Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития графической культуры в вузе
1.1 . Анализ феномена культуры в философских воззрениях 13
1.2. Системный подход к образованию как методологическая основа развития графической культуры при обучении в вузе 31
1.3. Психолого-педагогические основы развития графической культуры студентов в техническом вузе 50
1.4. Индивидуально-возрастные и психологические особенности развития графической культуры студентов при обучении в вузе 69
Глава 2. Условия эффективного развития графической культуры при подготовке специалистов в технических вузах
2.1. Определение целей развития графической культуры студентов при обучении в вузе 85
2.2. Модель системы обучения инженерной графике направленная на развитие графической культуры при обучении в техническом вузе 101
2.3. Технологии реализации модели обучения. Анализ результатов экспериментального обучения 116
2.4. Организационно-педагогические условия развития графической культуры как профессионально-значимой при подготовке специалистов в технических вузах 128
Заключение 140
Библиография 144
Приложения
- Анализ феномена культуры в философских воззрениях
- Системный подход к образованию как методологическая основа развития графической культуры при обучении в вузе
- Определение целей развития графической культуры студентов при обучении в вузе
Введение к работе
Актуальность исследования. В мировой практике образования ив системе подготовки специалистов в высшей школе изучение черчения издавна входит в содержание образования как его неотъемлемая часть.
Современные Государственные образовательные стандарты Российского высшего профессионального образования строго фиксируют нормы учебных часов, отводимых на обязательное изучение студентами начертательной геометрии и инженерной графики. Очевидно, что государство стремится жестко регламентировать в компетенции самих вузов определение количества времени на изучение инженерной графики, полагая, что распределение учебных часов на изучение различных дисциплин будет не в пользу последней. Хотя всегда и всеми вузовскими преподавателями и студентами осознается значимость знания инженерной графики для овладения той или иной инженерной профессией, для развития графической культуры будущих специалистов-инженеров.
Тем не менее, происходящие в мире интеграционные процессы, расширение использования программ компьютерной графики, развитие межнационального технического общения настоятельно требуют знания и умения использования языка техники. В настоящее время, в этом плане, происходит переломный момент, когда решается вопрос, какова доля использования машинной и ручной графики в обучении студентов технических вузов.
Как показывают опросы студентов технических специальностей, все из них осознают личную и профессиональную значимость изучения, как начертательной геометрии, так и инженерной графики. Значительная часть студентов считает знание инженерной графики необязательным для того, чтобы стать хорошим специалистом. Однако темпы глобализации, взаимопроникновения, интеграции межнационального характера таковы, что можно с уверенностью прогнозировать скорое наступление такого времени,
4 когда специалист с высшим образованием просто может оказаться несостоятельным без умения получать и обрабатывать графическую информацию.
Язык графики является одним из выражений технической культуры, и расширяет сферу коммуникативных возможностей личности, владеющей этим языком. С помощью графического языка можно расширить коммуникативное пространство личности, используя содержательную составляющую графического характера. Гуманизация современного высшего образования предполагает развитие общечеловеческих, общекультурных, нравственных, этических и эстетических качеств выпускников, формирование духовно богатой личности. Кроме того, сам процесс изучения графических дисциплин может способствовать значительному расширению профессиональной культуры будущих специалистов. Таким образом, тенденция углубления содержания обучения графическому языку за счет профессионально направленного обучения графике и использования ее основ при обучении другим инженерным дисциплинам определяет особую актуальность проблемы эффективного использования культурно-образовательного потенциала изучения графики в технических вузах.
Проблема заключается в том, чтобы культурно-образовательный потенциал графического языка в системе подготовки специалистов инженерных специальностей, как часть высшего образования в большей мере стала личностно и профессионально значимой для субъектов образовательного процесса. Решение этой проблемы в научно-педагогическом аспекте и является целью исследования на тему «Развитие графической культуры у студентов в системе обучения технического вуза».
В предлагаемом исследовании мы исходим из следующей гипотезы: культурно-образовательный потенциал изучения графических дисциплин студентами технического вуза приобретает для обучающихся субъективную, личностную и профессиональную значимость, если содержание и процесс обучения сопряжены с содержанием и процессом будущей
5 профессиональной деятельности, способствуют развитию общей и профессиональной культуры личности. Реализация культурно-образовательного потенциала графических дисциплин напрямую зависит от того, как участники системы обучения учитывают мотивационную сферу изучения графических дисциплин студентом. Более того, как графические источники информации об объектах современной техники, привлекаемые в процессе изучения графики модели и детали, работают на увеличение объема профессиональных знаний и умений. Педагогическая модель системы обучения и организационно-педагогические условия должны вести к расширению сферы применения усвоенных профессиональных знаний и умений, для чего используются возможности применения различных средств обучения. Развитие культурно-образовательного потенциала графических дисциплин в техническом вузе зависит от развития умений студентов на репродуктивном и творческом уровне, от умения рефлексировать собственную деятельностью по овладению графической информацией.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность и содержание понятия «культурно-
образовательный потенциал» в широком смысле слова и в отношении к
графическим дисциплинам как учебным предметам;
2) обосновать цели обучения, при достижении которых изучение
графических дисциплин воспринимается студентами профессионально и
личностно значимым;
выявить особенности технологии реализации графических знаний для студентов технических вузов;
разработать модель системы обучения графическим дисциплинам и определить условия ее эффективного применения в подготовке специалистов с высшим техническим образованием.
Объект исследования - система графической подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях.
Предмет исследования - теоретико-методологические и общепедагогические аспекты реализации культурно-образовательного потенциала графических дисциплин и условия, влияющие на процесс его эффективного использования в подготовке специалистов - инженеров в вузах.
Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические теории развития личности; психологические основы взаимосвязи личности и профессии; педагогические теории профессионального образования.
В философских воззрениях отечественных и зарубежных авторов достаточно широко представлена проблематика философии культуры. Для нашего исследования представляются важными подходы к пониманию феномена культуры: ценностный (А.А.Арнольдов, И.А.Громов, Ю.И.Ефимов, Г.Г.Карпов, В.А.Малахов, В.П.Тугаринов и другие), личностный (Б.Г.Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Л.Н. Коган, В.Ж. Келле, Л.К. Круглова, В.М. Межуев и другие), системный (Э.А. Баллер, А.В. Болдырев, Н.С.Злобин, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Коршунова, Э.С. Маркарян, B.C. Семенов). Проблемы профессиональной культуры инженера, интересующие нас в рамках предлагаемой работы, рассмотрены в отечественных исследованиях (А.А.Арнольдов, И.А.Громов, Ю.И.Ефимов, Г.Г.Карпов, В.А.Малахов, В.П.Тугаринов и другие). Концептуальные положения теории и практики педагогической культуры, также, представлены в работах последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В.Иванова, А.И. Лобач и другие).
Общие вопросы активизации творческой деятельности человека изучены в исследованиях российских психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и других. Педагогические аспекты этой проблемы полнее всего разработаны в трудах по педагогике средней школы Ю.К.Бабанским, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Л.В. Занковым,
7
В.В.Краевским, И.Я. Лернером, Н.А. Менчинской, М.Н. Скаткиным и
другими. Совершенствованию учебно-воспитательного процесса в высшей
школе посвящены результаты исследований, полученные СИ.
Архангельским, СИ. Зиновьевым, Т.А. Ильиной, П.В. Кузьминой, А.И.
Матюшкиным, Н.Д. Никандровым, З.А. Решетовой, Н.Г. Салминой,
Н.Ф.Талызиной и другими. Попытки теоретического осмысления сущности и
возможностей форм и методов обучения нашли отражение в публикациях
зарубежных исследователей, таких как: И. Асса, Ж. Брюнетьер, К. Гринблат,
Р.Г. Грэм, К.Ф. Грей, Р.Д. Дьюк, Г. Дюпюи, Р. Прюдом и других. ->*<
Однако, в отечественной педагогике еще не разработаны общие психолого-педагогические основы проектирования и моделирования целостного процесса обучения графическим дисциплинам, как педагогической системе, обеспечивающей реализацию культурно-образовательного потенциала изучения графических дисциплин в техническом вузе.
Существенное значение для изучения исследуемой проблемы имеют общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, З.А.Решетова, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина и другие), исследования в области проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Р.А. Назимов, В. Оконь и другие), социально-психологическая теория коллектива и личности (А.В. Петровский) и другие. Тем не менее, многочисленные исследования, выполненные в рамках этих подходов, не затрагивают сферу культурно-образовательного потенциала изучения графических дисциплин в техническом вузе.
Между тем, известно достаточное количество отечественных работ по проблемам диагностики и развития познавательных и профессиональных мотивов в учебной деятельности (А.А. Алхазашвили, А.В. Брушлинский, Е.Е. Васюкова, А.А. Вербицкий, М.И. Воловикова, А.К. Дусавицкий, В.Н. Кругликов, Н.В.Кузьмина, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, В.Д. Шадриков, Г.И.
8 Щукина и другие). Познавательные и профессиональные мотивы представлены в общей системе мотивов учения, признается их ведущее значение в учебной деятельности студентов, разработаны некоторые пути изучения и критерии оценки уровня развития этих мотивов, показано, что уровень их развития у студентов, чаще всего, недостаточен для эффективного учения и овладения будущей профессиональной деятельностью. Описаны различные подходы (способы и приемы) к формированию познавательных и профессиональных мотивов в обучении, однако, они представляют собой набор тех .или иных формирующих действий, не нашедших пока системного применения в изучении графических дисциплин.
В этой связи особое значение имеют труды, исследующие формирование графической культуры при обучении в вузе (в основном, это -педагогические вузы) таких исследователей как: А.Д. Ботвинников, В.А. Гервер, СИ. Дембинский, Д. Ф. Каревой, Ю.Ф. Катхановой, Л.А.Найниш, А.Ю Шабанова, Л.С. Шебеко и др.
Л.С. Шебеко, расширяя понятие собственно графической компетенции будущего инженера, предлагает рассматривать ее как некую целостность социокультурного технического образования. Он отмечает, что сложившаяся в настоящее время практика графической подготовки характеризуется несогласованным распределением элементов начертательной геометрии и технической графике, в том числе, - машинной. Система заданий, обеспечивающая практические курсы, направлена в основном на закрепление теоретических положений и мало ориентирована на развитие творческих умений. Односторонний подход к графической подготовке как средству коммуникации, привел к сокращению часов графической подготовки в технических вузах.
Ю.Ф. Катханова отмечает, что обучение графическому общению в контексте диалога культур, соединение обучения межкультурному общению с развитием сознания студентов, опора на междисциплинарные графические
9 знания, опора на интеллектуальный потенциал студентов влияет на творческое развитие студентов.
Анализ литературы по проблемам использования в учебном процессе новейших обучающих технологий и технических средств обучения (Д.Ф.Карева, В.А.Сластенин, И.Я. Лернер, В.П.Беспалько и другие) позволяет выделить возможности построения алгоритмов обучения на основе системы методов, средств.
Для решения задач исследования использованы следующие методы:
1) изучение и анализ, литературных источников, печатных рабо^.'по
проблемам культуры, образования, развития личности, профессиональной
подготовки студентов технических вузов;
изучение программ технических вузов в плане их направленности на предмет творческого и пространственного развития студентов, технического профилей;
социологические - интервью, беседы, анкетирование студентов и преподавателей иностранных языков, специалистов разных профилей;
экспериментальные - моделирование педагогической системы как средства использования культурно-образовательного потенциала графической информации в вузах и их апробация;
статистические - сбор данных о респондентах репрезентативной выборки, их статистическая обработка и представление в табличной и графической формах.
Базой исследования является факультет строительства железных дорог Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Хабаровского Технического университета, Комсомольского-на-Амуре педагогического университета.
Основные этапы исследования:
Первый: 2000-2001гг. Выявление особенностей в отношениях к изучению графических дисциплин студентами различных специальностей в технических вузах. Обоснование и формулировка темы исследования.
Второй: 2002-2003 гг. Разработка проспекта и программы исследования. Составление библиографии по теме исследования. Изучение и анализ литературы по проблемам развития личности, культуры, взаимосвязи личности и профессии, профессионального образования. Проведение первых локальных социологических опросов студентов базового вуза, начало формирующего эксперимента.
Третий: 2003-2004 гг. Завершение констатирующего и проведение формирующего эксперимента по апробации модели педагогической системы, направленной на эффективное использование, культурно-образовательного потенциала графических дисциплин в подготовке специалистов в технических вузах. Обработка и анализ полученных данных. Проведение опроса студентов в вузах. Оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
На основе теоретического обобщения существующих подходов к толкованию понятий «культура», «профессиональная культура», «педагогическая культура» уточнено понятие «культурно-образовательный потенциал графических дисциплин».
Определен спектр отношений к изучению технической графики студентов различных специальностей в технических вузах .
3. Обоснованы подходы к моделированию педагогической системы для
реализации культурно-образовательного потенциала технической графики в
высшей технической школе.
4. Выделены этапы освоения студентом основ культурно-
образовательного потенциала графических дисциплин.
5. Обоснованы и проверены организационно-педагогические условия
повышения личной и профессиональной значимости изучения графических
дисциплин в вузах.
На защиту выносятся:
1) концептуальная модель педагогической системы для реализации культурно-образовательного потенциала графических дисциплин,
предусматривающая ее зависимость от взаимосвязей систем при изучении технической графики, и системного подхода к обучению графическим дисциплинам, при наличии образовательного, мировоззренческого и профессионального структурных компонентов;
общепедагогическое обоснование процесса освоения студентами культурно-образовательного потенциала графических дисциплин, включающего этапы осознания себя в конкретных педагогических условиях реализации технического вуза, использования и преобразования последних;
организационно-пе^гогические условия повышения личной 'л профессиональной значимости изучения графических дисциплин, определяющиеся закономерностями взаимодействия и развития систем робразования технического вуза;
4) положение о том, что ситуация рассогласования новых культурно-
образовательных и профессиональных потребностей студентов и
возможностей педагогических систем ДВГУПС свидетельствует о динамике
взаимодействия систем и обеспечивает непрерывность деятельности
преподавателя и студентов по повышению личной и профессиональной
значимости изучения графических дисциплин.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании общепедагогических подходов к моделированию педагогических систем для-реализации культурно-образовательного потенциала графических дисциплин, в выявлении спектра отношений студентов технических вузов к изучению графических дисциплин, в выявлении условий совершенствования педагогического процесса в рамках системного подхода к обучению графическим дисциплинам, в возможности применять разработанную педагогическую систему организации системы обучения графическим дисциплинам в различных вузах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры начертательной геометрии и технической графики ДВГУПС, на
12 методологических и аспирантских семинарах в ходе исследовательской работы, а также докладывались и были опубликованы в материалах научно-практических конференций: V межрегиональной научно-методичес кой конференции (Хабаровск, ДВАГС,2003г.); 43-й Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, ДВГУПС, 2003 г.); IX международной конференции: Современные технологии обучения «СТО-2003» СПб:СПбГЭТУ«ЛЭТИ» (Санкт-Петербург, 2003г.), Межвузовской конференции: Проблемы высшего образования (Хабаровск ХГТУ, 2003г.) и других.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедрой начертательной геометрии и инженерной графики ДВГУПС и частично внедрены кафедрами графики Сах ГУ, ХГПУ.
Публикации. Основные положения и результаты исследования изложены в четырех публикациях автора.
Структура диссертации определена предметом и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Анализ феномена культуры в философских воззрениях
Совершенствование подготовки квалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования требует улучшения качества их обучения, становления и развития духовной культуры личности, что в значительной мере обеспечивает профессиональную подготовку и последующую профессиональную деятельность в условиях быстро меняющегося общества. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь студенту состояться как личности и как профессионалу.
Произошедшие в последние годы в российском социуме коренные изменения остро поставили вопрос о приоритетах профессионального образования. Особую актуальность обрела проблема создания в нашей стране целостной системы непрерывного образования, основанной на гуманистических и демократических принципах. Системы, которая содержала бы условия для развития графической культуры и воспитания каждой личности. Становление подобной системы зависит от развития системы образования в целом. Необходимо предпринять серьезные созидающие усилия, как на уровне российского социума, так и на уровне системы образования. В свете решения данной проблемы особо велика ответственность педагогической науки. Именно на ней лежит задача разработки теоретических основ развития системы образования, обеспечивающей становления специалистов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры.
Термин «профессиональная культура», а тем более «профессиональная графическая культура» на сегодняшний день еще не получил общепринятого определения, закрепленного в научном сообществе. Это обстоятельство вынуждает нас привести в предлагаемом исследовании собственное толкование указанного термина. Содержание термина определяется путем конкретизации общего понятия культуры, учитывающего определенную деятельность человека в той или иной сфере.
В современной науке существует великое множество определений культуры. Недостатка в них нет ни в отечественной, ни в зарубежном гуманитарном знании. Каждые, из этих определений, охватывает отдельные, иногда весьма существенные стороны культуры, выпуская из виду другие, не менее существенные. Дело здесь не столько в недостаточной глубине иссле-дованности феномена культуры, проникновения в его сущность и природу, сколько в чрезвычайной сложности и многогранности самого этого явления.
В последнее время можно наблюдать резкое усиление интереса к культуре, как фактору, определяющему развитие общества. Не случайно то обстоятельство, что философия культуры, как самостоятельная научная дисциплина сложилась именно в последние годы.
Философское осмысление культуры присутствует в системе мировых знаний с самого начала существования философии, как способа размышления о мире. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила развитие в философии киников. Известный представитель киниче-ской школы Диоген Синопский определял идеал жизни, как простой и бедной, близкой к природе и свободной от «лишних» потребностей, условностей, налагаемых на человека культурой. Противоположность культуры и природы подчеркивалась, также, эпикурейцами и стоиками.
В христианском миропонимании культурное развитие человека полагает преодоление человеком греховного начала путем молитвы, аскезы и ведения праведной жизни.
Философское понимание культуры в философии Ренессанса связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями.
В эпоху Просвещения Ж.-Ж. Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и изнеживают человека, как в моральном, так и физическом плане. Идеи Руссо послужили можно рассматривать как ступень к пониманию концепций И. Канта. Великий немецкий философ считал, что истинная ценность культуры заключается не в тех благах, которые человек получает от природы, а в его собственном поведении и в том, во что человек превращается в результате этого поведения. Цель культуры предполагается в осуществлении свободы, означающей моральное господство над самим собой [63].
Немецкий романтик Ф. Шлегель предлагал трактовать культуру как единый процесс общечеловеческого развития, в котором каждая национальная культура занимает .достойное место [63].
В XIX в. ряд мыслителей, в том числе А. Шопенгауэр, известный теоретик иррационализма, решительно отвергают всеобщую западноевропейскую веру в прогрессивность «человека разумного» и «человека деятельного». Генезис культуры усматривается ими в том, что человек, будучи совершенно незащищенным по сравнению с окружающим миром, не может приспособиться к его реалиям.
Представители «философии жизни» поставили также вопрос о том, что рациональное постижение культуры невозможно, и, соответственно, феномены культуры постигаются путем сопереживания, «вчувствования» [63].
XX век принес множество новых истолкований самого понятия. Осмысление культуры продолжалось и в русле идей других представителей философии жизни. Так, А Бергсон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися культом индивидуальной свободы и ориентацией на диалогический тип общения.
В конце Х1Х-начале XX в. философия культуры обращается к осмыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой культуры. Представители неокантианской философии относили к наукам о культуре сферу исторического знания, внутри которого обнаруживалось индивидуальное, специфическое для человека значение феноменов действительности. Науки о природе - это, с их точки зрения: естествознание, социология, которые выявляют в познании общезначимое, сходное.
На основе указанных оснований исследователи стали проводить различие между культурой, как органической целостностью и цивилизацией, как формой механического и утилитарного отношения к миру. [63].
Системный подход к образованию как методологическая основа развития графической культуры при обучении в вузе
Необходимость возрождения и развития интеллектуального потенциала как части культуры является одной из неотложных задач, требующих усилий всего общества. При этом следует учитывать тот факт, что современная цивилизация, базирующаяся на социальном благе, невозможна без опоры на нравственно ориентированный интеллект.
При этом, речь идет графической культуре, существующей на разных уровнях: знаниях об опыте графической деятельности и усвоении способов графической деятельности в инженерной области на репродуктивном, творческом и эмоционально - ценностном уровнях. Поэтому, преподаватель в вузе должен быть личностью, владеющей графической культурой, умеющей решать постоянно возникающие проблемные ситуации и вместе с тем высоконравственной личностью, так как личный пример преподавателя - один из путей формирования и определения нравственных ценностей студентов.
Однако, как показывает практика, корпус преподавателей привык к эмпирическому мышлению и не склонен вникать в теоретическую основу системы с целью ее перевода на язык практики; он не умеет создавать дидактические материалы, адекватные той или иной теории. В этом, в большей степени, прослеживается вина самой высшей школы, которая, вооружая преподавателей теоретическими знаниями в области педагогики и методики, не давала, до недавнего времени, механизма их применения в практике работы.
Теоретическое обоснование идей и практической деятельности развития студентов при обучении инженерной графике должно стать прочно усвоенным содержанием педагогического профессионализма преподавателя, его менталитетом, парадигмой педагогического мышления. Обновление высшего инженерного образования предполагает приведение содержания образования в соответствие с социальным заказом общества в данное время.
Социальный заказ общества предполагает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье [55].
Современная высшая техническая школа призвана удовлетворить потребности общества в грамотных специалистах. Она находится сейчас в постоянном поиске и обновлении всех сторон своей деятельности и основой для этого совершенствования является возможность гарантии развивающего и воспитывающего обучения, реализация которого возможна только при осмыслении педагогических явлений обучения, как взаимодействия систем различного уровня сложности.
Объект педагогики — гуманитарные системы (схоластико-детерминистические системы, по типу - синергетических). Их специфика: нелинейный характер развития, вероятностный характер результата. Развитие признается исходным и постоянным свойством системы и описывается в терминах синергетики: поле путей развития, самоорганизация, саморазвитие, самодостраивание.
Определение целей развития графической культуры студентов при обучении в вузе
Научные исследования в области определения целей образования дают разнообразие выводов, суждений, подходов к рассмотрению данного вопроса. Однако, до сих пор, среди ученых, занимающихся педагогическими ис следованиями нет единства требований к разработке целей, что объясняется сложностью данной проблемы. Рассмотрим некоторые из определений кате ...лгории «цель». . -..,
Цель - (goal, end, purpose):
1) образ желаемого будущего (субъективная цель);
2) будущее реальное состояние (объективная цель);
3) обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижения которого направлены действия субъекта, носителя этой цели;
4) некая динамическая целостность, сохраняющаяся в рамках непрерывно меняющихся действий [89].
Рассмотрим, как определяется цель в системе образования вообще и в системе высшего образования, в частности.
Современная государственная политика в области образования предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, что отмечено в Законе Российской Федерации «Об образовании»[55, С. 13].
Цель обучения - передача молодому поколению накопленного социального опыта для дальнейшего воспроизводства и развития общества или той части этого опыта, которая, базируясь на уже усвоенном, особенно важна в определенный момент для развития данной личности.
Мировые тенденции, интерес к которым в России становится все более действенным, ориентируют образование на подготовку человека не только к приспособлению, но и к активному освоению ситуации социальных перемен. При этом образование осмысляется как воспитание человека, способного самостоятельного определять свой способ вхождения в культуру, ориентироваться в человеческом пространстве, становиться творцом самого себя и автором своей жизненной трагедии. Взаимодействие систем образования и управления должно поставить эти цели и организовать взаимодействие этих систем направленное на их реализацию.
Анализ педагогической литературы позволил выделить следующие составляющие целей, современной Российской высшей школы: студентов необходимо готовить к жизни и функционированию в современном социуме; формировать потребность в непрерывном самообразовании, обеспечивающем высокий профессиональный уровень; развитие самостоятельности как профессионально необходимого качества специалиста; развивать способность к творческой профессиональной деятельности; развивать будущего специалиста как носителя социально-нравственных ценностей, моделирующего свою профессиональную деятельность на основе нравственных категорий; необходимо формировать будущего специалиста, способного и готового к постоянному самосовершенствованию.
В данной интерпретации, цели образовательных систем выражены в форме качеств, которые студенты должны приобрести по мере усвоения содержания образования при обучении в вузе. В образовании «цели необходимо ставить с опережением, то есть прогнозировать их в будущее», как отмечает М.М. Поташник [137,С39].
Цели представляющие объективно - социальный заказ общества, для реализации как структуры систем образования надо перевести на педагогический язык содержания образования. Источником содержания образования является богатейший социальный опыт:
- знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;
- умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
- опыт творческой деятельности; - опыт эмоционально - ценностного отношения к миру, к людям, к себе [48].
Индивид, не усвоивший опыт творческой деятельности, не способен к вмешательству в творческое преобразование действительности.
Цели обучения, теоретическое содержание состава содержания образования, набор учебных предметов, материал, изучаемый в каждом предмете, задаются преподавателю обществом извне, в виде законов.
Совершенствование и повышение эффективности взаимодействия систем обучения, воспитания и управления в вузе возможно только при осознании целей этого процесса и их реализации при обучении на каждом занятии, при изучении любых дисциплин как содержащих, так и не содержащих информацию о целях их реализации.
В теории социальных систем и социального управления общая иерархия целей включает такие последовательно расположенные составляющие как: - стратегические цели,
- оперативные (промежуточные),
- тактические (рабочие).
Стратегические цели определяют дальнюю перспективу. Она может быть поставлена на достаточно большой период времени или на всю жизнь. Эти цели существует на уровне «идеала» и поэтому они только называются, но не реализуются при функционировании систем образования. Стратегическая цель носит общественный характер, включает такие составляющие: умственное воспитание, нравственное, гражданское воспитание, трудовое воспитание, эстетическое политехническое. Стратегический уровень целей образования определяется как всестороннее развитие личности и является объективным аспектом образования (И.Я. Лернер, Л.И. Пидкасистый).