Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Бессонов Евгений Георгиевич

Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи
<
Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бессонов Евгений Георгиевич. Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи : 09.00.13 Бессонов, Евгений Георгиевич Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи (Философско-аксиологический анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 СПб., 2006 233 с. РГБ ОД, 61:06-9/267

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы становления ценностных ориентиров современной молодежи 15

1.1. Нравственно-эстетические ценности как основа духовной культуры личности молодого человека 15

1.2. Влияние духовных ценностей на культуру личности 53

1.3. Художественная культура в формировании ценностных ориентиров молодежи 88

Глава 2. Модель формирования ценностных начал мировоззренческой культуры личности (на примере курсантов военно-морских учебных заведений) 107

2.1 Философско-теоретический анализ субъективных ценностей мировоззренческой культуры в процессе профессиональной подготовки военного специалиста 107

2.2. Методологические основы модели мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений 173

Заключение 194

Библиографический список 199

Приложения 220

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика является актуальной для философии культуры и философской антропологии, ориентированных на выявление человеческого содержания культурных форм и социальных отношений. По системе ценностей можно судить не только о потребностях человека, но и о состоянии конкретного общества. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Специфика ценностного подхода в современной отечественной философии культуры определяется тем, что коренным образом изменились условия общественной жизни в России: возникли новые социальные и культурные институты, формируется новая нормативно-ценностная структура российского общества. Это непосредственным образом влияет на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и социальная неадаптивность - все это обусловливает специфический характер культурной самореализации молодого человека. Исследование молодежной культуры тесно связано со многими отраслевыми задачами общества - военными, массово-коммуникационными, демографическими задачами медицины и здравоохранения, морали, образования, формирования общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени, города и села, семьи, труда, управления, физической культуры, спорта. Поэтому исследование молодежной проблематики необходимо в контексте развития всего общества.

Значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса, поддержания целостности и единства общества актуализирует проблему ценностных установок, ориентации и культурных идеалов молодежи. Перспективы развития страны во многом зависят от философской позиции личности. Модернизационные процессы, быстрое внедрение в жизнь коммуникативного способа мышления особенно остро ставят вопрос культурного самоопределения человека. В этих условиях актуализируется, возрастает сложность воспитательной работы по формированию мировоззренческих позиций, духовной культуры.

В начале XXI века в современном российском обществе складывается сложная обстановка. Обусловлено это теми изменениями, которые произошли в нашей стране в начале 90-х годов прошлого столетия. Общество не смогло остановить продолжающееся обострение социальных и национальных конфликтов. Перед Россией встает проблема кризиса духовно-нравственных ценностей и социальных норм существования человека. Кризис этот усугубляется, с одной стороны, тем, что он не в полной мере осознается органами управления, а с другой коммерциализацией самого культурного процесса, все более заметно отходящего от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам «массовой» культуры. В этих условиях духовно-нравственное воспитание, в первую очередь молодежи, является одной из первоочередных задач, стоящих перед современным российским обществом.

Духовность проявляется в общественном сознании. Нравственность, как сказано в словаре русского языка СИ. Ожегова, - это «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» . Другими словами, под нравственностью мы понимаем внутреннюю устойчивость человеческих целей, намерений и задач, соответствующих целям и задачам общества, надежность человека в системе отношений. В духовно-нравственной сфере можно выделить такие основные направления, как культура личности, воспитание, образование. Именно кризис в этих трех направлениях и повлек за собой духовно-нравственный кризис общества.

Степень разработанности проблем, поднимаемых в диссертации. В современной науке достаточно прочно вошли в научный оборот такие понятия, как «нравственные ориентиры», «духовная культура», «нравственно-эстетическая культура», «мировоззренческая культура», и др. Это создает определенные предпосылки для изучения, научного обобщения и анализа на современном этапе развития науки не только понятия «культура»,

но и таких духовных феноменов как «ценностные ориентиры современной молодежи» и «мировоззренческая культура» личности.

На сегодня создан определённый научный фундамент для изучения названных актуальных проблем современных исследований. Учитывая это, обратимся к нескольким группам работ, которые могут быть выделены в соответствии с потребностями научного анализа ценностных ориентиров духовной культуры личности, мировоззрения личности, как показателей направленности духовных ориентиров современной личности.

Следует оговориться, что источников, касающихся данной проблемы в разных отраслях научного знания великое множество. Объём настоящей работы их не вместит, а поставленные задачи будут не выполнены. Поэтому автор выбирает наиболее фундаментальные труды, посвященные проблематике исследования, а также научные работы современных ученых, которые отражены в научных статьях, монографиях и диссертационных исследованиях.

К фундаментальным исследованиям проблемы отнесем труды таких известных ученых в данной области как, Н.А.Бердяев3, И.А.Илиьин4, М.С.Каган5, А.Ф.Лосев6, Н.О.Лосский7, В.Н.Сагатовский8, В.С.Соловьев9, и др., которые внесли огромный вклад в изучение проблемы духовности человека, культуры, методологических основ становления и развития духовной культуры личности. Также необходимо остановиться на работах ученых, стремившихся анализировать данный феномен в военно-социальной области, таких как Г.А. Ашев10, А.В. Барабанщиков11, В.Д. Карандашов12, B.C. Лукашов13, В.П. Масягин14 и др.

К современным работам в области исследования можно отнести ряд работ ученых, которые пытаются осуществить преемственность фундаментальных философско-теоретических знаний на современном этапе развития философской науки. Это такие ученые как Н.В.Голик15, В.П.Леньшин16 Т.Г.Лешкевич17, А.И.Левин18, М.А.Маниковская19, А.М.Сидоров , которые рассматривают проблематику становления и развития духовной культуры личности на современном этапе развития российского общества, обусловленном коренными изменениями в ценностных и идеалистических представлениях. Также можно проследить преемственность исследований в диссертациях и монографиях Т.В.Андряковой21, С.Ю.Гогерчак22, Н.Б.Маньковской23, Т.В.Степановой24, Л.И.Фесенковой25, Т.В. Черкасовой26.

Разработка современных аксиологических проблем, включающая в себя философско-теоретические аспекты развития духовной культуры в современной России началась с 90-х годов. Особо выделим публикации А.Я. Гуревича Б.С. Ерасова, А.П. Желобова, И.Н. Ионина, Г.В. Стельмашука. Кроме этого данная проблематика представлена в диссертационных исследованиях О.В. Жуковой27, А.В. Сундеевой28, А.В. Хатченкова29, В.А. Волобуева30, Е.В. Полторакина31, Н.Е Хабибовой.32. и др.

Цель и задачи исследования. Среди многих компонентов становления личности современной молодежи является духовная культура личности.

Объектом исследования является духовная культура личности, а предметом исследования выступают ценностные ориентиры личности современного молодого человека, в том числе представителя воинской молодежи. Целью исследования является разработка философско-теоретических оснований ценностных ориентиров духовной культуры современной молодежи.

Одно из основных мест в духовной культуре занимают нравственно-эстетическая культура и культура мировоззренческая. Изучение процесса их взаимосвязи, поиск центрального звена, характеризующего сущность духовной культуры личности, тесное единство мировоззренческой и нравственно-эстетической культуры является главной теоретической проблемой данной работы. Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие основные задачи:

1. Выявить влияние духовных (субъективных) ценностей и ценностных ориентиров на культуру личности.

2. Проанализировать нравственно-эстетическое развитие личности как основу духовной культуры человека.

3. Определить роль и значение художественной культуры и искусства для формирования ценностных ориентиров современной молодежи.

4. Произвести теоретический анализ ценностных ориентиров мировоззренческой культуры молодежи (на примере курсантов военно-морских учебных заведений).

5. Сформулировать методологические основы модели развития мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений.

Методология исследования. Методологической основой диссертации является метод конкретно-сравнительного анализа, принцип историзма. Диссертационное исследование базируется на совокупности взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах классиков отечественной философии, трудах современных ученых. Эмпирическую базу исследования представляет ряд конкретно-социологических исследований, которые проводились с курсантами Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке и решении проблемы философско-теоретического исследования ценностных ориентиров духовной культуры личности молодого человека. Предполагается, что это может способствовать дальнейшему формированию нового подхода к процессу становления базовых ценностей на современном этапе развития общества, который может производится посредством вычленения основ становления и развития ценностных ориентиров духовной культуры, их взаимосвязи с пониманием молодежью окружающего мира. Изучение таких понятий как «ценностные ориентиры», «духовная культура», «мировоззренческая культура» позволяет также ставить вопрос о введении в образовательный процесс новых комплексов, в которых будут учтены основные научные положения данной работы.

Более конкретно новизна исследования определяется характером постановки самой темы, целью и задачами, что проявляется в следующих аспектах:

1. Выделен и исследован основной блок понятий, необходимых для анализа ценностных ориентиров духовной культуры: «культура как ценность», «культура общества и культура личности», «духовная культура личности», «ценностные ориентиры», «эстетическое развитие», «мировоззренческая культура личности», «социальная идентичность молодежи» и др.

2. Определены теоретические положения, характеризующие воинскую молодежь как социокультурную группу.

3. Проанализированы духовно-нравственные процессы формирования и развития ценностных ориентиров современной российской молодежи, в том числе и курсантов.

4. Введены в научный оборот авторские материалы социологических исследований, позволяющие анализировать тенденции и противоречия процессов формирования ценностей и ценностных ориентиров современной молодежи.

5. Определено направление ценностных ориентиров мировоззренческой культуры в системе профессиональной подготовки курсантов военно- морских учебных заведений.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена последовательной реализацией методологических основ его проведения; корректным использованием современных методов исследования и обработки полученных результатов; опорой на эмпирический материал; отражением в научной печати полученных результатов; использованием в реальном педагогическом процессе военно-морского учебного заведения теоретических выводов и практических рекомендаций; апробацией результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовная культура молодежи определяется ценностными ориентирами, характерными для данного этапа развития общества.

2. Основой духовной культуры молодежи выступают исторические традиции и нравственно-эстетические ценности.

3. Модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений имеет конкретные теоретико-методологические основания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа выявляет духовно-нравственные основы культуры молодежи и является базой для дальнейшего исследования в области изучения ценностных ориентиров личности. Автором теоретически обоснована модель формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсантов военно-морских учебных заведений на современном этапе развития Вооруженных сил России, что вносит значительный вклад в философскую антропологию и философию культуры. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выявить закономерности формирования ценностных ориентиров в развитии духовной культуры современной молодежи, в том числе военной. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки военных специалистов, в преподавании общих курсов по философии, философии культуры, в разработке учебно-методического комплекса «Этика и эстетика. Эстетическое воспитание военнослужащих», спецкурса «Мировоззренческая культура курсантов военно-морских учебных заведений».

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертации изложены на конференциях различного уровня: Международные конференции в рамках «Дней Петербургской философии» (СПбГУ 2002, 2003, 2004, 2005); III Российский общественно-научный форум «Формирование гражданского общества» (СПбГУ, 2003); Межвузовская научная конференция «История и тенденции развития науки на пороге 21 века» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003); Межвузовская научная конференция «Междисциплинарность в современной научной реальности» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004); 15-я межвузовская научно-техническая конференция «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов» (ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2004); отчет по научно-исследовательской работе «Методологические аспекты этического и эстетического воспитания курсантов психологического факультета» (шифр «Культура») (ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2004) XI Международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: современное состояние, перспективы, развитие» (СПб: Высшая школа народных искусств (институт), 2005).

Нравственно-эстетические ценности как основа духовной культуры личности молодого человека

Анализ нравственно-эстетического развития как основы духовной культуры личности предполагает подробное рассмотрение личностных ценностей в целом, выявление значения нравственных начал личности, анализ эстетических ориентиров развития человека. Особенно остро звучит эта проблема в процессе становления молодежи. В современных условиях развития нашего общества ставятся задачи и по работе с молодежью. Так, например, приоритетным является развитие художественного творчества молодежи, что включает воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участии в культурной жизни общества. Кроме того, на государственном уровне ставится вопрос о формировании условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, об увековечении памяти защитников Отечества. Под молодежью будем понимать социально-возрастную группу, находящуюся в процессе профессионального и социального становления. «Условно можно принять за нижнюю границу 15-18 лет - срок окончания средней школы, а за верхнюю - 30 лет - период окончательного включения в социально-профессиональную структуру общества» . Это в полной мере относится и к воинской молодежи, в первую очередь к курсантам высших и средних учебных заведений. Особый интерес представляют принципы научного исследования молодежи, выделяемые В.Т. Лисовским: 1) исторический подход, то есть необходимость рассматривать молодежь как социально-демографическую группу в определенном историческом периоде развития общества; 2) анализ фактического образа жизни - изучение молодежи на теоретическом и эмпирическом уровнях; 3) анализ путей постоянного развития молодежи, так как социальные условия постоянно из меняются; 4) дифференцируемый подход к изучению молодежи, поскольку ее состав также не однороден34. Для исследования проблемы ценностных ориентиров молодежи интерес представляют исторический подход и анализ фактического образа жизни молодежи. Именно приведенное определение молодежи как социальной группы и данные принципы ее научного изучения представляются основополагающими в работе.

Проблема молодого человека становится связующим звеном между философской антропологией и философией культуры. Антропологический принцип в этом плане выступает методологическим постулатом, на основе которого разрабатываются как содержательная сторона философской антропологии, так и категориальный аппарат философии культуры. Как пишет современный исследователь, это означает: «1) признание единства человеческой природы, человек как телесно-духовный монизм; 2) рассмотрение общества как единства определенных индивидуумов и групп; 3) исследование реального мира сквозь призму единой монистической сущности человека»35. Телесно-духовный монизм человека является ничем иным как содержанием духовно-ценностной структуры личности, он превращается в основание для создания философского учения о человеке, обществе и культуре. От человека к культуре и от культуры опять к человеку - такова логика обоснования взаимосвязи антропологической философии и философии культуры. Разное качество осмысления телесно-духовной природы человека приводит к формированию различных направлений как в философской антропологии, так и в философии культуры. В философской антропологии это дает возможность создания типологии антропологического философствования по его основанию, исходному пункту и цели, которой постулируется сам человек, а в философии культуры - дает возможность конкретно-исторического понимания содержания культуры. Понятие «культура» многозначно. Общеизвестно, что оно родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура», естественное, т.е. природе. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», искусственное в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому». Современное понимание слова «культура» в качестве исходного имеет латинские корни. Они означают кроме возделывания, развития также и воспитание, образование, любые иные формы духовной культуры. Все эти значения сохранились в позднейших употреблениях слова культура, но все-таки первоначально оно означало «целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека, т. е. возделывание земли» (как сельскохозяйственная культура). Со временем термин «культура» стал вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, или "противоестественный", характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл «образование», «воспитание» (по отношению к молодому поколению).

Художественная культура в формировании ценностных ориентиров молодежи

Художественная культура личности является одним из важнейших структурных элементов культуры личности вообще. В современных условиях она приобретает еще большее значение. Человек, относясь творчески к преобразованию мира, раскрывал в процессе труда законы красоты, формировал свое представление о прекрасном, воспитывал эстетические чувства. Говоря об историческом развитии человеческого чувства, отметим, что эстетическое начало присуще человеку не только в производстве, но и в быту, в поведении, в отношении к природе. Высшим его проявлением является искусство.

Воздействие человека на мир в соответствии с его представлениями о красоте не было односторонним. Изменяя мир, человек изменял себя. «Анализ исторически менявшегося понимания современности приводит к важному выводу - в этом процессе изменяется и соотношение его гносеологического и аксиологического аспектов, а в пределах последнего его этического и эстетического потенциалов»149. Эстетика вторгается буквально во все сферы жизни и быта людей. Это нашло свое выражение и в возникновении соответствующей терминологии: «эстетика труда», «эстетика быта», «эстетика поведения», «эстетика досуга», «техническая эстетика» и т.п. Что же представляет собой эстетическая культура общества и личности? Какое содержание заключено в данном понятии? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понятие эстетической культуры общества и личности соотнести с более широким понятием — понятием культуры вообще.

По аналогии мы можем определить эстетическую культуру общества как совокупность эстетически значимых ценностей, способов их создания, применения, распространения и передачи из поколения в поколение. Таким образом, эстетическую культуру нельзя сводить только к совокупности эстетических ценностей. Так, например, во второй половике XIX столетия в России были созданы выдающиеся эстетические ценности, невиданное развитие получили, в частности, литература, музыка, изобразительное искусство, но уровень эстетической культуры общества продолжал оставаться низким. Почти поголовная неграмотность, сосредоточение художественных богатств в руках немногих и целый ряд других причин стали непреодолимой преградой на пути развития эстетической культуры общества. Следовательно, система эстетической культуры характеризуется не только наличием определенных эстетических ценностей, но и уровнем их производства, распространения и освоения150. Интерес представляет глубокий анализ новых условий и тенденций существования художественных произведений в эпоху их технической воспроизводимости, даный в работах В. Беньямина151, который осуществляет новаторский подход к исследованию бытия искусства в ракурсе изменений, обусловленных техническими возможностями1 .

Ядром эстетической культуры общества является художественная культура. Чтобы перейти к рассмотрению сущности и содержания эстетической культуры, необходимо напомнить о диалектике общего и единичного (индивидуального). Будучи объективным фактором по отношению к индивиду, личности, эстетическая культура общества оказывает на него определяющее воздействие. Человеческая сущность реализуется, в том числе, и через эстетические отношения. В общем плане можно утверждать: какова эстетическая культура общества, такова и эстетическая культура индивида.

Философско-теоретический анализ субъективных ценностей мировоззренческой культуры в процессе профессиональной подготовки военного специалиста

Формирование мировоззренческой культуры в высшем военном учебном заведении предполагает дифференцированный подход к современной молодёжи. Сегодняшние курсанты по своему социально-политическому положению и морально-психологическому складу значительно отличаются от других групп молодых людей. Эти различия проявляются не только в учебно-служебной деятельности, поведении, но и в их духовном облике, запросах и интересах, что объективно влияет на организацию учебно-воспитательного процесса в военном учебном заведении. Рассмотрение поставленных в исследовании задач автор проведет на примере подготовки военных специалистов Военно-морского института радиоэлектроники, в котором недавно был открыт первый среди военно-морских учебных заведений России (после образования Российской Федерации) гуманитарный факультет, готовящий специалистов в области воспитательной работы и психологии, что еще раз говорит об актуальности понимания вопросов исследования в процессе подготовки данных специалистов.

Вместе с тем следует отметить и то общее, что присуще всей современной российской молодежи, включая студенчество, в том числе и курсантов военных вузов. Современный процесс глобализации охватывает все сферы человеческой деятельности, жизни общества, культуры, поэтому неизбежно он становится объектом пристального внимания со стороны как ученых, так и политиков, публицистов, идеологов. В культурно историческом определении глобализм представляет собой общечеловеческую культуру, мировой культурный процесс, охватывающий национальные культуры во всех формах своего проявления. Как пишет И.Ф.Кефели, с появлением глобалистики как отрасли философского знания возникает качественно новая ситуация развития науки. Во-первых, речь идет о превалировании интегративных процессов над процессами дифференциации научного знания, что отражается в формировании множества полей междисциплинарных исследований. Процессы интеграции научного знания сопровождаются усилением роли проективной функции по сравнению с функцией когнитивной. Во-вторых, разрушаются устои научного рационализма, и наука более не претендует на исключительную роль в духовной культуре. В системе человеческого знания, наряду с наукой, обретают эвристическую значимость околонаучные и ненаучные знания, возникает своего рода эффект «научного средневековья». В-третьих, происходит своеобразная инверсия в бэконовском тезисе «знание - власть», поскольку постмодернистская ситуация характеризуется тем, что не знание детерминирует власть человека над природой и социумом, а власть выбирает себе в подручные для выполнения проективных функций науку, мораль, мифологию и т.д. В условиях современной глобализации, в которую Россия входит неизбежно, меняются не только экономические детерминанты, социально-политические, но культурно-ценностные. Происходит переоценка многих исторических традиций, меняются сами жизненные ориентиры. Особо значима ценностная переакцентация для молодежи, поскольку связана она с ее будущим, а значит, и будущим России как государства. Как пишет современный исследователь, «ценностные ориентации определяют стержень личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход и отношение к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности». Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием человека с одной стороны, а с другой — между его сознанием, деятельностью и поведением. Кроме того, «ценностные ориентации молодежи позволяют определить степень ее включения в общество, т. е. признание общественно значимых ценностей»168.

Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый смысл - философский, нравственный, религиозно-мистический. Чувство патриотизма рассматривалось как существенное отличие русского мироощущения от рационализированного и прагматичного европейского. Например, Н.А.Бердяев писал об этом так: «Русскому народу ... свойственна большая коммунитарность, чем народам Запада, ему мало свойствен западный индивидуализм... Когда славянофилы, особенно К.Аксаков, подчеркивали значение хорового начала у русского народа в отличие от самодавления и изоляции индивидуума, они были правы»169. Специфическим культурно-социальным феноменом называют российскую ментальность, основой которой выступает соборное сознание как объединяющее начало, опирающееся на единство славянского генофонда, православного вероисповедания, оригинальной традиционной культуры и нравственности.

Методологические основы модели мировоззренческой культуры курсантов военно-морских учебных заведений

Формирование мировоззренческой культуры в высшем военном учебном заведении можно определить как целостный, системный и планомерный процесс. «Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, зависти, лицемерия», - пишет И.В. Рыбкина . Говоря словами Е.А. Киселева и М.В. Шимановского, «бессмысленно даже пытаться строить Вооруженные силы, отвечающие современным требованиям, если во главу угла не поставить формирование у граждан страны высоких нравственных и духовных качеств»223. Построить

Вооруженные силы - это значит сформировать у воинов высокий моральный дух, чувство патриотизма, верности своему Отечеству, воспитание почтительного отношения к национальным святыням и символам, отражающим специфику развития и образа жизни народов России, отечественной истории и культуры, мировоззрения . Управляющая и управляемые подсистемы мировоззренческой культуры обладают некоторыми особенностями и относительной самостоятельностью, имея свои внутренние закономерности развития. Основными субъектами управления формированием мировоззренческой культуры в военном училище являются командиры различных степеней, профессорско-преподавательский состав кафедр, органы воспитательной работы225. К управляемым объектам в самом общем виде относятся курсантские коллективы и отдельные курсанты. Курсантский коллектив выступает важнейшей средой для формирования мировоззренческой культуры личности будущего офицера, являясь центром политико-воспитательной и учебной работы. Курсантский коллектив - это коллектив молодежный. К нему применимы те характеристики, что в свое время сформулировал выдающийся советский педагог А.С. Макаренко . Нельзя забывать, что одна из целей образования курсантов - «расширить кругозор, развить интеллект, научить самостоятельно приобретать последующие знания и навыки, то есть самостоятельно мыслить и творчески работать» (выделено мною - Е.Б.)227. Это говорит о необходимости изучения уже имеющейся и построении оптимальной системы формирования ценностных ориентиров мировоззренческой культуры личности курсанта. Наиболее важный принцип, на котором основана образовательная деятельность, - единоначалие, характеризующее основную особенность воинских коллективов. Для осуществления главной задачи учебно-воспитательного процесса в вузе (подготовка высокоинтеллектуальных инженерных кадров для армии и флота на основе квалификационных требований) существует особая система воздействия на личность со стороны субъектов управленческого процесса. Военная школа пронизана субординационными отношениями, основанными на требованиях Уставов Вооруженных сил, но взаимоотношения курсантов с преподавателями и командирами в значительной степени определяются авторитетом офицеров, их лидерством в интеллектуальном, духовно-нравственном становлении. Венный преподаватель, в отличии от других граждан общества, в силу своих обязанностей, является одновременно и офицером и педагогом228. Вступая с курсантом в субординационные отношения, преподаватель не может насильно заставить полюбить его предмет, принять ту или иную точку зрения. Он должен разъяснить курсанту и убедить его в необходимости согласиться и принять тот или иной взгляд, норму, идеал, ценность и т.п. Именно поэтому преподавательский состав добивается не только повышения авторитета той или иной науки, но и собственного педагогического мастерства, основанного на знаниях, коммуникабельности, обаянии и нравственной привлекательности личности педагога. Необходимо отметить, что наряду с методом убеждения в педагогической практике активно используется и метод принуждения. Ведь межличностные отношения, основанные на единоначалии, не отрицают подобного средства воспитания личности. Но подобный метод, как правило, не приносит ощутимых результатов в процессе формирования мировоззренческой культуры курсанта. Анализ управления вообще, и в сфере формирования мировоззрения в частности, позволяет рассматривать процесс управления курсантским коллективом и личностью обучаемых как разновидность социального управления, имеющего целью не только обучить, но и поднять мировоззренческую культуру курсантов на более высокий уровень. Данный процесс в системе «преподаватель - курсант» имеет два аспекта: непосредственный и опосредованный.

Похожие диссертации на Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи