Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема нравственных отношений человека в философских учениях
1.1. Научные взгляды о нравственных отношениях человека в этических и религиозных учениях прошлого 23
1.2. Современные этические учения о нравственных отношениях человека как предмет психологической рефлексии 66
Выводы по 1 главе 90
Глава 2. Нравственные отношения как психологическое явление
2.1. Проблема нравственных отношений в зарубежных психологических учениях 95
2.2. Этапы развития научных представлений о нравственных отношениях человека в отечественной психологии 150
2.3. Системный подход к изучению нравственных отношений человека 178
Выводы по 2 главе 205
Глава 3. Системно-деятельностный подход и модель развития нравственных отношений человека
3.1. Системно-деятельностный подход к развитию нравственных отношений человека 208
3.2. Модель развития нравственных отношений человека в онтогенезе 228
Выводы по 3 главе 245
Глава 4. Эмпирическое исследование нравственных отношений подростков
4.1. Диагностика нравственных отношений подростков 248
4.2. Динамика нравственных отношений подростков 280
4.3. Факторы развития нравственных отношений подростков 314
Выводы по 4 главе 342
Глава 5. Теоретико-методологические основы развития нравственных отношений подростков в образовательной среде школы и эффективность опытно-экспериментальной работы
5.1. Система и модель формирования нравственных отношений подростков в образовательной среде школы 346
5.2. Программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений подростков 390
5.3. Эффективность опытно-экспериментальной работы по развитию нравственных отношений подростков в образовательной среде школы 403
Выводы по 5 главе 416
Заключение 419
Список литературы
- Современные этические учения о нравственных отношениях человека как предмет психологической рефлексии
- Этапы развития научных представлений о нравственных отношениях человека в отечественной психологии
- Модель развития нравственных отношений человека в онтогенезе
- Программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений подростков
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Кардинальные изменения всех сторон современной общественной жизни России существенным образом влияют на содержание отношений между людьми. Становится особенно актуальным поддержание такого взаимодействия между ними, которое определяется сотрудничеством, взаимопониманием и ответственностью. Сегодня общество нуждается в гражданах, строящих социальное взаимодействие на основе нравственных норм. Все, с чем взаимодействует человек, содержит в себе нравственно-этический аспект. Семейная жизнь, работа, познание, творчество, общественная жизнь – во всех этих и в других сферах жизни человек действует, исходя из принятых нравственных норм, но в то же время состояние общественной морали зависит от уровня нравственного развития каждого человека.
Одним из возможных способов, обеспечивающих соответствие социального взаимодействия нравственным нормам, является воспитание нравственности подрастающего поколения.
«Проблема нравственности является прежде всего проблемой нравственных отношений, которые определяют мотивы и выбор поступка»1. Формирование нравственных отношений заключает в себе возможность развивать нравственность человека, а развитие нравственных отношений подростков, находящихся большую часть своего времени в школе, является стратегической целью современного образования.
Проблема нравственных отношений человека – далеко не новая научная проблема. Поставленная в древних религиозно-философских учениях (Конфуций, Лао-цзы и др.), она получила свое развитие в трудах мыслителей древней Греции (Аристотель, Эпикур, Диоген и др.), средневековья (П. Абеляр, Ф. Аквинский и др.), Нового времени и эпохи Просвещения (Б.Спиноза, И. Кант, Г. Гегель и др.) и была конкретизирована в работах отечественных ученых (Р.Г. Апресян, Б.С. Братусь, Г.Н. Гумницкий, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Л.В. Максимов, Т.В. Мишаткина, А.В. Разин, С.Л. Рубинштейн, А.М. Титаренко и др.).
На современном этапе данная проблема носит междисциплинарный характер и исследуется на этическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. На этическом уровне определяется статус понятия «нравственное отношение», выясняется его соотношение с понятиями «моральность» и «нравственность»; выявляется сущность нравственного отношения, его отличие от морального отношения по функциям и критериям оценки (А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Э.В. Ильенков, В.Н. Рыбакова, В.С. Соловьев, И. Кант, В.А. Лефевр, К. Ясперс и др.). На социально-психологическом уровне выявляются психологические особенности нравственных отношений человека, обосновывается структура и функции нравственных отношений, исследуется влияние социальных и психологических факторов на процесс развития таких отношений, выявляются психологические механизмы, способствующие их становлению, обосновывается, что
1 Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / под ред. А.А. Бодалева – М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1995. – 356 с. С.166
нравственное отношение есть не только связь, но и оценка, обмен нравственным опытом между людьми (Ю.В. Александрова, А.А. Бодалев, С.К. Бонды-рева, Б.С. Братусь, Д.В. Колесов, Н.А. Корниенко, В.Н. Пономаренко, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов). На психолого-педагогическом уровне нравственные отношения субъектов образования исследуются в неразрывном единстве с изучением процессов психического развития и личностного становления учащихся на различных этапах образования (В.Е. Абрамова, Л.А. Антилогова, М.И. Воловикова, Л.А. Запорожец, В.А. Зобков, И.М. Ильичева, Н.А. Коваль, А.Б. Купрейченко, К.В. Макарова, Н.В. Мельникова, Н.И. Непомнящая, К.В. Пирумова, Л.М. Попов, А.В. Садокова, Е.Е. Соловцова, Е.В. Суббот-ский, М.И. Фризен, В.Э. Чудновский и др.); определяются содержание, принципы, методы формирования нравственных отношений школьников (Х.Х. Валиахметов, Л.Э. Орбан, А.З. Рахимов, Н.М. Трофимова, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.). Всё это создает необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы развития нравственных отношений подростков в образовательной среде.
Изучение научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что указанные предпосылки были частично реализованы при формировании нравственного сознания будущих учителей (О.К. Позднякова), ценностного отношения будущих педагогов к личности учащегося (С.В. Пазухина), ценностного сознания будущих учителей (Л.Д.Вершинина), при формировании нравственно-ценностной позиции студентов – будущих социологов (С. В. Пупков), при выявлении особенностей и стратегий формирования нравственных смысловых образований личности подростков (М.И. Фризен), юношей (Ю.А. Александрова, Д.А. Леонтьев), при разработке содержания и методов психологического сопровождения формирования нравственных отношений у подростков и юношей (Р.А. Резяпова).
Отмечая плодотворность исследований, следует признать, что в педагогической психологии проблема развития нравственных отношений подростков далека от окончательного решения. Как показывает анализ научной литературы, эта проблема характеризуется большим разнообразием мнений, которые довольно сложно систематизировать (П.Н. Шихирев и др.). Сложившаяся традиция понимания нравственного отношения человека как отношения к другому как Равному (Б.С. Братусь) не раскрывает его психологического содержания и не дает ответа на вопросы, возникающие в реальной практике образования, где необходимо знать свойства и компоненты нравственных отношений, механизмы, факторы и алгоритмы их развития. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определила актуальность нашего исследования.
Среди многих проблем, возникающих при изучении проблемы развития нравственных отношений подростков, необходимо исследовать такие, которые связаны с раскрытием содержания понятия «нравственное отношение»; с обоснованием психологической сущности, содержания и структуры такого отношения; с определением критериев оценки, показателей, уровней нравственных отношений; с разработкой алгоритма и выявлением закономерностей развития нравственных отношений в подростковом возрасте; с разработкой концепции развития нравственных отношений подростков в образовательной
среде, задающей способ создания модели развития таких отношений; с выявлением форм и методов формирования нравственных отношений учащихся; с разработкой программы психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений подростков.
Таким образом, налицо противоречия между потребностью общества в выпускнике школы, ориентированном на гуманистические ценности и способном устанавливать нравственные отношения с людьми, и все еще сохраняющейся нацеленностью школы на выполнение информативно-образовательной функции, которой свойственны дистантность, монологичность, отсутствие обратной связи и сотрудничества; между практической необходимостью развития нравственных отношений учащихся и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированной концепции развития нравственных отношений подростков в образовательной среде школы.
Стремление найти пути разрешения противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема разработки концепции развития нравственных отношений подростков в образовательной среде, обеспечивающей формирование гуманистически ориентированных способов связи человека с людьми и самим собой; в практическом – разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений подростков.
Объект исследования – нравственные отношения подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогические факторы и закономерности (динамика, этапы, тенденции) развития нравственных отношений подростков.
Цель исследования – разработать и теоретически обосновать практико-ориентированную концепцию развития нравственных отношений подростков в образовательной среде школы.
Гипотеза исследования. Нравственные отношения как представленная в сознании и поведении система нравственных связей человека с другими людьми, миром и собой в подростковом возрасте формируется в образовательной среде в векторах принятия гуманистических ценностей, их дифференциации, децентрации сознания до просоциального уровня, избирательности и устойчивости в проявлении дружелюбия и альтруизма через специфически взаимосвязанные изменения когнитивного, эмоционально-потребностного и поведенческого компонентов таких отношений.
Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы будет эффективным, если:
разработана и реализована практико-ориентированная концепция развития нравственных отношений подростков, включающая теоретико-методологическое обоснование научной проблемы, цели и ведущей идеи, задающей (концепция) способ разработки модели формирования таких отношений подростков;
учитываются закономерности и факторы возрастного развития нравственных отношений личности;
создана такая образовательная среда школы, которая включает в себя специально организованную систему работы педагогов, обеспечивающую
приобщение учащихся к гуманистическим ценностям в учебной и внеучеб-ной деятельности на основе учебно-педагогического сотрудничества субъектов образовательного процесса;
- в образовательной среде школы в соответствии с принципами универ
сализации, развивающего обучения, нравственной компетенции, субъектно-
сти и такими признаками системы, как иерархичность, целостность, актив
ность, акмеологичность, доминантность, моделируемость, устойчивость, реа
лизуются социально-коммуникативная, информационно-транслирующая,
культуроориентирующая функции образования через специфическую орга
низацию педагогического, социокультурного, психологического, дидактиче
ского компонентов такой среды;
- реализуется программа психолого-педагогического сопровождения,
являющаяся компонентом системы работы педагога, которая, активизируя
гуманистическое взаимодействие субъектов образовательной среды, обеспе
чивает присвоение учащимися ценностей, становящихся критериями оценки
себя и других, формирование опыта нравственного поведения и смысложиз-
ненных ориентаций в векторе универсализации связей с окружающей дейст
вительностью и дифференциации гуманистических ценностей.
Задачи исследования:
-
На основе выявления состояния проблемы нравственных отношений личности в науке раскрыть психологическое содержание понятия «нравственное отношение» человека.
-
Обосновать психологическую сущность, содержание, структуру нравственных отношений человека.
-
Определить критерии, показатели, уровни развития нравственных отношений человека и выявить их специфику в подростковом возрасте.
-
Разработать модель развития нравственных отношений человека.
-
На основе исследования динамики, половозрастной специфики нравственных отношений подростков обосновать типологию нравственных
-
Выявить закономерности и факторы развития нравственных отношений подростков.
-
Разработать систему формирования нравственных отношений подростков в образовательной среде, модель и алгоритм ее реализации.
-
Разработать программу психолого-педагогического сопровождения формирования нравственных отношений подростков и проверить её эффективность. Методологической основой исследования являются этика как наука о
морали и практическая философия; отечественные философско-этические и психологические теории и концепции отношений личности; основные положения современной методологии науки, интерпретирующей постнеклассиче-ский тип рациональности. В качестве специальной методологии выступает системный подход к познанию действительности.
Источниками исследования являются фундаментальные положения:
- психологии о психике, о взаимодействии психических процессов, о со
отношении деятельности и сознания, врожденного и приобретенного, инди
видуального и социального (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов,
В.П.Зинченко, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн и др.);
концепции, развивающие холистический подход к человеку, рассматривающие его в целостной жизнедеятельности в единстве материальных, социальных и духовных аспектов бытия (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалёв, А.В. Брушлинский, Е.И.Исаев, В.П. Зинченко, И.М. Ильичева, А.Ф. Лазурский, Н.И. Непомнящая, В.А. Петровский, В.А. Пономаренко, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.);
психологические концепции развития человека в процессе онтогенеза (В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.В.Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
– концепции нравственных отношений, сложившиеся в философии и в конкретных науках (Р.Г.Апресян, Н.А. Бердяев, А.А.Гусейнов, О.Г. Дроб-ницкий, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Н.О. Лосский, А.В. Разин, В.Н. Рыбакова, В.С. Соловьев, А.М. Титаренко, В.П. Тугаринов, И. Кант и др.);
– теории культурно-психологического (Н.Я. Грот, К.Д. Кавелин, А.А.Потебня, В. Дильтей, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Шпрангер и др.), экзистенционально-гуманистического (С. Кьеркегор, Ж. Сартр, М.Хайдеггер, М. Шелер и др.) подходов к развитию отношений человека;
– психологические теории отношений человека (А.А. Бодалев, В.А.Зобков, В.А. Лабунская, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, Е.В. Левченко, В.Н. Мясищев, В.П. Позняков, С.Л. Рубинштейн, И.Р. Сушков, М.М. Троицкий и др.) и самоотношения (О.С. Анисимов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, В.Б. Шумский и др.);
– психологические теории, описывающие формирование смысловых образований психики (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилю-нас, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.А. Сосновский, Е.В. Субботский, В.Я. Ядов и др.);
– социально-психологические концепции, описывающие процессы восприятия, социального познания, перцепции и интеракции в процессе субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий (Г.М. Андреева, Е.Ю. Артемьева, А.А. Бодалев, А.Б. Купрейченко, В.Н. Маркин, В.Ф. Петренко, Дж. Гилфорд, Д. Келли, С. Леви, Т. Лири, Ч. Осгуд и др.);
– теории нравственного развития человека (Л.Н. Антилогова, Б.С. Братусь, Е.Б. Весна, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Е.И. Исаев, В.П. Зинчен-ко, В.В. Знаков, А.В. Зосимовский, Н.А. Коваль, Н.А. Корниенко, К.В. Макарова, Н.В. Мельникова, Н.И. Непомнящая, Л.Э. Орбан, В.Н. Панферов, Л.М. Попов, А.З. Рахимов, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, В.М. Холмогорова и др.);
– теории культурно-психологической типизации личности (М. Бахтин, Е.Б. Старовойтенко, М. Бубер, К.Г. Юнг, К. Ясперс и др.);
– современные концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашви-ли, В.П. Бездухов, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Библер, Б.С.Гершунский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.З. Рахимов, А.А. Реан, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская и др.);
– концепции проектирования гуманистической образовательной среды (И.А. Баева, В.В. Рубцов, Н.М. Трофимова, В.А. Ясвин, Я. Корчак и др.);
– теории и концепции нравственного воспитания (О.С. Богданова, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, Л.И. Рувин-ский, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.П. Шитякова, Н.Е. Щуркова и др.);
– теории и концепции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (И.А. Баева, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.М. Са-моукина, Л.М. Фридман и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретические – анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы, сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы, констатирующий и формирующий эксперимент; эмпирические – интерперсонального диагноза Т. Ли-ри, «Профиль чувств в отношениях» Л.В. Куликова, тест Кеттела, тест Ро-зенцвейга, методика исследования типов общей эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова, «Незаконченные предложения» Сакса-Леви в авторской модификации, «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда в модификации, авторские методики «Мотивация нравственного поведения», «Экспертная оценка нравственных проявлений»; обработки данных – частота распределения, среднее арифметическое, дисперсия, выявление различий, ранговая корреляция, факторный анализ с использованием пакета прикладных программ Statistika 6.0. for Windows, SPSS 18.0.
База исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2011 годы в образовательных учреждениях республик Башкортостан (Уфа, Октябрьский, Сибай, Баймак) и Татарстан (Набережные Челны). К процессу эмпирического исследования были привлечены школьники подросткового возраста – 11-16 лет (всего 865 человек). В апробации методик и пилотажных исследованиях принимали участие около 350-ти человек. На этапе лонгитюдного исследования было задействовано 328 подростков. На этапе формирующего эксперимента – 282 человека, из них 187 подростков, 40 учителей и 55 родителей.
Научная новизна исследования:
– раскрыто психологическое содержание понятия «нравственное отношение человека» [это субъективно переживаемая система связей человека с миром, собой и другими с позиции гуманистических ценностей, имеющая жизненный смысл и воплощенная в смысловых структурах сознания, регулирующих его поведение];
– обоснованы психологическая сущность [сущность нравственного отношения человека состоит в том, что осознанное и принятое им в процессе субъект-субъектной связи (взаимодействия) нравственное значение (онтологический аспект) принимают форму образа возможного идеального способа взаимоотношений с другими как Равными в контексте собственной жизни (феноменологический аспект), который (образ) участвует в смыслообразова-нии его (человека) непосредственного взаимодействия с миром и другими, результатом которого становится состояние готовности действовать так, как если бы этим другим был он сам, и переживание внутренней необходимости
действовать именно так (деятельностный аспект)]; содержание [гуманистические ценности: дружелюбие, альтруизм, честность, милосердие, совесть и др.]; структура [когнитивный (знания о нравственных ценностях, оценочные шкалы, которыми человек пользуется при характеристике окружающей действительности), эмоционально-потребностный (стремление взаимодействовать на основе гуманистических ценностей) и поведенческий (стратегии и тактики взаимодействия) компоненты] нравственных отношений человека;
– разработана структурно-содержательная модель развития нравственных отношений человека в онтогенезе, состоящая из содержательного вектора [универсализация, включающая ступени эго-, группо-, просоциальной, гуманистической и духовной центрации личности] и пространства трансформации структуры, свойств, аспектов отношений к другому, миру и себе по критерию гуманистических ценностей в процессе социализации – индивидуализации человека [Я – Другой, Я – Другие, Я - общество в целом, Я - человечество, активизирующиеся на определенной ступени развития отношений];
– определены критерии оценки [внешние – наличие свойств онтологического (принятие, центрация, избирательность, активность, дистанция, гармоничность, конгруэнтность, устойчивость); феноменологического (центрация, принятие, форма, позиция в оценке, дифференциация, дестереотипизация, граница, устойчивость); деятельностного (центрация, принятие, позиция в нравственной рефлексии, дифференциация оценки, устойчивость, «грань Я») аспектов нравственных отношений; внутренние – центрация содержания компонентов отношения], показатели и уровни (низкий, эгоцентрический; средний, группоцентрический; высокий, просоциальный) развития нравственных отношений подростков;
– выявлена динамика нравственных отношений подростков [по аспектам: феноменологический – от ситуативного до устойчиво осознанного принятия и дифференцирования нравственных норм, до выработки сложного образа о способе взаимоотношений с другими как Равными в контексте собственной жизни; онтологический – от преобладания группоцентрически направленных связей до установления избирательных просоциальных связей с другими людьми; деятельностный – от отсутствия оценки себя как субъекта нравственности до устойчивой, дифференцированной рефлексии и принятия себя как субъекта нравственности, до ситуативного проявления нравственной мотивации поведения; по компонентам: когнитивный – от преобладания эгоцентрических ценностей к осмыслению просоциальных ценностейм и их систематизации; эмоционально-потребностный – доброжелательность, подкрепляемая в младшем подростковом возрасте альтруистической мотивацией, к старшему подростковому возрасту сменяется социальной мотивацией; поведенческий – значимая смена пассивности в совершении социальных дел активным проявлением моральных норм]; половозрастная специфика [у мальчиков значимо выше динамика когнитивного компонента и феноменологического аспекта, а у девочек – эмоционально-потребностного, поведенческого компонентов и онтологического, деятельностного аспектов отношений]; разработана типология нравственных отношений подростков [«Отзывчивые, гармоничные» и «Группоцентричные, дисгармоничные»];
– выявлен алгоритм развития нравственных отношений подростков и тенденции изменения их структуры [алгоритм развития включает в себя следующие звенья: принятие нравственных ценностей экспериментирование ими в межличностных связях систематизация нравственных проявлений рефлексия нравственных связей созидание нравственных связей]. Данная динамика обусловлена изменениями в структуре нравственного отношения подростков: в младшем подростковом возрасте в структуре нравственного отношения доминирует развитие эмоционально-потребностного компонента (альтруистическая мотивация), а в среднем и старшем подростковом возрасте – поведенческого компонента (социальная активность);
– на основе исследования динамики нравственных отношений подростков выявлены совокупность факторов их развития [половые; социокультурные: микросреда (полнота семьи), макросреда (среда проживания – город, село), обуславливающие динамические изменения таких отношений; личностные: альтруистические чувства, самоконтроль, уравновешенность, адекватность и интрапунитивность самооценки и образовательно-технологические, обуславливающие содержательные изменения нравственных отношений подростков];
– адекватно каждому уровню развития нравственных отношений подростков выявлены типы личности [высокий уровень – «Ты-ориентированный», средний уровень – «Объект-ориентированный», низкий уровень – «Я-ориентированный»];
– разработана практико-ориентированная концепция развития нравственных отношений подростков в образовательной среде школы, [концепция включает цель – развитие нравственных отношений подростков, идею – «диалог равных партнеров», базируется на системно-деятельностном подходе, где деятельностная составляющая является основой изменений личности подростка, а системная составляющая задает способ организации факторов развития нравственных отношений подростков; принципы: единства нравственного сознания и деятельности (формирование нравственных смысловых образований сознания и опыта нравственного поведения); универсализации (принятие духовных ценностей человечества); нравственной компетенции (готовность к гуманистическим способам решения жизненных задач), субъ-ектности (способность к целеполаганию и рефлексии), развивающего обучения (изменение личности в результате собственных исследовательских действий по приобретению знаний и умений)];
- разработана система формирования нравственных отношений подростков в образовательной среде школы, включающая в себя модель формирования и алгоритм ее (системы) реализации. Система включает в себя следующее: 1) цель [формирование просоциально направленной системы связей подростков с действительностью]; 2) задачи: развитие подростка как субъекта учебной деятельности; формирование у подростков просоциальной позиции и готовности к ее реализации в широком пространстве взаимодействия; 3) принципы: единства нравственного сознания и деятельности, универсализации, нравственной компетенции, субъектности, развивающего обучения; 4) компоненты: а) педагогический, представленный структурными (целевой, технологический, содержательный, оценочный, аналитический) функцио-
нальными (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) элементами; б) дидактический: принципы и средства организации учебного процесса; в) психологический: проецирование подростками своего развития в целях совершенствования нравственных отношений через раскрытие сущности проблемы, обогащение и актуализацию опыта нравственного взаимодействия, формирование потребности в нравственном саморазвитии, развития субъектности как ценностного образования, гармонизации внутреннего мира, связывания линий своего развития и своей деятельности; г) социокультурный: субъект-субъектные отношения сотрудничества с субъектами социального взаимодействия в рамках родительского, педагогического, средового, референтно-группового (ровесники), межгруппового (учащиеся разных возрастов) общения; 5) показатели системы: иерархичность [четкая организационная структура и алгоритм реализации]; целостность [охват всех аспектов образовательного процесса и связь всех его субъектов], активность [направленность на формирование широких поликультурных интерперсональных связей человека], акмеологичность [ценностно-смысловая направленность и соответствующее содержание], доминантность [значимость образовательной среды для подростков], моделируемость [адекватные психолого-педагогические методы, средства диагностики, обучения, контроля и коррекции процесса развития нравственных отношений в конкретных социокультурных условиях], устойчивость [планомерность, непрерывность, единство психолого-педагогических воздействий];
– разработана алгоритмическая модель формирования нравственных отношений подростков в образовательной среде, которая включает в себя цель системы; блоки [гносеологический, проектировочно-целевой, детерминаци-онный, содержательный, технологический, итогово-аналитический], каждый из которых решает свои задачи c помощью адекватных содержанию данных блоков психолого-педагогических средств; прогнозируемый результат – про-социально направленная система связей подростков с миром, собой и другими;
– выделен алгоритм реализации системы формирования нравственных отношений подростков в образовательной среде [1 – анализ структуры, аспектов нравственных отношений подростка с целью определения достигнутого уровня развития; 2 – проектирование идеального уровня развития нравственных отношений, исходя из осознания личностью возможностей и ценностей; 3 – создание и обоснование индивидуальной модели развития нравственных отношений и на ее основе выделение субъектнозначимых условий ее (модели) реализации, построение персонограммы, выбор личностнозначи-мых техник взаимодействия с другими людьми; 4 – реализация целенаправленной совместной деятельности субъектов образования по развитию системы гуманистических связей подростка с миром, собой и другими с помощью различных педагогических учебных и внеучебных средств. Учебные – учебно-событийная совместная деятельность учеников и учителей, где главным способом познания является собственный нравственный опыт подростка; индивидуализация и дифференциация обучения; организация самостоятельной социально значимой деятельности подростков; психолого-педагогическая культура педагогического коллектива, где педагоги выступают носителями
гуманистических смыслов; нравственно-психологический климат в коллективе; гуманистическое пространство социальных связей коллектива; лично-стно-ориентированная модель учебно-педагогического общения; демократический стиль управления образовательным процессом; нравственная развивающая среда образовательного учреждения. Внеучебные – возможности для социокультурного самоутверждения, удовлетворения потребности в свободе, в бескорыстной поддержке, в раскрытии своего человеческого потенциала; многоплановая совместная работа образовательного учреждения с семьей, коллективом ровесников и др.; 5 – совместный анализ субъектов образовательной среды результатов развития нравственных отношений подростков].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное психолого-педагогическое значение, открывает направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением формирования нравственных отношений учащихся, определяющих связь между нравственным сознанием и поведением. Обоснование содержания структурных компонентов, аспектов, свойств и уровней развития нравственных отношений подростка составит основу для новых научных представлений о феномене нравственных отношений человека; выявление состояния и закономерностей развития нравственных отношений подростков послужит основанием для широких теоретических представлений о стратегии деятельности педагога школы и месте этой деятельности в организации духовно-практического освоения школьниками мира в морали.
Предлагаемая в исследовании практико-ориентированная концепция, определяющая способ разработки системы формирования нравственных отношений подростков, реализуемой в рамках направлений деятельности педагогов школы, способствует обогащению педагогической психологии в части, относящейся к определению подходов и принципов развития нравственных отношений учащихся. Установление психолого-педагогических факторов, закономерностей, обуславливающих динамику нравственных отношений подростков, создает новые перспективы для прикладных исследований в области психологии воспитания.
Обоснование процесса развития нравственных отношений подростков посредством действия системы психолого-педагогических факторов, оптимизирующих этот процесс, расширит теоретическое представление о содержании педагогического образования. Новые эмпирические данные проясняют научное представление о динамике нравственных отношений подростков, находящихся в разных социально-педагогических условиях. Результаты исследования расширяют представления о содержании, формах и методах развития гуманистических связей субъектов образования в той части, которая относится к способам включения морального знания в учебный процесс и во внеаудиторную работу школьников.
Проведенное исследование способствует развитию категориального аппарата психологической науки: раскрыто содержание понятия «нравственные отношения человека», определена их психологическая сущность и место в структуре нравственного сознания человека; конкретизировано понятие
«развитие нравственных отношений человека»; выявлено соотношение между нравственным отношением и моральным отношением человека.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование социального взаимодействия подростков по критерию нравственных отношений к другим, к миру и к себе; в выявлении возможностей ФГОС ООО в формировании у ученика нравственных отношений, образующих ядро его нравственного сознания; в определении методов исследования, с помощью которых выявляется состояние нравственных отношений подростков; в вычленении системы ценностей, подлежащих освоению школьниками в разные периоды подросткового возраста. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения формирования нравственных отношений подростков, включающей направления деятельности педагогов: помощь подросткам в формировании гуманистических связей с собой, другими и миром; помощь педагогам в систематизации умений нравственного учебно-педагогического взаимодействия, в организации субъект-субъектной совместной учебной деятельности, в формировании нравственного образовательного пространства школы; помощь родителям в гуманизации детско-родительских отношений и дидактический материал: «Дневник Поступков», персонограмма, рабочая тетрадь для родителей «Счастливые родители», рабочая тетрадь для педагогов «Уроки жизни» являются объективной основой для совершенствования образовательной деятельности в школе. Разработка и апробация спецкурса «Развитие нравственных отношений школьников» является реальной предпосылкой обновления содержания педагогического образования.
Прошедшие апробацию монографии и учебные пособия могут быть использованы в деятельности педагога, психолога и других субъектов образования.
Результаты исследования обогащают содержание психолого-педагогической подготовки в педагогических учебных заведениях, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Материалы диссертации используются в лекционных курсах по психологии развития, педагогической психологии и истории психологии, читаемых автором в Башкирском государственном педагогическом университете, при написании научных работ, связанных с проблемой нравственного развития детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современных условиях востребована личность, успешная не только в профессиональном плане, но и в построении человечных отношений с другими людьми, в социально ориентированном решении жизненных задач. Решение данной проблемы требует адекватной организации образовательной среды школы, способствующей развитию нравственных отношений учащихся с учетом различных факторов их становления. Однако имеется противоречие между потребностью общества в личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной устанавливать гуманистические отношения, и все еще сохраняющейся тенденцией к реализации субъект-объектных отношений в обучении и воспитании, характеризующихся дистантностью, отсутствием обратной связи и сотрудничества. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является нацеленность образователь-
ной среды на развитие нравственных отношений учащихся в сензитивные периоды их формирования.
-
Развитие нравственных отношений человека – это многоступенчатый, многоаспектный процесс образования системы его связей с другими, миром и собой гуманистического содержания в векторе универсализации как принятия гуманистических ценностей по ступеням эго-, группо-, просоциальной, гуманистической и духовной центрации, проходящий поэтапно в процессе социального взаимодействия в рамках типов отношений «Я в обществе» и «Я и общество» в каждом возрастном периоде в пространстве «транслирования – кристаллизации» нравственных смыслов, расширяющимся на каждой ступени универсализации: Я – Другой, Я – Другие, Я - общество в целом, Я – человечество.
-
В подростковый период развитие нравственных отношений происходит под знаком устойчивого осознанного принятия и дифференцирования нравственных ценностей, выработки образа о способе взаимоотношений с другими как Равными (феноменологический аспект), установления активных, устойчивых, избирательных просоциальных связей с другими людьми (онтологический аспект), устойчивой, дифференцированной рефлексии и принятия себя как субъекта нравственности, ситуативного проявления нравственной мотивации поведения (деятельностный аспект). В развитии нравственных отношений подростков происходит постепенное согласование феноменологического и онтологического аспектов таких отношений, приводящее к переходу от взаимодействия типа «Я и общество» к взаимодействию по типу «Я в обществе».
В подростковый период происходят изменения содержания когнитивного (знания о гуманистических ценностях, оценочные шкалы, которыми человек пользуется при характеристике окружающей действительности), эмоционально-потребностного (стремление взаимодействовать на основе принятых ценностей) и поведенческого (стратегии и тактики взаимодействия) компонентов нравственных отношений.
4. Развитию нравственных отношений подростков в образовательной
среде способствует учет педагогами динамики, уровня, закономерностей ти
па, алгоритма и факторов их развития. Уровни развития нравственных отно
шений личности в подростковый период (высокий, средний, низкий) являют
собой полноту проявления внутренних (центрация содержания компонентов)
и внешних (наличие свойств выделенных аспектов) критериев и показателей
таких отношений. В основу выделения уровней развития нравственных от
ношений положен принцип универсализации, предполагающий движение че
ловека по этапам фиксации на нормы определенной группы (себя, группы,
социума, общечеловеческие). В подростковом возрасте имеют место измене
ния связей подростка с миром в рамках эгоцентрического, группоцентриче-
ского и просоциального типов центрации, которым адекватны соответствен
но низкий, средний и высокий уровни развития нравственных отношений.
Высокий уровень развития нравственных отношений подростков характери
зуется устойчивой просоциальной центрацией сознания, моральной автоно
мией в суждениях, соблюдением моральных норм по отношению к близким,
активным принятием гуманистических ценностей, адекватной оценкой воз-
можности их соблюдения в конкретных ситуациях, готовностью соблюдать их, ситуативной нравственной смысловой регуляцией поведения. Для подростков со средним уровнем характерны устойчивый группоцентризм и ситуативная просоциальная центрация, моральная автономия, дифференцированное критическое, рациональное принятие моральных норм, недифференцированная, критичная оценка себя как субъекта нравственности. Для поступков подростков со средним уровнем развития нравственных отношений требуются внешние стимулы; социальная ответственность и нормативность в суждениях таких подростков устойчивы, а в поступках ситуативны. Подростки с низким уровнем развития нравственных отношений испытывают затруднения в отграничении сфер «ТЫ» и «МЫ», «Я» и «ОНИ», у них отсутствует четкая дистанция в общении, им присущи эгоцентрическая центрация суждений и поступков, иногда цинизм, отвержение других. Нравственные нормы такими подростками недостаточно осознаны и дифференцированы, они предпочитают групповые правила, а позиция в оценке необходимости соблюдения нравственных норм неопределенная или абсолютистская. У них оценка себя как субъекта нравственности неустойчивая, неадекватная, с чувством вины, но дифференцированная.
Развитие системы нравственных связей в подростковом возрасте проходит в логике принятия экспериментирования систематизации рефлексии созидания, обусловленного доминирующей динамикой отдельных аспектов и компонентов нравственных отношений на разных этапах возраста.
Данная динамика обусловлена изменениями в структуре нравственных отношений подростков: в младшем подростковом возрасте в структуре нравственных отношений доминирует развитие эмоционально-потребностного компонента (альтруистическая мотивация), а в среднем и старшем подростковом возрасте – поведенческого компонента (социальная активность). Достигнув определенной величины, количественные накопления в каждом из компонентов отношений приводят к качественной перестройке соотношения уровней развития компонентов и в итоге – к преобразованию уровня отношений.
Развитие нравственных отношений подростка связано с макро- и микросоциальными, половозрастными, психолого-педагогическими факторами, сопряжено с развитием альтруистических чувств, самоконтроля, уравновешенности личности. Макросоциальные факторы определяют динамические свойства (устойчивость, степень осознанности, дифференциация, границы, дестереотипизация, активность) развития нравственных отношений; микросоциальные факторы влияют на содержательные свойства (модальность, позиция, форма, центрация, «грань Я», принятие, гармоничность, конгруэнтность) и внутреннюю структуру нравственных отношений. Личностные факторы обуславливают тип развития нравственных отношений подростка, который (тип) адекватен уровню развития у них нравственных отношений.
5. Положение о необходимости развития нравственных отношений подростков не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки практико-ориентированной концепции развития нравственных отношений подростков в образовательной среде школы. В современных условиях требуется разработка практико-ориентированной концепции, в основу которой
должна быть положена идея «диалог равных партнеров». В основании данной концепции находится системно-деятельностный подход и совокупность принципов, обеспечивающих ее реализацию (единство нравственного сознания и деятельности, универсализации, развивающего обучения, нравственной компетенции). Системно-деятельностный подход в части, относящейся к дея-тельностной его составляющей, предназначен для изменения личности в ходе приобретения субъектно значимого опыта; в части, относящейся к системной составляющей, предназначен для реализации способа организации факторов, влияющих на становление нравственных отношений подростков. Реализация данного подхода обеспечивает создание системы формирования нравственных отношений подростков в образовательной среде, включающей в себя модель и алгоритм реализации системы.
-
Алгоритмическая модель формирования нравственных отношений подростков включает в себя гносеологический, проектировочно-целевой, де-терминационный, содержательный, технологический, итогово-аналитический блоки. В данных блоках представлены объекты, факторы, динамика системы формирования нравственных отношений подростков. Объектами системы являются нравственные отношения субъектов образовательного процесса. Факторами системы являются компоненты образовательной среды: педагогический, дидактический, психологический, социокультурный, к каждому из которых выдвигаются требования, определяющие возможность формирования нравственных отношений у субъектов образовательного процесса. Динамика системы формирования нравственных отношений подростков определяется поэтапной реализацией алгоритма формирования таких отношений в образовательной среде, который обеспечивает выполнение социально-коммуникативной, информационно-транслирующей, культуроориентирую-щей функций образовательного процесса для подростка.
-
Эффективное формирование нравственных отношений подростков в образовательной среде школы предполагает внедрение соответствующей программы психолого-педагогического сопровождения. Она включает в себя разделы: «Я в мире морали» – помощь подросткам в формировании системы гуманистических связей с другими и собой; «Профессиональная этика», «Уроки жизни», «Нравственное пространство школы», «Учимся жить в морали» – помощь педагогам в систематизации умений нравственного учебно-педагогического взаимодействия, в организации субъект-субъектной совместной учебной деятельности, в формировании нравственного образовательного пространства школы; «Счастливые родители» – помощь родителям в гуманизации детско-родительских отношений. Реализация программы предполагает опору на принципы системно-деятельностного подхода; включает в себя использование технологий: развивающих технологий обучения, саморазвития учителей и родителей (курсы повышения квалификации, индивидуальной работы по рабочим тетрадям к курсам), техник: социально-психологических воздействий социума и взаимодействия с личностью (информационно-коммуникационные, НЛП и др.); форм: групповые и индивидуальные – социально-психологическое просвещение и коррекция, консультации, диагностика; методов: обучения и воспитания, активные методы взаимодействия (дискуссионные, игровые, практические – тренинг личност-
ного и духовного роста, персонограмма, психогимнастика, арт-, песочная-,
игровая терапия и др.); этапы реализации: диагностико-гностический, проек-
тировочно-целевой, содержательно-технологический, контрольно-
оценочный; дидактического материала: «Дневник Поступков», рабочая тет
радь для родителей «Счастливые родители», рабочая тетрадь для педагогов
«Уроки жизни». Программа сопровождения предполагает использование как
учебной, так и внеучебной деятельности субъектов образовательного процес
са.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, статьях и материалах научных и научно-практических конференций – международных (Челябинск, 2004, Москва, 2004, 2010, Кострома, 2004, Новосибирск, 2006, Уфа, 2006, 2009-2013, Санкт-Петербург, 2003, 2012, 2013); всероссийских (Уфа, 1997, 2003, 2005, 2008, 2013, Барнаул, 1998, 2004, Казань, 2001, Иваново, 2003, 2004, Кемерово, 2004, Сибай 2009).
Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, в Уфимском филиале НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», в Сибайском филиале Башкирского государственного университета.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, пять глав, заключение, список использованных работ, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, представлены методологическая основа, источники, экспериментальная база и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблема нравственных отношений человека в философских учениях» раскрыт генезис представлений по проблеме в религиозных и философских учениях, дан обзор основных современных этических позиций по вопросам сущности, содержания, природы развития нравственных отношений человека; раскрыты различия между моральным и нравственным отношением, обоснованы аспекты их изучения в этике и психологии.
Во второй главе «Нравственные отношения как психологическое явление» проанализированы понятия, предложенные в зарубежной психологии для изучения нравственных отношений человека, выделены этапы развития взглядов по проблеме в отечественной психологии, раскрыто понятие «нравственные отношения», обосновано психологическое содержание, структура, свойства, аспекты нравственных отношений человека, определены позиции зарубежной и отечественной психологии по вопросам механизмов, детерминант и закономерностей развития нравственных отношений в онтогенезе человека.
В третьей главе «Системно-деятельностный подход и модель развития нравственных отношений человека» раскрыты позиции отечественной психологии о векторах, этапах, детерминантах изменения нравственных отно-
шений на разных этапах онтогенеза человека, представлена структурно-функциональная модель данной динамики.
В четвертой главе «Эмпирическое исследование нравственных отношений подростков» выделены критерии оценки и показатели развития нравственных отношений в подростковом возрасте, предложены методы их диагностики, выявлены тенденции, этапы, половозрастная специфика, факторы, типы динамики нравственных отношений подростков.
В пятой главе «Теоретико-методологические основы развития нравственных отношений подростков в образовательной среде школы и эффективность опытно-экспериментальной работы» раскрыты основная идея по вопросу организации образовательной среды школы, способствующей развитию нравственных отношений подростков, модель, алгоритм, система, программа психолого-педагогического сопровождения, описаны результаты эффективности апробации системы.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы и намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложениях представлены авторские методики диагностики различных аспектов и компонентов нравственных отношений подростков, элементы программы их формирования, включающие в себя техники персонограммы, упражнения и методический материал.
Современные этические учения о нравственных отношениях человека как предмет психологической рефлексии
В истории изучения проблемы нравственных отношений в рамках религиозных и этических учений можно выделить два периода. Первый из них связан с рассмотрением нравственных отношений в рамках этико-религиозных учений. Это теории мудрецов древней Индии и Китая (середина II тыс. до н.э.), учения основных религий, таких как христианство и ислам (I в. до н.э. – III в.).
Религиозные учения о нравственности – это целостные системы с собственными представлениями о ее природе, сущности и механизмах развития, имеющие многовековой опыт становления и апробации. Они помогали и помогают человеку выстроить систему внутреннего мира, емкую холистическую картину мировосприятия, определяют особенности миропонимания и указывают механизмы поддержания связи с миром. До сих пор этим не обладает ни одно научное учение о нравственности. Однако и наука многое взяла из религий, сопоставляя и объясняя различные феномены нравственных отношений, такие как справедливость, добрая воля и т.п. Собственно философские учения о нравственности и нравственных отношениях – это второй период в развитии проблемы, характерный с периода античности и до современных этических теорий.
В истории становления этики развитие идей о нравственных отношениях человека шло в неразрывной связи с религиозными взглядами общества, так как этико-философские идеи – это особенности мировоззрения людей, учение о мировосприятии и миропонимании. Очень часто идеи этики вытекали из религиозных представлений или, наоборот, были основой возникновения религиозного учения. Поэтому временные отрезки выделенных этапов накладываются друг на друга. Отсюда изложение идей этики не может идти без обзора религиозных трактовок проблемы. Такое симбиотическое изложение позволяет расширить представления об интересующем нас явлении и значительно облегчает задачу уяснения его психологических характеристик.
Отправным моментом для раскрытия сущности нравственных отношений в религиозных учениях является определение религии как вида мировоззрения и образа действий, которые определяются поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, служить восходящим к нему идеалам. Это вера в священное и, основанный на ней, способ жизни. Священное – высшая сверхъестественная, потусторонняя, трансцендентальная реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской, обыденной реальности. Ему поклоняются, его почитают, чувствуют зависимость от него, обязательства перед ним, с ним связывают надежды на высшее счастье, на спасение.
Для нас представляет интерес то, что в религиозных концепциях начинают говорить об онтологии нравственных отношений. Это первая и наиболее важная реальность человеческого бытия, под которой понимают межчеловеческие взаимосвязи, регулируемые принципом «золотого правила». В древнеиндийской Махабхарате (IV в. до н. э.) оно сформулировано так: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям» (цит. по Никову Г.П., 1993, c. 17). Конфуций наставлял: «Чего сам не желаешь, того не делай другим» (Конфуций, 2001, c. 19). Христос призывал в Нагорной проповеди: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (цит. по Библейской энциклопедии, 1990, c. 71). Данный принцип является надежным, устойчивым, веками проверенным фундаментом межличностных отношений.
С этих времен утвердилось, что это правило раскрывает собственно человеческую (духовную) сторону его жизнедеятельности, определяет особую грань межчеловеческих отношений в рамках абсолюта: «Можно» и «Должно» (Чаттерджи Б., 1898; Бхавагадги-та, 1978; Волков А.Н., 1995; Гусейнов А.А., 1987; Мотрошилова Н.В., 1991; Некрасов С.И., 2002; Петракова Т.И., 1999 и др.). Это формулировка Абсолюта договора, максима человеческих отношений – единство «Я – ТЫ», отношение к Другому как Равному. Его проявлениями являются человеческие добродетели: забота, милосердие, щедрость, ответственность, вера, свобода, любовь и др. Это правило образует систему надындивидуального способа бытия, становится ориентиром смысложизненных ценностей и целей личности, то есть выполняет аксиологическую, регулирующую, мировоззренческую функции в жизни человека.
Но следует отметить, что в религиозных учениях соблюдение человеком «золотого правила» детерминируется через отношение к Абсолюту – святыне. В этом специфика религиозно-философских учений о природе нравственных отношений. Они связывают нравственные отношения человека с мистическими силами, находящимися за пределами мироздания – божеством или Абсолютом. Поэтому эти учения в этике называют абсолютно-гетерономные (Гусейнов А.А. в соавт., 1987). Бог – это конкретно осязаемое олицетворение совершенства, к которому стремится человек, то, что является смыслом его жизни. На этот живой образ идеала человек опирается в жизни, соизмеряя свои дела и помыслы. Он является тем самым лучшим, что есть во всем мироздании. Он – начало, соратник и конечная цель жизни. «Все пришли от Него и уйдут к Нему» (Йога-сутры, 2002, c. 63). Бог есть создатель жизни и ее главный судья, вершитель судеб. В некоторых религиях (брахманизм и его ортодоксальные школы – астика, даосизм) божество определяется не как конкретный создатель, а как Абсолют – трансцендентальный мир идей, от которого живое тело получает частичку. И он уже руководит телом, ведет его по дороге индивидуальной жизни обратно к Абсолюту, если человек сделает собственный выбор в пользу идей (божественного Духа) и нравственного совершенства.
С одной стороны, внесение идеи Бога позволяет внести в жизнь человека общечеловеческие ценностно-мировоззренческие ориентиры Добра, Истины, Красоты, Жизни, конечно, интерпретированные в рамках религиозной концепции, вывести человека из жизни по простым биопрограммам животного к существованию на основе духовных ценностей. Кроме того, в отличие от абстрактных духовных ценностей общества человек получает конкретный живой образец совершенства, внешнего контролера и регулятора собственного поведения в одном образе. Как видим, религия предлагает своеобразное решение проблемы деятельностного аспекта нравственных отношений – они есть компонент регуляции активности. «Бог тебе судья…» – это установка упорядочивает индивидуальную жизнь верующего, накладывает ответственность за свою судьбу, за ценностный выбор, дает стремление и путь к нравственному самоусовершенствованию, помогает ему решать свои экзистенциальные проблемы.
Этапы развития научных представлений о нравственных отношениях человека в отечественной психологии
В зарубежной психологии с момента ее зарождения как самостоятельной науки всегда уделяли внимание исследованию развития нравственных взаимоотношений между людьми, появлению личной нравственности, хотя понятие «нравственное отношение личности» не применялось.
В зарубежных исследованиях представления о развитии личных нравственных свойств отличается пестротой взглядов даже внутри одной школы. Поэтому для анализа различных взглядов необходимо ввести общие основания, по которым они будут сравниваться. Л.М.Попов в соавт. (2008), следуя традиции гуманистической психологии, предлагает рассматривать нравственное развитие человека с помощью философско-психологических понятий: действительное, должное, возможное и развитие. Использование данных понятий позволяет акцентировать внимание на существенном в изменении явления, выделить общее в различных позициях по проблеме и определить их специфику.
Понятие «действительное(-сть)» определяется автором как «то, что существует реально и развивается, содержит в себе наличие всего существенного и несущественного, а также результаты своего собственного действия и развития» (Попов Л.М. в соавт, 2008, c. 26). Для объяснения действительного используются понятия «Человек» и «Бытие». Это предельные категории, определяющие векторы нравственного развития человека. Бытие является основным источником развития человека, дает представление о нем как реально существующем объекте. Но и само бытие во многом является продуктом активности человека в форме существования, культуры, жизненного мира. Основной формой существования человека в бытие является «взаимодействие». Только во взаимодействии с миром могут быть вскрыты моменты его развития как «субъекта». С этих позиций встречи «Человек – Бытие» рассматриваются продукты (субъект, личность, индивидуальность, образы, черты, знания, умения и др.), процессы (внешние – общение, деятельность, поведение; внутренние – психические (ощущение, память); пси 96 хологические (переживание, смыслообразование) и т.д.) и детерминанты взаимодействия человека с миром и самим собой (набор условий, факторов, причин изменений).
Еще в истории философии сложились две основные линии раскрытия взаимодействия бытия и человека, из которых определяется природа сущности человеческого Я. Первая – социоцентрическое направление связано с идеями немецкой классической философии, представленными в работах Г.В. Г.Гегеля (1977), И. Канта (2000), Л. Фейербаха (1995) и др. Эти философы индивидуальную сущность признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой выражения этой традиции является учение К. Маркса и Ф. Энгельса о примате социальной сущности человека, приоритета общественного над индивидуальным. Социоцентрической парадигме противостоит философия индивидуализма, внутри которой развивались идеи А.Бердяева, Ф.Ницше, А. Шопенгауэра, К.Ясперса, которые утверждали приоритет самобытности человека, полагали, что главная задача индивида – совершенствовать свою личность и быть самим собой. В современной философии существует также парадигма антропоцентризма – парадигма единства человека и мира. Эта традиция согласовывает социоцентрическую и персоноцентрическую ориентации, рассматривая отношение «Человек – Мир» через диалог, диалектическую взаимообусловленность (Бахтин М.М. 1986; Гадамер Х.Г., 1988; Фромм Э., 1990 и др.).
Данные парадигмы повлияли на взгляды психологов о природе и развитии нравственного отношения человека. В социоцентрической трактовке нравственное развитие определяется как обретение человеком социальности. В персоноцентрической – нравственность выделяется как сущностная характеристика человека, которую необходимо в себе раскрыть. Антропоцентрическая парадигма в психологии определяет нравственное отношение как нормативную характеристику человечности, производную от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности и на этой основе – саморазвития объективности, совершенствования самобытия. Это результат становления и манифестации субъективного Духа в области межличностных отношений.
Различные теории развития нравственного отношения можно классифицировать именно по доминированию субъективной или объективной стороны взаимодействия, или акцентированию среднего звена – встречи сторон. Следующее понятие «должное», являясь понятием этики, в проблеме нравственного развития может отображать то, «к чему следует стремиться личности, ориентирующейся на определенный нравственный идеал» (Попов Л.М. в соавт., 2008, с. 28). По определению Л.М.Попова, это категория дает представление о нормировании достижений в будущем в сфере человеческой психики в виде продукта, состояния, действия в сторону нравственного идеала. Теории нравственного развития личности по-разному понимают содержание должного, что также может служить основанием их разделения.
Понятие «должного» связано с понятием «возможное», которое психологически может быть адаптировано «как все то, что составляет действительное и должное как «объективную тенденцию развития» (Попов Л.М. в соавт., 2008, с. 29). Здесь предполагается выяснение характера реализации развития в состояниях, средствах, способах, факторах этого процесса, т.е. в тех психологических феноменах, в которых (они) выступают проявлением нравственного отношения.
С учетом трех предлагаемых понятий под «развитием» Л.М. Попов в соавт. предлагает рассматривать «переход от действительного к возможному с учетом должного» (2008, с. 29). Для описания развития исследователь предлагает изучать продукты взаимодействия субъекта и действительности, а также механизмы, приводящие в движение это взаимодействие.
Данные понятия в психологии имеют специфическое наполнение, различное для отдельных школ и направлений. Для обзора теорий развития нравственного отношения человека как связи личности с миром, основанной на «золотом правиле нравственности» они являются вполне приемлемыми. Рассмотрим далее теории развития изучаемого феномена через призму данных понятий.
Модель развития нравственных отношений человека в онтогенезе
Таким образом, теории антропологического этапа исследования изучаемой проблемы позволили детализировать некоторые закономерности развития нравственных отношений личности. Во-первых, это сензитивность развития. Выдвинутые теории показали, что становление нравственных отношений личности происходит поэтапно. Появились периодизации нравственного развития. Одни были основаны на выделение новообразований в нравственной сфере сознания (Божович Л.И., 1968 и др.), другие – на изменении мотивов нравственного поведения (Зосимовский А.В., 1976 и др.). Однако исследователи сходятся во мнении о наличии сензитивных этапов формирования нравственных отношений личности.
Во-вторых, закономерность организации была несколько трансформирована. Не все нравственные смысловые образования имеют для личности одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, а другие – второстепенными, не имеющими самостоятельного значения. Последние подчинены ведущим образованиям. В различных обстоятельствах личность ориентируется либо на личные смыслы, либо подчиняется ситуационным воздействиям. Как видимо, встал вопрос об устойчивости нравственных отношений личности. Исследования показали, что оно зависит от природы нравственных смыслов и имеет возрастную специфику. Смыслы, порожденные в деятельности, только в ней и актуализируются. А смыслы, порожденные всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь личности, сами активизируют нравственную активность, иногда даже независимо от непосредственного отношения личности к самой деятельности (Фельдштейн Д.И., 1996 и др.). Широкие социальные смыслы становятся личными побуждениями на определенном этапе онтогенеза. Их развитие до доминирования над другими смыслами и устойчивость проявления связана со многими возрастными психобиосоциальными новообразованиями.
Исследования антропологического этапа развития проблемы нравственного сознания личности выявили следующие векторы развития отношения к Другим. Это изменение содержания отношения, связанные с изменением потребностей и мотивации общения и деятельности, с изменением положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими. Далее это путь перехода от элементарных форм субъективных отношений (представления) к более сложным, качественно своеобразным (убеждения). Также это путь развития структуры сферы отношения личности, то есть развитие соотношения между различными формами нравственных отношений. Здесь имеет место изменение с возрастом и ведущих доминирующих образований по нравственному содержанию и их своеобразная иерархизация, возрастание роли опосредованных образований. С возрастом растет также устойчивость и дифференцируемость возникающей смысловой структуры, что увеличивает роль личностной регуляции в поведении и в развитии ребенка. Нравственные отношения приобретают личностный, свободный характер.
Тщательные экспериментальные исследования этого этапа показали, что развитие феноменологического аспекта нравственных отношений – это растянутый в онтогенезе процесс интеграции психологических функций различного уровня сложности в единую систему жизненной позиции. Для его осуществления на разных этапах становления личности необходимы определенные психобиосоциальные условия, среди которых значимое место занимают педагогические условия. Развитие нравственных отношений имеет сензитивные этапы. На каждом этапе онтогенеза необходимо подбирать специфические методы воздействия на нравственные взгляды, взаимоотношения и оценки. Начинают появляться целостные экспериментально обоснованные воспитательные системы формирования отдельных сторон нравственных отношений детей на разных этапах дошкольного и школьного образования (Амонашвили Ш.А., 1990; Караковский В.А., 1996 и др.). Данные исследования существенно обогатили развитие проблемы с позиций педагогической психологии.
В проблеме стали разделять становление феноменологического аспекта отношений (нравственное сознание) и онтологического аспекта (нравственное выражение) (Божович Л.И., 1968; Зосимовский А.В., 1976; Коломинский Я.Л., 2000; Фельдштейн Д.И., 1996 и др.). В нравственное сознание как высший уровень регуляции деятельности на основе принятых личностью нравственных ценностей и норм стали включать: убеждения, чувства, ценностные ориентации и другие. Нравственная деятельность определялась как основа формирования нравственных отношений личности. А нравственное поведение рассматривалось как экстериоризация нравственного сознания (по Антилоговой Л.Н., 1999 и др.).
Исследования данного этапа позволили снять расщепленность в понимании психологического феномена нравственных отношений, представить его как взаимосвязанную составляющую личности, определили некоторые ее внутренние и внешние детерминанты, психолого-педагогические условия формирования на разных этапах онтогенеза. Однако в рамках этого подхода оказалось затруднительным выделение структуры феномена и его свойств, осталась недостаточно изучена духовная составляющая феномена. Но, в общем, открытия данного этапа показали системную связь выдвигаемых параметров нравственных отношений с различными характеристиками личности и институтами социализации. Было выявлено, что формирование нравственных отношений личности приводят к трансформации не только собственно личностных, но и базисных, биологических структур психики. Развитие гуманных отношений личности зависит от способа и направленности организации различных институтов социализации. Эти идеи подготовили фундамент для дальнейших изысканий в данной области.
Изложенная в данном параграфе история развития представлений о нравственных отношениях личности в отечественной психологии позволяет говорить о том, что эта проблема занимает прочное место в системе научно-психологического знания. Это дало нам основание выделить четыре этапа в развитии представлений о нравственных отношениях в отечественной психологии.
Первый этап – феноменологический – с конца ХIХ столетия до середины 1910-х – это введение М.М.Троицким понятия «отношение» как объяснительного понятия и его теоретическая разработка в генетическом, структурном и функциональном аспектах. В объяснительных схемах превалируют положения смежных наук.
Второй этап – общепсихологический – с середины 1910-х до середины 1960-х годов – это введение рядом авторов новых экспериментально обоснованных объяснительных схем, основанных на положениях психологии, а именно на культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского. Начинается активное исследование различных аспектов феномена «нравственное отношение» в рамках деятель-ностного подхода, выявляются отдельные педагогические условия их формирования на разных этапах онтогенеза личности.
Программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений подростков
В отношении к Другому: подросток умеет дружить, оказывать поддержку, доверять, понимает стереотипы, позиции, чувства и мотивы других, имеет постоянных друзей, готов всегда прийти на помощь нуждающемуся, бескорыстен, честен, добр, благожелателен. Он имеет четкое разделение сфер открытости в проявлении отношения, при этом сфера «МЫ» меньше, чем сфера «ТЫ». Его поведенческие схемы достаточно пластичны, чтобы гармонировать со схемами других людей, но соотносятся с прочным внутренним ядром. Подросток активно вступает в смысловой диалог с Другими, участвует в смыслообмене (трансляция своих и принятие других смыслов), бесконфликтно совмещает общекультурный и индивидуальный контексты смыслов. Другой ценен не по причине какой-то близости, общности, а по определению, как человек. Поэтому требования взрослых выполняются не по параметру авторитета, а по показателю человеческих взаимоотношений, общественного приоритета. Его суждения о гуманистических ценностях согласованы с его поступками, устойчивы, распространяются как на близких, так и на незнакомых людей.
В отношении к себе как субъекту нравственности проявляется устойчивое целостное, позитивно спокойное, дифференцированное упорядоченное принятие себя как самостоятельного, уверенного в себе человека. Самодисциплина, самостоятельное формулирование обязанностей для себя и требование их выполнения, вера в свои силы, осознание потребности развития и самовыражения согласованы с собственными генерализованными смыслами. Наблюдается равновесие социального и рефлексивного «Я».
Отношение к нормам соответствует устойчивой просоциальной центрации (ориентация на общественные законы и нормы, ролевые обязательства). При этом принятие моральных норм имеет действенный характер по отношению к близким и референтным лицам в соответствии с таким ценностям как справедливость, добро, бескорыстие, тер 278 пимость, долг, правда, альтруизм, честь, чувствительность, вера, дружба, благожелательность, сочувствие. Остальные гуманистические ценности определяются как эмо-ционально-конативно принимаемые, но еще пассивные. В иерархии ценностных ориен-таций гуманистические ценности занимают высокие позиции в группе терминальных и доминируют среди инструментальных. Иерархия ценностных ориентаций сформирована. Подросток проявляет устойчивую моральную автономию, занимает интернальную, адекватно условиям рефлексивную позицию оценки моральных норм и возможностей их соблюдения в данном обществе на современном этапе ее развития. Он устойчив в соблюдении моральных норм и ожидает их соблюдения со стороны других, негативно переживает случаи несправедливости, безответственности, лжи, эгоизма. Но для подростка совесть не является основным ориентиром во взаимодействии с окружающими, общественные нормы рассматриваются как средство единения с другими, общности, взаимности, удовлетворения потребности в субъектном принятии. Нравственные ценности еще не являются устойчивыми регуляторами взаимодействия или потребностями общения. Личность руководствуется эмоциональной регуляцией и потребностью самоуважения.
Структурно все компоненты отношения имеют высокий или средний уровни развития, системообразующим ядром является эмоциональный компонент, подросток осознает моральные нормы, понимает необходимость их выполнения, осознает себя как носителя норм, испытывает приятные состояния от их выполнения, ситуативно проявляет инициативность в действенном проявлении просоциального отношения. Осознание нравственных норм еще не является активным мотивом действий, смысловое поле действий носит внешне социальный характер и чаще мотивируется стыдом, виной, прагматизмом. Но в суждениях подросток показывает устойчивую социальную ответственность и нормативность, стремится воплощать их в деятельности, однако не всегда может противостоять внешним и внутренним влияниям. Поэтому альтруизм проявляется ситуативно, но есть устойчивое стремление быть добрым и честным. Также у учащихся наблюдается требовательное, но позитивное дифференцированное оценивание других по нравственным параметрам.
Средний уровень развития нравственного отношения. Отношение к Другим соответствует двойной центрации: устойчивой группоцентрической центрации (ориентация на законы и нормы группы, «образец» поведения) и ситуативной просоциальной цен 279 трации. Он ситуативен в соблюдении моральных норм, но ожидает их соблюдения со стороны других, негативно переживает случаи несправедливости, безответственности, лжи, эгоизма, недоверия. Подросток хочет дружить, ситуативно бескорыстно может оказывать поддержку, но не имеет постоянных друзей, потому что не всегда честен, благожелателен, ответственен. Его слова не всегда согласованы с поступками.
Принятие моральных норм имеет действенный характер по отношению к близким и референтным лицам в соответствие с ценностями: добра, терпимости, долга, правды, альтруизма, веры, дружбы, благожелательности, сочувствия. Остальные гуманистические ценности определяются как рационально принимаемые и пассивные. В иерархии ценностных ориентаций гуманистические ценности занимают средние позиции. Иерархия ценностных ориентаций не сформирована. Подросток проявляет ситуативную моральную автономию, занимает интернальную, дифференцируемую условиям критическую позицию оценки моральных норм и возможностей их соблюдения в обществе. Для подростка основным ориентиром во взаимодействии с окружающими является авторитет, общественные нормы рассматриваются как средство единения с группой, удовлетворения потребности в субъектном принятии. Но нравственные ценности еще не являются устойчивыми регуляторами взаимодействия, потребностями общения. Личность руководствуется эмоциональной регуляцией и потребностью самоуважения.
В отношении к себе как субъекту нравственности проявляется устойчивое позитивное недифференцированное принятие, критичность, экстернальность.
Структурно компоненты отношения имеют разные уровни развития, системообразующим ядром может быть любой компонент. Подросток осознает моральные нормы, понимает необходимость их выполнения, но нет четкого осознания себя как субъекта нравственных отношений, не переживает удовольствия от выполнения моральных норм, для действенного проявления просоциального отношения необходимы внешние стимуляторы. В суждениях имеет устойчивую социальную ответственность и нормативность, но проявляет пассивность в стремлении воплотить их в деятельности, не всегда может противостоять внешним и внутренним влияниям, поэтому альтруизм проявляется ситуативно. Также у подростков наблюдается критическое дифференцированное оценивание других по нравственным параметрам.