Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Батищев Игорь Владимирович

Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе
<
Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батищев Игорь Владимирович. Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Батищев Игорь Владимирович;[Место защиты: Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО РГСУ)].- Москва, 2014.- 214 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Социально-культурное воспитание молодежи как фактор гуманизации современного общества 28

1.1.Социально-культурное воспитание студентов как социальная, психологическая и педагогическая проблема: основные методологические подходы» 28

1.2. Художественно-эстетическое переживание в осуществлении процесса социально-культурного воспитания студентов 58

1.3. Теоретико-методическая модель социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза 85

Глава II Методика социально-культурного воспитания в системе высшего профессионального образования 103

2.1. Диагностика актуальности проблемы социально-культурного воспитания молодежи 103

2.2. Организация исследовательской работы на констатирующем этапе эксперимента 125

2.3. Реализация и проверка эффективности методики формирования социокультурной компетентности студентов .146

Заключение 176

Библиография 180

Приложения 205

Введение к работе

з І.

Актуальность исследования. Проблема социально-культурного воспитания молодежи сегодня является темой многих международных конференций, встреч, дискуссий, в которых постоянно звучит тревога, связанная с теми сложными процессами, которые происходят на современном этапе развития общества.. Для исследователя - философа, социолога, культуролога, психолога, педагога и т. д. - очевидно, что молодежь, чье становление происходит в глобализирующемся мире, в сложных условиях цивилизационного кризиса, остро нуждается в духовных ориентирах, которые способствуют глубинному проникновению в сущность происходящих на современном этапе процессов, в логику социокультурного развития. Им необходимо не только понять действие «механизмов», влияющих на выбор того или иного сценария социокультурного развития общества, но и определить для себя именно тот сценарий, который направлен на воплощение гуманистических идеалов человечества.

Именно это является основной целью социально-культурного воспитания, в процессе которого молодые люди обретают чувство социального интереса, социальной ответственности, социальной активности, что дает возможность преодолеть противоречия, которые были сформулированы еще Н. А. Бердяевым, а на современном этапе развития культуры обрели еще большую остроту:

между социализацией и индивидуализацией личности;

между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;

между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме \

Осознаваемая необходимость поиска путей для преодоления этих противоречий стала основанием для выдвижения проблемы развития системы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве

1 Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М., 2006. С. 153.

современного гуманитарного вуза в качестве темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблема воспитания подрастающего поколения изначально является одной из центральных идей философской мысли, поскольку стремление к истине, заложенное в сущности понятия «философия», означает, в первую очередь, стремление к обретению миропонимания, к постижению мироздания, к осознанию себя не только творением, но и творцом культуры, а это стремление свойственно каждой становящейся личности. На вопрос, как должен осуществляться процесс «возвышения души» (а именно это и являет собой сущность социально-культурного воспитания), пытались ответить Сократ и Диоген, Платон и Аристотель, Кант и Гегель. Ответ на этот вопрос постоянно, порой мучительно, искали мыслители XX века — философы, социологи, культурологи, психологи, педагоги.

Этот вопрос волнует и современных исследователей, рассматривающих социально-культурное воспитание как сложную социальную, психологическую и педагогическую проблему. Так, в работах Л.С. Зориловой социально-культурное становление личности рассматривается в контексте поиска духовных идеалов в науке, культуре и искусстве. Л.А. Калашникова интерпретирует процесс формирования социальной зрелости личности как педагогический феномен, сходной точки зрения придерживается и A.M. Егорычев. Теории и методике развития педагогических способностей у будущих специалистов социально-культурной деятельности посвящены работы Т.В. Христидис. В исследованиях Л.С. Майковской рассматривается феномен этнокультурной толерантности как значимый аспект социально-культурного становления личности. Мировоззренческие основы этого процесса освещаются в работах А. Я. Айзенберга, А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, В.А. Волобуева, Л.С. Жарковой. И.А. Федосеева анализирует развитие системы социального воспитания студенческой молодежи на основе тендерного подхода. В работах Н.С. Ющенко представлен процесс формирования социальной ответственности в обучении и воспитании будущих эстрадных

вокалистов. А.В. Березняк, Н.А. Береза, Н.М. Брунчукова обращаются к проблеме коммуникативной компетентности, которая, несомненно, является компонентом социально-культурного воспитания.

Большое количество работ посвящено роли искусства в социокультурном становлении личности. Так, в работах Б.М. Неменского искусство предстает как форма познания и организации жизни, а в исследованиях А.И. Щербаковой феномен музыкального искусства раскрывается в контексте становления и развития культуры. Г.Г. Коломиец рассматривает проблему музыкально-эстетическое воспитание молодежи с позиции аксиологического подхода. Художественное переживание представлено в работах А.Н Малюкова как фактор познания и самопознания, чрезвычайно значимый для осуществления социально-культурного воспитания личности. Особенности создания системы художественно-эстетического воспитания раскрыты в работах Л.В. Киргизовой. А.П. Цилинко и А.С. Зайцев предлагают педагогическую систему творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра.

Р.С. Мухаметзянова рассматривает эстетическое воспитание детей как фактор их социализации в современной поликультурной среде. Большой интерес для нашего исследования представляют работы И.П. Коляденко, посвященные проблеме синестезии в музыкально-эстетическом воспитании личности, а также работы И.С. Казаковой, выявившей педагогические условия развития интереса к классической музыке у современной молодежи. Д.В. Корнев рассматривает влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков, что является очень важным аспектом социально-культурного воспитания личности.

Народное художественное творчество выступает объектом научных исследований Н.И. Ануфриевой и Е.Ю. Стрельцовой. Перечисление можно продолжить, поскольку проблема социализации личности, ее гармоничного существования в современном пространстве культуры, неразрывно связанная с социально-культурным воспитанием, в той или иной степени затрагивается практически в каждом педагогическом исследовании. Очевидно, что для решения этой сложнейшей проблемы необходимо, чтобы образовательное

6 пространство современного вуза стало той средой, в которой активно

функционирует и постоянно совершенствуется система социально-культурного

воспитания студенческой молодежи, а это требует создания и реализации

инновационных методик социально-культурного воспитания, отвечающих

вызовам нашего времени.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в гуманитарном вузе.

Предмет исследования: функционирование и развитие системы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование условий развития системы социально-культурного воспитания в профессиональной подготовке студентов; разработка, реализация и проверка эффективности методики социально-культурного воспитания студентов в естественных условиях образовательного процесса в гуманитарном вузе.

Согласно поставленной цели был определен следующий круг задач:

уточнить понятия «система социально-культурного воспитания» и «социокультурная компетентность» в контексте профессионального и духовно-нравственного становления личности и выявить условия, необходимые для эффективного функционирования этой системы в образовательном пространстве гуманитарного вуза;

раскрыть сущность, содержание и механизмы влияния социально-культурного воспитания на процесс формирования социокультурной компетентности и, соответственно, на профессиональное и духовно-нравственное становление личности будущих специалистов в различных областях творческой деятельности;

разработать теоретико-методическую модель социально-культурного воспитания личности в образовательном пространстве гуманитарного вуза;

разработать методику реализации теоретико-методической модели социально-культурного воспитания студенческой молодежи в процессе

проведения контрольно-констатирующего и учебно-формирующего экспериментов;

определить эффективность авторской методики социально-культурного
воспитания студентов, выявить возможности ее дальнейшего
совершенствования и подготовить методические рекомендации для внедрения
этой методики в систему современного образования.

Гипотеза исследования заключается в следующем: Эффективность профессиональной подготовки студентов в современной системе высшего образования будет значительно повышена, если:

социально-культурное воспитание будет признано неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса;

в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза будут созданы условия для развития системы социально-культурного воспитания молодежи;

будут изучены и проанализированы: сущность, содержание и механизмы влияния социально-культурного воспитания на процесс становления личности студентов;

будут определены современные подходы, отвечающие требованиям времени и направленные на формирование социокультурной компетентности будущих специалистов - творцов нового социокультурного пространства;

на основе современных подходов будет разработана и реализована в естественных условиях образовательного процесса методика социально-культурного воспитания молодежи;

в экспериментальной работе будет проверена эффективность разработанной методики социально-культурного воспитания, определены дальнейшие пути ее совершенствования и подготовлены методические рекомендации для внедрения предлагаемой методики в современной системе образования.

Методологическую базу исследования составляют исследования в области философии, социологии, культурологии, психологии, общей

педагогики и педагогики искусства, в которых освещаются различные аспекты проблемы социально-культурного воспитания молодежи в контексте становления и развития культуры. Среди них следует выделить труды великих мыслителей прошлого и настоящего, в которых социокультурное начало рассматривается с точки зрения осмысления проблемы взаимодействия личности и социума (Аристотель, Платон, Сократ, А.С. Арсеньев, Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, Н.Н. Г. Гачев, Я.А. Гуревич, В.Н. Дружинин, М.С. Каган, М. Коул, А.Б. Орлов, Б. Рассел, Е.Л. Фейнберг, Д.И. Фельдштейн и др.).

Теоретическую базу исследования составляют научные труды, в которых раскрываются: природа и психологические особенности деятельности личности как субъекта художественного творчества (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, М.Н. М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.Л. Гройсман, СП. Иванов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг и др.); социально-психологическая роль искусства в созидании гуманистических ценностей культуры (А. Я. Айзенберг, Н.И. Ануфриева А. И. Арнольдов, А. А. Аронов, Е.Я. Басин, О.А. Блох, Ф.Е. Василюк, В.А. Волобуев, Л.С. Жаркова, В.П. Зинченко,Л.С. Зорилова, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.С. Майковская, М.Е. Марков, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис, А.И. Щербакова и др.); механизмы формирования самосознания, социально-психологической идентичности личности и социальной регуляции поведения в процессе социально-культурного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Бердяев, Э. Берн, С. Братусь, У. Джемс, Л.Г. Ионин, Е.И. Исаев, Т. Лукман, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г. Салливан, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон В.А. Ядов и др.); фундаментальные основы музыкального искусства, образования и музыкально-эстетического воспитания (Э.Б. Абдуллин, Т. Адорно, М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, А.С. Базиков, Л.А. Баренбойм, Г.В. Григорьева, М.С. Друскин, Д.В. Житомирский, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.Н. Малюков, Е.А. Минаев, Л.Л. Надирова, Е.В. Назайкинский, Л.А. Рапацкая, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Т.В. Чередниченко, А.И. Щербакова и др.).

Методы исследования. В представленном диссертационном исследовании применялся круг теоретических, эмпирических и социологических методов, включающих в себя: анализ научных трудов в области философии, социологии, культурологии, психологии, искусствознания, педагогики, а также раскрывающих различные аспекты художественно-эстетического образования и воспитания; педагогические наблюдения и педагогические беседы; анкетирование, интервьюирование и тестирование студентов; беседы с педагогами-музыкантами; математико-статистическую обработку полученных в процессе проведения эксперимента результатов; анализ полученных результатов; разработку теоретико-методических рекомендаций.

База исследования: Российский государственный социальный

университет:

факультет искусств и социокультурной деятельности;

факультет охраны труда и окружающей среды;

факультет психологии;

социально-гуманитарный факультет.

Основная экспериментальная база исследования: Российский государственный университет:

факультет искусств и социокультурной деятельности:

кафедра социологии и философии культуры;

кафедра искусств и художественного творчества;

факультет охраны труда и окружающей среды:

кафедра охраны труда;

кафедра защиты окружающей среды и промышленной безопасности;

кафедра социальной экологии и природопользования.

Этапы исследования:

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении тринадцати лет - с 2001 по 2014 год. Ход исследования можно разделить на четыре основных этапа:

На первом этапе (2001-2005 гг.) проблема социально-культурного воспитания личности рассматривалась в контексте выявления роли музыкально-эстетического образования в этом процессе и необходимости ее совершенствования. Этот этап можно рассматривать как начальный, поскольку на нем стало очевидно, что проблема социально-культурного воспитания молодежи намного шире и требует значительной теоретической базы, включающей в себя, помимо работ в области музыкознания, общей и музыкальной педагогики, также научные труды в области философии, социологии, культурологии, психологии и т.д.

Это и стало основой работы на втором этапе исследования (2006-2010 гг.), на котором осуществлялся анализ широкого круга научных источников по проблеме исследования, на основании чего разрабатывались основные методологические подходы и теоретико-методические основы работы. Этот этап следует рассматривать как время создания теоретического фундамента, на котором строилась дальнейшая экспериментальная работа.

На третьем этапе (2011-2013гг.), была произведена диагностика актуальности и значимости выдвинутой проблемы, продуман и разработан ход дальнейшей экспериментальной работы, создана модель социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза, определены критерии и параметры уровней сформированности социокультурной компетентности студентов, разработан факультативный курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека», проведен контрольно-констатирующий эксперимент, позволивший выявить исходный уровень сформированности социокультурной компетентности студентов.

На четвертом этапе (2013-2014 уч.г.) был осуществлен учебно-формирующий эксперимент, проведены три контрольных среза, позволяющих определить динамику и эффективность процесса формирования социокультурной компетентности студентов. Затем была произведена математико-статистическая обработка полученных данных, подведены итоги

11 проведенной работы, сформулированы выводы, разработаны теоретико-методические рекомендации. Общее количество участников на всех этапах экспериментальной деятельности составило 862 человека.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

выявлена значимость проблемы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза и уточнены понятия «система социально-культурного воспитания» и «социокультурная компетентность» в контексте профессионального и духовно-нравственного становления личности;

представлен анализ условий, необходимых для эффективного функционирования и дальнейшего развития системы социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве гуманитарного вуза как социальной, психологической и педагогической проблемы, решение которой способствует гуманизации современного общества;

определены сущность, содержание и механизмы влияния социально-культурного воспитания на процесс формирования социокультурной компетентности молодежи, являющейся показателем ее социальной зрелости, социального здоровья и социальной ответственности, профессионального и духовно-нравственного становления;

создана инновационная авторская модель осуществления социально-культурного воспитания студентов в современном гуманитарном вузе и разработана методика ее реализации в естественных условиях образовательного процесса;

подготовлен экспериментальный курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека», освоение которого способствует осмыслению значимости социально-культурного воспитания в становлении и творческой самореализации личности в пространстве культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем понятия «система социально-культурного воспитания молодежи» и «социокультурная компетентность» рассмотрены как компонент

профессионального и духовно-нравственного облика личности, становление которой происходит в условиях глобализирующегося мира; дано теоретическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социально-культурного воспитания на процесс формирования социокультурной компетентности будущих специалистов в различных областях профессиональной деятельности; сформулированы критерии и параметры уровней сформированности социокультурной компетентности будущих специалистов; разработана методика диагностики уровней сформированности социокультурной компетентности личности, благодаря которой педагог-исследователь получает возможность определять эффективность осуществляемой работы, корректировать и совершенствовать созданную модель, добиваясь оптимальных результатов в процессе социально-культурного воспитания молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная, реализованная и подтвердившая свою эффективность в процессе проведения эксперимента авторская методика осуществления социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза, а также предложенные методические рекомендации дают возможность педагогам развернуть активную работу, способствующую формированию социально-культурной компетентности у будущих специалистов в самых различных областях профессиональной деятельности.

Также может быть широко востребован разработанный авторский экспериментальный курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека», который можно рассматривать как исходный материал для разработки собственных курсов. Кроме того, материалы диссертации (как теоретические положения, так и практические предложения) могут стать частью лекционной работы, дискуссий и обсуждений, проводимых на семинарах, темами курсовых и дипломных работ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ;

в выступлениях с докладами и участии в дискуссиях на научно-практических конференциях:

Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности - I Международная научно-практическая конференция, -Екатеринбург, 29-31 марта, 2001, Уральский государственный педагогический университет;

Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Международный психологический конгресс. Кострома, 23-24 октября 2003. Костромской государственный университет им. Некрасова.

Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования. II Межрегиональная научно-практическая конференция. - Липецк, Липецкий государственный педагогический университет, 2005 г.

Культура. Духовность. Общество. IX Международная научно-практическая конференция. - Новосибирск, 7 ноября 2014 г.

у Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. XXXV Международная научно-практическая конференция. - Новосибирск, 10 ноября 2014 г.

в ходе обсуждений материалов диссертации на кафедре социологии и
философии культуры (факультет искусств и социокультурной деятельности
Российского государственного социального университета).

Достоверность полученных результатов обеспечивается:

многолетним изучением и анализом научных источников, относящихся к
различным областям гуманитарного знания: философии, социологии,
культурологии, социальной психологии и психологии художественного
творчества, музыкознания, общей педагогики и педагогики искусства, в

которых освещаются многие аспекты проблемы социокультурного

становления личности;

методологической обоснованностью положений, представляющих собой теоретический фундамент представленной работы;

разнообразием и адекватностью методов исследования выдвинутой проблеме;

многообразием материалов, легших в основу анализа проблемы социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве гуманитарного вуза;

продуманностью и адекватностью понятийно-категориального аппарата объекту и предмету представленного исследования;

ходом и результатами экспериментальной работы на констатирующем и учебно-формирующем этапах, подтвердившими целесообразность и эффективность применения разработанной методики осуществления социокультурного воспитания молодежи в современном вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие системы социально-культурного воспитания в профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза, направленного на сохранение и приумножение духовного потенциала отечественной культуры, является социальным заказом, который общество обращает к образованию как одному из самых значимых социальных и культурных институтов, фактором, способствующим гуманизации современного общества, определяющим путь его дальнейшего развития и совершенствования. Это позволяет рассматривать процесс социально-культурного воспитания как неотъемлемый компонент образовательного процесса.

  2. Осуществление социально-культурного воспитания в профессиональной подготовке студентов гуманитарного вуза являет собой сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит формирование социокультурной компетентности личности, обретающей в этом процессе

личностные социокультурные смыслы и ценности, высокие эстетические и этические идеалы, что позволяет в дальнейшей жизни и деятельности активно включаться в строительство нового культурного пространства.

  1. Для создания и реализации модели социально-культурного воспитания в гуманитарном вузе необходимо детальное изучение и анализ сущности, содержания и механизмов влияния социально-культурного воспитания на процесс становления личности будущих специалистов в различных областях профессиональной деятельности, а также разработка авторской методики, основанной на современных подходах, отвечающих требованиям времени и направленных на формирование социокультурной компетентности будущих специалистов - творцов нового социокультурного пространства.

  2. Базовыми принципами создания модели социально-культурного воспитания молодежи являются: ориентации на гуманистические идеалы, национальные и общечеловеческие ценности; интерпретация образовательной среды как коммуникативного сообщества, в котором реализуется концепция диалога и постоянно действует принцип дополнительности.

  3. Основными показателями эффективности методики социально-культурного воспитания молодежи в естественных условиях образовательного процесса являются устойчивые мировоззренческие взгляды, суждения и убеждения, стремление придерживаться во всех своих действиях этического кредо, согласно которому будущая деятельность рассматривается не только в профессиональном но и в духовно-нравственном контексте, а социокультурная компетентность осознается как обязательный компонент творческой личности, чья деятельность направлена на гармонизацию окружающего мира, на достижение мира, согласия и межкультурного диалога.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.

Художественно-эстетическое переживание в осуществлении процесса социально-культурного воспитания студентов

На современном этапе развития культуры с особой ясностью выступает социальная потребность общества в субъектном развитии человека-деятеля, устремленного к духовному росту. Эту потребность мы вправе оценивать как социальный заказ, поскольку «духовная компонента реально выполняет функцию связующего звена в ярусном разворачивании активного субъектного отношения»67 к окружающему миру, к тем людям, которые участвуют в его преобразовании, к тем идеям, которые заключают в себе гуманистические принципы. Так «духовная компонента» становится основанием социально-культурного воспитания, фундаментом в дальнейшем строительстве системы «Человек-Мир». Именно она выдвигает на первый план «такие проблемы, как выбор, ответственность, риск, преодоление и переживание критических ситуаций, самоосуществление, жизненный мир, личностный смысл и т.д.»68.

От глубокой древности и по сей день старшее поколение ищет пути передачи младшему поколению своего опыта, стремится предостеречь его от тех ошибок, которые были совершены им, научить преодолевать препятствия, возникающие на пути становления. Круг вопросов, на которые стремится ответить мыслители всех времен и народов чрезвычайно широк: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, -крошечным комочком окиси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А может быть он является и тем и другим одновременно?»69 .

На все эти вопросы очень непросто дать ответы, но самое сложное -это постижение сущности стихии душевной жизни человека, его внутреннего мира, что осознавали и осознают ученые по сей день. Ведь «неуловимое в своей прихотливости и изменчивости многообразие душевных движений, образов, настроений, мыслей без остановки протекает в нас, как капли воды в текущей реке, и вместе с тем слито в одно неразрывное, непреходящее, бесформенное целое»70. Осуществление социально-культурного воспитания — это обязательное обращение к стихии душевной жизни, к той огромной работе, которая совершается в глубине человеческого сознания, поскольку духовная составляющая всегда обращает человека к поиску истины, а истину несет философия, поскольку являет собой любовь к мудрости. Об этом говорит Сократ в знаменитом платоновском диалоге «Федон»: «В течение жизни мне много раз являлся одно и то же, но слова всегда слышал одинаковые: «Сократ, твори и трудись на поприще Муз. В прежнее время я считал это призывом и советом делать то, что я сделал. Как зрители подбадривают бегунов, так, думал я, и это сновидение внушает мне продолжать мое дело - творить на поприще Муз, ибо высочайшее из искусств - это философия, а ею я и занимался»71.

Сократ не случайно относит философию к «поприщу Муз», поскольку для древнего философа обращение к философии — это освоение искусства жить, обретение тех эстетических и этических идеалов, которое делают это искусство возвышенным. Именно такова жизнь и трагическая смерть Сократа, представленная в диалоге «Федон». Этот диалог Платона являет собой гимн величию человеческих идеалов, гимн величию души человеческой, гимн духовности, преодолевающей страх смерти во имя выполнения высшего назначения человека — поиска истины. Поиск истины — это и обязанность поэта. Это многократно доказывается в памятниках античной литературы, в драме, комедии, элегической поэзии, где представлены размышления не только на любовные, но и на патриотические и даже политические темы. Так в спартанской поэзии, в частности, в творчестве Тиртея, творившего во второй половине VII века до н.э., тема патриотизма, военной доблести, презрения к трусости — основная. «Известна легенда о том, как Афины в ответ на просьбу спартанцев о военной помощи в насмешку прислали им вместо полководца хромого школьного учителя Тиртея, который, однако, своими элегиями так воодушевил спартанцев, что они быстро одержали победу над мессенцами»72. В творчестве Тиртея они видели сильное средство воспитания патриотической личности, что для Спарты было очень важно. А в творчестве поэта VII-VI вв. до н.э. Солона проводится мысль о том, что смысл жизни заключается в том, чтобы приносить пользу людям, тогда человеку не страшна старость, ибо это время мудрости, время постижения истины, которая так необходима людям. Солон учил своих современников трудиться во имя блага всех, поскольку стремление к личному обогащению — цель, недостойная мудрого человека, он обязан стремиться к знаниям до глубокой старости и являть собой образец добродетели. Поэт, по мнению Солона, в первую очередь учитель, воспитатель молодежи, а его творческий дар — инструмент для осуществления этой миссии. Именно так интерпретирует и Аристотель в своей знаменитой «Поэтике» предназначение поэта: «задача поэта — говорить не о действительном, случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости. Ибо историк и поэт отличаются друг от друга не тем, что один пользуется размерами (имеются в виду художественные размеры — прим. авт.), а другой нет: можно было бы переложить в стихи сочинения Геродота, и тем не менее они были бы историей как с метром, так и без метра; но они различаются тем, что первый говорит о действительном случившемся, а второй — что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история о единичном. Общее состоит в том, что человеку такого-то характера следует говорить или делать по вероятности или по необходимости, - к чему и стремится поэзия, давая (героям вымышленные) имена, а единичное, например, что сделал Алкивид или что с ним случилось»73. Почему же Аристотель считает, что поэзия философичнее и серьезнее истории? Ведь история — это царство факта, а уроки истории очень важны для развития человечества. Трудно представить себе, что великий мыслитель недооценивал исторический опыт. Однако, он учит своих читателей («Поэтику» Аристотеля мы вправе назвать серьезным теоретическим исследованием, имеющим явно выраженные педагогические цели), что основанием художественного творчества является человек, его чувства, побуждения, то, что может с ним произойти, через какие испытания он способен пройти и т. д.

Теоретико-методическая модель социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза

При разработке модели социально-культурного воспитания в образовательном пространстве современного вуза подробно изучался и анализировался опыт работы в этом направлении в учебных заведениях России. В процессе изучения особый интерес вызвал опыт музыкально-эстетического воспитания (как неотъемлемого компонента социально-культурного воспитания), осуществляемого на протяжении многих лет в стенах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, представляющего собой уникальный комплекс, где большое значение придается формированию не только профессиональной, но и общекультурной компетенции будущих специалистов.

И хотя тема исследования обращена к изучению развития системы социально-культурного воспитания в образовательном пространстве гуманитарного вуза, опыт политехнического вуза очень интересен, поскольку сегодня границы между различными областями знания становятся все более и более условными. В техническом вузе все большее значение начинает придаваться гуманитарным дисциплинам, а в гуманитарном появляются технические специальности, заключающие в себе очень важную гуманитарную миссию. Так в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете происходит подготовка будущих специалистов в инженерно-строительной, электромеханической, энергомашиностроительной и механико-машиностроительной областях, здесь осваиваются новейшие технологии в области технической кибернетики, отсюда выходят прекрасно подготовленные физики и математики, специалисты в области медицинской физики и биоинженерии. И именно в этом образовательном пространстве был проведен широкомасштабный эксперимент.

Обосновывая необходимость проведения эксперимента, его автор, Б.И. Кондин, подчеркивал, «сфера высшего профессионального образования — это особая образовательная среда, где молодой человек обретает фундамент на котором он будет на протяжении всей своей жизни возводить собственное «здание», свой мир, свое жизненное пространство. Это здание может и должно быть отличным от других, единственным в своем роде, поскольку архитектор, его возводящий, — единственная и неповторимая личность. Но это здание возводится не в некоем отдельно существующем пространстве, оно должно органично вписаться в окружающий человека мир, а может быть, и стать образцом для новой «социальной архитектуры» (О. Мандельштам), создающей новую гуманистическую картину мира. Это является условием выполнения своего социального долга — одной из важнейших задач, которую обязан решать человек на протяжении всей своей жизни... Именно это понимание должно формироваться в учебно-воспитательном процессе каждого учебного заведения, независимо от его специализации»123.

Для проведения эксперимента Б.И. Кондиным, являющимся директором Центра культурных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и профессором Санкт-Петербургской. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова И.Е. Рогалевым была подготовлена программа, которая была утверждена в 2007 г. в качестве специального факультативного курса в рамках дисциплины «Культурология». Первоначально этот курс назывался «Введение в творчество», позже он получил название «Музыкальные семестры в Политехническом», так он называется по сей день 124. С момента утверждения программы в Белом (Актовом) зале университета с участием симфонического оркестра, дирижера, солистов - исполнителей и лектора, исполняющего роль проводника в прекрасный мир музыкального творчества, регулярно проводятся занятия, на которых ежегодно более тысячи человек получили возможность знакомиться с музыкой великих мастеров. При разработке курса его авторы обозначили в качестве цели следующее: «- знакомство студентов с музыкальным материалом наиболее ярко представляющим сущность, содержание и структуру музыкальной культуры в ее историческом становлении и развитии; - всестороннее развитие личности будущего специалиста, развитие качеств, знаний, умений, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовленности (квалификации); - расширение возможностей профессиональной самореализации студентов путем усиления таких важнейших характеристик выпускника вуза как интеллектуальная компетентность и культурный имидж; - введение студентов в музыкальную сферу культурного наследия человечества, их приобщение к мировой и отечественной истории м культуре через музыкальные эпохи, стили и жанры; - формирование у студентов осознанного понимания значения музыки и роли художественного творчества, как части культуры в жизни цивилизованного общества; - развитие способностей к самостоятельному анализу музыкальных художественных произведений; - увеличение объема знаний студентов в области музыкальной культуры, художественного творчества; - развитие духовного и эстетического мировоззрения студентов через эмоциональную сторону восприятия музыкальных художественных произведений; - создание конкурентоспособной личности молодого специалиста -выпускника СпбГП»125. Рассмотрим, насколько значимы поставленные цели для осуществления социально-культурного воспитания молодежи на современном этапе развития отечественной культуры. В качестве первого положения выдвинуто знакомство современной студенческой молодежи с теми творениями великих мастеров прошлого и настоящего, в которых наиболее ярко представлена сущность, содержание и структура музыкальной культуры как системы, находящейся в постоянном становлении и развитии. Что это дает молодому человеку, нашему современнику в контексте социокультурного воспитания? Несомненно, очень много.

Анализируя роль искусства вообще и музыки, в частности, в процессе осуществления социально-культурного воспитания молодежи, мы отмечали, что в ней с особой ясностью открывается духовное пространство, в котором хранится многовековой социальный, эстетический и этический опыт человечества. Те великие смыслы и ценности, благодаря которым оно не потеряло свое человеческое начало в годы самых страшных испытаний, пережитых на протяжении многовековой истории своего развития. Этот социальный и культурный опыт и стремятся передать современной молодежи авторы разработанной программы.

Во втором положении выдвигается необходимость всестороннего развития личности будущего специалиста, развития у него таких качеств, знаний и умений, которые выходят за рамки избранной профессии. Это принципиально важное положение. Сегодня идут активные разработки таких образовательных моделей, которые позволят будущим специалистам максимально полно реализовать свой творческий потенциал. Во многих исследованиях убедительно доказывается, что знаниевая парадигма практически исчерпала себя, обосновывается компетентностная модель, в которой обязательно значительное внимание уделяется формированию общекультурных компетенций.

Организация исследовательской работы на констатирующем этапе эксперимента

Все контрольные мероприятия разрабатывались и корректировались на основе тех проблем, которые поднимались и обсуждались на семинарских занятиях. Самостоятельному выдвижению студентами тех или иных аспектов обсуждаемой проблемы придавалось очень большое значение, поскольку было необходимо предоставить студентам возможность активно включить в процесс формирования социокультурной компетентности, предложить им искать самостоятельные пути для осуществления этого процесса. И хотя на таком пути не всегда гарантирован быстрый успех, нельзя исключить возможность ошибок, но сам процесс творческого поиска, размышления, анализ совершенных ошибок и, наконец, самостоятельно принятые решения — это очень важный этап в становлении личности, обретающей в этом процессе уверенность в себе, умение контролировать свои действия, готовность брать ответственность на себя, формулировать цели и задачи и определять способы их достижения.

Были разработаны методические рекомендации для педагогов, которых, как и автора данного исследования, затрагивает данная проблема. Обоснована комплексная методология, способствующая решению задач, поставленных в работе. В методических рекомендациях обосновывается необходимость формирования социально-культурного воспитания молодежи и освещены подходы, способы и методы осуществления этого процесса в современном вузе. Для осуществления контроля над процессом социокультурного воспитания студентов предложена методика диагностики а также рекомендован ряд методик психодиагностики, позволяющих определить сложившиеся у молодого человека ценностные ориентиры (М. Рокич), определить тип темперамента человека, что очень важно для определения индивидуального направления в осуществлении социокультурного воспитания (опросник Айзенка), а также рекомендована ориентировочная анкета (В. Смекал, М. Кучера), позволяющая выявить направленность личности, ее приоритеты. Кроме того предложена авторская модификация опросника Э. Шострома, позволяющая проанализировать роль социально-культурного воспитания в повышении уровня самоактуализации личности.

Конечно, каждый педагог вправе самостоятельно корректировать предлагаемые опросники, анкеты, методики с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также конкретных целей и задач, для решения которых применяются предложенные методики психодиагностики. Очень важно научить студентов самостоятельно пользоваться предлагаемыми методиками для осуществления контроля и самоконтроля. Разработанный авторский курс предложен не только для студентов очного отделения, но и для тех, кто обучается очно-заочно или заочно. Конечно, для того, чтобы достичь успеха в каждом конкретном случае требуются определенные доработки, продуманы условия, при которых студенты могут с максимальной полнотой освоить предлагаемый материал. В любом случае необходимо вовлечь студентов в процесс социокультурного становления, создать у них стойкую мотивацию к осмыслению своего пути в социокультурном пространстве, к выявлению собственных социальных и культурных приоритетов.

Необходимо добиться того, чтобы студенты не просто аккуратно и старательно выполняли те или иные задания, а научились искать, находить и анализировать необходимую им информацию, активно и заинтересованно принимали участие в обсуждениях, дискуссиях, не боялись выдвигать и отстаивать собственные идеи, но при этом обрели способность воспринимать и анализировать аргументацию другого человека. Культура дискуссии, способность к диалогу — это очень важный, неотъемлемый компонент социокультурной компетенции личности. Владение словом, умение четко аргументировать выдвигаемые идеи необходимы как при проведении обсуждений, так и при написании кратких эссе, рецензий, рефератов, это тоже обязательная составляющая социокультурного воспитания личности.

Значительную роль в освоении факультативного курса играет подготовка и выступление с докладами. Эта работа активизирует самостоятельность студента, которому необходимо предоставить возможность выдвигать собственные (даже очень спорные) идеи, чтобы в возникшей по поводу доклада дискуссии он вместе с остальными участниками экспериментальной работы попытался достичь взаимопонимания и найти пути для решения той или иной проблемы. К каждому разделу курса предложена основная и дополнительная литература, вопросы и задания для самопроверки, а также возможные варианты тем для кратких эссе, рефератов и докладов. Разработка факультативного курса стала завершающим звеном первого этапа исследования и позволила перейти к следующему этапу — проведению констатирующего и учебно-формирующего экспериментов, к осуществлению процесса социально-культурного воспитания и определения эффективности авторской модели, созданной на предыдущем этапе.

Реализация и проверка эффективности методики формирования социокультурной компетентности студентов

Проанализируем полученные результаты в каждой из групп и сравним их чтобы получить четкое представление о динамике процесса формирования социокультурной компетентности и об эффективности примененной в процессе эксперимента методики. Итак в первой контрольной группе на констатирующем этапе на ознакомительном уровне находилось 14,6% учащихся, а на социально-деятельностном — 3,4%, остальные разместились на социально-адаптационном уровне. В процессе проведения эксперимента мы наблюдаем планомерное улучшение показателей. Первый контрольный срез учебно-формирующего эксперимента дал уменьшение количества студентов на ознакомительном уровне до 12,2% студентов и увеличение количества студентов на социально-деятельностном уровне до 5,4%. После второго контрольного среза на ознакомительном уровне еще уменьшилось и составило 9,6%, а на социально-деятельностном уровне разместилось уже 8,5%. Итоговый контрольный срез показал значительное улучшение результатов: на ознакомительном уровне осталось 3,2 % учащихся, а социально-деятельностного уровня достигло 14,5%, основное количество студентов разместилось на социально-адаптационном уровне.

Во второй контрольной группе результаты очень близкие. Так, на констатирующем этапе эксперимента на ознакомительном уровне находилось 19,6%, а на социально-деятельностном — только 2%, остальные разместились на социально-адаптационном уровне. После первого контрольного среза учебно-формирующего эксперимента количество студентов, находящихся на ознакомительном уровне, уменьшилось и составило 14,6%, а социально-деятельностного достигло 4,1%. Это, конечно, немного, но показывает, что процесс, как и в предыдущем случае, идет.

После второго контрольного среза стало очевидно, что во второй контрольной группе (как и в первой) не очень быстро, но целенаправленно осуществляется процесс формирования социокультурной компетентности студентов. Результаты второго контрольного среза — на ознакомительном уровне — 10,6%, на социально-деятельностном — 8,4% студентов. Итоговый срез показал, что этот процесс начинает ускоряться. Так итоговые испытания показали, что на ознакомительном уровне осталось только 3,5% студентов, на социально-деятельностного уровня уже достигло 13,8%. И здесь основная часть студентов разместилась на социально-адаптационном уровне. Это позволяет говорить о том, что в РГСУ постоянно осуществляется работа по социокультурному воспитанию студентов. Однако, результаты, показанные в двух экспериментальных группах позволяют утверждать, что разработанная и реализованная в процессе проведения эксперимента методика делает эту работу более эффективной. Рассмотрим подробно результаты, показанные в двух экспериментальных группах.

Итак, в первой экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента количество студентов, находившихся на ознакомительном уровне составляло 14,8%, а на социально-деятельностном 2,6% студентов, основная масса участников, как и в в двух контрольных группах, разместилась на социально-адаптационном уровне. Однако, уже после первого контрольного среза стала заметна определенная разница в динамике становления социокультурной компетентности студентов. Так, на ознакомительном уровне осталось 9,1%, социально-деятельностного уровня достигло 7,6%, остальные (основная часть, как и во всех предыдущих случаях) разместились на социально-адаптационном уровне.

После второго контрольного среза уже явственно ощущалось усиление динамики процесса формирования социокультурной компетентности участников первой экспериментальной группы. Так, после второго контрольного среза на ознакомительном уровне уже осталось только 2,5% студентов, а социально-деятельностного уже достигло 22,5%, почти четверть участников, 75% уверенно разместились на социально-адаптационном уровне. Итоговый контрольный срез показал, что ознакомительный уровень опустел, на нем уже не оказалось ни одного человека, что уже можно расценивать как значительный успех. При этом чуть больше трети участников группы (33,7%) разместились на социально-деятельностном уровне, а из тех, кто остался на социально-адаптационном уровне ((66,3%) значительное количество участников (около 15%) вплотную приблизились по своим показателям к тем, кто сумел преодолеть барьер и переместился на социально-деятельностный уровень.

Во второй экспериментальной группе тоже отмечается активный рост уровня сформированности социокультурной компетентности. На констатирующем этапе показатели в этой группе были несколько ниже, чем в первой экспериментальной группе. Так на ознакомительном уровне находилось 18,8%, а на социально-деятельностном — только 1,8% студентов, остальные 79,2% разместились на социально-адаптационном уровне. После проведения первого контрольного среза на ознакомительном уровне осталось 10,9%, а социально-деятельностного уровня достигло 6,1% студентов, остальные (83%) остались на социально-адаптационном уровне. А после проведения второго контрольного среза количество студентов, остающихся на ознакомительном уровне, уже составило только 2,7%, а 22% сумело достичь социально-деятельностного уровня, 75,3% осталось на социально-адаптационном уровне. На этом этапе обе экспериментальные группы по показателям практически сравнялись, незначительная разница находится в зоне статистической погрешности. Заключительный контрольный срез показал, что в обеих экспериментальных группах достигнутые хорошие результаты в процессе формирования социокультурной компетентности. Так, как и в первой экспериментальной группе, на ознакомительном уровне не осталось ни одного человека, социально-деятельностного уровня достигло 33? студентов, а на социально-адаптационном уровне разместилось 68% студентов, среди которых, как и в первой экспериментальной группе, немалое количество тех, кто вплотную приблизился к черте, отделяющей социально-адаптационный от социально-деятельностного уровня.

Таким образом, можно констатировать, что эффективность процесса социально-культурного воспитания в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных. Очень важно, что в каждой из экспериментальных групп отмечалось повышение уровня по всем компонентам социокультурной компетентности. Это свидетельствует о том, что разработанная методическая модель функционирует достаточно гармонично. Однако, несмотря на то, что представленная модель в процессе экспериментальной работы доказала свою эффективность, все-таки следует заметить, что необходимо и далее совершенствовать систему социально-культурного воспитания молодежи, продолжать работу над созданием инновационных образовательных моделей, позволяющих повышать достигнутый на данном этапе результат.

Похожие диссертации на Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе