрактного теоретизирования, но и для практики современного человеческого бытия, для социальной, политической и культурных сторон социальной жизни человечества. Поэтому, в условиях глобализации и антиглобализации, урбанизации и экологизации очень важен учет широкого спектра аспектов телесности в разработке программ управления государствами, а так же взаимоотношений между ними. Особенно когда мы рассуждаем об экономике знаний.
Стремительные изменения во всех сферах личной жизненной деятельности человека как бытовой, профессиональной, интеллектуальной, так и духовной еще более усиливают актуальность темы. Действительность предъявляет все более высокие требования к каждому индивиду. Каждый день ставит человека перед выбором личностного развития, что обусловлено непрерывными стремительными изменениями во всех сферах общественного и личного бытия. Активизировались попытки теоретических и практических разработок (в том числе и телесно-ориентированных) в силу усложнения и многообразия проявлений процесса социальной адаптации, как зрелых людей, так и нового поколения.
Несмотря на результаты многовекового осмысления телесности человека и огромные научно-практические наработанные материалы о теле, обзор совре-
5 менной литературы дает основания утверждать, что в интегральной характеристике явления присутствует многообразие концептов телесности человека, нет четкого единого определения самого термина «телесность». Все это подтверждает необходимость привести к единству определение понятия «телесности» человека, провести анализ современных процессов изменения телесности человека. Кроме того, крайне актуально изучение перспективы человеческих тел и телесности с выявлением динамики взглядов о телесности человека, проявленных в основных направлениях, типах и видах взглядов о телесности, эволюции концептов телесности.
Степень разработанности темы. Проблемы, так или иначе связанные с человеческой телесностью и неотделимым от нее телом, на протяжении эпох разрабатывались в самых разных областях познания, научных областях и всеми школами философии.
Философия меняла свое отношение к человеческому телу и его месту в процессе освоения мироздания, в связи с периодами познания. Платон говорил о теле человека как о темнице для души4. У Аристотеля «душа неотделима от тела», «ничего не испытывает без тела и не действует без него»5. Аристотель и Платон впервые заявили о том, что человек состоит из тела и души. Эпикурейцы и стоики разрабатывали космически-абстрактный образ человека и заложили исходные принципы изучения человека.
Религиозная философия Средневековья показывала человека как творение по образу и подобию Бога (христианство), который свободен от природы, но греховен и зависит от Бога (теология). Фома Аквинский6 понимал душу как внутреннюю форму тела, а соединение души и тела представлял возможным через божественное откровение.
4 Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. Платон. — М.: Мысль, 1993, с.40-49.
5 Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / Аристотель; АН СССР, Ин-т философии. - M.: Мысль, 1976. -Т. 1 / ред. В.Ф.
Асмус, с 394.
6 Антология мировой философии: в 4-х т. / ред. - сост. В.В.Соколов; АН СССР, ин-т философии. - М.: Мысль,
1969. т.1, ч. 1 Философия древности и средневековья, с. 835, 853.
Эпоха Возрождения характерна доминированием антропоцентризма: человек - есть центр и высшая цель мироздания. Философские и теологические концепции человека дополнялись зародившимися гуманистическими идеями (Леонардо да Винчи, Пико дела Мирадола, П.Помпонацца, Т.Кампанелло, Дж. Бруно: ценность свободного человека; человек - творец собственной судьбы и культуры; основа человеческой телесности — гармония души и тела7; человек «есть союз души и тела» - Н Кузанский8) и научными открытиями (классификация животного и растительного мира К.Линнея - Homo sapiens). Философское понимание человеческой телесности приобретает социокультурную ценность и социальную направленность.
Характер и направление философии Нового времени определила научная революция. Новое время характерно логическим конструированием мира; субъ-ектно-объектным отношением к природе; научным рационализмом; концептуальным единением эмпирического, теоретического и научного знания о человеке. Происходит осознание ценности субъективно-личностного начала («мыслящий тростник» - Б.Паскаль). Формируется новый тип человеческого мышления - «новоевропейский» - «господин мира, преобразователь мира». Р.Декарт9 - «Я мыслю, следовательно, я есть». Г.В. Лейбниц10 соединяет механистическое понимание проблемы человеческой телесности с физическим (природным) и с духовным (Божественным), ищет свою трактовку целостности человеческой телесности, его природы. Тема телесности затрагивалась Ф.Беконом, который заложил основы опытного естествознания, научного метода и в философии - основы эмпиризма. Век Просвещения: Ф.М.Вольтер и М.-Ж.А. Кондорсе - выявили движение от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре и просвещенной цивилизации.
7 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М: Худ. Литера
тура. 1990, с 397.
8 Кузанский Н. Сочинения: в 2-х т. / Н Кузанский. АН СССР, ин-т философии; пер. Л.Ф.Лосева и др., сост. В.В.
Бибихин.-М.: Мысль 1979. Т. 1, с. 160.
9 См. Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. Сост. В.В. Соколов. -М.: Мысль, 1989. Т. 1.
10 Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4-х т. — M.: Мысль, 1982. т. 1. с.299.
Опосредованно тема телесности затрагивалась И.Кантом в разработке понятия априорных форм созерцания и рассудка, а так же представителями школы классического немецкого идеализма И.Фихте (несовпадение абсолютного и индивидуального «Я») и В.Г.Ф. Гегелем (учение о субъективном, объективном и абсолютном духе). В XIX веке К.Маркс вслед за Г.Ф.Гегелем, развивая мысль Дж. Вико о соотношении индивидуальных действий с общим ходом истории, соединил индивидуальное бытие с социокультурным историзмом. Если у Г.Гегеля человек был «абстрактный представитель человеческого рода», «инструмент самопознания и совершенствования мирового разума», то у К.Маркса человек трактуется как «активное предметно-действующее существо». Ч.Дарвин ввел эволюционный подход и общность происхождения биологических видов.
Представители некласической философии переосмысливали смысл бытия человека и его места в мире. А Шопенгауэр создает философское обоснование пессимизма и человек у него - это раб воли. Ф. Ницше от дионисийского начала в человеке приходит к идее избранных — воинов, которые предвосхищают сверхчеловека нигилизма. XX век проблематику телесности выдвигает на первый план в осмыслении вопросов теории познания: субъективность считают метафизическим основанием возникновения антропологии всех видов и направлений; утверждают, что отношение человека к сущему изменяет самого человека, а сам человек стремится стать частью технических систем. В философии в общем плане проблемы телесности рассматривались Ж.П. Сартром. У М.Бубера11-человек - «пришелец и одиночка». Тему телесности так или иначе затрагивали -С.Н. Булгаков, Н.А.Бердяев, М Хайдеггер12. Феноменологический подход прорабатывается в работах Ж.Батая, Э.Гуссерля, Ж.-Л.Нанси, позже - в разработках В.Подороги. Историю тела М.Фуко представил в виде истории сексуальности,
11 См. Бубер М. Я и Ты. / Пер. с нем. Общ. ред. С.Я.Левит, П.С.Гуревич. - М.: Высш. шк., 1993.
12 См. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. / Пер с нем. - М.: Республика, 1993 (Мыслители XX
века).
8 В.Шкуратов - истории психологии тела, Г.Глязер — в виде истории физиолого-анатомических исследований.
В силу того, что сама телесность человека, изменения взглядов на неё напрямую зависит от рационального и иррационального опыта непосредственно самого тела человека, то в первую очередь мы затронули разработанность темы самого тела человека не только в философии, но и другими науками и дисциплинами. Анатомия, физиология, медицинская антропология и биомеханика накопили огромный материал о теле как биологическом природном фундаменте человеческого существования. Непосредственно с физическим телом работают медицина, спорт и физическая культура. В психофизиологии изучается связь психики и физиологии (ЦНС), а в психосоматике широко исследуется значение тела для понимания психики человека, воздействия психики на тело.
Человеческому телу и телесности уделяло внимание и гуманитарное знание. Один из классических, традиционных вопросов гуманитарного (прежде всего философского) познания - это вопрос о соотношении между духом и телом человека, о границах, о характере их взаимосвязи и бытия (онтология человеческого тела). В гносеологических исследованиях тело (опосредованно и телесность) рассматривается как сосредоточение органов чувств человека, источник его непосредственных ощущений. Проблема телесности находится также в зоне внимания исследователей соотношения биологического и социального.
В социологии тело/телесность изучается существующими традиционными направлениями: социологией здоровья, медицины, инвалидности, семьи, физической культуры, тендерной, подростковой и др. Общество рассматривается ор-ганицистами как биологический организм: рост, усложнение структуры организма, специализация структур в ходе эволюции. Социальные факты признаются материальными. Г.Спенсер в своей работе «Общество как биологический организм: рост, усложнение структуры организма, специализация структур в ходе эволюции» материализует социальные процессы. Э.Дюркгейм в теории соци-
9 ального факта так же пишет о том, что социальные факты материальны. О воздействии на демографическую ситуацию на постсоветском пространстве и формировании здоровья людей через условия и образ жизни проводились исследования в области социологии здоровья и медицины, когда в 1999 году было опрошено 18,5 тысяч человек. По данной проблематике изданы статьи О.Федотовой, публикации и монографии сотрудников Института социологии РАН (Москва), издания «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии решения»: д.ф.н. Е.И.Степанова, Римашевской В., Гордона Л., Возьмитель А., Журавлевой И., Акчурина К.Г., Клопова Э., Скоморовского Ю.М., Изуткина А. М., и др.
Современная социальная антропология (эволюционистский подход) элементы телесности опосредованно рассматривает в рамках анализа социокультурных изменений (культура, поведение, социальные системы) в процессе приспособления к разнообразию природных условий.
Изменение отношения социума к человеческим телесности и телу, рост или спад ценности человеческой телесности всегда имели отражение в культуре, различных видах искусства, способствовали возникновению новых жанров, стилей и направлений. Все виды искусства, изображающие, описывающие телесность человека, или констатируют, или моделируют отношение к телесности человека в данный период развития человечества и социума.
Аксиологические аспекты изучения человеческого тела присутствуют в работах современных авторов: А.В. Баранова, М.И. Куликовой, Дж. Пасомора. Онтологическое направление телесной тематики - в работах В.Л. Круткина, Р.В. Маслова, СП. Позднеевой. Социокультурное направление в осмыслении человеческой телесности: Д.В. Михель (тело - продукт развития культуры), П.Д.Тищенко (модели телесности в культурно-историческом подходе), М. Дуглас, Б. Тернер (телесность человека в структуре социального пространства),
10 Я.К. Ребане, В.Б. Устьянцев (социальная память - средство передачи информации в социализации телесности).
Психосоматическими структурами сознания занимается Ю.М. Шилков. Социально-философский подход к телесности человека развивает В.Пономарчук. Человеческую телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) довольно подробно рассмотрела И.М.Быховская13. Эта проблема в той или иной степени затрагивалась в ряде интересных исследований более широкого культурологического профиля: в работах самого М.М. Бахтина14 по истории культуры, в исследованиях по истории философской и, прежде всего эстетической мысли А.Ф.Лосева15, в историко-культурных работах ряда других ученых16. И.С.Коном17 тема телесности затрагивается в связи с анализом формирования самосознания личности (прежде всего, в историко-культурном процессе), а также в контексте социокультурного рассмотрения вопросов сексологии. В логико-методологическом исследовании Л.В. Жарова18 акцент проблемы телесности сделан на ее онтологических и гносеологических аспектах.
Историко-философский анализ некоторых антропологических идей дан в работе В.Подороги19, где он выстраивает вектор от рассмотрения образцов искусства к философскому осмыслению антропологического материала, выделяет тему феноменологии кожи и касания. Постпостнеклассическое20 и творческое
13 Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методо
логические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. С. 58 - 68.
14 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
15 Лосев А.Ф. Дерзновение духа. М., 1990; История античной эстетики. М., 1962-1975; Эстетика Возрождения.
М., 1978.
16 Например: Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки, 1992, N 2.
17Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Открытие "Я". М., 1978; Введение в сексологию. М., 1989.
18Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов, 1988.
19 Подорога В. Феноменология телесности. Введение в философскую антропологию. -М., 1995.
20 Л.К. Зайцев (продолжая разработки В. Степина) расширил классификацию основных парадигм науки: класси
ческая (естественные науки ХУІ-XIX вв., в философии - позитивизм), неклассическая (открытие квантовой ре
альности), постнеклассическая (философская синергетика), постпостнеклассическая (развитие трансперсональ
ной психологии, субъективная философия) и творения и творчества (современный креационизм). См. Зайцев
А.К. Школа развития творческих возможностей. // Вестник Калужского университета. Научный журнал, - Калу
га, КГПУ, 2008, №1-2, с.48-58.
11 . направления работы с телесностью и методы использования расширенного сознания в работе с телесностью развиваются д.ф.н. А.К. Зайцевым, д. псих. н. В.В. Козловым и др..
В философской антропологии тело рассматривается как «субстрат» естественных и искусственных языков. Тело как знаковую систему, первоисточник знаков, символов и коммуникации исследуют Б.Тернер, О.Шпенглер, К.Г. Юнг, как социолингвистическую систему - М.Бахтин. Телесные аспекты коммуникации внешнего проявления («язык тела», проблему невербальной коммуникации) изучали Э.Гиденс, А.Пиз, Г.Калеро. Телесность в различении внутреннего «языка тела» - Г.Буркхард, З.Фрейд, А.Лоуэн. Включение в телесность архетипов социального бессознательного разрабатывал К.Г.Юнг.
Параллельно развивались практические подходы. Например, актерская система перевоплощения К.С. Станиславского, включающая работу с сознанием, психикой и телесностью. Кроме того, одним из методов осознанной работы/обучения посредством телесности, является тренинг. Например, тренинги работы с телесностью зарубежных школ: изменение состояния, управление разумом, мгновенное снятие стресса, самогипноз - психотренинг Хосе Сильва; произвольное самовнушение - Э.Куэн; прогрессивная релаксация - Джекобсон; вхождение в измененные состояния («вхождение в ключ») - Хасай Алиев. Габ-риэлла Росс работает с пятью характерами движений (телесный джаз), с пятью состояниями через характер, ритм и эмоциональные характеристики движений под музыкальное сопровождение.
Среди отечественных авторов, работающих с телесностью, можно назвать таких как И.Курис, А.Гершон, А.Конаров, В. Майков, М.Горшкова. В 30-е годы - работала школа Алексеевой, сейчас в технике «режиссера радости» - школа Инессы Кулагиной. Работы авторов А.Лоуэн, А.Гершона, Баскакова и др. помогают в создании специализированных телесно-ориентированных тренингов для разного возраста и уровня развития.
Существует ряд этнокультурных исследований, где в той или иной степени затрагивается вопрос о смысле и сущности человеческой телесности, прежде всего ее знаковой и символической роли, а также исследования телесности в связи с вопросами физической культуры, физического совершенствования21, формирования физического имиджа человека22. Феноменология телесного сознания разрабатывается В.Н. Никитиным23 (пластико-когнитивная терапия).
Интерес к теме телесности различных научных специализаций показывает все увеличивающееся количество диссертационных исследований последних лет, которые имеют широкий спектр24. В философской антропологии в 2005 году защищена докторская диссертация Р.В. Масловым «Телесность человека: онтологический и аксиологические аспекты». Теме телесности человека в разных аспектах посвящены современные монографические издания: Александра Лоуэна, Джоана Ходорова, С.Гингера, Карла Штаца, Жак Ле Гоффа, Роберта Фрейджера, Лиз Бурбо, А.В. Гонсалес, И.Ш. Давыдова, Н.Н. Овчиниковой (для детей), Е.А. Турухина, С.А. Азаренко, СЕ. Ветохиной, Я.В. Чеснова, Е.В. Шубиной, В.Н. Никитина, В.А.Степанова, М.Н. Энштейна, Б.Г. Акчурина, М.Е Са-домирского, Г.И. Кабаковой, Н.Е.Пестова, В.Ю. Баскакова, Н. Богданова и др.
Анализ разработанности темы современными исследователями позволяет сделать вывод, что интерес к феномену телесности продолжает расти как в на-
" Например: Визитей II. Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989. Столяров В. И. Философски - культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии, 1988, N 4.
" Сталин В.В. Самосознание личности. М., 1983; Соколова Е. В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
23 Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. -
М.: Алетейа, 2000.
24 Например, тему телесности разрабатывали авторы филологии, психологии, физики, юриспруденции и пр:
И.М. Быховская (1992: 17.00.08); СИ. Филипов (Казань, 2003:01.02.05); А.А. Иванов (Комсомольск-на-Амуре,
2004: 24.00.01); Л.Н Сляднева. (Майкоп, 2005: 13.00.04.); Е.Б. Айвазян (Москва, 2005: 19.00.04); А.В. Лебедева
(Санкт-Петербург, 2006: 24.00.01); Е.В. Шниятова (Томск,2007: 24.00.01); Е.Д. Полтарабатько (Москва,2009:
10.01.01). В философии можно отметить работы Е.В. Лебедевой (Москва, 2002: 09.00.03); И.И. Замощанского
(Екатеринбург, 2007,: 09.00.11); В.Н. Никитина (Москва, 2007: 09.00.01); Л.В. Радищевской (Томск, 2007:
09.00.01); М.В. Острого (Самара, 2007: 09.00.01); О.В. Поповой (Москва, 2008: 09.00.05); Ю.В. Оленкина (Че
боксары, 2008: 09.00.01); Е.А. Турухина (Саратов, 2009: 09.00.01). В философской антропологии - исследования
Э.М. Спировой (Москва, 2003: 09.00.13); А.А. Горянинова (Тула, 2006: 09.00.13); М.В. Колесник (Омск, 2007;
09.00.13).
13 учных кругах, так и общественно-практической сфере. Формируются новые подходы и теории, а так же преобладает инновационность современного осмысления человеческой телесности. Присутствует разноплановость суждений о телесности как интегральной характеристике человека, о проблеме внешнего и внутреннего состояний телесности, о социализации телесности и пр., проблемы внутренней способности телесности к саморазвитию в философии недостаточно разработаны и требуют осмысления. Активизируются междисциплинарные исследования философского знания и происходит обогащение спектра тем телесной направленности в области философской антропологии в силу научных открытий и интенсивности деятельности человечества.
Так как анализ телесности современного человека и эволюции представлений о ней был затруднен в рамках классической парадигмы человека и традиционных философских категорий, то сама тенденция формирования синергети-ческого мировидения вызывает парадигмальные изменения современной естественнонаучной традиции, что многими авторами интерпретируется в качестве новой научной революции. Процессы синергетики, включив механизмы нелинейной эволюции человеческой цивилизации, подготовили потребность приступить к выяснению дальнейших путей развития человечества, к их изучению и хотя бы частичной корректировке направлений процессов нелинейных изменений телесности человека, что возможно регулированной трансляцией вариантов представлений о телесности.
Как мы видим, на современном этапе междисциплинарные связи еще более усилились, а область исследований представлений о телесности в философии все более тесно переплетается с исследованиями других наук и практически-прикладными сферами бытия человека.
Постановка проблемы определила направление, цель и задачи диссертационного исследования.
Объект диссертационного исследования - концепты и практики телесности в истории человека и культуры.
Предмет исследования — философско-антропологический аспект эволюции взглядов на телесность человека.
Цель диссертационного исследования - рассмотреть и дать философско-антропологическую интерпретацию основных концептов телесности и представлений о телесности человека.
Задачи исследования поставлены в соответствии с целью диссертационного исследования:
Определить телесность человека как интегральную характеристику человеческой природы и бытия.
Выявить идентификационные точки характеристик телесности человека из разных видов познания.
Провести анализ основных направлений и концепций, исследую
щих изменения современной телесности человека.
Дать классификацию основных формирующихся взглядов о видах
современной телесности человека.
Методология исследования. Решение задач данного исследования предполагает комплексный характер методологии. Выяснению места и роли рассматриваемой проблемы в отдельных философских позициях и в философской антропологии в целом способствовал структурно-функциональный метод.
С целью выявления типологических характеристик проблемы использовался метод историко-философского обозрения. Компаративистский метод был применен при исследовании проблемы телесности человека в концепциях представителей философии и философских систем.
При исследовании преемственности философских идей о человеческой телесности и представлений о ней применялся метод сравнительного анализа. Возможность понять становление и внутреннюю взаимосвязь рассматриваемых
15 философских категорий «тело» и «телесность» давал диалектический метод. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, метод систематизации при обработке современных теоретических междисциплинарных исследований.
В данной работе делается опора на теоретическую базу: изучение и анализ научно-теоретических работ философской, психологической, научно-популярной, справочно-энциклопедической и периодической литературы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме. В нашем диссертационном исследовании мы рассматриваем все виды текстов с трансляцией представлений о телесности: и традиционные, с так называемой «жесткой логикой» (классические философские тексты), а так же тексты, проверка истинности которых выходит за пределы возможности современной науки, существующие в качестве паранаучных, транснаучных или альтернативных форм знания. В основаниях рассмотрения всех видов текстов содержащих философские концепты телесности мы опираемся на идеи В.В. Налимова о «слабых логиках» и идеи А. Назаретяна о «границах достоверности» и «окончательного разграничения «абсолютной» и «относительной» истинности знания26.
Научная новизна исследования заключается в том, что осмыслены основные междисциплинарные концепты телесности, представлена целостная фило-софско-антропологическая концепция в современных условиях трансформации мира, дана классификация основных направлений и типов телесности. Положения, выносимые на защиту:
1. Интегральная характеристика человека нами дополняется определением понятия «телесность». Мы её определяем как совокупность физико-биологических и полевых структур человека со всеми их потенциальными и
25 См. Налимов В.В.Спонтанность сознания. М., Прометей, 1989; Налимов В.В. Вселенная смыслов // Общест
венные науки и современность. 1995. №3, с 127-128.
26 Назаретян Л. Истина как категория мифологического мышления. // Общественные науки и современность,
1996, с 107.
реализованными качествами и способностями, которые имеют локализацию на физико-биологическом теле человеческого индивида. В свете последних тенденций комплексного подхода и поиска целостности человека сам человек, его тело и трудноотделимая от него его телесность подразумевают совокупность умозрительных и материализованных качеств и свойств. Они объединяют биологическое и духовное, интеллектуальное и эмоциональное, личностное и социальное, природное/врожденное и воспитанное/привнесенное в многоуровневой целостной системе «Человек».
Выявлено несколько схем эволюции тела и телесности в философском знании, этапы которых на наш взгляд характеризуют основные позиции деятельности человечества, связаны с общими эволюционными/природными, социально-историческими и прочими процессами. Даются классификации современных исследователей об эволюции отношения к телесности в философии. Отмечаются факторы, влияющие на эволюцию телесности человека: формы энергоинформационного обмена с окружающим миром; «школа» телесности (связано с процессом образования); цивилизационные факторы всеобщей трансформации; глобализация, метисация и пр.
Изменения как индивидуальной, так и коллективной телесности человека/человечества могут зависеть от процесса исторического видоизменения общества (семейные пары, родовые и племенные поселения, деревни, городские общности, княжеские вотчины, государственные сообщества, межгосударственные и межнациональные объединения), от политического строя с его идеологическими рамками. Изменения могут происходить или подготавливаться посредством образования телесности в результате всевозможной учебной деятельности, общего образования, социальной практики, профессиональной спецификой деятельности, религиозного структурирования сознания и личности, интуитивного и целенаправленного творчества в самосознании и телесных практиках самосовершенствования.
В результате анализа современных взглядов на изменения телесности человека, предлагается следующая классификация современных типов изменений: изменения «механической» телесности. Этот тип подразумевает: внешние способы — физико/химические и био/медицинские вмешательства/операции; внутренние - духовно/прагматические конструкции; изменения «творческой» телесности. Данный тип изменений подразумевает одухотворенное развитие и самотворчество: внешнее - организация мира по духовным законам; внутреннее - взаимодействие с духовными структурами.
В рамках основных направлений (интеллигибельное и научно-практическое) и современных типов изменений «механической» и «творческой» телесности мы предполагаем, что кроме традиционных классических видов происходит становление новых концептов человеческой телесности. Выстроена классификация научно-антропологических и практико-антропологических парадигм и телесности: «Техногенно-прагматическая», «Духовно-прагматическая», «Компьютерно-творческая», «Духовно-самотворческая». Эти виды имеют комбинированный характер и достаточно условное разграничение. Виды являются не только продуктом изменений, но и самим творческим компонентом ближайших эволюционных перспектив человека и человечества.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней сформирована целостная картина телесности человека. Полученные результаты исследования дают возможность осмысления актуальной философ-ско-антропологической проблемы телесности человека, как в эвристическом, так и в функциональном ключах. Исследование эволюции концептов телесности углубляет понимание становления и сущности взглядов на телесность человека, а так же современных представлений о человеке, в частности позволяет конкретизировать аналогию телесности с духовностью в рамках полевых структур, определить факторы, влияющие на изменения телесных качеств человека, и наме-
18 чает перспективы изменения его телесности в условиях расширения осознанности развития, дополняет представление о телесности как интегральной характеристике человеческого существования.
В практическом отношении материалы и выводы исследования могут быть использованы при создании и разработке лекционных курсов, например: философской антропологии, истории и культуры мировых цивилизаций, философии культуры, социологии, культурологии, эстетики, специальных обучающих курсов и программ телесных тренингов для разных возрастных и социальных групп с образовательной, социализирующей и оздоровительной целями.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, идеи, выводы и рекомендации диссертационной работы бьши изложены в ходе выступлений на конференциях: научно-практические конференции Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского, гуманитарные секции 2006, 2007, 2008, 2009г.г., на 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России», 2008г., на второй международной конференции «Тенденции развития права государства и политики» КФ РПА Минюста России, на 7-х Всесоюзных чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура, в итоговом отчете по гранту РГНФ № 09-03-59311 а/Ц. Основные положения диссертационного исследования были отражены в 8 публикациях.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме лекций и семинаров преподавания курсов социологии и эстетики, семинаров по социальной антропологии в КГПУ им К.Э.Циолковского.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социологии Калужского государственного педагогического университета им К.Э. Циолковского.
19 Структура диссертации. Структура и объем работы определены в соответствии с поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы.