Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие твоческих способностей студентов средтвами интегрированной хорегорафичекой деятельноти Бухарина Валентина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бухарина Валентина Александровна. Развитие твоческих способностей студентов средтвами интегрированной хорегорафичекой деятельноти: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бухарина Валентина Александровна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»].- Челябинск, 2012.- 24 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Протекающие инновационные процессы в области образования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В современных условиях, характеризующихся кардинальными изменениями в жизни нашего общества, активность, самостоятельность, инициативность и творчество становятся ведущими в определении направленности развития личности, важными факторами успеха человека. В связи с этим, задача создания условий для развития и реализации творческого потенциала каждого студента рассматривается не только как средство и необходимая предпосылка общественного прогресса, но и как важнейшая цель государственной политики в области образования.

Однако, как показало исследование, в системе высшего образования на сегодняшний день не уделяется должного внимания развитию творческих способностей в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов за счет внедрения дополнительных творческих профессий. Потенциальные возможности дополнительного образования в рамках вуза, позволяющие выявить и сформировать у студентов творческую индивидуальность, развить у них собственные профессиональные взгляды и убеждения, используются крайне слабо. Педагогический процесс зачастую строится таким образом, что не обеспечивает направленности развития творческой личности на основе ее собственной активности и творческого саморазвития. В этом мы усматриваем социально-педагогический уровень актуальности исследования.

Проблема развития творческих способностей достаточно широко рассмотрена в психологической и педагогической литературе:

научную теорию способностей разрабатывали Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, В Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.;

педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, Р.М. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса;

большой вклад в решение проблем творческого развития и саморазвития личности внесли В.И. Андреев, Д.Б Богоявленская, А.А. Кирсанов, А.И. Кочетов, Л.Н. Куликова; творческого мышления - Д.В. Вилькеев, 3.И. Калмыкова, О.И. Кедровский; творческих способностей - Д.Б. Богоявленская, С.Ю. Залуцкая, В.А. Крутецкий, В.А. Моляко, Ф.Л. Ратнер;

изучение проблем творчества, творческих способностей стало ключевой проблемой психологов и педагогов, и нашло отражение в работах Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, Л.В. Школяр и др.

Однако нами установлено, что изучению особенностей процесса развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности в системе дополнительного образования вуза уделяется недостаточно внимания, как в теоретическом, так и в практическом аспектах: не изучены особенности интегрированной хореографической деятельности; условия создания творчески ориентированной среды; не разработана диагностика развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. Этим может быть обозначен научно-теоретический уровень актуальности проблемы нашего исследования.

Следует подчеркнуть, что развитие творческих способностей студентов наиболее успешно происходит в процессе самостоятельного творческого поиска на основе полученных на занятиях в Центре творчества студентов вуза знаний, умений и навыков. С этой целью необходима организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение и творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном - jazz modern). Однако, как показывает практика, данный процесс недостаточно организован, не определены этапы развития творческих способностей студентов, недостаточно разработаны педагогические условия содействия этому процессу. Этим определяется третий уровень актуальности проблемы нашего исследования, который мы обозначили как научно-методический.

Анализ теории и практики позволил нам выделить ряд противоречий:

социально-педагогического характера: между потребностями современного общества в квалифицированных специалистах, обладающих не только знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, но и творческим подходом к их применению, с одной стороны, и недостаточным уровнем развития творческих способностей у выпускников вуза, с другой;

научно-теоретического характера: между существующей необходимостью развития творческих способностей студентов в системе дополнительного образования вуза средствами интегрированной хореографической деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике высшего образования, с другой;

научно-методического характера: между целесообразностью использования потенциала творчески ориентированной среды, включающей инструментальное обеспечение и творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности, и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании путей, обеспечивающих развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности».

Объект исследования: развитие творческих способностей студентов в условиях Центра творчества студентов вуза.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

Исходя из цели, предмета и объекта исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: процесс развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности будет проходить успешно, если:

  1. в качестве методологического основания решения проблемы использованы системный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, позволяющие моделировать оптимальную творчески ориентированную среду, направленную на развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

  2. выделен и реализован комплекс педагогических условий включающий:

развитие творческих способностей студентов на основе выделенных и применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов: гуманного взаимодействия педагога и студентов; синкретизма; обучения в действии; импровизационности;

организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном - jazz modern);

разработку и реализацию учебно-методического комплекса «Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания. Танцевальная аэробика», построенного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративности, распределенности и адаптивности.

В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой в исследовании предусматривается решение следующих задач:

1. Обосновать систему базовых понятий, обеспечивающих исследование проблемы развития творческих способностей студентов; уточнить сущность понятий «творчески ориентированная среда», «интегрированная хореографическая деятельность».

2. Выбрать и теоретически обосновать педагогические подходы, позволяющие моделировать оптимальную творчески ориентированную среду, направленную на развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий способствующих эффективному процессу развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

4. Подготовить и внедрить в практику научно-методическое обеспечение процесса развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности в Центре творчества студентов вуза.

Методологическую основу исследования составили: теоретические разработки по проблемам методологии педагогики и теории содержания профессионального образования (С. Я. Батышев, В.И. Загвязинский, B.В. Краевский, Н.Д. Никандров, А.М.Новиков и др.); теории педагогических
систем и технологий (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);
психологическая теория личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн и др.); философские идеи гуманистической педагогики
(Ш.А. Амонашвили, Р. Берне, Д. Дьюи, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский,
И.С. Якиманская); системный подход (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина,
Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, Э.Г. Юдин и др.); личностно
ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, В. В. Налимов,

B.В. Сериков и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории развития
способностей (Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетман, В. Келлер, C.М. Мальцев, А.М. Матюшкин, В.Г. Ражников, К. Роджерс Б.М. Теплов, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, и др.); психолого-педагогические положения о
механизмах самоорганизации, саморазвития и творческой самореализации
личности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс,
Э. Эриксон и др.); философские, психологические и педагогические концепции,
раскрывающие сущность и социальную значимость творчества как основы
развития личности (Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, А.И. Кочетов,
А.Н. Лук, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Избранные методологические основания и поставленные задачи определили ход нашего исследования.

Экспериментальная база, этапы и методы исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе Центра творчества студентов Челябинского Государственного университета (ЧелГУ). Дополнительной базой послужила Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ). На различных этапах экспериментальной работы приняли участие 136 студентов, а также преподаватели Центра творчества студентов ЧелГУ и педагоги ЧГАКИ, являющиеся руководителями хореографических коллективов. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа - с 2002 по 2010 год. На каждом из них, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап - подготовительный (2002-2004 гг.) - включал: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности; выбор и теоретическое осмысление темы исследования; изучение содержания учебно-программной документации, квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников специальности «Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Танцевальная аэробика», нормативно-правовой документации по вопросам организации педагогического процесса в учреждениях высшего профессионального образования; определение исходных теоретических позиций исследования; разработку экспериментальной части исследования (определение реального состояния уровня развития творческих способностей студентов высшего учебного заведения; подбор и адаптацию экспериментальных методик формирования их творческих способностей средствами интегрированной хореографической деятельности); подготовку преподавателей и студентов к проведению эксперимента. На данном этапе использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение и осмысление философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой и учебной документации, а также опыта работы по исследуемой проблеме; беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.; наблюдение (прямое и косвенное); методы обобщения и абстракции, моделирования; констатирующий эксперимент.

Второй этап — основной (2005-2007 гг.) - был связан: с разработкой комплекса педагогических условий развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности; определением критериев, показателей и уровней сформированности творческих способностей студентов; с экспериментальной проверкой и уточнением теоретических положений, лежащих в основе выдвинутой в исследовании гипотезы; с апробацией методик развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности; с реализацией совокупности процедур научно-исследовательской работы. Основные методы, реализуемые на данном этапе: включённое наблюдение, анализ, анкетирование, тестирование, беседа, формирующий эксперимент, первичная обработка результатов методами описательной статистики.

Третий этап - аналитико-резулътативный (2008-2010 гг.) - предполагал: анализ и оценку результатов экспериментальной работы, её оформление, формулировку выводов исследования; подготовку и внедрение научно-методических рекомендаций по развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. Данный этап характеризуется использованием таких методов, как анализ, обобщение и оценка полученных результатов, вторичная обработка результатов формирующего эксперимента статистическими методами, наглядное представление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выбраны и теоретически обоснованы педагогические подходы позволяющие моделировать оптимальную творчески ориентированную среду, направленную на развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

2. Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий развития творческих способностей средствами интегрированной хореографической деятельности, включающий:

- развитие творческих способностей студентов на основе выделенных и применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов: гуманного взаимодействия педагога и студентов; синкретизма; обучения в действии; импровизационности;

- организацию творчески ориентированной среды, которая включает
инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в
различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном - jazz modern);

- разработку и реализацию учебно-методического комплекса «Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания. Танцевальная аэробика», построенного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративности и адаптивности.

3. Разработана и внедрена личностно ориентированная методика развития
творческих способностей студентов средствами интегрированной
хореографической деятельности, построенная на принципах
многокомпонентности, модульности, интегративности, распределенности и
адаптивности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Расширено терминологическое поле исследования за счет уточнения применительно к теме изыскания содержания понятий: «творчески ориентированная среда», «интегрированная хореографическая деятельность».

  2. Теоретически обоснован комплекс педагогических условий развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности, который позволяет создать целостное представление о процессе формирования рассматриваемого качества личности.

  3. Определены и теоретически обоснованы критерии и показатели развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности (двигательная активность; творческое воображение; способность к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики; способность к самовыражению в группе), позволяющие исследовать динамику рассматриваемого процесса и оказывать корректирующее управляющее воздействие на его результативность.

Практическая значимость исследования:

- комплекс педагогических условий развития творческих способностей средствами интегрированной хореографической деятельности может быть использован в других учебных заведениях при организации учебно-воспитательного процесса, в системе дополнительного образования, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов;

подготовленные научно-методические материалы направлены на повышение эффективности процесса развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности в системе дополнительного образования вузов;

разработанные критерии и показатели позволяют оценить уровень развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований, в практике подготовки студентов в системе дополнительного образования вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована представительной источниковой базой; обеспечена избранным методологическим основанием в соответствии с ведущими положениями системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов к организации педагогического процесса; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, поставленным цели и задачам, его логике; соблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; длительностью и повторяемостью эксперимента; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; использованием апробированных в педагогике методов математической статистики; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; контрольным сопоставлением результатов исследования с массовой педагогической практикой; длительным и разносторонним опытом педагогической деятельности автора исследования в качестве преподавателя хореографии Центра творчества студентов ЧелГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегрированная хореографическая деятельность в развитии
творческих способностей студентов трактуется нами как комплекс сложных социально-педагогических явлений представляющая собой
совокупность хореографических методик и средств, направленных на
формирование и развитие целостной личности студента на основе учета его
творческих задатков, интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и
хореографических способностей.

2. Успешному развитию творческих способностей студентов средствами
интегрированной хореографической деятельности способствует комплекс педагогических условий, включающий:

развитие творческих способностей студентов на основе выделенных и применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов: гуманного взаимодействия педагога и студентов; синкретизма; обучения в действии; импровизационности;

организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном - jazz modern);

разработку и реализацию учебно-методического комплекса «Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Танцевальная аэробика», построенного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративности, распределенности и адаптивности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научных семинарах в Институте педагогических исследований (ЧГАКИ г. Челябинск, 2004-2008); на кафедрах педагогики и психологии (ЧелГУ, ЧГАКИ г. Челябинск 2004-2008); на международных, всероссийских, региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Культура - Искусство - Образование: новые аспекты синтеза теории и практики» (Челябинск 2005, 2006); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2007); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2006); «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006, 2007), IV и V научно-творческих конференциях молодых ученых, аспирантов ЧГАКИ «Молодежь в культуре и науке XXI века» (Челябинск, 2005, 2006 гг.) и др.; посредством публикаций в сборниках научных трудов Челябинска, Омска, Ташкента, Горно-Алтайска.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения, содержит 2 рисунка и 17 таблиц.

Похожие диссертации на Развитие твоческих способностей студентов средтвами интегрированной хорегорафичекой деятельноти