Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме этнической идентичности 12
1.1. Понятие этнической идентичности 12
1.2. Особенности подростковой этнической идентичности 31
Выводы к Главе 1 37
Глава 2. Теоретико-методологические основания экспериментально-психологического исследования 39
Выводы к Главе 2 60
Глава 3. Экспериментально-психологическое исследование формирования этнической идентичности у подростков 62
3.1. Методика исследования 62
3.2. Результаты экспериментально - психологического исследования 72
3.3 Обсуждение результатов исследования и рекомендации по формированию этнической идентичности у русских и еврейских подростков 102
3.4. Этнофункциональная психологическая коррекция формирования этнической идентичности у подростков 118
Выводы к Главе 3 133
Заключение 135
Вы вод ы 139
Библиография 142
- Понятие этнической идентичности
- Особенности подростковой этнической идентичности
- Результаты экспериментально - психологического исследования
- Обсуждение результатов исследования и рекомендации по формированию этнической идентичности у русских и еврейских подростков
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящий исторический момент, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью» (В.А. Тишков). Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях [Лебедева Н.М., 1993; Сусоколов А.А., 1990]. В трансформирующемся поликультурном обществе одним из самых важных предикторов межэтнических отношений является этническая идентичность. В связи с этим актуальным является изучение формирования этнической идентичности, т.к. ее несфор-мированность может являться фактором риска возникновения напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов [Лебедева Н.М., 1993, Солдатова Г.У., 1998 и др.]. Кроме того, эти нарушения могут обусловливать возникновение состояний психической дезадаптированности [Сухарев А.В., 1998).
Этнической идентичности, понимаемой как отнесение себя к определенному этносу или этнической системе посвящено большое количество отечественных исследований (Арутюнов С.А.,. Богина Ш.А, Баграмов Э.А., Гна-тенко П.И., Лебедева Н.М., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г. и др.).
В исследованиях B.C. Мухиной Л.И. Алексеевой, A.M. Кушнир, Т.А. Талалуевой и др. установлено, что именно подростковый возраст является важнейшим периодом для формирования этнической идентичности. Именно в подростковом возрасте происходит формирование эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности [Стефаненко Т.Г., 1999]. Однако в современных условиях исследователи отмечают нали-
-3-чие несформированной или «диффузной этнической идентичности» у подростков [Эриксон Э., 1996, Стефаненко Т.Г., 1999, Собкин B.C., 1998]. Одной из причин этого является то, что современные российские подростки в силу сложившейся культурно-исторической ситуации живут в поликультурном информационном пространстве [Тоффлер О., 1973]. Это в свою очередь обусловливает трудности для применения этнопсихологического (типологического) подхода исследования данного явления. Н. Пезешкиан, в частности, отмечает, что «кросскультурныи подход в воспитании в современном мире порождает трудности, связанные с необходимостью «навешивания этнических ярлыков». В настоящем исследовании была предпринята попытка рассмотреть процесс формирования этнической идентичности подростков с теоретико-методологических позиций этнофункционального подхода, который является дополнительным по отношению к этнопсихологическому (типологическому) и более адекватным для изучения процессов формирования этнической идентичности в поли культурной среде. Данный подход является инструментом «тонкой дифференцировки» по сравнению с типологическим подходом и позволяет учитывать роль включения в развитие этнической идентичности элементов разнородных этнокультурных влияний, обусловленных спецификой современной культурно-исторической ситуации, их роль в процессе психической адаптации человека и всей сложности его межэтнических отношений [Сухарев А.В., 1998, 2004].
Теоретико-методологическая основа исследования. С позиций этнофункционального подхода все элементы внутренней и внешней среды человека наделяются той или иной этнической функцией - интегрирующей или дифференцирующей подростка с определенным этносом или этнической системой. Этнофункциональные условия в этнически ориентированных культурных и религиозных развивающих, воспитательных центрах есть совокупность элементов психолого-педагогической среды, понимаемых с точки зрения их этнической функции.
-4-Этническая идентичность вэтнофункциональном подходе рассматривается как результирующая этнофункционального психического развития, которое, в свою очередь, может пониматься как повторение, например, общего плана филогенеза русской культуры в онтогенезе психического развития конкретного человека. Оно проходит в общем случае три последовательных стадии: «сказочно-мифологическую», «религиозно-этическую» и «технотронно-сциентистскую». Этническая идентичность понимается, прежде всего, как система отношений личности [Мясищев В.Н., 1995] ко всем группам этнических признаков: климато-географическим, расово-биологическим и социокультурным, включая конфессиональные [Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев Л.Н., 1993; Козлов В.И., 1995и др.], а собственная этничность по самоопределению является здесь лишь одним из этих отношений - как «обобщенный этнический признак». Приоритетной в этнофункциональном подходе является именно целостность, системность всех отношений личности (и, соответственно, психическое здоровье человека - В.Н. Мясищев), а не то, какой именно этнический «ярлык» [Пезешкиан Н., 1993 с. 28] присваивает себе тот или иной человек [Сухарев А.В., 1998]. Это позволяет ввести определенные показатели степени сформированности-несформированности этнической идентичности. Например, принятие себя как еврея (что традиционно является одним из показателей сформированное; этнической идентичности) на практике может этнофункционально рассогласовываться с негативным отношением данного человека к иудейской религии (показатель несформированности еврейской идентичности). Этнофункциональное рассогласование отношений личности определяется как осознанное или неосознанное рассогласование отношений личности к различным этническим признакам с точки зрения этнической функции данных отношений, т.е. когда их этническая функция является взаимно дифференцирующей. Возрастание количества этнофункцио-нальных рассогласований в системе отношений личности повышает риск возникновения у нее психической дезадаптированности [Сухарев А.В., 1998
-5-и др.]. Этническая идентичность «встроена» в систему отношений личности, а формирование этой идентичности способствует формированию важнейших личностных качеств (Э. Стоунквист, Э. Эриксон, А.В.).
В настоящем исследовании рассматривается проблема формирования этнической идентичности у русских и еврейских подростков в специализированных культурных и религиозных этнических учебных центрах: Русском фольклорном центре, Православной воскресной школе, Еврейской воскресной школе и Синагогальной школе. Актуальность выбора данного объекта исследования обусловлена также возможностью применения полученных результатов для психопрофилактики возникновения возможной психической дезадаптированности и напряженности в межнациональных отношениях между русскими и еврейскими подростками.
Цель исследования - изучить особенности формирования этнической идентичности русских и еврейских подростков в этнически ориентированных центрах.
Гипотеза исследования: Формирование этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах может обусловливать как возрастание, так и снижение степени сформированное этой идентичности, а также этнофункциональную рассогласованность системы отношений личности.
Частная гипотеза. Отношение к группе климато-географических этнических признаков является важнейшим фактором формирования этнической идентичности. Этнофункциональная коррекция отношений подростков к климато-географическим условиям их рождения и проживания может повышать степень сформированное их этнической идентичности и степень эт-нофункциональной согласованности системы их отношений.
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования этнической идентичности личности.
2. Разработать методику этнофункционального экспериментально-
психологического исследования этнической идентичности подростков.
Выявить особенности формирования этнической идентичности у русских и еврейских подростков в различных этнически ориентированных центрах..
Разработать психопрофилактические рекомендации для составления учебно-воспитательных программ по формированию этнической идентичности.
5. С учетом разработанных рекомендаций исследовать эффективность этно
функциональной психологической коррекции этнической идентичности у
подростков.
Объект исследования — формирование этнической идентичности русских и еврейских подростков в возрасте 14-16 лет, обучающихся в этнически ориентированных культурных и религиозных центрах.
Предмет исследования - особенности формирования этнической идентичности русских и еврейских подростков в различных этнически ориентированных центрах.
Методика исследования. Показателем большей степени сформированное этнической идентичности подростков в работе полагалось наличие большего количества позитивных и меньшего количества негативных отношений к собственной этничности по самоопределению и этнофункционально согласованным с ней этническим признакам. Показателем большей степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности как фактора риска возникновения психической дезадаптированности в данном исследовании полагалось наличие большего количества негативных отношений к этническим признакам, являющимся этнокультурно традиционными для населения страны собственного рождения и проживания, а также меньшее количество позитивных и большее количество негативных отношений подростков к этническим признакам, этнофункционально согласованным с их этничностью по самоопределению. На основе метода структурированного этнофункционального психологического интервью (А.В. Сухарев) была раз-
-7-работана авторская методика, состоящая из двух типов структурированного интервью (адресованных коренным жителям и репатриантам); каждый из этих типов интервью включал 9 показателей, отражающих позитивные и негативные отношения подростков к следующим группам этнических признаков: /. Климато-географическая группа этнических признаков: 1- отношение к родной природе; 2 - отношение к родному климату. //. Культурно - психологическая группа: 3 - отношение к религии своего народа; 4 - отношение к народной культуре и фольклору; 5 - отношение к истории страны проживания; 6 - отношение к субъективно воспринимаемым национальным особенностям характера представителей своего народа. III. Расово - биологическая группа: 7 - отношение к субъективно воспринимаемым национальным особенностям внешности представителей своего народа; 8 - отношение к традиционным национальным особенностям питания своего народа. IV. Отношение к своей этничности (национальности) по самоопределению - 9. Например (п.1): «Отношение к родной природе». В процессе интервью экспериментатором фиксировались обобщенные показатели этого отношения: позитивное (1 балл), нейтральное (0 баллов) и негативное (1 балл). Квантификация результатов структурированного интервью отражает в нашем исследовании методологическую полноту метода исследования - сочетание идиографиче-ского и номотетического подходов [Давыдов Ю.Н., 1990]. Использовался также метод наблюдения, метод независимых экспертных оценок, метод срезов и формирующий эксперимент (с использованием метода этнофункцио-нальной коррекции А.В.). Статистическая обработка результатов исследова-ния осуществлялась с помощью % - критерия Пирсона.
Было обследовано 107 русских и 166 еврейских подростков российских средних общеобразовательных школ гг. Орска, Оренбурга, Новотроицка и израильских подростков (г. Натания) (всего 273 чел.). Из них: русские подростки, посещавшие Русский фольклорный центр (РФ) - 34 чел.; русские подростки Православной воскресной школы (ПВШ) -41 чел.; еврейские подро-
-8-стки, посещавшие Еврейскую воскресную школу (ЕВШ) - 48 чел.; еврейские подростки, посещавшие воскресную школу при синагоге (СВШ) - 40 чел.; не посещавшие национальные культурные и религиозные центры («неорганизованные») русские (Р) - 32 чел. и еврейские ( Е) - 18 чел. подростки; подростки-репатрианты, проживающие в Израиле не менее 2 лет (РИ) - 32 чел.; коренные израильтяне (КИ) подростки - 28 чел.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в применении этнофункциональной методологии к анализу формирования этнической идентичности у подростков. Впервые было проанализировано формирование русской и еврейской этнической идентичности у подростков в России с позиций этнофункционального подхода. Исследование подтвердило внутреннюю взаимосвязь, системность их отношений к различным группам этнических признаков.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для составления программ по формированию этнической идентичности у подростков. Данные рекомендации позволяют также осуществлять у них психопрофилактику возникновения психологических условий возникновения межэтнической напряженности. Психопрофилактика может осуществляться в форме занятий по этнофункциональной коррекции отношений подростков к группе климато-географических этнических признаков.
Апробация результатов исследования проводилась на Международной научной конференции «Еврейская воскресная школа-новое измерение» (Иерусалим, 25-29 мая 2003г.); на всероссийских научно-практических конференциях: «Психология системного функционирования личности» (Саратов, 28-30июня 2004г.); «Развитие и саморазвитие ученика и учителя» (Орск, 6-7 апреля 2001г.); INTERNET - конференции «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования» (Москва, 15.02-25.03 -2004г.); на ежегодных научно-практических семинарах Министерства обра-
-9-зования Израиля (Москва, 2000-2004г.) на III Городской научно-практической конференции «Молодые ученные - московскому образованию» (Москва, 22-24 марта 2004г.).
Результаты внедрения: Результаты диссертационного исследования внедрены в практику воспитательной и психокоррекционной работы по формированию этнической идентичности в Еврейских культурных центрах г. Орска и г. Ярославля и в детском центре «Олимпус» (Натания, Израиль 2003г.). Положения, выносимые на защиту.
1. В процессе формирования этнической идентичности у русских и еврейских
подростков б этнически ориентированных учебных центрах формируется
специфика этнических функций их отношений к этническим признакам в ка
ждой группе подростков.
2. Формирование этнической идентичности у подростков в этнически ориен
тированных учебных центрах может приводить как к возрастанию, так и к
снижению степени сформированности этой идентичности, а также к этно-
функциональной рассогласованности системы отношений личности.
3. У русских подростков, посещавших Русский фольклорный центр и Пра
вославную воскресную школу, возрастает позитивное отношение к родной
природе и климату, что свидетельствует о большей степени сформированно
сти их этнической идентичности.
4. У подростков, посещавших Православную воскресную и Синагогальную
школы, возрастает негативное отношение, соответственно, к православной и
иудейской религии, что является признаком снижения степени сформиро
ванности их этнической идентичности и степени этнофункциональной рас
согласованности системы отношений личности.
5. У еврейских подростков в процессе формирования их этнической идентичности в Еврейской воскресной школе возрастает негативное отношение к родной природе и климату и позитивное отношение к иудейской религии и еврейской народной культуре и фольклору, что свидетельствует, с одной
-10-стороны, о возрастании степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности, а с другой - о повышении степени сформированное у них еврейской этнической идентичности.
6. Этнофункциональная коррекция отношения еврейских подростков к природе и климату региона их рождения и проживания влечет за собой возрастание их позитивного отношения к другим группам этнических признаков как собственных, так и других народов - антропологическим и культурным. Это является показателем повышения степени сформированности их этнической идентичности как евреев и более толерантного отношения к другим народам по данным признакам. Это также подтверждает системность, внутреннюю взаимосвязь их отношений к различным группам этнических признаков и является показателем возрастания степени этнофункциональной согласованности системы их отношений.
Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение, выводы, библиографию.
В первой главе проведен анализ работ отечественных и зарубежных социологов, психологов, этнологов, этнопсихологов, в которых рассматриваются существующие подходы к понятиям «этнос и этничность», «этническая культура», «этническая идентичность» и проблеме развития и формирования этнической идентичности с различных позиций.
Во второй главе изложены методологические основания, теоретические и экспериментальные аспекты этнофункционального подхода к изучению этнической идентичности и психологического развития человека. Рассматриваются основные понятия психологического этнофункционального подхода, такие как этническая функция элементов психики, этнофункциональное рас-согласование элементов психики, понятие этноида и их связь с формированием этнической идентичности. Обосновывается введение понятия этнической идентичности с позиций этнофункционального подхода.
В третьей главе описана методика, результаты и обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования различий в формировании этнической идентичности подростков в условиях специализированных этнически ориентированных центров, дан этнофункциональный анализ различий элементов этнической идентичности у подростков русской и еврейской национальности, которые обусловлены этнофункциональной спецификой психолого-педагогической среды в данных центрах. Представлены результаты и обсуждение результатов этнофункциональной коррекции этнической идентичности подростков.
В заключении и в выводах подведены итоги теоретического и экспериментального исследования и подтверждена возможность применения этно-функционального подхода к исследованию и коррекции этнической идентичности подростков в процессе ее формирования в различных религиозных и этнокультурных центрах. Сформулированы рекомендации по формированию этнической идентичности подростков в условиях этнически ориентированных культурных и религиозных центров.
Понятие этнической идентичности
В настоящее время нарастание интереса к этничности рассматривается как одно из основных черт развития человечества во второй половине XX века [Сусоколов А.А., 1990]. Необходимость изучения психологического аспекта этнического фактора продиктована нарастающим в современном мире интересом к своей этничности, «корням» у отдельных людей и целых народов. Актуальным также является изучение психологии этничности как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека. Вслед за Т.Г. Стефаненко (1999) мы разделяем понятия этничности и этнической идентичности. Этничность - объективная общественная характеристика принадлежности человека, а этническая идентичность - это личностная характеристика индивидуума.
Этничность и этнос Этничность - понятия довольно новое, вошедшие в научный обиход лишь с середины XX века (первое употребление термина этничность приписывается американскому социологу Д. Рисману в 1953г.). Среди ученых нет единства в подходе к определению феномена этничности, но есть некоторые характеристики свойственные для общностей, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числу таких характеристик относятся - наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, единого языка, обеих черт материальной и духовной культуры; -политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление об определенном народе; чувство «отличия», т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.
В современных исследованиях остается неоднозначным и значение термина «этнос». Горизонты мысли об уникальности этноса значительно расширили выдающиеся русские философы Н.Г. Чернышевский, Н.О. Лос-ский, B.C. Соловьев; историки Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, СМ. Соловьев.
В исследованиях Ю.В. Бромлея (1973) и Л.Н. Гумилева (1990), В.И. Козлова (1974) и др., отмечается, что психологические особенности индивидов и групп обусловлено их этнической или культурной принадлежностью.
Согласно Ю. В. Бромлею, этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно устойчивыми особенностями языка, культуры и психики, а также осознанием своего единства (самосознанием), фиксированном в самоназвании. Главное здесь - самосознание и общее самоназвание. Л.Н. Гумилев (1967) понимает этнос, прежде всего как природное явление; это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющая себя другим аналогичным коллективам (мы и не мы), имеющий свою особую внутреннюю структуру и заданный стереотип поведения. Такой этнический стереотип, по мнению Гумилева, не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и неизменным в течение жизни человека. Значительное внимание в концепции Л.Н. Гумилева уделяется исследованию проблем возникновения этносов, то есть тому, что в отечественной этнографии получило наименование этногенетических исследований. Этногенез (развитие этноса) понимался этим исследователем как процесс, детерминированный по преимуществу географическими и геокосмическими факторами; формирование этноса рассматривалось как продукт совокупного действия космических энергий и осо -бенностей ландшафта («место развития»), в которых протекал этногенетиче-ский процесс [Гумилев Л.Н., 1990]. Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов рассматривали этнос как пространственно ограниченные «сгустки» культурной специфической информации, а межэтнические контакты - как обмен такой информацией (1972, с. 23).
Вследствие различий теоретико-методологических подходов, имеющихся в науке, уточним для нашего исследования содержание понятий «этнос» и «нация». Понятие «нация» в настоящее время имеет скорее бытовой или политический смысл, по сравнению с более строгими понятиями «этнос» и «эт-ничность». Понятие «этнос» мы используем в трактовке, преобладающей в отечественной науке, как «естественно-исторически сложившаяся устойчивая общность людей» [Козлов В.И., 1995]. Эта же трактовка предполагает, что параметрами возникновения и развития этноса могут являться особенности территории, вмещающей данный этнос (климато-географические условия), социокультурная специфика этноса, а также расово-биологические особенности людей, составляющих данный этнос [Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев Л.Н., 1993; Козлов В.И., 1995]. Указанные параметры или условия, в то же время, могут рассматриваться и как признаки, отличающие этносы друг от друга.
Особенности подростковой этнической идентичности
В условиях современного кризиса культуры [Давыдов Ю.Н., 1990] особое значение приобретает проблема психической адаптации подростков ко все нарастающим изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности человека [Тоффлер О., 2001;. Будыко М.И., 1977; Генон Р., 1991; Ка-лайков И., 1984; Хейзинга И., 1992 и др.]. Очень ярко этот кризис проявляется в области образования и воспитания в целом [Зеньковский В.В., 1995; Пе-зешкиан Н., 1993; Эриксон Э., 1996] и ставит перед нами актуальную задачу воспитания физически, психически и нравственно здоровой молодежи.
Этнокультурная мозаичность, сопутствующая кризису культуры, обусловливает резкое возрастание среди российских подростков количества психических и психосоматических расстройств, случаев социально отклоняющегося поведения, злоупотребления психоактивными веществами и наркотиками, нравственной незрелости, а также снижения качества усвоения знаний [Тишков В.А., 1993, Сухарев А.В., 2004;].
Кризис этнической идентичности заставляет молодого человека, не имеющего органичной связи с собственной культурой, обращаться к совершенно иным этнокультурным традициям в поисках этой идентичности [Сте-фаненко Т.Г., 1999, с.25]. Это может осуществляться как на психическом уровне (музыка, искусство в целом, образ жизни), так и на природно-биологическом (употребление определенных психоактивных веществ, наркотиков, изменение типа питания, повышенный интерес к туризму или жизни в экзотических природно-климатических условиях) [Сухарев А.В., 1998].
Разные психологические традиции трактуют подростковый возраст по-разному, в зависимости от того, какое событие этого возраста рассматривается как центральное, системообразующее. Открытие собственного «Я», самоопределение в сфере общественных ценностей, интегрированная самоидентичность, переход на стадию формальных операций, обеспечивающих возможность мыслительного экспериментирования не только с реальными, но и с возможными объектами и ситуациями, - вот далеко не полный список психологических новообразований подросткового возраста предлагаемый разными авторами [Пиаже Ж., 1994; Эльконин Д.Б., 1971; Erikson Е., 1963 и др.] В контексте нашего исследования интерес представляют исследования, посвященные изучению этнической идентичности на различных этапах психического развития.
Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к этнической группе предложил Ж. Пиаже. Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.
По мнению Ж. Пиаже, в младшем подростковом возрасте 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Согласно концепции Ж. Пиаже (1994), в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.
Многие психологи, вслед за Ж. Пиаже, считают, что «реализованной» идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте [Стефаненко Т.Г., 1999; Хотинец В.Ю., 2000 и др.]. Однако в современных условиях исследователи отмечают наличие несформированной или диффузной этнической идентичности у старших подростков.
Стоит отметить, что в психологических исследованиях приоритет в обсуждении проблематики идентичности в контексте жизненных возрастных циклов принадлежит Эрику Эриксону (1996). Подросток созревает физиологически и психически. В добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Так, Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что «психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии» [Эриксон Э., 1996, с. 338].
Главное затруднение на этой стадии, как отмечает Э. Эриксон, есть «идентификационная спутанность», неспособность опознать свое «Я». Связь с окружающими колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным, вследствие чего возникает «путаница ролей» [Эриксон Э., 1996, с. 336]. Все эти роли человек должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
Результаты экспериментально - психологического исследования
Исследование уровня плавающей тревоги у подростков, посещавших различные этнически ориентированные центры В группах подростков, посещавших занятия в этнических центрах один год и более, дополнительно было проведено предварительное пилотажное сравнение уровня «плавающей» тревоги по методике Люшера. Предполагалось, что в данных группах степень сформированности этнической идентичности у подростков возрастает, что может быть связано с уровнем плавающей тревоги, как показателя реакции личности на адаптирующие-дезадаптирующие влияния этой идентичности.
Средний уровень тревоги во всех группах подростков, посещающих культурные и религиозные центры, находился в пределах 1,9-3,1 балла (при среднем уровне, определяемом методикой Люшера - 6 баллов).
Сравнительное соотношение достоверных уровней тревоги в различных группах получается следующее: ПВШ РИ Е, РИ Р, Р РФ и ЕВШ, РФ и ЕВШ СВШ, СВШ КИ, ПВШ СВШ, РФ ПВШ, ПВШ ЕВШ, СВШ ЕВШ.
-Полученные результаты свидетельствуют о том, что прямой зависимости между уровнем плавающей тревоги у подростков и обучением их в этнически ориентированных центрах, нет. В связи с имеющимися результатами исследований, свидетельствующими, что сформированность этнической идентичности способствует повышению степени психической адаптирован-ности личности [Сухарев А.В., 1998 и др.], была выдвинута рабочая гипотеза о том, что этот факт отчасти может быть обусловлен либо различной степенью сформированности этой идентичности в различных группах подростков, а отчасти - социокультурными и климато-географическими различиями Израиля и России. Дальнейшее исследование было направлено на проверку этих предположений.
Сравнительное исследование отношений к показателям этнической идентичности в различных группах подростков
На данном этапе проводился сравнительный анализ отношений к показателям этнической идентичности у подростков, посещавших этнические культурные и религиозные заведения год, и у тех, кто только начинает посещать их, а также был проведен сравнительный этнофункциональный анализ между всеми группами подростков русской и еврейской национальности, прошедших обучение год, и теми, кто не посещает («неорганизованными») культурные и религиозные центры.
Во всех группах было проведено исследование негативного и позитивного отношения подростков к различным группам этнических признаков.
Сравнение отношений к этническим признакам у подростков посещавших этнически ориентированные центры
Результаты сравнения (представлены в таблицах и диаграмах - см. ниже) групп еврейских и русских подростков на начальном этапе посещения и после одного года посещения во всех этнически ориентированных (культурных и религиозных) центрах: - центр «Русский фольклор» (РФ-1 «до», РФ «после»); - Еврейская воскресная школа (ЕВШ-1 «до», ЕВШ «после»); - Православная воскресная школа (ПВШ-1 «до» ПВШ «после»); - Синагогальная воскресная школа (СВШ-1 «до», СВШ «после»).
Обсуждение результатов исследования и рекомендации по формированию этнической идентичности у русских и еврейских подростков
При сравнении результатов (Таблица 7 - 23 ) полученных после проведения этнофункционального структурированного интервью, у большинства подростков выявлены этнофункциональные рассогласования. Наибольшее количество этнофункциональных рассогласований проявилось у подростков, место рождение которых, по климато-географическим характеристикам, было отлично от места проживания. Приведем примеры, иллюстрирующие изменения в отношении к климато-географическим условиям среды проживания.
Пример 1. Любава, 15 лет (г. Орск). Родилась и до 13 лет жила в поселке городского типа под Винницей. По национальности русская. Очень гордится своим старинным русским именем. Говорит с сильным украинским акцентом, и ей это очень нравится (не так, как все). К природным условиям, в которых живет сейчас, пока не привыкла. Скучает по лесу и теплому климату, степи, которые окружают, не производят на нее никакого впечатления. Любит петь украинские песни и слушать украинскую музыку. В питании предпочитает украинский борщ и вареники с картошкой, а сейчас приобщилась к пельменям. За время проживания на новом месте не приобрела близких друзей, и это ее очень огорчает. Тревожит Любаву и тот факт, что показатели в учебе снизились из-за частых пропусков занятий. Причиной пропусков занятий считает ухудшение здоровья (простудные заболевания). Раньше, до переезда, она не болела так часто. Пример 2. Вика, 16 лет (г. Натания, Израиль). Родилась и до 9 лет жила в городе Бердянске. После переезда в Израиль семья поселилась в городе, где не было моря. Девочке, по ее словам, очень не хватало моря. Первое время в жизни девочки возникли социально- психологические трудности: незнание языка, отсутствие друзей, неизвестные культурные нормы. Девочка замкнулась, у нее снизился интерес к учебе. И, несмотря на жаркий климат, Вика стала часто болеть ангинами на фоне аллергии, чего не было раньше. Через два года многое изменилось, освоен язык, появились друзья, вернулся интерес к учебе, но проблемы здоровья не решались. Врачи посоветовали сменить место жительства и переехать к морю. Возвращение к морю изменило жизнь девочки. Каждое утро, до занятий в школе, она купается в море. Вот уже два года она совершенно здорова, появились новые интересы. Сейчас Вика заканчивает школу и мечтает стать врачом. В приведенных примерах у подростков прослеживается этнофункцио-нальные рассогласования, проявляющиеся в негативном эмоциональном отношении к группе климато-географических этнических признаков - природным условиям нового места жительства. Эти рассогласования сопровождаются наличием признаков психической и психосоматической дезадаптиро-ванности.
Наличие психологических проблем, связанных с этнофункциональными рассогласованиями в группах социокультурных и расово-биологических признаков, может обусловливать изменения отношений со сверстниками, родителями, учителями, стремлению меняться внешне и отказу от сложившихся норм. Это можно проиллюстрировать на следующих примерах.
Пример 3. Олег, 14 лет (г. Орск). Олег посещает занятия в Еврейской воскресной школе с шести лет. За эти годы овладел на среднем уровне ивритом, хорошо знает традиции еврейского народа, интересуется историей и географией Израиля. В школе самый добросовестный ученик. За последний год мальчик очень изменился. Стал активно проявлять свое «еврейство», носить еврейскую и израильскую символику, читать книги только еврейских писателей, слушать только еврейскую музыку. Отказался от общения с друзьями неевреями, перестал ходить в походы и на занятия в туристический кружок. Осложнились отношения с родителями, которые, по словам подростка, совсем «обрусели» и не собираются переезжать в Израиль. В питании мальчик предпочитал только «кошерную» пищу, что усугубляло конфликт в семье. За последний год Олег стал замкнутым и агрессивным. Появились проблемы даже во взаимоотношениях с ребятами из Еврейской воскресной школы, которые в отличие от Олега нормально принимали то, что их окружает. Пример 4. Иллан, 16 лет. (г. Натания, Израиль). Коренной израильтянин в четвертом поколении. Сефардский еврей (предки из Испании) восточной внешности. Волосы перекрашены в белый цвет. Рассказ о себе юноша начал со своей мечты. Как оказалось, он много лет мечтает попасть в Сибирь, в детстве видел фильм (название не помнит), который покорил его красотой природы и мужеством людей, живущих там. Выходные дни старается проводить на севере страны, где тоже есть горы и леса. Море не любит, жару тоже.