Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Теоретико-методологические основы понимания сущности экологических ценностей. 14
1.1. Экологические ценности как структурная составляющая общечеловеческих ценностей. 14
1.2. Субъектное отношение и экологические ценности. 28
1.3. Экологические ценности в современном социокультурном контексте. Философские и религиозно-мифологические основания экологических ценностей. 37
1.4. Взаимосвязь профессионального самоопределения и экологических ценностей. 52
1.5. Выводы по первой главе. 56
Глава вторая. Формирование отношения школьников к экологическим ценностям. 58
2.1. Пути формирования субъектного отношения к природе . 58
2.2. Психолого-педагогические механизмы формирования экологических ценностей. 72
2.3. Внутренние условия формирования системы экологических ценностей (эмоционально-личностные условия и когнитивные). 83
2.4. Методика исследования. 90
2.5. Результаты исследования и их интерпретация. 107
2.6. Эколого-психологический тренинг по формированию экологических ценностей школьников. 126
2. 7. Выводы по второй главе. 145
Заключение. 147
Библиография. 151
Приложения.
- Экологические ценности как структурная составляющая общечеловеческих ценностей.
- Экологические ценности в современном социокультурном контексте. Философские и религиозно-мифологические основания экологических ценностей.
- Пути формирования субъектного отношения к природе
Введение к работе
Актуальность исследования. По мнению многих учёных, взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик. Выходом из этого тупика может стать радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. Опустошая природу, человечество ещё не в полной мере ощутило экологические последствия своей деятельности. «Но меньше всего, по словам известного эколога Конрада Лоренца, человечество замечает, какой ущерб наносит этот варварский процесс его душе». В последнее время всё чаще проблемы гуманизации в образовании и поиск эффективного механизма регуляции экологически значимой деятельности связываются с формированием экологического сознания людей на основе ценностных установок, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природы. Общечеловеческие ценности далеко не всегда занимают приоритетное место в ценностной иерархии личности. Однако в качестве гуманистического идеала они прочно сохраняют своё доминирующее и верховное место в структурной ценностной иерархии.
Различные учёные называют различные ценности, такие как природные, научные истины, общечеловеческие моральные, некоторые нормы международного права, мир, ценность другой личности, жизнь человечества, всё биологическое богатство видов живой природы, нравственность, всё то, что создано за века интеллектом и руками человека, человеческий род (генофонд), естественную среду обитания, простые нормы нравственности, общечеловеческое сознание и многое другое.
Объединяющим различные подходы в отнесении тех или иных ценностей к общечеловеческим нам видится в результате сопоставления
различных точек зрения относительно номенклатуры общечеловеческих ценностей, что приводит к следующей их структуре: жизнь каждого отдельного человека, жизнь человеческой популяции, экологические ценности, здоровый образ жизни каждого человека и всего общества (Бусыгин А. Г.).
На фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его психологической базой, встала необходимость формирования новой системы ценностей, адекватной современной ситуации в системе "человек - среда", то есть экологических ценностей, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих. Важнейшей же характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе (Василенко Л. И.). В этой связи большой интерес представляет изучение сущности и предпосылок субъектного отношения к природе, возможностей целенаправленного формирования экологических ценностей.
Актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, возрастанием необходимости формирования экологического сознания вообще, субъектного отношения к природе, экологических ценностей в частности. С другой - недостаточностью проводимой в данном направлении работы. Кроме того, актуальность тематики определяется необходимостью оценки эффективности экологического образования. Критерием эффективности его когнитивного аспекта является владение соответствующей суммой знаний, умений и навыков, их оценка осуществляется через систему контрольных, зачетных и практических работ. С оценкой эмоциональной составляющей все обстоит значительно сложнее, в силу того, что, с одной стороны ее необходимость осознается
недостаточно четко, а с другой - общепринятых подходов к ее оценке пока нет. Во-вторых, полученные в результате исследования данные открывают перспективы для повышения эффективности экологического образования в целом и коррекции уже сложившегося отношения к природе в частности.
Трудно, практически невозможно в сложившихся условиях за ограниченное время воспитать экологическое сознание1 у взрослого населения. Эту стратегическую работу необходимо начинать с подрастающего поколения, сознание которого не отягощено в такой мере, как у взрослых, антропоцентрическими установками.
Стало очевидным, что проблема социально-экологического воспитания подрастающего поколения требует нового подхода, так как имеет дело с органически взаимосвязанной системой природных, социально-природных и социально-психологических факторов.
Поэтому выбор нашего исследования обусловлен противоречием между потребностью современного общества в формировании экологического сознания подрастающего поколения (школьников), способного осуществлять экологоцентрический подход во взаимоотношениях с другими членами общества и природными объектами, и отсутствием достаточно результативного подхода к организации его воспитания.
Это противоречие и определило ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, суть которой заключается в ответе на вопрос: каковы психологические аспекты, условия и средства активизации педагогической деятельности, способствующие формированию у молодого поколения, то есть школьников, ценностного отношения к объектам природы.
1 С терминологической точки зрения словосочетание «экологическое сознание»не является достаточно строгим, но оно уже устоялось и стало традиционным. Иногда «экологическим сознанием» называют только то. что можно обозначить как «экологичное», «экологизированное» сознание. То же самое относится к понятию «экологические ценности». В данном исследовании будут использоваться оба понятия в их расширенном толковании. Во избежании терминологической путаницы вместо понятия «экологические ценности» будет использоваться словосочетание «позитивные экологические ценности».
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования «Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы (на материале профильных экологических и психологических классов) ».
Объект исследования: формирование ценностного отношения школьников старших классов к объектам природы в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: психологические аспекты формирования ценностного отношения учащихся старших классов к объектам природы.
Цель: выявление закономерностей и факторов процесса формирования экологических ценностей у старшеклассников и разработка технологий реализации данного процесса.
В качестве гипотезы исследования выступают следующие предположения:
Система ценностных ориентации старшеклассников современных общеобразовательных школ обусловлена профилем обучения. В ценностных отношениях учащихся двух типов профильных классов (экологического и психологического) ценности экологического порядка будут занимать более высокие ранги в экологическом профильном классе.
Экологические классы по эмоциональной составляющей ценностного отношения к природе будут превосходить психологические классы.
Учащиеся экологических классов по уровню сформированности экологического сознания будут превосходить учащихся психологических классов.
В структуре личности существуют определённые качества, благоприятствующие развитию ценностного отношения к объектам природы.
Существующее содержание и формы организации и обучения старшеклассников недостаточно способствуют формированию экологических ценностей.
Существует принципиальная возможность развития экологических ценностей старшеклассников, независимо от избранного профиля, обусловленное специальной тренинговой программой.
Данная цель и гипотезы реализуются на основе решения следующих задач:
1.Обосновать взаимосвязь формирования субъективного
отношения к природе и экологического воспитания. Описать процесс и механизмы формирования эмоционально-аффективной составляющей отношения к природе.
2. Произвести эмпирическое исследование специфики субъективного отношения к природе у школьников специализированных и неспециализированных классов по параметру эмоциональности. Сделать вывод о соотношении эмоциональных и когнитивных компонентов экологического воспитания.
3.Проверить гипотезу о взаимосвязи между спецификой общей системы ценностей с системой экологических ценностей и степенью субъектности отношения к природе. Выделить закономерности и предпосылки формирования позитивных экологических ценностей.
4.Разработать методический инструментарий, позволяющий диагностировать структуру и индивидуальную иерархию экологических ценностей, уровень сформированности экологического сознания.
5.Разработать экспериментально и апробировать технологии формирования ценностного отношения к объектам природы.
Методологической основой исследования являются философско-этические теории и концепции, раскрывающие проблему ценностей человеческого существования, теории и концепции научного и морального познания; учение о рефлексивной природе сознания и мышления человека.
Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи:
-о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности ( К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов);
-о рефлексивной природе сознания и мышления человека ( Г. В. Акопов, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Ю. Н Кулютин, Т. А. Колышева, В. А. Лекторский, В. А. Лефевр, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская, В. С. Швырев).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
-теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях ( С. Ангелов, О. М. Бакурадзе, Б. С. Братусь, В. Брожик, В.
A. Блюмкин, В. П. Выжлецов, М. С. Каган. М. Момов, В. Н. Сагатовский,
B. Т. Тугаринов, М. Б. Туровский);
-основные положения о единстве научного и морального познания ( Р. Г. Апресян, Л. М. Архангельский, В. И. Бакштановский, В. Т. Ганжин,
A. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Т. Джафарли, А. И. Титаренко, А. Г.
Харчев, К. А. Шварцман);
-основные положения о функциях ценностей и ценностных ориентациях в сознании человека ( Н. А. Бердяев, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, С. С. Бубнова, А. Г. Бусыгин, В. П. Выжлецов, М. С. Каган,
B. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, М. Момов, Г. Олпорт, М. Рокич,
B. Н. Сагатовский, А. И. Титаренко, Дж. Холланд, Р. X. Шакуров, Э
Шпрангер);
-основные положения методологии педагогики и методики исследования ( А. Л. Бусыгина, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. В. Краевский, А. И. Пискунов, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин);
-современные концепции гуманизации образования ( И. Ю. Алексашина, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, В. С. Библер, В. М. Богуславский, С. Г. Вершловский, Э. Д. Днепров, А. В. Кирьяков, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Сластенин, Г.
C. Сухобская, Е. И. Шиянов, Л. И. Фришман);
-положения о сущности целостного учебно-воспитательного процесса ( Ю. П. Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В. С. Ильин, В. М. Коротов, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, А. К. Макарова, Л. Н. Митина, Л. Ф. Спирин, Г. И. Щукина);
-концепции личностно-ориентированного образования и обучения ( Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Кулютин, С. В. Кульневич, А. Б. Орлов, В. И. Пугач, В. В. Сериков, И. С. Якиманская).
Эмпирическая база исследования: общая численность охваченных исследованием составила 460 человека. Из них 320 учащихся 11 классов (160 учащихся экологического класса и 160 - класса, имеющего психологическую профильную направленность) и 140 студентов гуманитарного и экологического факультетов (1-2 курсы).
Исследование осуществлялось в три этапа:
-на первом этапе (1996 - 1997 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и школьной практике. В результате были выработаны исходные теоретические положения, определилась научная гипотеза;
-на втором этапе (1998 - 2000 гг.)осуществлялась экспериментальная проверка теоретических положений, касающихся условий и средств, обеспечивающих приобщение учащихся к экологическим ценностям в процессе обучения в школе, разрабатывалась примерная программа проведения этой работы;
-на третьем этапе (2000 - 2001 гг.) путём опытной психолого-
педагогической работы были конкретизированы и проверены
выработанные теоретические положения. Количественный и
качественный анализ данных, полученных на выходе опытно-экспериментальной работы, позволил сделать вывод об эффективности предложенной диссертантом модели психолого-педагогической деятельности, отражающей логику приобщения учащихся к экологическим ценностям, проверить условия и средства, направленные на активизацию процесса развития ценностного отношения к объектам природы.
Результатом заключительного этапа явились практические рекомендации и предложения по их внедрению.
В исследовании использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
1. Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические методы (опрос, наблюдение, анкетирование,
тестирование с использованием ряда классических методик):
Субъектификация природных объектов ( Ясвин-Дерябо); Методика на
определение доминантности ценности отношения к природе
А.Ф.Лазурского; Тест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный
Бубновой С.С.; Модификация цветового ассоциативного теста Люшера
(Левин - Дерябо); Методика многофакторного исследования личности
Р.Кэттела;; Метод парных сравнений ценностнах ориентации по критерию
предпочтения Бубновой С.С.; Экспресс-методика диагностики уровня
сформированности системы экологических ценностей, позволяющая диагностировать уровень формирования экологического сознания; Критериальный тест уровня экологического знания.
3 . Методы статистической обработки результатов исследования (Excel), Модификация метода многомерного шкалирования ценностных ориентации В.Ю.Крылова.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Расширены научные представления об условиях и факторах
развития ценностных ориентации.
2. Разработана исследовательская модель психолого-педагогической
деятельности, отражающая психологические аспекты развития
ценностного отношения школьников к объектам природы, логику
приобщения учащихся к экологическим ценностям в различных
организационных формах обучения и воспитания, заключающаяся в
следующем: обоснование положительной роли эмоционального
компонента субъективного отношения к природе, обоснование наличия
прямой зависимости между эмоциональным и когнитивным компонентами
субъективного отношения к природе, создание методического
инструментария для диагностики системы и иерархии экологических
ценностей в структуре сознания, выявление личностных свойств,
коррелирующих с высоким уровнем сформированности системы
экологических ценностей.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширят научные представления о роли эмоционального компонента в приобщении учащихся к экологическим ценностям; будут способствовать теоретическому осмыслению и совершенствованию работы по повышению педагогической квалификации учителей в той части, которая относится к приобщению учащихся к экологическим ценностям. Обоснование логики педагогической деятельности по приобщению
учащихся к экологическим ценностям составит основу для новых теоретических представлений о функциях ценностных ориентации в решении социально значимых проблем. В теорию обучения привносятся новое содержание и формы деятельности педагога.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведённое эмпирическое исследование и полученные в ходе его данные по специфике субъективного отношения к природе у школьников специализированных экологических и неспециализированных классов могут быть использованы как при разработке коррекционных программ, так и учебных курсов для средней школы.
Предложенный нами методический инструментарий «Экспресс-методика диагностики уровня сформированности системы экологических ценностей» позволяет осуществлять диагностику уровня формирования экологического сознания и может быть применена в ходе коррекционной работы.
Разработанные нами и апробированные технологии формирования системы экологических ценностей могут быть использованы для оптимизации процесса экологического воспитания и зарождения экоцентрированного сознания.
Надёжность и достоверность результатов достигнуты избранным методологическим подходом к проблеме, соответствием научного аппарата предмету и задачам исследования, применением апробированного инструментария проведения психологических исследований, репрезентативной выборкой исследования, проверкой результатов при помощи стандартных статистических методов обработки.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Выявлена сложная психологическая обусловленность ценностного отношения учащихся к объектам природы.
2. Исследовательская модель психолого-педагогической
деятельности, отражающая логику приобщения учащихся к экологическим
ценностям в различных организационных формах обучения и воспитания,
заключающаяся в следующем:
-обосновании положительной, значимой роли эмоционального компонента субъективного отношения к природе,
-обосновании наличия сложной зависимости между эмоциональным и когнитивным компонентами субъективного отношения к природе,
-создании методического инструментаря для диагностики системы и иерархии экологических ценностей в структуре сознания,
-выявлении личностных свойств, коррелирующих с высоким уровнем сформированности системы экологических ценностей и экологического сознания в целом.
3. Специальная тренинговая программа, направленная на
формирование экологических ценностей.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 227 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и приложения. Основной текст диссертации изложен на 157 страницах, содержит 5 рисунков и 17 таблиц.
В дополнение ко всему вышесказанному нужно добавить лишь одно: хотя провозглашение и принятие личностью тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении ( вспомним хотя бы триаду "знания - установки - поведение", где каждый следующий уровень включает предыдущий в качестве необходимого, но не достаточного условия), экологические ценности в данном случае можно рассматривать как фактор, обеспечивающий большую вероятность определенного типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий.
Экологические ценности как структурная составляющая общечеловеческих ценностей.
Приоритетность общечеловеческих ценностей на современном этапе развития человека перед всякими другими ввиду их чрезвычайной значимости для каждого достаточно очевидна.
Понятие "общечеловеческие ценности" включает в себя разнообразный и богатый спектр ценностей человека, характеризуемых определенной структурной устойчивостью и одновременно динамической изменчивостью. Базисными общепризнанно считаются ценности, определяющие фундаментальные основы человеческого существования.
В отношении отнесения тех или иных ценностей к общечеловеческим не существует единого общепринятого подхода. "По-видимому, «общечеловеческими" мы вправе называть такие ценности,- пишет П.В.Симонов,- которые определяются объективными законами бытия существ, ведущих групповой образ жизни и в силу этого неизбежно зависящих друг от друга». В.В.Гречаный считает таковыми природные ценности, научные истины, общечеловеческие моральные ценности, некоторые нормы международного права (45).
Е.В.Золотухина-Аболина к общечеловеческим ценностям относит мир, ценность другой личности, жизнь человечества. И.Усачев в понятие общечеловеческого включает все биологическое богатство видов живой природы, нравственность (ядро, стержневую часть понятия общечеловеческого) и расширяет это понятие включением в его содержание всего того, что создано за века интеллектом и руками человека (181). С.М.Мокроусов к общечеловеческим ценностям относит: во-первых, человеческий род, генофонд, во-вторых, естественную среду обитания, в-третьих, простые нормы нравственности. Т.Н.Горнштейн к общечеловеческим ценностям относит ценность человеческой личности как носителя и творца всех ценностей культуры, ценность человеческой жизни и ДР. (41).
Таким образом, система экологических ценностей - сумма таких ценностей, которые определяют место человека в окружающем мире природы. Экологическое сознание - сумма представлений (как индивида, так и группы) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, существующего в обществе отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней (26).
А. А. Бодал ев в своих исследованиях отмечает: "... отношения в целом являются своеобразной психологической проекцией ценностно-потребностной сферы человека и различия в отношениях обнаруживаются в том, насколько их содержание и форма выражения соответствуют общечеловеческим ценностям, какие из отношений оказываются доминирующими" (19, с. 162).
В работах отечественных психологов в качестве ведущей системообразующей характеристики личности выделяется ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования. Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные образования как базальные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер (9). С.Л. Рубинштейн ввел понятие динамической тенденции личности как проявления направленности и ценностных ориентации (155). Изучению мотивационно-ценностной сферы личности посвящены работы В.Д.Шадрикова.
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации изучались Э.Шпрангером, Дж.Холландом, М.Рокичем,Г.Олпортом. Так, Э.Шпрангер рассматривает их как «форму жизни» и «форму познания мира» и выделяет 6 основных типов познания мира, которым соответствует 6 типов личности: теоретический, экономический, религиозный, эстетический, социальный, политический. Каждому типу личности присуща одна доминирующая личностная ценность. С таким пониманием системы ценностных ориентации трудно согласиться, так как в своей жизнедеятельности человек ориентируется на несколько ценностей одновременно, значимых для него в различной или одинаковой степени. Мысль Шпрангера о том, что личность ориентирована лишь на какую-либо одну ценность является частным случаем следующего общего положения системного подхода: «... ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» (Б.Ф.Ломов).
Подтверждение этому положению мы находим в работах Дж.Холланда, который обнаружил значимые корреляционные связи 6 ценностных установок и связанных с ними типов профессиональной деятельности: исследовательские, практические, художественные, социальные, предпринимательские, конвенциональные.
Из вышесказанного можно заключить, что ценностные ориентации являются системообразующим фактором структуры личности, определяющим её содержательную направленность. Сама же система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.
Общепризнанным в применении к исследованию психических феноменов является системный подход. По отношению к психологическим системам выделяются такие их свойства, как многоуровневость и иерархический принцип строения, нелинейность, открытость и недизъюнктивность(Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Кузьмин В.П., ЛомовБ.Ф., МерлинВ.С). Важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации является её многоуровневость, проявляющаяся в иерархическом строении этой системы. Возможны два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый подход - нормативный, описывает модель системы в соответствии с какой- либо психологической теорией. Второй подход-дескриптивный, заключается в выявлении иерархического строения жизненной системы ценностей конкретного испытуемого.
С целью построения теоретической модели структуры ценностных ориентации выделяются уровни иерархии и основания выделения каждого уровня. Так, Н.А.Бердяев на верхнем уровне системы ценностей выделяет 3 типа: духовные, социальные, материальные. Все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из типов. М.Рокичем выделяются два уровня иерархии: ценности- цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности. С.С,Бубнова выделяет 4 иерархических уровня в системе ценностных ориентации личности, которые должны соответствовать 4 уровням её изучения.
1.Наиболее обобщённые, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные.
2. Компоненты трёх видов абстрактных ценностей. Так, например, в системе духовных ценностей выделяются познавательные, эстетические, гуманистические и д.р. В системе социальных ценностей выделяются ценности социального уважения, социальных достижений и социальной активности.
3.Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (например, общительность, любознательность, активность и пр.).
Экологические ценности в современном социокультурном контексте. Философские и религиозно-мифологические основания экологических ценностей.
Особенностью современной социокультурной ситуации является многообразие и эклектичность мировоззренческих установок.
Общественное экологическое сознание скорее всего функционирует как "некий причудливо сочетающийся конгломерат различных научных, религиозных и философских сентенций и практического опыта повседневной жизни" (15, с. 27).
Генетически общественное экологическое сознание является продуктом индивидуального, так как представляет собой статистически производное от индивидуальных сознаний, а потому общественное сознание, в том числе и экологическое заключает в себе отражение типического, наиболее общих характеристик индивидуального. О господствующем мировоззрении можно говорить, имея в виду лишь некую общую ориентацию человека на определенную систему представлений о мире: религиозную, научную или философскую (56). Первая опирается на довольно жесткую систему религиозных догматов о мире и основах существования в нем человека. Вторая строится на данных всей совокупности научных достижений и, соответственно, совпадает с научной картиной мира, которая, однако, с каждым крупным открытием в науке претерпевает некоторые трансформации, даже может коренным образом измениться. Философское мировоззрение может строиться на разных основаниях, исходя из религиозных или научных представлений, а чаще используя оба эти основания в разной мере.
Однако, на наш взгляд, при таком подходе мы упускаем из виду еще одну важную систему представлений о мире, исторически предшествующую трем названным, но, тем не менее, как показывают исследования, достаточно широко представленную в общественном экологическом сознании. Речь идет о мифологическом сознании.
Под словом "миф" понимаются две взаимосвязанные, но в то же время относительно независимые группы явлений:
1. Возникающая на ранних этапах истории своеобразная форма мировоззрения, воплощающаяся в сказаниях и повествованиях.
Мифологическое или архаическое сознание возникает в дорелигиозный период и служит основой всех религиозных форм мировоззрения.
2. Диалектически необходимая категория сознания и бытия, которая дана как вещественно-жизненная реальность субъект-объектного, структурно выполненного взаимообщения, где отрешенная от изолированно-абстрактной вещности жизнь претворена в до-рефлексивно инстинктивный, интуитивно понимаемый образ (49, с. 73).
Ряд авторов (Сосунова, Осипов, Плюснин, Курманова) указывают на "засоренность" системы экологических ценностных ориентации продуктами социального мифотворчества. Применительно к теме нашей работы изучение такого рода обстоятельств приобретает серьезное значение, поскольку они вызывают "явное несоответствие реальных социальных интересов личности ... и ее ценностных ориентации, что существенно затрудняет адекватное понимание ... конкретной экологической ситуации (63, с. 36). Интересно, что мифологические представления способны образовывать устойчивые сочетания с научными и религиозными, в меньшей степени - философскими .
Архаические формы субъектного восприятия.
В мифологическом сознании очень явно выражено тяготение- к субъектному восприятию, что, вероятно, можно объяснить ситуацией субъект-объектной неразделенности (46).
Наделение субъектностью природного объекта может происходить в различных формах и различными способами. Существует целый ряд понятий, используемых для анализа проблемы субъектного восприятия. С.Д.Дерябо и В. А. Ясвин используют следующий набор понятий: анимизм, антропоморфизм, персонификация, субъектификация. Хотя данная классификация вызывает серьезные нарекания с логической точки зрения (неясно, что служит единым основанием их выделения; анимизм и антропоморфизм - явления, субъектификация и персонификация -процессы), в целом система данных понятий достаточно точно отражает специфику изучаемого феномена. Другие исследователи (Бахарев В. В.) опираются на классификацию первобытных форм религии (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм), которая, будучи более логически обоснованной, в сущности ничего не добавляет к первой классификации ( за исключением, быть может, магии, сущность которой, впрочем, достаточно адекватно отражает понятие субъектификации).
Анимизм (от лат. anirna, animus"— дух, душа) — система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у объектов и явлений особой отделимой от них субстанции (духа, души), способной активно и самостоятельно действовать.
Для анимистического сознания характерно своего рода "двоемирие": есть видимый ("свой, освоенный") мир и невидимый (потусторонний мир духов), причем, оба мыслятся как абсолютно реальные. Но, тем не менее, эти два мира неразрывно связаны, постоянно взаимодействуют друг с другом.
Пути формирования субъектного отношения к природе
Проблема исследования психологических механизмов формирования отношения к природе остается одной из центральных в процессе разработки психологических основ современной концепции экологического воспитания.
Факторы, влияющие на формирование отношения к природным объектам, можно условно разделить на две группы - внутренние и внешние. Иначе говоря, отношение к. природному объекту определяется, во-первых, свойствами самого объекта (то есть с кем или чем взаимодействуют, кого или что воспринимают) и, во вторых, свойствами самого воспринимающего. Каждая группа факторов обладает собственными специфическими механизмами, определяющими формирование отношения к природным объектам, которые будут рассмотрены ниже.
Внешние факторы.
Важнейшую роль в формировании отношения к природным объектам играет характер поступающих от них стимулов. Рассмотрим данное положение в свете концепции, предложенной лауреатом Нобелевской премии, зоопсихологом К.Лоренцем.
В результате проведенных исследований, Лоренцу удалось установить, что из всей совокупности стимулов, получаемых живыми существами из мира, можно выделить особую группу ключевых стимулов, которые он назвал релизерами (от английского " высвобождать, спускать")(110). Сущность релизеров заключается в том, что они вызывают ту или иную строго определенную реакцию, даже если с данным релизером живое существо встречается впервые.
Определённые релизеры природных объектов могут оказывать своё воздействие и на человека. МакФарленд, например, говорит об инстинктивном распознавании людьми сигнальных раздражителей животных, играющих важную роль в социальном поведении человека. Анализируя межвидовую коммуникацию, он пишет о том, что " форма головы ребенка - важный фактор, вызывающий родительские чувства - у взрослого человека. Неоднократно отмечалось, что люди также реагируют на подобные особенности молодых животных "(112, с.336).
Таким образом, отдельные релизеры или целые их комплексы, присущие природным объектам, могут формировать у человека устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к ним, то есть симпатию. В свою очередь, воздействие на человека других релизеров может вызвать противоположную реакцию - неприязнь.
Следует особенно подчеркнуть следующее положение: между воздействием релизеров на животное и человека существует принципиальное различие. Животное дает на релизер строго определённую рефлекторную реакцию, воздействие релизеров на человека всегда так или иначе опосредованно его внутренним миром. Это означает, что на разных людей одни и те же релизеры действуют несколько по-разному; на одного и того же человека одни и те же релизеры также могут влиять различным образом, в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста и т.д. Учитывая это различие, Дерябо предложил использовать для обозначения ключевых стимулов, влияющих на процесс формирования субъективного отношения к природе, термин "психологический релизер", чтобы подчеркнуть эту разницу с просто "релизером", используемым в этологии. В работах С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина предложена классификация психологических релизеров, в зависимости от того, на какие сенсорные системы они воздействуют. Таким образом были выделены визуальные, аудиальные, тактильные и обонятельно-вкусовые психологические релизеры (далее - релизеры ).
Визуальные релизеры воспринимаются зрительным анализатором и связаны в первую очередь с цветом, формой, силуэтом, пропорциями, величиной и т.д.
Аудиальные релизеры действуют через слуховой анализатор и связаны со звуковыми характеристиками: тон, тембр, ритм, высота и т.д.
Тактильные релизеры связаны с воздействием на комплекс тактильных и температурных рецепторов различных динамических свойств объектом, осязаемых свойств их поверхности.
Обонятельно-вкусовые релизеры воздействуют на вкусовые и обонятельные рецепторы, и также могут иметь определённое значение в эмоциональной регуляции формирования отношений к природным объектам.
Однако данная классификация была бы неполной, если бы в ней были проигнорированы поведенческие особенности природных объектов. Хотя они включены в классификацию по иному основанию, нежели другие, их рассмотрение представляет особое значение в данной работе.
Поведенческие (витальные) релизеры - это ключевые стимулы, поступающие при демонстрации природным объектом определенных форм поведения, витальных проявлений, которые вызывают у людей соответствующие эмоции. Следует отметить, что витальные релизеры могут быть присущи и растениям.
Таким образом, те природные объекты, которые обеспечивают действие релизеров, вызывающих положительные эмоции, становятся для человека привлекательными. Привлекательность, в свою очередь, является первой фазой установления отношений, более того, по мнению Левина, она является внутренним стимулом для установления отношений.
Однако, формирование отношений к природной объекту, по всей вероятности, невозможно при отсутствии его встречной активности, без которой оно не в состоянии принять вид собственно взаимодействия, продолжая сохранять в себе черты, в сущности, воздействия человека на природный объект. При наличии же этой важной черты взаимодействие человека с природным объектом может принять даже вид общения.
Способность природного объекта открываться в качестве субъекта совместной деятельности и общения возникает в процессе практического взаимодействия с ним.
На первом этапе, под влиянием такого характера взаимодействия, реакции природного объекта на активность личности осмысляются ею не просто как реакции, а как своеобразные "ответы", поскольку человек в этом случае ожидает от природного объекта именно взаимодействия.
"Ответы" природного объекта на активность личности, направленную на взаимодействие с ним, могут подвергаться рефлексии, на основе чего вносятся коррективы в дальнейшую активность.
"Ответы" имеют принципиальное значение для субъектификации в рассматриваемом аспекте. Только благодаря им объекты неживой природы, растения, да и, в большинстве случаев, многие животные и могут вообще вступать во взаимодействие с человеком, являться партнерами по нему, а не быть лишь объектом его воздействия. "Ответ" — это действие, за которым для воспринимающего стоит природный объект как субъект этого действия.
В данном случае особое значение имеет то, что человек ожидает ответных проявлений, которые он мог бы каким-либо образом зафиксировать (увидеть, услышать и т.д.). Рядом ученых отмечается, что параметры отношения к природному объекту способны меняться, в зависимости от его возможности отвечать на заботу человека. Поскольку способность различных живых существ к коммуникативному взаимодействию различна, ответы объектов природы на активность человека также могут кардинальным образом различаться.
Реакции природных объектов на целенаправленную активность человека, который их субъективно интерпретирует как ответы, могут быть проклассифицированы. Внутри классификации они могут быть расположены по степени возрастания трудности их прочтения в качестве таковых.