Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ...21
1.1. Становление концепции и понятия рефлексии в психологии 22
1:2. Типология рефлексивных методов развития 28
ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 33
2.1. Сущностная характеристика рефлексивно-поэтического тренинга (феноменология и антология стихотворчества) 34
2.2. Концептуальная модель рефлексивно-творческого роста, осуществляемая посредством рефлексивно-поэтического тренинга и двигательного стихотренинга 64
2.3. Экспериментальный анализ эффективности метода рефлексивно-поэтического тренинга 100
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА. ...121
3.1. Использование элементов рефлексивно-поэтического тренинга в экспериментальных фильмах-тренингах 131
3.2. Адаптация и внедрение рефлексивно-поэтического тренинга в систему обучения рефлексивным приемам студентов Нижегородского ком мерческого института 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД Ы 142
ЛИТЕРАТУ РА. 144
- Становление концепции и понятия рефлексии в психологии
- Сущностная характеристика рефлексивно-поэтического тренинга (феноменология и антология стихотворчества)
- Использование элементов рефлексивно-поэтического тренинга в экспериментальных фильмах-тренингах
Введение к работе
В настоящее время развитие предпринимательства и бизнеса в России приобретает все большее значение. Условия, в которых протекает это развитие, требуют от человека максимального проявления собственной индивидуальности. Индивидуальный подход в решении конкретных задач крайне важен. Стандартные схемы далеко не всегда оказываются эффективными.
Сама динамика жизни заставляет выходить за рамки установленных когда-то стандартов, вызывая у предпринимателей и бизнесменов различные сомнения по поводу того, как это будет воспринято. В результате страдает дело. Вот почему психологические приемы, работающие на раскрытие самобытной индивидуальности, на наш взгляд, приобретают научный интерес.
Наиболее ярко индивидуальность проявляется в творчестве. Творчество всегда индивидуально. Только в творчестве личность по-настоящему реализует себя, ибо творческий процесс предполагает искренность и самостоятельность. Творчество придает человеку уверенность в собственных силах, а быть уверенным в себе - значит уважать себя. Кроме того, творчество — к какой бы области оно не относилось —- поднимает общий уровень культуры и интеллекта. Для людей, занимающихся предпринимательством и бизнесом, это имеет особое значение. Предпринимательство и бизнес насквозь пронизаны межличностными контактами, где общение с другими людьми играет ведущую роль. Общение — процесс, в известной степени, спонтанный, требующий быстрой реакции. Для того, чтобы вызвать интерес к себе, человек не должен выглядеть безликим, серым, таким как все. Только творческая личность в со-
5 стоянии оказывать влияние на ситуацию, только творческая личность способна добиваться цели, организовывать и вести за собой людей. Шансов на успех всегда больше у того, кому удалось зарекомендовать себя как яркую творческую личность.
Актуальность исследования. Осуществление проводимых в России реформ нуждается в активных, инициативных самостоятельных людях с высокими профессиональными и творческими качествами, какими должны обладать, например, менеджеры и предприниматели. Их профессиональная подготовка в процессе высшего образования предполагает его гуманизацию, преодолевающую технократические штампы в экономическом и бизнес-обучении. Это достигается, в частности, путем психолого-педагогического обеспечения процесса высшего образования и развития творческих возможностей студентов-будущих профессионалов (А.Г. Асмолов, М.Н. Берлава, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, И.И. Ильясов, Е.А. Климов, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, Е.С. Романова, И.Н. Семенов, В.Д. Шадриков и др.). Для этого в современном профессиональном образовании (в т.ч. будущих менеджеров и предпренимателей) используется широкий арсенал различных средств и методов раскрытия и активизации творческого потенциала личности. При этом акцент, в основном, ставится на развитии либо его интеллектуальных способностей (как, например, в "мозговом штурме11 и в оргдеятельностных играх), либо коммуникативных (как в социально-психологических тренингах), причем, без целенаправленного воздействия на рефлексивные и творческие аспекты. Однако, как показано в исследованиях рефлексивной компетентности менеджеров (О.А.Полищук, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1996; И.Н.Семенов, А.В.Лосев, 1996,1997), именно эти аспекты имеют ключевое значение как для личностного роста профессионалов, так и для развития их творческого потенциала (И.В.Байер, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др., 1996,1997).
В связи с этим весьма актуальной является разработка таких психолого-педагогических методов развития творческого потенциала личности, которые были бы направлены на активизацию его рефлексивного аспекта (как регулирующего взаимодействие интеллектуального и коммуникативного аспектов) и имели бы как развивающий, так и личностно-творческий эффект.
Психологическая проблема настоящего исследования состоит в изучении и развитии рефлексивности инновационно-творческого потенциала и в разработке оригинальной методики формирования рефлексивных приемов саморегуляции мышления при решении творческих задач, названной нами рефлексивно-поэтическим тренингом.
В качестве творческих нами использовались координационно-сложные интеллектуальные задачи на составление стихосюжетов, требующие значительных умственных усилий. Это такие задачи, в которых цель субъекта заключается в нахождении (осознании) им в заданных условиях определенного варианта решения, удовлетворяющего требованию задачи. Нами исследуются творческие задачи, в которых нахождение индивидуального варианта решения представляет собой проблему. Поэтому по своей психологической сущности эти задачи и являются творческими. Подобные задачи возникают и со-
7 ставляют основу различных видов профессиональной деятельности будущих специалистов, в том числе педагогов и психологов, а также представителей коммерческих профессий (менеджеров, предпринимателей и т.п.).
Рефлексивная регуляция в решении интеллектуальных, творческих задач рассматривается нами в качестве решающего фактора, оказывающего существенное влияние на продуктивность профессиональной деятельности будущих специалистов.
Роль рефлексивных компонентов в регуляции творческого мышления и эмоциональных переживаний субъекта не сводится только к детерминации продуктивности в ситуации погружения в творческий процесс. Рефлексия ретроспективных (прошедших) и перспективных (потенциально возможных) творческих погружений, анализ потенциальных затруднений и конструктивных способов их преодоления обуславливает повышение уровня рефлексивных способностей, а значит и развитие профессионального мастерства.
Состояние изученности проблемы. Настоящее исследование носит комплексный характер. В психологическом аспекте проблематика работы может быть охарактеризована изученностью: а) рефлексивной организации мышления в целом (Алексеев Н.Г., О.С.Анисимов, Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Сухобская Г.С., Щед-ровицкий Г.П., Dorner P., Flavell J.H. и др.); б) рефлексивных приемов регуляции мышления, включенного непосредственно в решение практических, задач (Кузнецов СВ., Лосев А.В., Семенов И.Н., Советов А.В.); в) методов формирования приемов рефлексивного решения творческих задач (Гальперин
8 П.Я., Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б., Палагина И.В., Семенов И.П., Степанов С.Ю.); г) рефлетренинговых методов развития инновационно-творческого потенциала (И.В. Байер, В.М. Дюков, С.Н. Маслов, М.И. Найденов, Л.А. Найденова, О.А. Полищук, Г.Ф. Похмелкина, И.Н., Семенов, СЮ. Степанов и др.).
Таким образом, актуальный гносеологический фон исследования образуют соответственно: разработанные концептуальные представления о рефлексивной организации дискурсивно выраженного мышления в решении типовых и творческих задач, а также метод его категориально-нормативного анализа; принципы, методы и методические приемы формирования рефлексивной саморегуляции мышления.
В психолого-педагогическом ракурсе проблематика исследования образуется состоянием изученности роли рефлексии как фактора роста профессионального педагогического мастерства, где творчество имеет ключевое значение (Алексеева Л.Н., Анисимов О.С, Бодалев А.А., Давыдов В.В., Давыдова Г.И., Дмитриев СВ., Дубровина И.В., Дюков В.М., Забродин Ю.М., Кларин MB., Кудрявцев В.Т., Кулюткин Ю.Н., Ладенко И.С, Мищик Л.И., Пономарев Я.А., Подольский А.И., Попов Л.М., Репецкий Ю.А., Романова Е.С, Семенов И.Н., Степанов СЮ, Сухобская Г.С и др.).
В педагогической психологии были разработаны представления о различных видах рефлексии, детерминирующих продуктивность творческой деятельности. Была поставлена проблема целостного их освоения и разработана концепция о том, что их оптимальное взаимодействие обеспечивает достиже-
9 ние личностного, творческого и профессионального роста. Однако, при этом акцент в изучении и формировании делался исключительно на интеллектуальную рефлексию, культивируемую в рационально осязаемых формах. Поэтому для педагогической психологии актуальным является разработка методики формирования рефлексивных приемов саморегуляции мышления, включенного непосредственно в решение творческих задач. Одной из таких методик мог бы стать рефлексивно-поэтический тренинг.
Конструктивные предпосылки и методические возможности для построения подобных творчески развивающих методов содержатся в концепции рефлексивной психологии творчества И.Н.Семенова (1973, 1992). В ней продуктивное мышление моделируется в проблемно-конфликтных ситуациях, изучаются рефлексивные механизмы их творческого разрешения и разрабатываются развивающие методы "игрорефлексики" как системы психотренинго-вых способов культивирования рефлексивно-творческих способностей в интенсивно-игровом профессиональном образовании (Г.И. Давыдова, 1994; Н.Б.Ковалева, 1994; М.И.Найденов, 1989; Г.Ф.Похмелкина, 1993; С.Ю.Степанов, 1996, А.Н.Сухоруков,1997 и др.), в т.ч. в бизнес-обучении менеджеров и предпринимателей (И.В.Байер,1997; Е.П.Варламова, 1997; В.М.Дюков, 1995; А.В.Лосев, 1997; С.Н.Маслов,1993; О.АЛолищук, 1995 и др.).
Хотя в общепсихологическом плане игрорефлексика базируется на общепсихологических исследованиях рефлексивной организации дискурсивного мышления (И.Н.Семенов, 1980, 1991) при решении творческих задач
10 (В.К.Зарецкий, 1984; А.Н. Лавринович, 1986; И.В.Палагина, 1986; С.Ю.Степанов, 1984; А.Б.Холмогорова, 1983 и др.), однако проблемно-конфликтные ситуации в рефлепрактике процедурно преодолевались не путем формирования приемов дискурсивного решения текстовых задач, а в основном, игровыми способами группового взаимодействия со стихийным рефлексивным психологическим эффектом.
В связи с этим возникла проблема построения таких творчески развивающих методов игрорефлексики, которые обеспечили бы развитие личностного потенциала с одной стороны в проблемно-конфликтных ситуациях дискурсивного решения творческих задач, а с другой — рефлетренинговыми способами с психоразвивающим эффектом.
Необходимые предпосылки для разрешения этой концептуальной-методической проблемы уже сложились в рефлексивной психологии творчества (Я. А. Понаморев, И.Н.Семенов, 1983, 1990; И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1992) в ряде диссертаций. Так, Е.В.Бодровой (1986) разрабатывались приемы понимания проблемно-конфликтных ситуаций у учащихся дошкольников, Л.В.Григоровской (1988) — приемы решения задач на понимание школьниками музыкальных произведений, Л.Н. Алексеевой (1984), взрослыми - понимание филологических и литературных текстов, Г.Ф.Похмелкиной (1993) обеспечивался личностно-творческий рост школьников рефлексивно-психологическими средствами театрализации.
В этих исследованиях рефлексивно-творческий потенциал учащихся развивался на материале разрешения проблемно конфликтных ситуаций по- нимания и освоения произведений искусства (литературы, музыки, театра). Помимо этого в диссертациях С.В.Кузнецова (1995), А.В.Лосева (1997), А.В.Советова (1986) формировались способы решения профессионально- (pf; творческих задач, а И.В.Байер (1997), Е.П.Варламовой (1997), В.М.Дюкова (1995), Г.И. Катрич (1994), Н,Б, Ковалева (1994), О.А.Полищук (1995), А.Н.Сухорукова (1997) показали эффективность рефлетренинговых приемов игрорефлексики и рефлепрактики (при итерпретации сказочных сюжетов и культурных аналогов) для личностно-творческого роста в профессиональном образовании.
Продолжая эти направления рефлексивно-психологических исследова- ф ний, целесообразно было обратиться к освоению поэтических произведений в целях развития рефлексивной культуры профессионалов (А.Н. Тремасов, И.Н. Семенов (1994)). Ведь их создание и понимание также происходит в проблемно-конфликтных ситуациях, задаваемых, например, в виде задач на построение стихосюжета (А.Н.Тремасов, 1995). Организовывая дискурсивный поиск решения студентами такого рода творческих задач в условиях игрорефлексики с элементами стихосложения, мы получаем возможность психолого- педагогического построения способа развития творческого потенциала, а именно — методического средства, условно названного нами "стихотерапией" (1994), а позднее разработанного в качестве рефлексивно-поэтического тренинга (1997) с синтетическими функциями, развивающими у студентов образно-интеллектуальный, импровизационно-коммуникативный, эмпатийно-ассоциативный и интегрирующий рефлексивно-личностный по-
12 тенциал.
Объект исследования — психические процессы учащихся-студентов при решении нестандартных задач на стихосложение.
Предмет исследования — рефлексивная регуляция творческого мышления и развитие инновационно-творческого потенциала в условиях рефлексивно-поэтического тренинга.
Цель исследования заключается в изучении творческого потенциала и в разработке процедур рефлексивно-поэтического тренинга, развивающего творческие способности обучаемых через саморегуляцию мышления при решении творческих задач на стихосложение в проблемно-конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: Рефлексивно-поэтический тренинг развивает рефлексивные способности испытуемых, учит их мыслить сложнее и быстрее, достигая более эффективного результата в творческом процессе.
Культивирование в процессе решения творческих задач рефлексивных приемов саморегуляции мышления, содействует формированию интеллектуального механизма переосмысления его содержаний, что позволяет активизировать творческий поиск оптимального решения.
Итогом такого культивирования является микроразвитие интеллектуальной рефлексии как творческой способности, сформировавшейся в результате актуалгенеза (имеющим место при решении серии формирующих задач) рефлексивных механизмов мышления и, обеспечивающий оптимизацию творческого мышления в результате рефлексивно-поэтического тренинга.
13 Задачи исследования: построить концептуальную модель рефлексивной регуляции творческого мышления при решении задач на стихосложение; разработать методические средства (критерии, показатели) исследования рефлексивной организации творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях рефлексивно-поэтического тренинга; модифицировать метод категориально-нормативного анализа (И.Н. Семенов 1976, 1979) применительно к изучению рефлексии в решении творческих задач на стихосложение; исследовать особенности рефлексивной регуляции творческого мышления, включенного непосредственно в решение специфических задач на стихосложение; разработать процедуры рефлексивно-поэтического тренинга, развивающего творческий потенциал обучаемых.
Методы исследования:
1) стихорефлексивный анализ (А.Н. Тремасов, 1996) творческой дея тельности в рамках рефлексивно-поэтического тренинга, реализованный на основе экзистенционально-рефлексивного подхода (И.Н. Семенов, 1994) к психолого-педагогической проблеме развития профессионально-творческого мастерства;
2) категориально-нормативный анализ дискурсивного мышления (И.Н.Семенов, 1974), адаптированный применительно к условиям задач на
14 стихосложение;
3) рефлексивно-поэтическая методика формирования рефлексивных приемов решения творческих задач (А.Н.Тремасов, И.Н.Семенов, 1994);
4) концептуально-методические средства рефлексивно-психологического изучения и формирования практического мышления при решении координа ционно-сложных задач (С.В.Кузнецов, И.Н.Семенов, 1994, И.Н.Семенов, А.В.Советов, 1996).
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы психологической науки; единство сознания и деятельности; единство внешнего и внутреннего плана деятельности; деятельностного опосредования активности; психологического детерминизма, системности развития. А также принципы психолого-педагогического исследования: ориентация на исследование творческих способностей, факторов обеспечивающих продуктивность творческой деятельности; изучения человека в процессе его творческого роста, как личности, субъекта труда и индивидуальности; одновременного изучения объектов - человека и его способности творить.
Теоретическую базу исследования образуют концептуальные положения о рефлексивности мышления (Н.Г. Алексеев, О.С.Анисимов, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Ю.Н.Кулюткин, И.Н.Семенов, Г.С.Сухобская, Г.П.Щедровицкий); психологических особенностях практического мышления (С.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, Ю.М. Забродин, Ю.К. Корнилов, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштей, Б.М. Теплов, O.K. Тихомиров и др.); о методах формирования творческого и профессионального мышления (П.Я.
15 Гальперин, В.Л.Данилова, И.А. Кайдановская, В.Т.Кудрявцев, И.И. Ильясов, И.П.Калошина, Н.Н.Костюков, А.И.Подольский, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю.Степанов), о развитии творческого потенциала личности в профессиональной деятельности (К.А.Абульханова, О.С.Анисимов, И.В.Байер, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Ю.М.Забродин, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Р.С.Немов, Я.А.Пономарев, Е.С.Романова, М.Г.Ярошевский и
АР-)-
Этапы исследования. Исследование проводилось в 1993-1998 г.г. в несколько этапов. На первом этапе (1993-1994 г.г.) проводились поисковые опыты и разрабатывались концептуальные представления рефлексивной организации творческого мышления, реализующегося в условиях рефлексивно-поэтического тренинга и методика выделения рефлексивных референтов творческого акта при решении задачи на стихосложение по его внешним (содержательным) признакам. Этот этап завершился разработкой модели рефлексивной организации творческого акта, системы феноменологических признаков рефлексии в творческом акте (гл. 2, 2) и категориально -нормативной методики стихорефлексивного анализа, адаптированной применительно к стихотворной форме мышления при решении задач на стихосложение (гл. 2, 3).
На втором этапе (1994-1995 гг.) проводилась основная серия эксперимента с целью выявления психологических факторов продуктивности творческого акта при решении задач рефлексивно-поэтического тренинга (гл. 2, 3).
На третьем этапе (1995-1996 г.г.) осуществлялся формирующий экспе- римент, разрабатывалась система психолого-педагогических воздействий, обеспечивающая формирование рефлексивных приемов регуляции творческого мышления, а также разрабатывались методические рекомендации по развитию рефлексивно-творческого потенциала личности студента посредством рефлексивно-поэтического тренинга (гл. 3 2).
На четвертом этапе (1997-1998 г.г.) в процессе профессионального образования студентов-будущих специалистов проводилось экспериментальное обучение с использованием процедур рефлексивно-поэтического тренинга
Положения, выносимые на защиту:
Рефлексивно-поэтический тренинг позволяет глубоко исследовать протекание творческого процесса. Суть подхода заключается в том, чтобы испытуемый (используя заданные экспериментатором пары рифм) постарался решить задачу на составление стихосюжета, проговаривая свои размышления вслух. Благодаря фиксации на диктофон размышлений испытуемого, экспериментатор получает возможность эксплицировать рефлексивные референты творческого акта и определить уровень рефлексивных и творческих способностей испытуемого. Сотворение стихосюжета требует значительных интеллектуальных усилий и мыслительной работы, так как именно в стихотворении содержится наиболее концентрированная информация (в том числе о творческом потенциале испытуемого).
Стихоанализ позволяет выявить и охарактеризовать структуру стратегии творчества, т.е. определить каким именно способом выстраивается сти-
17 хосюжет: спонтанным полетом мысли (т.е. сходу) или, напротив, периодическим возвращением к тому, что уже написано (словно испытуемому необходимо "разогнаться" для дальнейшего продвижения вперед), диагностировать рефлексивные и творческие способности личности.
Модифицированный метод категориально-нормативного анализа И.Н. Семенова позволяет эффективно исследовать рефлексивные способности личности при решении специфических задач на стихосложение.
Рефлексивно-поэтический тренинг выявляет особенности продуктивной рефлексивной регуляции творческого мышления и может быть использована в дальнейших научных исследованиях рефлексивной психологии и педагогики в целях изучения механизмов развития рефлексивно-творческого потенциала личности.
Приемы рефлексивно-поэтического тренинга развивают саморегуляцию мышления при решении нестандартных, творческих (не имеющих однозначно верного ответа) задач, что повышает роль рефлексии в творчестве.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в диссертации впервые:
Концептуальная модель рефлексивной организации творческого мышления (И.Н.Семенов, 1976, 1990) модифицирована нами применительно к проблемно-конфликтным ситуациям творческих задач на стихосложение, реализуемых непосредственно в момент творения (сочинения стихосюжета), когда "верное" решение не известно не только испытуемому, но и экспериментатору (задача на стихосложение решается "здесь и теперь"); проведен теоретический анализ проблематики психологической структуры стратегии творчества и разработаны концептуальные представления о рефлексивной организации мышления, включенного в решение творческой задачи и реализующегося в стихотворной форме.
Системно проанализирована с позиции рефлексивной психологии феноменология творческого процесса (творения стихосюжрта) и выделены эмпирические признаки процесса "живого" творчества кік его рефлексивно- дискурсивной репрезентации.
Разработаны методические средства категориально нормативного ана- лиза решения творческих задач на стихосложение, критерии, показатели, ха рактеризующие рефлексивную регуляцию творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях.
Выявлены особенности продуктивной рефлексивнор регуляции творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях Построения стихосю-жета.
Выделены рефлексивные приемы мышления в момент творчества, требующие собственного развития, и на этой основе разработана система психолого-педагогических воздействий, содействующих их формированию.
Разработаны методические средства, активизирующие рефлексивную саморегуляцию мышления при решении специальных творческих задач в процессе рефлексивно-поэтического тренинга.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что рефлексивно-поэтический тренинг, как способ интенсивно-
19 игрового развития творческого потенциала учащихся, студентов и слушателей повышения квалификации, может быть перенесен для целей обучения саморегуляции творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях и разработки соответствующих психолого-педагогических моделей профессионального образования.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими предпосылками исследования на основе системно-психологической модели творческой деятельности, привлечением апробированных экспериментальных, статистических и развивающих методов, достоверной значимостью полученных результатов и их практической апробацией в инновационной педагогической практике гуманизации профессионального образования.
Апробация работы осуществлялась на заседаниях кафедры социально-политических наук Нижегородского коммерческого института и лаборатории психологии практического мышления и рефлетренинговых методов обучения ИРПГиГО, а также в докладах и обсуждениях на ряде международных, всероссийских, республиканских, региональных научно-практических конференциях: "Проблемы преподавания гуманитарных и социальных наук на современном этапе" (Н. Новгород, 1994), "Гуманитарные науки в коммерческом институте" (Н. Новгород, 1994), "Интеллект, культура и образование" (Новосибирск, 1994), 1-ом съезде практических психологов образования России (Москва, 1994), Второй Всероссийской конференции "Рефлексивные процессы и творчество" (Новосибирск, 1995), Третьей Сибирской научной кон-
20 ференции "Интеллект, культура и образование" (Новосибирск 1995), международной научной конференции "Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнес- образования'1 (Красноярск, 1995), Первой Всероссийской конференции по психологии "Психология сегодня" (Москва 1996), "Бизнес и ценности культуры" (Н.Новгород, 1996).
Внедрение результатов исследования. Рефлексивная модель творческого мышления при решении задач на стихосложение и разработанная на ее основе система творческого рефлетренинга (формирующего рефлексивные приемы регуляции творческого мышления) стали теоретической, методологической и дидактической основой учебно-методического пособия для студентов Нижегородского коммерческого института МВТ РФ, спецкурса (для названной категории обучаемых) по развитию рефлексивно-творческого мышления и инновационного потенциала личности, а также были использованы при создании четырех учебных фильмов-тренингов "Петля Мебиуса" (1995), "Ссадина" (1996), "Все точки над і" (1996), "Неудавшийся визит" (1998) на базе Нижегородского коммерческого института. Результаты исследования метода рефлексивно-поэтического тренинга были апробированы и использованы при чтении курса "Введение в психологию управления" для студентов Коми филиала Северо-Западной академии государственной службы в 1995/1996 учебном году, спецкурса "Развитие рефлексивно-творческого мышления" на кафедре ак-меологии и психологической профессиональной деятельности Российской академии государственной службы в 1995/1997 учебных годах и проведении
21 игрорефлексики профподготовки в учебном центре ИРГТТиГО.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Использовано 188 литературных ис-'Ц точника, из них 4 на иностранных языках, диссертация содержит 2 таблицы и 7 диаграмм.
По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 111 стр.
Становление концепции и понятия рефлексии в психологии
В историко-гносеологическом аспекте проблематика этого исследова ч- ния сформировалась в рамках концепции рефлексивной регуляции творческого мышления И.Н.Семенова (138, 140, 158, 161). И является в своей основе результатом переноса этой модели рефлексивной организации творческого мышления, методики исследования и формирования приемов его саморегуляции применительно к исследованию рефлексивной саморегуляции творческого мышления при решении координационно-сложных стихотерапевтических $ задач.
Психологическая особенность рефлексивной саморегуляции творческого мышления в решении упомянутых задач заключается в том, что мышление здесь непосредственно включено в решение нестандартной, творческой задачи. Характеристика этих задач как творческих определяется тем, что мыслимые свойства (отношения) содержаний задачи проявляются, существуют и представляются субъекту преимущественно в образной форме, т.е. теми его знаниями ситуации, которые не отделены от них самих и их восприятия, так как они осели в определенных способах оперирования с вещами (С.Л. Рубен-штейн).
Поэтому исследование этого вида рефлексивной саморегуляции неразрывно связано с проблематикой внешней формы психологической деятельности -— творческого акта, представлением его психологической структуры, связи творчества и психики.
Посколько рефлексия изучается нами как психологическое образование инкорпорированное в структуру творческого мышления, то тем самым особенность ее изучения, естественно, преломляется через призму психологических моделей творческого мышления, его отличительных свойств, присущих ему вследствие включенности в творческую деятельность.
В истории психологии и психотерапии рефлексия, говоря современным психологическим языком, всегда рассматривалась, как внутренняя форма психической деятельности человека. Эта категория использовалась для характеристики внутреннего мира человека, состояний его души, представляющей собой бесконечную непознанную субстанцию, заключающую в себе личностное "я", а также психики, и сознания, выражая обращенность на свое сознаваемое 11я", интенсивное осмысление своего отношения к собственным переживаниям, деятельности (в том числе творческой), к себе в целом и другим людям. Становление современной психологии на рубеже 19-20 вв. (в лице аналитического структурализма, функционализма, вюрцбургской школы и других направлений) сопровождалось вытеснением из психологической проблематики методических приемов рефлексии (в виде различных способов самонаблюдения) и даже самого ее понятия, инициированного в психологию ранее — еще в пору развития ее в лоне философии (156).
В биховериоризме рефлексия оказывалась как бы лишней вследствие отказа от такой категории, как сознание. Соответственно, в психологии творчества также не оказалось места для понятия рефлексии. Концепции бихевиоризма в различных своих модификациях (в частности в лице необихевиоризма и отчасти когнитивизма) доминировали в американской психологии вплоть до последней трети 20 века и в целом существенно не изменили своего отношения к рефлексии.
Сущностная характеристика рефлексивно-поэтического тренинга (феноменология и антология стихотворчества)
Рефлексивно-поэтический тренинг (стихотерапия), на наш взгляд, является средством, позволяющим наиболее ярко показать суть рефлексивного процесса. Стихотворная форма уже сама по себе располагает человека к творчеству, т.е. происходит осознаваемая самореализация в продукт творчества (сотворение стихосюжета). Гуманизация образовательного процесса применительно к рефлексивно-поэтическому тренингу заключается в ее ориентированности на использование и развитие именно творческих способностей обучаемых.
Только в творчестве личность по-настоящему реализует себя, т.к. твор % чество предполагает искренность и самостоятельность. К сожалению, в повседневной жизни люди предпочитают действовать и мыслить в пределах известных им стереотипов, тем самым как бы отодвигая свое личностное Я на задний план. Творческий же процесс, между тем, — это в известной степени риск быть непонятым другими людьми, отсюда вполне объяснимый комплекс неуверенности в себе и страх перед самореализацией. Исходя из сказанного, рефлексивную стихотерапию следует рассматривать как рефлексивно щ поэтический тренинг развития творческого потенциала субъекта.
Поэтическое творчество, изначально, родилось в сфере игры, оно и сегодня чувствует себя в ней как дома. Поэзия, так же как и рефлексивно поэтический тренинг, есть игровая функция. Она обретается в поле деятель (ІІ ности игры, в собственном мире, созданном самим субъектом, где вещи имеют иной, чем в обыденной жизни, образ и связаны между собой иными, не всегда явными, логическими узами. Из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как эта доисторическая (primaevale) сущность стихотворчества, понятая и выраженная Вико уже два столетия назад.
Поэт — одержимый, неистовый, вдохновленный богами (enthousiaste) на творчество, некий многосведущий sja ir, как называли его древние арабы. В мифах "Эдды" мед, который пьют, чтобы стать поэтом, готовят из крови Квасира, мудрейшего среди созданий - никто не мог задать ему такой вопрос, на который он не знал бы ответа. Стихотворец многолик, из ясновидца постепенно выделяются фигуры пророка, жреца, оракула, мистагога, а также философа, законодателя, оратора, демагога, софиста и ритора (элемент игры).
"Поэзия — как бы сон науки" — гласит глубокомысленное изречение Френсиса Бекона. В образных мифологических представлениях первобытных народов об основах бытия, как в зародыше, уже заключен смысл рефлексии, который позже найдет осознание и выражение в логических формах и терминах.
Итак, поэзия в своей первоначальной функции как ранней культуры рождается в игре и как игра. Это освященная игра, но в своей священности эта игра все же постоянно остается на грани необузданности, шутки, развлечения.
Форм позии много — метрические формы, строфические формы; поэтические средства, как-то: рифма и ассонанс, смена строф и рефрен; формы выражения, как-то: драматическая, эпическая, лирическая. Но сколь бы ни были различны все эти формы, в целом мире находят только им подобные. Большинству из нас настолько знакомы все эти формы и мотивы, что их существование словно бы само собой разумеется, и мы редко задаемся вопросом о всеобщем основании (ratio), которое оределяет им быть такими, а не иными. Основание далеко идущего сходства поэтического выражения во все из 36 вестные нам периоды истории человеческого бытия (истории творчества), по-видимому, в значительной мере следует видеть в том, что это самовыражение формообразующего слова (мысли) коренится в функции, которая старше и первозданнее всей культурной жизни. Эта функция есть игра.
Использование элементов рефлексивно-поэтического тренинга в экспериментальных фильмах-тренингах
Фильм-тренинг представляет собой оригинальную авторскую методику, позволяющую активно вовлекать обучаемых в творческий процесс, помогающую им постигать и отыгрывать различные эмоциональные состояния действующих в фильме персонажей, снимать внутриличностные комплексы зажатости и неуверенности в себе, а также тренировать коммуникативные способности, успешно решать групповые задачи через моделирование психологических ситуаций.
Технологически фильм-тренинг включает в себя пять этапов. Съемочная или творческая группа (обычно 6-9 человек) под руководством режиссера проходит все этапы в строгой последовательности. Для решения чисто психотерапевтических задач на нулевом этапе проводится собеседование и формирование групп со сходными проблемами.
На первом этапе члены съемочной группы знакомятся друг с другом и обозначают круг интересующих их проблем. Режиссер, используя различные тренинговые (в том числе и стихотерапевтические) упражнения помогает создать в группе атмосферу творчества, сплоченности, выявляет лидеров и аутсайдеров.
На втором этапе режиссер предлагает группе поработать над сценарием будущего фильма (на втором этапе съемочная группа окончательно становится творческой). Сценарий должен содержать в себе психологически значимые для каждого участника ситуации. Начиная работу над ним, режиссеру необходимо иметь несколько вариантов "условных" сценариев, оттолкнувшись от которых, участники фильма-тренинга могли бы реализовать свой творческий потенциал. Окончательный вариант обсуждается и принимается к постановке. Как мы видим, структурно работа над фильмом-тренингом строится аналогично работе над стихосюжетом при решении стихотерапевтической задачи. Чтобы сотворить стихосюжет испытуемый отталкивается от заданных рифм. При написании (сотворении) сценария фильма-тренинга творческая группа также отталкивается от вариантов, предлагаемых режиссером. И в том, и в другом случае руководитель или режиссер ставит условия творческой задачи. Таким образом, выполнение упражнений рефлексивно-поэтического тренинга на первом этапе фильма-тренинга как психологически, так и "рефлексивно" готовит членов съемочной группы к участию в творческом процессе. Отличительной чертой фильма-тренинга от рефлексивно-поэтического тренинга является то, что каждый участник решает здесь одновременно индивидуальную и коллективную творческую задачу, приобретая навыки личностной и коллективной рефлексии.
На третьем этапе происходит распределение ролей, проводятся первые кинопробы, уточняются психологические портреты персонажей, включая их внешний облик, привычки, манеру держаться и двигаться, речевые особенности. Именно на этом этапе активно используются приемы двигательного стихотренинга на осознание участниками собственных творческих способностей. Кинопробы предполагают выполнение ряда чисто игровых упражнений. Это может быть эмоциональное прочтение стихотворения или отрывка из какого-либо литературного произведения. Такие упражнения могут выполняться и вместе с партнером, если упражнение представляет собой диалог. Третий этап является своеобразным переходом от первоначального замысла к его реализации. Важно постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон, поощрять творческую активность участников, не допуская однако конфликтов в группе из за разности творческих позиций.