Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Жизненные проблемы и их этнокультурная обусловленность
в юности 11
Сферы жизненных проблем в юности 11
Переживание проблем в юности 19
Причины переживания жизненных проблем 25
Я-концепция в юности и ее системность 25
Культурный компонент Я-концепции 32
Я-концепция (самосознание) коми и русских 40
Глава П. Организация и методы исследования 48
Изучение принадлежности к этносу 49
Изучение переживания жизненных проблем 54
Методика Дойсингер для исследования Я-концепции 56
Глава III. Эмпирическое исследование жизненных проблем и способов
их разрешения юношами - представителями разных этносов 59
3.1. Изучение социокультурной среды 59
Изучение принадлежности к этносу 59
Изучение социальной среды 71
Этнические особенности переживания жизненных проблем 76
Я-концепция и ее связь с переживанием и решением проблем
у коми и русских 87
3.3.1. Я-концепция коми и русских и ее взаимосвязь с пере
живанием проблем 87
3.3.2. Связь решения жизненных проблем с Я-концепцией
коми и русской молодежи 113
Заключение 127
Библиография 130
Приложения 140
Введение к работе
Данное исследование направлено на изучение жизненных проблем и способов их решения молодыми людьми 17-19 лет, принадлежащими к различным этнокультурам.
Актуальность изучения этнического аспекта переживания жизненных проблем и способов их решения в юности определяется интересом к психологии этнокультурных различий. Их недооценка порождает обострение кризисных явлений в межэтнических отношениях.
Одним из принципов межкультурного общения и преодоления межэтнических барьеров является взаимопонимание и толерантность. На них базируется экономическое, идеологическое, культурное взаимодействие и сотрудничество различных этносов. Необходимость сравнительных этнопсихологических исследований вызвана тем, что они недостаточно представлены в существующей научной литературе. Это отражается на поиске путей позитивного этнического взаимодействия.
Анализ этнических особенностей порой подменялся декларативными утверждениями о межэтнической гармонии и бесконфликтности. Психология становится востребованной в ситуации нарастающих в последнее десятилетие межэтнических конфликтов, которые, как правило, малопредсказуемы, неуправляемы и движущей силой которых вольно или невольно оказывается молодежь.
Социальная нестабильность в полиэтнических регионах обостряет проявления нетерпимости среди молодежи и накладывается на этнические различия молодых людей. В связи с этим возрастает значение научного поиска психологических особенностей народов, населяющих конкретные регионы. Увеличивается потребность юношей и девушек в понимании особенностей и ценностей представителей различных культур, себя и сверстников с целью адаптации к постоянно меняющимся жизненным реалиям. Молодежь обращается к собственному интеллектуальному, эмоциональному и волевому потенциалу, позволяющему сформировать представления об окружающей жизни и самом себе. Переживание жизненных проблем и способы их решения влияют на становление, развитие и проявление личностных качеств молодых людей.
Актуальность исследования определяется потребностью в глубоком понимании психологических механизмов взаимосвязей этнокультурных условий с переживаемыми проблемами и способами их решения в юности. Эти сведения являются необходимыми в работе психологов по оказанию молодежи психологической помощи в решении жизненных проблем в полиэтническом регионе.
Необходимость сравнительно-культурных психологических исследований была показана на рубеже XIX - XX веков (Риверс, 1905). В психологической организации этносов были обнаружены как различия, так и сходства (В.П.Алексеев [7], С.А.Арутюнов [19], Н.Бердяев [27], Ю.В.Бромлей [38; 39], В.М.Бызова [45; 46], Л.Н.Жеребцов [53; 202], Г.У.Кцоева [122] и др.). Учет этнокультурных переменных позволяет по-новому оценить традиционные психологические универсалии.
Личная жизнь неизбежно сопровождается преодолением противоречий внешнего и внутреннего мира, поиском способов их решения. Одни люди, уклоняясь от разрешения внешних противоречий, оказываются во власти противоречий внутренних. Другие, напротив, легко покончив с противоречиями своего внутреннего мира, активно вмешиваются во внешние обстоятельства. Личная жизнь строится людьми индивидуально и, соответственно, у них по-разному возникают и решаются проблемы, в которых отражается "история" личности.
Сознательное построение жизненного пути предполагает осведомленность о собственных психологических параметрах личности. От этого зависит выбор условий и реализации целей, максимально отвечающих особенностям личности, ее желаниям, способностям, а также решению возникающих проблем (К.А.Абульханова-Славская [1; 2], Л.И.Анцыферова [17], М.Аргайл [18], В.Ф.Биркенбиль [29], Д.Бонхеффер [34] и др.).
Личность перестала быть анонимной, не рассматривается как безликая единица, как слившийся с массой и растворившийся в ней индивид, не имеющий никаких жизненных проблем (К.А.Абульханова-Славская [2]). В связи с этим в последнее десятилетие актуализировались исследования жизненных проблем молодежи в отечественной психологии (В.В.Авдеев [5], Л.И.Анцыферова [17], Л.Г.Горшенин [63], Л.А.Регуш [175; 258]), а также в странах бывшего социали-
стического содружества, где общественные условия были аналогичными (B.Kirsch [251; 252]). Впервые вопрос был поставлен в русле изучения проблем молодых людей, а не проблем общения с ними взрослых (Е.В.Алексеева [8], О.Е.Байтингер [23], О.Б.Долгинова [75], Б.А.Еремеев [80], А.В.Ермолин [81], А.Л.Лихтарников [127], М.Д.Маслов [150], П.И.Яничев [236]).
По современным представлениям, проблемы — это "открытые" нерешенные вопросы, с которыми сталкивается личность, проявления противоречий между требованиями и личными условиями преодоления этих требований. Между нежелательным начальным состоянием и желательным конечным существует барьер, который личности необходимо преодолеть. (B.Kirsch [251: 9]).
Жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека.
На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям.
На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей.
На когнитивном уровне — проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений.
На психосоциальном уровне — проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по психологии личности Б.Г.Ананьева [10; 11], К.А.Абульхановой-Славской [1; 171], А.А.Бодалева [30; 153], Л.С.Выготского [57], В.С.Мерлина [138], В.Н.Мясищева [148], Б.Д.Парыгина [157] и др.; по теории самосознания — Г.М.Андреевой [13], А.Г.Асмолова [20], А.В.Запорожца [82], В.П.Зинченко [85], В.В.Столина [197], Д.Н.Узнадзе [205], Д.Б.Эльконина [231], В.А.Ядова [232] и др.; этнографии и этнопсихологии — Ю.В.Бромлея [38; 39; 40], В.М.Бызовой [44; 45; 46], Л.Н.Гумилева [67], М.Коул [114], Н.Г.Скворцова [187] и др.).
Жизненные проблемы сопровождаются переживаниями (Ф.Е.Василюк [47], Л.Я.Гозман [61]). Переживание — это отношение к трудным ситуациям.
возникающее у человека вследствие осознания противоречия между субъективно желаемым значимым предметом и объективно возможным способом достижения цели (B.Kirsch [251]).
Переживание проблем и поиск путей их решения определяются Я-концепцией личности. Это многоуровневая динамическая система представлений о самом себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения [169]. Я-концепция включает физические, интеллектуальные, эмоционально-ценностные, поведенческие, социальные, этнические компоненты (Р.Берне [28], И.С.Кон [102], Е.Т.Соколова [190], В.В.Столин [197], Т.Шибутани [223], S.Coopersmith [242], M.Rosenberg [259], E.H.Ericson [245; 246] и др.).
Теоретический анализ исследований жизненных проблем показывает, что их обострение происходит в юношеском возрасте [14; 104; 105; 106; 130]. Именно в этот период возникают нестандартные ситуации, провоцирующие многие проблемы. Самоопределение приобретает новые тенденции. Неопределенные, размытые желания, поиски, присущие подросткам, приобретают признаки жестокой необходимости. Тезис "хочу сделать выбор" трансформируется в "надо сделать выбор". Переход от позиции "хочу" к позиции "надо" порождает множество положений, провоцирующих обострение проблем [52; 59; 89; 116]. Поступление в ВУЗ или другое учебное заведение зачастую не меняет дела: предвосхищающее самоопределение, не проверенное практикой, нельзя считать точным и окончательным. Здесь продолжаются поиски, поскольку мотивы поступления в ВУЗ зачастую противоречат интересам, способностям, притязаниям личности.
Круг жизненных проблем зависит от многих внешних условий, определяемых как социокультурная среда [137; 139; 219]. Она представляет "социальное пространство личности" — условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве таких условий выступают: 1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как к целостному, исторически обусловленному явлению (В.С.Мухина [143; 147]).
Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций — все имеет значение и смыслы, понятные и естественные для людей общей культуры.
В полиэтническом регионе психологические проявления коренных (титульных) и некоренных народов опосредуются этническими стереотипами. Они являются совокупностью эмоциональных, ценностных и познавательных ориентиров. Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру и свой неповторимый стереотип поведения [46; 183; 185]. В связи с этим можно предположить, что жизненные проблемы, их переживание и способы решения будут своеобразны у русской и коми молодежи в соответствии с их этнически обусловленными особенностями. Это положение выдвигается в качестве гипотезы нашего исследования.
Предметом исследования является переживание жизненных проблем и способы их решения у юношей и девушек — представителей разных этносов (русские и коми).
Цель исследования — определить взаимосвязь между особенностями Я-концепции молодежи, принадлежащей к различным этнокультурам (русские, коми), переживанием и решением жизненных проблем.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были определены следующие задачи:
Сформировать контингент респондентов с этнической идентичностью (русские, коми).
Определить влияние этнической принадлежности на проблемную на-груженность в различных сферах жизни юношей и девушек.
Определить зависимость между проблемной нагруженностью и степенью позитивности Я-концепции у коми и русской молодежи.
4. Выявить способы решения проблем коми и русскими молодыми людьми и различия в частотном распределении отдельных способов решения проблем.
Решение обозначенных задач позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу о связи переживания жизненных проблем и способов их решения с этнически обусловленными особенностями русской и коми молодежи.
Объектом исследования были юноши и девушки 17-19 лет коми и русской национальности — студенты ВУЗов г. Сыктывкара.
Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы в соответствии с целью и задачами работы был использован комплекс методов, адекватных предмету, объекту и задачам исследования.
1. Теоретические — анализ психологической, философской, социологи
ческой, этнографической, исторической литературы.
2. Эмпирические: для изучения этнокультурной среды — опросник
"Принадлежность к этносу", социосреды — "Проблемная анкета" И.Сайффже-
Кренке (часть I, 1 и 2 разделы) [260]; для определения у юношей и девушек
жизненных проблем и способов их решения — опросник "Я-концепция лично
сти" И.Дойсингер (I.Deusinger, 1986) [243], "Проблемная анкета" (часть II)
И.Сайффже-Кренке (I.S.Seiffge-Krenke, 1984) [260].
3. Методы математической обработки и интерпретации данных с исполь
зованием пакета статистических программ "Statistica for Windows", позволяюще
го вычислить необходимые параметры (среднее, медиану, дисперсию, стандарт
ное отклонение, величину асимметрии распределения и величину эксцесса и
др.), а также проводить статистические сравнения выборок, выявлять корреля
ционную связь между определенными психологическими характеристиками и
т.д. [123; 204].
Научная новизна работы состоит в том, что:
а) проведен анализ особенностей этнокультурных элементов у представителей конкретных этнических групп — коми и русских, сложившихся в процессе
их реального взаимодействия в условиях полиэтнической среды Республики Коми;
б) впервые собран и проанализирован материал о проблемах и способах их решения у юношей и девушек, принадлежащих к различным этносам.
Практическая значимость работы заключается в том, что доказана неоднозначность отношения к жизненным проблемам у юношей и девушек из различной этнокультурной среды.
Определение круга жизненных проблем молодежи и способов их конструктивного решения у конкретных этнических групп дает ориентиры для последующей коррекции способов адекватного поведения как самих юношей и девушек, так и лиц, имеющих отношение к их воспитанию (родители, учителя, практические психологи).
Материалы исследования могут быть использованы при разработке курса по предмету "Этническая психология", а также спецкурса "Проблемы юношеского возраста и их решение".
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.
В главе 1 содержится обзор литературы по теме.
В главе 2 дается описание использованных методов исследования.
В главе 3 отражены полученные в работе эмпирические результаты и проведен их анализ.
По материалам исследования имеется 7 публикаций.
Жизненные проблемы в юношеском возрасте // Тезисы XIII Коми республиканской молодежной научной конференции. Сыктывкар, 1997. С.20
Идентичность как отражение социокультурной среды // Человек: многомерность дискурсивных практик. Сыктывкар, 1998. С. 121
О конструктивных и неконструктивных подходах к решению проблем // Апрельские чтения. Вузовская наука - экономике, производству, образованию. Сыктывкар, 1999. С. 14
Зависимость решения проблем от Я-концепции в юношеском возрасте // Апрельские чтения. Вузовская наука - экономике, производству, образованию. Сыктывкар, 1999. С. 9
Этническая идентичность и Я-концепция личности // Финно-угорские народы: проблемы этнической и языковой идентификации. Сыктывкар, 1999. С.41
Варианты совладания студенческой молодежи с трудными жизненными ситуациями // Тезисы докладов межрегиональной молодежной научной конференции "Севергеоэкотех-2000", Часть III. Ухта, 2000, С.66
Проблемы и их переживание в юности // Тезисы XIV Коми республиканской молодежной научной конференции, Т.1. Сыктывкар, 2000, С. 105
Апробация и внедрение. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии Российского государственного педагогического института им. А.И.Герцена, а также были представлены на научно-практических конференциях:
На XIII Коми республиканской молодежной научной конференции (г.Сыктывкар, 1997) в докладе "Жизненные проблемы в юношеском возрасте";
На российской научной конференции "Человек: социокультурные практики, модели и языки описания" (г. Сыктывкар, 1998) в докладе "Идентичность как отражение социокультурной среды".
На международной конференции "Финно-угорские народы: проблемы этнической и языковой идентификации" (г. Сыктывкар, 1999) в докладе "Этническая идентичность и Я-концепция личности".
На межрегиональной молодежной научной конференции "Севергеоэкотех-2000" (г. Ухта, 2000) в докладе "Варианты совладания студенческой молодежи с трудными жизненными ситуациями".
На XIV Коми республиканской молодежной научной конференции (г. Сыктывкар, 2000) в докладе "Проблемы и их переживание в юности".
Материалы исследования были использованы в работе Центра профориентации молодежи и психологической помощи населению г. Сыктывкара.