Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Борисов Алексей Иванович

Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа
<
Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борисов Алексей Иванович. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Самара, 2001 233 c. РГБ ОД, 61:02-19/107-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теория и практика психолого-педагогической подготовки педагога-хореографа стр. 20

1.1 .Эстетико-смысловые пространства экзерсиса классического танца стр. 20

1.2.Перцепция пластического знака на примере отношений танцовщик//зритель, учитель/ученик стр. 48

1.3.Характеристика процесса подготовки педагога- хореографа стр. 60

Выводы по первой главе стр. 78

Глава II. Организация экспериментальной работы по формированию понимания формы и содержания экзерсиса классического танца стр. 79

2.1. Характеристика экспериментальной программы по формированию понимания формы и содержания экзерсиса стр. 79

2.2. Организационно-методические указания по использованию экспериментальной программы для подготовки педагогов- хореографов стр. 90

2.3. Методы формирования понимания терминологии и пластического знака как основы овладения формой и содержанием экзерсиса стр. 101

2.4. Методы определения понимания терминологии, пластического знака и овладения формой и содержанием экзерсиса классического танца стр. 127

Выводы по второй главе стр. 136

Глава III. Результаты психолого-педагогического эксперимента по овладению студентами терминологией и пластическим знаком стр. 137

3.1. Результаты понимания абитуриентами и студентами терминологии и пластического знака до начала опытно- экспериментальной работы стр. 137

3.2. Анализ овладения формой и содержанием экзерсиса через осмысление терминологии и пластического знака по итогам опытно-экспериментальной работы стр. 146

3.3. Анализ результатов исследования стр. 153

Выводы по третьей главе стр. 166

Заключение стр. 167

Приложения стр. 169

Список литературы стр. 222

Введение к работе

Характерной особенностью современной ситуации в образовательном
пространстве является интерес к подготовке специалиста с широким спектром
дисциплин. Оптимизировать процесс подготовки хореографа можно на основе
интегрального компонента педагогической, психологической,

профессиональной деятельности. Необходимо более глубокое изучение теоретического и практического курса дисциплин. Подготовить будущего педагога только при изучении педагогических курсов невозможно: такая подготовка должна быть фронтальной, включая и специальные дисциплины. Развивать единое направление возможно через более детальное освоение в экзерсисе пластического знака и терминологии {формы и содержания), где аккумулируются знания, в которых воплощены духовные ценности не только индивида, но и общественного сознания. Необходимо осмыслить знаково-символическую деятельность студентов, осваивающих экзерсис классического танца, в основе которого аккумулированы эстетические, художественно значимые пластические элементы, раскрывающиеся через форму и содержание. Характеристику информационного наполнения знака, как компонента языка общения, исследовали Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Б.Ф.Ломов; проблемами декодирования (понимания) речевого сообщения занимался А.Р.Лурия, вопросами мышления и понимания - В.В.Знаков, С.Л.Рубинштейн, Н.Г.Салмина, К.А.Славская и О.К.Тихомирова.

Подготовка педагога-хореографа в вузе начинается с практического изучения экзерсиса и его теории в психолого-педагогической плоскости. Необходимо отметить, что движения классического танца доступны человеческому телу и представлены в экзерсисе комплексно-организованной системой. Экзерсис (тренаж) базируется на определённом своде правил, регламентирующих требования к выполнению пластического элемента (движения). Через освоение экзерсиса классического танца исполнитель осмысливает эстетику пластического знака. Знание терминологии помогает ему формировать графику поз, осваивать содержание движений и понимание функциональности экзерсиса. Танцовщик опосредует форму и содержание

экзерсиса сознанием через тело, чувство, эмоции, т.е. в определенном смысле материализует их пластически.

Перемещение экзерсиса из области чистой тренировки в область психолого-педагогического анализа через духовно значимое общение ученика и учителя определяется не только действием гуманистической парадигмы образования, но и спецификой психологического фактора восприятия программного материала, соответствующего современным требованиям. В области хореографического искусства, исследуемого теоретиками и практиками танца, ещё многое остаётся темой, открытой для изучения. В наибольшей степени это касается проблемы изучения (осмысления) формы и содержания экзерсиса классического танца как основы профессиональной подготовки танцовщика и педагога-хореографа. Перцепция пластического знака и терминологии движений не исключает анализа семантической структуры движений.

В имеющихся исследованиях из области классического танца основное внимание учёных сконцентрировано на художественном образе (И.О.Дубник, П.М.Карп, Т.Ф.Кафарова); на описании движений экзерсиса и правил их исполнения (Н.П.Базарова, А.Я.Ваганова, В.С.Костровицкая, А.А.Писарев, Н.И.Тарасов и другие); на двигательном аспекте хореографических упражнений (М.М.Габович, Е.Г.Котельникова, Н.Чефарова); на выявлении профессиональной хореографической одарённости (П.Б.Коловарский, И.Г.Соснина).

Как показывает анализ педагогической практики в вузе, в деятельности преподавателей, готовящих из студентов учителей хореографии, не всегда достаточно разработан психологический подход к организации процесса осмысления и воспроизведения пластических элементов экзерсиса. Анализ педагогических исследований по проблеме психологической подготовки будущего педагога-хореографа к профессиональной деятельности показывает, что экзерсис классического танца как целостное эстетическое явление не был предметом специального изучения. Потому не мог возникнуть определённый психологический комплекс, ясное осознание которого необходимо как

танцовщику, так и педагогу танца. Среди многих проблем, возникающих при изучении экзерсиса классического танца, на наш взгляд, необходимо исследовать те из них, которые помогут будущим педагогом изучить механизм понимания сущности движения как эстетического явления, воспринимаемого другими людьми, а также и декодировать термин, преобразуя его в пластический знак, что свидетельствует об осмысленном восприятии формы и содержания экзерсиса классического танца как средства, обеспечивающего общепрофессиональную, специальную и личную подготовку будущего педагога-хореографа.

Отдельное движение в какой-либо системе танцев (народных, бальных, бытовых, исторических, современных) рассматривается чаще всего с точки зрения его происхождения или же техники исполнения. Между тем как, знаковость аспект перцепции и содержательность движений экзерсиса классического танца никогда не теряли своего значения (А.Л.Волынский. Книга ликований, 1925; Л.Д.Блок. Классический танец: История и современность, 1987).

Работа А.Л.Волынского: «Книга ликований» - первая в советский период попытка философского, эстетического и одновременно психологического осмысления природы классических pas - формы и содержания движений. По выражению современного исследователя В.Гаевского, А.Волынский открывает в классическом танце, «внутренний образ и психологические механизмы» (В.В.Гаевский. Аким Волынский и петербургский балет. // Книга ликований. 1992. С. 21). Волынский был одним из первых в России, кто обратился к психологическому осмыслению движений классического танца. Обращая внимание на сложную систему рефлексов, рождаемых классическими задачами танца, нельзя забывать, как считал Волынский, «что наряду с этими рефлексами, их создавая, их оживляя и их дополняя, живут в человеке психические способности и волевые устремления высшего порядка, подлежащие систематическому росту, культивировке и дисциплине» (А.Волынский. Книга ликований. 1992. С. 232). Движения классического танца, оцениваемые с точки зрения их исполнения мужчиной и женщиной,

находятся, по его мысли, в основе психологического восприятия движений. Несущий тендерную нагрузку, танец для Волынского неразделим с психологической природой человека, с особенностями психики мужчины и женщины. Маскулинность [masculinum (лат.) - мужской, мужественный] и женственность проявляются в характере исполнения пластического знака и во многом зависят от строения костно-мышечной системы исполнителя.

Тенденция многопланового (в частности физического, эстетического и психологического) подхода прослеживается у Ф.Лопухова, анализирующего работу в балетном зале своего учителя Н.Г.Легата. Ф.В.Лопухов отмечает, что Н.Г.Легат был одним из педагогов, закладывающих основы современной русской школы танца и многие элементы его методики находили последователей и в более позднее время (Ф.В.Лопухов. Хореографические отровенности. 1972. С. 81). Рассмотрение аспектов подготовки педагога-хореографа следует начинать с вопроса перцепции пластического знака и терминологии (формы и содержания) экзерсиса классического танца.

Вопрос о необходимости более детального и глубокого освоения пластического знака и терминологии экзерсиса в процесс подготовки педагога-хореографа в педагогике хореографии и в современном хореографическом искусствознании не возникал и конкретно не формулировался. Методика освоения пластического элемента в экзерсисе классического танца сводилась к принятию (использованию) стандартных, трафаретных копий и их воспроизведению учащимися после показа и объяснения педагога.

Поскольку и теория и практика способствуют пониманию формы и содержания движений классического танца, то оба направления, органично сливаясь в экзерсисе классического танца, делают его центрирующим началом в профессиональной подготовке педагога-хореографа.

В теории и методике преподавания основ классического танца имели место выходы к проблеме психологии пластического элемента экзерсиса (А.Волынский. 1925), при этом как целостное эстетическое явление, которому соответствует определённый психологический комплекс (ясное осознание

которого необходимо как танцовщику, так и педагогу танца), экзерсис не рассматривался.

Значительная часть анализа в исследованиях классического танца посвящалась значимости отдельного движения, которое оценивалось в качестве «буквы» или даже «слова» в рамках азбуки невербального искусства. Выявление отражательных и содержательных параметров движений («букв», «слов»), по-разному осмысленных танцовщиками, постановщиками или театральными критиками и исследователями творчества отдельных мастеров, не доставляло ясности в объяснение природы пластического элемента экзерсиса, хотя способствовало накоплению материалов для разработки этой проблемы.

К теме движения - знака, осмыслению его значения и выявлению содержательной природы элемента обращались многие авторы: А.Волынский, Ф.В.Лопухов, Р.В.Захаров, П.М.Карп. Например, Р.В.Захаров отмечал: «Все позы и движения классического танца - арабеск, аттитюд, тур, жете, шене, па-де-бурре, фуэте и др., исполненные формально или, как иногда говорят, в чистой, голой классической форме, являются лишь упражнением -экзерсисом». (Р.В.Захаров. Записки балетмейстера. 1976. С. 208).

Реформатор русского балета Михаил Фокин резко критиковал неверное использование классического танца в «старом» балете. «Школьные упражнения там отождествлялись с готовыми формами сценической выразительности, из классического танца сделали универсальный стандартный набор приёмов. И это привело к утрате выразительности того самого танца, который должен нести наибольшую действенную, образную нагрузку» (Ю.Слонимский. Фокин и его время. В кн.: М.Фокин. Против течения. 1962. С. 66).

Различные взгляды на природу содержания танцевальных движений бытуют сегодня и среди балетмейстеров Европы и Америки, как констатирует современный исследователь А.Кириллов в работе: «Языковый аспект художественно-образной природы танцевального движения». (Кандидатская диссертация. М., 1988. С. 19). В работе А.П.Кириллова рассматривается

вопрос о художественном влиянии на зрителя выразительных средств танцевального движения (А.Кириллов. 1988. С. 82), их структурность. Основную тему работы составляет вопрос о художественной образности танцевального движения. Автор анализирует «модель языковых свойств формы и содержания движений танца» (А.Кириллов. 1988. С. 5).

Вопрос, касающийся перцепции знака пластического элемента и терминологии (формы и содержания) экзерсиса классического танца, в современной педагогике хореографии совершенно не разработан. Данный аспект наиболее актуален для теоретической подготовки специалистов хореографии.

Практика подтверждает необходимость обратиться к этой теме, поскольку подготовка хореографа в вузе основана на изучении дисциплины "Классический танец" через теорию и практику экзерсиса.

В 1925 году в «Книге ликований» А.Волынский выразил свой взгляд на предмет экзерсиса, дав истолкование его элементов и значимости данного процесса для хореографа. "В сущности, я стремился создать нечто вроде руководства по классическому танцу, какого нет ни на одном европейском языке, если не считать нескольких книг Новерра, Блазиса, Чекетти, Эммануэля - весьма интересных, но не имеющих ни систематического, ни научного характера. Но именно потому, что такое руководство появляется впервые, когда сама классическая терминология еще непрочно установлена, оно и не могло облечься в ту сжатую дидактическую форму, в тот лаконизм учебника, который преподносился моему воображению" (А.Волынский. 1992. С. 26).

Пластический элемент является носителем знаний как духовной жизни индивида, так и общественного сознания. В силу этого современные попытки осмыслить содержательность экзерсиса классического танца, на наш взгляд, могут быть успешными (теоретически обоснованными и систематизированными) только на стыке наук: психологии, педагогики, искусствоведения, семиотики. Перцепция формы и содержания пластических элементов экзерсиса классического танца, как одной из составляющих

профессиональной подготовки хореографа осуществляется в контексте примера отношений учитель //ученик.

Вопрос смысловой значимости знака пластического элемента экзерсиса и терминологии в современном хореографическом искусствознании не формулировался. Освоение пластического знака в экзерсисе сводилось к трафаретному копированию, воспроизведению того или иного элемента движения с показа педагога. Показ элементов экзерсиса педагогами и их трактовка имели существенные различия. Не следует забывать, как отмечает известный психолог и социолог И.С.Кон, что существуют психологические факторы, влияющие на понимание роли мужчины в хореографической культуре (классический танец): «В отличие от народной культуры, в которой танец всегда был столь же мужским, сколько и женским занятием, с резко выраженными тендерными различиями, классический балет XVII-XIX вв. демонстрировал преимущественно красоту и пластику женского тела. Мужчина выполнял вспомогательную роль. Эта установка проявлялась и в контрастности рисунка мужского и женского танца: в отличие от балерины, которая могла двигаться спонтанно, танцовщик был сдержан и эмоционально закрыт, а все его движения - рационально обоснованы. Начатая балетами Фокина и Дягилева эмансипация мужчины-танцовщика, превратившая его из зависимого партнёра в самостоятельную фигуру, чьё тело так же прекрасно, артистично и самоценно, как тело балерины, была эмоциональным раскрепощением мужчины и одновременно - отказом от тендерных привилегий, шагом в сторону "унисекса"» (И.С.Кон. 1998. С. 397).

Только после осмысления экзерсиса не только с позиций совершенствования технического исполнения движений, но и как фрагмента художественной информации, имеющей огромное значение для профессиональной подготовки педагога-хореографа (и танцовщика-исполнителя), были выявлены его психологические составляющие. Новое содержание (теоретическое обоснование значимости перцепции пластического знака и терминологии экзерсиса для подготовки педагога-хореографа в вузе) приобрело психологическую трактовку. Область такого методического поиска

пока в основном остаётся открытой, новой. Если прежде подготовка хореографа базировалась в основном на методе указаний техники исполнения движений, то теперь, получив психолого-педагогическое обоснование, она обрела новое направление в развитии, поскольку подготовка педагога-хореографа заключается не только в умении выполнять pas, но и прежде всего в понимании того, что и как следует выполнять, а главное в умении объяснить это ученику.

Широкую популярность имеют многочисленные учебные пособия и учебники по классическому танцу таких отечественных авторов, как А.Я.Ваганова, Н.П.Базарова, Е.П.Валукин, С.Н.Головкина, В.С.Костровицкая, В.Э.Мориц, В.П.Мэй, А.А.Писарев, Г.Н.Прибылов, М.В.Смирнов, Н.И.Тарасов, А.И.Чекрыгин и многие другие. Практика показывает, что методика обучения классическому танцу, культивируемая отечественной школой, нашла признание во всём мире. Указанные авторы известны не только в России, их работы переведены на многие иностранные языки, так как содержат богатый методический материал, накопленный и систематизированный за годы работы в государственных балетных школах (хореографических училищах). Следует заметить, что в их методиках вскрывается связь пластического элемента с музыкой, даются пояснительные характеристики правилам проведения урока, но лишь в немногих из них сделана заявка на методологически более сложное решение темы. Укажем на монографию Е.П.Валукина, посвященную системе мужского классического танца, в которой проведён комплексный анализ его разделов, начиная с простейших движений до сложных видов вращений и прыжков. Однако и в этой работе мы не нашли основных положений по интересующему нас вопросу.

Необходимость такого исследования очевидна. Данная тема была спонтанно намечена Волынским в 1925 году, но с тех пор сколько-нибудь серьёзной работы, касающейся оценки психологической природы движений экзерсиса и её значения для процесса подготовки педагога-хореографа не проводилось. Потребность в такой информации существовала и особенно

остро возникла в связи с подготовкой в вузе педагогов-хореографов (учителей танца), для которых освоение, осмысление, анализ формы и содержания экзерсиса должны стать главным условием профессионального образования.

В педагогических вузах только развёртывается подготовка учителя-хореографа, и узко профессионализированые специалисты в области классического танца зачастую не имеют опыта психолого-педагогической работы с будущими танцовщиками-исполнителями. Всё это порождает противоречие между необходимостью развивать способность будущих учителей осмысленно осваивать содержание и форму экзерсиса классического танца на уровне знания, понимания и умения и отсутствием психолого-педагогического обеспечения знаково-символической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала. Стремление найти пути для разрешения данного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования знаково-символической конструктивной деятельности, которая способствует освоению студентами элементов пластического знака. В практическом плане это проблема обоснования психологического обеспечения подготовки педагога-хореографа. Таким образом, проблема исследования состоит в том, чтобы сформулировать психолого-педагогические условия, обеспечивающие профессиональную подготовку будущего учителя (педагога-хореографа).

Объектом исследования является знаково-символическая деятельность студентов - будущих специалистов в области обучения классическому танцу.

Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа в процессе изучения основ классического танца на уровне знания, понимания, умения.

Цель исследования - теоретическое обоснование психолого-педагогического обеспечения знаково-символической деятельности студентов в процессе овладения формой и содержанием экзерсиса классического танца на уровне знания, понимания и исполнения пластических элементов.

Гипотеза исследования.
Знаково-символическая деятельность студентов в процессе
ц профессиональной подготовки в педагогическом вузе может быть обеспечена

тогда, когда

специальный термин будет насыщен эстетическим содержанием, отражающим уровень культурного развития тех или иных социальных групп;

- программа освоения учебного материала будет строиться на основе
уяснения, освоения и усвоения пластического знака на трёх уровнях:

_ информационном, аналитическом, эвристическом;

содержание программного материала будет способствовать переводу феноменологии классического танца в логику развития соподчинённых и дополняющих друг друга его элементов;

педагог будет управлять процессом перевода эмпирического уровня познания классического танца на уровень теоретического исследования путём обобщения накопленных в данной области знаний, способствующих формированию диалектически подвижной в форме и содержании модели

& экзерсиса классического танца.

Задачи исследования: раскрыть психолого-педагогические особенности теоретической и практической подготовки педагога-хореографа;

- разработать экспериментальную программу, обеспечивающую овладение
формой и содержанием пластического знака на уровне знания, понимания и

. исполнения экзерсиса классического танца в процессе подготовки студентов к

будущей профессиональной деятельности;

- определить результативность экспериментального обучения студентов
пониманию и исполнению элементов экзерсиса классического танца.

Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические теории и концепции развивающего обучения, современные концепции и подходы к процессу высшего педагогического образования.

Исследование базируется на:

общепсихологической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн);

концептуальных положениях в области психологии и педагогики высшего образования (В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис, Н.Г.Салмина, В.А.Сластенин, В.А.Якунин);

психолого-педагогических концепциях теории деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина).

Реализация общепедагогической подготовки хореографа базировалась на использовании механизма художественного восприятия экзерсиса классического танца, который мы описали по тексту работы. В основе предложенного подхода находятся:

исследования по психологии искусства (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин);

научные сочинения по психологии понимания (В.В.Знаков);

работы по эстетике (Ю.Борев, Л.С.Выготский, А.Ф.Лосев);

труды по возрастной психологии и психологии пола (О.Вейнингер, И.С.Кон, А.М.Эткинд);

лингвистические и психолингвосемиотические работы (Л.Ельмслев, Ю.М.Лотман, О.Д.Наумова Ю.С.Степанов);

- искусствоведческие работы по теории и истории классического танца
(Л.Д.Блок, А.Л.Вольнский, В.М.Красовская).

В своём исследовании мы также руководствовались педагогическими и эстетическими идеями педагогов-мастеров классического танца (Н.М.Азарин, А.Я.Ваганова, Е.О.Вазем, Е.П.Валукин Е.П.Гердт, М.А.Кожухова, А.М.Мессер, В.Э.Мориц, П.А.Пестов, Г.Н.Прибылов, М.Т.Семёнова, Н.И.Тарасов, А.И.Чекрыгин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету исследования: анализ педагогической, психологической литературы и литературы по хореографии; метод беседы, анкетирования абитуриентов и

студентов; педагогическое наблюдение; экспериментальные методы
исследования (формирующий эксперимент).
л Исследование последовательно осуществлялось в несколько этапов.

С 1979 по 1984 год (в период обучения в Государстве ном институте театрального искусства) велось наблюдение практикой преподавания корифеев хореографии ГИТИСа: Б.Б.Акимова, Е.П.Валукина, Г.Н.Прибылова, М.Т.Семёновой, Я.М.Сех, Р.С.Стручковой, А.Н.Шульгиной и др., что позволило уяснить, что трудности объяснения учебного задан педагогами и его исполнения студентами возникают от не полного осознания смысловой, пластической, эстетически, функциональной содержательности элементов экзерсиса.

С 1984 по 1998 год осуществлялось изучение научной и научно-методической литературы и практической деятельности педагогов классического танца: Н.Ф.Млодзинской В.Н.Швецовой, К.Н.Малышевой (Минск), Н.М.Азарина, П.А.Пестова (Москва), В.Ф.Владимирова,

| А.В.Никифоровой, Г.В.Юдаевой (Новосибирск), Б.Янковского, З.Собиса

0 (Польша), Г.Фихтенбаума, В.Усманова (Австрия), - что позволи

систематизировать накопленные опыт и знания. На этой основе были

сформулированы тема, гипотеза и определена методологическая база

исследования.

С 1991 по 1996 год автор работы - соискатель кафедры педагогической психологии. В это время шло апробирование авторской опытно-экспериментальной программы по классическому танцу (для учащихся

балетной школы, студентов-хореографов СамГПУ).

Составление программы было начато диссертантом в период работы
педагогом классического танца Белорусского государственного
хореографического училища (г. Минск) в 1984-1986 гг., педагогом-
репетитором Московского экспериментального музыкального театра в 1988-
1990 гг., педагогом классического танца Новосибирского государственного

хореографического училища в 1990 г. Программа уточнялась в работе с учащимися балетной школы Самарского балетного центра в 1991-1992 гг., с

учащимися балетной школы им.Ф.Парнелла г. Лодзь (Польша) в 1992-1993 гг., с учащимися балетной школы города Sant Polten (Австрия) 1998 г., со студентами хореографического отделения Самарского государственного педагогического университета (1993-2001 гг.).

Этапы исследования оформлены в виде научных докладов и 6 публикаций. Результаты теоретических изысканий докладывались на научных и научно-практических конференциях: "Самарские хореографические встречи" (Самара, 1994, 1999, 2001); "Интеграция начального и высшего хореографического образования" (Самара, 1995), "Дети. Театр. Образование" (Самара, 1996), II Международная конференция по исторической психологии российского сознания "Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем" (Самара, 1997), Международная научно-практическая конференция учёных и практиков сфер культуры и образования "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара, 1997), конференция НИИ языкознания при СамГПУ (Самара, 1998).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии и её соответствием поставленной цели, осуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровне, применением комплекса методов исследований, адекватных целям, задачам и логике исследования, подтверждением гипотезы на теоретическом и практическом уровнях и возможностью экстраполяции опытно-экспериментальной работы.

Новизна исследования:

- раскрыта сущность процесса, знаково-символической деятельности
студентов, осваивающих экзерсис классического танца путём осмысления
содержания французских терминов и их объяснения в образах, отражающих
культуру двигательного действия через пластический знак;

обоснован психолого-педагогический аспект рассмотрения экзерсиса через его форму и содержание, раскрывающие внутреннюю деятельность сознания по переводу сенсорных представлений в моторную деятельность и составляющие целостную картину сенсорно-моторных действий студентов;

определены психолого-педагогические требования к разработке программы,

обеспечивающей процесс овладения студентами-хореографами формой и содержанием экзерсиса классического танца.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления о психологическом обеспечении теоретической и практической подготовки в вузе хореографов - педагогов (учителей) классического танца через знаково-символическую деятельность студентов по освоению формы и содержания экзерсиса; способствуют раскрытию содержательного компонента терминов классического танца, иллюстрирующих знаки пластических элементов экзерсиса, создание художественно-образных характеристик движений (формы и содержания); составляют основу для осмысления психолого-педагогического аспекта подготовки хореографа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию психолого-педагогической подготовки педагога-хореографа как одной из составляющих профессиональной подготовки, а также в разработке модели оценки знаний, умений понимания студентами хореографического вуза формы и содержания экзерсиса классического танца, в определении и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий, позволяющих студенту оптимально усваивать содержание учебного материала, переводить термины в пластический знак. Разработка и апробация программы по классическом танцу вошла в ряд реальных предпосылок обновления содержания обучения в аспекте овладения формой и содержанием экзерсиса.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Психолого-педагогический аспект в подготовке педагога-хореографа должен включать в своё содержание знаково-символическую деятельность студентов, в ходе которой понимание художественного содержания двигательного действия переводится в знаковую форму. Символом являются "pas" (шаги), т.е. те исходные положения, от которых начинается многообразие сочетаний пластических элементов, несущих смысловую и эстетическую нагрузку.

  1. Положение о важности и необходимости специальной подготовки педагога-хореографа в аспекте овладения им экзерсисом как эстетическим феноменом должно найти свою определённость в её (подготовки) психологическом обеспечении. Знаково-символическая деятельность студента является основой для освоения пластической структуры знака через осмысление эстетического и функционального значения представленного в учебной программе и усваиваемого на практических занятиях материала.

  2. Осмысленная деятельность студентов при освоении формы и содержания экзерсиса классического танца может быть эффективной тогда, когда студенты понимают художественное значение, которое несут в себе пластические элементы экзерсиса классического танца как художественной ценности, когда учебная программа, строящаяся на основе уяснения, освоения и усвоения пластического знака, реализуется на информационном, аналитическом, эвристическом уровнях.

База исследования. Для проведения исследования была использована площадка хореографического отделения Самарского государственного педагогического университета. Общее количество испытуемых абитуриентов и студентов - 126 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в работе научно-практических конференций, опубликования тезисов четырёх докладов, методической разработки «Балетная школа Алексея Борисова. Выпуск 1. (Комплекс коррегирующих и развивающих упражнений. Определение внешних данных при отборе учащихся в балетную школу. Страничка истории. Страничка теории)» (1991 г.), экспериментальной программы по классическому танцу (2001 г.); через проведение занятий со студентами хореографического отделения музыкально-педагогического факультета СамГПУ.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения, включающего экспериментальную программу. Работа продолжает линию системного исследования психологического и педагогического влияния на

процесс подготовки специалиста (педагога, учителя), проводимую на кафедре педагогической психологии Самарского государственного педагогического университета в русле дальнейшего развития учения о процессе интегрированной психолого-педагогической подготовки студентов.

.Эстетико-смысловые пространства экзерсиса классического танца

В первой главе мы уточним понятие «экзерсис» в избранном исследованием психолого-педагогическом аспекте, характерном для исследования в целом.

Теория современного классического танца нуждается в применении различных уровней психолого-педагогического воздействия на процесс подготовки педагога-хореографа, что объясняется значимостью полного освоения пластического знака и терминологии, необходимой для профессиональной подготовки специалиста.

Необходимость такой подготовки обусловлена тем, что классический танец принадлежит к области невербального (пластического) искусства. Классический танец воздействует на воображение, интеллект зрителя визуально воспринимаемым пластическим действием. Уровень этого воздействия во многом определяется качеством специальной теоретической и практической подготовки танцовщика/Уисполнителя, основанной на знании, понимании и умении.

Применяемый в данной работе понятийный аппарат объединяет области психологии, педагогики, хореографии, лингвистики, эстетики. Понятия: хореография, экзерсис, пластический знак, профессиональная терминология, язык классического танца, тезаурус классического танца, семиотика, восприятие, стиль, форма, хореографический текст, содержание, культурно-образовательная среда (формирующая образовательный уровень абитуриентов, студентов) - охватывают все указанные нами уровни.

Танец, как принятая социумом форма пластического мышления, синтезирует художественное пластическое движения (действия), музыку, актёрское и танцевальное мастерство и зрительское участие. Танец реализуется посредством невербальных средств, что доказывает способность нашего сознания, параллельно с вербальным языком, распознавать пластическое действие (невербальная форма) обладающее информационно-коммуникативной значимостью как на уровне проявления, так и перцепции. Применяя определение В.А.Звегинцева к хореографии и классическому танцу в частности, мы допускаем, что «значение слова (для нашего предмета -движения), хотя оно и внутри языка, способно создавать смысл, который вне языка» [69. С. 177]. Следуя этой логике, мы должны признать за пластическим действием не только знаковую номинацию, но и индивидуальную для зрителя/созерцателя значимость психологического значения движения. Античное искусство назвало танцевальное действие хореографией.

Хореография (греч. choreia - пляшу, grapho - пишу). Первоначальное значение - запись танца. Затем под ним стали понимать искусство сочинения танцев и балета, а в конце XIX - начале XX века танцевальное искусство в целом [48. С. 451]. Хореография - зрелищное искусство, в нём существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиции танца, зримый облик танцующих [155. С. 542]. Высшая форма хореографии балет (ballet от лат. ballo - танцую) представляет собой вид музыкально-танцевального сценического искусства, одним из языков которого является классический танец.

В контексте работ Н.А.Берштейн «О построении движения» (1947), хореография (пластическое действие, танец) является «хорошо организованной функцией» в сублимации бытового поведенческого стереотипа вызванного трансовой деятельностью сознания, выводящего наружу чувства. В классическом танце классификация элементов экзерсиса осуществляется на уровне не изображения, а отражения [115. С. 26] -движения образного, по сути психологического. Ниже, во втором параграфе мы рассмотрим процесс художественного восприятия пластического знака экзерсиса классического танца на примере системы отношений "танцовщик//зритель", "учитель//ученик".

Термин классический танец, фигурирующий в нашей работе, необходимо пояснить. Классический танец называется так по ряду причин. Во-первых этот термин возник в России в конце XIX века в результате обособления отдельных видов танца, т.е. разделения танцовщиков на "классических" и "характерных". Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины -«серьёзный», «благородный», «академический» и др. [13. С. 253-254].

Существует также мнение, что понятие классический танец «обозначало профессиональный танец по аналогии с профессиональной музыкой и в отличие от танца и музыки народной" [254. С. 254].

Осмысленное временем, классическое (идеализированное) античное искусство в определённой степени является проводником к появлению танца классического с его обязательными составляющими: "выворотностью и прыжками" [21. С. 31]; "открываниями и развёртываниями" [46. С. 218]. Эти параметры, безотносительно к возможностям исполнителя, развиваются в процессе освоения экзерсиса танца, классического по наличию вышеназванных признаков. Такой танец является высшей (классической) формой пластического воплощения эстетического канона хореографического искусства, реализуемого актёром через выразительные возможности своего тела. Балет (ballet от лат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах [48. С. 429], где использован язык классического танца.

Exercice (экзерсис) в переводе с фр. означает упражнение. В классическом танце экзерсис - упражнения у станка и на середине зала, направленные на усвоение и совершенствование танцевальной техники [48. С. 452], вырабатывающие выворотность, силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость и координацию движений [13. С. 599].

Экзерсис классического танца - многоступенчатое образование, детерминированное индивидуальными свойствами учителя, ученика, танцовщика. С точки зрения любителя, экерсис представляет некие элементы связанные между собой в систему позы, позиции, ракурсы, являющиеся для хореографа-профессионала комплексом тренировочных учебных упражнений, сочетание и комбинирование которых позволяет совершенствовать профессиональный исполнительский уровень танцовщика. Вместе с тем и для зрителя, и для танцовщика, позы экзерсиса, преломляемые в балетном спектакле, но сохраняющие свою эстетическую значимость даже с их «плавающей» образно-смысловой трактовкой (предложенной режиссёром-постановщиком), наделяются содержанием. Содержание проистекает не из названия движений, а из акта со-Творческого прочтения актёром, трактующим идею хореографического произведения с помощью поз, позиций и ракурсов, освоенных в экзерсисе классического танца, и восприятия зрителем/созерцателем данного хореографического действия.

Характеристика экспериментальной программы по формированию понимания формы и содержания экзерсиса

Предлагаемая нами экспериментальная программа является инструментом, организующим взаимодействие учителя и учащихся на уроке классического танца. Она направлена на достижение поставленной цели -подготовки высококвалифицированного педагога, специалиста в области хореографического искусства.

Экспериментальная программа включает разделы, функциями которых являются дескрипция (описание) и прескрипция (предписание). Функции первого раздела программы

описывающие предмет исследования,

анализирующие его,

исследующие его при всей своей «теоретизированности», должны

взаимодействовать с функциями второго раздела:

предписывающие,

конструктивные,

практические. Функции помогают установить, в чем конкретно состоит новизна предлагаемой экспериментальной программы выступающей в качестве педагогического условия, которое позволит студенту продвигаться по пути профессиональной подготовки, раскрывая её цели и перспективы, предлагая новые формы, методы и средства обучения.

Функции первого раздела должны взаимодействовать с функциями второго раздела и не будут представлять практического интереса в отрыве от них. Этот интеграционный процесс может постоянно осуществляться при наличии хорошо подготовленных специалистов, владеющих теорией и практикой хореографического искусства.

В первом разделе экспериментальной программы осуществляется познание необходимости тех объективных условий, этапов, в которых и через которые развёртывается теоретическое осмысление развития экзерсиса классического танца. Во втором разделе осуществляется идентификация и детализация содержательных характеристик экзерсис классического танца в категориях знаковости. Переход от феноменологии классического танца к логике развития его элементов превращает пёструю картину взаимодействующих между собой pas в логическую структуру соподчинённых и дополняющих друг друга движений. Это становится возможным благодаря включению в этот процесс терминологии и пластического знака. Используя те же составляющие, но уже в качестве рабочей системы, мы получаем структуру определённым образом взаимоувязанных в экзерсисе классического танца противоречий.

Комплекс предложенных в экспериментальной программе средств, - это диалектическая основа развития хореографического искусства. Этот комплекс необходим, чтобы поддерживать контроль, последовательно, по этапам разучивая элементы экзерсиса, направленного на формирование системы подготовки хореографа. Что же касается коммуникативных параметров развития термина и знака, то здесь качественно изменённое субъектом восприятие (формы и содержания) не выходит за рамки, определённые требованиями, которые приняты в образовательных хореографических учреждениях и отражены в программном обеспечении процесса подготовки специалиста-хореографа (танцовщика или педагога).

Учитывая это, экспериментальная программа намеренно объективирует требования к учебному процессу, подводя их к заданным параметрам и условиям, способствующим профессиональной подготовке в вузе педагога хореографа. "Какая-либо область знаний превращается в действительную науку по мере того, как она продвигается к реализации этой цели" [113. С. 95]. Этой цели (подготовка высоко квалифицированного специалиста) подчинены теоретические и экспериментальные исследования (программа по классическому танцу для студентов первого года обучения в вузе) зависящие от результатов их применения в практике.

Практическая и теоретическая подготовка студентов, имеющая синкретический характер, рассчитана на комплексный подход в оценке формы и содержания пластических элементов экзерсиса, осуществляется посредством выполнения практических заданий (на уроке классического танца) с объяснением терминологии и знаков. Уровни теоретической подготовки, качество знаний, и умений будущих педагогов-хореографов в значительной степени зависят от того, как будет организован учебный процесс.

Теоретические знания, передаваемые от педагога учащимся, представляют многоступенчатую конструкцию, первый уровень которой мы можем назвать информационным, даёт студентам знания законов организации процесса обучения, подготовки и воспитания танцовщика. Второй уровень, аналитический, заключается в осмыслении студентами получаемых в вузе знаний, навыков и умений. Третий уровень, эвристический, характеризуется творческим началом, поиском, а главное - пониманием выполняемой работы.

Экспериментальная программа, в определённом смысле является методическим обоснованием организации и проведения учебно-образовательного процесса. Она способствует системно-последовательному изучению программного материала студентами и получению ими профессиональных знаний в области методики преподавания классического танца.

Конкретность методологических позиций хореографической педагогики способствует созданию развитой теории, отличающейся определённостью и доказанностью.

В основу экспериментальной программы по классическому танцу легли требования высшей школы по подготовке педагогов-хореографов, в полной мере вооруженных теоретическими знаниями и навыками для практической реализации конкретного вида образовательной деятельности. Прежние программы по классическому танцу, созданные для разных типов образовательных учреждений, несут в основном утилитарно-прагматический характер с ориентацией учащихся на овладение профессиональными навыками и умениями танцовщика, необходимыми исключительно в сценической деятельности.

Предлагаемая нами экспериментальная программа в основном призвана удовлетворить познавательно-образовательный интерес учащихся и студентов к дисциплине «Классический танец», к экзерсису, к пониманию термина, восприятию знака, смысловой значимости пластического элемента, т.е. всего того, что является основополагающим компонентом подготовки и танцовщика-профессионала и педагога классического танца.

Результаты понимания абитуриентами и студентами терминологии и пластического знака до начала опытно- экспериментальной работы

Анализ уровня овладения формой и содержанием элементов экзерсиса классического танца проводился на основе исследования знаний, которыми владели испытуемые, умений по выполнению ими практического задания и понимания того, что они освоили и исполняют.

Базой исследования стало отделение хореографии Самарского государственного педагогического университета.

Общее число исследуемых абитуриентов 126 человек. Из них, выпускники хореографических училищ составили 3%, воспитанники хореографических студий 19%, выпускники училищ культуры 27%, воспитанники самодеятельных (любительских) хореографических коллективов 51 %.

Таким образом, участники исследования были рассортированы на 4 группы в соответствии с направлением довузовской подготовки в хореографических училищах, хореографических студиях, училищах культуры, любительских хореографических коллективах.

Такая градация позволяет более дифференцированно оценивать общепедагогическую компетентность испытуемых: знания, умения и понимание классического танца.

Исследование знания, умений и понимания мы проводили в форме экзамена - урока классического танца, включающего в себя, кроме практической части, опрос и тестирование. Таким образом, первая методика выясняет уровень умений исполнителя, вторая выявляет уровень знаний терминологии, третья оценивает уровень понимания дисциплины "Классический танец". Все три методики детерминированы формой и содержанием экзерсиса классического танца.

Целью было выявить уровень знаний, умений и понимания дисциплины "Классический танец" (довузовская подготовка) через знания пластического знака и терминологии экзерсиса.

Результаты вступительного экзамена показывают, что из 126 абитуриентов, поступающих на хореографическое отделение вуза, выполнить практическое задание на «отлично» (по пятибалльной шкале оценок) смогли 8% абитуриентов, на «хорошо» - 27%, на «удовлетворительно» - 36% испытуемых. Таким образом, умение выполнять практическое задание показали 71% абитуриентов, тогда как 29% испытуемых не знали, не умели, не могли выполнить на уроке классического танца предложенный педагогом-экзаменатором необходимый комплекс упражнений (Диаграмма 1).

Исследуя уровень начальной хореографической подготовки абитуриентов, мы выяснили, что количество занятий классическим танцем в до-вузовской подготовке учащихся различных учебно-образовательных учреждений было различным. Так, из поступивших в вуз (учащиеся хореографического училища) классическим танцем занимались каждый день. Воспитанники хореографических студий занимались: каждый день - 17%, через день - 2%. Учащиеся училищ культуры: два раза в неделю - 26%, три раза в неделю - 1%. Представители самодеятельных хореографических коллективов: один раз в неделю - 19%, два раза в неделю - 24%, три раза в неделю - 1%, у 7% такого урока не было (Диаграмма 2).

Это обстоятельство отразилось на результатах, показанных абитуриентами на вступительных экзаменах. Окончившие различные учебно-образовательные учреждения абитуриенты выполняли практическое задание с различной степенью совершенства, что подтверждило различия в качественной стороне знаний и понимания хореографических pas.

Проверка знаний абитуриентов велась с помощью анкет № 2 - № 5. Наиболее объёмна анкета № 5 содержала три категории вопросов. Первая категория вопросов направлена на выяснение знания абитуриентами термина. Вторая категория вопросов проверяла понимание пластического знака. Третья категория вопросов - осознание функциональности пластических элементов экзерсиса. Каждая из представленных категорий включала 25 вопросов.

В результате анкетирования выяснилось, что показать знание и понимание учебного материала (движений экзерсиса классического танца) смогло небольшое количество абитуриентов. Термин смогли объяснить 11% испытуемых, характеристику знака дали 6%, функциональность движений экзерсиса выявили 24% абитуриентов (Диаграмма 3).

Абитуриенты, пришедшие в вуз из самодеятельных танцевальных коллективов (их количество от числа поступающих составляет 51%), отвечая на вопросы анкеты № 1, подтвердили, что во время их хореографической подготовки особого внимания объяснению термина не придавалось. Данная анкета состоит из вопросов, позволяющих выяснить мнение абитуриента о характере его довузовской подготовки по дисциплине "Классический танец". Результаты анкеты показывают, что в большинстве случаев (93%) презентация новых движений осуществлялась показом составляющих экзерсис пластических элементов, т.е. акцент был сделан на рисунок pas, на то, что делать (не объясняя, как делать движение). Такой подход к подаче учебного материала не имеет результативных показателей в знаниях учащихся (это положение подтвердилось на вступительных экзаменах абитуриентов в институт). Профессиональный уровень учащихся из самодеятельных коллективов значительно уступает показателям знаний, умений, понимания классического танца абитуриентами хореографического училища, хореографических студий и балетных школ.

Результаты вступительного экзамена по классическому танцу для контрольной группы абитуриентов 1997 года показывают, что с практической частью урока справились 71% испытуемых.

В экспериментальной группе 1998 года умение выполнять практическое задание (основываясь на количестве положительных баллов) показали 76% испытуемых.

Неудовлетворительный результат в контрольной группе имеют 29% испытуемых, а в экспериментальной группе 24%. Именно такое количество абитуриентов не показало необходимого уровня знаний и практического владения материалом.

Похожие диссертации на Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа