Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе Калугина, Наталья Андреевна

Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе
<
Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калугина, Наталья Андреевна. Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Калугина Наталья Андреевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 510 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-13/24

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, изменяет систему целеполагания обучения и содержания профессионального образования, усиливает личностную ориентацию в содержании и технологиях, творческой и развивающей направленности.

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания условий для формирования личности будущего профессионала, его творческих способностей, воспитания у него трудолюбия и нравственности, в формировании психологической готовности к осуществлению социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества; воспитание ответственности, коммуникабельности и толерантности при переходе к информационному обществу, предусматривающих значительное расширение межкультурного взаимодействия; в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также сотрудничеству; в готовности к непрерывному повышению квалификации, воспитанию навыка профессиональной мобильности. Образовательные учреждения в области искусств, особенно в области музыкального искусства, все активнее приступают к организации педагогического процесса, направленного на личностно-профессиональное развитие студентов.

Изучение личностных особенностей как в теоретическом, так и в эмпирическом плане позволяет на сегодняшний день выделить профессионально значимые качества специалистов музыкальной сферы искусства. Особое место занимают свойства личности студентов музыкальных специализаций, которые направлены на развитие активности молодого человека с учетом специфики эмоциональной сферы психики.

Музыкальное образование исторически основывается на психолого-педагогических направлениях профессиональной подготовки: 1) связано с возрастными особенностями освоения музыкального искусства и личностной сферой музыканта; 2) заключается в необходимости учета широкого культурного влияния на личность будущего специалиста, базирующегося на гармоничном сочетании собственно музыкальной, психолого-педагогической подготовки, направленной на формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта. Определение значимости психолого-педагогической подготовки в профессиональном становлении личности приобретает на сегодняшний день особое значение.

В арсенале практической психологии и общей педагогики накоплено достаточно теоретически и эмпирически обоснованных средств, методов,

методик, педагогических технологий. Адекватное использование материалов данных дисциплин позволяет развивать, направлять и даже корректировать различные проявления личностного развития студентов музыкальных специализаций, направлять формирование самопознания на осознание собственного стилевого своеобразия (например, адекватность самооценки, выделение индивидуальных стилевых проявлений, умение регулировать эмоциональные состояния), способствовать личностному росту, саморегуляции на основе психолого-педагогической подготовки.

В соответствии с вышеизложенным был выявлен ряд противоречий, выступивших объективными предпосылками для проведения исследования между:

- необходимостью оптимизации процесса психо лого-педагогической подготовки студентов музыкальной специализации: личностной активизации, саморегуляции и недостаточным учетом этих факторов в условиях профессиональной подготовки;

музыкально-творческим развитием личности будущего педагога-музыканта и недостаточным использованием содержания, форм и методов психолого-педагогической подготовки, способствующих в условиях музыкального образования влиянию на осознание индивидуальных проявлений личности с учетом формирования индивидуального стиля будущего специалиста, его направленности на успех.

Актуальность обозначенной проблемы, ее практическая значимость, выявленные противоречия определили тему исследования «Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе».

Степень научной разработанности проблемы. В основании работы положены системный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы, благодаря которым изучен и обобщен научный материал ряда наук о человеке, среди них: философия, культурология, психология, педагогика (общая и музыкальная).

Основой исследования послужили идеи философов античности Сократа, Платона, Аристотеля о природе целостного человека и феноменов его внутреннего существования, сохраняющих эту целостность и представляющих посредством рефлексии. Особое методологическое значение имели труды Г.-В.Ф. Гегеля, И. Канта, Д. Локка. Так, например, акт «облечения в слово» у Г.-В.Ф. Гегеля доступен только тому, кто пережил содержание непосредственно, определяет готовность будущего педагога-музыканта на основе рефлексивной деятельности к переживанию готовности принять, выслушать, понять другого.

Рассмотрение особенностей формирования знаний опиралось на идеи Р. Декарта, Г. Лейбница, М.С. Кагана, К. Маркса. Изучение понятия «успех» определялось историческим анализом положений М. Аврелия, Г. Гоббса, Д. Локка; отечественного философа Вл. Соловьева.

Постижение знания предполагало анализ понимания в качестве его
необходимого условия и средства. Изучение данного направления отражается в
работах отечественных философов - С.Л. Франка, Б.А. Аветисян,

Е.К. Быстрицкого, Б.С. Грязнова и В.Н. Садовского, А.А. Ивина.

Будущий педагог-музыкант - творческий человек, который развивается в творчестве и в музыкальной деятельности. Творчество - это специфичная деятельность, анализ его влияния на личность и проявления волновали умы многих ученых - В.И. Андреева, Н.А. Бердяева, А. Камю, П.М. Якобсона.

Системное миропонимание, стремление к целостному постижению
исследуемого феномена было одной из позиций отечественных философов -
А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Л.С. Выготского, Н.Ф. Федорова,

П.А. Флоренского.

С позиций изучения мотивации активности имели значение работы
психологов, изучающих деятельностный подход, - А.Ф. Лазурского,
А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Петровского,

Н.Ф. Добрынина; как особенность в творческой деятельности активизация представлена в работах Н.В. Рождественской.

Большое значение имели работы отечественных психологов,
рассматривающих механизмы формирования понимания и знания, -
Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,

А.А. Леонтьева, Г.Л. Тульчинского, С.С. Гусева, Е.А. Савиной.

Активизация познавательной деятельности в системе психолого-
педагогического знания определяло влияние самопознания на уровень
рефлексивной деятельности, формируя рефлексивность личности как
психологическое новообразование. Психологический анализ проводился на
основе работ С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской,

Н.В. Маркелова, К.К. Платонова, В. Франкла, Г.А. Тульчинского, А. Маслоу,
К. Роджерса. Аспект развития рефлексивной деятельности в онтогенезе
представлен в работах В.В. Давыдова, З.А. Зака, Е.И. Исаева,

В.И. Слободчикова, В.А. Якунина.

Индивидуальный стиль деятельности как психологическое понятие, опирающееся на понятие индивидуальность, включало в свою структуру целую систему понятий, изучению которых уделили внимание многие отечественные ученые: B.C. Мерлин, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.К. Осинцев, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, М.Р. Щукин, И.С. Кон, Л. Дорфман, В.К. Калин, большое значение для выделения компонентов индивидуального стиля деятельности имели работы представителей зарубежных психологических школ Р. Бернса, У. Джеймса, К. Роджерса, К. Хорни.

Анализ уровней развития рефлексии основывался на взглядах З.А. Зака, Д.А. Леонтьева, Н.И. Семенова, В.И. Слободчикова, СЮ. Степанова, Ж. Пиаже.

Активизация познавательной деятельности как педагогической проблемы представлена в работах Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной,

И.Т. Огородникова, З.Ф. Чехловой, Е.И. Щербаковой. С позиций разработки целей и условий познавательной активности мы опирались на работы Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова, Н.А. Менчинской.

Представление о принципе активного развития личности формировалось
на основе изучения взглядов М.М.Бахтина, Д.Дьюи, психологов -

Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтис; педагогов - Р.А. Низамова, Н.Д. Никандрова, Н.А. Половниковой, М.Н. Скаткина.

Личностно-ориентированный подход как ведущий при психолого-педагогической подготовке будущих педагогов-музыкантов изучался на основе положений психологов В.А. Петровского, И.С. Якиманской; как отдельные положения рассматривались теории на основе работ культурологов и ученых в области музыкальной педагогики - В.И. Горлинского, Л.С. Зориловой, Б.Н. Целковникова, педагогов Н.А. Алексеева, Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, В.В. В.А.Жилина, Т.Э. Тютюнниковой, при изучении современного состояния -Э.Б. Абдуллина, М.Л. Семенихиной, Г.М. Цыпина.

Развитие личности человека невозможно без учета детерминант развития личности. Изучение влияния на человека культурного наследия основано на трудах А. Моля, А. Швейцера. Проблема становления человека, двойственности его существования определялось в работах Н.А. Бердяева. С.Л. Франк указывает на необходимость принятия связи между мирами: духовное бытие является основанием для бытия телесного. М.М. Бахтин утверждал наличие в жизни человека пространственно-временных и содержательно-смысловых аспектов. Духовная культура современного общества имела огромное значение при смыслонаполнении воспитательного процесса будущего педагога-музыканта. С этой целью изучались работы Г.М. Цыпина, Э.Б. Абдуллина, А.А. Аронова, А.И.Арнольдова, Л.С. Зориловой, И.А. Ильина, Б.М. Целковникова, А.И. Щербаковой.

Дидактика высшей школы изучена на основе работ Л.М. Архангельского, В.П. Беспалько, М.Г. Гарунова, М.А. Данилова, А.Г. Казаковой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, М.Н. Скаткина, Л.Ф. Спирина, Л.М. Фридман, В.И. Черниченко.

Педагогический аспект профессиональной подготовки основывался на трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, В.И. Горовой, А.Я. Данилюка, О.В. Долженко, И.П. Подласого, В.М. Розина, Л.С. Жарковой, B.C. Садовской, В.А. Сластенина.

Поиску организации системы, анализу возможных структурных
компонентов, изучению их свойств способствовали работы В.Г. Афанасьева,
В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, A.M. Моисеева, В.А. Сластенина,

Ю.П. Сокольникова, Л.Ф. Спирина, П.И. Третьякова, Л.С. Подымова, М.М. Поташника, И.М. Титовой, Т.И. Шамовой, Э.Г. Юдина, аспектам проектирования психолого-педагогической подготовки - Е.И. Исаева.

Изучение социального заказа и современные требования к подготовке будущих педагогов-музыкантов с позиции компетентностного подхода основывались на работах Б.С. Гершунского, И.А. Зимней, В.В. Серикова, концепции содержания образования - В.И. Горовой.

Вопросам профессионального музыкально-педагогического образования посвящен ряд работ Г.М. Цыпина, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, И.В. Арановской, Б.В. Асафьева, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Козлова, Т.А. Колышевой, Б.Д. Критского, Л.С. Майковской, В.В. Медушевского, Л.А. Рапацкой, А.С. Петелина, А.В. Тороповой, Б.М. Целковникова и др.

Современное состояние влияний педагогического процесса на развитие личности, духовное становление будущего педагога-музыканта мы рассматривали на основе исследований И.В. Арановской, О.А. Блоха, Л.С. Зориловой, Н.И. Козлова, Т.А. Колышевой, В.Г. Кузнецова, Б.Д. Критского, Л.С. Майковской, И.А. Медведевой, И.Н. Немыкиной, А.И. Николаевой, Л.А. Рапацкой, А.В. Тороповой, А.И. Щербаковой, Б.М. Целковникова, А.П. Юдина.

На сегодняшний день уже определились тенденции изучения взаимосвязи предметов «Психология» и «Педагогика» в единой системе воздействия на образовательный и воспитательный процессы в профессиональном образовании (Б.А. Авитесян, Л. Витгенштейн, Л.П. Качалова, А.Н. Крутский, Е.А. Савина).

Смысловая значимость личностных качеств для будущих педагогов-
музыкантов изучалась на основе исследований Г.М. Цыпина,
Э.Б. Абдуллина, Б.М. Целковникова, А.И. Щербаковой, Л.С. Майковской.

Как показывает проведенный анализ научных трудов и диссертационных исследований, разработка проблем профессиональной подготовки студентов определяет развитие личности с позиций влияния музыкальной деятельности. Мы в своей работе представляем современные психологические и педагогические технологии активизации личностного роста молодого человека, которые используются как дополнительный потенциал образовательного процесса, со-творческой деятельности студента и преподавателя не только специальных дисциплин, но и преподавателей блока общих психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта. Целенаправленная работа педагога, преподающего дисциплины психологии и педагогики в единой системе влияния с учетом именно личностных особенностей будущего педагога-музыканта, позволяет студенту на основе рефлексивной деятельности развиваться как творческой личности и наиболее эффективно подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании научной концепции, имеющей методологические, теоретические и методические основы, направленной на создание системы психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе,

предполагающей активизацию их познавательной деятельности,

формирование индивидуального стиля деятельности, личностной направленности на успех.

Объект - профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.

Предмет - процесс психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать авторскую концепцию психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

  2. Обосновать педагогическую систему психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

  3. Раскрыть содержание понятия «психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций» и основных составляющих педагогической системы.

  4. Разработать дидактическую модель психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

  5. Изучить состояние психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

  6. Разработать и апробировать экспериментальную методику психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

  7. Дать сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

Основные концептуальные положения конкретизируются в гипотезе исследования.

Профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций будет осуществляться более эффективно при условии: создания концепции психолого-педагогической подготовки на основе систематизации научно-методологических подходов, где целеобразующим элементом выступит личностно-ориентированный подход, предполагающий активное личностно-профессиональное становление будущего педагога-музыканта; создание педагогической системы, ориентированной на выполнение социального заказа психолого-педагогической подготовки: формирование активной личности в условиях социально-культурной, профессионально-творческой, музыкально-педагогической деятельности; практическая реализация системы психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций будет осуществляться посредством дидактической модели, которая на основе этапов (пропедевтический, рефлексивно-творческий, личностно-смысловой) будет влиять на активизацию познавательной деятельности, направленности на

формирование индивидуального стиля деятельности и успешную реализацию личности с учетом совокупности личностных, когнитивных, музыкально-деятельностных, социально-коммуникативных аспектов развития. Методологическую основу исследования составили:

философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, развитии личности и определяющей роли деятельности в этом процессе;

общефилософский подход на основе трудов Д. Локка, И. Канта, Г.-В.Ф. Гегеля, Р. Декарта, Г. Лейбница, отечественного философа Вл. Соловьева; ученых рубежа XIX-XX вв. - Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка; деятелей XX столетия - М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева;

труды педагогов Я.-А. Коменского, А. Дистервега, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского; дидактика высшей школы (И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова);

педагогические системы с позиций системно-деятельностного подхода авторов В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, A.M. Моисеева, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Л.Ф. Спирина, П.И. Третьякова, Л. С. Подымова, М.М. Поташника, И.М. Титовой, Т.П. Шамовой, Э.Г. Юдина;

методология исследований гуманистической, личностно-ориентированной направленности современного образования (В.В.Краевский, Ю.К.Бабанский).

Теоретическим основанием послужили:

ряд теоретических положений психологии творчества (труды В.И. Андреева, А. Камю, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона, Н.В. Рождественской), психологии самосознания (труды Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В. В. Сто лина, К. К. Платонова), положения ведущих психологов и педагогов о развитии личности специалиста, психологических основах ее формирования (труды Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Н.Н. Нечаева); об индивидуальном стиле деятельности (труды B.C. Мерлина, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, М.Р. Щукина, Л. Дорфмана), анализ системно-деятельностного подхода к комплексному изучению сложных социальных, в частности педагогических систем (труды В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Г.Л. Ильина, И.Я. Лернера, А.И. Пискунова, М.Н. Скаткина, А.И. Субетто и др);

теория познания, влияние деятельности на развитие личности, ее становление в истории человечества, сформулированные в работах психологов К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, С.Л. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, М.Р. Щукина;

компетентностная парадигма профессионального образования, разрабатываемая в рамках Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годы»; теории личности Р. Бернса, К. Хорни, К. Роджерса, У. Джеймса; теория этапов формирования личностно-смысловой обусловленности рефлексии, разработанная СЮ. Степановым, И.Н. Семеновым; психологии смысла, представленной в работах Д.А. Леонтьева; теория индивидуального стиля деятельности, разработанная B.C. Мерлиным и его учениками; теория мотивации успеха, разработанная X. Хекхаузеном;

современные подходы в педагогике высшей школы, посвященные профессиональной подготовке специалистов в сфере искусств и культуры, определяющие теории профессионального самоопределения личности в творческой деятельности Т.И. Баклановой, В.А. Волобуева, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, B.C. Садовской, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова и др.;

теории развития черт личности в условиях влияния музыкального искусства Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушинского, Г.М. Цыпина, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, И.В. Арановской, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Л.С. Зориловой, О.А. Блоха, Н.И. Козлова, Т.А. Колышевой, В.Г. Кузнецова, Б.Д. Критского, Л.А. Рапацкой, А.С. Петелина, Б.М. Целковникова, А.И. Щербаковой, А.В. Тороповой, Л.С. Майковской и др.

Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач требовали применения адекватных методов исследования. Так как проблема исследования носит комплексный характер и рассматривается с различных аспектов, целесообразно выделить следующие группы: 1. Теоретические методы включили:

изучение и обобщение специальной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования;

сравнительный анализ, позволяющий обрабатывать научные материалы, выявить содержание и особенности изучаемых дефиниций, предопределить построение методики и ход экспериментальной работы;

переход от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, который применялся в процессе выявления основных понятий исследования, а также в процессе перехода от теории к практике;

обобщение положительного педагогического опыта;

разработка эмпирического инструментария (анкет, опросников, определение критериев анализа).

2. Эмпирические методы:

наблюдение, опросы (беседа, анкеты, интервью), изучение продуктов деятельности, дискуссии, тренинги, деловые игры, создание проблемных ситуаций, психологическое консультирование;

изучение и обобщение педагогического опыта, программ и методов практического обучения и психологической поддержки, на основе которых были определены наиболее эффективные методы педагогического воздействия на личность студента, в процессе исследования применялись разработанные автором опросники: анкета для студентов музыкальных специализаций, опросник «Влияние психолого-педагогической подготовки на профессиональное становление педагогов-музыкантов», опросник выявления уровня активности студентов музыкальных специализаций в вузе; методика выявления уровня позитивного самоотношения «Что мне нравится во мне»;

а также апробированные и применяемые в психолого-педагогических исследованиях методики психологической диагностики: «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» В.М. Русалова, методика «Диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности» А.В. Карпова и В.В. Пономаревой, методика «Линия горизонта» к проблеме постановки художественной задачи А.А. Мелик-Пашаева, «Методика изучения ценностных ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании ценностей, «Методика измерения уровня тревожности Спилберга - Ханина», опросник «Способность к саморазвитию» Т.И. Шамовой, методика стиля саморегуляции «ССП-98»;

педагогический эксперимент, который включил констатирующий, формирующий и контрольный этапы (сравнение результатов осуществлялось внутри экспериментальных групп и в сопоставлении с контрольной группой);

математическая обработка эмпирических данных, полученных в результате применения психологических методик и анкет: корреляционный анализ и анализ на основе процентного соотношения.

Базой исследования послужили: Московский государственный университет культуры и искусств, Хабаровский государственный институт искусств и культуры, филиал ХГИИК г. Благовещенска, филиал ХГИИК г. Южно-Сахалинска; Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (г.Улан-Удэ).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа (2001-2010 гг.):

На первом этапе (2001 - 2003 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории, исследованиях по изучению особенностей проявления рефлексивной деятельности, изучению возможных путей влияния психолого-педагогических знаний на профессиональное становление будущих педагогов-музыкантов в вузе культуры и искусств, отмечены противоречия при подготовке. Были разработаны инструментарий и методика исследования, уточнена проблема и сформулирована авторская гипотеза. Особое внимание автор уделила изучению методики преподавания

психологии и педагогики, осуществляя наблюдение за процессом подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах культуры и искусств. На основании работы, которая проводилась в форме лекционных, семинарских, практических занятий, при психолого-педагогической подготовке был проведен констатирующий эксперимент на основе пилотажного исследования взаимосвязи позитивного самоотношения, самооценки и индивидуальной меры развития рефлексии.

На этом этапе практически началась разработка авторской методики преподавания дисциплин психолого-педагогической подготовки будущего педагога-музыканта с учетом выделения особенностей личности студентов музыкально-педагогических факультетов. Было выявлено на основе наблюдения и педагогического опыта автора, что формирование направленности на активизацию познавательной деятельности, индивидуального стиля деятельности и личностной направленности на успех являются эффективными условиями педагогического влияния. Разработка психолого-педагогических условий на основе анализа педагогической деятельности позволила выделить факторы, внешние и внутренние механизмы профессионального и творческого становления личности студентов музыкальных специализаций, определить основные направления дальнейшего исследования.

На втором этапе исследования (2003 - 2005 гг.) была разработана научная концепция, имеющая методологические, теоретические и методические основы, которая позволила подготовить и провести эмпирическую часть исследования: выявить особенности личности будущего педагога-музыканта, включение в технологии педагогического влияния содержание знаний, умений и навыков с учетом влияния творчества, музыки как ценностных ориентиров образовательного процесса. С этой целью в 2003 - 2007 гг. был проведен опрос студентов. Всего участвовало 739 студентов 4-5 курсов из разных вузов, среди них: Хабаровский государственный институт искусств и культуры - 446 респондентов (60,3 % от общего числа опрошенных); филиал ХГИИК г. Благовещенска - 143 респондента (19,3 % от общего числа опрошенных); филиал ХГИИК г. Южно-Сахалинска - 25 респондентов (3,3 % от общего числа опрошенных); 50 студентов Московского государственного университета культуры и искусств (6,7 %), Кемеровский государственный университет культуры и искусств - 38 респондентов (5,1 % от общего числа опрошенных), Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (г. Улан-Удэ) - 37 респондентов (5,3 % от общего числа респондентов),. Экспериментальная работа на этом этапе, кроме опроса, включила исследование взаимосвязи позитивного самоотношения личности студентов музыкальных специализаций, самооценки и индивидуальной меры развития рефлексии.

Эмпирическое исследование проходило на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры. В педагогическом эксперименте участвовали две группы испытуемых: контрольная (состояла из 38

студентов первого курса музыкального отделения филиала Хабаровского
государственного института искусств и культуры в г. Благовещенске);
экспериментальная (состояла из 54 студентов первого курса музыкальных
специальностей Хабаровского государственного института искусств и культуры).
При осуществлении эксперимента было проведено целенаправленное создание
психолого-педагогических условий в рамках преподавания дисциплин психолого-
педагогического цикла («Психология и педагогика»), практикумов
(«Самопознание», «Психология художественного творчества», «Развитие
стрессоустойчивости учителя музыки»), спецкурсов («Формирование

индивидуального стиля деятельности будущего учителя музыки», «Психология личностной успешности»), направленных на формирование знаний, умений и навыков с учетом влияния музыкального искусства на осознание ценности себя, позитивного самопринятия, активизации личностного развития, саморегуляции и самопознания:

включение рефлексивных тренингов на семинарских и практических занятиях, направленных на включение рефлексивного механизма самопознания-самопринятия-саморегуляции-самореализации в условиях музыкального искусства, самопознание индивидуального своеобразия у студентов музыкальных специализаций;

целенаправленная работа во время психологических практикумов, включающих методы психологической диагностики, психологического воздействия, влияющих на осознание собственного индивидуального стиля, соотнесение индивидуального своеобразия с собственными стилевыми проявлениями в музыкальном искусстве, определение взаимосвязи и более эффективного использования личностных ресурсов в педагогической, творческой, исполнительской профессиональной деятельности;

системное воспитательное воздействие на личность будущего педагога-музыканта как творческой личности, развивающейся в условиях влияния музыкального искусства, определяющее пути активизации саморазвития и личностной направленности на успех.

Теоретическое исследование включило разработку проблем изучения и формирования индивидуального стиля деятельности будущего педагога для сферы музыкального искусства; создание обобщенной модели структуры индивидуального стиля исходя из своеобразия музыкального творчества и творческой личности.

Результаты этого этапа: основные идеи автора использованы в подготовленной кафедрой педагогики и психологии ХГИИК программе по общей психологии (2003 г.), нашли отражение в монографии «Индивидуальный стиль в профессиональной подготовке специалиста художественного профиля» (2005 г.).

На третьем этапе исследования (2005 - 2007 гг.) была проведена констатирующая диагностика, направленная на выявление результатов педагогического воздействия на основе предметов «Психология и педагогика»,

практикума «Самопознание» на формирование мотивации усвоения знаний об индивидуальном стиле деятельности у студентов, которые к этому времени переходили уже на третий курс Хабаровского государственного института искусств и культуры (экспериментальная группа) и филиала ХГИИК г. Благовещенска (контрольная группа). На третьем курсе на основе предметов «Психология художественного творчества», спецкурса «Формирование индивидуального стиля деятельности будущего учителя музыки» проводилось целенаправленное педагогическое воздействие на формирование индивидуального стиля деятельности. На основе рефлексии, направленной на самопознание, студенты музыкальных специализаций выделяли умения и навыки, позволяющие самостоятельно определять стилевое своеобразие как отличительное, индивидуальное.

Результаты этого этапа - получение результатов эмпирического исследования; разработка программы дисциплины «Психология художественного творчества»; изучение психолого-педагогических особенностей - нашли свое отражение в монографии автора «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя музыки» (2006).

На четвертом этапе исследования (2007 - 2010 гг.) подведены результаты констатирующего и контрольного этапов психолого-педагогического эксперимента.

Как условие успешной деятельности выступала эмоциональная саморегуляция личности будущего педагога-музыканта. С целью развития саморегуляции личности был проведен практикум «Развитие стрессоустойчивости учителя музыки», а затем прочитан спецкурс «Психология личностной успешности», закрепляющий этап формирования рефлексивной деятельности личности в условиях музыкального искусства. Для студентов музыкальных специализаций выделяются различные варианты копинг-стратегий, умения и навыки, позволяющие будущему специалисту самостоятельно применять полученные знания для успешной самореализации в условиях профессиональной деятельности.

Были определены основные результаты исследований, получившие свое отражение в диссертационном исследовании «Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе» и учебных пособиях для студентов вузов искусства и культуры «Рефлексивный механизм формирования индивидуального стиля личности будущего специалиста культуры» (2006), «Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего специалиста социально-культурной сферы» (2007).

Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена адекватностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, обоснованностью исходных теоретических и практических подходов к изучению проблемы исследования, реализацией их на теоретическом и

практическом уровнях, доказательностью полученных данных,

применением комплекса методов, соответствующих объекту исследования, практической значимостью полученных результатов, их репрезентативностью, сопоставлением их с теоретическими выводами и наблюдениями. Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Разработана концепция психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, в содержании которой заложена интеграция следующих составляющих: активизация познавательной деятельности, направленность на формирование индивидуального стиля исполнительства и педагогического мастерства будущих специалистов, успешную их реализацию, с определением содержания, форм и методов обучения, видов деятельности приобретения знаний, умений и навыков, формирования качеств и свойств личности будущего педагога-музыканта, способствующих повышению качества образования, общей психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, что обусловило создание нового направления исследований прикладного характера в области педагогики профессионального образования.

  2. Обоснована целостная система психолого-педагогической подготовки, включающая содержание и компоненты: деятельностный (формирование мотива и удовлетворение потребности личности в профессиональной деятельности на основе освоения знаний, умений и навыков, способствующих развитию познавательной активности, направленности на индивидуальный стиль деятельности и на успех, т.е. формирование профессиональных компетентностей); содержательно-личностный (присвоение студентом системы знаний, успешное освоение которых влияет на познавательную активность, направленность на индивидуальный стиль деятельности и на успех, т.е. педагогических компетенций личности); личностно-результативный (готовность будущего педагога-музыканта к успешной деятельности в педагогической и исполнительской деятельности на основе личностных умений и навыков, саморегуляции, составление жизненных стратегических планов, преобразование смыслообразующих составляющих личностной направленности на успех в любой жизненной ситуации, т.е. формирование личностных компетентностей).

Определены наиболее эффективные педагогические условия реализации психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций: организационно-педагогические, направленные на управление психолого-педагогической подготовкой; личностно-рефлексивные, определяющие особенности самопознания личности студентов и развития их творческого потенциала; психолого-педагогические, учитывающие выделение специфики влияния музыкального искусства на личность будущего педагога-музыканта.

3. Расширен понятийно-терминологический аппарат за счет уточнения
понятий, раскрытие которых позволило выявить специфику эмоциональной
регуляции взаимосвязи индивидуального и личностного уровней стилевых

проявлений, что предопределило необходимость развития позитивного
самоотношения как личностного образования и выделить аспекты

педагогического влияния на личность студента музыкальной специализации в условиях психолого-педагогической подготовки: активизация познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций - как личностное образование, которое формируется на основе системы психолого-педагогического знания, направленного на самопознание (индивидуальных особенностей, выделение эмоционального фактора, эстетического отношения к миру и культуре, осознание ценности творчества) с учетом влияния музыкального искусства; индивидуальный стиль деятельности студентов музыкальных специализаций -устойчивая система взаимодействия всех индивидуальных (скорость, выносливость, переключаемость нервных импульсов и т.д.) и личностных (мировоззренческие позиции, самооценка, саморегуляция и т.д.) образований -который способствует формированию у студентов музыкальных специализаций представлений о своих индивидуальных возможностях, умениях и навыках успешной реализации в педагогической и музыкальной деятельности; направленность на успех - личностное образование будущего педагога-музыканта, включает формирование позитивного самоотношения и целеполагания, принятие смыслообразующих ценностей (культуры, искусства, творчества, музыки), личностной активности и владение способами эмоциональной регуляции (копинг-стратегиями поведения, релаксацией, аутотренингом) как психологических феноменов самосознания личности студентов музыкальных специализаций. Аспект выделения феномена творческой реализации в сознании студентов музыкальных специализаций связан с формированием внутренней мотивации на успех.

4.Разработана дидактическая модель, представляющая теоретическую и практическую части реализации системы психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, направленная на усвоение систематизированных знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии, освоение новых технологий в условиях профессиональной подготовки, в содержании которой: выделены этапы (пропедевтический, рефлексивно-творческий, личностно-смысловой), последовательность введения спецкурсов, практикумов, психологических тренингов, целью которых является развитие рефлексивной деятельности личности данного возраста с учетом влияния музыкального искусства; разработано эффективное содержание, практические задания в спецкурсах, практикумах, позволяющие студентам музыкальных специализаций овладеть профессиональными навыками как будущим педагогам и повысить свой уровень владения технологиями (саморегуляции, стрессоустойчивости, копинг-стратегии, релаксации); на основе уточненных понятий «активизация познавательной деятельности», «индивидуальный стиль деятельности», «направленность на успех» определены этапы рефлексивного механизма развития личности будущего педагога-

музыканта: самопознание - самопонимание - позитивное

самопринятие-самореализация.

  1. Изучено состояние психо лого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе, и ее особенности (недостаточный уровень развития личностной рефлексии, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, неустойчивая система ценностей), что позволяет разработать более эффективную концепцию, направленную на становление будущего педагога-музыканта.

  2. Разработана и апробирована экспериментальная методика психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, основанная на синтезе современных технологий педагогики и психологии, привлечения знаний, умений и навыков, позволяющих студенту в условиях психолого-педагогической подготовки целенаправленно развиваться как активной успешной личности, выделяющей стилевое своеобразие в педагогической и исполнительской деятельности; в практику организации методики введен опыт развития рефлексивной деятельности личности на основе теорий отечественной психологической школы, позволяющий выделить условия личностного и профессионального становления студентов музыкальных специализаций и получивший дальнейшее развитие в определении этапов (пропедевтического, личностно-творческого и личностно-смыслового) и содержания организации педагогического сопровождения в процессе психолого-педагогической подготовки. В исследовательской работе представлен диагностический инструментарий, соответствующий современным требованиям профессиональной педагогики: критерий ценностного отношения к творчеству, культуре, музыке как показатель нравственно-эстетического развития личности, активизации познавательной деятельности; критерий позитивного самоотношения как показатель личностного умения выделять индивидуальное своеобразие студентов музыкальных специализаций; критерий сформированности у студентов музыкальных специализаций направленности на успешную реализацию личностного потенциала через показатели самооценки, саморазвития и тревожности.

7. Проведен сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики, который позволил выявить влияние психолого-педагогической системы подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе, способствующей развитию конкурентоспособной, творческой личности будущего специалиста, владеющего психо лого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, подтверждающими ее компетентность в осуществлении успешной педагогической и исполнительской деятельности, преобразовывающей окружающую действительность и себя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что авторская концепция психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе вносит реальный вклад в развитие профессиональной

педагогики и отражает переход от парадигмы формирования специалиста к парадигме активного развития личности, конкурентоспособного педагога и музыканта, направления которой задаются на основе взаимосвязанных составляющих: активизация познавательной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности и направленности на успех, что способствует выделению аспектов влияния знаний, формируемых умений и навыков предметов психологии и педагогики на активное развитие личности, ее рефлексивной деятельности, направленности на образование личностно значимых ориентиров. Разработанная концепция психолого-педагогической подготовки может служить методологической основой для дальнейшей разработки проблем воспитания личности будущего педагога-музыканта.

Обоснованы психолого-педагогические условия образовательного процесса профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций, направленные на развитие рефлексивного механизма с учетом личностных проявлений в музыкальной деятельности: самопознание - самопонимание -позитивное самопринятие-самореализация.

Самостоятельное научное значение имеет спроектированная и реализованная дидактическая модель психо лого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций, способствующая на основе предметов педагогики и психологии созданию целостного восприятия организации образовательного процесса, направленной на поступательное развитие рефлексивной деятельности студентов в условиях влияния музыкального искусства. На основе формирующего эксперимента внедрения дидактической модели психолого-педагогической подготовки будущего педагога-музыканта обоснована интенсификация и эффективность образовательного процесса через составляющие направлений: активизация познавательной деятельности, направленность на формирование индивидуального стиля деятельности и на успешную профессиональную реализацию как условий влияния педагогического воздействия на самосознание личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и научно обоснована комплексная система согласованного управления образовательного процесса в рамках психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе.

Исследование носит практико-ориентированный характер:

- материалы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях и представлены в программе и методических материалах курсов «Педагогика и психология», «Психология художественного творчества», спецкурсов «Формирование индивидуального стиля деятельности будущего учителя музыки», «Психология личностной успешности», а также практикумов «Самопознание», «Развитие стрессоустойчивости учителя музыки» в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, внедрены в практику филиалов ХГИИК г.

Благовещенска и Южно-Сахалинска, в системе повышения квалификации педагогов-музыкантов Хабаровского края;

представлено эффективное содержание предметов психологии и педагогики, спецкурсов «Формирование индивидуального стиля деятельности будущего учителя музыки», «Психология личностной успешности», а также практикумов «Самопознание», «Развитие стрессоустойчивости учителя музыки». Спецкурсы и практикумы включают теоретическое и практическое содержание, изложение эффективной системы тренингов и упражнений, позволяющих развивать личностную позицию при активизации познавательной деятельности, формировании индивидуального стиля деятельности, направленности на успех;

применительно к музыкальной педагогике разработаны составляющие формирования личностной успешности будущего педагога-музыканта с учетом особенностей эмоциональной саморегуляции в исполнительской и педагогической деятельности;

психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе может быть учтена в Государственном стандарте профессиональной подготовки специалистов в области музыкального искусства.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств.

Основной базой для апробации начиная с 2001 года служит музыкально-педагогический факультет Хабаровского государственного института искусств и культуры, где автором в течение восьми лет проводился эксперимент на нескольких курсах, а также филиалы ХГИИК в гг. Благовещенске и Южно-Сахалинске.

Материалы исследования нашли свое отражение в монографиях: «Индивидуальный стиль в профессиональной подготовке специалиста художественного профиля» (ХГИИК, 2005), «Рефлексивный механизм формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего специалиста культуры» (ХГИИК, 2006), «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя музыки» (ХГИИК, 2006); учебных пособиях: «Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего специалиста социально-культурной сферы (рекомендовано УМО 053100 - социально-культурная деятельность (МГУКИ, 2007), «Психолого-педагогические основы формирования личностной успешности» (ХГИИК, 2007); в программах практикумов «Самопознание» (ХГИИК, 2006) и «Развитие стрессоустойчивости учителя музыки» (ХГИИК, 2007); ряде статей в журналах, рекомендованных ВАК (7 публикаций, общий объем 3,5 п.л.).

Апробация результатов исследования проходила на различных уровнях системы профессионального образования: 2004 год - межрегиональный научно-практический семинар Хабаровского краевого института повышения

квалификации педагогических кадров; чтение курса лекций в данном вузе при проведении курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов Хабаровского края; 2006 - 2007 г. - на межвузовских научно-практических конференциях «Вокальное образование XXI века» института музыки Московского государственного университета культуры и искусств, «круглом столе» лаборатории инновационных процессов в современном музыкальном искусстве и образовании (г.Москва) «Художественное образование на современном этапе: образовательные параллели» (31 марта 2010 г.), также на научно-практических конференциях российского, краевого и городского уровней (г. Москвы, Улан-Удэ, Благовещенска, Хабаровска). Положения, выносимые на защиту:

  1. Авторская концепция психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций отражает содержание и организацию профессиональной подготовки, которая основывается на комплексе методологических подходов, направленных на активизацию развития личности (системный, деятельностный) в условиях образовательного процесса с учетом потребностей будущего специалиста (личностно-ориентированный), готовых к успешной профессиональной самореализации (компетентностный); концепция характеризуется как открытая целостная система, интегрирующая внешние и внутренние ресурсы личности на основе составляющих педагогического процесса: активизацию познавательной деятельности, направленности на формирование индивидуального стиля деятельности и успешную реализацию личности.

  2. Психолого-педагогическая система подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе представляет собой процесс, динамичность и эффективное управление которым обеспечивается: реализацией цели; структурными компонентами (деятельностным, содержательно-личностным, личностно-результативным); созданием условий (организационно-педагогических, личностно-рефлексивных, психолого-педагогических);

3. Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных
специализаций определяется с позиции авторской концепции как целостная
система взаимосвязанных составляющих: активизация познавательной
деятельности
студентов определяется мотивацией приобретения психолого-
педагогического знания, формирования самопознания, выделения
индивидуальных проявлений, особенностей эмоционального развития личности
музыканта, эстетического отношения к культуре, осознание ценности музыки,
творчества, духовного влияния музыкального искусства на самосознание;
индивидуальный стиль деятельности для будущих специалистов представляет
собой устойчивую систему взаимодействия всех индивидуальных (скорость,
выносливость, переключаемость нервных импульсов и т.д.) и личностных
(мировоззренческие позиций, самооценка, саморегуляция и т.д.) образований,
способствующих формированию умений и навыков выделять индивидуальное

своеобразие в условиях педагогической и исполнительской деятельности, в стиле организации музыкального коллектива и др.; направленность на успех студентов музыкальных специализаций понимается как выделение феномена творческой реализации в сознании будущих специалистов, на основе формирования внутренней мотивации на успешное осуществление профессиональной деятельности, самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания системы целеполагания, принятия смыслообразующих ценностей (искусства, творчества, культуры, музыки), личностной активности, владения способами эмоциональной регуляции (копинг-стратегиями поведения, релаксацией, аутотренингом) как психологическими феноменами самосознания личности.

4. Реализация данной концепции предусматривает построение развернутой
дидактической базы для моделирования процессов профессионально-творческого
становления студента музыкальных специализаций как индивидуальности, как
субъекта учебной деятельности; создание системы учебных курсов по
теоретическим и прикладным вопросам; включение диагностических и
коррекционно-развивающих технологий.

Дидактическая модель психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в соответствии с данной концепцией опирается на единство предметов педагогики и психологии, направленных на формирование рефлексивного механизма: самопознание - самопонимание - позитивное самопринятие-самореализация студентов музыкальных специализаций на основе: целостного представления о составляющих психолого-педагогической системы подготовки (активизация познавательной деятельности, направленность на становление индивидуального стиля деятельности и на успех в условиях музыкальной деятельности); разработанных и представленных в соответствии с формированием рефлексивной деятельности личности студентов этапов учебного процесса (пропедевтический, рефлексивно-творческий, личностно-смысловой); эффективного содержания, позволяющего будущим педагогам-музыкантам овладеть не только профессиональными навыками, но и повысить свой уровень владения психологическими технологиями (саморегуляции, стрессоустойчивости, копинг-стратегии, релаксации) в своей педагогической и исполнительской деятельности.

5. Психолого-педагогические особенности, выявленные в процессе изучения
учебно-воспитательного процесса в вузе, наряду с традиционными (выбор
музыкального образования на основе осознания музыкальных способностей;
механизм самопознания основывается на сравнительном анализе с другими),
включают недостаточный уровень развития рефлексии, повышенную
тревожностью, неадекватную самооценку, неустойчивую систему ценностей, учет
которых необходим для проектирования эффективной психолого-педагогической
подготовки студентов музыкальных специализаций и практики реализации
образовательного процесса.

6. Динамичность, упорядоченность, соподчиненность,

единство и целостность психолого-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций составляют основу авторской методики: выделенные составляющие психолого-педагогической подготовки (активизация познавательной деятельности, направленность на индивидуальный стиль деятельности и на успех); практика организации условий личностного и профессионального становления студентов музыкальных специализаций, определяющие содержание, организацию педагогического сопровождения в условиях психолого-педагогической подготовки; разработанные этапы развития рефлексивного механизма личности студента с учетом влияния музыкального искусства (пропедевтический, личностно-смысловой и личностно-результативный); разработанное содержание лекционного материала психолого-педагогической подготовки, в которые включены идеи, взгляды, суждения лучших представителей философии, педагогики, представителей музыкального искусства. Содержание материала позволяет активизировать познавательную деятельность, выделить умения и навыки успешного самоопределения и определения индивидуального стилевого своеобразия на основе рефлексивного механизма); совокупность психологических технологий, способствующих профессиональному становлению студентов музыкальных специализаций на основе овладения комплекса компетентностей в области активного присвоения знаний выделения индивидуального своеобразия и стратегии успешной реализации личностного потенциала.

7. Сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики психолого-педагогической подготовки, основанный на критериях и разработанном диагностическом инструментарии, доказывает, что взаимовлияние составляющих: активизации познавательной активности, направленности на формирование индивидуального стиля деятельности и на успех в учебном процессе способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, 12 параграфов, заключения, списка литературы и 14 приложений.

Похожие диссертации на Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе