Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Каминская Елена Альбертовна

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов
<
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каминская Елена Альбертовна. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Челябинск, 2004 206 c. РГБ ОД, 61:04-13/2399

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музыкальный фольклор как педагогическая проблема 11

1. Методологические основы исследования проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора 13

2. Музыкальный фольклор как педагогическая ценность 44

3. Прогностический подход к развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора 68

Выводы к первой главе 82

Глава 2. Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в процессе опытно-экспериментальной работы 85

1. Принципы и условия организации опытно-экспериментальной работы по развитию творческих 'способностей студентов средствами музыкального фольклора 86

2. Содержательно-процессуальный этап опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора 103

3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора 122

Выводы ко второй главе 138

Заключение 142

Библиографический список 146

Приложение 1 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процессы модернизации, происходящие в нашей стране, касаются всех сфер развития общества. Они становятся причинами переосмысления целей, задач, путей воспитания и обучения в современных социокультурных условиях. Новые приоритеты в образовании определяют необходимость совершенствования подготовки студентов вузов. Одной из важнейших задач высшей школы на современном этапе является формирование личности будущего специалиста, обладающего не только знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности, но и умеющего их творчески применить в учёбе и работе. Поэтому основная задача, стоящая перед педагогами вуза, — помочь в максимальном развитии творческих способностей студентов.

Научную теорию способностей разрабатывали Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Проблему специальных способностей исследовали Ф.Н. Гоноболин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Л.И. Уманский и др.

Изучение проблем творчества, творческих способностей стало ключевой проблемой психологов и педагогов, находя отражение в работах В.И. Андреева, Г.С. Альтшуллера, Дж. Гиллера, А.Ю. Козырева, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Д. Шеллкросса и др. Педагогические идеи формирования и развития творческих способностей исследовались Т.В. Абрамовой, Л.С. Выготским, Л.А. Пономаревым, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым и др. В то же время проблема развития творческих способностей остается одной из актуальных психолого-педагогических проблем.

Одним из средств развития творческих способностей студентов выступает музыкальный фольклор. Проблемой изучения значимости

музыкального фольклора для педагогического процесса и процесса развития творческих способностей в системе дошкольного и школьного образования занимались Г.В. Быховец, В.А. Бакаев, Т.С. Комарова, И.М. Красильников, И.В. Нестьев, Т.А. Ротанова, К.Д.Ушинский и др. Вместе с тем изучение потенциальных возможностей музыкального фольклора для развития творческих способностей студентов вуза осталась без внимания исследователей. Значит, современное состояние теоретической мысли по вопросам использования музыкального фольклора в процессе обучения студентов вуза не способно удовлетворить потребности практики в научном изучении проблемы. На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования, сущность которой заключается в необходимости разрешения противоречий между потребностями педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыкального фольклора для педагогической науки, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью вопроса в научных исследованиях, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкального фольклора и их малой реализацией в педагогической практике.

Вышеназванные противоречия и связанная с ними актуальность обусловили выбор темы нашего исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов».

Цель исследования: определить педагогические условия, при реализации которых музыкальный фольклор будет выступать средством развития творческих способностей студентов.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов специализации «Народный хор».

Предмет исследования: развитие творческих способностей студентов в условиях использования музыкального фольклора в учебном процессе.

Гипотеза исследования: музыкальный фольклор может выступить как средство развития творческих способностей студентов, если его изучение будет построено с опорой на следующие педагогические условия:

преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

формирование установки на творческое использование традиций;

учет имманентных характеристик музыкального фольклора (его творческий характер, эталонность, традиционность, вариационность (вариантность), импровизационность, способность к перекодировке);

ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой ставились следующие задачи:

охарактеризовать методологические предпосылки исследования проблемы;

выявить музыкальные традиции русского народа как педагогическую ценность;

определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике;

теоретически обосновать педагогические условия развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора;

экспериментально проверить влияние педагогических условий на развитие творческих способностей будущего специалиста;

разработать методические рекомендации по использованию музыкального фольклора как средства развития творческих способностей студентов.

Методологической основой и теоретическими предпосылками

нашего исследования являются: культурологический подход (А.И. Арнольдов, А. Дистервег, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Я.А. Коменский, А.И. Мищенко, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.); аксиологический подход (И.В. Гильгенберг, Е.И. Головаха, А.В. Кирьякова, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов и др.); креативный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); индивидуально-дифференцированный подход (Л.С. Выготский, А.В. Усова и др.); принцип народности (К.Д. Ушинский); теория деятельности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); учение об установке (А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе и др.); музыкальный фольклор (Н.М. Бачинская, Б.Б. Ефименкова, И.И. Земцовский, С.Г. Лазутин, Т.В. Попова и др.).

Исследование состоит из четырёх этапов, осуществлялось на базе специализации «Народный хор» Челябинской государственной академии культуры и искусств.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) выявлялось состояние проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в научной литературе и педагогической практике; определялись ключевые позиции исследования, его понятийный аппарат. На данном этапе была определена актуальность темы, сформулирована рабочая гипотеза, поставлена цель, задачи исследования. Использовались методы анализа, сравнения, обобщения.

Второй этап (1998 - 1999 гг.) был посвящен теоретико-методологическому обоснованию исследования. Использовался теоретический метод анализа и обобщения.

На третьем этапе (1999 — 2003 гг.) определялись возможности верификации выдвинутой гипотезы; разрабатывались критерии оценки уровней развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора; проводилась экспериментальная проверка педаго-

гических условий в образовательном процессе вуза. Применялись эмпирические методы: констатирующий, формирующий эксперимент; наблюдение, тестирование и др.

Четвёртый этап (2003 — 2004 гг.) включал итоговую обработку полученных результатов и их внедрение в практику работы. Ведущие методы: анализ результатов, методы математической статистики, обобщение.

Научная новизна исследования состоит:

в разработке проблемы развития творческих способностей (творческого мышления, воображения, мотивации к творчеству, коммуникативно-творческих способностей) студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора на методологическом, теоретическом, практическом уровнях;

в обогащении понятийного аппарата педагогики за счёт определения структуры и алгоритма процесса развития творческих способностей средствами музыкального фольклора, включающего практическое освоение инструментальной фольклорной традиции; её творческую переработку; теоретическое изучение и обобщение музыкальной фольклорной традиции; изучение песенного фольклора на теоретическом и практическо-творческом уровнях; создание (воссоздание) музыкальных фольклорных произведений (вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных);

в выделении комплекса педагогических условий, способст
вующих развитию творческих способностей студентов музыкально-
педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музы
кального фольклора;

в разработке критериев и методов определения уровня развития
творческих способностей студентов музыкально-педагогического фа
культета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора.

Теоретическая значимость исследования состоит:

в определении и теоретическом обосновании особенностей развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора, состоящих в первоначально практическом изучении фольклорного материала, его теоретическом обобщении, выявлении закономерностей бытования (включая структуру, формообразование, музыкально-поэтический стиль и т.д.), создании собственных произведений в рамках музыкальной фольклорной традиции;

в теоретическом обосновании включения комплекса фольклорно-музыкальных предметов в педагогический процесс, способствующих развитию творческих способностей студентов.

Практическая значимость исследования заключается:

в разработке комплексной методики развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора;

в разработке методики фольклорно-музыкальной деятельности студентов и диагностики их творческих способностей;

в разработке и внедрении в учебный процесс программ курсов «Народное музыкальное творчество» и «Инструменты народной традиции»;

в разработке и публикации научно-методических рекомендаций
по исследуемой проблеме, в том числе одобренных УМО Министерства
культуры РФ.

На защиту выносятся:

1. комплекс педагогических условий и теоретическое обоснование его введения для развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора, включающий преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности; формирование установки на творческое использование традиций; учет имманентных характеристик музыкального фольклора

(его творческий характер, эталонность, традиционность, вариационность (вариантность), импровизационность, способность к перекодировке); ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора;

  1. уточненная структура процесса развития творческих способностей (в том числе творческого мышления, воображения, мотивации к творчеству, коммуникативно-творческих способностей), необходимых в области музыкальной деятельности для создания (воссоздания) музыкальных фольклорных произведений;

  2. алгоритм создания (воссоздания) музыкальных фольклорных произведений, сущность которого состоит в изучении (практическом и теоретическом) музыкальных эталонов, на основании которых происходит процесс творческой переработки материала.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается анализом и учётом современных достижений педагогической науки и комплексной методикой исследования проблемы, подтверждается успешным внедрением его результатов в практику работы вузов страны, публикацией материалов и получением на них положительных отзывов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились с 1997 г. посредством публикаций в печати в виде докладов, выступлений, обсуждений частных вопросов на всероссийских (Волгоград, Челябинск, 2003 г.), межрегиональных (Челябинск, 2002 г.), региональных (Липецк, 2003 г.), внутриа^адемических (1999 - 2004 гг.) научно-практических конференциях, на лекциях и практических занятиях в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Основные научно-методологические идеи диссертации легли в основу учебных пособий «О некоторых особенностях обучения игре на ложках» (имеет гриф УМО Министерства культуры РФ), «Игра на ложках: Практический курс (в четырёх частях)», программ «Инструменты народной традиции» (имеет гриф УМО Министерства культуры РФ) и «Народное му-

зыкальное творчество».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (220 источников), 50 таблиц, 34 диаграмм, 6 графиков, двух Приложений.

Методологические основы исследования проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора

Музыкальный фольклор — сложное, многоструктурное и полифункциональное образование. На его существование и развитие оказывают влияние различные факторы и условия: уровень развития культуры, степень востребованности обществом фольклора в целом и его отдельных компонентов, среда и обстоятельства бытования и т.д. Его анализ с педагогических позиций предполагает использование нескольких методологических принципов. Это необходимо в связи с тем, что музыкальный фольклор способствует развитию воображения, эмоциональной сферы личности, её интеллекта, вызывает действие и т.д. Следовательно, нужно учитывать различные методологические принципы при исследовании музыкального фольклора и возможности использования его как базы развития творческих способностей студентов. Для того чтобы сформулировать основные методологические принципы исследования проблемы, нам представляется необходимым дать представление о методологии; специфике педагогической методологии; выявить её структуру, уровни использования. Рассматривая каждый подход, мы охарактеризуем доминирующий принцип, лежащий в основе этого подхода, выявим сущность и значение подхода для изучения проблемы, рассмотрим её с точки зрения данного подхода.

В общенаучном смысле методология понимается как учение о научном методе познания, то есть способе теоретического исследования или практическом осуществлении чего-либо (159, с. 353). В философии методология трактуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе (204, с. 368). Следуя этимологии слова, методология — учение о методах. С точки зрения педагогики, методология — теория методов познавательной деятельности человека, учение о способах познания и организации процессов, систем (68, с. 33). Это учение о структуре, логике, принципах, методах, средствах творческой и практической деятельности, о путях применения знания, концентрирующегося в философских понятиях о познании мира, выяснения места и значения методов познания в системе средств познания объективной действительности (81, с. 16).

Педагогика, как и любая наука, имеет свою методологию, но она отличается своей спецификой. Прежде всего, специфика педагогической методологии заключается в её структуре. Она представляет собой

1. систему знаний

о педагогической теории, её структуре, функциях, основаниях;

о способах добывания знаний;

о принципах подхода к проблемам;

об окружающей действительности в её развитии;

2. учение о принципах (основных положениях), средствах, формах адекватного отображения объективных закономерностей процесса обучения и воспитания (131, с. 4), научно — познавательной деятельности (164, с. 93);

3. систему деятельности по получению знаний, обоснованию логики, программ, методов, оценке качества работы, т.е. систему научно - исследовательской деятельности (163, с. 35).

Рассмотрение музыкального фольклора с точки зрения педагогической методологии предполагает:

во-первых, учёт системы знаний о данной проблеме, то есть может ли музыкальный фольклор быть предметом педагогики, возможно ли его использование с педагогических позиций, отражает ли он окружающую действительность в многообразии проявлений и её развития и т.д.;

во-вторых, обоснование принципов изучения и отражение объективных закономерностей процесса образования;

в-третьих, опору на систему научно-исследовательской деятельности.

Изучение музыкального фольклора, как и любой другой педагогической проблемы, требовало от нас рассмотрения его на трёх методологических уровнях: философском, общенаучном, собственно педагогическом.

Философский уровень методологии был связан с привлечением философских методов в изучении проблем и явлений педагогического процесса. Он предполагал рассмотрение явления педагогического процесса, которым в данном случае выступает музыкальный фольклор, как объективной реальности, взятой в комплексе функционирования и взаимосвязи структурных компонентов в историческом развитии. На самом высоком уровне обобщения музыкальный фольклор как объективная реальность представляет собой часть культуры народа, одно из естественных явлений народной жизни, несущее в себе творческий потенциал, и выступает как проявление народного мировоззрения, его духовной сущности. Для нас важно, что музыкальный фольклор является системой, включающей несколько уровней:

Первый - мировоззренческий — включает умонастроения народа (ментальность), его этические, эстетические, религиозные, бытовые представления.

Музыкальный фольклор как педагогическая ценность

В первом параграфе нашего исследования были рассмотрены методологические основы проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора. Исходя из задач нашего исследования, во втором параграфе мы должны раскрыть в логической последовательности сущность следующих вопросов:

1. Понятие музыкального фольклора.

2. Его имманентные характеристики.

3. Определение ценности музыкального фольклора для развития творческих способностей.

4. Состояние проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в психолого-педагогической теории и педагогической практике.

Музыкальный фольклор — основа всей музыкальной культуры и музыкального искусства. Являясь продуктом социальной активности народа, он в то же время представляет собой комплекс проявлений народного творчества в вокальном (преимущественно вокально-поэтическом, то есть песенном), инструментальном, вокально-инструментальном, музыкально-хореографическом жанрах.

Динамика развития музыкального фольклора состоит в противоречии устойчивости традиции и постоянном обновлении, определившем такие его имманентные характеристики, как импровизационность, вариантность, способность к перекодировке. Коллизия между устоявшейся традицией, актуальными потребностями социума и жизненной интенсивностью, определяющими выбор (отбор) среды, составляют основу исторической динамики музыкального фольклора.

Попытки определить сущность музыкального фольклора делались исследователями не единожды. В качестве его характеристик избирались традиционность, коллективность, коммуникативность, локаль ность, анонимность, вариантность, импровизационность, неинституцио-нальность и др. В каждое понятие ученые вкладывали различное семантическое значение, оспаривая «правильность» использования термина. Нам близка точка зрения B.C. Цукермана, который предлагал под анонимностью понимать не столько отсутствие автора, сколько причастность множества авторов к созданию произведения; под коллективностью - коллективную цензуру, то есть одобрение и принятие коллективом данного произведения (209). Музыкальный фольклор коллективен в том смысле, что функционирование его немыслимо вне обеспечивающей ее сохранение "цензуры" коллектива, о которой писал в свое время П.Г. Богатырев. Программирование деятельности коллектива или его сегментов в творческом плане происходит путем коллективного моделирования. Исследователи В.Н. Василенко, СВ. Воронов, М.А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, ТЛ. Шпикалова и др. отмечают, что к характерным чертам народного искусства следует отнести коллективный характер творчества (создание всем коллективом), высокое совершенство языка, человечность (в содержании произведений), связь с окружающим миром, праздничность и мажорность настроений, отражающие полнокровность и оптимистическое восприятие мира (145). Ю.В. Келдыш трактует сущность музыкального фольклора как диалектическую систему коррелятивных пар признаков:

1. Коллективность — индивидуальность, включающие противопоставление анонимности авторству, усвоение типологии специфичности и т.д.

2. Стабильность — мобильность, включающие устойчивость — вариантность, стереотипность — импровизационность, йотируемое — нено-тируемое.

3. Полиэлементность - моноэлементность, заключающиеся в синкретизме и его отсутствии.

4. Творчество — воспроизведение.

5. Система жанров - специфика отдельного жанра.

6. Диалектичность — наддиалектичность (140, стб. 887 — 904). А.С. Каргин выделяет пять родовых признаков музыкального фольклора: самодеятельный характер и тип организации; национальные формы бытования; интернациональное содержание; массовость; любительский тип социально-психологических мотивов (93, с. 32). Для нашего исследования наиболее существенными являются признания за музыкальным фольклором следующих характеристик: проявление творческого начала русского народа, эталонность, традиционность, вариантность и импровизационность, способность к перекодировке. Нам представляется, что именно эти свойства музыкального фольклора могут оказать существенное влияние на развитие творческих способностей студентов.

Творческий характер музыкального фольклора проявился в истории его существования. Понимая под творчеством «деятельность, порождающую нечто качественно новое» (204, с. 670), мы находим подтверждения такой деятельности в его развитии. Возникнув в глубокой древности для удовлетворения духовно-практических потребностей человека, с течением времени фольклор (в то время был синкретичен и не разделялся на отдельные жанры) породил науку, искусство, религию. В дальнейшем, утратив полный синкретизм, стал разделяться на музыкальный фольклор, декоративно - прикладное творчество, народный театр и т.д. Внутри самого музыкального фольклора происходило рождение новых видов, форм, жанров. В рамках каждого жанра создавались новые произведения, которые, в свою очередь, служили базой для развития новых образований.

Принципы и условия организации опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора

В первом параграфе данной главы в соответствии с гипотезой и задачами исследования будут рассмотрены в логической последовательности следующие вопросы:

Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

Критерии развития творческих способностей студентов.

Этапы опытно-экспериментальной работы.

При организации опытно-экспериментальной работы нам было необходимо определить цели, принципы, задачи, организационные условия и критерии развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора.

Исходя из гипотезы и задач исследования, целью опытно-экспериментальной работы мы определили проверку правильности выдвинутой гипотезы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора. Цель опытно-экспериментальной работы и гипотеза нашего исследования обусловили опору на следующие принципы организации и проведения эксперимента:

1. Опытно-экспериментальная работа опирается на методологически обоснованную гипотезу.

2. Опытно-экспериментальная работа носит вариативный характер, что позволит сделать выводы о результатах более достоверными.

3. Опытно-экспериментальная работа должна проводиться на объективной основе с соблюдением научных требований.

4. Опытно-экспериментальная работа учитывает различные воздействия на личность в процессе развития творческих способностей.

5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы проводится на основе принципа системности, который позволит рассмотреть процесс развития творческих способностей студентов с точки зрения его целостности.

6. Опытно-экспериментальная работа проводится в рамках естественного процесса обучения в вузе.

Для эффективности проведения опытно-экспериментальной работы мы учитывали условия, в которых она проводилась. К ним мы отнесли:

1. Малочисленность групп. Как указывалось выше, в ходе опытно-экспериментальной работы принимали участие студенты 1 и 2 курсов специализации «Народный хор» ЧГАКИ, особенностью которой является небольшое количество студентов, обучающихся на каждом курсе (от 6 до 8 человек). Это обусловливается тем, что кафедра ориентирована на подготовку «штучных» специалистов в области народного хорового искусства, что отложило отпечаток на ход опытно-экспериментальной работы. Немногочисленность студенческой группы не позволяла разделить студентов одного курса на несколько подгрупп, необходимых для проведения экспериментальной работы. Следовательно, для различных экспериментальных групп выбирались студенты различных годов обуче ния: в первую экспериментальную группу вошли студенты 1999 - 2001 гг. обучения; во вторую экспериментальную - 2000 - 2002 гг. обучения; в третью экспериментальную - 2001 - 2003 гг. обучения. В свою очередь, это обусловило выбор вариативного подхода к проведению опытно-экспериментальной работы.

2. Выбор группы студентов для введения одного ряда педагогических условий; выбор другой студенческой группы для введения другого ряда педагогических условий; выбор третьей - для введения комплекса условий.

3. Относительно длительное время проведения опытно экспериментальной работы (два года с каждой группой).

Относительная длительность опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы нашего исследования обусловила процесс её проведения, состоящий из следующих этапов:

1. Организационно-прогностический этап. Включал в себя:

выбор критериев оценки творческих способностей студентов;

составление плана опытно-экспериментальной работы;

собственно определение этапов (констатирующий эксперимент, созидательный, контрольный этап).

2. Содержательно-процессуальный этап. Состоял из следующих

действий:

отбор содержания;

проведение опытно-экспериментальной работы;

сбор информации о ходе опытно-экспериментальной работы.

3. Аналитико-корректирующий этап. Включал:

анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

сверку результатов;

коррекцию хода опытно-экспериментальной работы;

статистическую обработку результатов;

обобщение.

Похожие диссертации на Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов