Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Творческое развитие студентом как необходимое условие повышения качества профессионального туристского образования
1.2. Использование метода проектов в учебном процессе профессионального туристского образования
1.3. Особенности учебной творческой деятельности студентов туристского вуза
Выводы по главе 1 70
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
2.1. Педагогическая модель учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей студентов туристского вуза
2.2. Дидактические принципы организации образовательного процесса в туристском вузе по методу проектов
2.3. Организация исследовательской деятельности студентов туристского вуза по методу проектов
2.4. Итоги опытно-экспериментальной работы 113
Выводы по главе 2 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
БИБЛИОГРАФИЯ 128
- Творческое развитие студентом как необходимое условие повышения качества профессионального туристского образования
- Использование метода проектов в учебном процессе профессионального туристского образования
- Педагогическая модель учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей студентов туристского вуза
Введение к работе
Актуальность исследования. Ведущими тенденциями
модернизации профессионального туристского образования выступают повышение профессиональной компетентности на основе международных стандартов и гуманистическая парадигма, предполагающие создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности.
Приоритетной задачей профессионального туристского образования становится формирование не только интеллекта обучающихся, но и духовной, и эмоциональной сферы, творческого подхода к профессиональному труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников туристских вузов. Необходимо выработать новые подходы и решения для определения оптимальной стратегии формирования творческих способностей менеджера сферы туризма.
Для этого требуется прогнозирование развития человеческой деятельности в сфере туризма при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций. Таким образом, одной из приоритетных задач современной профессиональной туристской школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися профессиональными знаниями.
Степень разработанности проблемы. Базой исследования в области теории и методики профессионального образования являются фундаментальные работы В.А. Квартальнова, И.В. Зорина, А.Н.Новикова,
А.А. Остапца-Свешникова, B.C. Преображенского, И.Д Солодухина и др. Для нашего исследования важной представляется проблематика развития творческих способностей (Н.А. Алексеев, И.А. Зимняя, Е.В. Куканова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), вопросов формирования индивидуальных особенностей обучающихся в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: гуманистическая концепция в педагогике (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, И.Б. Котова); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, С.А. Смирнов, Г.А. Цукерман, Д.Б.Эльконин); содержание образования (В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, М.И.Махмутов, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт, Г.И. Щукина); познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б.Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева); саморазвитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В.Баранников, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, В. А. Петровский, В.М. Розин, С.Л.Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн); инновации в образовании (Ю.Г. Круглое, А.Я. Наин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин); вопросы развития управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов (Л.М. Митина, Н.В. Котряхов, Л.В.Тодоров, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.М. Шепель); использование личностно-ориентированных технологий в образовании (B.C. Данюшенков, Т.В. Машарова и др.); особенности разработки технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.А. Кальней, В.М. Монахов, Т. Пломб, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирин, СЕ. Шишов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург). Вопросы мониторинга в системе образования на различных управленческих уровнях рассмотрены в работах М.П. Афанасьевой, Г.В. Гутник, В.А. Кальней, И.С. Клейман, С.А. Козловой, А.И. Севрук, СЕ. Шишова. Условием решения задач
гуманизации является четкая направленность процесса обучения студентов на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного профессионального образования.
Анализ ряда исследований (П.Ф. Кравчук, М.Г. Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д. Ряховских, O.K. Черепанова и др.) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования, однако нам не удалось найти работ, связанных с развитием творческих способностей студентов туристских вузов методом проектов.
В процессе анализа процедур организации профессионального туристского образования нами выявлено основное противоречие, которое состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от менеджера сферы туризма нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой — наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей студентов туристских вузов, с целью подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов туристских вузов, стимулирующие развитие их творческих способностей. Все вышеизложенное определило цель нашего исследования.
Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности студентов туристских вузов, обеспечивающие развитие их творческих способностей; разработать и экспериментально проверить содержание учебных задач с целью организации творческой деятельности.
Была сформулирована тема нашего исследования: «Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза».
Объект исследования: творческая деятельность студентов туристских вузов.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей студентов туристских вузов в проектной учебной деятельности.
Гипотеза исследования: учебная деятельность, организованная по методу проектов, будет способствовать развитию творческих способностей студентов туристских вузов, если:
- на основе анализа психолого-педагогических исследований будет
уточнено понятие «творческая деятельность студентов туристских вузов»,
раскрывающее его целеполагание в повышении качества образования, и
понятие «творческие способности студента»;
- будет разработана модель развития творческих способностей
студентов туристских вузов, раскрывающая структуру, содержание,
методы, формы развития творческих способностей студентов туристских
вузов, на основе взаимосвязи теории и практики в процессе обучения с
использованием метода проектов;
будут определены необходимые и достаточные условия организации проектной деятельности студентов туристских вузов, раскрывающие ее индивидуальный и групповой характер и способствующие формированию творческих способностей;
будут разработаны критерии оценки развития творческих способностей студентов.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
Определить эффективные формы и методы учебной деятельности в туристском вузе с целью развития творческих способностей студентов.
Разработать модель развития творческих способностей студентов туристских вузов на основе метода проектов.
Экспериментально проверить модель и проследить динамику формирования творческих способностей студентов.
4. Разработать содержание, определить классификацию творческих задач, реализуемых в рамках метода проектов и выявить критерии оценки развития творческих способностей студентов туристских вузов.
Методологической основой исследования выступают принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта; принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности и затем к построению новой теоретической модели становления педагогической реальности на примере развития общих и профессиональных компетенций; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; концепции воспитания и развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений; принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик.
Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории «деятельность», «развитие», «личность», «способность» в общепризнанном понимании, конкретизированные в основных положениях психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн), и категория системы в понимании П.К.Анохина, Л. фон Берталанфи, И. Клира, В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина.
Теоретическими предпосылками исследования служили работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Применение метода проектов рассматривали М.И. Гуревич, В.С.Данюшенков, М.Б. Павлова, П.А. Петряков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, А.В. Марченко, СЕ. Шишов и др.
Методы исследования: беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов; праксиметрические (анализ продуктов деятельности).
На защиту выносятся:
1. Положение о том, что эффективным средством формирования
творческих способностей студентов туристских вузов является проектная
деятельность в процессе обучения, которая отличается тем, что включает
проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды
деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-
последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.
2. Совокупность признаков творческих способностей студентов
туристских вузов как субъекта творческой деятельности (воображение,
оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-
творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-
эстетическая отзывчивость, музыкально-художественные знания,
художественно-технологические умения); характеристики уровней
проявления творческой активности для каждого признака в качестве
критериев оценки развития творческих способностей студентов.
3. Модель развития творческих способностей студентов туристских
вузов на основе взаимосвязи теории и практики в проектной деятельности.
4. Совокупность творческих задач и заданий в творческой
деятельности студентов туристского вуза, отличающихся по сложности,
поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и
умений.
Исследование проводилось в несколько этапов (1999-2003 гг.) на базе учреждений профессионального образования в Свердловской, Московской, Кировской областях.
На первом этапе (1999-2001) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2001-2002) разрабатывалась технология процесса развития творческих способностей студентов туристских вузов. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался контрольными срезами, последующим анализом, обобщением, систематизацией полученных данных.
На третьем этапе (2002-2003) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования и собственно диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
Выявлена особенность творческой деятельности студентов туристских вузов в рамках метода проектов, которая состоит в том, что творческая деятельность в сфере туризма, имея своим предметным содержанием «прохождение» студентом пути от анализа потребности конкретных людей до получения туристского продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
Доказано, что деятельность студентов туристских вузов рассматриваемая как любой творческий акт содержит и конкретно-чувственные, и абстрактно-логические элементы. Ее структурным основанием является творческая деятельность как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебных творческих задач. На этой основе выявлены и уточнены понятия «творчество», «творческая деятельность» и «творческие способности студентов туристских вузов». Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как
многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты.
3. Обосновано, что творческая деятельность студентов туристских
вузов проектного характера с исследовательским компонентом -
оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа
процесса актуализации развития творческих способностей студентов.
Творческие способности студентов туристских вузов как субъекта
творческой деятельности мы определяем как систему личностных
способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической
оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических
и технологических основ), умений (туристско-технологических),
направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-
эстетическая отзывчивость), побуждающих студентов к творческому
развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы,
обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как
устойчивая направленность на технологическую творческую деятельность
в сфере туризма.
4. Разработано содержание творческих задач и выявлена их
классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности
выполнения, полноты использования приобретенных знаний и умений в
процессе развития творческих способностей студентов туристских вузов.
5. На основе взаимосвязи теории и практики профессиональной
деятельности разработана модель развития творческих способностей
студентов туристских вузов на основе метода проектов, включающая
структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции,
компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также
раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как
креативность, наглядность, коллективный характер обучения,
сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для
поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация
аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).
Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей студентов туристских вузов.
Выявлены признаки развития творческих способностей студентов туристских вузов как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
теоретическое обоснование развития творческих способностей студентов
туристских вузов в процессе учебной деятельности послужило основанием
для разработки программы спецкурса «Развитие творческих способностей
студентов туристских вузов» для системы повышения квалификации
профессорско-преподавательского состава туристских вузов.
Подготовленные автором методические рекомендации по развитию творческих способностей студентов туристских вузов используются в учебном процессе ряда вузов Свердловской области.
Апробация. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры теории и методики профессионального туристского образования Российской международной академии туризма (2002 и 2003 годы), Учебно-методическим советом Уральского института туризма (2001, 2002 гг.), кафедры технологий и предпринимательства Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области
(2003); на международных конференция ЮНЕСКО в г. Екатеринбурге (2002), Красноярске (2001) и др.
Основные положения диссертации получили отражение в публикациях автора по теме исследования.
Творческое развитие студентом как необходимое условие повышения качества профессионального туристского образования
В философской литературе употребление понятия "творчество" мно-гопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Во все времена проблема творчества являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др. В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Юнг, В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [22,57,86,87 и др.]. Психологи (А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Д.Г. Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности.
Принципиальное значение для нашего исследования имеет тот факт, что творчество рассматривается, как один из важнейших механизмов развития личности [1,8,12,17,26, 57,85 и др.]. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальному воплощению).
Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. [281, 282,283]. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Козырева и др.) [5,22,30,31,39,46,47 и др.]. Исследователи (П.Ф. Кравчук, С.Г. Глухова, Л.К. Веретенникова и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики [1,27,28,89,90 и др.], так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности [2,29 и др.]. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности [93, .94,74]. Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [34, с.36]. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" [80, с.9]. Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А.Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность.
В природе происходит процесс развития, но не творчества [5, 284]. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития" [57, с.73]. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного .
Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования [3]. В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений [2,35]. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности; б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества [6, с.21]. В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных ) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры" [69, с.48-49].
Использование метода проектов в учебном процессе профессионального туристского образования
Изучая генезис метода проектов, мы опирались на следующее понимание этого термина. Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и специфической организацией (В.И. Воропаев). Энциклопедический словарь трактует «проект» (от латинского - брошенный вперед) как совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план. Как правило, проектирование начинается с разработки модели будущего (технологии, содержания, изделия, товара и др.) как составной части концептуального описания.
Мы не отделяем проект от окружающих условий и их развития. Однако на этом этапе, как считают специалисты, разработки модели как составной части проекта целесообразно не учитывать влияния всех факторов (абстрагироваться от их воздействия), которые могут оказать влияние на инновационную разработку. Метод проектов (от греческого - «исследование») -система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий - проектов. К основным чертам метода проектов мы относим: отнесенность проекта будущему; ориентацию проекта на желаемое состояние; представление проекта как системы средств достижения; определение начала и окончания проектной работы; четко и ясно сформулированные критерии эффективности.
Изменившиеся общественно-экономические условия меняют нравственные и педагогические идеалы, принципы и основы вузовской жизни. Всякий общественный переворот несет в себе и требования новой системы образования, ее приближения к изменившимся жизненным формам. Социально-экономические потрясения со всеми их тягчайшими последствиями -обнищанием и безверием не могли остановить движение педагогической мысли, педагогическая общественность продолжала работать, продолжала обдумывать и искать, продолжала прислушиваться к изменившимся потребностям студентов. Метод проектов исторически зародился в конце XIX века в американских условиях жизни (проф. В.Х. Килпатрик), которые давали полный простор развитию свободной инициативы и педагогической предприимчивости, и в результате Северная Америка со всем огромным множеством разнотипных образовательных учреждений, и в то же время целым рядом центров для изучения самого процесса воспитания и производства педагогических опытов, поистине, может считаться педагогической лабораторией. Несколькими годами позже развитие этого метода уже осуществлялось в Советской России (СТ. Шацкий, Блонский, С. Тюрберт и др.). В.Х. Килпатрик фиксирует в своей брошюре «Проект-метод», обсуждая, цели, преследуемые школой: «Мы порицаем человека, пассивно принимающего то, что готовит ему судьба или простой случай. Мы восхищаемся человеком, являющимся хозяином своей судьбы, задающимся ясными, широко захватывающими целями. Нам нужны люди, - говорит он дальше, -умеющие находить выход из запутанных обстоятельств жизни».
Идеал американского гражданина, по мнению В.Х. Килпатрика, - это человек, способный всюду пробивать себе дорогу, способный удовлетворять всем своим эгоистическим и честолюбивым замыслам и, в то же время, человек, ясно сознающий, что он со всеми своими личными запросами и идеалами есть не что иное, как часть, неотделимая и органически связанная, всего национального коллектива. Необходимо уметь пробивать себе дорогу, уметь бороться и преуспевать, быть смелым, предприимчивым, быть борцом и исследователем, хозяином своей судьбы и кузнецом своего счастья, а все остальное приложится.
Еще одна черта — полнейшее отвращение к «бесплодным спекулятивным умствованиям» составляет даже, своего рода, предмет гордости американских мыслителей того времени. Именно с этой точки зрения, с точки зрения необходимости адаптировать образовательное учреждение к рыночным реалиям, с точки зрения ее практицизма, с одной стороны, и гражданственности с другой, система метода проектов представляет для нас неисчерпаемый интерес.
Всякий педагог, следящий за педагогической литературой знаком с так называемым «Дальтон-планом», предшественником «метода проектов». Дальтон-план подразумевает исключение преподавания в классе и неподвижного сидения за партой, снятие бесплодного вещания со стороны учителя и молчаливого впитывания со стороны учеников; превращение класса в лабораторию, учащиеся сами доискиваются до необходимых им знаний. Такие знания, добытые собственными усилиями, неизмеримо лучше, прочнее укладываются в сознании, неизмеримо выше их значение и с точки зрения создаваемых умственных навыков: исследовательские навыки являются одним из могущественных орудий в предстоящей ребенку борьбе за существование, в неимоверно усложнившихся и запутанных условиях современности.
«Метод проектов» идёт еще дальше в том же направлении: пусть дети не только исследуют и самостоятельно экспериментируют, гласит данный педагогический завет, пусть они сами ставят себе экспериментаторские задания, пусть они измышляют и строят «проекты», пусть самостоятельно добиваются их осуществления.
В данном подходе предлагалось всю образовательную процедуру подвергнуть коренному перестроению, ее сердцевиной должно стать не «пассивное» усвоение знаний и даже не живой самостоятельный эксперимент, но акт сознательной «целеустановки» и живая деятельность в достижении намеченных целей. «Целевой акт — это типичный образец достойной жизни, - говорит проф. В.Х. Килпатрик, главнейший пропагандист проект-метода, - но не в том смысле, что каждый целевой акт хорош, а в том, что он должен преобладать над простым плаванием по течению».
«Являясь типичным образцом для общества, - добавляет он дальше, -он должен стать таковым и для школы». Если «достойная» жизнь — это жизнь, изобилующая целевыми актами, то какая же система в вузовском воспитании может соответствовать духу нашего времени, как не образовательное учреждение, изобилующая этими целевыми актами.
Что касается самого целевого акта или «проекта», то В.Х. Килпатрик понимает его в очень широком смысле; под это понятие, по его мнению, подходит всякая активность, необходимо только, чтобы она освещалась ясно поставленной целью согревалась горячим стремлением к ее осуществлению. «Ученик, пишущий письма (если только он горячо увлечен этой целью), ребенок, внимательно вслушивающийся в рассказ, Ньютон, обосновывающий движение луны на принципах мировой динамики, Демосфен, пытающийся поднять греков на Филиппа, Леонардо-да-Винчи пишущий свою «Тайную вечерю», я, пишущий эту статью, мальчик, разрешающий с сознательной целью геометрическую задачу, — все это примеры индивидуальных целевых актов». «Вряд ли приходится это доказывать, - замечает далее В.Х. Килпатрик, - что число и виды целевых актов так же разнообразны, как разнообразна самая жизнь, и потому изыскание этих моментов с целью базирования на них самой образовательной программы не представляет никаких трудностей: их ежечасно, ежеминутно поставляет сама образовательная действительность; иное дело вопрос об их внутренней, педагогической и общественной ценности; с последней точки зрения, целевые акты, конечно, являют также великое разнообразие, начиная от полупассивного внимания интересной сказки, кончая работой над подтверждением научной гипотезы, призванной перевернуть все наше научное миросозерцание». Серьезно дискутировался вопрос о том, какие же из целевых актов, составляющих содержание вузовской жизни, могут считаться наиболее плодотворными, должны быть поставлены во главу угла, должны быть педагогически поощряемы и выдвигаемы?
Проф. В.Х. Килпатрик разрешает этот вопрос весьма просто, опираясь на данные простого, житейского наблюдения и столько же на последние выводы психолого-экспериментального исследования. Он выдвигает следующее положение.
Бесспорное мерило ценности: степень заинтересованности индивида, степень сердечного увлечения поставленной себе целью. Последнее соображение находит себе, по его мнению, вполне веское подтверждение со стороны психологии, именно той науки, на принципах которой должна базироваться всякая научно состоятельная система воспитания. Такие научные мыслители как Э. Дьюи и его ближайший соратник В.Х. Кильпатрик придерживаются строго-эволюционной, био-психологической точки зрения; для них мышление не есть какая-либо особая душевная способность, а есть движение, функция, постоянно развивающаяся и зависящая от внешних стимулов.
Педагогическая модель учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей студентов туристского вуза
Анализируя философскую, педагогическую, социологическую литературу, можно утверждать, что любая система рассматривается учеными в плане определенных связей. Изучению видов, уровней, типов взаимосвязи посвящены работы З.С. Левчук, Л.Е. Романенко, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряхов-ских [232;240;15; 16]. Системный подход к классификации взаимосвязей характерен для исследований Л.Я. Зориной, Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой [243;244;245]. В их работах взаимосвязь теории и практики исследуется как средство познания практики, ее прогнозирования и совершенствования.
Взаимосвязь теории и практики представляет собой взаимодействующую систему, отражающую процесс воздействия одного объекта на другой, их взаимопроникновение, взаимообусловленность, взаимовлияние [16; 15 и др.]. Под теорией в общефилософском смысле понимается "система основных идей в той или иной отрасли знаний". Теорией называют раздел науки, а также "совокупность правил в области какого-нибудь мастерства" (например, теория цвета, теория шахматной игры и др.) [282, с.782].
В современном научном познании проблема взаимосвязи является одной из центральных. В философии взаимосвязь трактуется как категория, отражающая бесчисленные связи предметов и явлений между собой в процессе изменения материального мира [259;254;255]. В настоящее время в науке не существует единого мнения в отношении понятия "взаимосвязь". В качестве синонимов употребляются "взаимоотношение", "взаимозависимость", "соотношение", "взаимодействие", "отношение".
Как считает В.К. Кириллов, связь - это системно-структурное понятие, реализующее системную целостность объекта. Отношение же не выражает целостности системы, и в этом заключается его коренное отличие от связи [242, с.31]. Связь - это отношение взаимной зависимости, обусловленности между чем-нибудь [282, с.696]. Практика - фундаментальная философская категория, означающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей, критерий истины, мерило, позволяющее разграничить истину и заблуждение [286, с.814].
Одним из наиболее распространенных является определение практики как целостной системы операций. При этом указывается на то, что практика раскрывает свое существо в следующих моментах: цель, сама целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности [283, с.340].
Для нашего исследования важно понимание практики как структурно-целостного процесса коллективной преобразовательной деятельности. Учитывая вышесказанное, мы понимаем под теорией учебной творческой деятельности - деятельность субъекта по усвоению знаний в области технологий. Практикой в нашем исследовании является сама учебно-творческая деятельность в туристском вузе в совокупности форм, методов, средств и условий ее осуществления на определенном предметном содержании.
Проблема исследования потребовала обращения к взаимосвязи теории и практики как главному фактору творческих способностей личности. Развитие творческих способностей нами рассматривается в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей. Творческая подготовка студентов, представляет собой "также педагогическую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности" [241, с. 15]. Проблема взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей студентов включает и все структурные компоненты системы образования: содержание, организацию, методы, формы обучения. Взаимосвязь рассматривается нами как педагогическое явление, функционирующее на личностном уровне, что позволяет включить развитие творческих способностей студентов в суть образовательного процесса в системе профессионального туристского образования. Взаимосвязь теории и практики - закономерность, которую необходимо учитывать при определении содержания, форм, методов образования.
Для нашего исследования будет правомерным выделение типов взаимосвязи, разработанных В.Г. Рындак и получивших дальнейшее развитие в исследовании Н.Д. Ряховских: постоянное взаимодействие, взаимопроникновение, проективный тип связи [74; 16]. Постоянное взаимодействие теории и практики выводит личность на новый уровень творчества, на развитие творческих способностей. А это немыслимо без непрерывного познания, которое стимулирует творческую деятельность и контролируется также творческой деятельностью. Это утверждение согласуется с выводами, полученными нами в параграфе 1.3. Взаимопроникновение - второй тип взаимосвязи теории и практики -призван пробудить в личности потребность в собственном развитии, самосовершенствовании, сформировать мотивы, необходимые для удовлдаррйдавд оц»і(Ш)і аКФврно взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, их взаимное обогащение. Проективная связь выражается в стимулировании способности личности к саморазвитию, самоорганизации. Многими учеными потребность в саморазвитии рассматривается как доминирующая черта процесса образования. Конечным итогом саморазвития творческих способностей является самореализация как максимальное раскрытие творческой способности. Взаимосвязь теории и практики в развитии творческих способностей личности ведет к формированию потребности в созидательной творческой деятельности. Типы взаимосвязи — взаимодействие, взаимопроникновение, проективность - способствуют изменению личностных характеристик студентов.
Взаимосвязь теории и практики в развитии творческих способностей студентов будет иметь значение лишь в том случае, если результатом этого развития будет изменение исходных качеств и состояний и обеспечение новообразований личности. Анализ исследований отечественных ученых, изучающих пути развития творческих способностей личности, показывает, что одним из ведущих подходов при изучении взаимосвязи теории и практики в развитии творческих возможностей личности является личностно-деятельный подход. Учитывая, что одной из задач нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности модели взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческих способностей студентов, обратимся к самим понятиям "модель", "моделирование". В современной философской и психолого-педагогической литературе моделирование рассматривается как общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект [248, с. 126].