Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Перлина Елена Владимировна

Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе
<
Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Перлина Елена Владимировна. Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Перлина Елена Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1337

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические и исторические основы развития хореографической координации в условиях профессионального образования 17

1.1. Сущность и содержание хореографической координации 17

1.2. Историко-педагогический анализ развития хореографической координации в западноевропейских балетных школах 36

1.3. Педагогические особенности развития хореографической координации в отечественной школе балета 66

Глава 2. Методика развития хореографической координации у студентов в процессе освоения экзерсиса классического танца 94

2.1. Современное состояние развития хореографической координации у студентов-хореографов в вузах культуры и искусств 94

2.2. Экспериментальная методика развития хореографической координации у студентов в процессе освоения классического танца 104

2.3.Особенности реализации и эффективность экспериментальной методики развития хореографической координации у студентов в процессе освоения экзерсиса классического танца 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Динамично изменяющиеся потребности общественного развития ставят современную педагогику профессионального образования перед необходимостью углубленного изучения творческого по-тенциала человека, создания образовательной среды, способствующей творческой активности личности. Применительно к процессу вузовской подготовки студента-хореографа эта задача конкретизируется в необходимости развития специальных способностей и формирования особых хореографических навыков.

Одним из основных постулатов хореографического образования является развитие и совершенствование двигательной функции. Поэтому основополагающими компонентами хореографического образования являются физические данные (шаг, прыжок, вращение, гибкость), артистизм, музыкальность, координация, которые составляют как техническую, так и художественную сторону экзерсиса классического танца.

Специфика хореографического образования заключается в том, что в основу любого педагогического метода заложена оценка движения или комбинации, определяющая уровень развития двигательных навыков и являющаяся первичным критерием развития хореографической координации. Отличительной особенностью хореографической координации является согласованность движения, музыки и артистизма в едином временном пространстве. Именно это является высшей ступенью профессиональной подготовки студента-хореографа, которая начинается в вузе с практического изучения экзерсиса и его психолого-педагогической теории. Экзерсис (тренаж) базируется на определённом своде правил, регламентирующих требования к выполнению пластического элемента (движения). Именно через освоение экзерсиса классического танца исполнитель на протяжении всего исполнительского пути совершенствует собственные координационные способности,

опосредует форму и содержание экзерсиса пластически, эмоционально и образно.

Это обуславливает актуальность исследования сущности и механизма развития хореографической координации студента-хореографа, выявления и анализа педагогических условий, способствующих развитию данной профессиональной, компетенции. Как показывает практика, недостаточность исследований по развитию координационных способностей в сфере хореографического образования является одним из основных факторов, сдерживающих осуществление новых идей и целевых установок в области педагогики балета.

Исследование автора и многолетний опыт практической работы в системе профессионального хореографического образования позволили выявить основные противоречия в организации процесса профессиональной подготовки студентов-хореографов:

между академическими требованиями к уровню подготовки высокопрофессионального специалиста в области педагогики балета и реальными возможностями высших учебных заведений обеспечить этот уровень;

между потребностями развития творческого потенциала студентов-хореографов и недостаточной разработанностью методик совершенствования хореографической координации в теории и практике педагогики балета.

Эти противоречия конкретизируются в основной проблеме данного диссертационного исследования, связанной с научным обоснованием закономерностей развития хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ научной литературы показывает, что большинство исследований в области хореографии носят культурологический и искусствоведческий характер (Г.Ф. Богданов, И.О. Дубник, А.В. Солодовников, В.И. Уральская и

др.), определяющий роль искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов, B.C. Селиванов, Б.М. Теплов).

В имеющихся искусствоведческих исследованиях, посвященных классическому танцу, основное внимание учёных сконцентрировано на: художественном образе (И.О. Дубник, П.М. Карп, Т.Ф. Кафарова); описании движений экзерсиса и правил их исполнения (Н.П. Базарова, А.Я. Ваганова, B.C. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.); двигательном аспекте хореографических упражнений (М.М. Габович, Е.Г. Котельникова, Н. Чефрано-ва); выявлении профессиональной хореографической одарённости (П.Б. Ко-ловарский, И.Г. Соснина). К теме движения, осмыслению его значения и выявлению содержательной природы элемента обращались А. Волынский, Ф.В. Лопухов, Р.В. Захаров, П.М. Карп и др.

Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются работы об общих закономерностях педагогического процесса в высшей школе, моделях личности будущего специалиста, соответствующих технологиях обучения и воспитания (СИ. Архангельский, Н.ЕАстафьева, Е.П. Белозерцев, В.И. За-звягинский, В.А. Кан-Калик, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.); общетеоретические основы профессиональной подготовки студента-хореографа изложены в трудах А.Я. Вагановой, Л.Д. Блок, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, И.В. Смирнова, Н.И. Тарасова и др.

Широкую популярность имеют многочисленные эссе, учебные пособия по классическому танцу таких отечественных авторов, как Н.М. Азарин, Н.П. Базарова, Е.О. Вазем, Е.П. Валукин, А.Л. Волынский, Е.П. Гердт, С.Н. Головкина, М.А. Кожухова, B.C. Костровицкая В.М. Красовская, М.Э. Лиепа, В.Э. Мориц, В.П. Мэй, А.А. Писарев, Г.Н. Прибылов, П.А. Пестов, М.Т. Семёнова, Н.И. Тарасов, И.В. Тихомирова, А.И. Чекрыгин, Г.С. Уланова и мн. др. Указанные авторы известны не только в России, их работы переведены на многие иностранные языки, так как содержат богатейший методический ма-

териал, накопленный и систематизированный за годы работы в государственных балетных школах (хореографических училищах). Самостоятельную группу источников представляют труды западноевропейских педагогов К. Блазиса, Ж.Ж. Новерра, Ф. Тальони, Адиса, Э. Чеккетти и др., определивших механизмы преемственности традиций педагогики балета.

Исследование опирается на концептуальные идеи теории профессионального образования в сфере вузов культуры и искусств (Т.И. Бакланова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, Э.И. Петрова, В.И. Черниченко и др.), которые применительно к современному хореографическому образованию призваны содействовать его качественному совершенствованию.

Среди современных педагогических исследований, посвященных проблематике хореографического образования, выделяются: докторские диссертации В.Ю. Никитина, В.Н. Нилова, а также кандидатские диссертации А.А. Алферова, А.Н. Брусницыной, Е.П. Валукина, Г.В. Бурцевой, В.В. Геращенко, Т.М. Кузнецовой, А.П. Кириллова, В.В. Королева, СВ. Филатова, М.Н. Юрьевой, Н.П. Яценко и др., посвященные узкопрофессиональным аспектам деятельности хореографа, среди которых хореографическая координация специально не рассматривалась. Это определило тему данного диссертационного исследования «Развитие хореографической координации студента в процессе обучения классическому танцу».

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов-хореографов в высших учебных заведениях культуры и искусств.

Предмет исследования - процесс развития хореографической координации у студентов-хореографов в вузах культуры и искусств.

Цель исследования состоит в научном обосновании теоретико-методологических основ развития хореографической координации студента-хореографа в вузах культуры и искусств, в разработке и апробации эффективной методики освоения классического танца в высших учебных заведениях культуры и искусств.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и содержание хореографической координации в профессиональной подготовке студентов-хореографов.

  2. Осуществить сравнительный анализ отечественной и западноевропейской балетных педагогических систем в контексте развития хореографической координации.

  3. Выявить и обосновать педагогические условия развития хореографической координации студентов в высших учебных заведениях культуры и искусств.

  4. Разработать педагогическую модель развития хореографической координации у студентов на основе экзерсиса классического танца.

  5. Апробировать экспериментальную методику развития хореографической координации на основе экзерсиса классического танца в системе профессиональной подготовки студентов-хореографов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическая эффективность развития хореографической координации в значительной степени зависит от определения ее содержания и структуры, разработки авторской методики вариативного применения комплекса упражнений экзерсиса классического танца, а также соблюдения педагогических условий:

разработки комплексного подхода в развитии хореографической координации студентов;

проведения постоянного мониторинга развития хореографической координации студентов на основе системы выделенных критериев и показателей;

активизации художественно-творческого потенциала студента посредством моделирования авторских педагогических методик развития координационных способностей;

формирования системы профессиональных оценок хореографической координации в процессе осуществления практики (производственной, педагогической, исполнительской, научно-методической).

Методологической основой исследования являются диалектические положения о взаимосвязи и детерминации одних явлений другими, переходе количественных изменений в качественные (Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс); учение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), объективных и субъективных факторах ее развития; наука о человеке как саморазвивающейся системе, активно взаимодействующей с социумом, способной к саморегуляции и совершенствованию (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, П.И. Зинченко, М.С. Каган, И.С. Кон, М.К. Ма-мардашвили, В.Н. Сагатовский и др.); современные психолого-педагогические теории эффективной учебно-познавательной деятельности, единства теории и практики профессиональной подготовки специалистов (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, П.И. Зинченко, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.); фундаментальные положения искусствоведения об эстетической и культурной ценности художественного образа, в том числе и в исполнительских видах творчества (Л.М. Блок, В.М. Красовская и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков культуры, искусствоведов, педагогов и психологов о роли механизмов научного мышления и интуиции в процессе обучения. В контексте вузовской подготовки специалиста следует отметить, что изучение координации составляет основу теоретического анализа формы и содержания экзерсиса классического танца.

В основу положены идеи: о внешней (социальной) и внутренней (личностной) детерминации активности личности в профессиональной деятельности; идеи системного, личностно-деятельного подходов Л.С. Выготского,

П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.; индивидуально-творческого, культурологического и аксиологического подходов В.Г. Афанасьевой, Е.В. Бонда-ревской, Е.Г. Силяевой, В.А. Сластенина; психологии творческой деятельности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др.; о закономерностях развития движения (Н.А. Бернштейн, А.Ф. Иваницкий, Е.Г. Котельникова, П.Ф. Лесгафт и др.); специфике отечественной педагогики балета (А.Я. Ваганова, A.M. Мессерер, А. Пушкин, Н. Тарасов и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа культурологической, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы, системного метода в группировке изложения материала, метода сравнительного анализа, диагностические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование, обобщение независимых характеристик), экспериментальные (констатирующий и формирующий педагогические эксперименты); методы статистической обработки результатов экспериментальной работы.

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, Гуманитарный университет Н. Нестеровой, факультет хореографии Тульского государственного университета. В исследовании принимали участие 210 студентов.

Организация и этапы исследования. Организация исследования осуществлялась с 2003 по 2008 год в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2003-2004) - организационно-подготовительный, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ существующей литературы по проблеме хореографической координации; проведен сравнительный анализ педагогических методик развития хореографической координации как

в отечественной, так и в зарубежной педагогике балета; уточнена гипотеза исследования; дана характеристика баз исследования; сформированы контрольная и экспериментальная группы педагогического эксперимента; проведен массовый опрос студентов, слушателей курсов ПК, участников научно-практических конференций и т.д.

Второй этап (2004-2005) - констатирующий этап экспериментальной методики, в процессе которого осуществлен анализ реального состояния развития хореографической координации у студентов-хореографов в вузах культуры и искусств, проведено анкетирование респондентов по проблеме хореографической координации у студентов МГУКИ, Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, Хореографической академии Н. Нестеровой; на основе полученных результатов разработана педагогическая модель развития хореографической координации; выявлена система критериев и показателей развития хореографической координации по уровням, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента.

Третий этап (2005-2006) - формирующий этап экспериментальной методики, в процессе которого была апробирована и внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств экспериментальная методика развития хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу, осуществлен сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики, проведены контрольные и промежуточные срезы развития хореографической координации в учебной и исполнительской деятельности; проанализированы промежуточные и итоговые результаты педагогического эксперимента.

Четвертый этап (2006-2007) - заключительный, в процессе которого подведены итоги проведенной экспериментальной методики; уточнены выводы исследования; подготовлены и внедрены научно-методические рекомендации по совершенствованию хореографической координации студентов

в процессе обучения классическому танцу; результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые с позиций педагогической теории профессионального образования специально рассмотрена хореографическая координация и определены педагогические условия ее развития. При этом: выявлена сущностная основа хореографической координации, которая раскрыта с позиции согласования музыкальности восприятия, артистизма и всего опорно-двигательного аппарата хореографа через движение во времени и пространстве в заданном ритмическом рисунке; с позиции историко-педагогического анализа раскрыта преемственность педагогических систем развития хореографической координации в отечественной и западноевропейской балетных школах; выявлены педагогические условия развития хореографической координации студентов в высших учебных заведениях на основе взаимосвязанного развития основных компонентов хореографической координации (механика, музыкальность, пластика движения); разработана педагогическая модель развития хореографической координации, в которой движение и комплекс упражнений для тренировки мышц совершенствуются посредством экзерсиса классического танца, основанного на механическом принципе исполнения, отличающегося от воспроизведения простого бытового или спортивного движения; разработана педагогическая методика развития хореографической координации, в процессе экспериментальной апробации которой были обоснованы основные критерии и показатели оценки развития хореографической координации: опорно-двигателъная координация (включает механику движения и работу психомоторных способностей); музыкально-ритмическая координация (музыкальное мышление, музыкальная память, воспроизведение движения в заданном метроритмическом рисунке); художественно-образная координация (эстетическое восприятие и пластическое воспроизведение движения через экзерсис классического танца).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована и эксперементально апробирована педагогическая модель развития хореографической координации студентов-хореографов, устанавливающая систему специальных педагогических целей, логику и последовательность в преподавании экзерсиса классического танца. При этом выявлены психофизиологические основы координации хореографического движения, разработана система критериев и показателей развития хореографической координации студента-хореографа в условиях вуза культуры и искусств.

Теоретически значимым для дальнейшей разработки проблемы иссле
дования является выделение педагогических условий организации профес
сиональной подготовки, нацеленной на развитие хореографической коорди
нации, предполагающих: разработку комплексного подхода в развитии хо
реографической координации студентов; проведение постоянного монито
ринга развития хореографической координации студентов на основе системы
выделенных критериев и показателей; активизацию художественно-
творческого потенциала студента посредством моделирования авторских пе
дагогических методик развития координационных способностей; вариатив
ное использование комплекса отечественных и зарубежных методик развития
хореографической координации, формирования системы профессиональных
оценок хореографической координации в процессе осуществления практики
(производственной, педагогической, исполнительской, научно-

методической).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты создают необходимую основу для совершенствования практики развития хореографической координации студентов-хореографов в процессе обучения классическому танцу. Предложенная методика универсальна и может быть использована на всех этапах профессиональной подготовки студентов-хореографов. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в содержании учебной дисциплины «Теория и

методика классического танца». Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и научно-методических материалов, факультативов и альтернативных технологий подготовки студентов-хореографов для учебных заведений различного типа: вузов, колледжей, школ искусств, профессиональных и любительских хореографических объединений, балетных студий, при работе с иностранными студентами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на психологические и педагогические основы профессионального образования; всесторонним анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта балетной педагогики; репрезентативностью экспериментальной и контрольной выборок, длительностью самого эксперимента и возможностью его повтора; собственным опытом автора, являющегося педагогом кафедры классического танца факультета хореографии Московского государственного университета культуры и искусств. Положения, выносимые на защиту

  1. Хореографическая координация является высшей ступенью профессиональной подготовки студента-хореографа и представляет собой процесс согласования всего опорно-двигательного аппарата танцовщика через движение во времени и пространстве в заданном ритмическом рисунке. Отличительной особенностью хореографической координации является согласованность движения, пластики, музыки и артистизма в едином временном пространстве, что ведет к большей плотности и вариативности процессов управления движением. Исполнение движения основывается на абсолютно ином механическом принципе, нежели принцип воспроизведения простого бытового движения или движения в спорте.

  2. Специфика подходов к развитию хореографической координации в контексте становления отечественной балетной педагогической системы определяется преемственностью европейской традиции в русской педагогике

балета, нашедшей отражение в следующих дидактических принципах: соблюдение канонов академизма исполнения как основы сохранения исполнительской школы; обеспечение поступательного развития художественного создания и танцевальной техники студента; рационализация учебного процесса и научно обоснованная последовательность переходов от простого с наименьшей физической нагрузкой к более сложному, от частного к обобщенному; воспитание вдумчивого отношения к уроку классического танца; развитие эстетического восприятия классического танца; всемерное развитие хореографической координации на основе синтеза техники движения, артистизма, чувственности, духовности исполнения, музыкальной выразительности.

  1. Педагогическая эффективность развития хореографической координации студента-хореографа в значительной степени зависит от соблюдения условий организации профессиональной подготовки, предполагающих: разработку комплексного подхода в развитии хореографической координации студентов; проведение постоянного мониторинга развития хореографической координации студентов на основе системы выделенных критериев и показателей; активизацию художественно-творческого потенциала студента посредством моделирования авторских педагогических методик развития координационных способностей; вариативное использование комплекса отечественных и зарубежных методик развития хореографической координации, формирование системы профессиональных оценок хореографической координации в процессе осуществления практики (производственной, педагогической, исполнительской, научно-методической).

  2. Модель развития и формирования хореографической координации студента-хореографа в процессе освоения экзерсиса классического танца основана на взаимосвязи основных компонентов хореографической координации: а) механика - развитие двигательных навыков и качеств опорно-двигательного аппарата (двигательный анализатор): первичное освоение

движения; контроль точности и правильности в исполнении движения как основного средства в развитии координации; координационно-дифференцируемая работа мышц при механическом показе движения (контроль за нагрузкой); ориентировка во времени и пространстве двигательной задачи координационных способностей; б) музыкальность - развитие музыкальных навыков образного восприятия (слуховой анализатор): музыкально-ритмический слух; чувство ритма в статике и в динамике; музыкальная память; музыкальное мышление; в) пластика - развитие художественнообраз-ного восприятия и воспроизведения движения (слуховой, зрительный, вестибулярный, двигательный анализаторы): пластическое воплощение движения; эмоционально-художественное восприятие движения; артистизм; соответствие исполнительской задачи педагогическим целям; художественно-пластическое воплощение комбинации.

5. Экспериментальная методика развития хореографической координации основывается на соблюдении педагогических условий и реализации модели развития данной профессиональной компетенции в процессе экзерсиса классического танца, является основой профессиональной подготовки, в рамках которой студент изучает биомеханику каждого движения, находит учебно-практическое обьяснение выполнения движения или комбинационного задания. В процессе освоения экзерсиса классического танца студент совершенствует хореографическую координацию, осмысливает эстетику движения, опосредует форму и содержание экзерсиса сознанием через тело, чувства, эмоции, т.е. в определенном смысле материализует их пластически и подводит к освоению содержания движения и пониманию функциональности экзерсиса.

Апробация результатов исследования осуществлялась личным участием автора в процессе организации экспериментальной работы на базе кафедры классического танца хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств. Теоретические и практи-

ческие положения исследования нашли отражение в научных и методических публикациях, внедрены в программу практикума «Экзерсис классического танца» и научно-методические рекомендации по развитию хореографической координации студента-хореографа в процессе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств. Адаптированные элементы методики развития координационных способностей студентов отражены в программах «Сценическое движение» и «Танец», разработанных для вокального факультета МГУКИ.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских, межвузовских и вузовских научных конференциях, семинарах, мастер-классах, в том числе: на международной научно-практической конференции «Сохранение методики А.Я. Вагановой в современных условиях развития хореографического искусства» (СПб., Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005); на всероссийской научно-практической конференции «Традиции и инновации в подготовке специалистов по социально-культурной деятельности, сервису и туризму» (Тамбов, ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005); мастер-классе «Развитие координационных способностей хореографов по методике А.Я. Вагановой» (Международная школа балетного искусства, Милан, 2006); международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы хореографического образования» (Москва, МГУКИ, 2007); вузовской научно-практической конференции «Особенности учебно-методической и практической работы в процессе обучения иностранных студентов в вузах культуры и искусств» (Москва, МГУКИ, 2008).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и содержание хореографической координации

Педагогическое образование студента-хореографа рассматривается в органическом единстве задач обучения основам классического танца и развития хореографической координации, формирования навыков восприятия и воспроизведения движения экзерсиса классического танца. Необходимыми компонентами хореографического образования являются как физические, так и психомоторные данные: шаг, прыжок, гибкость, вращение, артистизм, музыкальность, координация.

Экзерсис классического танца, выступающий в высшей школе как основа профессиональной подготовки хореографа, направлен на развитие этих данных и способностей, составляющих как техническую, так и художественную сторону классического танца.

Отличительной особенностью хореографической координации является согласованность движения, музыки и артистизма в едином временном пространстве. Именно развитость хореографической координации является высшей ступенью профессиональной подготовки студента-хореографа. Поэтому в исследованиях Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, B.C. Костровицкой, А.А. Писарева, Н.И. Тарасова и др. обращается внимание на описание движений экзерсиса и правил их исполнения (12, 13, 14, 27, 105, 160). Ряд исследователей, таких, как Е.Г. Котельникова, Н. Чефранова, Ф. Иваницкий, детально анализируют двигательные аспекты хореографических упражнений в контексте биомеханического воспроизведения самого движения (87, 89, 107, 165).

К теме движения, осмыслению его значения и выявлению содержательной природы элемента обращались многие авторы, такие, как А. Волынский, Ф.В. Лопухов, Р.В. Захаров, М. Карп. (39, 83, 84, 85, 122, 123). Однако следует отметить, что при всей актуальности заявленной темы, специальных научных исследований развития хореографической координации до настоящего времени не проводилось.

Что же такое координация в хореографическом искусстве и почему именно данную категорию профессионального мастерства балетная педагогика выводит на первый план учебного процесса?

В переводе с латинского языка, координация движения обозначает со-вместе - ordination, расположение в порядке. Хореографическая координация - это процесс согласования всего опорно-двигательного аппарата через движение во времени и пространстве в заданном ритмическом рисунке. Движение в балетном искусстве, как и комплекс упражнений для тренировки мышц - экзерсис классического танца, основываются на абсолютно другом механическом принципе исполнения, чем принцип исполнения простого бытового движения или движения в спорте.

Так, только для балетного искусства характерна супронация ног, т.е выворотное положение, которое требует координированную работу таких мышц, которые при обычном бытовом шаге или бытовой стойке, вообще были бы не задействованы. Каждое положение головы, рук, ног, корпуса, взгляда, каждая поза, каждое движение требует координационно-дифференцируемой работы мышц. При исполнении одного движения или одной комбинации могут быть задействованы в работе абсолютно разные группы мышц, которые необходимо скоординировать по технике работы, так как одна группа мышц должна напрягаться, а другая в этот момент идет на расслабление, сокращение с определенной скоростью и силой, переходя от одного элемента движения к другому.

Историко-педагогический анализ развития хореографической координации в западноевропейских балетных школах

К XV веку танец приобретал профессиональную форму искусств. Параллельно кристаллизовались новые музыкальные формы (уже к XIII веку произошло возникновение и развитие полифонии), закреплялись самостоятельность и вариационность музыкальных ритмов; устанавливались основные правила гармонии. В начале XIV века во Франции и Италии развивается художественное течение, известное под названием ars nova (новое искусство), которое поощряло именно светские жанры музыки, выдвинуло принцип интеллектуализма, поэтому появились первые композиторы - профессионалы, а рядом появились теоретики, создающие науку о музыке.

Похожий путь, под воздействием музыки, совершал и танец, превращаясь в профессиональное искусство. Он упорядочивался: устанавливались определенные правила, оттачивались приемы, структурные формы, происходила регламентация движения, за которой закреплялись точные термины. Как следствие, придворный и народный танцы разделились раз и навсегда, хотя и будут влиять один на другой постоянно, но цели развития в основе своей будут различны1.

Весь этот процесс относится к XV веку - эпохе итальянского Возрождения (кватроченто), в которой Франция и Италия являлись образцами придворной культуры. И, несмотря на то, что эстетика Возрождения одновременно охватывает север и юг Европы, приоритет возникновения профессионального обучения танцу отдается Северной Италии, с практически незаметной дифференциацией названия терминов.

В основу лексики классического танца заложены каноны светского европейского танца эпохи Возрождения, где уже зафиксировано строгое вертикальное положение корпуса, выворотность ног, округлость рук, основные позиции, развернутые положения корпуса. «Североитальянский учитель танцев занимает почетное положение при дворе, меняется отношение и положение профессионалов-танцоров в обществе, в отличие от ранее существующих профессиональных танцовщиков, которые занимали социальное положение бродячих мимов и презренных жонглеров»2.

Теперь учитель танцев мог быть спутником принцев, иногда наперсником на венецианских свадьбах, где существовал обычай представлять невесту в молчаливом танце, он мог выступить вместо отца. Естественно появляются первые теоретики - учителя танцев, которые оказываются первыми хореографами. Появляется теоретический материал в области хореографии, где уже были подробнейшим образом изложены основные «па» будущего классического экзерсиса, например, такие труды, как: Г. Эбрео «Трактат о танце», 1463 г; А. Корнацано «Книга об искусстве танцевания.», 1465г.; Ф. Карозо. «Танцовщик», 1581г.

Обратим внимание на следующий теоретический материал из книги Фердинанда Рейна «Происхождение балета», где уже описывается сама суть работы учителя танцев: «Они силились определить движения, ограничить место, то есть пространство для танца - существенный принцип хореографии, и особенно, танцевать музыку, заполняя её паузы». Словом, они установили дружеское согласие между движениями и ритмами танца, упорядочили периоды колебания от покоя к движению и от напряжения к покою они стали чередовать ритмы в одном и том же танце, повинуясь фантазии композитора, и установили классическое сочетание медленного танца с танцем быстрым .

Собственно, это и есть первая попытка профессионально-педагогической деятельности учителя танца:

1) идет определение движения;

2) воспроизведение его в определенном пространстве;

3) самое главное - скоординировали музыку и движение в один ритм, в один темп, в одном пространстве, что дало развитие именно художественной стороне профессионального танца, впоследствии приведшего к созданию классического балета.

Учитель танцев Доменико да Пьяченца, известный также как Доменико или Доменинино да Феррара на рубеже уже XIV-XV веков сочинил трактат «Об искусстве пляски и танца». Здесь нас интересует, с точки зрения педагогической системы, пять элементов, которые определяют танец.

Первый элемент, который дает Доменико в своем труде, это мера, т.е. ритм, главный принцип связи медленных и быстрых движений с музыкой.

Для преподавателей-хореографов это означает грамотно выстроить комбинацию из одного или нескольких движений, или составить танец из этих комбинаций, основываясь на грамотно скоординированном движении и ритме.

Современное состояние развития хореографической координации у студентов-хореографов в вузах культуры и искусств

Методика профессионально-педагогической подготовки хореографа в вузах культуры и искусств всегда будет направлена на поиск лучших методов и способов развития опорно-двигательного аппарата, являющейся основным инструментарием всего учебного процесса.

Определение индивидуального потенциала координационных возможностей конкретного (студента, субъекта, индивида) выведено нами в доминирующую позицию рассматриваемой методики.

Практическая часть подтверждает эффективность всего учебного процесса через развитие координации. Это выдвигает перед педагогом, в свою очередь, определенные проблемы, решение которых требует не только профессиональных знаний в области хореографического образования, но и владения знаниями в области физиологии, анатомии и т.д.

Работая над опорно-двигательным аппаратом студента-хореографа, педагог стремится развить физические данные как шаг, прыжок, выворотность, наработать силу мышц. С первых занятий студента на уроке классического танца перед педагогом встает сложнейшая задача, точно определить уровень развития и подготовки опорно-двигательного аппарата к восприятию учебного процесса. Это необходимо для любого студента, независимо от того, какое образование он получил до поступления в вуз. Также необходимо учесть и специфику классического танца, который является самым сложным видом хореографического искусства. Он требует ежедневной практической работы в классе, определяющейся экзерсисом, который выдвигает свои требования, правила, основываясь на четко конструктивной схеме движений.

Выше перечисленные физические данные являются качественной характеристикой всего опорно-двигательного аппарата, реализующие механическую функцию движения через экзерсис классического танца. Это предопределяет основную проблему в профессиональной подготовке хореографа. Абсолютно разная довузовская подготовка индивида требует четкую апробированную методику координационно-технического восприятия движения, что и выводит координацию, как моторную способность, на передний план.

Анализ практики, наблюдения за процессом профессиональной подготовки хореографов показывает, что большой процент студентов, поступающих на кафедру классического танца, имеют средний уровень подготовки к учебному процессу в вузе. За счет только физических данных опорно-двигательного аппарата студент не сможет в полном объеме усвоить необходимый учебный материал на должном уровне. Это еще раз подтверждает актуальность разрабатываемой темы по развитию координационных возможностей каждого студента. Координация дает возможность студенту грамотно воспроизвести комбинацию, согласно четким правилам, несмотря на недостаточно подготовленный опорно-двигательный аппарат. Надо заметить, что классический танец это не просто голая техника в комбинации, это, прежде всего, движение в музыке. Как правило, студенты владеют музыкальными способностями. Но с увеличением физической нагрузки и изменением музыкального темпа, студент не может своевременно скоординировать движения с музыкой, как в статике, так и в динамике. Тем более музыка предопределяет развитие художественно-творческого потенциала студента, через характер, ритм, темп, добиваясь художественной пластичности: каждого взгляда, жеста, движения.

Таким образом, мы еще раз подтверждаем основные составляющие в модели развития координации как: механика, музыка, пластичность. К сожалению, многие студенты не до конца понимают значение этих составляющих в развитии координации, так как вообще не понимают, что такое координация.

Подтверждением выше изложенного служат данные анкет, полученных в процессе опросов будущих хореографов, обучающихся в вузах культуры и искусств. 50% в Московском государственном университете культуры и искусств, 30% в Тульском государственном университете, 20% в Московском гуманитарном университете им. Нестеровой.

Анализируя данные анкет, следует сразу же отметить, что среди всех опрошенных только 35% имеют среднее специальное хореографическое образование и представляют высокий уровень подготовки. 50% до вуза обучались в школах искусств, балетных студиях и представляют средний уровень подготовки, 15% студентов, получивших хореографическое образование только на базе самодеятельных кружков и представляют низкий уровень подготовки. Данное процентное соотношение выводит основную проблему учебного процесса: качественное усвоение - количественное восприятие. Преподаватель должен учесть уровень подготовки каждого студента и обязан дать в полном объеме учебную программу.

Похожие диссертации на Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе