Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования Гадзаова, Людмила Петровна

Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования
<
Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гадзаова, Людмила Петровна. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Гадзаова Людмила Петровна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2010.- 453 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/151

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания развития нравственно-ценностных и профессиональных ориентации студентов вуза в условиях этнорегиональной системы образования 23

1.1. Историография проблемы 23

1.2. Теоретико-методологические основы процесса обучения иностранному языку студентов неязыкового ВУЗа 52

1.3. Культура как структурный компонент процесса развития нравственно-ценностных ориентации студентов неязыкового ВУЗа 82

1.4. Общечеловеческие ценности как форма социального отражения диалога культур 106

Выводы 123

ГЛАВА II. Культурологические аспекты обучения иностранному языку 128

2.1. Ценностно-познавательная сущность и функциональные особенности организационно-деятельностных средств преподавания иностранного языка в этнорегиональной системе образования 128

2.2. Условия оптимизации процесса развития нравственно-ценностных и профессиональных ориентации студентов ВУЗа 149

2.3. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе 160

Выводы 171

ГЛАВА III. Нравственно-ценностные ориентации студентов вуза: ценностный подход к дидактическим проблемам 175

3.1. Основные положения концепции ценностного подхода к учебно-воспитательному процессу 175

3.2. Главные направления деятельности по развитию нравственно-ценностных, профессиональных ориентации и иноязычной культурной компетентности студентов неязыкового ВУЗа 207

3.3. Педагогическая поддержка процесса обучения иностранному языку как условие развития нравственной культуры студентов в обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе 216

Выводы 242

ГЛАВА IV. Экспериментальная проверка эффективности процесса развития нравственно ценностных ориентации студентов неязьпсового вуза в условиях этнорегиональной системы образования 246

4.1. Специфика проблем, связанных с иноязычным и инокультурным обучением в региональном неязыковом ВУЗе 246

4.2. Требования к иностранному языку в целях формирования базовой составляющей обучения иноязычной и инокультурной компетентностей студентов неязыкового ВУЗа 285

4.3. Особенности организации и проведения опытно-экспериментальной работы по развитию нравственно-ценностных и

профессиональных ориентации студентов неязыкового ВУЗа 297

Выводы 326

Заключение 332

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы предметом достаточно острого научного обсуждения стали духовные ценности общества и объективные причины снижения внутренней культуры российской студенческой молодежи, будущей интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты России. Особую значимость приобретают ее ценностные ориентации, системно-организационные процессы, в которых социокультурные, нравственно-ценностные человеческие отношения и действия становятся второстепенными. В этих условиях все более актуальной становится проблема исследования факторов, способствующих усилению приоритетности духовной культуры, концентрирующей в себе лучший социальный опыт многих поколений людей. Несомненно, процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, опытом, личностными нравственно-ценностными качествами затрагивает сферу образования, ее содержание, формы и методы, систему взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Разрешение выше обозначенных проблем невозможно без обращения к идеям духовного содержания и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин), использования воспитательного опыта предшествующих поколений, научно-педагогического потенциала страны и прогрессивных форм организации научных исследований. В связи с этим развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в этнорегиональной системе образования имеет очевидную теоретическую и практическую ценность, стимулирует реализацию аксиологической функции образования, т.к. определяет содержательную сторону духовной направленности студентов и составляет основу их отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, формирует мировоззрение и жизненную концепцию.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о пристальном интересе отечественных и зарубежных исследователей к проблемам:

формирования совокупности интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, С.Г.Ваниева, А.А.Деркач, Е.И.Казакова, В.А.Кан-Калик, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, А.А.Реан, В.А.Сластенин, В.П.Тугаринов и др.);

социальной психологии и педагогики (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Н.В.Баграмова, Р.Т.Белл, И.А.Богачек, Н.В.Бордовская, П.Я.Гальперин, Н.И.Гез, A.A.Залевская, Ю.М.Жуков, М.С.Каган, Ю.Н.Караулов, В.П.Конецкая, A.A.Леонтьев, Л.М.Митина, Е.И.Пассов, A.A.Реан, А.И.Сурыгин, Д.И.Фельдштейн, Дж.Хабермас, Е.Е.Хатаев, А.Н.Хомский, С.Ф.Шатилов, Г.Г.Юнг и др.);

социокультурного подхода к развитию общества и ценностей в нем, коммуникации как особого вида деятельности (А.С.Ахиезер, Л.А.Беляев, А.А.Бодалёв, В.В.Давыдов, И.И.Докучаева, А.Г.Здравосмыслов, С.Э.Крапивенский, Н.И.Лапин, В.С.Леднёв, А.В.Мудрик, Н.Ф.Наумов, В.Я.Пилиповский, В.М.Полонский, А.С.Федотов и др.).;

образования как результата общей культуры субъекта в объективном бытии, связывающем его индивидуальность с мировым многообразием форм существования (Н.И.Алмазова, Р.Арон, М.Вебер, М.С.Каган, И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый, Ж.-П.Сартр, Б.А.Тахохов и др.);

роли народных традиций в педагогическом процессе, связи истории и культуры народа с его языком, эстетическим опытом поколений (В.И.Абаев, В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, Е.К.Медынский, В.З.Смирнов, З.Б.Цаллагова и др.);

межличностного взаимодействия в образовательном процессе, а также возможности повышения успешности обучения и воспитания личности через организацию общения (К.А.Абульханова-Славская, В.С.Агеев, А.А.Бодалев, Н.В.Бордовская, И.А.Зимняя, З.К.Каргиева и др.);

методики преподавания иностранного языка (Р.Адлер, И.Л.Бим, И.М.Берман, К.Вердербер, Н.Д.Гальскова, Л.Ф.Егорова, Ю.В.Еремин, Г.А.Китайгородская, Р.П.Мильруд, A.A.Миролюбов, Е.И.Пассов, О.Г.Поляков, Г.В.Рогова, В.В.Сафонова, С.Г.Тер-Минасова, C.K.Фоломкина, И.И.Халеева, И.А.Цатурова, С.Ф. Шатилов, Л.А.Хараева и др.);

взаимодействия педагога и учащихся (В.К.Кочисов, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Е.Л.Федотова, Л.Б.Фишкова, И.В.Хитрова и др.);

соотношения интеллектуальных способностей и мышления индивида (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, В.И.Загвязинский, В.И.Заика, В.А.Кан-Калик, Т.В.Кудрявцев, Ю.Л.Львова, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин и др.);

личностно-средового взаимодействия (Е.В.Бондаревская, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.В.Мудрик, В.М.Полонский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, С.Б.Узденова, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и др.).

Вместе с тем, в данных исследованиях существует некоторая разрозненность теоретических идей, связанных с проблемой нравственно-ценностных ориентаций личности в этнорегиональных условиях; не выявлены основные направления ее решения; не определена важность такого средства, как иностранный язык во многих аспектах его преподавания, формирующий неуловимый, но динамичный национальный образ, способствующий обретению нерушимой целостности и духовности правил, определяющих жизнь национальностей, живущих в регионе, впитавших в себя многовековой опыт совместного проживания, обычаев, привычек, этических и эстетических норм, начиная от разговорного языка до правил поведения и общения между собой; не выявлены педагогические условия и специфика протекания данного процесса.

Необходимость усиления нравственно-ценностной направленности обучения (на примере преподавания иностранного языка в неязыковом вузе) социально обусловлена следующим рядом противоречий между:

резко возросшей потребностью общества в повышении духовности, межкультурной компетентности, необходимостью «иноязычной грамотности», с одной стороны, и неэффективной системой обучения иностранным языкам, не обеспечивающей достижения конкретного позитивного результата, с другой;

изменившимися многочисленными социальными функциями человека, требующими знания иностранных языков, осуществления эффективного общения с представителями других культур, открытия для нашего молодого поколения современной мировой культуры, огромного духовного и интеллектуального потенциала великой российской культуры, с одной стороны, и снижением значения национальной культуры, невостребованностью достойной оценки смысла национального бытия и его нравственных ценностей, с другой;

объективным осознанием молодежью и обществом высоких нравственно-ценностных позиций, интегрирующих множество фактов, накопленных в различных областях научных знаний, основанных на потребности познания мира, себя и других людей, с одной стороны, и низким уровнем их развития у выпускников вузов, с другой;

необходимостью организации ценностно-направленного процесса обучения иностранному языку, как системы усложняющихся коммуникативных задач, с одной стороны, и отсутствием соответствующих условий, направленных на формирование личности специалиста, владеющего всем арсеналом коммуникативных возможностей для укрепления культуры межнационального наследия и толерантности, столь необходимых для нашего региона, с другой.

Существующие противоречия, разрозненность и фрагментарность имеющихся в науке знаний и технологий решения обозначенных вопросов обусловили формулировку проблемы исследования: каковы теоретико-методологические, организационно-содержательные, педагогические и методические основы концепции целостного ценностного подхода в процессе развития нравственной культуры студентов вуза в этнорегиональной системе образования средствами преподавания иностранного языка. Это послужило исходным основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования».

Цель исследования состоит в разработке концепции учебно-воспитательного процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза на основе целостного ценностного подхода в условиях этнорегиональной системы образования на примере обучения иностранному языку.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза при обучении иностранному языку.

Предмет исследования – оптимальные педагогические и дидактические условия учебно-воспитательного процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях этнорегиональной системы образования.

Гипотеза исследования. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами иностранного языка в условиях этнорегионгальной системы образования представляет собой комплексный образовательный процесс, осуществляемый на основе целостной ценностной педагогической, методико-филологической модели. Данный учебно-воспитательный процесс предполагает: подбор обучающего материала, отражающего классические и современные тенденции в воспитании и языковой политике; анализ межкультурных универсалий и оппозиций; реализацию учебно-воспитательных мероприятий, ориентированных на акцентуацию фрагментов этнокультурной и общечеловеческой ценностной картины мира. Ценностный подход в развитии нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза становится целью обучения, фактором, определяющим всю учебно-воспитательную организацию курса по иностранному языку и средством активизации личностного духовного потенциала студентов. Ценностный интегративный подход в учебно-воспитательном процессе в условиях этнорегиональной системы образования станет целостной, базовой научно-методологической составляющей развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза, если:

1) разработаны теоретические основы учебно-воспитательного процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза, включающие: принципы реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе; моделирование воспитывающих ситуаций в процессе сравнительно-сопоставительного анализа иноязычных текстов в совокупности с активными методами организации познавательно-воспитательной деятельности и развитие на их основе устойчивой, непротиворечивой педагогической системы гуманистических взглядов как методологической основы;

2) определена система требований к научно-методологическому обеспечению процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза с позиций историко-культурной направленности и перспективы дальнейшей интеграции национальной культуры в глобальный культурно-образовательный процесс;

3) освоение содержания изучаемого предмета направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к нему и потребности в глубоком освоении ценностей национальной культуры;

4) разработана модель развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза, состоящая из структурных и функциональных компонентов, принципов, методов обучения на базе целостного ценностного подхода к традициям иноязычной культуры как средства сохранения, передачи и творческого воспроизводства культурного наследия нации в условиях диалога культур;

5) представлены и апробированы эффективные средства развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза, включающие показатели повышения их нравственного сознания, конкретизирована их специфика.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Исследовать теоретические основы нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза и выявить механизмы их развития в контексте раскрытия специфики ценностного сознания студенчества в условиях этнорегиональной системы образования.

  2. Обосновать позитивное влияние ценностного подхода в обучении иностранному языку, целесообразность его применения в развитии нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза как инновационного резерва и потенциальной элиты нации, аккумулирующей идеи будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе.

  3. Разработать целостную научную концепцию духовного саморазвития, самосовершенствования и сознательной работы студента над созданием собственного образа гармонично ценностной личности с учетом национального своеобразия в условиях этнорегиональной системы образования в контексте гуманистического подхода.

  4. Сконструировать и экспериментально апробировать учебно-воспитательную модель, систему педагогических воздействий на студента средствами обучения иностранному языку, направленных на его рационально-психологические и ценностно-смысловые переживания, активизацию его субъективного структурирования системы ценностных ориентаций.

  5. Составить методические и учебные пособия для студентов и преподавателей вуза, реализовав в них авторскую концепцию, обосновав важность ценностного подхода к процессу образования, включающего специальное предметное обучение, аспекты гуманитарного и гуманистического характера.

Методологической основой исследования послужили педагогические, психологические, социологические и лингвистические концепции, раскрывающие важнейшие философские положения о духовной, деятельностной и творческой сущности личности; нравственные, когнитивные и прагматические аспекты ее становления в процессе взаимодействия с обществом, осуществляемые в интересах конкретного человека с целью обретения им неповторимой индивидуальности, нравственности и творческого начала.

Исследование базируется на объективном характере педагогического поиска, диалектике общего и особенного; допустимости различных подходов и оценок педагогических фактов и явлений; анализе теорий, обосновывающих: единство логического и исторического в познании личности; деятельности и нравственной культуры; гуманистической направленности образования. В качестве специальной методологии выступают: ценностный, компетентностный, цивилизационный, субъектно-интегративный, деятельностный, акмеологический подходы; используется также герменевтический анализ, связанный с исследованием процесса понимания как универсальной характеристики любой человеческой деятельности (коммуникативной, практической и познавательной), особого ментального процесса, охватывающего извлечение смысла из текста и его дальнейшее ценностное осмысление.

Теоретическую базу исследования составляют идеи и концепции, раскрывающие положения современной педагогической и психологической науки по проблемам формирования личности (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, А.В.Петровский, А.А.Реан, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Е.Г.Фирсова, Е.Н.Шиянов, П.М.Якобсон и др.); закономерности и принципы педагогического процесса, его интенсификации и оптимизации (Ш.А.Амонашвили, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, З.К.Каргиева, В.В.Краевский, А.С.Макаренко, М.Н.Скаткин, В.И.Смирнов, В.А.Сухомлинский, С.Б.Узденова, К.Д.Ушинский и др.); целостный, системный, компетентностный подход к образованию (И.Б.Бенедиктова, И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, Е.И.Пассов, С.Г.Тер-Минасова, С.К.Фоломкина и др.); феномен культуры и процесс деятельностного социокультурного развития человека (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.П.Буева, В.Е.Давыдович, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, В.П.Тугаринов и др.); культуросообразность образования (И.Ф.Исаев, В.А.Караковский, А.И.Кирьякова, И.Б.Котова, В.В.Розанов, В.Н.Сорока-Розинский, Г.И.Чижакова, Н.Е.Шуркова, Е.А.Ямбург и др.); развитие этнорегиональных образовательных систем (В.Ф. Афанасьев, В.С.Библер, Г.Н.Волков, Е.К.Медынский, Д.А.Леонтьев, В.З. Смирнов, Е.Е. Хатаев, З.Б.Цаллагова и др.); прогнозирование, моделирование и проектирование образовательных систем (Б.С.Гершунский, А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.К.Кочисов, Н.В.Кузьмина, В.В.Сафонова, В.В.Сериков и др.); концептуальные педагогические основы целостности педагогического процесса как единства не только обучения, но и воспитания (Н.В.Бордовская, В.С.Ильин, В.А.Кан-Калик, Я.А.Коменский, В.М.Коротов, Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, А.А.Реан, М.Н.Скаткин, В.И.Слободчиков, Ю.П.Сокольников, Б.А.Тахохов, Г.Н. Филонов и др.).

Для решения поставленных задач, проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретические (построение логических схем для проведения исследовательского анализа; синтез; структурно-функциональный анализ ценностных ориентаций (историографический, сравнительно-сопоставительный и диалектический); эмпирические (опросно-диагностические: анкетирование, интервьюирование, беседа; тестирование, рейтинг, наблюдение, обобщение педагогического опыта; изучение официальных материалов, государственных докладов и программно-методических документов системы образования; программы, учебные планы и учебные пособия, как по специальным дисциплинам, так и по психолого-педагогическим; произведения национальных, отечественных и зарубежных авторов, труды видных ученых по исследуемой проблеме; экспериментальное обучение: педагогический эксперимент, включающий поисковый, констатирующий и формирующий этапы); статистические (ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов, расчет коэффициентов корреляции); прогностические (моделирование, проектирование).

База исследования и его организация. Исследование проходило с 2002 г. по 2009 г. на базе кафедры немецкого языка Центра языковой подготовки (ЦЯП) ГОУ ВПО «Северо-Осетинский госуниверситет имени К.Л.Хетагурова» (факультеты: осетинской филологии, журналистики, химико-технологический и филологический); Владикавказский филиал НОУ ВПО «Современная Гуманитарная академия (факультеты: юридический, экономический и психологии); НОУ ВПО «Владикавказский институт экономики, управления и права» (факультеты: юридический, экономический, связи с общественностью; ГОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт» (факультеты: промышленного и гражданского строительства, электромеханический) и включало три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (2002-2004 г.) определялись исходные параметры исследования: локализация проблемы, постановка цели, обозначение объекта и предмета научного анализа, формулирование задач, обоснование методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материала. В процессе организации работы изучалась и анализировалась философская, культурологическая, социологическая и психолого-педагогическая литература по проблемам научного исследования; рассматривались теоретические и практические подходы к изучению состояния разработанности проблемы; определялась структура исследования; выявлялись и анализировались основные тенденции развития нравственно-ценностных ориентаций студентов в условиях этнорегиональной системы образования.

На втором этапе (2004-2006 г.) определялись теоретические основы развития нравственно-ценностных ориентаций студентов; велась разработка и структурирование образовательных авторских программ; определялись необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-ценностного обучения студентов; проводился пробный педагогический эксперимент; уточнялась формулировка гипотезы исследования.

На третьем этапе (2006-2009 г.) осуществлялся педагогический эксперимент по обучению иноязычному межкультурно-ориентированному общению студентов неязыковых вузов в условиях этнорегиональной системы образования, развитию у них нравственно-ценностных ориентаций; проводились обработка и интерпретация полученных данных; формулировались основные выводы; разрабатывалась система методических рекомендаций; шел процесс оформления диссертационных материалов.

На разных этапах в эксперименте приняли участие 830 студентов и 17 преподавателей разных неязыковых вузов республики.

Диссертация представляет собой концептуальное исследование актуальной педагогической проблемы, научная новизна которой имеет как теоретико-методологическое, так и научно-методическое значение.

В концептуально-методологическом аспекте новым следует считать разработку целостной научной концепции развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в этнорегиональной образовательной системе (на примере Республики Северная Осетия-Алания), обеспечивающей понимание особенностей развития нравственной культуры в контексте общечеловеческих и региональных тенденций, в основу которой заложены идеи духовного саморазвития, самосовершенствования и сознательной работы молодых людей над созданием собственного образа гармоничной личности. Автором обоснованы механизмы (приобщение к ценностям национальной культуры в ходе сравнительно-сопоставительного анализа текстов, противопоставление «мы – они», национальная (этническая) и культурная самоидентификация, стереотипизация, интериоризация) и принципы (целостное, гармоничное восприятие национальной культуры, этническая самоидентификация, эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу и его культуре, творческая направленность деятельности личности, личностно-ориентированная направленность) развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в условиях этнорегиональной системы образования в контексте гуманистического образования с учетом национального своеобразия; выявлены, описаны и проанализированы структурно-функциональные составляющие нравственных категорий, модели, технологии, механизмы усвоения и действия ценностно-личностных и содержательно-информационных компонентов; сделан акцент на особый статус студенчества в молодежной группе общества; дано системно-функциональное определение ценностной ориентации; определены факторы, обусловливающие высокий уровень развития нравственно-ценностных ориентаций студентов, успешность их интеграции в учебно-познавательную деятельность в период вузовского обучения; выявлена взаимозависимость сформированности базовых, профессиональных, творческих умений и уровня нравственно-ценностной устойчивости личности студента; разработана теоретическая база для создания комплекса педагогических воздействий в едином последовательном учебно-воспитательном процессе; обоснован ценностный подход к решению рассматриваемой проблемы и определению сущности и содержания понятий «нравственность», «культура», «ценности», «ценностная ориентация» через реализацию национального смысла в постоянно изменяющемся социальном организме общечеловеческих ценностей, философских категорий, обозначающих нечто непознаваемое в глубинах человеческой психики, позволяющих человеку осознать себя конкретной индивидуальностью.

В научно-методическом аспекте новым является определение педагогических условий, сущностных характеристик, компонентного состава и критериев развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в условиях этнорегиональной системы образования Республики Северная Осетия-Алания.

В диссертации предложены концептуальное и методологическое направления развития нравственно-ценностных ориентаций студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, создана теоретическая база для комплекса учебно-методических и воспитательных мероприятий, соответствующих актуализации прагматических, культурологических и лингвистических задач.

В учебно-организационном аспекте определено содержание учебно-методических мероприятий, направленных на развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в условиях этнорегиональной системы образования; предложены информационные и операционные упражнения, направленные на адаптацию обучаемых к реалиям иноязычной и национальной культур; разработан целостный ценностный подход, позволяющий эффективно решить проблему составления и подбора учебно-дидактических материалов (учебников, учебно-методических пособий, специализированных программ, мини-курсов) для неязыковых факультетов; определены приоритетные направления обучения и воспитания студентов вуза в общей программе их иноязычной нравственно-ценностной подготовки в условиях этнорегиональной системы образования; предложен новый обучающий контекст взаимодействия преподавателя и студента, ориентированный на совместные поисково-исследовательские проекты, открывающий возможности организации индивидуальной самостоятельной деятельности студентов. Актуальность этого обусловлена увеличением часов на самостоятельную работу студентов и поиск новых форм организации этой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении имеющихся представлений о нравственно-ценностных ориентациях студентов вуза как базовой составляющей преодоления их духовного кризиса: дано определение понятию «нравственно-ценностная личность» в рамках предлагаемого целостного ценностного подхода как педагогически интерпретированное системное понятие, позволяющее осуществлять педагогическое целеполагание, прогнозирование и современную культурологизацию образования студентов. Разработана система дидактических средств, способствующих повышению эффективности этого процесса средствами преподавания иностранного языка в период вузовского обучения в условиях этнорегиональной системы образования; выявлена перспективность прикладных проектов. Авторский целостный ценностный подход к исследуемой проблеме создает условия превращения внутренней нравственной культуры студента в его базовую ценность с учетом его высокого культурного статуса, обусловленного образованностью и интеллигентностью. Выявлена доминантная роль нравственно-ценностного воспитания в этнорегиональной системе образования Республики Северная Осетия-Алании; разработана теоретическая база для создания комплекса педагогических воздействий в едином последовательном обучающем процессе; разработана модель развития нравственно-ценностных ориентаций студентов, системообразующим фактором которой выступает знание сущности данного аспекта воспитательной деятельности, психологических особенностей обучаемых и их отношения к изучению иностранного языка; предложены методики осуществления целенаправленного изменения в структуре ценностного багажа студентов неязыкового вуза с помощью текстового материала.

Практическая значимость работы состоит в создании реальной практико-ориентированной модели развития нравственно-ценностных ориентаций студентов, разработке ее информационно-методического оснащения, обеспечивающего ее высокую эффективность, подготовке учебных пособий и рекомендаций по организации образовательного процесса в 4-х вузах республики.

Разработанные специальные авторские программы культурологической направленности, учебники, имеющие Гриф УМО, могут быть использованы при подготовке специальных курсов в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Представленные в работе основы моделирования воспитывающих ситуаций по формированию нравственно-ценностных ориентаций студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, как совокупности научно-практических методов, представляют интерес для работников системы образования и могут быть полезны в преподавании иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена: методологической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретических позиций; четким определением научного аппарата исследования; последовательной реализацией его методологических и теоретических основ; разработкой научной концепции развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в региональной образовательной системе Республики Северная Осетия-Алания с учетом их социального статуса в молодежной группе; анализом сущности развития нравственно-ценностных ориентаций молодых людей в контексте создания учебно-воспитательной образовательной среды с использованием ценностного, компетентностного, интегративного подходов к социокультурному определению студенчества; определением принципов реализации национально-регионального компонента в процессе эксперимента; диалектической включенностью национальной культуры в систему российской и мировой культур, историко-культурной и цивилизационной направленностью национального образования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; статистическим методом обработки экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-ценностные ориентации студентов вуза, как передовой части молодежи, представляют собой систему интегративных качеств, определяющих направленность личности на созидание собственного ценностно-смыслового образа и способа освоения базовых ценностных ориентаций в профессиональной, общественной и семейной сферах жизнедеятельности.

2. Ценностные ориентации основаны на теориях, в основе которых лежит принцип утверждения коммуникативного происхождения ценностного смысла, при наличии которого он становится общезначимым. Коллективистская ориентация студентов связана с демократичностью молодежного сообщества, интенсивностью и экстенсивностью их общения; индивидуальность их личности обусловливается элитарностью и особенностью высшего образования – ведущим началом в формировании мировоззренческих установок, влияющих на самоидентификацию молодежи в условиях этнорегиональной системы образования. Мера присвоения и степень актуализации нравственных ценностей определяются индивидуальным самосознанием, иллюстрированы ценностно-смысловым полем студентов, принципами личностного самопреобразования, самосовершенствования, самоопределения и самопознания в условиях нарастающей бездуховности современного общества.

3. Авторская концепция учебно-воспитательного процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования основана на функционировании целостного процесса, обеспечивающего системную связь форм, методов и средств учебной и внеаудиторной деятельности обучаемых в рамках федеральных реформ образования и национальных программ. Практическую направленность этой деятельности придает создание программы «Развитие нравственно-ценностной картины мира личности», где в неразрывном единстве представлены как лингвистические, так и культурологические знания; процесс обучения включает структуризацию ценностных, прагматических, семантических и лингвистических знаний, усвоение которых возможно с помощью специально организованного комплекса организационно-деятельностных учебно-методических мероприятий.

4. Разработанный целостный ценностный подход предполагает расширение понятия «образовательный процесс» и включение репрезентаций культурологического уровня в объект обучения студента, подразумевая при этом осуществление им поиска решения проблемных ситуаций с последующим анализом речевых и неречевых действий, имеющих нравственно-ценностную основу. Педагогическими условиями осуществления данного подхода в условиях региона являются: положительная мотивация, непрерывность педагогического процесса, информатизация, учет индивидуальных особенностей личности, использование активных методов нравственно-ценностного обучения (словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и др.).

5. Концепция целостного учебно-воспитательного процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов реализуется через обучающую модель, основой которой выступает система ценностно-информативных дидактических средств, утверждающих приоритет основных ценностей, характеризующих целевую направленность личности обучаемых; комплекс инструментальных педагогических ценностей-способностей и качеств, необходимых для их активной жизнедеятельности.

6. Успешный процесс учебно-воспитательного развития нравственно-ценностных ориентаций студентов обеспечивается совокупностью процессуальной и операциональной составляющих (когнитивной деятельности и нравственно-ценностных ориентаций сознания) обучения и становлением целостной духовной личности обучаемого. Эффективность обучения обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий: постановка цели, задающей требования к организации деятельности образовательного процесса, его управлению, отбору содержания, форм и методов обучения и воспитания; наличие научно-методического совета, деятельность которого направлена на осуществление установки на концептуальность (смысловую основу), поиск новых ориентиров, интеграцию способов освоения мира (когнитивного, эмоционально-чувственного, волевого), формирование у студентов открытости, осознания ими цельности взаимосвязи общества, природы и человека.

7. Учебно-воспитательный процесс развития нравственно-ценностных ориентаций студентов средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования базируется на сопоставлении, анализе и модификации когнитивных и культурологических пространств, соотносимых с концептами родного и изучаемого языков, неразрывном единстве языковых и неязыковых знаний.

Обучение включает структуризацию трех основных видов знаний (прагматических, семантических и лингвистических), усвоение которых осуществляется с помощью специально организованного комплекса организационно-деятельностных учебно-методических и воспитательных мероприятий. Системообразующей основой таких структур является профессиональная и нравственно-ценностная целостность личности преподавателя вуза. Готовность и способность к нравственно-ценностному самоопределению средствами изучения иностранного языка представляет собой интегративное, личностно значимое качество, обеспечивающее будущему современному специалисту установление толерантных отношений с представителями различных национальностей и культур; желание сотрудничества; способность к конструктивному решению проблем в условиях региона.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах. Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в авторском проекте «Использование ресурсов иностранного языка в развитии нравственно-ценностных ориентаций студентов регионального вуза», утвержденного на заседаниях Центра Языковой Подготовки и кафедры немецкого языка ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; учебных программах по предмету «Немецкий язык» 4-х вузов республики; материалах республиканских конкурсов молодых исследователей, проводимых в рамках Программы национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» (2008 г.).

Концептуальные положения исследования излагались и были одобрены на координационных семинарах и совещаниях преподавателей кафедр иностранных языков ряда вузов, научных конференциях, проводимых в республике (2002-2009 гг.).

Полученные автором научные результаты послужили основой для разработки: учебника «Немецкий язык» (Гриф УМО РФ 2002 г.217 с.), учебника «Для интересующихся оригинальным методом изучения иностранного языка» (лауреат конкурса на лучшую научную книгу РАО, 2007 г.), 2-х авторских монографий по теме исследования.

Результаты исследования изложены в более 50-ти статьях и выступлениях на международных, всероссийских, региональных и местных научно-практических, научно-методических конференциях городов РФ: Владикавказ (2000, 2009 гг.), Ростов-на-Дону (2000, 2007 гг.), Нальчик (2000, 2008 гг.), Пенза (2003, 2007 гг.), Белгород (2003 г.), Томск (2003 г.), Курск (2007 г.), Тобольск (2007 г.), Москва (2005, 2009 гг.).

Структура диссертации определяется логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка (566 наименований) и приложения.

Культура как структурный компонент процесса развития нравственно-ценностных ориентации студентов неязыкового ВУЗа

В диссертации предложены концептуальное и методологическое направления развития нравственно-ценностных ориентации студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, создана теоретическая база для комплекса учебно-методических и воспитательных мероприятий, соответствующих актуализации прагматических, культурологических и лингвистических задач.

В учебно-организационном аспекте определено содержание учебно-методических мероприятий, направленных на развитие нравственно-ценностных ориентации студентов вуза в условиях этнорегиональной системы образования; предложены информационные и операционные упражнения, направленные на адаптацию обучаемых к реалиям иноязычной и национальной культур; разработан целостный ценностный подход, позволяющий эффективно решить проблему составления и подбора учебно-дидактических материалов (учебников, учебно-методических пособий, специализированных программ, мини-курсов) для неязыковых факультетов; определены приоритетные направления обучения и воспитания студентов вуза в общей программе их иноязычной нравственно-ценностной подготовки в условиях этнорегиональной системы образования; предложен новый обучающий контекст взаимодействия преподавателя и студента, ориентированный на совместные поисково-исследовательские проекты, открывающий возможности организации индивидуальной самостоятельной деятельности студентов. Актуальность этого обусловлена увеличением часов на самостоятельную работу студентов и поиск новых форм организации этой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении имеющихся представлений о нравственно-ценностных ориентациях студентов вуза как базовой составляющей преодоления их духовного кризиса: конкретизировано определение понятия «нравственно-ценностная личность» в рамках предлагаемого целостного ценностного подхода как педагогически интерпретированное системное понятие, позволяющее осуществлять педагогическое целеполагание, прогнозирование и современную культурологиза цию образования студентов. Разработана система дидактических средств, способствующих повышению эффективности этого процесса средствами преподавания иностранного языка в период вузовского обучения в условиях этнорегиональной системы образования; выявлена перспективность прикладных проектов. Авторский целостный ценностный подход к исследуемой проблеме создает условия превращения внутренней нравственной культуры студента в его базовую ценность с учетом его высокого культурного статуса, обусловленного образованностью и интеллигентностью. Выявлена доминантная роль нравственно-ценностного воспитания в этнорегиональной системе образования Республики Северная Осетия-Алания; разработана теоретическая база для создания комплекса педагогических воздействий в едином последовательном обучающем процессе; разработана модель развития нравственно-ценностных ориентации студентов, системообразующим фактором которой выступает знание сущности данного аспекта воспитательной деятельности, психологических особенностей обучаемых и их отношения к изучению иностранного языка; предложены методики осуществления целенаправленного изменения в структуре ценностного багажа студентов неязыкового вуза с помощью текстового материала.

Практическая значимость работы состоит в создании реальной практико-ориентированной модели развития нравственно-ценностных ориентации студентов, разработке ее информационно-методического оснащения, обеспечивающего ее высокую эффективность, подготовке учебных пособий и рекомендаций по организации образовательного процесса в 4-х вузах республики.

Разработанные специальные авторские программы культурологической направленности, учебники, имеющие Гриф УМО, могут быть использованы при подготовке специальных курсов в высших и средних специальных учеб ных заведениях, в системе повышения квалификации профессорско преподавательского состава вузов. Представленные в работе основы модели рования воспитывающих ситуаций по формированию нравственно ценностных ориентации студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, как совокупности научно-практических методов, представляют интерес для работников системы образования и могут быть полезны в преподавании иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена: методологической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретических позиций; четким определением научного аппарата исследования; последовательной реализацией его методологических и теоретических основ; разработкой научной концепции развития нравственно-ценностных ориентации студентов вуза в региональной образовательной системе Республики Северная Осетия-Алания с учетом их социального статуса в молодежной группе; анализом сущности развития нравственно-ценностных ориентации молодых людей в контексте создания учебно-воспитательной образовательной среды с использованием ценностного, компетентностного, интегративного подходов к социокультурному определению студенчества; определением принципов реализации национально-регионального компонента в процессе эксперимента; диалектической включенностью национальной культуры в систему российской и мировой культур, историко-культурной и цивилизационной направленностью национального образования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; статистическим методом обработки экспериментальных данных.

Условия оптимизации процесса развития нравственно-ценностных и профессиональных ориентации студентов ВУЗа

Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае, явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д. Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Функции, роль личности, их типичное для данной исторической среды, социальной группы и т.д., содержание во многом формирует в духовных структурах человека определенные типологические свойства. В настоящее время (С.Елизаров, 2004; Л.Карсавин, 1993; А.Реан, 2006; П.Сорокин, 2000; А. Эфендиев, 2005 и др.) взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности. В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) — предложения (общества) — выбор (личность выбирает из предложенного обществом). Автономия, а значит, и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь эти требования каждый понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном; благе, ценном), так и в процессе осуществлениях ею своих социальных ролей. Появление определенной иерархии ценностей на различных этапах развития человеческого общества положило начало выделению важнейших элементов внутренней структуры личности - ценност ным ориентациям. Закрепленные жизненным опытом индивида, они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность уже сложившихся ценностных ориентации образует состояние осознания, обеспечивающего устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженной в направленности потребностей и интересов. В силу этого обстоятельства ценностные ориентации всегда выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков.

С.Л. Рубинштейн, занимаясь изучением личности, особо выделяет в ее сознательной деятельности три компонента: потребности, интересы и направленность. Содержание указанных понятий и определяется ее ценностными ориентациями, что свидетельствует об огромной роли последних в развитии личности. Представляя собой «наиболее гибкую связь между личностью и обществом, ценностные ориентации приобретают функцию важных регуляторов социального поведения человека» [431, с. 164].

Пересечение теоретических воззрений педагогов, философов и психологов при анализе категории ценности впервые происходит в работах немецкого философа Макса Шелера. Реальность ценностного мира, по его мнению, «гарантирована вневременной аксиологической серией о боге, несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует ее основу» [539, с. 221].

Представители эмпирической социологии также внесли определенный вклад в исследование ценностей и ценностных ориентации. Среди ученых, принадлежащих к этому направлению, можно выделить У.А.Томаса и Ф.Знанецкого, Г.Оллпорта, М.Смита; К.Ховланда, А.Маслоу, М.Рокича. У.А.Томас и Ф.Знанецкий изучали развитие в обществе стойких образцов поведения, выявили ценности-нормы, присущие любой группе, выделили установку, которая подготавливает индивида к действиям. Г.Оллпорт, М.Смит и К.Ховланд сконструировали несколько шкал оценки личности и создали трехкомпонентную структуру установки. М.Рокич выделил терминальные и инструментальные ценности. Благодаря этому, А.Маслоу, Г.Оллпорт и М.Смит, обозначили среди них интерперсональные, сфокусированные (направлены на социум) и интраперсональные (направлены на индивида) ценности. На основе проведенных исследований, М.Рокич проанализировал связь ранга различных ценностей с полом, возрастом, социальным положением и. т.д. Применяя его методику, мы смогли установить связь ценностей с личностными особенностями и обосновать возможность кросскультурного их анализа.

Основное содержание ценностных ориентации составляют, как известно, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, сильные и постоянные привязанности, обуславливающие принципы поведения.

«Ценностные ориентации, - читаем в словаре, - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей» [465,с.507]. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность внимания, интеллекта и волевых усилий личности. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает основу ее отношений к действительности. Механизм их действия и развития связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности. В наиболее общем виде данные противоречия могут быть представлены как борьба между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Современные педагоги, психологи и социологи довольно подробно анализируют природу возникновения ценностных ориентации, их особенности и связь с развитием личности.

Педагогическая поддержка процесса обучения иностранному языку как условие развития нравственной культуры студентов в обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе

А. Ахматова посчитала необходимым не менять реалии- осетинского языка. Влияние культуры на язык, несомненно, должно учитываться в процессе развития межкультурной компетентности студентов, изучающих иностранные языки и предметы специального цикла, целью которых является ознакомление с культурой другой страны. Однако для формулирования задач и принципов развития межкультурной компетентности, как важной части нрвственноо-ценностной системы качеств, важна и «обратная сторона медали» - воздействие языка на культуру. В современной науке о языке наиболее распространено мнение о том, чтовлияние языка и культуры - двусторонний процесс, то есть следует говорить о анализа языковых явлений, поиск путей эффективного применения новых приемов в взаимовлиянии языка и культуры. Интенсивное развитие в последние десятилетия культурологии как научной дисциплины делает возможным и необходимым осмысление специфики культурологического конкретных лингвистических исследованиях.

В дискуссии о приоритете в соотношении «язык - культура» наиболее правильным было бы, на наш взгляд, рассматривать относительность взаимосвязей языкового и культурного пространств, что позволяет избежать крайних суждений, исключает прямую, жестко закрепленную однолинейную зависимость.

Культура регулирует в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, воздействующие на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются, либо пользуются пассивным признанием.

В процессе развития нравственно-ценностных ориентации студентов в условиях этнорегиональной системы образования организационно-деятельностными средствами преподавания иностранного языка ведущая роль принадлежит индивидуализации, выявлению основных компонентов ценностно ориентированного обучения, отбору его содержания и методов, что играет огромную роль в процессе социализации и актуализации ценностной личности в рамках и вне пределов «своей» культуры.

Диалог культур есть потребность во взаимообогащении, взаимодействии, взаимопонимании. Через сопоставление себя с иной культурой осуществляется ценностное самоутверждение, осознание степени своей оригинальности, уникальности, значимости. Поэтому диалог культур- выступает как объективная необходимость и условие сотрудничества и взаимопонимания разных народов и национальностей, а последнее означает единство, сходство, тождество. Возникает своеобразное противоречие: диалог культур возможен лишь на основе взаимопонимания, но вместе с тем — лишь при наличии индивидуально-оригинального в каждой культуре. Общим, объединяющим все человеческие культуры, является их социальность. В отечественной культурологии проблемами взаимодействия прошлых и настоящих культур, коммуникации между разнородными культурами занимались М.М. Бахтин, А.И. Введенский, А.Я. Гуревич, Л.М. Баткин, С.С. Аверинцев и др. Наиболее яркое проявление принцип диалогизма нашел в концепции М.М. Бахтина, который раскрыл его сущность на различных уровнях бытия: культур, событий, личностей, текстов. На уровне разнообразных культур коммуникативный принцип преобразуется в диалог культур. По мнению М.М. Бахтина, «взаимопонимание столетий и тысячелетий народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур. Основой его является человеческое, гуманистическое, нравственное в каждой культуре» [52, с. 212].

Роль диалога культур нельзя недооценивать, работая в многонациональном социуме, развивая нравственно-ценностные ориентации студентов в условиях этнорегиональной системы образования средствами преподавания иностранного языка.

В нашей республике очень часто бывают гости из других регионов России, из-за рубежа. И, к счастью, на тех, кто посещает землю Иристона, все еще благоприятное впечатление оказывает наша общая культура в общении со старшими, отношении к детям, соблюдении определенных жизненных традиций в разных жизненных ситуациях, четкое распределение обязанностей в доме.

Безусловно, годы нравственного разложения не остались незамеченными и в нашей республике. Вечный источник и хранитель народной духовности, традиционной морали - «уазздандзинад» (порядочность, благородство, великодушие - в одном) - постепенно сдает свои когда-то незыблемые позиции, уступая1 место диктату «новой» нравственности, «массовой культуре, с выдвижением на первый план коммерческой-выгоды,,развлечений, доступности и простоты, лишающих ее потребителя необходимости вдумываться, размышлять, чувствовать» [467, с. 5].

Требования к иностранному языку в целях формирования базовой составляющей обучения иноязычной и инокультурной компетентностей студентов неязыкового ВУЗа

Коммуникативные цели обучения выступают при обучении иностранному-языку в качестве системообразующих в связи со специфическим человеческим свойством жить в определенной социокультурной среде, принадлежать к определенному этносу. Исходя из этого, в исследовании особое значение уделялось этнопедагогическому подходу, аккумулирующем интернациональный (общечеловеческий), национальный и индивидуальный элементы развития ценностных ориентации студентов и стимулирующий их творческие идеи.. По мнению Л.С. Выготского: «Творческий акт и личность творца должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии» [136, с. 40].

К настоящему времени имеет место противоречие между большими воспитательными возможностями национальных культур, в частности народной педагогики, и их недооценки вследствие недостаточности научно обоснованных практических рекомендаций. Исходя из специфики обучения немецкому языку, мы посчитали целесообразным интегрировать языковое лингвистическое обучение в коммуникативные цели обучения, т.к. коммуникативная компетентность рассматривается нами не только как лингводидак-тическая и, соответственно, методическая категория, но как категория, развивающая профессиональные, нравственно-ценностные и личностные параметры студентов. Это означает развитие: 1) умения ориентироваться в инокультурных текстовых и реальных ситуациях; 2) умения распознавать и понимать глубину заложенной в текстах разных жанров информации; 3) учебных языковых умений; 4) компенсаторных умений, строящихся на знании коммуникативных стратегий и тактик, позволяющих адаптироваться в коммуникативной ситуации; 5) социокультурной компетентности на основе приобщения к культуре немецкоязычных стран и формирования инокультурной картины мира; 6) личностно-ценностных аспектов, что ведет к формированию нравствен-но-компетентностной личности и готовит ее к жизни в обществе.

Ценностно-познавательные цели студентов выступали в качестве системообразующих. Это означало развитие умений: 1) пользования словарями и справочниками; 2) Сравнительного сопоставления- параллельно расположенных колонок ис ходного и профессионально переведенного и собственного подстрочного переводов текста (жанр, отступления от оригинала и профессионального перевода, мотивация вольностей и трансформаций); 3) понимания глубины заложенной информации, строящейся на знании различить языковые нормы, речевые нормы, расхождения; 4) целеполагания стратегий, позволяющих прояснить текстовые ситуации, используя, например, дополнительную информацию, пояснения и т.п.; 5) демонстрации социокультурной компетентности на основе приобщения к культуре Германии и немецко-говорящих стран и формирования ценностной картины мира, а также активизации и углубленного знакомства с национальными ценностями и культурой; 6) уверенного выражения собственного мнения, что становилось основой уверенности в себе и своих способностях.

В европейской традиции педагогические цели выносятся за рамки предметной области и считаются общими для всех учебных предметов. Исходя из специфики нашего предмета обучения, мы сделали акцент на педагогическую поддержку процесса обучения, так как переводоведение рассматривалась нами не только как лингводидактическая и соответственно методическая категория, но как педагогическая категория, развивающая и ценностные, и профессиональные, и личностные параметры студентов.

Развитие нравственно-ценностных ориентации студентов средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования как цель и планируемый результат обучения может трактоваться достаточно широко, поскольку этот процесс включает и социокультурную, и учебно-познавательную, и учебно-воспитательную компетентности. И конкретная реализация педагогических целей определяется спецификой «учебного предмета с помощью перечня умений в работе с текстами. Студент должен: 1) читать тексты, понимая их основное содержание (глобальное, ознакомительное чтение) или выборочно (поисковое, просмотровое чтение), необходимо уметь добиться полного и точного понимания (изучающее чтение), используя для этого все возможные приемы (опору на интернацио 162 нальные слова, анализ, перевод), а также словари и справочную литературу; 2) читать тексты.разных жанров и видов: публицистические (статьи из газет и журналов), научно-популярные; литературные тексты и уметь, понять их основное содержание, а именно: основную мысль и наиболее существенную информацию, без понимания которой неясен смысл читаемого, опуская несущественное и игнорируя помехи (например, незнакомую лексику, отдельное грамматическое явление); словарь может быть использован во всех случаях, если у студента возникает в этом потребность и если это не противоречит коммуникативной задаче и виду чтения; 3) уметь понять идею художественного произведения, извлечь имеющиеся ценностные установки:, на анализ и обсуждение которых направлена дальнейшая работа над текстом, понимать общее содержание текста: а) в целом, б) выборочно и уметь помочь себе добиться понимания с помощью словаря; уточняющих вопросов, пояснений и т. д.; 4) понять конкретно: а) важные моменты, несущие информацию; б) всю значимую ценностную информацию, представленную в тексте; 5) выражать важнейшие коммуникативные намерения в ситуациях общения с преподавателем; сокурсниками; т.е. уметь осуществлять соответствующие речевые действия и тем самым решать такие коммуникативные задачи; как сообщение информации, выражение мнения, просьбы, совета и т.п., а также, в соответствии с конкретной ситуацией, реагировать на аналогичные речевые действия партнера по общению; продуцировать связные высказывания в ірамках текста, в рамках знакомых, тем илив связи с

Деятельность преподавателя? и студентов в процессе развития нравственно-ценностных ориентации студентов средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования представлена в таблице 1..

Похожие диссертации на Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования