Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Седых Вадим Викторович

Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики
<
Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Седых Вадим Викторович. Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Седых Вадим Викторович; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1075

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ХУДОЖНИКОВ-КЕРАМИСТОВ

1.1. Анализ проблемы преемственности традиций и профессиональной подготовки специалиста в области художественной керамики 13

1.2. Психолого-педагогические условия развития композиционных способностей будущих художников 38

1.3. Педагогические направления и методы развития композиционных способностей студентов при обучении художественной керамике 59

Выводы по главе I 81

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

2.1. Педагогическая модель развития композиционных способностей будущих художников-керамистов 83

2.2. Методические основы развития композиционных способностей студентов в условиях учебного процесса по художественной керамике 105

2.3. Результаты реализации педагогической модели развития композиционных способностей студентов в ходе освоения художественной керамики 139

Выводы по главе II 155

Заключение 157

Список литературы 160

Приложения 194

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественная керамика как вид декоративно-прикладного искусства всегда играла значительную роль в жизни человека и общества. С древних времен в керамических изделиях проявлялись мировоззрение, эстетические идеалы, вкусы эпохи. Дошедшие до нас артефакты этого искусства служат богатыми и достоверными источниками информации о духовных, эстетических и утилитарных потребностях человека в разные исторические эпохи. Искусство керамики передавалось из поколения в поколение - от мастера к подмастерью: менялись художественные идеи, нарабатывались новые приемы и технологии изготовления керамики, совершенствовались методы обучения.

Современное профессиональное образование в области художественной керамики, опираясь на опыт и традиции, должно учитывать психолого-педагогические особенности студентов, вкусы и потребности современного общества. Известно, что для создания самобытного художественного изделия студенту недостаточно изучить сложившийся опыт и овладеть различными технологиями обработки глины, важно обладать развитыми композиционными способностями, которые обеспечивают возможность создания оригинальных выразительных изделий. Однако на практике обучение повсеместно носит традиционный характер: внимание сосредоточено на решении технологических задач, направленных на репродуктивную деятельность обучающихся. Подобный подход входит в противоречие с концептуальными идеями культуросообразного образования, полагающего, что образование должно стимулировать не репродуктивную, а творческую деятельность человека. Лишь в этом случае оно направлено не только на социализацию, т.е. адаптацию индивида к «готовым» социальным нормам, но и на культуроосвоение, которые «фиксируют источники его творческого роста в развивающемся обществе (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр).

Исследованием различных аспектов развития творческих способностей учащихся посвящены труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Торренса, К. Роджерса и др. Педагогические проблемы формирования творческих способностей в изобразительной деятельности

нашли отражение в работах П.К. Анохина, Е.И. Игнатьева, Е.И. Коротеевой, B.C. Кузина и др. Известно, что важную роль в развитии художественных способностей при подготовке художника любой специализации играет освоение композиции. Базовые педагогические взгляды на сущность композиции и методики ее преподавания в профессиональном художественном образовании сохранились в наследии таких художников, как А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, Н.Н. Волков, Г.Г. Нисский, В.А. Фаворский, Д.А. Шмаринов; искусствоведов - М.В. Алпатов, Б.Р. Виппер и др.

Методика обучения композиции должна учитывать психолого-педагогические аспекты создания и восприятия композиции (А.Я. Бродецкий, Н.М. Тарабукин), развитие композиционного мышления как ментальной способности организовать целостную художественную форму и ее влияние на структуру продуктивного мышления личности (А.В. Свешников); формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку (Н.Г. Назарова); особенности обучения построению формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества (В.Б. Устин); влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения студентов (Н.П. Меньшиков), теоретические основы композиции и методики практического обучения студентов (О.Л. Голубева, Н.В. Севрюкова, Е.В. Шорохов).

Организация процесса освоения учащимися знаний и обобщенных способов деятельности должна учитывать специфику преподавания декоративно-прикладного искусства, которая связана со стилизацией, обобщением, особыми методическими приемами (В.В. Корешков, СП. Ломов, О.В. Федотова, А.С. Хворостов, Г.В. Черемных), совершенствованием обучения художественной керамике в высшем профессиональном образовании (А.А. Булкин, P.M. Варцава, Н.В. Басарева и др.), систематизацией художественного процесса и осознанием значения творческой концепции художника-керамиста (М.А. Антонян, О.М. Голубец, Л.Г. Краморенко).

Однако, несмотря на широкое внимание к разработке проблем, связанных с преподаванием композиции в различных специализациях профессионального художественного образования, сфера развития композиционных способностей

студентов в процессе освоения художественной керамики не нашла должного отражения в педагогических исследованиях. В целом, можно констатировать, что в современном профессиональном образовании существуют противоречия:

между направленностью студентов на решение технологических задач репродуктивного характера в декоративно-прикладном искусстве, в т.ч. при освоении керамики, и устремлением современного образования к развитию продуктивной творческой деятельности специалиста;

между ведущим местом композиционных способностей в структуре способностей к изобразительной деятельности, в любом виде искусства и не разработанностью подходов к их развитию в учебных заведениях, готовящих специалистов декоративно-прикладного и художественно-промышленного профиля, а также преподавателей этих специализаций.

Таким образом, возникает проблема: как оптимизировать процесс развития композиционных способностей студентов при освоении художественной керамики. Исследование данной проблемы обусловило выбор темы: «Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики».

Объектом исследования является профессиональное образование студентов в области художественной керамики.

Предмет исследования - педагогические условия развития композиционных способностей студентов в процессе обучения по специализации «Художественная керамика».

Цель исследования - концептуально обосновать и экспериментально проверить систему принципов и комплекс методов развития композиционных способностей студентов при освоении художественной керамики.

Задачи исследования:

1. На основе системного изучения теоретических материалов по
профессиональному образованию, художественной педагогике,

искусствоведению, нормативных документов (стандартов высшего образования, учебных планов, программ) раскрыть сущность и специфику традиционного обучения художественной керамике и современных тенденций профессионального художественного образования в этой сфере.

  1. Провести анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования и выявить пути обновления содержания образования в области художественной керамики и концептуальные подходы к развитию композиционных способностей студентов.

  2. Разработать и апробировать на практике педагогическую модель процесса развития композиционных способностей студентов при освоении художественной керамики.

  3. Разработать критерии композиционных способностей будущих художников-керамистов.

Гипотеза исследования. Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики будет эффективно, если:

- процесс обучения опирается как на традиционный опыт, так и на
современные подходы к образованию в области декоративно-прикладного
искусства;

- разработана и реализована на практике педагогическая модель процесса
развития композиционных способностей студентов при освоении
художественной керамики;

методика обучения направлена на развитие у студентов навыков художественного обобщения, понимания целостности художественной формы и презентативности приемов визуальной информации;

педагогические условия развития композиционных способностей студентов включают: интегрированное содержание художественных предметов, способствующих информационной и эмоционально-ценностной интенсивности творческого процесса, формированию целостного образа культуры и продуктивной деятельности художника; среду, способствующую свободной, творческой самореализации; высокий уровень овладения технологическими навыками, расширяющими возможности широкой интерпретации образа изделия.

Методологической основой исследования явились научные труды по философии образования (И.Н. Андреева, Б.С. Гершунский); психологии деятельности и развитию творческих способностей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер,

Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков); развитию визуального восприятия (Р. Арнхейм, Н.Н. Волков); концепции творческого развития личности и воспитания средствами искусства (Н.А. Бердяев, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, B.C. Щербаков, Б.П. Юсов); исследованию психологии художественного творчества и индивидуальных особенностей личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); концепции образования в традиционном декоративно-прикладном искусстве (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова); теории композиции и специфики орнаментальной композиции (СП. Ломов, Н.Ф. Лоренц, Б.А. Рыбаков, Е.В. Шорохов).

Методы исследования: анализ философско-культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, художественно -педагогической литературы, тестирование, опрос, собеседование, наблюдение, анализ творческих работ студентов, педагогический эксперимент, обобщение личного педагогического опыта.

Научная новизна исследования.

Определено значение развития композиционных способностей, как многокомпонентного, динамичного процесса, являющегося неотъемлемой частью профессионального становления художника.

Разработанная педагогическая модель процесса развития
композиционных способностей студентов включает пути обновления
содержания художественного образования на принципах: целостности,
интеграции, продуктивности. Педагогическими условиями реализации модели
являются: 1) систематизация содержания художественных дисциплин в
специализации художественная керамика на основе интегративного подхода,
активизирующего информационную и эмоционально-ценностную

интенсивность творческого процесса; 2) создание развивающей, творческой, способствующей свободной самореализации образовательной среды; 3) комплекс базовых методов развития композиционных способностей студентов включает: опору на традиционный опыт на основе культурологической и искусствоведческой компетентности; импровизаций и вариаций на основе

собственного художественного опыта; индивидуального и коллективного обучения; интегративных практикумов по проектированию и созданию керамического изделия; 4) двухуровневая технология обучения композиции в художественной керамике, расширяющая возможности свободной интерпретации образа изделия, составляющие которой: формирование системы знаний и практических навыков (общепедагогический компонент); формирование интереса, мотивации, позитивного отношения к ценностям традиционной художественной культуры (индивидуально-творческий компонент).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия композиция - это основополагающее средство выразительности художественного произведения, формирующее его смысловое содержание, определяющее структуру и организацию, пространственный ритм всех элементов - форм, линий, фактур, цветовых пятен, их иерархию, доминанты и характер соотношения с окружающей средой и зрителем.

Дана дефиниция «композиционных способностей» в декоративно-прикладном искусстве - это сложное синтетическое индивидуальное качество художника, являющееся необходимым условием для успешной художественной деятельности, оно проявляется в быстроте и точности выбора выразительных доминант, обобщении и конкретизации замысла в целостном, эмоционально и информационно емком художественном образе; предвидении возможных метаморфоз художественного материала в художественное произведение. Композиционные способности формируются в свободной творческой деятельности в процессе генерирования большого числа идей и выбора оптимальной.

Сформулированы и обоснованы критерии развития композиционных способностей, выражающиеся в продуктивности воображения; целостности восприятия; умении органично соединять элементы, выделять доминанты и определять иерархию, организовывать пространство в единстве содержания и формы, фактуры и цвета, ритма и масштаба для образной выразительности произведения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: 1) педагогически систематизирован процесс обучения художественной керамике, направленный на развитие композиционных способностей; 2) разработана программа «Профессиональная подготовка студентов к выполнению керамического орнаментального рельефа» для студентов по специальной дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение (художественная керамика)»; 3) обоснована взаимосвязь предметов «Основы композиции (художественная керамика)», «Материаловедение, технология и производственное обучение (художественная керамика)» с академическими художественными дисциплинами: Живопись, Рисунок, Композиция, Скульптура, История искусств; 4) разработан комплекс учебных заданий по проектированию изделия в художественной керамике, учитывающий различные технологии обработки материала и его воздействия на восприятие зрителя.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональном образовании в однопрофильных учебных заведениях; в системе повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, личной педагогической деятельностью, результатами опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2006 по 2010 гг. на кафедре декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, ГОУ СОШ №1279 и прошло несколько взаимосвязанных этапов.

Этапы исследования: 1 этап (2006-2007) поисково-аналитический: включал изучение теоретических вопросов, связанных с историей керамики, психолого-педагогическими условиями развития творческих способностей студентов при обучении керамике в высшем профессиональном образовании; анализ учебных планов и программ, формулирование рабочей гипотезы, выработку цели и задач исследования.

  1. этап (2007-2008) формирующий: разработка педагогической модели развития композиционных способностей студентов при освоении художественной керамики, апробация поэтапных методов обучения студентов проектированию изделий из керамики и технологическим этапам выполнения изделия. Выявление организационно-педагогических условий эффективного развития композиционных способностей студентов. Педагогический эксперимент по опытно-экспериментальной реализации педагогической модели.

  2. этап (2009-нач.2010) обобщающе-аналитический: коррекция учебно-методического комплекса по развитию композиционных способностей студентов. Обработка полученных результатов, формулирование выводов исследования; оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на занятиях по авторской программе в Московском педагогическом государственном университете. Результаты исследования были представлены и получили одобрение на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе: Международная научно-практическая конференция «Диалог культур Востока - России - Запада в образовательной среде» апрель 2007 г. (Учреждение РАО «Институт художественного образования» (ИХО РАО), Юго-Западное окружное управление образования г. Москвы, ГОУ школа-интернат №19, г. Москва), научно-практический семинар «Педагогическая культурология и проблемы культурного взаимодействия», январь 2008 г. (ИХО РАО, ЮЗОУО, ГОУ школа-интернат №19, г. Москва); Городская научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века» ОТ08, апрель 2008 года (Учреждение РАО «Институт содержания методов образования», ГОУ СОШ №1173, г. Москва); Научная конференция «Повышение качества художественного образования и эстетического воспитания в школе и вузе» («Дни науки» в Московском городском педагогическом университете), апрель 2008 г. (ГОУ ВПО МГЛУ, факультет изобразительных искусств и дизайна); Международная научно-практическая конференция «Диалог культур Востока - России - Запада в образовательной среде» апрель 2008 г. (ИХО РАО, ЮЗОУО, г. Москвы, ГОУ школа-интернат №19, г. Москва); на заседаниях кафедры декоративно-

прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ (2006-2009 гг.), на заседаниях лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры ИХО РАО (2009-2010 гг.). На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие композиционных способностей студентов в освоении
художественной керамики представляет собой многокомпонентный, динамичный
процесс, являющийся неотъемлемой частью профессионального становления
художника. Высокий уровень развития композиционных способностей
обеспечивает индивидуальность творческого выражения в создании
художественного изделия, оптимальный выбор художественных средств,
технологически грамотное применение материала и техник его обработки,
повышающее качество и образную выразительность изделия.

2. Композиционные способности в декоративно-прикладном искусстве - это
сложное синтетическое индивидуальное качество художника, являющееся
необходимым условием для успешной художественной деятельности, оно
проявляется в быстроте, глубине и точности владения способами и приемами
построения композиции: выборе на основе существенного и характерного
выразительных доминант, обобщения и конкретизации замысла в целостном,
эмоционально и информационно емком художественном образе; предвидении
возможных метаморфоз художественного материала в художественное
произведение. Композиционные способности формируются в свободной
творческой деятельности в процессе генерирования идей и выбора оптимальной.

3. Педагогическими условиями развития композиционных способностей
студентов являются: систематизация содержания художественных дисциплин в
специализации «Художественная керамика» на принципах: целостности,
интеграции, продуктивности; создание развивающей, творческой
образовательной среды; комплекс базовых методов включает: опору на
традиционный опыт на основе культурологической и искусствоведческой
компетентности; импровизаций и вариаций на основе собственного
художественного опыта; индивидуального и коллективного обучения;
интегративных практикумов по проектированию и созданию керамического
изделия; двухуровневая технология обучения композиции в художественной

керамике: формирование системы знаний и навыков (общепедагогический компонент); формирование интереса, мотивации, позитивного отношения к ценностям традиционной художественной культуры (индивидуально-творческий компонент).

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Анализ проблемы преемственности традиций и профессиональной подготовки специалиста в области художественной керамики

История художественной и материальной культуры показывает, что в развитии многих цивилизаций существенную роль играли изделия из керамики. В течение тысячелетий керамика являлась одним из самых распространенных материалов, использовавшихся в строительстве, в быту, в культовых целях. Именно поэтому «...подход к процессу создания керамики как к модели природных космогонических явлений превращает керамику из предмета в факт искусства» [257, С. 4].

Термин «керамика» произошел от греческого «керамос», что в-переводе означает «глина». «Керамик» — так называлось предместье Афин, к северо-западу от Акрополя, где в VI-III веках преимущественно жили и работали гончары. Однако развитие керамики началось задолго до возникновения термина, оно относится, как свидетельствуют данные археологов, еще к эпохе мезолита (15-12 тыс. лет тому назад), а в эпоху неолита утвердилось окончательно [353, С. 179].

Распространенность и значимость искусства керамики обусловлена различными факторами, среди которых наиболее существенными являются:

- легкая доступность глины, определившая повсеместное развитие гончарного ремесла;

- простота изготовления изделий;

- качество и разнообразие получаемых предметов (посуда, игрушки, украшения, строительный кирпич, декоративные элементы для украшения зданий и т.д.);

- свойства керамики, как материала, который среди всех других по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств не имеет себе равных. Все это обусловило то, что с древнейших времен до нашего времени керамические изделия занимают существенное место в декоративно-прикладном искусстве практически всех народов мира - начиная со схематичных культовых фигурок и примитивных глиняных сосудов, обожженных на костре, до тончайших изделий из полупрозрачного фарфора.

Подтверждением этому служат результаты археологических раскопок на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки.

Передача искусства керамики из поколения в поколение было путем передачи личного опыта мастера. Однако сколько-нибудь значительных источников о постановке образования в этой области не сохранилось. РГзвестно лишь, что гончарное мастерство передавалось также как и любое другое ремесло «из рук в руки», от мастера к ученику по принципу «делай как я».

В древности сосуды лепились от руки самым примитивным способом: наращиванием отдельных жгутов глины или налепом. Изделия обжигались сначала на кострах (приблизительно при температуре 800-900С), позже появились специальные печи для обжига. А.И. Поверин пишет: « ... Постепенно люди овладели технологией обжига: надо не сразу ставить предмет в огонь, а сначала высушить, чтобы он не треснул. Чтобы сушка и обжиг проходил более равномерно, нужно добавлять к глине песок» [256, С. 28]. Чтобы глина при обжиге не давала трещину, в нее добавляли также толченые раковины и раскрошенный гранит.

Из описания процесса изготовления изделия видно, насколько сложно было овладеть мастеру технологией обжига, тем более раскрыть приемы создания художественного материала с новыми свойствами. Именно понимание того, каким путем вырабатывалась технология выполнения изделий, дает возможность расценить творческий поиск каждого мастера как уникальный, дающий богатейшие основы для расширения навыков ведения гончарных работ в целом.

Традиционно в истории изготовления глиняных изделий обучение на начальных этапах происходило по одному общему сюжету «... начиналось с самых простых и интересных операций, чем ученика как бы втягивали постепенно в технологический процесс» [256, С. 22]. При этом именно на начальном этапе обучения изучались свойства материала: цвет, пластичность и плотность, условия его хранения, учились его распознавать и чувствовать.

В 4-2 тыс. до н.э. изделия из керамики начинают украшать орнаментом. Простой орнамент ямочно-гребенчатого типа, выдавливаемый штампиком, процарапанный острием или с более сложным ритмически чередующимися спиралевидными завитками, концентрическими кругами, волнистыми линиями, сетчатыми рисунками украшал внешнюю поверхность сосудов. Кроме геометрических орнаментов имели место растительные и фигуративные с условным изображением фигур людей и животных. Параллельные комплексные исследования археологов, искусствоведов, этнографов и лингвистов обнаруживают, что первобытные орнаменты наделялись магическим значением; в их основе лежала условно-схематическая передача явлений природы (Л.И. Буткевич, Б.А. Рыбаков, А.П. Окладников, А. Леруа-Гуран). Особенно богато магическими орнаментами украшались ритуальные сосуды. Со временем, первоначальный смысл знаков, составляющих орнаменты, забылся, и они превратились в простые декоративные мотивы.

По мере развития керамики открывались ее новые замечательные возможности. Эксперименты с многочисленными сортами глин и примесей -керамических масс, использование различных приемов формовки и обжига позволили создать разные виды красивой, тонкой и прочной керамики. Выделяют основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Психолого-педагогические условия развития композиционных способностей будущих художников

Важным аспектом современного профессионального образования представляется направленность на развитие творческого отношения к выполняемой работе, которое выделяет специалиста высокой квалификации и является важной составляющей профессиональной компетенции специалиста любого профиля (А.К. Маркова).

В работах, обращенных к проблематике реформирования и модернизации высшего образования, подчеркивается, что:

1) Современные подходы к образованию требуют превращения студента из пассивного реципиента готовых знаний и умений, из объекта обучения и воспитания в активного субъекта самообразования и воспитания.

Способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации, критическому отношению к себе создает предпосылки для постоянного творческого роста, развития себя как субъекта профессиональной деятельности.

Только тогда, когда личность начинает сознательно творить себя, достраивая недостающие ей элементы, она становится субъектом социального творчества, формируя себя как личность всестороннюю и гармоничную. Достичь такого уровня развития личности возможно только в том случае, если в учебном заведении будет создана образовательная среда, в которой студент получает педагогическую поддержку своих идей, стремлений к самореализации в самостоятельной творческой деятельности и т.д. [15, 24, 50, 60, 81, 87, 97, 117, 167, 181, 217, 223, 258, 298, 321, 358].

2) Современный период общественного развития превращает высшее образование в главный фактор общекультурного и профессионального становления личности будущего специалиста, что требует изменения содержания образования и совершенствования процесса обучения студентов.

Показательно, что большинство исследователей связывают готовность к постоянному творческому развитию с такими важнейшими категориями, как эффективность, стабильность и надежность профессиональной деятельности [22,87, 137,247,269].

3) Мотивация к творческому развитию отражает высокий уровень профессиональной подготовки и одновременно готовность личности к самореализации в профессиональной деятельности.

Таким образом, путь творческого развития определяется активностью самой личности, ее способностью выводить себя на уровень целенаправленного изменения, построения своей деятельности, ее преобразования и развития. Творческое развитие, творческие способности, являясь общим критерием высокого профессионализма, для будущих художников представляются не только значимым, но и непременным показателем их профессиональной компетенции. В подготовке студентов по изобразительным и декоративно-прикладным специальностям развитию творческих способностей содействует сформированность композиционного мышления и в результате -композиционных способностей. Именно композиционные способности автора определяют оригинальность, а во многом и выразительность художественного произведения. Поэтому учебные дисциплины, связанные с этим процессом в любой художественной специализации сосредоточены на освоении композиции.

Теоретическое исследование проблемы творческого развития будущих специалистов в разных областях деятельности показало, что столь значительный интерес к различным аспектам этой проблемы вызван объективной и осознаваемой обществом ролью творческого развития в воспитании человека, способного преодолевать возникающие трудности на основе нестандартных подходов и решений, действуя продуктивно, динамично и гибко (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Т. Кудрявцев, Л.В. Школяр и др.).

Как показало исследование, в процессе творческого развития интегрируются достижения нескольких видов опыта: эстетического, культурного, жизненного, профессионального, опыта социализации и саморазвития и, безусловно, опыта самостоятельной творческой деятельности, в которой наиболее полно и глубоко проявляется индивидуальное и особенное (А.В. Бакушинский, Д. Дьюи, К. Роджерс, Б.П. Юсов и др.).

Творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, преобразует, развивает и обогащает его, формируя как личность, самобытную индивидуальность (Н.И. Киященко, И.Э. Кашекова, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Самохвал ова и др.). В творчестве субъект не просто воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, кроме того, он выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (С.Л. Рубинштейн).

Объяснение сущности творческого развития личности дано в культурно-исторической теории Л.С. Выгодского, согласно которой личность «достраивается» той системой общественных отношений, в которых развивается человек [81]. В этом случае важнейшим механизмом социализации понимается интериоризация личностью культурного опыта человечества. В процессе онтогенеза приобретается относительная независимость от врожденных задатков человека, которые, в конечном счете, не предопределяют развития высших психических функций. Связь врожденных задатков и развившихся способностей неоднозначна и опосредована [269, 321, 343].

Педагогическая модель развития композиционных способностей будущих художников-керамистов

Одной из приоритетных задач продуктивного художественного образования по любой специальности представляется развитие композиционных способностей студентов. Именно они определяют уровень творческого самоопределения будущих художников. В практике профессиональной подготовки справедливо возникает проблема: как оптимизировать процесс развития композиционных способностей студентов при освоении художественной керамики. Для эффективного осуществления этого процесса в образовательном пространстве учебного заведения, разработана теоретическая модель, обоснованию которой посвящен данный параграф.

Целью разрабатываемой педагогической модели является развитие композиционных способностей студентов, необходимых для индивидуального творческого самовыражения и самоопределения в искусстве керамики.

Задачи модели:

1) Определить необходимое и достаточное содержание образования в области композиции по специальности художественная керамика.

2) Выявить педагогические условия эффективного развития композиционных способностей студентов художественно-прикладных специальностей.

3) Определить методы реализации содержания образования по композиции в художественной керамике.

4) Разработать технологию развития композиционных способностей студентов.

Педагогическая модель развития композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики строится на. взаимосвязанных и взаимообусловленных принципах: целостности, интеграции, продуктивности. При этом каждый принцип рассматривается в двух аспектах -

1) как принцип реализации самой модели; 2) как принцип реализации содержания образования в области композиции (Схема 2).

1) В соответствии с принципом целостности все структурные компоненты модели представляют собой единую систему, отвечающую задачам развития композиционных способностей студентов и действиям, с ними связанным.

2) Принцип целостности рассматривается нами и как способ эстетического формообразования в традиционном прикладном искусстве и дизайне, обогащающий проектирование изделия требованиями физиологии, психологии, гигиены труда, эргономики в целом, придав, таким образом, требованию целостности форм новое гуманистические параметры.

Принцип целостности - первый и основной принцип гештальтпсихологии (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин). Под самим понятием «гештальт» подразумевается целостное образование, обладающее особым качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей.

Изначально идея целостности развивалась и экспериментально обосновывалась в психологии восприятия, затем ее подключили к решению принципиальных психофизических проблем, позже он был распространен на все остальные проблемы психологии. Для Берлинской школы гештальтпсихологии этот принцип представляет целостность динамической ситуации ее формальной структуры; в представлении Лейпцигской школы он реализуется не в структурности, а в диффузной комплексности, примером которой является «народная» целостность, поглощающая личность. Важно, что течение всех психических процессов определяется динамическими характеристиками, а каждый психофизический процесс является замкнутым в себе целым.

Понимание человека как цельного троичного существа, «состоящего» из тела, души и духа, обусловливающих друг друга, свойственно Вальдорфской педагогике, где они выступают как целостность мышления, чувства и воли. Сохраняя эту целостность в учебном плане, вместе с когнитивным (знаниевым) компонентом, присутствуют эстетический и практический, как отдельные линии содержания образования. Принцип целостности в данном случае направлен на то, чтобы в каждом компоненте учебного процесса в каждый его момент был задействован весь человек с его физическими, психическими, эстетическими и др. проявлениями. Все подчинено определенному ритму, объединяющему художественную деятельность со специфическими телесными действиями, фантазию, творческое самовыражение.

В отечественном образовании педагогический процесс как целостное явление рассматривали В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.

Принципы отбора содержания профессионально-педагогического образования в гуманитарном вузе с позиций антрополого-экологического подхода рассматривал В.И. Флоря. Он считает, что эффективная реализация вузовским образованием культурных функций предполагает учет принципа целостного отражения системы педагогической культуры.

Исходя из этого, можно утверждать, что организация образовательного процесса на принципе целостности поможет решить массу психологических проблем, связанных с обучением, на основе целостности динамической ситуации, предполагающей взаимодействие когнитивно-информационного, эмоционально-эстетического и продуктивно-деятельностного компонентов, определяющих целостное развитие личности. «Диффузная комплексность» реализуется в нашей модели средствами принципа интеграции.

Похожие диссертации на Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики