Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема развития творческого потенциала личности будущего учителя 13
1.1. Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности 13
1.2. Психолого-педагогические основы рассмотрения проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя 35
1.3. Арттерапия в системе средств развития творческого потенциала личности будущего учителя 59
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии S5
2.1. Организация и методы исследования творческого потенциала личности будущего учителя в условиях вузовского обучения 85
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала личности будущего учителя 136
Заключение 168
Библиография 170
Приложения
- Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности
- Арттерапия в системе средств развития творческого потенциала личности будущего учителя
- Организация и методы исследования творческого потенциала личности будущего учителя в условиях вузовского обучения
Введение к работе
Актуальность исследования
ф Современный период развития общества характеризуется
изменениями, происходящих во всех сферах жизнедеятельности.
Общество заинтересовано в социальном заказе на личность, имеющую прочные, глубокие знания и способную к самостоятельному, творческому решению проблем, саморазвитию и преобразованию окружающего мира.
Реагируя на изменения общества, меняется и образование. Гуманизация как генеральное направление его развития предполагает акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности, поскольку именно субъекты образовательного процесса реализуют творческий потенциал общества.
Изменение ценностных ориентации в системе образования, потребность в личностно-ориентированном обучении, установка на общее психологическое развитие ребенка привели к широкому распространению идей развивающего обучения, реализовавшихся в создании систем развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), которые ставят своей целью развитие творческих, исследовательских способностей и навыков учащихся, приобретения ими опыта творческой деятельности. При этом педагогическое творчество выступает как показатель качества учебно-воспитательного процесса.
Главными результатами педагогического труда становится развитие творческих способностей учащихся, освоение ими способов творческой деятельности. Условия достижения этих результатов настолько сложны, что успеха достигают только те учителя, которые способны творчески подойти к организации учебного процесса, решению поставленных педагогических задач, реализации инновационных образовательных программ.
Исследование творчества является приоритетным направлением
психологии и педагогики высшей школы. Проблеме развития творческих
способностей будущего учителя посвящен ряд работ отечественных и
зарубежных авторов: П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,
ф В.А.Кан-Калика, Е.А. Максимовой, А. Маслоу, A.M. Матюшкина,
Я.А.Пономарева, Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Д.Б. Эльконина.
Однако современная педагогика и психология имеет гораздо меньше трудов, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности в профессиональной деятельности. Изучение проблемы развития творчества будущих учителей получает новый аспект рассмотрения через проблему развития творческого потенциала студентов педагогических вузов, основываясь на том, что последний включает в свой состав резервные возможности личности, способные получить актуализацию и развитие с помощью организованного психолого-педагогического воздействия.
В работах многих исследователей (Т.Е. Бацаев, Д.Б. Богоявленская, Т.А. Буи, P.M. Грановская, Н.В. Демидов, A.M. Матюшкин и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно внимания уделяется опыту целенаправленного развития творческого потенциала будущих педагогов как интегральной характеристики личности, что требует адекватных методических средств в решении данной проблемы.
Исторически сложилось так, что арттерапия как метод психотерапии,
основанный на искусстве и стимулировании творческой деятельности
субъекта, в основном используется в клинической практике. В сфере
профессиональной подготовки артерапия не нашла должного
практического применения. Вместе с тем, можно полагать, что арттерапия
заключает в себе богатые возможности, способные стимулировать развитие
творческого потенциала личности, в частности, использование Ь
арттерапевтических практик в системе профессиональной подготовки может являться одним из способов развития творческого потенциала
личности будущего учителя.
В области педагогики и психологии имеются труды по проблеме внедрения арттерапии в систему профессионального образования (Н.Ф.Вишнякова, Л.А. Петровская, К. Уэлсби, А.П. Федорова), однако они носят сугубо теоретическую направленность при отсутствии рекомендаций практического характера.
Важность проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя определяется рядом значений:
Социальным, так как формируется человек с особым складом мышления, способный к радикальным изменениям и преобразованиям.
Научным, так как служит средством познания творческого потенциала личности будущего учителя.
Практическим, так как возможно применение новых приемов в рамках психолого-педагогического воздействия для развития творческого потенциала личности.
Наличие противоречия между существующим социальным заказом на новых творческих педагогов и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя, определило актуальность настоящего исследования.
Все выше изложенное обозначило выбор темы диссертационного исследования «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии».
Цель исследования: раскрыть психологическую сущность творческого потенциала личности и изучить возможность его развития у будущих учителей с помощью арттерапевтических средств.
Объект исследования: творческий потенциал личности будущего учителя.
Предмет исследования: динамика развития творческого потенциала личности будущего учителя в процессе использования специально разработанной программы арттерапевтических занятий.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
1. Психологическую сущность творческого потенциала личности
будущего учителя составляет единство креативной и ценностно-смысловой
сфер личности.
2. Использование арттерапевтических средств при проведении занятий с
будущими учителями стимулирует развитие их творческого потенциала.
Цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы определить и обосновать психологическую сущность развития творческого потенциала личности будущего учителя.
2.Систематизировать психолого-педагогические средства
стимулирования творчества студентов педагогических ВУЗов и определить возможности арттерапии в развитии творческого потенциала личности будущего учителя.
3. Разработать программу арттерапевтических занятий по развитию
творческого потенциала личности студента педагогического ВУЗа и оценить
ее эффективность в ходе экспериментального исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
- общенаучные методы (логический и аналитический), теоретическое
моделирование развития творческого потенциала личности;
- формирующий эксперимент;
-диагностические методы (тестовая методика креативности Е.П.Торренса «Закончи рисунок», Дж. Гилфорда «Необычное использование» в двух вариантах: «Газета» и «Деревянная линейка», тестовая методика «Креативность» Н.ф. Вишняковой, анкетирование «Ценностно-смысловой прифил будущего учителя» «Качества идеального педагога»);
- методы непараметрической статистики (коэффициент ранговой
корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускала-
Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона).
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования
составили:
-труды по проблеме развития творчества в рамках культурно-
ф исторической школы Л.С. Выготского;
деятельностный подход к проблеме развития творчества (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу;
- исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме
творчества как высшей формы самосовершенствования личности
(В.И.Андреев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
Л.В.Занков, Дж. Гилфорд, С.Л.Рубинштейн, Г. Оллпорт, К. Роджерс,
Е.П.Торренс, Д.Б. Эльконон и др.);
- исследования творческого потенциала личности в работах
Н.Ф.Вишняковой, П.Ф. Кравчук, В.Н. Маркова, В.Ф. Овчинникова,
Я.А.Пономарева, Е.Л. Яковлевой; теоретические положения Ю.В. Каннабих,
Б.Д. Карвасарского, С. Кратохвила, Р. Крачфилда, А.А. Осиповой о
возможностях арттерапии, стимулирующих развитие творческих
компонентов личности.
Опытно-экспериментальная база исследования.
При проведении эксперимента было задействовано 150 человек (80 студентов 2-х курсов, 40 учителей начальных классов ср.школ г. Калуги, 10 учителей изобразительного искусства, курирующих начальную школу, 20 методистов факультета начального образования). В роли основной группы испытуемых выступили 80 студентов факультета начального образования ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (КГТГУ).
Организация исследования. Исследование развития творческого потенциала личности будущего учителя проводилось поэтапно в течение 4-х лет (с 2002 по 2006 годы).
Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе (2002-03 гг.) уточнялись подходы и позиции, на основании анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность, обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвигалась гипотеза исследования.
На втором этапе (2003-04 гг.) разрабатывалась теоретическая модель, отражающая психологическую сущность процесса развития творческого потенциала личности будущего учителя, ее условия, механизм и средства.
На третьем этапе (2004-05 гг.) на основе предложенной модели была
создана программа развития творческого потенциала личности для студентов
педагогического ВУЗа, разработаны ее этапы: аналитико-диагностический
(констатирующий эксперимент), содержательно-деятельностный
(формирующий эксперимент, включающий в себя реализацию разработанной программы спецкурса «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя»), оценочно-результирующий и определяюще-перспективный, проведена ее апробация.
На четвертом, заключительном этапе (2005-06 гг.) проводились статистическая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью исходных методологических позиций, обоснованным применением метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедрения полученных результатов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе:
- раскрыты возможности арттерапии в стимулировании развития творческого потенциала личности будущего учителя: арттерапия предоставляет возможность самовыражения личности в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты личности, создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном плане, способствует снятию барьеров, блокирующих проявление творческих возможностей личности;
- определен пакет психодиагностических методик, предназначенный для
исследования динамики развития творческого потенциала личности
будущего учителя, включающий диагностики уровня развития вербального и
ф образного мышления, креативных характеристик в образе «Я»-реальный и
«Я»-идеальный, анкеты на выявление ценностно-смыслового отношения к профессии учителя;
- определены этапы активизации творческого потенциала личности
будущего учителя в процессе проведения арттерапевтических занятий: этап
психологического вхождения, этап внутренней конформности, этап
самосозерцания в творчестве, этап рефлексии самовыражения в творчестве;
- получены новые экспериментальные данные о взаимосвязи креативного
и ценностно-смыслового компонента творческого потенциала личности
будущего учителя: изменение ценностного отношения к творчеству
способствует перестройке характеристик «Я»-идеального в сторону
положительной динамики его креативного компонента, что, в свою очередь,
побуждает личность к свободному творческому самовыражению.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: -конкретизировано психологическое содержание понятия «творческий
потенциал личности будущего учителя», которое раскрывается через связь
креативной и ценностно-смысловой сфер личности;
определены основные показатели развития творческого потенциала личности будущего учителя, отражающие изменения в ценностно-смысловой и креативной сферах;
показана роль изменений ценностно-смысловой сферы в динамике развития творческого потенциала личности будущего учителя.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- разработана, опубликована и внедрена на базе факультета начального
образования КГПУ им. К.Э. Циолковского авторская программа спецкурса
«Развитие творческого потенциала личности будущего учителя» [50];
- составленная автором программа спецкурса «Изобразительное
искусство в контексте модернизации системы начального образования»,
одним из модулей которой является «Использование арттерапии в практике
начального образования» опубликована и внедрена в практику чтения курсов
Ф повышения квалификации работников образования при КОИПКРО [49];
авторские программы спецкурсов могут быть широко использованы в практике профессиональной подготовки педагогов и на курсах повышения квалификации работников образования;
арттерапевтические техники и упражнения, описанные в авторской программе «Развитие творческого потенциала личности будущих учителей» могут получить применение при организации занятий по педагогике, педагогической психологии, искусству в системе профессионально-педагогической подготовки с целью развития творческого потенциала личности ее субъектов;
- разработанные автором диагностические анкеты могут использоваться для изучения особенностей отношения будущих учителей к выбранной профессии.
Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается: теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, методологической обоснованностью комплекса методик исследования, сочетанием количественного и качественного анализа теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативной выборкой испытуемых (150 человек), статистическими методами обработки полученных данных.
Положения, выносимые на защиту:
Творческий потенциал личности будущего учителя представляет собой интегральное образование, отражающее меру возможностей актуализации внутренних ресурсов личности в продуктивной профессиональной деятельности и характеризуется единством креативной и цецностно-смысловой сфер личности.
Развитие творческого потенциала личности будущего учителя будет
определяться следующими показателями:
- изменение личностных характеристик в образе «Я»-идеальный в
сторону положительной динамики его креативного компонента;
ф - развитие креативности как одного из компонентов творческого
потенциала личности;
- формирование ценностно-смыслового отношения к творчеству и
педагогической деятельности, требующей творческого подхода в ее
организации.
3. Арттерапия как методическое средство, включенное в процесс профессиональной подготовки будущих учителей, обеспечит развитие их творческого потенциала, поскольку арттерапевтические практики заключают в себе развивающие возможности, содействующие всестороннему раскрытию творческого потенциала личности:
- терапия искусством, использующая комплекс разнообразных форм
творческого самовыражения, предоставляет возможность самовыражения в
творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты
личности (воображение, интуицию, оригинальность, гибкость и беглость
творческого мышления), а также способствует снятию барьеров,
блокирующих проявление творческого потенциала личности;
- использование арттерапии создает условия для осознания ценности
творчества в личном и профессиональном аспекте его рассмотрения;
- целенаправленное арттерапевтическое воздействие акцентирует
направленность личности на творческие виды деятельности, одним из
которых является профессионально-педагогическая деятельность.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Международной научно-методической конференции в ГИГУ им. Л.Н.Толстого в октябре 2004г., на Всероссийской научно-практической конференции в г.Пензе, Приволжский Дом знаний в октябре 2004г., на IX Всероссийской научно-практической конференции в КГПУ им. К.Э.Циолковского в апреле 2005г., на Межрегиональной научно-
практической конференции в КГПУ им. К.Э.Циолковского в декабре 2004г.,
на III Областном научно-практическом семинаре преподавателей средних
специальных педагогических учебных заведений Калужской обл. и КГПУ им.
ф К.Э.Циолковского в апреле 2005г., на Областной научно-практической
конференции в КОИПКРО в марте 2005г., на II Межвузовской научно-практической конференции в БГУ им. акад. И.Г. Петровского в октябре 2003г., на научной конференции студентов и аспирантов по итогам научно-исследовательской работы за 2004 г. в КГПУ им. К.Э. Циолковского в мае 2005 г. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (2002-2006 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе проведения автором спецкурса «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя» со студентами 2 курсов дневного отделения факультета начального образования КГПУ им. К.Э. Циолковского; проведения практических занятий в рамках дисциплины «Методика изобразительного искусства» на базе факультета начального образования КГПУ им.К.Э.Циолковского; в процессе проведения творческих занятий с учащимися старших классов ср.школ г.Калуги в рамках объединения «Психология и космос» в центре дополнительного образования для детей и юношества «Созвездие» г.Калуги; результаты исследования использовались автором в процессе чтения лекций и проведения практических занятий на курсах повышения квалификации работников образования на базе КОИПКРО.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического списка литературы,
включающего 194 источника, в том числе 4 - на иностранном языке, i
приложения. Диссертация изложена на 233 листах машинописного текста, содержащего 21 таблицу и 23 рисунка.
Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности
Основной темой психологии личности долгое время были индивидуальные различия - то, что можно назвать «внешними тенденциями», то есть наблюдаемые варианты в стиле поведения, в эмоциональной и когнитивной сферах. Для описания наблюдаемых индивидуальных различий исследователи используют термин «черта личности», или диспозиионный конструкт, характеризующийся универсально применимой структурой «фенотипических» индивидуальных различий. Данной исследовательской традиции и в настоящее время психологами уделяется большое внимание. Однако необходимо идти дальше фиксирования внешних тенденций. Человек — это активный субъект, влияющий на ход своего развития. Поэтому психология личности включает в себя исследование не только психических свойств, качеств, но и индивидуального потенциала [цит. 141, с.23].
Включение проблемы потенциала в область интересов психологии личности имеет свои следствия.
Во-первых, оно расширяет границы традиционного предмета изучения, которым всегда были личностные диспозиции, характеристики личности. Несомненно, важно оценивать, каков человек, но не менее важно и исследовать, каким он может стать, не только актуализировать его имеющиеся характеристики, давать оценку индивидуальным различиям, но и стимулировать скрытые ресурсы, возможности, развивать индивидуальный потенциал личности.
Во-вторых, понятие потенциала заставляет обратить внимание на тот факт, что личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии. человека и его социокультурного окружения.
Психологические качества человека нельзя вывести только из типичного для него поведения в типичных ситуациях. Человек может обладать потенциалом, способным реализоваться лишь в определенных условиях. Каган в этой связи проводит удачную аналогию. Камень, покоящийся на дне озера, принадлежит к категории потенциально опасных объектов. Опасность - не свойство, присущее этому камню как таковому (как, например, масса или твердость). Опасность — относительное качество. Оно описывает отношение между этим камнем и определенными условиями (например, когда его бросают в окно). Аналогично, многие психические качества - это не свойства, присущие психике как таковой. Они относительны в том смысле, что проявление определенного качества требует неких социальных условий, вызывающих, поддерживающих или делающих необходимым это качество.
Наконец, потенциал присущ не только людям, но и среде. Окружающая обстановка может предъявлять к человеку высокие требования, обеспечивать возможности для личностного роста. Принятие разнообразных социально и личностно значимых решений мобилизует способности человека, заставляет его приобретать новые навыки. Принятие решений и их воплощение так или иначе сопровождается социальными контактами, в ходе которых человек имеет вероятность столкновения с трудностями, что позволяет ему ощутить собственные силы и может, в свою очередь, изменить его представление о собственном Я. Ключевым моментом в данном случае выступает выбор личностью того или иного пути. Обычно среда не навязывается человеку извне, она - результат выбора. Личность, имея собственную систему ценностей, целевых жизненных установок, спектр способностей, выбирает те условия, в которых будет протекать ее личная и профессиональная жизнь. До осуществления этого выбора та или иная среда, какова бы ни фыла ее L сила, всего лишь возможность. В действительности для человека, уже оказавшегося в определенной среде, но остающегося пассивным в выборе, многие скрытые возможности так и останутся потенциальными, не актуализированными. Обучение в университете, к примеру, предоставляет широкие перспективы для личностного и интеллектуального роста, а также для установления длительных дружеских отношений и профессиональных контактов. Однако эти возможности не навязываются человеку, они потенциально возможны, и должны активно реализовываться им самим, получая актуализацию и наполняясь необходимым содержанием.
Эти соображения, естественно, расширяют представления о целях развития личности, направленных не только на актуализацию имеющихся личностных характеристик, но и на стимулирование скрытых ресурсных возможностей личности. Одним и таких ресурсов является творческий потенциал личности.
Понятие потенциала является сложной категориальной единицей. Прежде, чем рассмотреть психологическую интерпретацию содержания понятия творческого потенциала, остановимся на определении понятия «потенциал».
В словаре иностранных слов (издание 1989 года) денотат потенциала толкуется следующим образом. Потенциал (лат. potentia - сила, мощь) является универсальной общенаучной категорией и означает совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей в чем-либо [163, с.476].
Словарь иностранных слов (издание 2000 года) интерпретирует понятие потенциал как степень мощности в каком-либо отношении, совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [164, с.484].
Толковый словарь русского языка под редакцией Н.Ю. Шведовой дает следующее определение потенциалу. Потенциал - это внутренняя возможность [127, с.571].
Арттерапия в системе средств развития творческого потенциала личности будущего учителя
Развитие творческого потенциала личности будущего учителя требует методических средств, предоставляющих возможности для раскрытия его динамической составляющей и способствующих снятию психологических ограничений, препятствующих ее актуализации. Исходя из того, что педагогическое творчество должно опираться на базовые ресурсы личности, включая ее творческий потенциал, перед нами предстает проблема систематизации средств стимулирования педагогического творчества.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что актуальность проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя подчеркивается рядом отечественных и зарубежных исследователей (Д.Б.Богоявленская [13, 14], P.M. Грановская [43], В.В. Давыдов [46, 47], В.И.Загвязинский [58, 59], Л.В. Занков [60, 61], Т.В. Кудрявцев [87], Ю.Н.Кулюткин [89, 90], М.М. Поташник [139], В.А. Сластенин [162], А.И.Щербаков [184], Д.Б. Эльконин [186], а также А. Маслоу [107], Г.Оллпорт [191], К. Роджерс [149,153], Е.П. Торренс [194] и др. Однако в работах многих исследователей (В.В. Белоглазов [9], Д.Б.Богоявленская [14], P.M. Грановская [43], В.И. Загвязинский [59], В.А.Левин [92], М.И. Лосева [99], A.M. Матюшкин [НО], А.А. Мелик-Пашаев [111], Б.М. Неменский [117], Г.В. Никитина и В.Н. Романенко [121]) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно внимания уделяется опыту творческой деятельности, разработке и внедрению в практику образования средств, стимулирующих развитие творческого потенциала личности его субъектов.
Наиболее эвристические, фундаментальные и прогностические позиции в осмыслении пространства проблематики развития творческой познавательной активности сложились в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского [34] и в русле деятельностного подхода (А.НЛеонтьев [91], С.Л. Рубинштейн [157, 158], Д.Б. Эльконин [185, 186] и др.). В методологии исследования проблемы творческого мышления значительная роль принадлежит деятельностному подходу, согласно которому человек и его психика формируются и развиваются в деятельности (С.Л. Рубинштейн [157,158], A.M. Матюшкин [108,109,110] и др.).
Различные общетеоретические положения эффективного формирования у студентов педагогических вузов творческих способностей как компонента творческого потенциала личности высказывались в трудах отечественных психологов и педагогов (В.И. Андреев [5, 6], А.А. Бодалев [15, 16], В.И.Загвязинский [58, 59], И.А. Зимняя [63], Т.В. Кудрявцев [87], Ю.Н.Кулюткин [89, 90], A.M. Матюшкин [ПО], М.М. Поташник [139], С.Л.Рубинштейн [157,158], А.И. Щербаков [184] и др).
Наряду с наличием в педагогике и психологии многообразия теоретических изысканий на проблему актуальности и сущности развития творческого потенциала личности будущего учителя, имеется гораздо меньше трудов, посвященных описанию средств, направленных на решение этой проблемы на практическом уровне. Считаем необходимым остановиться на их рассмотрении.
В русле проблемы осуществления целенаправленной подготовки студентов педагогического вуза к творчеству в педагогической деятельности Г.В. Никитина и В.Н. Романенко рассматривают два пути [121].
Первый путь - использование элементов обучения творчеству в ход преподавания различных учебных дисциплин на протяжении всего срока обучения. Рассмотрение на практических занятиях по психологии структуры процесса творчества, его звеньев и этапов. Наличие конкретных рекомендаций при изучении методик преподавания отдельных предметов (выбор нетрадиционных методов, приемов, форм обучения, техник и технологий) по данному предмету.
Второй путь - осуществление специального тренинга педагогического творчества, который может проводиться в рамках той или иной учебной дисциплины, в соответствии со спецификой факультета и другими особенностями конкретного вуза и региона [цит. 121, с.114-115].
Я.А. Пономаревым [137, с. 126-140] в качестве одного из путей развития творческого потенциала личности будущего учителя выступает использование в рамках профессиональной подготовки различного вида учебно-творческих задач. Автором предлагается обеспечение такой формы организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой обучаемые активно овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают свой творческий потенциал.
ЯЛ. Пономарев предлагает использование учебно-творческих задач различных видов: с явно выраженным противоречием, с неконкретно представленной информацией, учебно-творческие задачи на прогнозирование, на оптимизацию, на рецензирование, на выработку алгоритмических предписаний, «задачи-оборотни», исследовательские задачи, задачи на изобретение и другие. Использование учебно-творческих задач, по мнению автора, позволит студентам учиться видеть противоречия, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, генерировать идеи, развивать гибкость, рационализм и критичность мышления, преодолевать инерцию мышления, переносить принципы и методы научного познания в новые ситуации, тем самым обеспечивая развитие творческого потенциала будущих учителей.
Организация и методы исследования творческого потенциала личности будущего учителя в условиях вузовского обучения
На теоретическом этапе исследования нами предложена модель развития творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии, которая легла в основу проведения экспериментального исследования.
Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала личности будущего учителя проводилось на базе факультета начального образования КГПУ им. К.Э. Циолковского в режиме формирующего эксперимента.
Эмпирическая база исследования выбрана не случайно: проблема развития творческого потенциала будущих учителей начальных классов является особенно актуальной в свете современных образовательных тенденций и преобразований в начальной школе. Первый учитель дает не только первые знания по разным предметам (грамота, чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология и др.), но и развивает в ребенке творческую личность, способную к самостоятельности, решению возникающих трудностей. Кроме того, современная начальная школа призвана реализовывать спектр инновационных образовательных программ (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина), направленных на всестороннее развитие младшего школьника. Работа учителя начальных классов по развивающим программам предусматривает не только специальную методическую подготовку, знание теоретических основ развивающего обучения, но и способность в их творческой реализации на практике, что, в свою очередь, невозможно без актуализации творческого потенциала личности учителя начальных классов.
На решение задачи развития творческого потенциала личности будущего учителя направлено введение в систему профессионально-педагогической подготовки специальных творческих дисциплин и спецкурсов. В частности, на факультете начального образования при КГПУ им. К.Э. Циолковского в программу профессионального образования включены такие дисциплины, как «Изобразительное искусство», «Музыка», организован спецкурс «Практикум по решению нестандартных математических задач». Кроме того, некоторые академические занятия проводятся преподавателями с использованием активных методов стимулирования творчества. Однако эти занятия опираются на традиционную систему оценок, не ставят специальной задачей преодоление антиинновационных барьеров, препятствующих раскрытию творческих возможностей личности будущего учителя, не предусматривают осуществление студентами рефлексии творческих достижений.
Исходя из этих положений, мы посчитали целесообразным включить в систему вузовской подготовки на базе 2 курса факультета начального образования спецкурс, реализующий программу арттерапевтических занятий и направленный на развитие творческого потенциала личности будущего учителя. Его включение будет являться эффективным, если по его завершению произойдут значимые изменения в личности студентов, а именно: изменение личностных характеристик в образе «Я»-идеальный в сторону положительной динамики его креативного компонента; формирование ценностно-смыслового отношения к творчеству и видам педагогической деятельности, требующим творческого подхода в их организации; развитие креативности как одного из компонентов творческого потенциала личности.
Сформулированные нами критерии развития творческого потенциала личности будущего учителя легли в основу отбора пакета диагностических методик, позволяющих проследить динамику его развития.
После изучения современного состояния проблемы развития творческого потенциала личности и подготовки теоретической базы исследования, нами был произведен анализ проблемы диагностирования творческого потенциала личности и разработан пакет психодиагностических методик для исследования творческого потенциала личности будущего учителя.
В контексте рассмотрения проблемы отбора психодиагностических методик для измерения уровня развития творческого потенциала как многомерного образования личности актуальным является высказывание известного специалиста в области креативности и психологии искусства Колина Мартиндейла: «Для того, чтобы понять творческий потенциал личности, необходимо рассмотреть его как целое... Эмпирические исследования особенностей измерения творческого потенциала личности не проводились систематически, но эта линия исследований представляется весьма важной и должна быть подвергнута специальному изучению» [цит.4, с.24-25].
В основу осуществленного нами отбора пакета диагностических методик, предназначенных для исследования динамики развития творческого потенциала личности будущего учителя, легли сформулированные нами критерии развития творческого потенциала как сложного, многомерного образования.