Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Лагунова Марина Викторовна

Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении
<
Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лагунова Марина Викторовна. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Н. Новгород, 2002 564 c. РГБ ОД, 71:03-13/80-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1.1. Становление и развитие графического образования в учебных заведениях России 21

1.2. Анализ состояния и перспективы совершенствования довузовской графической подготовки 68

1.3. Современное состояние, актуальные проблемы и пути совершенствования графической подготовки в технических вузах 92

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 118

ГЛАВА 2. ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

2.1. Графическая культура как компонент инженерной культуры 123

2.2. Психолого-педагогические основы развития пространственного мышления обучаемых как компонента графической культуры 155

2.3. Графическая культура в структуре и иерархии графической подготовки 171

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 195

Г Л А В А 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме формирования графической культуры 200

3.2. Концептуальная модель формирования графической

культуры в условиях технического вуза 230

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 287

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ

4.1. Конкретизация целей графической подготовки студентов в условиях технического вуза на основе анализа профессионально- важных качеств специалистов инженерного профиля 294

4.2. Разработка содержания базового блока геометро-графической подготовки студентов высших технических учебных заведений 339

4.3. Особенности организации дидактического процесса геометро-графической подготовки в технических учебных заведениях 383

4.4. Поэтапное формирование графической культуры в условиях технического вуза. Результаты апробации модели формирования графической культуры 43 7

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4 488

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 495

ЛИТЕРАТУРА 501

ПРИЛОЖЕНИЯ 552

Введение к работе

Инвариантной функцией интеллектуальной деятельности инженера является оперирование образными графическими, схематическими и знаковыми моделями объектов, позволяющими в абстрактной, символической форме выражать взаимооднозначное соответствие объектов и их графических изображений. Бурное развитие информационных технологий предъявляет возрастающие требования к визуально-мысленным навыкам. Уровень подготовки специалиста, таким образом, в большей мере определяется тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько развито и подвижно его пространственное мышление. В этих условиях императивной становится необходимость анализа сущности, структурных компонентов, динамики и механизмов формирования графической культуры.

Проблема совершенствования геометро-графической подготовки инженерных кадров уходит корнями ко временам Петра I, считавшего графические знания "нужнейшей частью инженерства". Первый учебник по начертательной геометрии на русском языке, изданный Я.А.Севастьяновым (1821 г.), положил начало научно-обоснованному подходу к преподаванию графических дисциплин. Весомый вклад в развитие методики преподавания графических дисциплин внесли русские ученые конца XIX в. (В.И.Курдюмов, Н.И.Макаров, Н.А.Рынин, О.И.Сомов и др.). Формирование содержания обучения, поиски рациональных курсов начертательной геометрии и черчения, востребованных развитием производства, активизировались в 1930-1950 гг. В 60-х гг. складываются различные научные школы. Наибольшее распространение получают методические подходы Н.Ф.Четверухина, И.И.Котова, Ю.И.Короева как наиболее обоснованные с психолого-педагогических позиций. В 80-х гг. актуализируются проблемы методического обеспечения геометро-графических циклов в технических вузах.

В настоящее время разработаны научные основы содержания и методи-

5
ческие подходы к обучению графической деятельности в общеобразователь
ной школе (А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, Л.М.Государский,
С.И.Дембинский, В.И.Коваленко, И.М.Рязанцева, Л.И.Галкина и др.), в сред
них специальных учебных заведениях (И.С.Вышнепольский, Н.С.Дружинин,
С.В.Розов, Н.Т.Чувиков, С.Г.Филиппова и др.). В исследованиях
Л.А.Болотиной, С.А.Смирнова, Н.И.Стражевской, А.М.Елесина и др. графи
ческие знания рассмотрены как компоненты, необходимые для технико-
технологической деятельности школьников. П.И.Белан, Е.П. Белан,
И.М.Рязанцева и др. исследовали рациональные подходы к оптимизации
графической деятельности. Труды В.А.Гервера, В.Н.Литвиненко,
В.А.Клименко, Н.М.Трофимова, Е.Т.Жуковой, Ю.Ф.Козловой,

Ч.А.Рустамова и др. посвящены вопросам применения упражнений, заданий и задач на творческой основе в процессе графической подготовки школьников. Методика обучения графическим дисциплинам в средних специальных учебных заведений на информационно-параметрической основе предложена В.Н.Васягиным, В.С.Полозовым.

Аспекты геометро-графической подготовки будущих инженеров различных профилей относятся к числу менее изученных. Научная основа содержания геометро-графического образования в вузе для машиностроительных специальностей, в частности начертательной геометрии, были заложены с начала 50-х гг. С.К.Боголюбовым, А.В.Бубенниковым, В.О.Гордоном, М.Я.Громовым, И.И.Котовым, Ю.Г.Козловским, Н.Ф.Четверухиным и др.; для строительных специальностей - А.И.Добряковым, А.Г.Климухиным, Ю.И.Короевым и др.

В разработку содержания обучения машиностроительному черчению в условиях вуза внесли большой вклад А.В.Воинов, Г.П.Вяткин, Е.Д.Феоктистова, С.А.Фролов и др. Совершенствованию методики преподавания курса "Машиностроительное черчение" и объединенного курса "Инженерная графика" в техническом вузе машиностроительного профиля посвящены работы А.Я.Блаус, В.Я.Соосара, Ю.Э.Шарикян, в которых, однако,

не охватываются области профессиональной деятельности специалистов других профилей.

Актуальное значение имели исследования, посвященные проблеме повышения качества обучения начертательной геометрии (З.И.Крапивин, Р.И.Таранова, Л.А.Найниш и др.). В ряде исследований даются рекомендации по оптимизации различных аспектов и частных методик преподавания отдельных предметов геометро-графического цикла в высшей школе (Д.В.Карева, И.Б.Кордонская, В.К.Лебедко, О.В.Мезенева, Ф.И.Пекарина, Н.Г.Плющ, А.В.Савицкая, О.П.Шабанова и др.).

Значительный интерес представляют психолого-педагогические исследования, рассматривающие различные аспекты формирования наглядных образов в структуре познания, решающих проблемы развития пространственных представлений обучаемых (А.М.Аверин, Б.Г.Ананьев, Н.Ю.Вергилис, Н.Ф.Четверухин, И.С.Якиманская, Б.Ф.Ломов, Г.И.Лернер, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.С.Столетнев, А.Э.Дзене, К.Г.Сердакова и др.). Однако недостаточно отражены вариативные подходы к развитию пространственного мышления в условиях профессиональной подготовки в зависимости от специфики будущей деятельности инженера и в условиях использования компьютерной графической технологии.

С развитием информационных технологий существенный вклад в содержание обучения будущих инженеров-машиностроителей внесли Ю.М.Баяковский, Г.С.Иванов, А.Д.Киселевич, Ю.В.Котов, Л.Г.Нартова, В.С.Полозов, С.И.Ротков, А.М.Тевлин, В.И.Якунин и др. Вопросам оптимального применения информационных технологий в графической подготовке студентов педагогических, технических вузов посвящены исследования Н.Д.Жилиной, Г.И.Рубиной, В.К.Люби-мовой и др. В анализе диссертационных исследований по педагогике, проведенном в 1996 г. Высшей Аттестационной Комиссией, опубликованном в Бюллетене ВАК РФ, отмечается, что актуальной для исследователей является создание системы прикладной направленности графической подготовки на основе современных представле-

7 ний о формировании графической культуры с учетом развития новых технических средств графики.

Вместе с тем не получил систематического освещения интеграционный подход к дисциплинам, входящим в геометро-графический блок, и последующим общетехническим и специальным дисциплинам, который охватывает в достаточной мере области профессиональной деятельности специалистов различного профиля и обеспечивает адекватную траекторию профессионального становления будущего инженера с позиций современного ком-петентностного подхода к профессиональному образованию. Недостаточно учтены требования логики учебного познания и логики современного научного геометро-графического знания в условиях развития информационных графических технологий; наблюдается отрыв методических требований, имеющих преимущественно "знаниевую" проблематику от социальных аспектов формирования личности, что является настойчивым требованием сегодняшнего дня.

Проблема профессионального становления личности будущего инженера в процессе геометро-графической подготовки в педагогике практически не разрабатывалась. Проблема формирования графической культуры студентов характеризуется многоаспектностью и интердисциплинарным характером и недостаточностью системных исследовательских подходов, что в том числе обуславливает причины неадекватности подготовки инженеров многократно возросшей потребности общества в профессионально компетентной личности.

Формирование графической культуры сегодня возможно на пути освоения личностно-ориентированных, проблемно-деятельностных технологий обучения, которые предполагают слияние образовательных потоков естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин в достижении единого результата. Модели такого перехода еще только начинают разрабатываться отечественной педагогикой, в том числе в приложении к сфере инженерного образования.

8 Проблема формирования графической культуры находится на пересечении исследовательских полей педагогики, психологии, философии и др. Определяющее значение имеют педагогические исследования по проблемам профессиональной подготовки (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев и др.), психологические исследования (Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская и др.), философские (Э.В.Ильенков, В.С.Библер, Н.Г.Багдасарян, Б.С.Гершунский, П.С.Гуревич и др.). Это оставляет актуальным поиски научного обоснования, интегративного проектирования и дополнения геометро-графического компонента в становлении профессиональной культуры специалиста, пути решения которых следует искать в контексте неразрешенных противоречий, характеризующих современное состояние проблемы, а именно:

между реальной низкой результативностью довузовской подготовки, традиционно сложившейся моделью геометро-графической подготовки и утвердившимся новым типом профессиональной деятельности инженера с преобладающей ориентацией на развитие профессиональной компетентности, предполагающей формирование дивергентного мышления, способностей к поиску нестандартных решений, профессиональной мобильности и пр.;

между прогрессивными тенденциями гуманизации инженерного образования, обуславливающих необходимость формирования инженерной культуры как интегративного профессионального качества специалиста, и отсутствием специального научного обоснования такого инвариантного компонента, как графическая культура;

между реальным состоянием теории интегративно-целостного непрерывного геометро-графического инженерного образования, находящегося в стадии переосмысления, и общим концептуальным уровнем современной педагогической науки с ярко выраженными тенденциями к междисциплинарному синтезу, интеграции научного знания, использованию достиже-

9 ний системного, личностного, деятельностного подходов, возможностей новых информационных технологий;

между традиционной сложностью усвоения теоретических основ геометро-графического знания, обладающего высоким уровнем абстракции, сложными иерархическими внутридисциплинарными связями, усложнением содержания образования, возрастающим объемом необходимой информации и уменьшением времени, отводимой на ее усвоение;

между стремлением к организации учебного процесса, востребующего личностные функции обучающихся, и традиционно-знаниевым его построением, ориентированным на репродуктивно-алгоритмические методы;

между отдельными методическими подходами и рекомендациями по совершенствованию организации учебной деятельности студентов преимущественно машиностроительного профиля в процессе графической подготовки и объективной необходимостью научно-обоснованной технологии учебно-познавательной деятельности студентов в процессе геометро-графической подготовки как целостной дидактической системы формирования графической культуры в втузах различных профилей.

По вышеуказанным причинам назрела необходимость подвергнуть детальному исследованию процесс формирования графической культуры студентов втузов. Незавершенность теории геометро-графической подготовки студентов, в частности немашиностроительного профиля, многочисленные потребности современной вузовской практики и общества в целом, необходимость обобщения передового опыта, систематизации и конкретизации компонентно-факторного массива графической культуры инженера вскрыли наличие нерешенной проблемы и тем самым обусловили ее актуальность и выбор темы исследования.

Таким образом, противоречие между социальным запросом современного общества к выпускнику инженерных вузов, которые должны обладать инженерной культурой, одной из составляющих которой является графическая культура, и недостаточно разработанной теоретико-методической базой

10 и практикой ее формирования в втузах России порождает проблему исследования, состоящую в том, что объективная необходимость подготовки профессионалов, обладающих высокой графической культурой, диктуется запросами общества, а педагогическая теория и практика ее формирования в настоящее время недостаточно разработаны.

Цель исследования - разработка теоретических основ формирования графической культуры студентов высшей технической школы и ее практическая реализация в условиях технических вузов.

Объект исследования - образовательный процесс в высших технических учебных заведениях в контексте формирования графической культуры инженера.

Предмет исследования - формирование графической культуры студентов в процессе геометро-графической подготовки в технических вузах.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования графической культуры как системообразующей составляющей инженерной подготовки у студентов втузов будет целостным и результативным, если:

учитывается исторический опыт инженерного графического образования и выявлены особенности современного этапа и перспективы его развития, базирующиеся на анализе нового типа профессиональной деятельности инженера и новейших достижениях технико-информационных систем;

расширено и углублено понятие "графическая культура" как компонент инженерной культуры, раскрыты генезис и его грани, служащие теоретической основой для дальнейшего совершенствования теории и практики геометро-графической подготовки будущих инженеров;

разработана концепция поэтапного формирования графической культуры при подготовке студентов технического вуза, обладающая эволюционно-проективными и системообразующими возможностями;

разработана усовершенствованная модель, раскрывающая основные характеристики процесса формирования графической культуры у студентов

11
технических вузов, как совокупность структурных компонентов: целевого,
содержательного, процессуально-управленческого и оценочно-

результативного ;

экспериментально подтверждена модель формирования графической культуры студентов втузов немашиностроительного профиля с проективными уровнями графической подготовки, интегрирующая в себе совокупность требований государственных образовательных стандартов, общества, личности;

выявлена совокупность оптимизационно-значимых резервов, открывающих пути комплексного научно-методического обеспечения и организационно-педагогической реализации выдвинутой концепции.

Проверка гипотезы требует решения следующих задач исследования:

  1. Изучить становление и развитие геометро-графического образования в системе инженерного образования России, провести анализ стартовой подготовленности абитуриентов и существующих подходов к построению графического образования в втузах с целью выявления закономерностей и перспектив его развития.

  2. Выявить сущность понятия "графическая культура" как составной части профессиональной культуры инженера, разработать основные определения понятийно-категориального аппарата.

  3. Сформулировать методологические положения, принципы и методы, совокупность которых составляет теоретические основы формирования графической культуры будущего инженера.

  4. Разработать концептуальную модель процесса формирования графической культуры инженера.

  5. Разработать методы и средства реализации концептуальной модели в условиях учебных заведений различного профиля.

  6. Реализовать комплекс методического обеспечения и запланированных опытно-экспериментальных исследований, с целью апробации теоретических положений и выявления оптимизационно-значимых резервов.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, об активности личности. Методологическими ориентирами избраны системный, деятельностный, лич-ностно-ориентированный подход. Методология обусловила выбор ведущих идей исследования, научное описание изучаемых фактов и явлений педагогической действительности, их анализ, обобщение и синтез, экспериментальную проверку, оценку соответствия разработанной модели реальной ситуации.

Основу исследования составили: философские подходы к проблеме образования и культуры (Н.Г.Багдасарян, В.С.Библер, Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, Б.К.Коломиец и др.); концепция личностно-ориентированного подхода к образованию (Н.А.Алексеев, М.А.Викулина, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.), элементы теории уровней психического отражения и образа в психической регуляции деятельности (В.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Г.И.Лернер, Е.Н.Кабанова-Меллер и др.) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, И.А.Зимняя, Б.Б.Коссов, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Н.Ф.Талызина и др.); подходы и представления общей теории систем (Р.Л.Акофф, В.А.Штофф, Э.Г.Юдин и др.) и их применение к исследованию педагогических систем (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, А.В.Петров, В.Д.Шадриков и др.), принципы моделирования как всеобщего метода педагогического исследования (В.П.Беспалько, В.В.Краевский, др.).

Теоретической базой исследования являются теоретические основы профессионального образования (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Э.Ф.Зеер и др.) и культуры (Н.Г.Багдасарян, В.С.Библер, Б.С.Гершунский, Н.Б.Крылова и др.); содержания образования (В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер и др.); процесса усвоения графических знаний, умений и навыков (А.Д.Ботвинников, Е.Н.Кабанова-Меллер, Б.Ф.Ломов, И.С.Якиманская,

Г.И.Лернер и др.); деятельностный подход и теория поэтапного формирования умственных действий (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.); труды, посвященные исследованию эффективности педагогического процесса и обоснования критериев и показателей эффективности (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина и др.); технологический подход к обучению (В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, В.В.Давыдов, И.И.Ильясов, М.И.Махмутов, Ю.Г.Татур, О.К.Филатов, Д.В.Чернилевский и др.); оптимальное построение педагогического процесса геометро-графической подготовки (В.А.Гервер, А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов, Г.И.Лернер, Л.А.Найниш, Н.Г.Плющ, В.С.Полозов, Г.В.Рубина и др.)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: совокупность общенаучных и психолого-педагогических методов теоретического уровня: историко-сравнительный и структурно-логический анализ, синтез, систематизация, обобщение, фактов и концепций; конструирование моделей; и эмпирического уровня: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы); экспериментальные (констатирующий, формирующий); праксиометрические (изучение продуктов деятельности, анализ научно-методических, литературных источников и государственных документов, архивных материалов, профессиографический анализ, рейтинг); математическая обработка статистических данных.

Базой исследования являлись Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО (1986-1999) (в 1999 г. ввуз был расформирован), Волжская государственная инженерно-педагогическая академия (1997-2002), Волго-Вятский филиал Московского технического университета связи и информатики( 1999-2002). Всего экспериментальной работой было охвачено более 3000 курсантов и студентов.

Исследование проводилось с 1986 по 2002 гг. и включало несколько этапов:

1986-1991 гг. - изучение особенностей обучения графическим дисцип-

14 линам в вузах и возможных направлений совершенствования содержания, структуры и методического обеспечения графической подготовки в втузах, путей повышения активизации деятельности обучаемых.

1991-1999 гг. - теоретическое обобщение данных литературы, передового опыта, результатов экспериментальных исследований, применение системы поэтапного формирования графических знаний, умений и навыков; разработка тестовой методики для оценки уровней познавательной деятельности и пространственного мышления обучаемых; разработка и апробирование элементов развивающего обучения, дидактических материалов по изучению графических курсов. Конкретизация целей, задач и содержания обучения графическим дисциплинам в втузе в соответствии с требованиями ГОС, разработка учебных программ, опытно-экспериментальная апробация концептуальной модели выпускника технического вуза с проективными уровнями графической подготовки.

1999- 2002 гг. - публикация итогов исследования, издание монографий; оформление полученных результатов в виде докторской диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие инженерного графического образования в России имеет тенденции к усилению его общеобразовательного и развивающего компонентов при сохранении традиционного профессионального и требует на сегодняшний день фундаментализации геометро-графической подготовки и смещения акцента на формирование пространственного мышления и креативной графической деятельности, что обусловлено изменениями в содержании инженерного труда в условиях информатизации общества.

  2. Теоретико-методологическое положение о том, что графическая культура является структурирующим началом, одной из универсальных основ инженерной профессиональной культуры, требующее введения нового понятийного аппарата, включающего ряд понятий и определений, раскрывающих генезис и грани графической культуры как многоаспектного феномена, данных в авторской интерпретации. Общим показателем уровня графической

15 культуры является разносторонняя творческая активность инженера в процессе его профессиональной деятельности. Интегрирующим началом формирования графической культуры является потенциал целенаправленной геометро-графической подготовки, который может быть представлен взаимосвязанными общекультурным, общеобразовательным, развивающим, профессионально-направленным компонентами.

  1. Концепция поэтапного формирования графической культуры, основанная на теоретико-методологическом обосновании и осмыслении исторического опыта и современных идей, методологически значимых психолого-педагогических подходов (системного, деятельностно-личностного, интегра-тивно-целостного) к инженерной подготовке, суть которой в совершенствовании процесса обучения геометро-графическим дисциплинам в техническом вузе как целостного многоуровневого поэтапного процесса, обеспечивающего эффективное и рациональное профессиональное становление будущего инженера, системообразующим фактором которого выступает цель формирования графической культуры у выпускников в условиях методологической, мировоззренческой и профессиональной направленности и акцентирования развития пространственного мышления. В основу реализации предложенной концепции наряду с ведущими методологическими и общепедагогическими принципами, обоснованные педагогикой высшей профессиональной школы, положен праксиологический принцип.

  2. Концептуальная модель поэтапного формирования графической культуры представляющая многоуровневое, полиструктурное и полифункциональное единство и механизм взаимодействия инвариантных компонентов, среди которых в качестве основных выделены целевой, содержательный, процессуально-управленческий, результативный компоненты, каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

  3. Реализующий концептуальную модель апробируемый дидактический комплекс, направленный на последовательную реализацию уточненных це-

лей, обоснованных принципов, обновленного содержания обучения, и адекватное технологическое обеспечение как процессуальную часть модели, включающую методический инструментарий и педагогический механизм реализации в образовательной практике, ориентированные на поэтапное формирование графической культуры будущих инженеров в условиях втузов различного профиля.

6. Результаты практической реализации выдвинутых теоретико-методологических положений, подтверждающие возможность эффективного формирования графической культуры в условиях втузов с учетом специфики подготовки.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение значимой для инженерной подготовки научной проблемы подготовки профессионалов, обладающих высокой графической культурой, а именно:

на основе историко-аналитического подхода, выявившего исторические корни и тенденции развития геометро-графического инженерного образования, впервые на концептуальном уровне обоснован подход к совершенствованию геометро-графической подготовки будущих инженеров с позиции ориентации образовательной системы на решение задач формирования графической культуры, соответствующей современным требованиям;

раскрыта сущностная характеристика графической культуры как компонента профессиональной культуры инженера, дано авторское обобщенное определение понятия "графическая культура", определена ее структура и иерархия у студентов втузов;

определены теоретическо-методологические подходы к формированию графической культуры выпускников втуза немашиностроительного профиля; предложен обобщающий подход к методологическому обоснованию праксиологического принципа;

сконструирована модель формирования графической культуры, обоснованы взаимосвязь и содержание структурных компонентов, раскрыты и

17 акцентированы особенности их реализации на основе уточнения роли, места, степени выраженности геометро-графического компонента в формировании инвариантной и вариативной части профессиональных функций инженеров радиотехнического и строительного профиля;

> разработаны и реализованы организационно-технологические основы поэтапного формирования графической культуры в условиях втуза, дидактический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности, акцентирующий особенности формирования профессионально-значимых знаний и умений, формирования пространственного мышления в связи с развитием компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой концептуальных подходов к проектированию процесса формирования графической культуры на основе анализа историко-педагогического опыта и экстраполяции ведущих тенденций информатизации общества, инженерного образования, развития педагогической науки на основе политеории, включающей междисциплинарную интеграцию при опоре на системный, деятель-ностный, личностно-ориентированный, интегративно-целостный подходы.

Разработана авторская модель формирования графической культуры, раскрыта взаимосвязь ее инвариантных подсистем, определены тенденции и пути реализации модели в образовательной практике втузов немашиностроительного профиля.

Уточнена и теоретически обоснована обобщенная профессиограмма инженера, содержащая характеристику инвариантной и специфической деятельности и требования к профессионально важным качествам личности, критериальные показатели, задающие совокупность ориентиров, позволяющую прогнозировать и обеспечить эффективность геометро-графической профессионально-ориенти-рованной подготовки.

Теоретически обосновано и сконструировано содержание фундаментального базиса геометро-графического знания, прикладной надстройки как профессионально-обусловленного норматива, позволяющее осуществить систематизацию основных понятий, взаимосвязей и

18 систематизацию основных понятий, взаимосвязей и последовательности их изложения, с позиций целостного многоуровневого поэтапного процесса, системно развивающего фундаментальные знания и профессионально-значимые графические умения по мере расширения познавательных возможностей и роста профессиональной культуры обучаемых на последующих курсах.

Предложены научно-педагогические рекомендации о формах, средствах и методах повышения качества обучения, о возможных способах анализа эффективности предлагаемых образовательных подходов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно имеет практико-ориентированный характер, в котором экспериментально доказано, что концептуально ориентированная геометро-графическая подготовка является фундаментом формирования высших образцов культуры мышления и креативной графической деятельности будущего инженера в условиях информатизации общества, а графическая культура в ее многослойной структуре -системообразующим и открытым эволюционизирующим ярусом.

Предложены решения, обеспечивающие системность усвоения содержания и выработку практических умений, развитие мотивационной и операциональной подструктур учебной деятельности за счет применения комплекса методов, форм и средств управления учением, обеспечивающих поступательный и перспективный характер развития субъекта, создавая основу для самоизменения и саморазвития.

Разработано и апробировано комплексное научно-методическое обеспечение процесса обучения графическим дисциплинам студентов в вузе радиотехнического и строительного профиля, включающее разработку программ дисциплин геометро-графического цикла, элективных модулей, учебных пособий и методических рекомендаций, банк профессионально-ориентированных уровневых заданий, диагностических материалов.

Основные содержательные и процессуальные компоненты графической подготовки, являющиеся инструментарием профессиональной подготовки

19 специалистов радиотехнического и строительного профиля, обладают способностью воспроизводимости, вариативности и адаптивности, внедрены в учебный процесс ряда вузов страны и могут быть использованы в процессе совершенствования ГОСа по соответствующим специальностям, в системе среднего специального образования.

Обоснованность и достоверность выдвинутых положений и полученных результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; глубоким и широким анализом проблемы; пролонгированным экспериментом, использованием статистических методов обработки экспериментальных данных на больших группах наблюдений; научные положения и выводы, сформулированные в диссертации, подтверждены результатами научно-исследовательской работы и их внедрением в учебный процесс других вузов.

Апробация и использование основных положений исследования в практике осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы и изложены в выступлениях на Международных (Вологда 1999; Н.Новгород 2000-2002; Ярославль 2001; Москва 2001), Всероссийских (Челябинск 1999,2000; Н.Новгород 1994-2001; Екатеринбург 2001), межвузовских (Пушкин 1995; Воронеж 1997; Пермь 1996,1997) конференциях, а также в ходе чтения лекций и практических занятий в ряде высших военных и гражданских учебных заведений, научных семинарах в Нижегородском государственном университете, в Волжской государственной инженерно-педагогической академии. Исследование и его результаты обсуждались с заведующими кафедрами военных вузов страны, докладывались и получили одобрение на заседаниях научно-методической комиссии по общепрофессиональным дисциплинам при Управлении военного образования МО РФ (1995-1999) и учебно-методического объединения в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург 2001). Разработанные авторские программы курсов и их дидактическое обеспечение нашли применение в учебном процессе Нижегородского высшего зенитного ракетного команд-

20 ного училища ПВО (НВЗРКУ ПВО), Волжской государственной инженерно-педагогической академии (ВГИПА), Волго-Вятского филиала Московского технического университета связи и информатики (ВВФ МТУСИ).

Внедрение результатов исследования осуществлено в Военном авиационном техническом университете (Москва), Оренбургском высшем военном авиационном училище летчиков (1986-1992), Военном инженерно-техническом университете (С.-Петербург), Нижегородском филиале Военно-инженерного университета (Кетово), Нижегородском высшем военном училище тыла (1992-1999). Результаты исследований опубликованы в центральной и региональной печати.

Личное участие автора выражается в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах, разработке авторских учебных курсов графического цикла, обосновании и реализации организационно-педагогических средств.

Становление и развитие графического образования в учебных заведениях России

Важнейшим достижением нашей цивилизации является возможность графического общения, история которого простирается от классической древности до современности и неразрывно связана со становлением инженерного мышления и инженерного образования, являющихся средоточием всех достижений и промахов человечества.

Первые инженерные разработки на заре человечества - поистине непревзойденное и гениальное изобретение топора и колеса - явились следствием материального воплощения предварительно сформированных человеческим мышлением образов. Движущей силой развития образного мышления, а значит и инженерного мышления, с незапамятных времен являлось развитие графики, реализующей потребность в наглядном изображении предметов, событий, фактов доступными средствами. Наскальные рисунки древних людей были первыми геометрическими моделями — визуальными образами реально существующих или мысленных образов, позволяющих создавать, получать, хранить и передавать информацию, в первую очередь геометрическую, о самом объекте. Исследование древней египетской графики (4000-3000 г. до н. э.) позволяет уже в те времена, наряду с религиозной и исторической графикой (документализация событий), выделить техническую (строительство), проектную (архитектура) графику, т.е. инженерную графику, инженерную мысль.

"Гений человечества в нашем двадцатом веке выражается в инженерии", - считал великий А. Эйнштейн. На 111 Всемирном конгрессе по инженерному образованию (Англия, г. Портсмут. 1992 г.) отмечалось, что значение инженеров как представителей общества, определяющих не только технический, но и социальный прогресс, неуклонно возрастает. Каков уровень инженерной подготовки специалистов и их общественный статус, таковы и перспективы нашего общества.

2001 год распоряжением Правительства Российской федерации посвящен 300-летию создания системы профессионального инженерно-технического и военного образования в России. Широкое празднование знаменательной даты в истории отечественной профессиональной школы открылось проведением в Москве, в Государственном Кремлевском Дворце, пленарного заседания научно-практической конференции "Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в XXI веке", а на базе ведущих московских учебно-научных центров — секций конференции, что привлекло особое внимание к богатому опыту и достижениям, накопленным нашей системой образования, к ее глубоким традициям и вдохновляющим перспективам развития.

Профессиональная познавательная и коммуникативная деятельность инженеров посредством визуальных технологий становится нормой высокотехнологической цивилизации. Новые технологические условия, интеграция научных достижений в области теоретической и прикладной геометрии и компьютерной графики, новая философская парадигма образования, достижения в области педагогики и психологии, обуславливают необходимость пересмотра традиционных подходов к геометро-графической подготовке инженеров, ориентации ее на формирование личности с высоким уровнем развития пространственного фактора интеллекта, умеющей эффективно реали-зовывать существующие и перспективные технологии в профессиональной сфере на основе геометрического моделирования и визуализации информации.

Осмысление через историческую призму важнейших достижений, возможность использования важных вех как интегрирующей основы на пути дальнейшего совершенствования Российского геометро-графического инженерного образования, побудили автора к написанию этого параграфа. Система отечественной графической подготовки инженерных специалистов имеет более чем трехвековую историю, является составной частью истории военного образования; формирования и развития графического знания. Становление инженерного образования, в том числе и графического, в Российской державе напрямую связано с укреплением ее военной мощи. Как ни печально, устройства военного назначения всегда были самыми высокотехнологичными изделиями своего времени. В свою очередь военное искусство оказало немалое влияние на развитие графической культуры, на самобытный путь, который прошел в своем развитии русский чертеж, известный с середины XVI века в качестве официального документа царского архива.

Известно, что сама профессия инженера появилась для решения новых, нестандартных классов задач, которые требовали творческого подхода, расчета, проектирования; как оппозиция к традиционному мастерству, основанному на личном умении (мастеру-ремесленнику, который был искусен в решении стандартных задач) [193,194].

Современная энциклопедия профессионального образования определяет понятие: инженер - [ingenieur (фр.) от латинского корня ingeniare — творить, создавать, внедрять] - человек с высшим образованием, первоначально - название лиц, управляющих военными машинами [516].

Действительно, понятие "инженер" родилось с первоначальным смыслом "военный специалист", затем трансформировавшись в сугубо штатское понятие.

В середине XVI в., когда в русском войске создаются первые постоянные воинские части — стрелецкие полки, в которых впервые вводятся офицерские чины, военное образование становится самостоятельной отраслью и инженерная подготовка становится стратегической задачей [75,205,482]. В это же время существенные изменения происходят в вооружении русской армии - массовое применение получает артиллерия ("наряд"), которая выделяется в самостоятельный род войск. Инженерным и артиллерийским делом ведал Пушкарский приказ (известный с 1577 г.), в котором работали чертеж 24 ники (знамочеванцы, от слова "знаменовать" - рисовать), составлявшие военные карты, планы городов [65].

Обширные картографические материалы - чертежи, создаваемые для военных нужд русскими чертежниками при Иване Грозном, способствовали развитию графического знания [3,356]. Благодаря картографии в России возник способ изображения местности с "птичьего полета", близкий к так называемой современной "военной перспективе". Острая необходимость планирования и измерения местности породила новую область знания, методы которой позволили создавать мерительные рисунки, т.е. чертежи двухмерных объектов (на современном языке - двухмерные модели двухмерных объектов).

Обучались знамочеванцы от 2 до 3 лет в Школе при Поместном приказе в Москве, (подобие первого высшего учебного заведения на Руси), в которой черчение и картография стояли в ряду с математикой, грамматикой, сошным письмом. Знаменщики прикомандировывались для выполнения чертежей оружейной палаты и в штаты других приказов для выполнения графических работ. Чертежники в XVII в. были редкими специалистами. "К ответ-ственейшим царским наказам по выполнению чертежей привлекались опытнейшие, талантливейшие люди, умеющие видеть мир и способные изображать его, люди с зорким глазом, твердой рукой и волшебным даром воображения". Так, по переписи 1638 г. из 2367 ремесленников Москвы было 2 чертежника, 1 знаменщик и 29 иконописцев [205

Графическая культура как компонент инженерной культуры

Стремящейся к обновлению России нужны не только новая техника и технологии, но и новые кадры, новая культура труда, новый уровень профессионализма. Формирование творчески мыслящего специалиста, способного к самореализации, к непрерывному самосовершенствованию - таково требование времени.

Национальная доктрина образования в Российской федерации в качестве основных целей и задач образования поставила следующие: организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Уровнем результативности образования, интегральным показателем творческого начала профессиональной деятельности является культура специалиста, складывающаяся в единстве и взаимодействии многообразных составляющих.

Создавая культурный потенциал будущего специалиста, высшая школа определяет способ его жизнедеятельности и социального бытия, субъективное содержание его работы и ее продуктивность. Зависимости уровня и особенности культуры личности, деятельности специалиста могут меняться во времени, в конкретных сферах его практики, считает Н.Б.Крылова [199], однако их реальная взаимосвязь - это постоянно действующий фактор развития личности, во многом определяемый качеством вузовской подготовки.

Культура, являясь целостным социальным феноменом, вместе с тем представляет собой чрезвычайно сложный объект для научного исследования. Эта сложность обусловлена ее многокачественностью, неоднородностью входящих в ее состав элементов, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности. Универсальность и многокачественность культуры делает ее объектом интереса различных наук.

B.C. Библер утверждает: "В XX веке феномен культуры - и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле - все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает (знает ли сам человек об этом или нет...) все решающие события жизни и сознания людей нашего века.", и завершает свою мысль: "... в XX веке происходит сдвиг культуры и ее проблем в эпицентр человеческого существования..." [44, С.261].

Понятие "культура"в современной литературе имеет чрезвычайно большое число толкований. Изучая различные стороны и проявления культуры, исследователи зачастую по разному определяют само понятие, причем эти расхождения существуют не только у представителей частных наук, но и у философов. А.И. Арнольдов [13] отмечает, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных определений понятия "культура". Л.Е.Кертман насчитал свыше 400 определений [369].

Наличие отдельных, частных определений, вытекающих из специализации исследований, дифференциации научных знаний вполне закономерно и оправдано, считают философы [109,125], однако нельзя признать нормальным большое количество определений культуры, с претензией на общефилософские.

По отношению к культуре философия является, с одной стороны, важнейшим интегратором культурных ценностей, дающим мировоззренческую ориентацию познавательной и практической деятельности, а с другой стороны, - методологической основой и теоретической базой конкретного исследования культуры как общественного феномена. Учитывая, что трактовка понятия "культура"представителями частного знания недостаточна для целостного определения, обратимся к философской трактовке, представляющейся более общей, охватывающей частные определения.

Известно, что слово "культура" происходит от лат. colore - возделывать, разрабатывать, усовершенствовать. Существительное cultura первоначально означало возделывание, обработку, улучшение почвы [306]. По мнению античных авторов, земледелие - наука великая, благотворно влияющая на личность, таким образом, вербальная связь "земледелие - cultura" не была случайной, она имела явный социально-этический смысл: облагораживание натуры человека употреблялось культивации земли. Термин "cultura" стал употребляться для обозначения процесса совершенствования человека, его развития.

Слово "культура" в его латинской транскипции стало известно образованным русским умам уже в начале XVIII в. В первом издании Толкового словаря В.Даля (1865 г.) культура трактуется как "обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное". В русском языке как синонимы "культуры" широко употреблялись слова "образование" (образованность), "просвещение" (просвещенность) [288].

В современных словарях понятие "культура" трактуется по-разному:

совокупность достижений общества в области просвещения, искусства, науки и в других областях духовной жизни; умение использовать исторически накопленные знания и практический опыт для покорения сил природы, для роста производства, для разрешения назревших задач общественного развития;

степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности [310];

степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо [439] и др. Таким образом, понятие культуры охватывает:

1. всю творческую созидательную деятельность человека;

2. совокупность умений, совершенств, ее обеспечивающих;

3. результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении, так и включающий все, что создано руками человека, всю вторую природу [212].

Постановка человека в центр современной жизни необходимо требует выдвижения категории культуры как фундаментальной. В системе философских исследований человеческий фактор выражает, прежде всего, личностную сторону культуры, фокусирующую внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самодеятельности. При всех нюансах разными исследователями наиболее существенными атрибутами культуры признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений, важнейшим признаком культуры человека признается мера его способности к саморазвитию.

Гегель писал, что "чем богаче определяемый предмет, то есть чем больше различных сторон он представляет для рассмотрения, тем более различительными могут быть выставляемые на их основе определения"[87].

В понятии "культура", в его содержании спрессован в своих наиболее существенных определениях многогранный, бесконечно обновляющийся, противоречивый поток социальной действительности, поэтому оно весьма продуктивно в решении познавательных и практических задач, считают исследователи [125]. Обобщенное понимание сути культуры, выраженное в форме абстрактного понятия — необходимый путь познания. Оно дает основу для построения более частных, производных понятий, которые фиксируют отдельные стороны и свойства феномена.

С точки зрения методологии, пишет Э.А.Орлова, [353] в культурной антропологии существует общее представление о познавательном статусе категории "культура". Она имеет гносеологический, но не онтологический смысл. Иными словами, она не имеет однородного, монолитного, целостного, объективного обозначаемого, но представляет собой обобщающую категорию, объединяющую разнородные множества искусственных объектов. Соответственно понятие "культура" подразумевает не теорию или модель, позволяющую двигаться к "правильному" объяснению человеческих феноменов, но концептуальное поле для адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

В качестве исходного положения примем философское понимание культуры [125]: Культура есть все созданное человеком, "вторая, искусственная среда", служащая удовлетворению разнообразных потребностей человека и его развитию. В культуре выражается мера овладения человеком силами природы, общественными отношениями, своей собственной природой. В обществе нет явлений, которые нельзя было бы рассматривать как не относящиеся к культуре. Однако категория "культура", культурологическая точка зрения задает определенную познавательную установку, которая направлена на исследование возможностей различных сфер жизни в деле развития человека как субъекта деятельности.

Множественность понятий "культура" современная культурная антропология сводит к двум различным, не противоречащим друг другу позициям. В одном случае культура представляет измерение в ряду других, предназначенных для анализа социального действия. В другом случае культура понимается как особая упорядоченная селективная область феноменов, противопоставляемая "природному".

В обоих случаях речь идет о мире искусственных феноменов. В первом с акцентом на селективных механизмах, во втором - на порождающих [212].

Культорологическая литература приводит основные характеристики культуры [352]: культура - содержательное наполнение совместной жизни людей; а культура - ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений; культура включает в себя предметный мир, мир вещей — то, что как правило, называется материальной культурой. культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме; а в рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д. Культура может быть структурирована по разным основаниям [352]. Если в качестве критерия рассматривать культуру как специфический способ освоения действительности, то составляющими элементами структуры культуры, будут являться знания, технологии (умения) и значимости (ценности).

В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно - функционального анализа (Т.Парсонс), в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, инте-гративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений. С этой точки зрения можно выделить следующие функции культуры [352]:

- социализации и инкультации;

- ценностная (аксиологическая);

- коммуникативная;

познавательная (гносеологическая);

- информационная;

- деятельностная;

- нормативная;

- символическая.

Эти функции имеет любая культура, поэтому их можно считать уни 129 версальными, но в определенную иерархию они выстраиваются по-разному, в зависимости от уникальных особенностей той или иной культуры.

Поскольку областью нашего исследования является профессиональная подготовка инженеров, следует отметить, что профессиональная деятельность - это специализированная сфера культуры. В связи с этим необходимо остановиться на производном от понятия "культура" понятии "профессиональной культуры".

Различные ракурсы темы инженерной профессиональной культуры получили освещение в философии, социологии, психологии, культурологии, эргономике, информатике и пр.

С философских позиций проблемы профессиональной инженерной культуры анализируются в работах Н.Г. Багдасарян, О.В.Долженко, В.И.Козлачкова и др.

Так в работах А.В.Дахина, В.М.Розина, В.А.Щурова и др. рассмотрены взаимосвязи развития общества и техники, проанализирована динамика формирования инженерной деятельности. В работах Г.С.Альтшуллера, А.Б.Попова, А.Ф.Эсаулова и др. исследованы проблемы инженерного творчества.

Важное значение для исследования инженерной профессиональной культуры имеют данные, приводимые в работах по психологии профессиональной деятельности Б.Ф.Ломова, Н.Н.Грачева, А.К. Марковой и др.

Последнее время появился ряд работ, посвященных состоянию и перспективам высшего образования, обосновывающих необходимость новой образовательной парадигмы, в том числе и инженерной подготовки, и рассматривающих проблемы формирования профессиональной инженерной культуры.

Специальные работы, где в комплексе рассматривались бы проблемы графической культуры как компонента профессиональной культуры инженера с учетом новых парадигм науки, образования, культуры, механизмов и способов овладения ею, а также новых задач, которые в этой связи должны решаться в рамках высшей технической школы, пока отсутствуют.

Остановимся на рассмотрении сущностных характеристик профессиональной культуры инженера, разнообразия подходов к их определению с целью конкретизации понятия графическая культура с позиций ее рассмотрения относительно категорий всеобщего и особенного.

В научной литературе существует различные подходы к характеристике типичных проявлений профессиональной культуры.

С культурологических позиций профессиональная культура - интегра-тивное понятие, отражающее, в частности, достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, означает творчески-созидательное отношение к труду [214].

В.С.Виноградов [68] трактует профессиональную культуру как результат и условие деятельности специалиста. Будучи имманентно связанной с человеком, она "вынужденно отражает" человеческую сущность, его основные "структурные элементы". Профессиональную культуру автор рассматривает как своеобразное интегральное выражение структурных элементов человеческой культуры (душевной культуры, культуры разумной деятельности, духовной культуры, физической культуры) в их социально-профессиональном отношении.

Ряд исследователей относит понятие профессиональной культуры к личностным характеристикам, связанных с общей культурой личности общими категориями: культура мышления, поведения, общения и деятельности [147,485].

По мнению И.М.Модель [321], профессиональная культура - степень овладения специфическим видом трудовой деятельности, характеристика культуры профессиональной деятельности. Профессиональная культура представляет собой "сквозное сечение": с одной стороны, как подсистема и особый вид культуры, а с другой стороны, как элемент общей культуры специалиста.

Высокий уровень сформированности профессиональной культуры ин 131 женера складывается на основе соединения и взаимодополнения образованности, профессионализма и общей культуры человека, считает И.А.Зимняя [142], и так определяет содержание этих понятий.

Профессионализм определяется совокупностью знаний, умений, обеспечивающих человеку способность адекватного решения требуемых профессиональной деятельностью задач. Профессионал - это человек, знающий "свое дело" - (безотносительно к тому, к какой сфере производства это относится - идеальной или материальной, репродуктивной или творческой, широкой или узко прикладной), качественно выполняющий в изменяющихся условиях и получающий удовлетворение от нее. Синоним "профессионала" -специалист (высокого класса), Мастер.

Образованность человека характеризуется совокупностью системных, разносторонних знаний человека, образующих целостность определенной (субъективной) картины мира, и умений, обобщенных способов решения различных классов общих задач. Синоним "образованности" - эрудированность, широкий кругозор.

class3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

class3

Теоретико-методологические подходы к проблеме формирования графической культуры

Поскольку объектом нашего исследования является процесс формирования графической культуры студентов инженерных вузов, отметим, что понятие "формировать" означает придавать чему-либо форму, устойчивость, законченность. Формирование графической культуры мы рассматриваем в двух взаимообусловленных аспектах:

как конкретный вид деятельности по обоснованию, упорядочению, систематизации, проектированию и реализации педагогического процесса графической подготовки с целью достижения указанного результата;

как определенный период развития студента в процессе реализации педагогического процесса геометро-графической подготовки, обеспечивающий выпускнику достойный профессиональный уровень и открывающий возможности дальнейшего профессионального развития.

Исходя из этого можно говорить о процессе формирования графической культуры как системе деятельности преподавателя и обучающихся.

Для реализации этих аспектов необходимо осуществить проектирование педагогического процесса как иерархическую систему, включающую в себя теоретический и практический уровни систематизации.

На первом уровне проектирование рассматривается нами как теоретическое представление модели педагогического процесса; как разработка, обоснование и упорядочение содержания компонентов образовательной подсистемы формирования графической культуры; как средство оптимизации образовательной подсистемы; как способ преобразования и внесения новых элементов в имеющиеся образовательные системы.

Второй аспект является технологическим осуществлением модели педагогического процесса в реальных условиях.

В педагогической литературе имеются различные подходы к проектированию учебного процесса: В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.Оконь и др. Значительный интерес представляют труды посвященные проектированию педагогического процесса в области профессионального обучения, среди них труды С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, В.С.Безруковой, Э.Ф.Зеера, С.М.Марковой, А.Я.Найна и др.

В общем плане под педагогическим проектированием понимается разработка учебных планов и программ, установление связей предметов различных циклов, определение методов и форм организации педагогического процесса, проектирование профессиональной деятельности, системы средств, обеспечивающих формирование профессиональных знаний, умений и навыков.

Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, основная цель проектирования - обеспечить эффективность учебного процесса, при этом в последнее время происходит смещение акцентов на достижение гарантированного результата [313].

Процедура проектирования рассматривается исследователями как сложная многоступенчатая деятельность, совершаемая как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Так B.C. Безрукова, выделяет три этапа проектирования [33]:

Педагогическое моделирование - это разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Дополняя эти положения С.М.Маркова, предлагает рассматривать сущность процесса проектирования в совокупности однопорядковых понятий, таких как прогнозирование, моделирование, проектирование, планирование, конструирование, каждое из которых указывает на перечень конкретных действий, акцентирующих внимание на различных моментах проектирования:

проектирование как замысел, идея, цель;

проектирование как процесс, программа действий;

проектирование как итогово-результативный компонент [300].

Подчеркивая необходимость целостного подхода к проектированию на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа, Ю.К.Бабанский утверждает, что понятия "система, в которой протекает процесс" и "процесс как система" являются идентичными, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса [22], отсюда ориентация компонентов - цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия, достигаемые при этом результаты.

Процессуальная сторона проектирования содержания на уровне конкретного предмета для среднего образования предложена В.В.Краевским [188,189]:

на первом уровне фиксируется общее содержание, принципы и методы обучения конкретному предмету;

на втором уровне проектируются учебные материалы, правила обучения конкретному предмету, а также дается нормативное описание материальных и идеальных средств обучения;

на третьем уровне раскрывается совокупность идеальных и материальных средств обучения конкретному предмету.

Следует учесть, что создание новых устойчивых педагогических образований возможно при выборе системообразующего фактора и установление на его основании связей и зависимостей компонентов системы, в частности следует различать содержательную и динамическую стратегию. Содержательная стратегия берет за основу цели и задачи как исходные и объективно заданные, варьируя лишь содержание, методы и формы. Динамическая стратегия состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников системы, процессов и ситуаций и далее двигаться к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм [18].

Анализируя особенности проектирования в современных условиях, исследователи отмечают, что традиционное проектирование не предусматривает разграничения гностического образа и объекта. Оно сводится к констатации и разработкам отдельных элементов педагогического процесса. Проектирование же с новых образовательных позиций ориентировано на исследование закономерностей протекания педагогического процесса, так или иначе связано с теоретической формой его представления. Проектами являются не любые когнитивные образы, а лишь соотнесенные с определенными требованиями к организации педагогического процесса, целями и содержанием обучения и имеющие определенную познавательную ценность. В проектировании проявляются, с одной стороны, гностические образы объективно су-» ществуюі іг —: зий, с другой стороны, это намерения, идеалы, нормы построения процесса [300].

Обобщая известные подходы к педагогическому проектированию будем рассматривать процесс формирования графической культуры как системный многоуровневый процесс.

Исходным уровнем процесса является прогностический, предполагающий формирование методологических подходов, основных идей, концепций, принципов.

Следующим уровнем проектирования является конструктивно-проектировочный, предполагающий построение модели педагогического процесса, включающий определение качественных параметров модели, структуры и содержания сопряженной деятельности преподавателя и обучаемых.

Технологический компонент предполагает определение адекватного дидактического инструментария, реализацию адекватного обстоятельствам стиля управления учебным процессом. Эффективное сопряжение собственного стиля деятельности преподавателя и особенностей деятельности обучаемых.

Результативно-рефлексивный компонент способствует оценке соответствия содержания и эффективности процесса выбранным средствам, предполагая совмещение деятельностей по контролю и анализу его результатов с основной деятельностью, внесению корректив в ориентировочную основу действий.

Перейдем к первому этапу указанной технологической цепочки.

Как показывает анализ научных исследований, соответствующей практики, система геометро-графического образования нуждается в переосмыслении и коренных изменениях [255]. Графическая подготовка осуществляется преимущественно посредством традиционной передачи готовых знаний, относящихся к области профессиональных интересов инженеров, практического обучения (формирования умений, позволяющих выполнять профессиональные функции), другими словами ориентирована на массовую подготовку специалистов, готовых к репродуктивной деятельности.

Повышение фундаментальности графического образования, появление элективных курсов, использование новых информационных технологий, эмпирический поиск форм и методов обучения, которые активизировали бы усвоение учебного материала, такие как активизация самостоятельной деятельности обучаемых, алгоритмизация обучения, проблемное обучение и др. не устраняют недостатки в формировании высокого уровня графической культуры инженера.

Проблемы качества графической подготовки являются частью проблемы качества профессиональной подготовки в целом. Темп изменения общества, жизненных ориентиров, скорость старения знаний настолько велики, что учебные заведения, не успевая адаптироваться, приводят к появлению специалистов, чьи знания и умения недостаточны для современного производства. Наблюдается неадекватность реакции молодых специалистов на нестандартные профессиональные ситуации; усвоенные знания, умения и навыки часто остаются невостребованными в реальной производственной практике; активность и творчество слабо проявляются. Все это приводит к утрате личностного смысла деятельности, неудовлетворенности ею.

Причины названных противоречий кроются в по-прежнему существующем догматическом и знаниево-ориентированном типе профессиональной подготовки.

Нейтрализовать это противоречие можно только в процессе целенаправленного формирования графической культуры личности, базирующейся на всесторонне проработанных методологических основах.

Похожие диссертации на Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении