Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно - теоретические основы развития системы обучения рисунку студентов в техническом университете.
1.1 . История становления и развития системы художественного образования 17
1.2. Обучение рисунку на архитектурных факультетах технических вузов 35
1.3. Основные положения теории систем при обучении рисунку в вузе... 52
1.4.Гуманистические основы взаимодействие систем при обучении рисунку. 100
1.5. Система обучения рисунку в вузе как психолого-педагогическая проблема. 114
Выводы по первой главе. 140
Глава 2. Практика обучения рисунку студентов — архитекторов технического вуза как основа для их профессионального развития.
2.1 Определение целей экспериментального исследования системы обучения рисунку студентов - архитекторов 143
2.2. Разработка экспериментальной модели взаимодействия систем при обучении рисунку студентов - архитекторов и, их реализация в практической деятельности 170
2.3. Определение технологий реализации модели обучения рисунку и их применение в практике работы 190
2.4. Анализ программ и системы заданий для обучения рисунку в технических вузах 205
Выводы по второй главе 215
Глава 3. Анализ результатов экспериментального обучения рисунку студентов — архитекторов.
3.1. Тесты как документация для анализа результатов обучения рисунку 218
3.2.Анализ системы обучения рисунку студентов-архитекторов как средство определения эффективности функционирования и развития системы 233
Выводы по третьей главе. 253
Заключение 257
Библиография 266
Приложение
- История становления и развития системы художественного образования
- Определение целей экспериментального исследования системы обучения рисунку студентов - архитекторов
- Тесты как документация для анализа результатов обучения рисунку
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. В связи с возрастающим коренным преобразованием всех сфер жизни нашего общества, особую важность приобретает необходимость духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями, что понимается нами как гармония человека с природой, обществом самих людей, знание законов, по которым идет эта взаимосвязь. Это те основы, которые должны быть переданы последующему поколению.
Изменения, в системе образования происходящие в настоящее время затрагивают все ступени образования начиная от дошкольного до высшего профессионального образования.
В связи с этим изменяется понимание цели высшего образования. На первое место вышла личность специалиста, осознаваемая как духовно-нравственная сущность человека, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, духовного развития и самовоспитания в условиях профессиональной деятельности.
Изменения в подходе к образованию, к пониманию его задач, обусловили методологическое переосмысление, обращение к идеям гуманизма, нашедшим отражение в исследованиях философов, психологов, педагогов, стоящих на гуманистических позициях.
Представления о сущности человека как абсолютной ценности, как творца самого себя и обстоятельств своей жизни, как свободной, ответственной, творческой личности, как целостности, возможности человека быть ценностью и самоценностью, сложились в гуманистической отечественной и зарубежной философии (Н.А. Бердяев, Г.С. Батищев, B.C. Библер, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, И. Кант, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Э. Фромм и др.).
Смена ориентиров в содержании педагогической науки в сторону гуманизации, восхождение к пониманию человека как самоценности реализуется в
4 русле гуманистической педагогики (СИ. Гессен, М.А. Данилов, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.).
Основой для гуманистической направленности в педагогике художественного образования явились положения гуманистической психологии (А. Адлер, Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.). В отечественной и зарубежной психологической литературе человек рассматривается как субъект своей деятельности и жизни (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С Выготский, СЛ. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.).
Для философского и психологического осмысления вопросов сущности, механизмов, условий и средств, факторов эстетического саморазвития личности были положены работы многих авторов (Б.Г. Ананьев, В.И. Аршинов, В.И. Андреев, Г.М. Андреева, Н.А. Бердяев, Г.С Батищев, А.А. Богданов, В.Г. Волков, В.П. Зинченко, М.С Каган, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Сорокин, ГГ. Успенский, СЛ. Франк и др.).
На современном этапе развития человечества ставится вопрос не только об интеграции в области мировых экономических и производственных отношениях, речь идет, прежде всего о том, чтобы личностями с положительными качествами обозначилось поколение, которое могло бы при быстро растущем техническом потенциале сохранить нашу планету.
Современная высшая школа может и должна способствовать процессу обновления общества. В основу реформы современного образования положены принципы гуманизации и гуманитаризации.
Понимая гармонию как стремление к идеалу и красоте педагог должен передать это будущему специалисту - художнику, архитектору, дизайнеру, художнику-педагогу, который в ответе за сохранение художественного наследия предшествующих поколений. Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами природы, искусства, труда. Это тот путь, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой нравственной и эстетиче-
5 ской убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной и эстетической культурой, а также умеющего претворять свои художественные идеи в профессиональной деятельности. А это и есть требования, предъявляемые к подготовке специалистов, которые отражены в государственном стандарте высшего профессионального образования.
Новое тысячелетие и возрастающий прогресс резко увеличивают востребованность в специалистах различных художественных направлениях (дизайн, компьютерный дизайн, реклама, художественное оформление, проектирование), где активно используется художественный рисунок, специальный рисунок, компьютерные технологии для быстрого графического изображения как специальные курсы. На сегодняшний день полигоном для широкого изучения различных методов обучения рисунку может служить ХГФ. Многогранность изучения изобразительного искусства на художественно-графических факультетах обеспечивается преподаванием разных предметов художественного и эстетического цикла на кафедрах (рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, истории искусства, методики обучения ИЗО, графики). На этих кафедрах при изучении специальных дисциплин предполагается использование рисунка с учетом особенностей, которые проявляются и при обучении в различных вузах изучающих рисунок как специальную дисциплину. Все это позволяет рассматривать ХГФ как уникальную, универсальную школу объединяющую различные системы обучения рисунку в единое целое.
ХГФ как особая система, обучающая различным способам и позволяющая объединить их в единое целое имеет своей основной целью подготовку учителей для общеобразовательной школы, которые должны раскрыть учащимся многообразие мира (различные виды рисунка помогают в этом), его особенности, показать красоту и значение каждого предмета в единстве восприятия окружающего мира - в этом и заключается цель художественного образования и воспитания на современном этапе развития общества.
Творческое развитие личности, как цель высшего профессионального образования, предполагает совершенствование эстетического познания мира и это
определило возникновение новых направлений в высшем профессиональном образовании, которые предполагают художественное развитие личности (дизайн, технический дизайн, реклама, компьютерный дизайн, графический дизайн). Все это обусловило специфику подготовки специалистов в художественных и технических вузах, где есть необходимость эстетической и художественной подготовки специалистов.
В связи с этим возникает проблема определения специфики обучения рисунка в различных вузах, изучающих данный предмет, как специальную дисциплину. Решение данной проблемы требует определения общего базового и специфического содержания в изучении рисунка при подготовке специалистов разных художественных направлений. Все это способствует совершенствованию обучения рисунку как части системы художественного образования.
Необходимость решения данной проблемы ставит на повестку дня вопрос о разработке научно обоснованных программ обучения рисунку в различных вузах, соответствующих целям художественного образования в данном вузе, педагогической обоснованности данных программ, аксеологических основ их разработки в соответствии с гуманистической направленностью современного образования. Реализация программ в системе обучения предполагает разработку технологий обучения и воспитания и методических рекомендаций для преподавания курса академического рисунка в различных вузах. Исходя из анализа состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей педагогической практики, в предлагаемой работе ставится как центральная задача — осветить закономерности обучения академическому рисунку в различных вузах, выявить общие и специфические особенности в обучении рисунку на архитектурном факультете технического вуза. Еще раз нужно подчеркнуть, что речь идет об очень сложной научно — практической проблеме, где при нынешнем уровне нашего знания не на все вопросы могут быть даны ответы.
Для определения состояния системы обучения академическому рисунку на архитектурном факультете необходимо соотнести ее состав, цели и технологии развития с последними достижениями в области философии образования,
7 культурологии, теории систем, управления, информационных технологий и т.д., чтобы определить находится ли эта система в стадии развития.
В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на трудах и учебных пособиях ведущих, современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, это - Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Г.Б. Смирнов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, Т.С. Комарова, П.И. Сакулина, Э.И. Кубышкина, А.А. Унковский, СЕ. Игнатьев, А.Е. Терентьев, А.П. Яшухин.
Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения студентов - архитекторов академическому рисунку. Специальные вопросы методики обучения рисунку рассматриваются в работах Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, А.И. Иконникова и др. Отдельные вопросы, по интересующей нас проблеме, затрагиваются в трудах Н.Н. Волкова, Ю.А. Волкова, Н.Я. Маслова, Л.А. Вы-ходцевой, Н.И. Пьянковой и других специалистов.
Вопросам изучения наследия предшествующих поколений в области высшего художественного образования уделялось внимание такими известными художниками прошлого и настоящего времени, как Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрером, Л. Комбеазо, Э. Шона, А. Ашбе, Холоши, П. Сезанном и другими.
Мастера эпохи Возрождения стремились познать основы художественного искусства Античности, брали их достижения за основу и шли в своем художественном совершенствовании дальше.
Не останавливаясь подробно на истории разработки темы совершенствования системы обучения рисунку другими мастерами зарубежных стран, отметим, что свой оригинальный вклад в разработку проблемы необходимости изучения художественного наследия в области преподавания рисунка сделали российские художники - педагоги А.П. Лосенко, В.К. Шебуев, В.Е. Савинский, П.П. Чистяков, А.П. Сапожников, Д.Ш. Кардовский, Н.Э. Рогов,
8 А. Дейнеко, В.Ш. Яковлев, Я.М. Соколов, А.С. Голубкина, Ф.Ф. Волошко, Н.Н. Ростовцев и другие.
В настоящее время в публикациях по вопросам теории и методики преподавания рисунка и отдельных художественных дисциплин, подчеркивается необходимость педагогического обоснования процесса обучения, выделения специфики изучения дисциплины и важности методического обоснования процесса обучения, имеющего общие закономерности и отличительные особенности при изучении. Это прослеживается в работах таких авторов как А.Д. Алехин, Г.В. Беда, В. Г. Волков, В.П. Зинченко, Е.С. Игнатьев, Е.Ф. Кузнецов, А.И. Козляков, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Л.Г. Медведев, Ю.В. Новоселова, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев и другие.
Определенную значимость при изучении темы имеет опыт преподавате
лей работающих в системе художественной подготовки студентов в различных
вузах. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью заимствования
наиболее перспективных методов в обучении академическому рисунку, психо
лого-педагогического анализа этих методов и приемов и применении этих зна
ний в практике работы преподавателей рисунка. Необходимо подчеркнуть, что
для разработки темы особую важность имеют исследования по вопросам фи
зиологии зрения, психологии зрительного восприятия, соотношения и взаимо
связи сознательного и бессознательного психического при выполнении рисун
ка, соотношения ассоциативного и логического мышления при выполнении ра
бот. Значительную ценность представляют публикации и работы ученых пси
хологов: Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, B.C. Кузина, А.Н.
Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна,
Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе.
Вместе с тем нужно отметить, что современные требования к обучению в высшей школе с позиций признания дипломов наших специалистов на общеевропейском уровне требуют пересмотра отдельных сторон обучения художественным дисциплинам в соответствии с международными требованиями. Требования эффективности функционирования системы обучения художественным
9 дисциплинам на основе принципов гуманизации и гуманитаризации требует определения специфических подходов к организации учебной деятельности студентов при обучении. Интеграция учебных курсов, дифференциация различных групп студентов, разработка новых авторских программ по эстетическому воспитанию и художественному образованию занимают большое место в работе современной высшей школы и способствуют решению этих задач. Поэтому требуются целенаправленные исследования по теории и методике преподавания рисунка в высшей школе.
Обосновывая актуальность темы необходимо обратить внимание также на то, что она является составной частью проблемы по совершенствованию системы нравственно-эстетического воспитания студентов в высшей школе. Разработка и реализация этих идей является одной из самых актуальных проблем современного образования. Исследования в этой области осуществляется рядом ученых и педагогов в условии работы современной высшей художественной, технической и педагогической школы.
Рассмотрение и решение данных вопросов и проблем проводится нами на основе системного подхода.
Основываясь на теории системного подхода, мы можем предположить, что возможности совершенствования системы обучения рисунку кроются: в четкой постановке целей, в моделировании деятельности в соответствии с поставленной целью, в отборе технологий обучения рисунку и анализе результата обучения в соответствии с поставленными целями.
Анализ практики обучения рисунку в высшей школе показывает, что в настоящее время при обучении рисунку иногда происходит увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных сторон процесса, основанного на закономерностях познания. Поэтому методологической основой обучения рисунку является философская теория познания, а также системный подход к управлению и организации процесса обучения рисунку как части культуры общества. В данном аспекте определение закономерностей развития и совершенствования системы обучения академическому ри-
10 сунку на архитектурных факультетах имеет большое социально-педагогическое и методологическое значение и приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.
В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на теории системного подхода и управления деятельностью изложенной в работах Ю.К. Бабанского, Ю.А. Коноржевского, Ф.И. Перегудова и других. Пользуемся теорией обучения и воспитания в процессе обучения И.Я. Лернера, исследованиями в области культурологии А.А.Радугин.
Идеи системного подхода в изучении педагогических явлений, использованные нами для моделирования образовательного пространства, прослеживаются в работах А.Н. Аверьянова, П.К. Анохина, Д. Клиланда, В. Кинга, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина; построения модели знаний в предметной профессионально-педагогической области в работах И.Я. Лернера, Л.И. Фридмана и др.; кодированного построения и анализа модели в работах Н.Л. Терского. В разработке гуманистических основ в системе обучения в высшей школе использованы труды Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, ММ. Бахтина, Э.Н. Гусинского, В.П. Зинченко и др.; для моделирования гуманитарных систем, установкой на гуманистические ценности и отбора адекватных технологий их достижения мы опирались на работы И.Я. Лернера, Ю.К. Татаренко и др.
Нами выяснено, что попытка целостного подхода к человеку как системному образованию, открытой миру системы составляет основу работ Б.Г. Ананьева, А.А. Богданова, М.С. Кагана, Б.Ф. Ломова, А. Маслоу, Е.Н. Князевой, К. Роджерса, И. Пригожина, В.С, Шубинского и др.
Методологической основой исследования являются труды классиков по философии, социально-методологическим проблемам, психологии, педагогике, методике обучения художественным дисциплинам, документы в области образования, а также методы системного и культурологического подхода в исследовании.
Проблема исследования заключается в отсутствии психолого-педагогического обоснования процесса обучения рисунку на архитектурных
факультетах технических вузов, предполагающего способы моделирования учебных занятий.
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также методологическая и теоретическая не разработанность обусловили выбор темы исследования - «Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза. (Теория и практика)»
Объект исследования - система обучения рисунку на архитектурных факультетах технических вузов.
Предмет исследования - содержание педагогических компонентов системы обучения рисунку на архитектурных факультетах технических вузов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке закономерностей развития системы обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза.
Исходя из необходимости управления развитием системы обучения рисунку, определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать историю развития системы обучения рисунку на.
архитектурных факультетах технических вузов.
Определить теоретические и практические основы развития системы обучения рисунку студентов - архитекторов.
Разработать систему оперативных целей системы обучения рисунку.
Разработать модель системы обучения рисунку в архитектурных вузах.
Разработать технологии реализации модели обучения рисунку.
Разработать методические требования к выполнению учебных постановок по учебной программе.
Осуществить экспериментальную проверку эффективности функционирования разработанной модели системы обучения при изучении рисунка.
8 . Исследовать закономерности функционирования системы обучения при изучении рисунка.
9. Выявить пути повышения эффективности функционирования системы обучения рисунку.
Анализ научной литературы и изучение педагогической реальности позволили определить гипотезу исследования. Развитие системы обучения рисунку студентов архитектурных вузов происходит в условиях взаимодействия систем преподавания, обучения, воспитания и самовоспитания, направленных на достижение единой цели (формирование высококвалифицированного специалиста).
Предполагается, что система обучения рисунку будет успешно функционировать, если:
- разработаны теоретические основы развития системы обучения рисунку
в архитектурном вузе,
- учтены основные закономерности развития системы;
заложена гуманистическая основа, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие личности студентов;
смоделирована единая синхронная технологичная структура систем обучения и воспитания в вузе при изучении рисунка.
Методологическую основу исследования составляют труды классиков, выдающихся зарубежных и отечественных ученых по философии, социально-методологическим проблемам, психологии, педагогике, методике обучения художественным дисциплинам; документы в области образования. Базисными для работы стали положения философов-гуманистов о человеке как субъекте собственной жизни и профессионального самоопределения; о роли общечеловеческих ценностей для развития субъекта, механизмов воспитания и самообразования в развитии личности; идеи психологии развития личности как активного, сознательного, свободного и творческого субъекта деятельности и общения.
Нами используются методы исследования: аксиологический, системно-синергетический, культурологический, теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; моделирование, экстраполяция, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент; ретроспективный анализ опыта профессиональной деятельности педагогов архитектурных вузов и диссертанта.
13 сертанта.
Эмпирической базой проведенного исследования являются: материалы опроса студентов в 1999г. (54 чел.), 2000г. (30 чел), 2001г. (35 чел.), 2002г. (49 чел.); результаты опросных методик, проведенных с преподавателями Института Архитектуры и строительства Хабаровского государственного технического университета, преподавателями ХГФ Хабаровского государственного педагогического университета, учителями изобразительного искусства г. Хабаровска (32 чел.); обобщение результатов работы с учащимися школ №№ 51, 65, 27 г. Хабаровска, а также Эстетического центра Кировского района г. Хабаровска (21 чел.).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1997-2001 гг.) - подготовительный, в ходе которого осуществлялось изучение литературы, велись наблюдения за деятельностью преподавателей, проводился ретроспективный и текущий анализ занятий по рисунку на архитектурном факультете ХГТУ и художественно-графическом факультете ХГПУ (г.Хабаровск), МПГУ (г. Москва), академии художеств (г. Москва); осуществлялась педагогическая деятельность на занятиях по рисунку со студентами ХГТУ по изучению предметной области рисунка. Отрабатывались концепция исследования, формулировка гипотезы, создавались план и программа исследования.
Второй этап (2001-2002 гг.) — опытно-экспериментальный, в ходе которого шла первичная проверка гипотезы; разрабатывались критерии анализа различных систем обучения рисунку в вузах; изучались механизмы взаимодействия гуманитарных систем при изучении рисунка на гуманистических основах; осуществляться опытно-экспериментальная работа; проводилась проверка и корректировка моделей системы обучения; накапливался педагогический опыт: углублялась педагогическая рефлексия диссертанта. Были созданы варианты технологической документации для анализа систем обучения рисунку; определены варианты анализа средств обучения; выявлена возможность конвергенции двух областей знаний - предметной области учебной дисциплины и предметно-профессиональной
14 области будущего специалиста; разработаны методические пособия для фиксирующего эксперимента.
Третий этап (2002-2003 гг.) - проверена гипотеза исследования посредством проведения преобразующего эксперимента на базе ХГТУ. Создана модель системы обучения рисунку студентов-архитекторов. Систематизирован полученный материал, проверены отдельные положения; сделаны выводы и выработаны рекомендации. Результаты исследования апробированы и внедрены в работу с педагогами кафедр рисунка различных вузов и учителями школ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретической сущности (определены состав, структуры, способы деятельности) и процессуальной специфики обучения рисунку в архитектурных вузах как гуманистической и эстетической основы профессиональной подготовки специалистов, в определении целевых системообразующих характеристик системы обучения рисунку в архитектурных вузах. Впервые системы обучения, воспитания, методической системы обучения рисунку рассмотрены как взаимосвязанные гуманитарные системы; выявлены закономерности, обеспечивающие их взаимодействие и развитие. Определены условия для профессионального саморазвития студентов-архитекторов при изучении рисунка, этот опыт экстраполирован в систему деятельности будущего специалиста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций по развитию систем обучению рисунку студентов в архитектурных и художественных вузах, и других художественных вузов; они послужит основой для моделирования систем обучения рисунку в архитектурном вузе; разработаны научно-методические рекомендации для педагогов вуза, разработаны научно-обоснованные подходы к разработке системы заданий для обучения рисунку. Материалы исследования могут быть использованы при проведени лекционных и практических занятий по рисунку.
Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается глубиной теоретико-методологических оснований; адекватностью методов исследования, опорой на репрезентативность полученных данных из опыта работы автора в качестве преподавателя, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах, методических пособиях и рекомендациях, опубликованных в Москве, Минске, Иркутске, Краснодаре, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Владивостоке. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных, региональных, городских научно-практических конференциях. Результаты исследования неоднократно докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры изобразительного искусства Хабаровского государственного технического университета и кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета. Автор принимает участие в работе постоянно действующего семинара по проблемам развития систем образования; осуществляет помощь инициативной группе учителей школ и эстетических центров города Хабаровска по линии муниципального научно-информационного методического центра.
По теме исследования опубликованы 39 работ.
На защиту выносится:
Теоретическое обоснование взаимодействия систем при обучении рисунку в техническом вузе.
Модель системы обучения рисунку студентов-архитекторов.
Репродуктивные и продуктивные формы и методы учебной работы на занятиях по рисунку.
Системы учебно-творческих заданий на архитектурных факультетах технических вузов.
Технологии обучения рисунку.
6. Критерии творческого развития личности при обучении рисунку.
Структура диссертации. Поставленные цели и задачи исследования, выдвинутая гипотеза и проведенный эксперимент на основе системного подхода к теории и практике обучения рисунку обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
История становления и развития системы художественного образования
Рассматривая развитие профессионального образования в России многие исследователи отмечают, что аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно-позитивное, непроходящее значение. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассмотрения обучения рисунку в рамках гуманистической парадигмы образования.
Наиболее актуальная задача, стоящая перед современной высшей школой, - соединение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной и духовной личности будущего специалиста. Сегодня меняется социальная, финансовая, внутренняя, внешняя политика, следовательно, изменился и социальный заказ общества, который выполняют школа и ВУЗы. Вводятся многие новые предметы, но это экстенсивный путь овладения знаниями, чтобы выйти на интенсивное обучение необходимо формировать способы деятельности. От того, как правильно будущие специалисты будут мыслить, а значит, и действовать, таким и будет то общество, в котором им предстоит жить.
Академический рисунок как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, вместе с тем передает им основы художественной и эстетической культуры. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Художественно - эстетическая культура оказывает воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, формирует эстетические вкусы, содействует формированию гражданской позиции и ответственности.
Как любая система, обучение академическому рисунку возникла в древности из необходимости передачи опыта выполнения изображений, как способа передачи информации. Эта система живет и продолжает развиваться в наши дни. В; различные периоды существования человечества развитие системы обучения рисунку решалось по разному. В ходе развития и совершенствования системы обучения академическому рисунку совершенствовались формы и средства обучения рисунку. Так использовалось рисование с различных точек зрения, разрабатывалась строгая последовательность в ведении изображения, составляли специальные постановки и т.д. Совершенствовались теории теней, воздушной и линейной перспективы. Для того чтобы верно отобразить свое восприятие мира, рисовали по памяти, по представлению и по воображению.
Становление человека, как личности происходит при активном познании им окружающего мира. Большое место в формировании человека принадлежит школе, которая призвана передать новому поколению ценности предшествующих поколений в виде опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношений (И.Я. Лернер) [ПО]. Все это способствует развитию интеллекта и духовности человека.
Искусство развивает человека, позволяет познать мир в единстве мыслей и чувств. Оно дает возможность осознать явления бытия в их взаимосвязях, единстве и противоположности мира. Искусство позволяет человеку воспринимать мир в гармонии, осознать идеалы красоты и духовности. Понимание произведений искусства обогащает духовный мир человека через восприятие идеалов красоты, гармонии и нравственного отношения к окружающему миру, переданному нам другими поколениями, через произведения искусства. Памятники искусства достигают цели не только тем, что очаровывают зрение, а тем, что проникают в душу, производят глубокое впечатление, подобное действитель 19 ности.
Мировая художественная школа имеет большой опыт в области художественного образования и воспитания. Этот опыт изучается и обобщается новыми поколениями. Без знания опыта изображения объемных тел на плоскости накопленного людьми невозможно выстроить стройную систему его передачи молодежи. Как показывает история отечественной школы, нахождение решений важнейших проблем в обучении - это длительный путь теоретических исследований, практических поисков и находок. На современном этапе развития происходит научное осмысление закономерностей обучения и моделирование их на научной основе.
Приняв за исходное положение тезис, что содержание образования — это педагогическая модель социальной культуры [ПО] и опираясь на концепцию культуры как саморазвивающейся системы, предложенной профессором М.С. Каганом [139, 465], можно рассматривать информационное содержание по академическому рисунку, обучение и воспитания как взаимодействующие гуманитарные системы (см. прил. 4).
Попытаемся проследить как с развитием и совершенствованием системы обучения рисунку все боле глубоко наполняется смыслом гуманистические основы развития личности при изучении рисунка (см. прил. 8).
Из истории известно, что познать способы изображения окружающего мира на плоскости человечество стремилось всегда. Если вспомнить наскальные изображения, то это не что иное, как воспроизведение древним человеком картины окружающего мира и отношения человека к нему.
Умения изображать окружающий мир человек приобрел путем наблюдения. Обучение в это время не проводилось. При возникновении ремесла передача искусства изображения на плоскости шло индивидуально от мастера к ученику. И только с образованием государств и возникновением школ можно говорить об обучении искусству. Первые изображения были плоскими. Постепенно мастера прошлого овладевали искусством изображения объема. Накапливаемый опыт постепенно обогащался и обобщался. С началом становления цивилизаций и созданием школ, всегда ставился вопрос обучения искусствам. И во все времена научные разработки в области изобразительной грамоты, способы передачи объема на плоскости учитывались в обучении подрастающего поколения.
Так в древнеегипетских школах учили зарисовкам помещений, объектов, а сама иероглифическая письменность требовала изображения предметов. Обучение рисунку в этих школах носило систематический характер и было основано на утвержденных правилах-законах, копировании образцов.
Уже в этих школах давались знания о пропорциях человеческого тела, при изучении прослеживалась четкая связь с геометрией, а сам рисунок носил схематический характер. В способах деятельности при обучении преобладало копирование, методы воспитания сводились к принуждению. Обучение изобразительной грамоте велось в школах и отличалось систематичностью.
Гуманистические тенденции в рисунке прослеживаются в изучении человеческой фигуры и применении изобразительных средств рисунка для выражения отношения к изображаемому.
Впервые как общеобразовательный предмет обучение изобразительной грамоте отмечается в древней Греции. Обучение в школах строилось на научной основе: выделялось понятие симметрии, соотношение частей и целого при изображении. Изобразительная грамота основывалась на знании математики, геометрии. Основной целью изучения изобразительного искусства ставилось — познание окружающей действительности для осознания основ гармонии мира. Задачи обучения рисунку определялись как познание законов строения предметов окружающего мира.
Определение целей экспериментального исследования системы обучения рисунку студентов - архитекторов
Увеличивающиеся требования к качеству специалистов выпускаемых техническими вузами заставляет преподавателей искать пути совершенствования обучения,.передачи знаний об окружающем мире и отношении к нему. Один из таких путей — это системный подход к управлению обучением, при котором основополагающее значение имеет правильное осуществление целевого прогнозирования, как системобразующего фактора, исходя из которого, моделируется система обучения.
Определив, что в гуманитарных системах структурой является цель, обратившись к теории систем и управления, рассмотрим категорию цели и теорию целеполагания. После этого возможно соотнесение рассмотренной теории с системами обучения и воспитания при изучении рисунка.
До сих пор в практике работы вузовских преподавателей бытует мнение о том, что целью обучения в вузе является изучение предметов, «передача» знаний по предмету. Однако анализ современных психолого-педагогических исследований свидетельствует, что в системе обучения не «передаются знания», а происходит сложнейший процесс моделирования интеллектуального, духовного и профессионального потенциала студентов для того, чтобы они стали субъектами своего саморазвития. Примитивное понимание обучения как акта «передачи» знаний привело к опасным результатам в развитии личности (де-билизация поколения, духовное обнищание нации и т. п.), что, конечно же, вызывает беспокойство и требует как осмысления этого явления, так и принятия мер для осмысления систем образования.
Новая образовательная парадигма предполагает моделирование социокультурного пространства, где происходит саморазвитие гражданина как субъ 144 екта интеллектуального и духовного саморазвития, как носителя идей и норм созидательного преобразования действительности. Приматом новой образовательной парадигмы является свобода выбора, которой владеет (или не владеет) человек. Свобода выбора основана на предпочтении нравственных регуляторов поведения, а духовное пространство в человеческом обществе является смысловым миром людей, духовной средой обитания, законы которой познаются и соблюдаются гражданами всех стран, ибо от них зависит развитие или гибель человеческой цивилизации на Земле. Система образования призвана развивать созидательные силы духовного потенциала общества. Вот почему учреждениям образования нужны профессионалы, способные преумножить духовный потенциал общества и передать его следующим поколениям, а не работники для «передачи» знаний обучающимся.
Решение обозначенной проблемы мы видим в восприятии образования как сложной гуманитарной системы, в которой имеет место взаимодействие систем обучения и воспитания. Моделирование таких систем, находящихся в межсистемном взаимодействии, является педагогической проблемой вузовского образования, которая ждет своего решения.
В первой главе данной работы были названы системообразующие характеристики систем: состав, структура и функционирование. Нами обозначен состав системы обучения. Он включает следующие локальные гуманитарные целостности: преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, предметная область учебной дисциплины. Нет особого труда, предположить, что отмеченный состав системы обучения приводит к необходимости решения проблем их взаимодействия, предполагающего грамотность управления и самоуправления для обеспечения синхронности (гармоничности) их динамических состояний в образовательном пространстве, ибо иначе невозможно избежать разрушения гуманитарных систем, что в педагогике не то, что нежелательно, а недопустимо. Отсюда можно сделать вывод об имеющей место не менее важной проблеме в вузовской системе обучения - управления гармоническим взаимодействием моделируемых гуманитарных целостностей в данном времени и пространст 145 ве. Исследования позволяют констатировать, что синхронность взаимодействия систем может быть достигнута за счет единства целей, к рассмотрению которых мы и перейдем.
Современные мировоззренческие направления оказывают влияние на фи-лософско-методологическое обоснование сущности перехода содержательных единиц образования от ЗУНов (как целей) в традиционной педагогике к примату личностно-ценностных и общественно значимых структур (целей) учебно-воспитательного процесса в систему воззрения личности. Необходимость в педагогических вопросах вскрывать философский смысл обозначил СИ. Гессен. Мы обратились к его работам в аспекте целей образования. Ученый, педагог, методолог философии и образования в своей книге «Основы педагогики» [75] отмечает, что « каждый частный вопрос педагогики возводится в последних своих основах к чисто философской проблеме, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение глубинных философских противоположностей» [75:5].
Целью образования, по его мнению, является не только приобщение обучаемого к культуре, в том числе к научным достижениям человечества, но и одновременное формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. «Своеобразие личности, прежде всего, - в духовности». СИ. Гессен, опираясь на передовую русскую традицию, призывал к проникновению в педагогику, высшее образование духовных общечеловеческих ценностей [75:16-18].
Тесты как документация для анализа результатов обучения рисунку
Как определено выше, цели стратегического уровня требуют определения их на оперативном уровне и доведения их до рабочей применимости. Оперативные цели обучения рассматриваются как образовательные (1, 2, 3 уровни усвоения + 12 качеств знаний), воспитательные (принципы морали), развивающие (память, мышление, творческое мышление, чувства), где уровни усвоения - сохраняемые модели содержания образования.
Реализация этих целей при наличии адекватных технологий гарантирует превращение содержания образования в достояние личности в системе обучения (как организованном комплексе средств достижения общей цели).
Управление обучением, рассматриваемое с позиций теории социального управления, предполагает взаимодействие системы управления, как системы более высокой степени обобщенности, с системой обучения (подсистемы учения и преподавания) на основе технологии управления, которая предполагает: определение цели, разработку оперативного «дерева цели», моделирование, организацию деятельности на основе технологии и анализ результата по степени реализации целей (Ц - «Дц» - М - Одт/л - Ар).
Организация синхронного взаимодействия систем обучения, воспитания и управления предполагает, как было определено выше (см. п. 1.1 и прил. 3), единство целевого и технологического взаимодействия систем, а эффективность этого взаимодействия определяется «разностью» между целями, поставленными на входе в систему обучения и целями, достигнутыми на выходе из системы
При такой зависимости необходимо:
1) определить механизм постановки целей на входе в систему обучения (технология целеполагания);
2) определить механизм отслеживания целей на выходе из системы (технология отслеживания результата).
Эффективность функционирования системы обучения будет зависеть от обоснования выбора и чистоты применения технологий, которая достигается за счет применения специальной документации и позволяет применить теоретические положения в практике обучения в вузе.
Поэтому все этапы работы системы обучения (вход - процесс - выход.) необходимо теоретически обосновать по составу и структуре, а механизм функционирования определить в виде технологической документации.
Нами определены и рассмотрены технологические документации определения целей на входе в систему обучения (см. п. 2.1., способы разработки оперативного «дерева» воспитательных и образовательных целей), разработки модели обучения рисунку (см. п. 2.2., способы построения модели обучения), технологические документации, определяющие процессуальную сторону обучения рисунку (см. 2.3).
В традиционной системе обучения рисунку в вузах анализ результата усвоения информации по рисунку осуществляется с помощью зачетов, экзаменов. Чаще всего зачеты проводятся в виде просмотров (итоговых).
В системе обучения в последнее время в качестве технологической документации, отслеживающей цели как результат усвоения любого предмета (в частности рисунка) на выходе из системы обучения, могут быть использованы тесты. Обратимся к его определению.
ТЕСТ (англ. test - испытание) - задание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о психолого-физиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Тест - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому непосредственному наблюдению.
В настоящее время тесты как технологическая документация для анализа результата и качества обучения стала широко и повсеместно применяться в России как в системе среднего, и в последние годы все чаще в системе высшего образования.
В настоящее время тесты имеют доминирующее, влияние при оценке знаний учащихся различных типов школ. Наше образование целенаправленно идет к повсеместному тестированию в средней школе на основе введения единого государственного экзамена и не только по таким предметам как физика, химия, русский язык и т.п. но и в последнее время стали говорить о тестировании при поступлении в высшие учебные заведения и по специальным дисциплинам, по рисунку в частности. Кафедры рисунка многих вузов уже столкнулись с необходимостью разработки тестовых заданий по рисунку при аттестации вузов.
Определим свою точку зрения на данную проблему.
Конечной целью тестирования является улучшение обучения. То есть, когда мы составляем учебные тесты, то должны помнить, на что они рассчитаны, прямо или косвенно. Хорошо составленный учебный тест призван повысить количество и качество обучения.
Имея тесты, преподавателю легче узнавать результаты усвоения студентами, и на основе этого осуществлять коррекцию обучения. Исходя из определения, можно выделить следующие направления разработки тестов в образовании:
- тесты проверяющие усвоение знаний (состав понятия см. прил. 13);
- тесты проверяющие сформированность умений:
? воспроизведение информации;
? умение применить усвоенную информацию в сходной ситуации;
? умение применить знания в нестандартной ситуации;
- тесты по проверки сформированности навыков (степень автоматизации умения).
Тесты, выявляющие степень автоматизации умений, могут быть составлены и реализованы. Но чаще всего тесты в образовании применяются для проверки усвоения информации и сформированности умений.
Для отслеживания целей на выходе из системы обучения нами рассматриваются дидактические тесты для определения умений в соответствии с целя 221 ми, поставленными на входе по уровням усвоения.
Разработка тестов для отслеживания и оценивания обучения рисунку требует установления того, что необходимо отслеживать, т. е. определение эталона, с которым необходимо сравнивать результат тестирования. Таким эталоном для определения целей на выходе из системы обучения рисунку являются стандарты знаний при обучении в вузе.
Стандартизация образования осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования для аналогичных образовательных учреждений.
Разработка стандарта в нашей стране осуществляется в соответствии с общими требованиями к содержанию образования, изложенными в статье 14 Закона «Об образовании» (1992 г.) [2].