Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема детско-родительских отношений в психологии
1.1. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе
1.2. Детско-родительские отношения в отечественной психологии 23
Глава II . История становления самосознания бурятского этноса 46
2.1. Исторические корни традиций бурятского этноса 46
2.2. Содержание основных звеньев самосознания в традиционной бурятской культуре 67
Глава III. Анализ результатов исследования детско-родительских взаимоотношений в современной бурятской семье 81
3. 1 Описание методик исследования детско-родительских отношений в современном бурятском этносе 82
3.2 Обсуждение результатов тестов-опросников родительского отношения PARI и Варга-Столина 91
3.3 Обсуждение результатов проективных методов 101
Заключение 111
Библиографический список использованной литературы
Приложения 125
- Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе
- Детско-родительские отношения в отечественной психологии
- Исторические корни традиций бурятского этноса
- Описание методик исследования детско-родительских отношений в современном бурятском этносе
Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует.
Анализ исследований и наши наблюдения позволяют выделить две тенденции в детско-родительских отношениях: с одной стороны, наблюдается утрата национальных традиций и обычаев, рост малочисленных семей, ослабление влияния со стороны старшего поколения на воспитание ребенка, с другой стороны, рост этнического самосознания, активизация интереса к истории, культуре своего народа, попытка возрождения традиционных, исторически сложившихся детско-родительских отношений.
В современных условиях политического и социально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают в экстремальные ситуации и оказываются аварийными группами, возрастает потребность в знаниях по психологии детско-родительских отношений. Семьи, погруженные в иноэтническую среду, трансформируется по следующим моделям: они вынужденно интегрируются, адаптируются, сепарируются или маргинализируются; погружение в иноэтнические условия всегда вызывает выраженное напряжение, что неизбежно приводит к выбору позиции семьи по отношению к окружению.
В современной России миграции приобретают массовый характер, поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.
Нами исследовались бурятские семьи, проживающие на исконной территории и в диаспоре.
Цель исследования - проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в современном бурятском этносе у бурят, проживающих в п. Усть-Орда Бурятского автономного округа Иркутской области и у бурят, проживающих в г. Олекминске Республики Саха (Якутия).
Гипотеза исследования заключается в следующем: проживание небольшой этнической группы в диаспоре, во взаимодействии с титульным этносом, приводит к маргинализации семей из числа малых групп. Стиль детско-родительских отношений в этнической группе отражает стиль детско-родительских отношений титульного этноса.
Задачи исследования.
Выявить особенности отражения традиционной культуры в детско-родительских отношениях.
Изучить специфику детско-родительских отношений у бурят, проживающих в условиях исторической родины, и у бурят, проживающих в диаспоре.
Проанализировать характер взаимоотношений подростков бурят с родителями в Республике Саха (Якутия) и в Бурятском автономном округе.
Предмет исследования - детско-родительские отношения в современной бурятской семье.
Объект исследования - современная бурятская семья.
Научная новизна исследования, состоит в том, что в работе впервые экспериментально исследовались детско-родительские отношения в семьях, проживающих в условиях традиций своего этноса, так и за ее пределами - в условиях диаспор внутри титульного этноса.
Выявлено различие в структуре семейного воспитания у представителей бурятского этноса, проживающих в п. Усть-Орда Бурятского автономного округа) и в Республике Саха (Якутия).
Прикладное значение. Полученные данные об особенностях детско-родительских отношений в бурятском этносе могут быть использованы в организации психологической помощи по вопросам семьи, брака и семейного воспитания молодежи. Результаты исследования были использованы в курсе лекций по возрастной психологии, этнопсихологии на факультете педагогики и психологии МПГУ.
Методы исследования:
Тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций» PARI.
Тест-опросник детско-родительских отношений Варга-Столина.
Проективная методика «Рисунок семьи», в сочетании с проективной методикой «Рисунок несуществующего животного».
4. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания.
(Авторы В.С.Мухина, К.А.Хвостов)
5. Включенное наблюдение.
Эксперимент проводился с 1995 по 1998 год и включал два этапа: пилотажный и, собственно, эксперимент, в котором приняло участие 120 подростков якутов и бурят из 45 семей (30 бурятских и 15 якутских семей) в г. Олёкминске Республики САХА (Якутия) и в п. Усть-Орда Бурятского автономного округа Иркутской области.
Методологической основой исследования является идея о становлении личности путем присвоения "материальной и духовной культуры общества", а также концепция структуры самосознания личности В.С.Мухиной. Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно B.C. Мухиной, структуру самосознания составляют идентификация с собственным телом и именем, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности. Каждый этнос, является носителем своего, исторически обусловленного содержания, конструирующего качественное наполнение звеньев. Содержательное наполнение звеньев самосознания зависит от характеристик этнической среды, в рамках которой происходит становление личности.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе,
обеспечивалась совокупностью взаимоудостоверяющих методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования, методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики (коэффициент корреляции и непараметрический критерий %2 (хи-квадрат), качественной интерпретацией и репрезентативностью выборки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Длительное проживание семей из числа небольших этнических групп,
в диаспоре накладывает отпечаток на характер семейных отношений, в
том числе и на детско-родительские отношения; стиль детско-
родительских отношений в диаспоре определяется доминирующими
семейными отношениями титульного этноса.
Позиции матерей и отцов, погруженных в иноэтническую среду, по отношению к детям имеют разное содержание. Для отцов, в отличие от матерей, характерна трансформация отношений к детям в сторону маргинализации.
Традиционные религиозные верования бурят, проживающих в Бурятском автономном округе и в Республике Саха, основанные на шаманизме, исконно представляют семейные устои как ценность. Воспитание в традиционной семье строится на почитании и уважении родителей.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы обсуждались на заседании кафедры психологии развития, факультета педагогики и психологии МПГУ. Докладывались на студенческой конференции «Психология и педагогика на пороге XXI века» (Москва, 2000). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в четырех публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Библиография включает 165 наименований. Текст диссертации включает 19 таблиц и 3 гистограммы. Общий объем диссертации (без приложения) составляет 126 страниц.
Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе
В зарубежной литературе проблема детско-родительских отношений изначально разрабатывалась в русле психоаналитического (З.Фрейдом, А.Адлером, Х.Салливеном, Э.Эриксоном, К.Хорни, Д.Боулби) и гуманистического направления (Е.Шефером, Н.Беккером, Х.Рихтером, М.Андолфи, М. Лордом и др).
В концепции фиксированных родительских отношений, прежде всего, выделяются ортодоксальный психоаналитический подход и другие индивидуально-психологические теории. Главным в них является то, что в центре анализа стоит ребенок, его личность, родители выступают в роли носителей определенных исторических и культурно-закрепленных норм, а также объектов потребностей и желаний ребенка. Их индивидуально-психологические черты не оказывают специфического влияния на развитие личности ребенка.
Родительская позиция предстает в рамках теории 3. Фрейда как культурно, исторически фиксированный набор отношений и свойств матери и отца. Отец всегда сильное начало, мать - первый объект выбора, то есть родительские позиции матери и отца изначально предопределены и закреплены1. Концепция
Центральным положением теории I.Bowlby является понятие «привязанности», которое означает потребность ребенка в материнской защите. С точки зрения ученого, привязанность столь же фундаментальный способ поведения, как еда или удовлетворение полового инстинкта. Эта потребность естественным образом ослабляется по мере того, как взрослеет ребенок, однако она может возникнуть вновь при нарушении привычных условий жизни. Тогда человек ищет надежной защиты у того, кто, как ему кажется, играет для него роль матери1.
В трехмерной теории интерперсонального поведения Н. Sallivana ведущим является положение о том, что человек во взаимодействии с другими людьми реализует опыт межличностных отношений своего детства. В первую очередь фиксируется и наиболее важным является характер удовлетворения трех потребностей: потребности включения, потребности в контроле и потребности в любви и одобрении.
Другой подход в понимании семейных отношений - связь между факторами воспитания и развития ребенка. [153, 165]. Характерным для него является предположение об отражении личности ребенка в личности родителя. Большая часть исследований направлена на то, чтобы установить связь между чертами личности родителя /тревожность, авторитарность, доминирование, эмоциональная холодность/ и наличием заболеваний у ребенка. Во многих работах западных авторов делается попытка выделить основные факторы воспитания, влияющие на характер развития ребенка.
3. Фрейда о природе и развитии отношений в системе «мать-ребенок» легла в основу всех последующих попыток изучения влияния родителей на развитие ребенка в рамках психоанализа и неофрейдизма. В позднем психоанализе родители рассматривались как факторы внешней среды. [126,127].
Последовательное и углубленное изучение роли семьи в развитии личности ребенка и его самооценки было начато последователями психоаналитического направления (A.Adler, H.Sullivan, E.Erikson, K.Horney, К.Роджерс, А.Фрейд). Авторы подчеркивают роль характера отношений между матерью и ребенком, определяющих развитие личности, всей системы представлений о себе или о формировании жизненных целей.
Ребенок в психологическом отношении связан, прежде всего, с другими людьми. Особенно важным это является для детского возраста, когда складываются первые системы отношений, такие как "ребенок-мать", "ребенок-семья", "ребенок - непосредственное окружение" . Эти ранние системы отношений отличаются прочностью и накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.
В дальнейшем, такие представители неофрейдизма, как К. Ногпеу, H.Sallivan, [157, 163], обращают внимание на роль воспитания на раннем дошкольном возрасте, и большое значение придают адекватным отношениям с близкими людьми для психического здоровья ребенка.
Основным вкладом K.Horney в психоаналитическую концепцию является теория межличностных отношений или транзакций. Она показала, что ребенок строит свою самооценку на основе оценки и отношений к нему других. Эти «рефлективные» оценки имеют далеко идущие последствия для ребенка.
Большинство исследователей, в этом направлении , указывают на огромное значение фактора эмоционального принятия ребенка. В частности, Е. Schaefer, предлагает двухмерную классификацию родительского отношения: автономия-контроль, любовь-ненависть. Разная степень выраженности этих полярных характеристик позволяет создать большое разнообразие типов поведения. N. Becker, вводит дополнительную переменную «тревога-спокойствие».
Детско-родительские отношения в отечественной психологии
В отечественной психологии традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка (Л.В.Выготский, Л.И. Божович, И.В.Дубровина, В.С.Мухина, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.). С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители ребенка являются на первых порах единственными носителями социальных отношений и единственным опосредующим звеном между остальными связями ребенка с миром. Семья - это та среда, в которой у ребенка формируются представления о себе и о других, о мире, где начинается развитие его социальной природы и духовной культуры. Во взаимоотношениях с родителями ребёнок обретает опыт общения с людьми. Семья для ребенка -первая социальная микросреда, один из социальных институтов общества, наиболее несвободный (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку) и жесткий.
Структура внутрисемейных отношений включает разного рода связи между членами семьи, которые образуются по вертикали (между поколениями) и по горизонтали (среди одного поколения). В современной нуклеарной семье основополагающими отношениями выделяются супружеские и детско-родительские, хотя нельзя при анализе этой схемы исключать связи с прародителями, которые не будучи непосредственно включены "внутрь" системы, оказывают на нее значительное влияние. Отношения между родителями и детьми, являются производными от всей системы внутрисемейных связей, оказывают определяющее воздействие на формирование личности ребенка. Поскольку в них непосредственно осуществляется общение, как основное условие и важный фактор развития личности ребенка. Рассматривая психологические особенности детско-родительских отношений в культуре, необходимо определить такое понятие, как стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания .
Стиль семейного воспитания относится к ряду понятий, обозначаемых терминами «родительское отношение», «типы воспитания», «родительская позиция», которые очень часто рассматриваются, как синонимы и отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка.
В ходе анализа литературы, посвященной проблеме детско-родительских отношений, мы отмечаем, что особое значение в исследованиях уделяется рассмотрению нарушений системы семейного воспитания и дисгармонии семейных отношений, как основных факторов обуславливающих возникновение неврозов и психопатий у детей. (Э.Г.Эйдемиллер, А.С.Спиваковская, Е.А.Личко, А.В.Петровский, Е.А.Архин, Т.В.Архиреева, З.Баерюнас и др.). В рамках клинико - психологических исследований были выделены неблагоприятные факторы воспитания внутрисемейной атмосферы, сопутствующие развитию невроза у ребенка. Они разделяются по типу воспитания и видам родительского контроля.
Э.Г.Эйдемиллер1 выделяет следующие типы воспитания детей, страдающие психопатиями:
1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся без надзора. К нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённой потребности в любви и привязанности.
2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострённом внимании и заботе к ребёнку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах, ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безинициативности, неумению постоять за себя.
Исторические корни традиций бурятского этноса
Исследуя, традиции бурятского этноса, необходимо рассмотреть историю народа, тот период, когда происходило формирование и консолидация его как единого этноса. Совокупность исторических и архивных данных позволяет заключить, что формирование бурятского народа происходило на территории, прилегающей к Байкалу. В районе Байкала буряты не только сформировались как этнос, но и далекие их предки жили здесь с глубокой древности. Поэтому они могут быть названы аборигенами (автохтонами) этого края1. По мнению большинства исследователей, объединение бурятского народа происходило на рубеже XVII-XVIII веков Георги (1789), Барадин (1927), Миллер (1937), Залкинд (1962), Егунов (1984), Манжигеев (1986), Батуева (1995), Бахаев (1995), Батуев (1996) и др.
Этот период, который впервые более или менее подробно отражен в письменных документальных материалах. В них можно найти описание различных сторон жизни бурятского народа, его взаимоотношений с другими соседними народами. Территории, заселенные бурятами были впервые описаны и посещены русскими и западноевропейскими путешественниками и исследователями.
Этноним "бурят" впервые упоминается в монгольском сочинении "Сокровенное сказание" (1204г) .
Вот как об этом повествуется в сказании:
"В год Зайца (1207) Джочи был послан с войском правой руки к Лесным народам. Проводником был Буха... . Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов... Джочи подступил к Тумен-Киргизам. Милостиво обратясь к Джочи, Чингисхан, соизволил сказать: " Ты, старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно возвратился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую тебе их в подданство, и повелел так".
В другом, более позднем сочинении "Сборник летописей" арабского писателя-историка Рашид-ад-Дина1, долгое время служившего при дворе чингисидов, людей, живших у Байкала булагачинов, кэрэмучинов, баргутов, хори он называет лесными монголами. Современные исследователи полагают, что первые две группы были предками современных эхиритов и булагатов, живущих в основном на территории Иркутской области, а хори и баргуты -родственные группы, жившие в Забайкалье - предки хоринских бурят. В исторической литературе утвердилось мнение о том, что бурятский народ сформировался как этническая общность именно с XVII века. Однако корни его, как показывают исследования ученых, уходят далеко в глубь веков. Научное изучение вопроса о происхождении бурятского народа берет начало в XVIII веке. Одним из первых ученых, занимавшийся этой проблемой, был Герард Фридрих Миллер (1705-1752), по происхождению немец, с молодых лет занимавшийся русской, особенно сибирской историей, живший в Сибири в течение десяти лет. В своем исследовании "История Сибири" Г.Ф.Миллер относит бурят к одному из четырех поколений (племен) калмыков: 1) элюты (или уйраты), собственно калмыки, 2) буряты, 3) хошоты, 4) тергеты или таргоуты. Таким образом, Миллер считал бурят одним из калмыцких племен, пришедшим в свое время на озеро Байкал.
Примерно такого же мнения о происхождении бурят придерживались исследователи и путешественники XVIII-XIX веков И.-Г. Георги, М.М.Геденштром, А.И.Мартос, П.С.Паллас, А.Раев и другие. И.-Г.Георги писал о бурятах: "Вид, язык, образ жизни...подтверждает не отрицаемо...что они есть суть монгольский народ, единоплеменной с монголами и калмыками" .
Первым автором, высказавшим предположение о том, что буряты, одна из ветвей монгольского происхождения, являются аборигенами районов озера Байкала, т.е. коренными обитателями данного района, и жили здесь испокон веку и не пришли сюда откуда-то, был А.Раев (1858г.) Однако его предположение об автохтонности бурят в районах нынешнего их обитания не было достаточно аргументировано, не получило поддержки специалистов и осталось в свое время не замеченным.
По словам Б.Б.Батуева , основным источником, для первых исследователей проблемы этногенеза бурят, являлись устные народные предания. В тоже время эти источники правомерно служат в качестве важных данных и для последующих исследователей. О происхождении бурят существует множество устных народных преданий, которые записаны в последствии на старомонгольском, бурятском и русском языках. К ним относятся такие предания, как о Буха-нойоне, о шаманке Асуйхан, о славном баторе Баргу и многие другие. Согласно легендам, существовало три основных бурятских племени: булагаты, эхириты и хоринцы. Они в свою очередь, делились на роды. Булагат имел шесть сыновей, от которых произошли шесть булагатских родов: алагуй, готол, харанут, хоромши, шаранут и шоно. От восьми сыновей Эхирита пошли дальше восемь родов: абазай, баяндай, бабай, лхэнгэлдэр, олзон, шаралдай, абаганут и боян.
Описание методик исследования детско-родительских отношений в современном бурятском этносе
Данная методика, использовалась нами для изучения родительской позиции. Тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявления родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Заполнение опросника проводилось индивидуально с каждым родителем. Ответы фиксировались в специальных бланках.
Структура опросника состоит из 61 вопроса-утверждения, на которые респондент отвечает либо ДА, либо НЕТ. Перед опросом респонденту довалась установка: " В опроснике содержатся утверждения, касающиеся ваших мнений и установок относительно вопросов воспитания детей. Прилагается бланк ответов. Читайте утверждения и решайте: верно ли оно по отношению к вам. Не раздумывайте долго, старайтесь отвечать по первому побуждению."
Все ответы соотносились к 5 шкалам:
1."Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каким он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает его плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. "Симбиоз"- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно сказать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. "Авторитарная гиперсоциализация"- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родитель пристально следит за социальными достижениями своего ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.
5."Маленький неудачник"- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим, родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать свои действия.