Введение к работе
~/{/1/ДЧ .
Актуальность:
Актуально всякое исследование, удовлетворяющее общественной потребности в культурной интеграции стран и народов. В истории философии указанная потребность в перспективе нацеливает на создание синтетического видения единого, всемирного философского процесса, в котором должен найти свое место, наряду с «магистральными потоками» философской мысли, локальные (региональные, национальные) образования, традиционно оттеснявшиеся на периферию истории философии. Человечество перешагнуло через порог третьего тысячелетия. Многообразие существующих культур рождает проблему диалога. Она становится актуальной для отечественной научной мысли еще и потому, что Россию в конце XX -начале XXI веков захлестнул поток инокультурных влияний. Но взаимопонимание невозможно без изучения отличительных черт, своеобразия развития культуры. Обращение к культуре Испании 17 века не случайно.
В отечественной испанистике, имеющей определенные традиции историко-литературного, филологического и социально-политического исследования, обращение к истории философской мысли представляется весьма актуальным, поскольку нацелено на выявление стержневой характеристики, идейной основы национального понимания и, в целом, национальной культуры на различных этапах истории. Такие исследования необходимы, так как призваны способствовать более полному пониманию культуры в данном случае Испании и возможность понимания носителей определенной культуры....
Литературно- художественный феномен испанского «Золотого века» является объектом давних и достаточно представительных исследований в отечественной и мировой испанистике. В основном эта работа проводилась в русле истории всемирной литературы и литературоведения, а также искусствоведения. Однако осмысление художественной культуры этого периода через призму эволюции идейно-мировоззренческих и философских представлений еще не выполнялось как цельное комплексное исследование. Анализ литературы позволяет заключить, что данная тема не получила развития в отечественной философской и культурологической мысли.
В работе сделана попытка опровергнуть традиционно воспроизводившееся утверждение об эпохе философского безвременья
Степень разработанности проблемы: До настоящего времени трудов касающихся философских проблем XVII века в отечественной литературе нет, также как нет фундаментальных монографических исследований этого периода и за рубежом. Однако нельзя сказать, что этот период обойден вниманием исследователей. О данном периоде имеются интересные работы З.И.Плавскина такие как «Литература Возрождения в Испании», «Некоторые особенности Возрождения в Испании», «Проблемы национального своеобразия драмы Возрождения в Испании», Г.В.Степанова «Язык Литература. Поэтика», АЛ.Штейна «Литература испанского барокко», С.И.Пискуновой «Золотой век испанской поэзии», Л.Е.Пинского «Грасиан и его произведение Критикой», Н.Б.Томашевского «Театр Кальдерона», а так же таких авторов как А.С.Науменко, С.И.Еремина, Вс Багно, современного «Дон Кихота» философской испанистики О.В.Журавлева, небольшие, но глубокие статьи М.Ю.Оганисьян, а так же испано-язычных авторов, таких как Valbuena Prat, Correa Calderon, Damaso Alonso, Linan у Heredida, Luis Jimenes Moreno и других, исследовавших этот период испанского наследия Работы вышеназванных авторов помогли в создании философско-антропологического анализа барочной культуры Испании, на примере развития литературы. Однако, как уже указывалось, в
большинстве своем они носят историко-литераї yJMI^&WfllTfeH.WHWW1 ность,
БИВЛИОТЕКА С.-Петербург
ОЭ 200<*кт.Я?<Э
фактически не затрагивая социально-философскую и культурологическую проблематику данного периода. Это касаеіся как отечественных, так и испано-язычных авторов, исследовавших этот период испанского наследия
Цели и задачи исследования:
Общей целю диссертационного исследования является реконструкция и характеристика общего процесса эволюции обшественно-политической и философской мысли по каналу художественной и публицистической литературы «Золотого века» и ее места, как в общей, так и философской культуре Испании функция культуросозидания. Испанская литература 17 века рассматривается как выражение барочных идеалов и символов.
Для выполнения данной цели ставились конкретные исследовательские задачи:
Изучение испанской литературы XVII века па основе современной философско-антропологической методологии
анализ эволюции философско-мировоззренческого содержания «мыслящей литературы» «Золотого века»
осмысление культурного и идейного контекста эпохи, связи с ним литературы «Золотого века»
выделение главных проблемных полей, художественно-эстетических решений философской проблемы.
рассмотрение представителей испанской литературы XVII века как особых выразителей философских идей и представлений:
исследование основных произведений испанской литературы XVII века как своеобразной системы барочного мировоззрения:
анализ символических функций барочной литературы, на примере Испании.
Объект исследования:
Объектом исследования является литература испанского «золотого века как явления национальной культуры и идейной жизни.
Предмет исследования:
Предметом исследования выступает испанская литература XVII века.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методология диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования.
Основной методологией исследования являются междисциплинарный и системный подходы, базисные положения философской антропологии и культурологи.
Основным методом исследования является реконструкционный анализ
материала, нацеленный на воссоздание взглядов таких мыслителей как Лопе де Всга,
Гонгора, Кеведо, Кальдерой и Грасиан на сложившуюся в стране и социальной среде
ситуацию данного периода. Так как данные проблемы нашли отражение
преимущественно в художественной литературе, активно используются принципы
литературно-художественной критики, исследования в области истории литературы,
методы культурологического исследования, биографический метод,
компаративистский, текстологический, герменевтический и другие, позволяющие рассмотреть мировосприятие вышеназванных авторов, включающее в себя проблему человека: его отношения с окружающей природой, с социальной действительностью и в конечном итоге - его места в мире.
Научная новизна исследования:
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые в мировой и отечественной философии осуществлена реконструкция и характеристика общего процесса эволюции общественно-политической и философской мысли Испании «Золотого века» и ее места в общей и философской культуре.
В результате диссертационного исследования проведен философско-антропологический анализ, который позволяет более глубоко осмыслить проблемы культуры эпохи барокко, проанализировать амбивалентный характер существования человека, противоречия между намерением познания условий и самопонимания, с одной стороны, и очевидной невозможности этого, с другой, что становится основанием для глубокого противоречивого, неоднородного искусства. Показать, как существуют философские идеи, по удачному выражению Журавлева О.В., «лишенные в это время своего собственного «дома»», обратив внимание на то, что, основная проблема философии решается здесь как драма, как экзистенциальная событийность воплощенной субъективности: человек сам создает себя, сохраняет, отстаивает свою индивидуальность.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов:
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для учебной лекционной работы в курсах «антропология», «культурология», «история этики», «история политических учений» и в смежных обществоведческих (гуманитарных) дисциплинах.
Апробация работы:
Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования опубликованы в статьях, тезисах, а также в выступлениях на научных конференциях таких как: «Философия и жизнь» (Санкт-Петербург - 2001 г.), «Философская антропология: традиции, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург -2003 г.), «Философский век. История философии как философия» (Санкт-Петербург -2003 г.), международной конференции «Когнитивные стили коммуникации. Теории и прикладные модели» (Симферополь - 2004 г.).
Структура исследования:
Определяется характером и способом решения поставленных задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем работы 185 стр., список литературы включает в себя 152 наименования, в том числе 17. на иностранном языке.