Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Шилова Ольга Евгеньевна

Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств
<
Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шилова Ольга Евгеньевна. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:07-13/714

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в контексте профессиональной подготовки в вузе 20

1. Арт-менеджмент как учебная дисциплина в структуре профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций 20

2. Специфика освоения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций 46

Глава II. Оптимизация методики изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций 61

1. Методика изучения арт-менеджмента в современной профессиональной подготовке студентов в вузе культуры и искусств 61

2. Экспериментальная методика изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций 75

3. Модель современного специалиста-музыканта, арт-менеджера 112

Заключение 126

Список использованной литературы 133

Приложение 151

Введение к работе

экономическими, культурологическими изменениями происходящими в нашей стране. В духовном обновлении российского общества возрастает роль культуры, музыкального искусства, где главная роль принадлежит творчески развитому человеку. Наша страна обладает огромным потенциалом музыкальной культуры. Однако вследствие недостатка эффективных методик вовлечения людей в мир прекрасного, формирования у них эстетических представлений, отсутствия последовательной просветительской политики у многих нет соответствующей нравственно-эстетической ориентации в искусстве и потребности следовать культурным традициям. Не все могут ориентироваться в новых современных культурных проблемах, позволяющих не только творчески подходить к социальным явлениям, но и управлять их дальнейшим развитием. Особую роль в этом процессе играет музыкальное искусство, которое способствует формированию духовного мира личности, ее творческого потенциала,

эмоционально-волевой сферы, развитию познавательной и деловой

і активности и т.п.

Современная музыкальная деятельность обширна и многообразна, она

не только сохраняет свои традиционные особенности, но и требует

грамотного управления, экономического сопровождения в условиях

рыночной экономики, умения противостоять жесткой конкуренции, без чего

в современном мире не выживет даже самый высококвалифицированный

музыкальный коллектив. Только благодаря синтезу творческого и

управленческого подходов к музыкальной деятельности в самом широком

смысле слова можно донести до слушателей подлинную красоту творений

великих мастеров как прошлого, так и современного музыкального

искусства. А они, в свою очередь, оказывают сильнейшее благотворное

влияние на эстетическое, духовно-нравственное состояние людей,

способствуют раскрытию их творческих возможностей, помогают понять

4 истинно прекрасное не только в музыке, но и в действительности. Сегодня необходим такой специалист, который способен не только профессионально разбираться в музыкальном искусстве, но и помочь другим воспринимать ценностно-смысловое содержание того или иного музыкального произведения, эффективно организовать деятельность коллектива музыкантов, собственную деятельность или деятельность отдельного исполнителя. От современного специалиста требуются профессиональные знания в области арт-менеджмента, маркетинга, помогающие в организации и участии в театрализованных представлениях и концертах, проведении фольклорных праздников.

В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой современного специалиста - музыканта, состоявшегося как творческая личность, владеющего в то же время в полном объеме знаниями, умениями и навыками социально-психологического, экономического управления творческими процессами, необходимыми для эффективной организации музыкальной деятельности.

С этой целью необходимо организовать эффективную систему профессиональной подготовки арт-менеджеров в области музыкального искусства. Исследование показало, что в отрасли культуры и искусства наблюдается острая нехватка таких специалистов, которые смогли бы наладить взаимоотношения музыкального коллектива с соответствующими общественными и административными структурами, от позиций которых зависит финансирование отрасли, контакты с меценатами и спонсорами, заинтересованными в судьбах отечественного музыкального искусства.

Необходимость обучения студентов музыкальных специализаций арт-менеджменту обусловлена социальными проблемами, а именно: повышением эстетических, нравственных, патриотических, духовных потребностей широкого круга слушателей и способов их реализации. Современному дирижеру оркестра или руководителю хорового коллектива недостаточно создать коллектив и профессионально его подготовить. Ему необходимо

5 донести свою «продукцию» до слушателей, создать культурное пространство, вовлечь людей в культурно-творческую деятельность, т.е. уметь осуществлять менеджерскую деятельность в области искусства.

Являясь организатором и руководителем коллектива, выпускник вуза далеко не всегда представляет, что в практической деятельности он столкнется с множеством проблем, среди которых, помимо решения сугубо хозяйственных задач - приобретения музыкальных инструментов, концертной одежды, обуви, - организация концертно-исполнительскоЙ деятельности, поиск средств финансирования коллектива, пропаганда своей «продукции».

Опрос студентов музыкальных специализаций различных вузов России показал, что они ощущают недостаток знаний в области управленческо-экономической деятельности, особенно те, которые работают руководителями музыкальных коллективов.

В результате сегодня можно наблюдать противоречие между характером учебной подготовки и реальной профессиональной деятельностью специалиста в области музыкального искусства.

Анализ учебных планов указанных специальностей показал, что только по специальности «Дирижирование» в учебном плане в цикле общепрофессиональных дисциплин предусмотрены курсы «Менеджмент» и «Маркетинг» как дисциплины по выбору студентов в объеме 70 часов (из них аудиторных - 34 час, форма отчетности - контрольный урок).

Исходя из «Требований к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы выпускника» (Государственный

образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства) «осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, профессиональную специфику...» нами была разработана программа курса «Музыкальный менеджмент» для студентов специальности

«Народное художественное творчество», специализации «Академический хор» квалификации «Художественный руководитель академического хора»; специальности «Дирижирование», специализации «Дирижирование народным хором», квалификации «Руководитель народного хора (ансамблем)»; специальности «Инструментальное исполнительство», специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты», квалификации «Дирижер духового оркестра)).

Осмысление накопленного опыта, изучение учебно-методической документации, анализ функционирования музыкальных коллективов определили основную проблематику настоящего исследования.

Актуальность данной темы обусловлена противоречиями между потребностью в специалистах, владеющих знаниями, умениями и навыками в области арт-менеджмента, и недостаточностью их получения в условиях профессиональной подготовки, а также неразработанностью методики изучения арт-менеджмента в вузах культуры.

Степень разработанности проблемы. Рассматриваемая в диссертации проблема в той или иной степени являлась предметом научного исследования в философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике.

Для нашего исследования важным являются взгляды и положения о человеке как субъекте и объекте социального развития, саморазвития и деятельности. В философии проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, ИЛ.Ильина, В.В.Розанова

Вопросы философии образования разрабатывались Б.С. Гершунским,
В.Д. Шадриковым, Ю.Г. Щедровицким. Раскрывая воспитательную
деятельность как многоуровневое полиструктурное образование, В.Д.
Шадриков определил в ней такие уровни, как личностно-целевой,
компетентно-целевой, индивидуально-психологический и

психофизеологический, а в генезисе (процессе развития) психологической

7 системы воспитательной деятельности выделил формирование мотивов профессиональной деятельности.

Значение и место культурологических процессов в системе образования представлены в работах А.А. Аронова, А.И. Арнольдова, З.А. Баллера, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, В.М. Межуева, А.Я. Флиера и др.

Личность как самостоятельный субъект познания, труда и общения рассматривалась такими учеными, как А.В. Брушлинский, С.А. Рубинштейн, ГО.А. Стрельцов. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.

Социологический аспект проблем образования представлен в работах А.А. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, ММ. Поташника.

Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.А. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т, Шацкий и др.

Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность индивида влияют полярные силы: внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и др. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльковин внесли свой вклад в теорию развивающего обучения.

Идеи личностного образования, связанные с адекватными представлениями человека о себе, других людях, особенностями межличностных взаимоотношений, творчества, развития, самореализации, разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.А. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.

Большое внимание проблемам высшей школы, перспективам ее развития уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, СИ. Архангельского, Т.И. Баклановой, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального

образования - К.Я. Гальперина, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.В. Занкова, А.Г. Казаковой, Н.В. Кротовой, Н.П. Лапшина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина, B.C. Садовской, Н.А Слядневой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова.

Выбор содержания образования, адекватного профессиональной деятельности, представлен в работах СВ. Сидоренко. Особенности формирования знаний, умений, навыков специалиста как необходимых условий обучения, приближенных к практике, теорию управления познавательной деятельностью раскрывают в своих работах Н.Ф. Талызина, Н.В. Кузьмина.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.Ф. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности в процессе педагогической деятельности.

Современными педагогами (В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.Ф. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др.) разработаны общие основы педагогической технологии в системе образования.

И.Ф. Исаев рассматривал педагогическую технологию как целостный процесс организации деятельности педагогов и обучающихся, направленный на совместные решения образовательных задач. Он выделил в структуре педагогической технологии такой элемент, как технология педагогической деятельности, включающий совокупность приемов и способов целостной учебно-воспитательной деятельности преподавателя. В.И. Боголюбов, анализируя зарубежные и отечественные источники, показал динамику развитая представлений о педагогической технологии: от «технологии з образовании» - к «технологии образования» - и в итоге к «педагогической технологии». Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, проблемного обучения, коммуникативные и др. П.И.

9 Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры. А.Г.Казакова рассматривала педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов.

О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, инструментальные и методологические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.

Для нашего исследования большое значение имеют теоретические и практические положения менеджмента в трудах зарубежных авторов: М. Альберта, Б.Бермана, М. Вудкока, М. Мескона, Дж.Эванса, Ли Якокки, Ф. Котлера, Д. Френсиса.

Изучению особенностей менеджерской деятельности, условий и факторов достижения в ней успеха посвящены труды Е.М. Борисовой, В.А. Карпова, А.А. Ситникова и др.

Управленческую деятельность раскрывали исследователи О.С Виханский, А.И. Наумов, Р.Л. Кричевский и др.

Ситников А.П. выделил гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский компоненты менеджерской деятельности, которые целостно используются при осуществлении всех функций менеджмента.

Проблемам подготовки менеджеров посвящены работы B.C. Весника, Е.И. Ждановой, Е.В. Клеппер, B.C. Кабанова, М.М. Лебедевой и др.

Проблемам подготовки музыкальных просветителей, пропагандистов музыкального искусства, посвящены труды Б.В. Асафьева, О.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского. Вопросы профессиональной музыкальной подготовки в вузе освещены в трудах Б.В. Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, О.А.Блоха, С.Л. Гинзбурга, Л.С.

10 Зориловой, Н.А. Дощечко, М.Т. Картавцевой, В.Г. Кузнецова, Г.М. Цыпина и

др..

С развитием шоу-бизнеса встал вопрос о подготовке кадров для этой сферы деятельности. СВ. Иванов в своей диссертации исследовал проблему обучения студентов вузов культуры менеджменту музыкального шоу-бизнеса. Проблемам персонального менеджмента в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта посвящено исследование Т.П.Житеневой. А.К. Акчурина разработала систему обучения экономистов-менеджеров промоутерству в шоу-бизнесе.

Повышение менеджерской подготовки для туристического бизнеса исследовали в своих диссертационных работах М.Г. Воронцова, Г.Н. Лаврова, Л.П. Овчинникова, И.В. Черниченко и др.

Формированию профессионально-управленческой направленности мышления, компетентности менеджеров социально-культурной деятельности посвящены исследования А.В. Асаиновой, Л.Н. Сидельникова, Е.В. Чижиковой; профессиональной подготовке менеджеров в процессе освоения конфликтологии - К.О. Староверовой; подготовке менеджеров для некоммерческого сектора - М.С. Латкова.

Анализ перечисленных источников свидетельствует о недостатке работ, посвященных изучению арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в процессе их профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.

Цель исследования - выявить дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций вузов культуры и искусств и разработать эффективную методику его освоения, объединяющую творческие и управленческие начала профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной сферы.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования - теоретико-практический процесс выявления дидактических особенностей изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций будет более эффективным, если содержание дисциплины «арт-менеджмент», базируясь на фундаментальных знаниях общенаучных и специальных дисциплин, будет комплексно объединять управленческие и творческие компоненты профессиональной подготовки современного музыканта.

Задачи исследования:

- раскрыть современное содержание арт-менеджмента, формирующего
управленческо-творческие знания, умения и навыки будущих специалистов;

- выявить дидактические особенности изучения арт-менеджмента
студентами музыкальных специализаций;

разработать и апробировать экспериментальную методику изучения арт-менеджмента, опирающуюся на систему практических заданий, способствующих развитию управленческо-творческих умений студентов;

- обосновать эффективность предложенной методики изучения арт-
менеджмента и разработать рекомендации по её применению;

- сконструировать модель современного специалиста-музыканта в области
арт-менеджмента.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские концепции, связанные с ведущей ролью деятельности в развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики, общенаучные принципы деятельности ого и личностно-ориентированного подходов к изучению педагогических явлений, идеи о творческом развитии личности Вл. Соловьева, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, философские основы образования Б.С. Гершунского, общие основы теории управления, труды Н.В.Кротовой, Е.И. Ждановой, Н.П. Лапшина, Н.А. Слядневой, общенаучные принципы деятельностного и личностно-

12 ориентированного подходов А.Н.Леонтьева, А.Д. Жаркова, А.Г.Казаковой, а также концепция личностно-ориентированного обучения, разработанная Ш.А. Амонашвили, теории управления познавательной деятельностью Н.Ф. Талызиной и поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, положение о целостности образовательного процесса, которое обусловлено целостностью личности студента и реализуется, в частности, через единство процессов обучения, воспитания и развития личности (положение Е.В. Бондаревской), теория содержания образования, предложенная В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, И.К. Журавлевым, Л.И. Зориной, теория развивающего обучения Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Замкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

В процессе исследования значительную роль играли труды, связанные с творческой деятельностью, среди которых: работы Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, исследования в области музыкального искусства Б.В. Асафьева, А.Ф. Лосева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.С. Зориловой, А.С. Соколова, Г.М. Цыпина, Т.Г. Мариупольской, Е.Б.Долинской, И.В. Казуниной; научные труды, посвященные профессиональной подготовке специалистов в области культуры и искусства А.А.Аронова, А.Я. Айзенберга, Т.И. Баклановой, Ю.А. Стрельцова, Л.С. Жарковой, Н.В.Кротовой, В.В. Волобуева, Ю.С. Савельева, В.П. Подвойского, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других.

В процессе проведения исследования использовались теоретические и эмпирические методы.

Теоретические методы исследования включали:

- изучение и анализ научной литературы по философии, психологии,
социологии, культурологии, педагогике, экономике, менеджменту и
маркетингу.

методы синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления различных точек зрения ученых.

Эмпирические методы исследования включали:

- наблюдение; беседы;

анкетирование студентов;

опрос посетителей музыкальных программ;

изучение и анализ стандартов и учебных планов по специальностям «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»;

метод моделирования как элемент педагогического проектирования.

педагогический эксперимент, включающий исследования конкретных педагогических ситуаций (разработка и апробация учебной программы «Музыкальный менеджмент»);

-диагностику профессиональной подготовленности студентов музыкальных специализаций в области арт-менеджмента;

- сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих
эффективность проведенной экспериментальной работы.

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Казанская государственная академия культуры и искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств . В этих вузах проводилось исследование по теме: «Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств». Общее количество опрошенных студентов составляло - 323 человека. Помимо этого, в процессе исследования были опрошены руководители хоровых и оркестровых коллективов - 15 человек и посетители музыкальных программ - 204 человека. Исследование проводилось в течение пяти лет и включало три этапа исследования.

Этапы исследования. На первом этапе ("2001-2002 гг.) анализировалась литература по философии, культурологи, социологии, психологии, педагогике, экономике, истории и теории менеджмента, определялся понятийный аппарат, объект и предмет, цели и задачи исследования, гипотеза, изучался учебно-воспитательный процесс в вузах культуры и искусств, выявлялись дидактические особенности как

14 профессиональной подготовки студентов в целом, так и изучения арт-менеджмента.

Второй этап (2003-2004 гг.) был посвящен разработке методики изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций. Осуществлялось наблюдение за процессом профессиональной подготовки студентов, определялась подготовленность студентов музыкальных специализаций по социально-экономическим и специальным дисциплинам Для этого проводился опрос студентов Московского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной академии культуры и искусств, Челябинской государственной академии культуры и искусств, обучающихся по специальности «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство». Было опрошено 323 человека, из них на наше предложение изучать менеджмент музыкального искусства в системе профессионального образования откликнулись 145 человек: среди них - руководители оркестров народных инструментов (33 человека), руководители академического хода (35 человек), дирижеры духового оркестра (36 человек), руководители народного хора (41 человек).

Проводилась разработка «Программы курса арт-менеджмента для студентов музыкальных специализаций» в рамках учебного плана вуза. Программа включала историко-теоретический анализ менеджмента, определение сущности менеджмента, его цели, функций, направлений деятельности, требования к личности менеджера музыкального искусства.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) в Московском государственном университете культуры и искусств был осуществлен педагогический эксперимент по внедрению эффективной методики обучения студентов по арт-менеджменту и проверке усвоения программы курса. Для этого:

выявлялся исходный уровень имеющихся знаний, умений и навыков студентов музыкальных специализаций в области арт-менеджмента (экспериментальной и контрольной групп);

осуществлялось формирование знаний, умений и навыков, объединяющих творческие и управленческие компоненты в процессе изучения содержания курса и выполнения творческих ситуативных задач;

проводился сравнительный анализ эффективности

экспериментальной методики по разработанным показателям.

На этом этапе осуществлялось оформление исследования, обрабатывались, обосновывались его выводы и результаты.

Научная новизна заключается втом, что: - в процессе исследования уточнено понятие «арт-менеджмент» как многопланового содержательного явления, раскрывающее определенный специфический вид управленческой деятельности, включающее организационно-управленческий, культурологический, информационно-коммуникативный, творческо-исполнительский компоненты, позволяющие обеспечить жизнедеятельность музыкального коллектива;

выявлены дидактические особенности изучения арт-менеджмента, сочетающие формирование как общетеоретических знаний, умений и навыков в области арт-менеджмента, так и творческих направлений применения этих знаний в условиях практической деятельности музыканта;

определен синтез психолого-педагогических и экономических факторов практической деятельности музыканта - арт-менеджера, вюіючающий работу над музыкальным произведением, поиск высокохудожественного репертуара, доступного для исполнителей и слушателей, формирование творческого микроклимата музыкального коллектива, раскрытие творческого потенциала, имиджа как отдельного музыканта, так и коллектива в целом, а также пропаганда музыкальных продуктов и услуг, позиционирование, промоутерство, фандрайзинг, спонсорство, меценатство и др.

разработана эффективная методика изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций, предполагающая использование интерактивных форм и методов обучения (деловые и ситуационные игры,

диспуты, тренинги), рключающая систему заданий по арт-менеджменту, содержание которых опирается на систему знаний, умений и навыков специальных дисциплин.

разработана модель специалиста-музыканта в области арт-менеджмента, сочетающая следующие структурные компоненты различных видов деятельности: руководителя музыкального коллектива, педагога, исполнителя-музыканта, аналитика, стратега, маркетолога, промоутера, фандрайзинолога, предпринимателя. Теоретическая значимость заключается в том, что:

В диссертационном исследовании рассмотрено содержание
профессиональной подготовки студентов по специальностям
«Дирижирование», «Народное художественное творчество»,

«Инструментальное исполнительство» в вузах культуры и искусств с позиций современных требований целостного творческого подхода к формированию личности, когда общий творческий уровень подготовки определяет направленность изучения и освоения всего цикла дисциплин. В результате у будущего специалиста формируются устойчивые знания, умения, навыки, позволяющие эффективно «творить по законам красоты» и функционировать в современном социокультурном пространстве.

Рассматривая проблему освоения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств, в диссертации выявлены и обобщены дидактические особенности, которые представлены в виде взаимодополняющего творческого и управленческого комплекса, направленного на формирование специалиста, что послужило основанием для создания модели. Ее содержание представляет целостную картину практической деятельности современного музыканта - арт-менеджера.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором диссертации разработана программа курса «Музыкальный менеджмент», которая апробирована в вузах культуры и искусств Москвы, Казани, Челябинска.

Разработанная автором методика изучения арт-менеджмента апробировалась на занятиях со студентами музыкальных специализаций (специальности «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»)

Основные идеи, положения, методические рекомендации, сделанные в диссертации, могут быть использованы в системе среднего и высшего профессионального образования, а также в системе дополнительного профессионального образования для написания диссертационных работ, связанных с профессиональной подготовкой специалистов - музыкантов в целом, а также в процессе подготовки арт-менеджеров в сфере театрального и хореографического искусств.

Материалы, представленные в исследовании, могут быть использованы для разработки учебных курсов, программ, окажут пользу преподавателям в подготовке к лекциям, семинарам и другим формам учебно-воспитательной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-
методологической обоснованностью исходных позиций , разнообразием
источников научной информации, адекватных логике настоящего
исследования, включающего теоретическую разработку проблемы, а также
апробацией экспериментальной методики, анализирующей

профессиональную подготовку студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств. Репрезентативность исследования обеспечивалась масштабом опрошенных студентов различных регионов России, изучением практики, опросом руководителей функционирующих коллективов и посетителей музыкальных мероприятий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на различных научно-практических конференциях в процессе изложения основных положений и выводов исследования.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в Московском, Челябинском, Казанском вузах культуры и искусств,

18 о чем свидетельствуют «Акты о внедрении». В них говорится о том, что предложенная автором исследования программа «Музыкальный менеджмент» успешно применяется в учебном процессе на кафедрах музыкального образования названных вузов.

Материалы исследования отражены в 5 публикациях автора, в том числе в журнале «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств» (2006, №3).

На защиту выносятся следующие положения:

I .Современная профессиональная подготовка музыкантов в вузах культуры и искусств не может осуществляться без глубокого и всестороннего изучения арт-менеджмента. Опережающее развитие будущего специалиста -арт-менеджера - залог успеха системы профессиональной подготовки в области музыкального искусства;

2.Арт-менеджмент - многоплановое содержательное явление,
обозначающее определенный специфический вид управленческой
деятельности, включающей организационно-управленческий,

культурологический, информационно-коммуникативный, творческо-исполнительский компоненты, обеспечивающие жизнедеятельность музыкального коллектива.

3. Дидактические особенности педагогического процесса изучения арт-менеджмента заключаются в выработке у обучающихся общетеоретических и практических управленческих знаний, умений и навыков, сочетающихся с творческой направленностью их применения в деятельности музыканта и музыкального коллектива.

4. Методика изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций предполагает использование интерактивных форм и методов обучения (деловые и ситуационные игр, диспуты, тренинги), включающие систему заданий, содержание которых согласуется с исполнительско-творческой деятельностью будущих специалистов. Оптимизация методики

19 обусловлена логикой построения учебного курса «Арт-менеджмент» с учетом изменений социально-экономической и культурной политики.

5. Модель музыканта - специалиста в области арт-менеджмента -выстраивается на основе сочетания структурных компонентов его практической деятельности как руководителя музыкального коллектива, педагога, исполнителя, аналитика, стратега, маркетолога, промоутера, фандрайзинолога, предпринимателя.

Арт-менеджмент как учебная дисциплина в структуре профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций

Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного процесса, в ходе которого разнообразные теории и школы обосновали принципы, цели и задачи, функции управления, механизмы и методы их реализации. Менеджмент устанавливает связи и объясняет природу управленческого труда.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого талант менеджеров, их способности применения знаний в практической деятельности.

Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успехов в управлении людьми в организациях, обеспечивать их развитие и достижения поставленных ими целей наиболее эффективными способами.

Одной из главных задач менеджмента является установление цели, ради достижения которой формируется, функционирует и развивается организация. В литературе она обозначается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия» организации.

В упрощенном понимании «менеджмент» - это умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент как научная дисциплина определился в середине XX века, однако его методологические истоки насчитывают тысячелетия. Процесс управления развивался с возникновением человеческого общества. Свидетельством тому являются дошедшие до нас античные источники: «Домострой» Ксенофанта, «Политика» Аристотеля, «О сельском хозяйстве» Колумелы и другие более поздние работы римлян, где излагаются правила и принципы управления, его юридические нормы (237, 12).

В средневековье основы управления описаны в трудах религиозных деятелей, монахов. В этот период управление не отвечало рыночным отношениям и наемному характеру труда. Возникли идеи о справедливом распределении и равенстве его участников. Утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн и др. пытались обосновать принципы и методы справедливого управления. «В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшая условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность...». Однако другие бизнесмены того времени «видели мало здравого смысла в реформах Оуэна» (210, 63).

Возникшие противоречия между собственниками средств производства и наемными рабочими обусловили необходимость совершенствования организации производственного процесса, обучения рабочих производственным приемов и методам выполняемой работы. Труд управляющего стал приобретать научный характер. Возник новый научный подход к управлению, получивший название «тейлоризм» по имени его основателя Ф. Тейлора, который разработал научные способы выполнения работ и трудовых операций. Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления. К. Маркс внес огромный вклад в методологические основы управления. В «Капитале» им рассмотрены вопросы процесса труда, стоимости рабочей силы, проблемы кооперации, разделения труда (202). В I томе «Капитала» автор разработал вопросы процесса труда, стоимости рабочей силы и разделения труда, проблему кооперации и т.д. Все проблемы касаются управленческого труда (237, 14). А. Файоль сформулировал уникальные по значимости принципы менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчинение личных интересов, вознаграждение персонала, централизация, склярная цепь, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. (309,21).

Специфика освоения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций

Музыкальный менеджмент - это реально сложноорганизованная система. Это не статическое образование, а чрезвычайно динамичная система, включающая сложные формы текущего функционирования. Анализ профессиональной деятельности дирижера, хормейстера позволил выделить такие виды их деятельности, как исполнительскую, маркетинговую, менеджерскую, промоутерскую, фандрайзинговую. Соответственно музыкальный менеджмент состоит из таких частей, как производственный менеджмент, маркетинг, фандрайзинг, промоутерство.

Под «производственным менеджментом» понимается руководство музыкальным коллективом, работа над созданием его «продукции» (репертуара), т.е. овладение специальностью дирижера, хормейстера.

Маркетинговое направление в арт-менеджменте решает задачу взаимоотношения музыкального коллектива с внешней средой (посетителями, слушателями, потребителями альбомов, дисков и т.д.), т.е. ориентации на рынок культурных услуг. Особенность осовения арт-менеджмента и заключается в том, что для дирижера, хормейстера важным является овладение не только умением профессионального руководства коллективом, но и навыками ориентации как во внешней, так и внутренней среде коллектива.

Английские ученые Гринли и Фоксел в понятие рыночной ориентации включили такие элементы, как ориентации на: клиентов, конкурентов, других участников рынка, сотрудников (261,3).

Ориентация на персонал является одним из главных факторов успеха на рынке, т.к. она основана на качестве продукта и услуг, а повышение качества, в свою очередь, положительно влияет на улучшение отношении с клиентами.

Интерпретируя данное положение применительно к маркетинговой деятельности музыкального менеджера, можно выделить психологические факторы, влияющие на удовлетворенность исполнителей путем выявления эффективных механизмов их мотивации. Качественные услуги (в нашем случае исполнительское мастерство) является одним из факторов спроса и, соответственно, расширения зрительской, слушательской аудитории -потребителей музыкальных носителей. Таким образом, маркетинг решает взаимозависимые задачи: экономическую и психологическую. Процесс создания музыкального продукта определяется равнозначным учетом потребностей клиентов и удовлетворением интересов членов коллектива.

Для эффективного развития музыкального коллектива необходимо умение проведения сбалансированной внешней и внутренней политики.

Следуя логике А. Маслоу о иерархии потребностей личности и используя методику И.В. Киреева (145, 33), нами была выстроена иерархия потребностей участников (исполнителей) музыкальных коллективов на основе их ответов.

Методика изучения арт-менеджмента в современной профессиональной подготовке студентов в вузе культуры и искусств

На сегодня в России приняты все концептуальные документы, определяющие основные пути развития российского образования. Это Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Национальная доктрина образования; Федеральная программа развития образования; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Эти документы определяют основные принципы развития и обновления российского образования. Во-первых, это системность российского образования на основе образовательных стандартов для всех уровней образования. Во-вторых, фундаментальность образования с учетом российских традиций глубокого естественнонаучного и математического образования. В-третьих, ключевая роль воспитания, в том числе патриотического, нравственного воспитания, гражданина для демократического общества на основе общечеловеческих ценностей.

Современное российское общество нуждается в специалистах как высокого профессионального уровня, так и в личностях, обладающих духовными и нравственными качествами, чувством гражданской ответственности.

На современном этапе развития отечественного образования акцент делается на оптимальном соотношении трех компонентов содержания образования: федеральном, региональном, вузовском.

Содержание образования и требования к системе подготовки специалиста определены Государственным образовательным стандартом.

Чтобы определить логику подготовки менеджера в системе профессионального образования, мы решали следующие задачи: уточнить специфику музыкального менеджмента, сформулировать квалификационные требования, предъявляемые к менеджеру музыкального коллектива.

При решении этих задач мы опирались на понятие менеджмента как научной дисциплины, рассмотренной нами в первом параграфе.

В основу концепции подготовки по арт-менеджменту в системе профессионального образования студентов музыкальных специализаций мы положили выработанные нами представления о специфике менеджерской деятельности руководителя музыкального коллектива и разработанные государственным стандартом требования к менеджеру.

Стандартом установлена область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления и соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления; управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной.

В государственном стандарте установлены требования к реализации знаний и умений в профессиональной практической деятельности менеджера по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (в области: философии, психологии, истории, культурологии, педагогики, социологии, политологии, права, филологии и физической культуры), по математическим и естественнонаучным дисциплинам (в области: математики и информатики, концепций современного естествознания), по общепрофессиональным дисциплинам, по специальным дисциплинам и по дисциплинам специализации.

Анализируя требования (иметь представления, знать, уметь, владеть) к циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», мы пришли к выводу, что в полном объеме целям менеджерского образования соответствуют «Психология и педагогика», «Социология», «Экономика», «Культурология», «Правоведение».

В течение последних тридцати лет, когда в педагогических исследованиях широко распространялся системный подход, было признано, что «педагогическая система обучения, а значит и методическая система, состоит из трех компонентов: целей обучения, содержания обучения, методов, форм и средств. Однако в последнее время многие ученые-педагоги отмечают недостаточность такого понимания педагогической системы и необходимость пополнения ее еще рядом компонентов, а именно принципы отбора содержание, его построения в соответствии с запросами практики и потребностями развития личности» (306, ІЗ).

К принципам и критериям отбора содержания относятся:

- принцип соответствия содержания требованиям развития общества;

- принцип единой содержательной и профессиональной стороны обучения;

- принцип гуманизации, демократизации содержания.

Содержание образования включает в себя основные понятия и термины; факты; законы; концепции; теории; способы деятельности; методы получения знаний.

В основу отбора содержания методики обучения арт-менеджменту нами выбраны универсальность, междисциплинарная кооперация общенаучных дисциплин и дисциплин экономико-управленческого и специального блоков, индивидуально-личностная ориентированность обучения.

Похожие диссертации на Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств