Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1. Особенности и тенденции развития открытого образования 13
1.2. Структура процесса развития творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования 39
1.3. Личностно-деятельностная модель развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования
Выводы по первой главе 88
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития творческих способностей студентов 90
2.2. Методические аспекты развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования 108
2.3. Анализ и оценка результатов процесса развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования
Выводы по второй главе 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 168
- Особенности и тенденции развития открытого образования
- Оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития творческих способностей студентов
- Методические аспекты развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования
Введение к работе
Проблема нашего исследования заключается в определении эффективного пути обеспечения высокого уровня развития творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования.
Актуальность данной проблемы определяется рядом факторов.
Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности:
- меняется характер приобретения, развития и распространения знаний;
- открываются новые возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;
- расширяется доступ к высшему образованию;
- изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
Современная система образования характеризуется следующими противоречиями:
1) обозначившимся переходом к информационному обществу, предполагающим серьезные изменения во всех сферах общества, и традиционными подходами в сфере высшего образования, уже не отвечающими современным требованиям;
2) насущной потребностью в выпускниках вузов, имеющих высокоразвитые творческие способности, и отсутствием в педагогической науке моделей и отработанных технологий по развитию у студентов творческих способностей в условиях открытого образования.
Таким образом, актуальность нашей проблемы определяется необходимостью устранения несоответствия между практическими запросами современного общества, нуждающегося в процессе эволюции в творчески активных личностях, с одной стороны, и существующей системой высшего об разования, направленной на усвоение предметных знаний, не обеспечивающей должного уровня творческого развития учащихся, с другой.
Развитие творческих способностей студентов является одной из приоритетных задач современного образования. Это обусловлено общественными потребностями в накоплении интеллектуально-творческого потенциала, с помощью которого общество сможет выйти на новые рубежи развития, так как только яркие творческие решения помогут найти выход из сложного переплетения экономических, политических и социальных проблем. Компьютеризация учебного процесса рассматривается в наше время как один из важнейших факторов оптимизации обучения, способствующих повышению мотивации учения, реализации дифференцированного подхода к обучению, его индивидуализации и интенсификации, повышению эффективности самостоятельной работы и контроля за ней. Существующая в России система профессионального образования не способна удовлетворять образовательные потребности общества. Особенностью России является и проблема доступности образования.
Эти изменения определяют потребность общества в объединении системы образования с новейшими технологиями, которые заключаются в том, что в настоящее время осуществляется построение эффективной системы образования, способной формировать творческую личность человека, готового к деятельности в принципиально новой информационной среде XXI века. Система образования, которая исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека, получила название открытой.
Министерство образования и науки Российской Федерации определяет основные цели открытой системы образования:
1) разностороннее и своевременное развитие обучающихся, формирование у них навыков самореализации;
2) формирование у молодежи целостной картины мира, диалектической взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного понимания явлений;
3) изменение структуры образовательной системы с учетом культурологических, экономических, технологических новшеств;
4) непрерывность образования в течение всей активной жизни человека;
5) многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ;
6) создание эффективных информационных технологий и развитие на их основе дистанционного обучения;
7) академическая мобильность обучающихся;
8) подготовка высококвалифицированных специалистов, профессионально мобильных, быстро адаптирующихся к новым социально-экономическим и социокультурным условиям (119).
В связи с этим выбор оптимальной траектории обучения для конкретного коллектива на основе диагностики, а также учета возможностей и способностей каждого участника образовательного процесса, гибкое сочетание методов и средств обучения, предложенные Ю.К.Бабанским, достаточно актуальны в новых условиях становления личностно-ориентированной образовательной парадигмы, вариативности обучения, открытости образовательных систем.
В педагогике и психологии накоплен значительный научный фонд исследований по теории творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лер-нер, С.Л. Рубинштейн и др.) Сущность творчества исследователи рассматривают как через личность, её характеристики (B.C. Библер, Д.Б. Богоявленская, Я.И. Пономарёв и др.), так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Вопросами активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая бы способствовала оптимальному развитию их творческих способностей, занимались видные психологи и педагоги — Г.С. Альтшуллер, Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, М.М. Левина, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина, B.C. Юркевич и др. В работах этих авто ров обосновываются цели, задачи, содержание и структура учебно-познавательной деятельности учащихся, анализируются факторы ее оптимизации.
Проблема роли индивидуально-психологических особенностей личности учащихся в процессе развития их творческого потенциала нашла свое отражение в исследованиях В.И. Андреева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, Н.А. Менчинской, Д.В. Ушакова, И.С. Якиманской и др.
Изучению общепедагогических основ применения компьютерной техники посвящены работы И.Н. Антипова, Б.С. Гершунского, Л.П. Ершова, А.А. Кузнецова. О новых информационных технологиях обучения речь идет в работах Е.И. Африной, Д.А. Богдановой, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.
Особый интерес представляли для нас работы В.П. Тихомирова, Б. Хломберга, О.Н. Пархоменко, Б. Старцева, в которых рассматриваются проблемы системы открытого образования.
Обзор современных исследований и практика педагогического образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе общества к данной проблеме. Однако, несмотря на возросшую потребность современного общества в творчески мыслящих людях, в области развития творческих способностей недостаточно изученными остались такие вопросы, как:
- выявление условий организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей оптимальное развитие их творческих способностей в процессе обучения;
- развитие творческих способностей студентов в процессе самообучения;
- педагогические условия использования компьютерной технологии как новой информационной технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей студентов.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послужили основанием
для определения темы нашего исследования: "Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования".
Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности будущей модели развития творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования.
Объектом исследования является процесс обучения студентов вуза в условиях открытого образования.
Предмет исследования — процесс развития творческих способностей у студентов вуза в условиях открытого образования.
В основу исследования в соответствии с выделенными объектом и предметом исследования положена следующая гипотеза.
Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования будет более успешным, если:
1) оно протекает в рамках специально разработанной личностно-деятельностной модели, состоящей из пяти взаимосвязанных компонентов: теоретико-методологического, нормативно-процессуального, методического, результативного и «комплекса педагогических условий»;
2) реализуется комплекс педагогических условий модели, включающей в себя: создание обогащенной информационно-образовательной среды, основанной на самостоятельности студентов; обеспечение обратной связи в образовательном процессе, направленной на получение оперативной информации о продвижении студента по индивидуальной траектории обучения; построение субъект-субъектного взаимодействия, ориентированного на раскрытие личностного потенциала студентов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. В процессе теоретического анализа уточнить особенности открытого образования и его влияние на развитие творческих способностей студентов вуза.
2. Разработать и теоретически обосновать личностно-деятельностную модель развития творческих способностей у студентов вуза в условиях открытого образования.
3. Экспериментально проверить входящий в модель комплекс педагогических условий эффективного развития творческих способностей у студентов в условиях открытого образования и методику его реализации.
4. Разработать методические рекомендации для преподавателей и студентов по эффективному развитию творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования.
Методологической основой исследования выступают:
- положения об активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, П.Л. Лавров, А.Г. Спир-кин и др.);
- положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (в том числе и учебно-познавательной деятельности) (В.И. Андреев, А.А. Баранов, А. Матейко, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.П. Ушачев, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- теория саморазвития личности (В.И. Андреев, Р. Берне, Н.Р. Битянова, Р.С. Гарифьянов, Г.Г. Гранатов, Н.В. Кузьмина, А. Маслоу, Л.И. Рувинский и др.) и теория развития познавательной самостоятельности студентов и самообразовательной деятельности (С.А. Днепров, СБ. Елканов, Н.П. Ерастов, Е.М. Зайко, К.Н. Корнилов, СЕ. Матушкин, А.П. Огаркова, Г.Н. Сериков и др-); - идеи организации процесса формирования творческих способностей учащихся с позиций личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С Якиманская и др.), системного (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), инновационного (Ш.А. Амонашвили, А.А. Арламов, М.С Бугрин, М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.) подходов;
- идеи создания системы открытого образования (А.А. Андреев, Г.А. Краснов, М.К. Каминский, B.C. Леднев, В.И. Овсянников, Е.С. Полат, В.Н. Солдаткин, В.П. Тихомиров, И.З. Юсупов).
Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории: теорию формирования и всестороннего развития личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Я.И. Пономарев, А.Т. Шумилин и др.), теорию развития творческих способностей учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности (Г.С. Альтшуллер, Д.Н. Богоявленский, И.П. Волков, И.А. Зимняя, Р.Д. Левит, Н.А. Менчинская, В.Г. Разумовский и ДР-) Организация, база и этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Магнитогорского государственного университета и Магнитогорского государственного профессионально-педагогического колледжа. Всего в эксперименте приняло участие 480 студентов. Исследование по выбранной проблеме осуществлялось в три этапа с 2000 по 2005 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (2000-2002 гг.) осуществлялись изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в философской, психологической и педагогической литературе, что позволило определить исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение, моделирование, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент); методы математической обработки результатов.
На втором этапе (2002-2004 гг.) разрабатывалась методика реализации педагогических условий, экспериментально определялся комплекс педагогических условий, обеспечивающий более эффективное развитие творче ских способностей студентов в условиях открытого образования, анализировался ход и результаты формирующего эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс Магнитогорского государственного университета и Магнитогорского государственного профессионально-педагогического колледжа. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент); методы математической и компьютерной обработки результатов.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования; уточнялись теоретические и практические выводы. Основные методы третьего этапа: теоретические (обобщение, систематизация); методы математической и компьютерной обработки данных, методы наглядного представления результатов.
Научная новизна заключается вследующем:
1) разработана и обоснована личностно-деятельностная модель развития творческих способностей у студентов вуза в условиях открытого образования, включающая пять взаимосвязанных компонентов: теоретико-методологический, нормативно-процессуальный, методический, результативный и «комплекс педагогических условий»;
2) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей студентов в условиях открытого образования, и методика его реализации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении особенностей открытого образования и его влияния на развитие творческих способностей студентов вуза ; в выявлении компонентов творческой деятельности в открытом образовании и описании их характеристик.
Практическая значимость заключается в том, что разработано научно-методическое обеспечение исследуемого нами процесса: учебно методический комплекс и дидактические материалы; обоснован оценочно-критериальный инструментарий, позволяющий определять развитие творческих способностей студентов в условиях открытого образования. Материалы диссертации могут использоваться в высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации. На защиту выносятся:
1. Личностно-деятельностная модель развития творческих способностей у студентов вуза в условиях открытого образования состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: теоретико-методологического, нормативно-процессуального, методического, результативного и «комплекса педагогических условий».
2. Комплекс педагогических условий модели, включает в себя: создание обогащенной информационно-образовательной среды, основанной на самостоятельности студентов; обеспечение обратной связи в образовательном процессе, направленной на получение оперативной информации о продвижении студента по индивидуальной траектории обучения; построение субъект-субъектного взаимодействия, ориентированного на раскрытие личностного потенциала студентов.
3. Методика реализации педагогических условий, направленная на эффективное развитие творческих способностей студентов в условиях открытого образования, основана на механизмах вовлечения студентов в осмысленную творческую деятельность, сотрудничества и сотворчества, оперативной доставки учебной информации и самостоятельной работе студента, поддержания обратной связи в обучении.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; обоснованной логикой исследования; применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных сту дентов; положительными результатами экспериментальной работы на разных этапах, подтвержденными методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись во время отчетов на заседаниях кафедр педагогики и информационных технологий МаГУ; выступлений на ежегодных внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ, посвященных проблемам науки и образования в современной высшей школе (2002-2005 гг.); выступлений на методологических семинарах аспирантов и соискателей МаГУ. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 10 публикациях (2000-2005 гг.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения; содержит список использованной литературы (188 наименований), 17 рисунков, 20 таблиц.
Особенности и тенденции развития открытого образования
Целью данного параграфа диссертации мы ставим рассмотрение теоретических и социальных аспектов актуальности создания системы открытого образования в Российской Федерации. На этой основе считаем необходимым выделить основные принципы, определяющие тенденции развития этой системы.
Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного педагогического образования свидетельствуют о возрастающем интересе к открытому образованию. Открытое образование базируется на основных положения традиционного образования и расширяет его возможности, поэтому считаем необходимым рассмотреть сущность основополагающих понятий: образование, открытое образование.
Различные философы, начиная с древности, пытались выявить комплекс идей, которые позволили бы разрабатывать новые системы обучения и воспитания. Некоторые их идеи используются в образовании до сегодняшнего времени.
У Гераклита (22, с. 12) логос, которым обладает душа человека, назван самообогащающимся, растущим, совершенствующимся. Греческие философы уделяли своему образованию много времени и придерживались такого образа жизни, который предусматривал стремление к прекрасному и благопристойному, а это, по их мнению, занятие наукой и самообразование.
По мнению Платона (115, с. 126), учеников следовало обучать в соответствии с их способностями, а не давать им всем одно и то же образование.
Аристотель считал, что люди должны быть подготовлены для подобающего им места в жизни, им нужно помочь развить свойства, необходимые для решения соответствующих задач (10). Ж.-Ж. Руссо полагал, что необходимо способствовать выявлению дарований ребенка и побуждать его к самостоятельному приобретению жизненного опыта.
Г.Спенсер критиковал современное ему традиционное образование, считая, что зазубривание текстов, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу, подавляет творческую активность и убивает самостоятельность мышления.
Дж. Дьюи (22, с.45) считал, образование должно быть приспособлено к человеку, что оно должно подбираться для каждого индивидуально.
И. Г. Песталоцци под образованием понимал общий духовный процесс формирования личности. В том же значении применял и Н.И. Новиков.
Со второй половины XIX века понятие образование рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на развивающиеся души. По мнению Г. Гегеля, сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом.
На рубеже XIX-XX вв. СИ. Гессен рассматривал образование как процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности и др.(40).
До периода 50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности (142), а в 60-х уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978г., где записано, что это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которой она достигает зрелости и индивидуального роста.
К настоящему времени утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова, - процесс и результат. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государ ством уровня (образовательного ценза). Получение образования - достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ).
Оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития творческих способностей студентов
Общепризнанно, что цель исследования определяется как научно-предвосхищаемый результат, который должен быть получен в ходе эксперимента (17, с.268). Мы рассматриваем педагогический эксперимент как метод исследования, который позволяет обеспечить доказательную и научно-объективную проверку правильности выдвинутой нами гипотезы, направленной на развитие творческих способностей студентов вузов.
Достоверность результатов педагогического эксперимента зависит от качества измерения эмпирических данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, а также от корректности теоретических выводов, которые сделаны на основании этих данных.
Для наиболее общей характеристики качества измерения и интерпретации эмпирических данных исследователи используют критерий надежности информации. Под надежной понимают информацию, в которой нет ошибок теоретического и инструментального (отбор единиц исследования и измере Репрезентативность информации Определить необходимый объем выборки
Устойчивость информации Определить сроки повторных срезов
Таким образом, в общем виде мы можем свести данные задачи к трем основным: 1) разработать программу диагностики развития творческих способностей студентов; 2) определить объем выборки; 3) подобрать статистические критерии оценки результатов эксперимента.
Разработка диагностической программы осуществлялась в три этапа. На первом этапе решались две задачи: а) теоретический анализ объекта измерения; б) выбор критериев и показателей, которые дают возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. Решая первую задачу, мы разработали личностно-деятельностную модель развития творческих способностей в условиях открытого образования и представили ее в первой главе диссертационного исследования (см. 1.3).
Решение второй задачи требует четкого определения понятия критериев и показателей, поскольку в их определении имеются значительные расхождения в научно - педагогической литературе.
Проведя анализ различных точек зрения (Л.Е. Балашов, В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев и др.), мы остановились на следующих определениях: критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые позволяют судить о его состоянии, уровне развития и функционирования; показатели — это количественные или качественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, другими словами, мера сформированности того или иного критерия.
При выделении критериев мы учитывали следующие требования: 1) критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; 2) критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве; 3) критерии должны по возможности охватывать основные виды педагогической деятельности (Л.Е. Балашов, В.А. Беликов, И.Ф. Исаев и др.).
Анализ современной научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что ученые в качестве основного критерия измерения выбирают продвижение личности на более высокий уровень развития. На наш взгляд, такой подход является наиболее эффективным и в нашем случае, поскольку позволяет рассмотреть процесс развития творческих способностей студентов как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Суть показателя обоснованности информации - доверять полученной информации можно только в том случае, если она адекватна объекту измерения. Используя принцип адекватности и опираясь на компоненты творческой деятельности, которые мы описали в параграфе 1.2, были выделены следующие критерии: 1) способность генерировать идеи; 2) способность к самоактуализации; 3) способность к сотрудничеству; 4) способность к активной организации коммуникаций с субъектами; 5) способность к самоуправлению; 6) способность к рефлексии; 7) способность к использованию информационных технологий; 8) интеллектуальные способности.
Все эти критерии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие одних способностей способствует развитию и формированию других. Каждый из критериев мы поставили в соответствие с определенным компонентом творческой деятельности, которые были выделены в модели развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования.
Методические аспекты развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования
Целью настоящего параграфа мы ставим выделение основных положений методики эффективного развития творческих способностей студентов в условиях системы открытого образования, а также выделение компонентов модели данной методики.
Практическая реализация личностно-деятельностной модели развития творческих способностей в условиях открытого образования обеспечивалась комплексом педагогических условий. В ходе теоретического осмысления проблемы нами было выдвинуто предположение о том, что развитие творческих способностей студентов на основе системы открытого образования будет протекать более эффективно при выполнении следующих условий:
1) создание обогащенной информационно-образовательной среды, основанной на самостоятельности студентов;
2) обеспечение обратной связи в образовательном процессе, направленной на получение оперативной информации о продвижении студента по индивидуальной траектории обучения;
3) построение субъект-субъектного взаимодействия, ориентированного на раскрытие личностного потенциала студентов.
Развитие творческих способностей студентов было разделено на три этапа: организационно-подготовительный, деятельностно-оценочный и про 109
ектировочныи, причем отметим, что данный процесс имеет спиралевидную направленность, таким образом является бесконечным. Рассмотрим реализацию выделенных педагогических условий на каждом этапе (Табл. 11).
Раскрыв общую методику развития творческих способностей студентов в условиях открытого образования, остановимся на методических особенностях реализации каждого условия.
Теоретический анализ проблемы показал, что построение субъект-субъектного взаимодействия, ориентированного на раскрытие личностного потенциала студентов, обеспечивается посредством: 1) реального вовлечения студента в значимую осмысленную деятельность; 2) ориентации на сотрудничество; 3) диалогизации учебного взаимодействия.
Субъект-субъектный тип взаимодействия предполагает понимание образовательного процесса в вузе как процесса, протекающего в структуре взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения его участников, признание уникальности субъектного опыта студента как важнейшего источника творческого саморазвития, индивидуальной жизнедеятельности.
Согласно субъектно-деятельностному подходу, развитие личности происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком (8). В рамках нашего исследования было проведено анкетирование студентов факультетов информатики, лингвистики и перевода на наличие у них потребности в развитии творческих способностей в курсе изучаемой дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Результаты показали, что 86 % студентов ощущают потребность в развитии творческих способностей и считают, что применение творческих заданий не только помогает развивать соответствующие способности, но и обогащает, делает предмет более интересным.
Личные мотивы и цели студентов становятся несущей конструкцией в открытом образовании. Поэтому при разработке учебных дисциплин в условиях системы открытого образования важно заложить в их структуру личное целеполагание участников (умение поставить учебную цель), работу по корректировке этих целей (план учебной деятельности), рефлексию (осознание достигнутых успехов и неудач) как новый этап в дальнейшем обучении. Студенты учатся определять для себя смысл своей творческой учебной деятельности, ставить собственные учебно-творческие, коммуникативные и организационно-технические цели, определять для себя важные и интересные виды деятельности по достижению этих целей, сопоставлять личные цели обучения с целями своих однокурсников и преподавателя, корректировать цели и задачи, осознавать способы достижения целей и преодоления возникающих проблем.
Электронная переписка и непосредственные консультации с преподавателем способствуют развитию таких методологических учебных качеств, как целеполагание и рефлексия, необходимых для выстраивания студентом собственной образовательной траектории обучения.
В ходе эксперимента было установлено, что не каждый студент на организационно-подготовительном этапе может ставить цели, направленные на развитие творческих способностей. Это связано с тем, что студент, сталкиваясь с новым предметом, не до конца осознает весь объем учебной информации, которую нужно усвоить в процессе обучения, и вследствие этого не может правильно рассчитать свои силы; не учитываются им и личностные характеристики, способности к творческой деятельности.
Отметим, что на данном этапе обучения наблюдалась высокая мотивация у студентов по изучению предмета и развитию творческих способностей, студенты проявляли большой интерес к принятию участия в разработке совместных творческих проектов, телеконференциях, олимпиадах и конкурсах, ставили перед собой довольно большие цели, однако в процессе обучения многие не справлялись и отказывались от большинства из них. Также несмотря на то, что исследование проводилось в условиях эксперимента, необходимо было придерживаться рамок стандарта образования и разработанной на его основе программы дисциплины (приложение 1.), поэтому был предложен следующий алгоритм целеполагания. Первоначально студент осмысливает и принимает цели, поставленные преподавателем, затем ставит их самостоятельно. Преподаватель участвует в развитии процесса самостоятельной постановки студентами целей, управляет этим процессом, создавая такие условия на занятиях, которые дают возможность студенту проявлять все большую самостоятельность в постановке целей, направленных на развитие творческих способностей. Для повышения маневренности управления и самоуправления мы придерживались следующей последовательности работы с целями: на макроуровне - преподаватель информирует студентов о целях для данного этапа обучения, изучения конкретного содержания или решения определенного задания (задачи), совместно со студентами обсуждает ориентировочную основу действий; на микроуровне - преподаватель помогает студенту выработать конкретные действия по достижению поставленных перед ним целей.