Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Валеев Андрей Мусагитович

Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания
<
Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Валеев Андрей Мусагитович. Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Комсомольск-на-Амуре, 2006 217 с. РГБ ОД, 61:06-13/922

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 14

1.1. Историко-философские основы и сущность понятия толерантности 14

1.2. Анализ современной социокультурной ситуации в России и психолого-педагогические основы развития этнической толерантности 29

1.3. Критерии, показатели и уровни этнической толерантности 50

1.4. Роль физической культуры в развитии этнической толерантности в системе подготовки выпускников технического вуза 60

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 78

2.1. Методология и методика исследования 78

2.2. Организация исследования 96

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 99

3.1. Анализ показателей и уровней этнической толерантности студентов технического вуза 99

3.2. Психолого-педагогические условия, технология и методика развития этнической толерантности средствами физического воспитания 109

3.3. Динамика развития этнической толерантности студентов в процессе проведения эксперимента 125

3.4. Практические рекомендации по использованию подвижных игр, способствующих развитию этнической толерантности 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЯ 165

ПРИЛОЖЕНИЯ 191

Введение к работе

Актуальность исследования проблем этнической толерантности обусловлена спецификой этнической ситуации и полиэтническим составом населения стран в мире. Осознание опасности, которая связана с проявлением форм нетерпимости в современном мире, привело к обращению мировой общественности и политиков к проблеме толерантности. Генеральная конференция ООН, состоявшаяся в Париже 16 ноября 1995 года, приняла Декларацию Принципов Толерантности, разработанную для политических, национальных, межэтнических, межобщинных и межличностных отношений. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. В честь принятия Декларации 16 ноября объявлено Международным Днем толерантности.

В Российской Федерации кроме русских, составляющих примерно 83% населения, живут более 170 народностей, образовано 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и около 300 местных национально-культурных автономий. Распад СССР породил межнациональные проблемы, приведшие к проявлению национализма, шовинизма. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблемы формирования этнической толерантности у представителей всех этносов, населяющих современную Россию. Сегодня ощущается потребность в формировании личности, готовой жить в духе взаимопонимания, толерантности в условиях полиэтнической среды.

В связи с особой актуальностью проблемы в России, Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Задачи программы - разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики

4 и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования.

Система образования всегда реализует заказ общества на воспитание мировоззренческих позиций и установок молодежи. Министерством образования и науки было принято решение включить в Федеральную программу развития образования на 2005 год раздел «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Направление работ по разделу «Толерантность» связано с формированием толерантных установок в подростковой, молодежной и преподавательской среде.

В современных условиях обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является формирование системы значимых ценностей и новых жизненных установок у современной личности для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональнои напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.

В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению. Толерантность предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера. Весьма значимы умения устанавливать контакты, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми, находить адекватные способы взаимодействия. Поэтому развитию толерантности, бесспорно, будет содействовать разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами

5 гуманистического характера.

Актуальность исследования основывается на нескольких принципиальных позициях:

Отечественными учеными З.Т. Гасановым, П.Ф. Комогоровым, Н.Ю. Кудзиевой, А.С. Мироновой-Тихомировой и др. отмечаются важнейшая роль сферы высшего образования в формировании нравственных идеалов в становлении личности, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, значимость вузовской подготовки в воспитании этнической толерантности. Как правило, студенческий коллектив является многонациональным по своему составу. Однако, многогранная картина мира, осознанность и адекватность восприятия традиций и духовной культуры этносов в тесной связи с общечеловеческими ценностями недостаточно отражена в содержании профессионального образования.

Анализируя обязательный минимум содержания основной образовательной программы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки выпускников технических специальностей, можно констатировать, что распределение учебного времени на дисциплины, способствующие в первую очередь развивать в молодом человеке нравственно-моральные качества, формировать мировоззрение, из всего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин составляет примерно 9% (история Отечества, психология и педагогика, культурология и др.), что доказывает их крайнюю недостаточность в формировании системы значимых ценностей личности выпускника технического вуза.

В результате теоретического анализа работ Н.В. Алябьевой, В.А. Беляевой, М.Я. Виленского, И.Л. Головина и др. четко обозначилась значительная роль физического воспитания в повышении образовательного потенциала, в интегративной сущности этого воспитания в процессе формирования личности, ее физической культуры как части общей культуры человека. Возможность использования занятий по физическому воспитанию

для формирования нравственно-моральных установок и мировоззренческих позиций студентов в техническом вузе, направленных на процесс развития этнической толерантности, обуславливается тем, что из всего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин занятиям по физическому воспитанию отведено 23% учебного времени, при этом занятия проводятся на протяжении от трех до пяти лет обучения в вузе.

Следует также отметить, что не в полной мере изученными и разработанными продолжают оставаться педагогические условия развития этнической толерантности студентов вуза средствами физического воспитания; отсутствует эффективное методическое обеспечение по развитию этнотолерантных качеств и умений, необходимых человеку гражданского общества.

Таким образом, выявлены противоречия между: несоответствием требований социального заказа общества к образованию в воспитании личности, проявляющей терпимое отношение к любой инаковости, могущей взаимодействовать и выстраивать конструктивные отношения в условиях полиэтничности, поликультурности и недостаточным уровнем сформированности этих качеств у преобладающего числа студентов технического вуза, а также неразработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике высшего профессионального образования; наличием достаточно большого количества теорий по вопросам формирования толерантности и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса развития этнической толерантности студентов вуза; возможностями развития этнической толерантности студентов вуза имеющимися в содержании образовательного стандарта средствами и их реализацией в образовательном процессе современного вуза средствами физического воспитания.

Выявленные противоречия позволили определить проблему, состоящую в обосновании процесса развития этической толерантности студентов технического вуза.

Актуальность данной проблемы и недостаточная ее разработанность в педагогических исследованиях послужили основанием для выбора темы

7 диссертационного исследования: «Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и выявлении психолого-педагогических условий развития этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания.

Объектом исследования является образовательный процесс на занятиях по физическому воспитанию студентов вуза.

Предметом исследования выступает процесс развития этнической толерантности у студентов технического вуза средствами физического воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить совокупность положений, определяющих теоретико-
методологические предпосылки развития этнической толерантности студентов вуза.

2. Определить критерии, показатели и уровни этнической толерантности
у студентов технического вуза.

3. Обосновать опытно-экспериментальным путем психолого-
педагогические условия воспитания этнической толерантности студентов вуза
средствами физического воспитания.

4. Разработать практические рекомендации для преподавателей
физического воспитания вуза, способствующие развитию этнической
толерантности у студентов.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза: многообразие и многомерность этнической картины мира, полиэтнический состав населения России определяют необходимость развития в каждом человеке этнической толерантности, рассматриваемой как терпимое отношение к любой инаковости. Этническая толерантность как позиция личности формируется в результате взаимообогащения и интеграции культур многих народов, в том числе и физической культуры. Поэтому развитие этнической толерантности личности будет успешным, если в процессе физического воспитания на учебных занятиях у студентов будут:

формироваться система знаний, взглядов, представлений о
национально-культурных традициях народов, сущности толерантности и
культуры межэтнического общения;

воспитываться готовность к взаимодействию в различных ситуациях и выстраиванию конструктивных отношений;

создаваться ситуации эмоциональной саморегуляции в условиях использования подвижных игр;

учитываться национально-региональные особенности в содержании образования.

Методологической базой исследования послужили положения: о сущности понятия толерантности и этнической толерантности (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, М. Бубер, М.П. Мчедлов, В.А. Лекторский, Л.В. Скворцов и др.), основных принципов и аспектов воспитания толерантности (А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, П.Ф. Комогоров, Л.А. Шайгерова, Л.М. Дробижева и др.); культурно-исторической концепции изучения психических явлений деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.); когнитивный (Дж. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер) и историко-эволюционный подход к изучению личности (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин и др.); системного подхода в понимании единства и взаимосвязи физического и духовного начал в развитии человеческой личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Ильинич, М.Я. Виленский и др.); современной концепции содержания образования в вузе, определяющие развитие личности в целостности и единстве своего многообразия (М.Я Виленский, С.Д. Смирнов, Я.В. Казаков, Н.Ф. Чипинова, Н.М. Пручкина и др.)

Теоретическую основу исследования составляют работы по проблемам: специфической роли культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, М.П. Мчедлов, Г.В. Палаткина, Г.У. Солдатова); народного воспитания и образования (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Афанасьев, А.Г. Базанов, Г.П. Волков и др.); физической

9 культуры и народного физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, В.И. Прокопенко и др.); взаимосвязи физического совершенствования и становления нравственных качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями (В.В. Белоусова, Р,Х. Ильманов, В.И. Стиршиноп, А.И. Зайцев и др.); ведущей роли игры и игровой деятельности как средства развития и формирования личности (Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев, И.М. Короткое, М.Н. Жуков, Я.В. Казаков и др.).

Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки
выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и
дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ
философской, психолого-педагогической, этнопсихологической,

этнологической, этнопедагогической, этнографической литературы, диссертационных исследований по изучаемой теме; аналитический - анализ, оценка и приведение в систему эмпирического и обобщенного материала с позиций цели исследования; диагностический - психолого-педагогические диагностики (беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование); экспериментальные - педагогический эксперимент; математические и статистические методы обрботки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в том, что:

1. Выявлена совокупность положений, определяющих теоретико-
методологические предпосылки развития этнической толерантности студентов вуза.

  1. Определены критерии, показатели и уровни развития этнической толерантности у студентов технического вуза.

  2. Обоснованы и подтверждены опытно-экспериментальным путем психолого-педагогические условия развития этнической толерантности студентов вуза средствами физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность повышения уровня этнической толерантности

10 студентов технического вуза на занятиях по физическому воспитанию; определены критерии, показатели и уровни этнической толерантности студентов технического вуза в процессе физического воспитания; определена роль игровых средств физического воспитания в развитии этнической толерантности; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены основные показатели сформированности этнической толерантности студентов вуза и психолого-педагогические условия, способствующие развитию этнической толерантности в учебном процессе средствами физического воспитания.

Перечисленные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке различных аспектов проблемы формирования этнической толерантности личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

разработана и внедрена в учебный процесс физического воспитания технического университета система занятий по развитию этнической толерантности студентов;

разработана технология игровой деятельности и методика проведения занятий с использованием игрового метода, отобраны и систематизированы подвижные игры и упражнения, рекомендуемые для развития этнической толерантности;

апробированы материалы исследования по развитию у студентов
этнической толерантности, которые могут быть использованы в практической
работе преподавателей, учителей физического воспитания, тренеров;

предложены для практического применения на занятиях по
физическому воспитанию с учетом национально-регионального компонента
содержания образования учебное пособие «Народные подвижные игры в
системе физического воспитания студентов технического вуза (на материале
традиционных игр народов Приамурья)», методические указания для
студентов всех специальностей «Подвижные игры».

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений и выводов; целенаправленным осуществлением эксперимента, результаты которого подтверждают эффективность теоретических выводов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность этнической толерантности выражается в позиции личности, в совокупности отношений личности к представителям различных этнических культур, в том числе и к представителям своего этноса, и представляет собой совокупность следующих устойчивых отношений личности: принятие и уважение людей собственной этнической группы, принятие и уважение людей других этнических групп.

  2. Критериями этнической толерантности студентов выступают наличие этнокультурных знаний, сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических общностей, готовность к взаимодействию в различных межэтнических ситуациях, выстраиванию конструктивных отношений. Основными показателями сформированности этнической толерантности являются: знание национально-культурных традиций народов, совокупность системы взглядов, представлений и навыков культуры межнационального общения, позитивные личностные, социальные и коммуникативные установки (контактируемость, общительность, коммуникабельность, уважение достоинств других, сотрудничество, солидарность и др.), устойчивость эмоциональных реакций, эмпатия, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях, владение техникой конструктивного поведения.

3. Возможность развития этнической толерантности студентов
средствами физического воспитания обеспечивается следующими психолого-
педагогическими условиями: насыщение учебного процесса информацией о
национально-культурных традициях народов, сущности толерантности и
культуры межэтнического общения; воспитание готовности к взаимодействию
в различных ситуациях и выстраиванию конструктивных отношений; создание

12 ситуаций эмоциональной саморегуляции в условиях использования подвижных игр; включение национально-регионального компонента в содержание занятий по физическому воспитанию; использование народных игровых средств на учебных занятиях для развития интереса студентов к физической культуре как части общей культуры человека.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения и результаты исследования докладывались на международных
научно-практических конференциях: «Проблемы обеспечения

психологического, социального и соматического благополучия детей и подростков» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2004), «Этносоциальное образовательное пространство в современном мире» (г. Стерлитамак, 2005), «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (г. Пенза, 2005), «Дальний Восток: наука, экономика, образование, культура в XXI веке: опыт, прогноз» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2005); на Всероссийских научно-практических конференциях: «Культура педагогического труда в XXI веке» (г. Хабаровск, 2004), «Высшая педагогическая школа в период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2004), «Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования» (г. Оренбург, 2005), «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (г. Москва-Челябинск, 2005), «Актуальные проблемы науки в России» (г. Кузнецк, 2005), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2005), «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (г. Томск, 2005); на региональной научно-практической конференции «Человек, общество и культура: проблемы исторического развития» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2005).

Практические рекомендации используются в учебном процессе занятий по физическому воспитанию ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре

13 государственный педагогический университет», «Комсомольского-на-Амуре металлургического техникума», МОУ СОШ №18 г. Комсомольска-на-Амуре.

Основные положения работы нашли свое отражение в статьях и тезисах автора по проблеме исследования (17 наименований) и двух учебно-методических изданиях.

Организация исследования. Основной экспериментальной базой явился ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». Всего в экспериментальной работе приняло участие 902 человека. Исследование проводилось с 2001 по 2006 годы и включало следующие этапы:

Первый этап - поисковый (2001-2002 гг.) - определялись теоретические аспекты проблемы, осуществлялся аналитический обзор и обобщение научно методической литературы по проблеме исследования.

Второй этап - теоретико-экспериментальный (2002-2003 гг.) — начало опытно-экспериментальной работы, поиск путей развития этнической толерантности у студентов технического вуза, апробация технологий игровой деятельности и методики проведения занятий с использованием игрового метода в системе занятий по развитию этнической толерантности студентов, создание учебно-методического материала.

Третий этап - заключительный (2003-2006 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление и обобщение полученных результатов, внедрение в практику научно-практических и методических рекомендаций, публикация итогов исследования, издание учебно-методической литературы, оформление диссертационного исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 221 источников, 13 приложений, 24 рисунков и 5 таблиц. Основной текст изложен на 164 страницах.

class1 ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА class1

Историко-философские основы и сущность понятия толерантности

В начале XVIII-ro века понятие толерантности (от лат. «tolerantia»), отождествляемое в то время с понятием «терпимость», было достаточно новым. До этого изначально латинское «tolerantia» имело то же значение, что и русское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI века. Потом в силу социокультурных и политических факторов происходит лексическая эволюция, которая в течении одного-двух столетий приводит к утверждению особого понятия «терпимость» как понятия из лексикона гражданского общества [149, С. 14].

Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVII-XVIII века. Значительный вклад в разработку оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения, деятели эпохи Просвещения, мыслители Немецкой классической философии.

Важную роль в развитии философии толерантности сыграл английский мыслитель Д. Локк (1632-1704) и его «Письма о веротерпимости» (1689, 1692) где философские и политические позиции определили его отношение к религии. Автор выступает за самую широкую веротерпимость, а также за полное невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Локк рассматривал естественное состояние общества как естественное состояние равенства. Люди в естественном состоянии «свободны, равны и независимы». Ограничивает свободу человека лишь естественный закон, который гласит: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье либо имуществе» [114, С. 129]. А. Коллинз (1676-1729) в своих сочинениях «Рассуждение о свободомыслии» (1713) и «Исследование о человеческой свободе» (1715) обосновал неотъемлемое право каждого человека думать свободно, потому что это «...самый верный и самый лучший путь нахождения истины». Свобода мысли была для Коллинза основой человеческой добродетели и выступала гарантом защиты от жестокости религиозных фанатиков, от кровавых битв, духовного опустошения [87, С.238].

В 60 - 80-е годы XVIII века защитником демократических традиций выступал приверженец политических и гражданских свобод Д. Пристли (1733-1804). Согласно его мнению, наиболее совершенная политическая свобода существует там, где все люди пользуются одинаковыми политическими правами, вплоть до права занимать высшие государственные посты [87, С.240].

Основы человеческой нравственности в понимании толерантности усматривал К. Шефсбери (1671-1713). Он считал, что злоба, коварство, мстительность и т.п. - все это противоестественные, не соответствующие «природе человека» аффекты. Они не только наносят вред людям, но и делают несчастными и одинокими тех, кто ими наделен [87, С.241].

Французские философы XVIII в. продолжили работу по утверждению принципов толерантности, начавшуюся в эпоху Возрождения. Самым последовательным критиком религиозного фанатизма и защитником толерантности был Вольтер (1684-1772). В «Философских письмах» (1733) он снискал себе славу резкой критикой устоев феодального общества, вел философскую полемику с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критиковал ни одну конкретную религию, но показывал, что все верования должны иметь возможность для выражения, при этом отмечал, что «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах» [50, С.387]

Методология и методика исследования

Важнейшую методологическую основу исследования составляют принципы системности (понятия и явления рассматриваются как звенья одной общности, одной системы), ставшие традиционными научными установками полноценного исследования.

Принцип системного подхода является многоуровневым анализом, позволяющий построить целый ряд описаний: личность с точки зрения конкретных групп, группы с точки зрения конкретных личностей, личность с точки зрения конкретного «другого» и самого себя [208]. Лучше всего это достигается путем применения в исследовании совместных методик. Это позволит «объединить в одном подходе и преимущества нормативных стандартизованных и индивидуально-определенных описаний личности и проанализировать взаимоотношения между ними» [208, С.25].

Нам представляется, что с общенаучной точки зрения наше исследование должно быть в идеале ориентировано на принцип системности с использованием структурного и комплексного подходов.

Решая педагогические проблемы, мы сталкиваемся с проблемами психологическими, ибо эта связь традиционна [115]. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что «...если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, узнать его во всех отношениях» [199, С. 15]. Стержнем воспитания личности, которая «социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования», основываясь на деятельностном подходе, может стать организация совместной деятельности, сотрудничество между людьми, увеличение возможности выбора человеком тех или иных форм деятельности [115, С. 132].

В большинстве работ по проблеме этнической толерантности [7, 29, 150, 171 и др.] отмечается, что её понимание может быть только при изучении человека как целостности. В нашем исследовании мы рассматриваем человека, который принадлежит одновременно образовательной среде, среде своих интересов, социальной и культурной среде. Взаимодействуя в каждой из сред, он (человек) приобретает, теряет, проявляет различные качества. «Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления - этнической вариативности личности», отмечает Г.У. Солдатова [189, С.53].

Данная проблема рассматривается нами на стыке психологии человека и теории и методики физического воспитания. Психология позволяет понять процесс развития человека, социального взаимодействия и научения, выявить состояния зависимости и агрессивности, определить моральные установки. Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности явилась культурно - историческая концепция изучения психических явлений теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского [52, 111, 173], когнитивного направления в теории личности Дж. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер [90, 208] системного подхода в понимании единства и взаимосвязи физического и духовного начал в развитии человеческой личности Б.Г. Ананьева, В.И. Ильинича, М.Я. Виленского [4, 39, 44, 86] и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А.Г. Асмоловым [8].

В качестве определенного способа проведения исследования, диктуемого как особенностями изучаемого объекта, так и характером конкретных задач нами был использован следующий комплекс методов исследования:

1. Теоретический метод;

2. Анализ и обобщение литературных данных;

3. Педагогическое наблюдение;

4. Анкетирование, беседы, опрос;

5. Методика Т. Лири;

6. Метод репертуарных решеток;

7. Метод «градусник»;

8. Педагогический эксперимент;

9. Математико-статистическая обработка.

В выборе методик тестирования мы учитывали особенности психодиагностики людей студенческого возраста. Поскольку большинство студентов высших учебных заведений, особенно на первых курсах, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование проводилось с учетом правил, применяемых как для детей раннего юношеского возраста, так и для взрослых людей.

Анализ показателей и уровней этнической толерантности студентов технического вуза

По остальным осям отмечается критичность по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, при этом наблюдается ответственность по отношению к людям, бескорыстность и отзывчивость. Также отмечается присутствие эгоистических черт, ориентация на себя, склонность к соперничеству, а противоположное значение вектора октанты характеризует о наличии конформности и вежливости.

В отношении студентов к представителю своего народа (рис. 3) отмечается уровень дружелюбия выше среднего значения, что характеризует склонность к сотрудничеству и кооперации к представителям своего народа. Однако уровень агрессивности к представителям своего народа выражается в вышесреднем значении. Близки к среднему значению такие характеристики как критичность, соперничество, настойчивость, ответственность, доброта, уступчивость, отзывчивость. Сравнение профилей дискограмм 1 и 2 (рис. 4) дает основание полагать, что в отношениях студентов «этнос - этнос» складываются средние значения уровня этнической толерантности.

Анализируя профиль, обобщенных субъективных представлений студентов о другом этносе, отмеченный на дискограмме 4 (рис. 5), в частности, о представителе коренных народов Дальневосточного региона (на примере нанайца), мы видим, что большинство опрошенных считают характерной чертой этого этноса подчиняться более сильному без учета ситуации, проявление застенчивости, слабовольности, пассивности. Тенденции к послушности и боязливости, неумение проявлять сопротивление. В то же время присутствуют такие характеристики как упрямый, упорный, настойчивый. Незначительно обозначено значение уровня афессивности. При этом высоко отмечается проявление теплоты и дружелюбия в отношениях с людьми, склонность к сотрудничеству.

Похожие диссертации на Развитие этнической толерантности студентов технического вуза средствами физического воспитания